93, 9–11). Держи себя постоянно с теми, которые взывают ко Господу Своему утром и вечером, желая лица Его, не отвращай от них очей своих, желая чести дольней жизни; не повинуйся тому, чье сердце сделали мы беспечным... (Кор. гл. 18 ст. 27). Кроме честолюбия и гордости Мухаммед искушался еще любостяжанием. Он с завистью посматривал на благоденствие врагов своих и сам сильно желал обзавестись принадлежностями национального комфорта. Но к чести его нужно отнести то, что он сознавал в себе эти страсти и боролся с ними: Не засматривайся, говорит ему совесть, очами твоими на те блага, какими наделяем Мы некоторые семейства из них – на этот цвет дольней жизни, каким мы искушаем их. Тебе доля от Господа лучшая и постоянная. Вели семейству твоему исполнять молитву и сам будь постоянен в усердии к ней (Кор. 20, 131). Проси у Него прощения грехам своим и воссылай хвалу Господу Твоему (Кор. 40, 57). Все эти факты показывают, что Мухаммед в данное время был проповедником, строго за собой наблюдающим, что в исполнении миссии своей, как только сознавал он ее, он полагал все свое значение. В одном месте Корана он прямо выражает это: Господь, говорил он, открывает тайны свои только одному тому, кто ему угоден, т. е. какому-нибудь посланнику; но и тогда Он пред ним и за ним идет наблюдателем, чтобы Ему знать, доставляют ли они посланное Господом их (Кор. 42, 27–28). После этого естественно ожидать, что предметом учения Мухаммеда в это время будут служить те религиозные истины, которые он мог заимствовать у более совершенных религий, знакомых ему, и которые, вследствие своего контраста с заблуждениями арабского язычества, производили на него более сильное впечатление. Цель его проповеди и психическое состояние и общественное положение определяли его проповедь в этом именно направлении. И, действительно, мы видим, что отличительная черта всей проповеди Мухаммеда в меккский период его деятельности есть религиозность. О каких-нибудь обрядовых предписаниях или гражданских постановлениях, какими бы определялась семейная, бытовая и общественная жизнь в мусульманском обществе, Мухаммед не думал, и по обстоятельствам своего положения не мог думать.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Эта цитата особо выделяет некоторые моменты, которые не должны ускользнуть от нашего внимания. Прежде всего, это «иностранные языки» как средство общения, и слушатели их не понимают. Сравнение, приведенное выше, по-видимому, чрезвычайно емкое, поскольку в нем можно угадать то, что происходит в Коринфе. «Иностранные языки» привнесены «говорящими на языках», но они не приносят желаемых результатов, так как слушающие их не понимают. Павел обращает внимание на то, что в прошлом Бог использовал иные языки с определенной целью. Он побудил ассириян обратиться к израильтянам, которые не понимают их языка. Им нужен переводчик. Теперь Бог использует дар языков для убеждения неверующих, для доказательства того, что Евангелие несет на себе печать Неба. Второй пункт необычайно важен. Бехм утверждает, что «языки – законное знамение присутствующей силы (14:22)». Для тех из «неверующих», которых удастся убедить, и совесть их заговорит, для тех, для кого, собственно, этот дар и предназначен, это будет знамением ко спасению, для прочих же, которые отказываются слышать, это будет знамением суда 84 . Это альтернатива для неверующих, когда результат зависит от их собственной реакции на весть «говорящих на языках» 85 . В этом случае вновь оказывается, что существует связь с языками из Деян. 2 . Многие были спасены, но остальные отказались слушать и с насмешкой обратились против тех, кто «говорил на языках». Вновь подчеркивается миссионерское предназначение языков: языки суть знамение возвещения неверующим Благой Вести. Люди проявляют себя тем, как они реагируют на услышанное – или же они становятся верующими, или же отвергают евангельский призыв. Цель дара языков состоит в том, чтобы избежать ложной реакции (1-Кор. 14:23). Поэтому должны исполняться определенные требования, т. е. этот духовный дар должен применяться максимально эффективно. Но есть еще дар истолкования. Именно на него мы теперь и обратим наше внимание. 11. Языки и истолкование Как языки, которые непосредственно не понимают и члены Церкви, и незнающие и неверующие, для кого, собственно, они и предназначены, могут послужить в деле миссии? Павел отвечает: если никто в общине не понимает, что говорится на языках, то «один изъясняй» (1-Кор. 14:27). Этот совет особенный. Если «говорение на языках» может принести пользу и общине верующих, и, особенно, неверующему и незнающему, т. е. когда дар используется по назначению, к назиданию и устроению Церкви (14:3, 5, 12, 26), «говорящий на языке молись о даре истолкования» (14:13, 15) 86 , ибо хотя бы один из членов Церкви должен «истолковывать» (14:27, 28). Кстати говоря, «истолкование» – также духовный дар (1-Кор. 12:10, 30).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dar-jazy...

