Они не могут избежать " мнения " , как это объясняет упомянутый старец Василий в предисловии к книге святого Григория Синаита, ссылаясь преимущественно на писания преподобных, этого Григория и Симеона, Нового Богослова. Признак вкравшегося " мнения " вынаруживается в подвижниках тем, когда они думают о себе, что проводят внимательную жизнь, часто от гордости презирают других, говорят худо о них, поставляют себя достойными, по мнению своему, быть пастырями овец и руководителями их, уподобляясь слепцу, берущемуся указывать путь другим слепцам [ 27 ]. Устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко, потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвою Иисусовою [ 28 ]. 2 Кор. I, 8, 9. 1 Кор. IV, 7. Матф. V, 3. 2 Кор. X, 4. 5. Фантазии. Подражание Фомы Кемпииского, книга 2, гл. 8. Подражание Фомы Кемпийского книга 3, гл. 1. Подражание, книга 3. гл. 3. 2 Тим. III, 8. На всеобщее обозрение. – Прим. сост. Лук. XVIII, 7. Житие Феофила, Пимена болезненного, Иоанна Многострадального. Патерик Печерский. Святой Исаак Сирский. Слово 55. Матф. IX, 17. Лук. XVIII, 11. Стран. XXXVII. " Подражание " при первоначальном появлении своем, было осуждено даже своей Латинской Церковью, и преследовалось Инквизицией. Преследование прекращено впоследствии, и обратилось в покровительство, когда усмотрено, что книга служит хорошим орудием для пропаганды в среде людей, утративших истинное понимание христианства и сохранивших к нему поверхностное отношение. Под именем папской пропаганды разумеется распространение того понятия о Папе, которое Папа желает внушить о себе человечеству, то есть, понятие о верховной, самодержавной, неограниченной власти Папы над миром. Пропаганда, имея это целью, мало обращает внимания на качество учения, преподаваемого ею, для нее на руку все, что содействует цели ее – даже вера во Христа без оставления веры в идолов. Галат. V, 24. Восторженное изречение произнесено на французском языке, столько способном для сцены: " Elle aimait Dieu avec passion; elle ne pemsait qu " a Dieu; elle ne voyait que Dieu; elle ne lisait que l " Evangile et l " Imitation qui est un second Evangile " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

С каких пор родители должны заботиться о воспитании детей? 27 июля; 7 декабря О воспитании детей в духе веры и благочестия, 16 сентября; 18 ноября Как воспитывали и учили своих детей древние христиане? 17 сентября Христианин должен любить врагов своих, 28 октября У кого искать помощи против врагов видимых и невидимых? 7 ноября О любви ко врагам , 27 декабря Спасительность мысли о Божием всемогуществе , 12 августа Против вспыльчивости , 25 сентября Христианская вера – неоцененное сокровище, 19 ноября Вера Христова истинна и животворна, 9 сентября Вера – основание любви к отечеству, 27 октября Что дала вера православная нашему отечеству? 15 июля На чем основана наша вера в Пресвятую Богородицу и почитание Ее? 1 октября Знаем ли мы, в чем состоит наша вера , и живем ли мы по ней? 27 июля Об истинных наставниках веры , которым христиане должны повиноваться, 5 октября Никогда не должно терять веры , 19 августа Всякий христианин может содействовать распространению св. веры , 29 июля Подвиг исповедания веры в наше время и в нашем отечестве, 20 сентября О сомнении в деле веры , 6 октября Какая причина отступления от веры у современных христиан? 27 ноября О плодах веры и неверия, 22 сентября О ревности по вере (урок из жизни свят. и чудотворца Николая), 6 декабря Бодрствуйте, стойте в вере (1 Кор. 16, 13), 19 ноября В христианской вере великое и неоцененное благо, 11 июля; 30 сентября Пребывайте в вере , 8 августа Имеем ли мы веру ? 12 июля; 13 августа Можно ли верить всякому сну? 24 ноября Что значит веровать во Христа Спасителя? 23 июля О значении ваий и возженных свеч в руках христиан в праздник Входа Господня в Иерусалим , приложение Правила благочестия, подаваемые жизнью св. Василия Великого , 1 января О повиновении властям , 26 апреля; 8 июня; 22 июня О благоговейном поведении христиан при водоосвящении , 5 января Для чего Господь вознесся на небо? Приложение Нужно отвыкать от земли и заранее возноситься на небо, приложение Грешно верить, что волшебники могут портить людей, 20 февраля

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Если цитату приводит священный, богодухновенный автор или Сам Господь Иисус Христос, то и тут не нужно успокаиваться на этом, но следует тщательно исследовать, приведены ли ими слова чужого автора ради доказательства, в подтверждение какого-либо положения или сказаны просто мимоходом, для пояснения своей мысли или ради ее отграничения. Например, употребления цитат Самим Иисусом Христом в проповеди па горе Блаженств (Мф. 5, 21–22, 27–28, 31–32, 33–34) и в назаретской синагоге (Лк. 4, 17–18, 21), всякому видно, разнятся сильно между собою. Параллелизм в собственном смысле. Так как каждое слово состоит из двух частей — внешней оболочки, самого слововыражения, и внутреннего ядра, его смысла и значения, то и параллелизм бывает двух видов: один определяется внешним сходством слов, а другой — сходственным содержанием мыслей. Первым пользуются особенно тогда, когда для известного слова имеется в Библии одно или несколько подобных же выражений, но с пояснительным добавлением. Например, чтобы понять, в каком смысле апостол Павел в Рим. 9, 33 назвал Иисуса Христа Камнем, преткновения (λιθον προσκομματος), стоит только привести параллельное место с большим объемом содержания из Первого Послания апостола Петра (2, 7–8). Из сравнения обоих мест будет ясно видно, что Господь является камнем преткновения и соблазна для тех, которые противятся Его учению и не хотят веровать в Него. Другой пример: 2 Кор. 1, 21 (=1 Ин. 2, 20, 27), где объяснено, в чем состоит помазание, χρισμα. Второго вида параллелизм (по мыслям, предметам и действиям) приносит большую пользу при разграничении буквального и переносного смысла Божественного Писания. Так, из соотнесения Мф. 10, 38 с 2 Тим. 3, 12 видно, что в первой цитате слово крест надо понимать в переносном смысле; наоборот, в 1 Кор. 1, 18 то же слово надо понимать уже в буквальном смысле, как это показывают Ин. 19, 17–18 и Мф. 27, 39–44. Еще примеры: Деян. 2, 4 (=Мк. 16, 17); Мф. 8, 11 (о характере и форме загробного блаженства=Рим. 14, 17). Пользование параллельными местами, сходными по предметам, лицам и действиям, помогает по нескольким данным отрывкам и словам одной священной книги восстановить цельную историческую картину со всеми подробностями, заимствуя недостающие подробности из другой книги. Это объясняется тем, что библейские писатели, имея намерение дать рассказ о каком-либо священном событии и будучи знакомы с предыдущими трудами в этой области (Лк. 1, 3; 2 Петр. 3, 15–16), дополняют свое изложение новыми чертами относительно данного события, именно такими, которые опущены предшествовавшими авторами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Мф. 19: 8; Мк. 10: 5). Заповеди Нового Завета плотскую жизнь устраняют: поэтому новое «обрезание» - это «совлечение греховного тела плоти» (Кол. 2: 11), продолжающееся до тех пор, пока не восторжествует ясное сознание того, что человек «умер», как субъект естественных отношений больше не существует, и его жизнь «сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3: 3). Для апостола Павла важна идея способности человека к становлению. Он сам пережил свое обращение как закономерный итог первого периода жизни (Гал. 1: 15). Бесконечен Бог, неисчерпаем источник небесного света, но человек, и тем более плоть - конечны. В связи с этим не может быть сомнений в преодолимости греха, если сделалось возможным расторжение тождества личности с ее греховным содержанием. Но полное преодоление должно совпасть с окончательной смертью «внешнего человека». Не существует противоречия между утверждением: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 27) и метафорой родовых мук, испытываемых апостолом, «доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4: 19). Именно это «доколе» мы встречаем в послании к Евреям: «для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4: 9). И вся павлинистская христология звучит как предостережение. Совершив жертву, Иисус теперь грядет в мир в качестве Судии (Евр. 9: 28; 10: 13, 27). Без святости «никто не увидит Господа» (Евр. 12: 14), то есть не увидит незримого света, потому что «огнь поядающий» должны будут увидеть все (сравн. 2 Фес. 1: 8-9). Бог еще собирается «поколебать» небо и землю, чтобы основать «царство непоколебимое» (Евр. 12: 28), и в преддверии суда Павел призывает страшиться Бога, как огня (Евр. 12: 29), «со страхом и трепетом совершая свое спасение» (Флп. 2: 12). Но как в Ветхом Завете свойства «огня» и «света» принадлежат единой деятельности Бога, так и в Новом Завете «огонь» светит через тело Христа, и он же таится в «скудельных сосудах» апостолов. Единственный способ сохраниться и спастись во время приближающегося космического пожара состоит в том, чтобы иметь и возгревать в себе частицу «огня» . Здесь открывается то, что Павел называет своей «тайной» (μυστριον; см. напр. Рим. 14: 24; 1 Кор. 15: 51; Еф. 1: 9) - намерение Бога вселиться в человечество, чтобы посредством Церкви сделаться видимым для ангелов (Еф. 3: 10; сравн. 1 Тим. 3: 16) и все наполнить Своим присутствием (1 Кор. 15: 28). Такова, согласно Павлу, цель создания мира и человека - она позднее будет названа в христианской традиции «обожением» (θωσις). В науке исследование данного понятия преимущественно развернулось в ХХ веке; причем некоторые маститые западные теологи (А. Швейцер, К. Барт) отрицали его наличие в посланиях Павла даже по смыслу. Мы, однако, согласимся с возражением архм. Киприана (Керна), что идея обожения выводится из текстов посланий, и собственно из них была выведена богословами III - IV в. .

http://bogoslov.ru/article/293586

25. Значит, не напрасно ты говоришь: “Аминь”, признавая в сердце, что принимаешь Тело Христово. Поэтому когда ты подходишь, священник говорит тебе: “Тело Христово”, ты же отвечаешь: “Аминь”, то есть “Истинно”. Пусть же то, что исповедует язык, происходит из твоего внутреннего чувства. Знай же, что это есть то таинство, которое было предызображено ранее. 26. Пойми, сколь велико это таинство. Слушай, что Он говорит: Всякий раз, когда вы будете совершать это, в Мое воспоминание совершайте, доколе Я снова не приду (см. 1 Кор 11:26). 27. Священник же произносит: “Итак, воспоминая Его преславные страдания и из ада воскресение и на небо вознесение, приносим Тебе эту Жертву непорочную, Жертву разумную, Жертву бескровную, этот святой Хлеб и эту Чашу жизни вечной, и просим и умоляем, приими это приношение в горний Твой жертвенник руками ангелов Твоих, как Ты благоволил принять дары отрока Твоего праведного Авеля и жертву патриарха нашего Авраама и жертву, которую принес Тебе первосвященник Мелхиседек”. 28. Итак, что тебе сказал Апостол о том, когда ты принимаешь таинство? Всякий раз, когда мы принимаем его, мы возвещаем смерть Господню (1 Кор 11:26). Если же мы возвещаем смерть, то мы возвещаем и оставление грехов. Если же всякий раз, когда пьется кровь, она пьется в оставление грехов, то тогда я должен всегда принимать ее, чтобы мне всегда отпускались грехи. Я, согрешающий всегда, должен всегда иметь врачевство. 29. Между тем и сегодня мы смогли многое объяснить. Завтра же и в субботу, если будет возможность, мы будем говорить о молитве Господней и о ее составе. Да сохранит Господь Бог наш благодать вам, которую даровал, и да благоволит всецело просветить ваши очи, которые отверз, через Единородного Сына Своего, Царя и Спасителя, Господа Бога нашего, через Которого и с Которым Ему хвала, честь, слава, величие, сила со Святым Духом от века, и ныне, и всегда, и во все веки веков. Аминь. Перевод с латинского священника Александра Гриня 1 Лакуна. 2 О такой форме крещения говорят Тертуллиан — “О зрелищах”, IV; “О крещении”, V; священномученик Ипполит Римский — “Апостольское предание”, 21; святитель Кирилл Иерусалимский — “Слова тайноводственные” 2:4. Упоминание Креста — особенность миланского чина крещения.

http://pravmir.ru/oglasitelnyie-poucheni...

— Ваше Высокопреосвященство! Я дерзаю причащаться часто. Изучал вопросы подготовки, читал о препятствиях к этому Таинству. Тем не менее, я вызываю недоумение у некоторых христиан своим частым причастием. Нужно ли спорить и оправдывать свою позицию в таких ситуациях? Ведь, прочитав ряд книг по этой теме, которые, собственно говоря, и поменяли мое отношение к этому Таинству, я правильно понял, что как раз часто причащаться — это нормально, а не наоборот? (Константин, Московская обл.) — Таинство Святой Евхаристии — это величайшая святыня, дарованная нам Господом Иисусом Христом. Приобщение этой святыни соединяет нас с Богом самым тесным образом. Однако в послании к коринфянам апостол Павел говорит, что недостойно причащающийся «виновен будет против Тела и Крови Господней…. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирают» (1 Кор. 11:27-34). Чтобы избежать этого, апостол говорит: Да испытывает себя человек. .. (1 Кор. 11:28). Самым лучшим способом испытать свою совесть является Таинство исповеди, где священник может сказать, готов ли человек с его душевным состоянием приобщаться великой святыни, чтобы ему не быть повинным против Тела и Крови Господней. То есть ответом может быть следующее: причащаться надо настолько часто, насколько позволяет ему его душевное устроение. Душевное же устроение должен определять не сам человек, а его духовный руководитель. — Здравствуйте, владыка! В настоящее время повсеместно происходит реформирование системы образования, включение его в так называемый Болонский процесс. Насколько актуальны, по-Вашему, данные реформы именно для духовного образования? Не сведется ли суть к смене формул обучения с 4+4, на 4+2+2? Не будет ли в итоге Церковь готовить лишь технически-начитанно-образованных пастырей — «менеджеров храма», но не имеющих веры? Насколько глобальны данные реформы для системы духовного образования Московского Патриархата? Насколько известно, Киевские духовные школы не придерживаются данной системы. (Александр, г. Минск) — Уважаемый Александр! Реформирование системы духовного образования — общецерковная задача, а Болонский процесс — лишь один из инструментов, которым иногда удобно пользоваться для ее решения. Конечно, всегда есть опасность формально подойти к делу, и поэтому мы стараемся больше уделять внимания содержанию преобразований, а не форме. Следует помнить, что верующим или неверующим священника (да и любого христианина) делает не «процесс» или «система», а наличие или отсутствие личного духовного подвига. Форма может способствовать развитию или сдерживанию, но только того, что есть.

http://patriarchia.ru/db/text/2274603.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010