   Чтобы описать действенное присутствие Бога в мире и в действиях разумных существ, требуется дополнить вышеизложенное некоторыми примерами. Скажем, человек предпринимает действия, событие вызвано естественными причинами, сатана вершит козни, но всем этим управляет Бог. Далее: люди могут идти наперекор воле Божьей, как она выражена в заповедях, и тем не менее они выполняют Его волю, согласно которой вершатся все мировые события. Мотивы людей могут быть злыми, но Бог обращает их действия во благо (Быт 50:20, Деян 2:23). Но! Хотя грехи человеческие в Божьем ведении, Бог не является инициатором греха (Иак 1:13—17).    Бог присутствует во всем, что происходит в Его мире, не повреждая природу вещей, не нарушая естественных процессов и не подавляя свободную волю людей.    О зле (нравственном, духовном и физическом), заразившем мир Божий, Библия говорит: Бог допускает зло (Деян 14:16); Он использует зло в качестве наказания (Пс 80:12—13, Рим 1:26—32); Он извлекает из зла добро (Быт 50:20, Деян 2:23, Деян 4:27—28, Деян 13:27, 1 Кор 2:7—8); Он использует зло для испытания и воспитания тех, кого Он любит (Мф 4:1—11, Евр 12:4—14), и, наконец, однажды Он полностью избавит Свой народ от силы и присутствия зла (Откр 21:27, Откр 22:14—15).    Учение о божественном провидении убеждает христиан, что они не находятся во власти слепых сил (судьбы, случая, удачи, рока); все, что происходит с ними, заранее предусмотрено Богом, и каждое очередное событие является новым призывом верить, повиноваться и радоваться в сознании того, что все в мире служит нашему духовному и вечному благу (Рим 8:28). Один и три: троичность Бога     Ветхий Завет постоянно напоминает о том, что есть только один Бог, Бог Творец, давший людям откровение о Себе, и что поклонение и любовь должны предназначаться исключительно Ему (Втор 6:4—5, Ис 44:6—45:25). Новый Завет соглашается с этим (Мк 12:29—30, 1 Кор 8:4, Еф 4:6, 1 Тим 2:5), но говорит о трех божественных лицах: Отце, Сыне и Святом Духе (Рим 8, Еф 1:3—14, 2 Фес 2:13—14, 1 Пет 1:2). Историческая формулировка догмата о Троице стремится обозначить и охранить эту тайну, а не объяснить (поскольку ее объяснение лежит за пределами нашего понимания), и это ставит нас перед, возможно, самой трудной проблемой из тех, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться человеческому разуму. Однако эта формулировка истинна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Контаминация из разных источников оказывается особенно востребованной в хайретизмах акафиста: «Радуйся, добрый воине Христов, во вся оружия Божия облеченный и вся языки в послушание Христово покоривый» (ср.: Еф. 6: 11 – «Облецытеся во вся оружия Божия»); 2 Кор. 10: 5 – «И пленяюще всяк разум в послушание Христово»). Что касается повествовательных зачинов в кондаках и икосах, для них характерно перифрастическое цитирование, например, во втором икосе: «Посем, восприим жребий апостольства от руки Господни и крещение водою и Духом от Анании блаженнейшаго, явился еси предивно сосуд избранный благодати»(ср.: Деян. 9: 17–18). Составитель акафиста воспользовался многочисленными агиографическими и биографическими контекстами, имеющими в тексте-источнике прямое отношение к апостолам Петру и Павлу. Примеры в основном сопряжены с Посланиями. Например: «Странное чудо и неудобь разумеваемое явился еси, Петре, мудрствующим земная, яко незнатна мира и уничижена избра тя Господь, и посрамил еси мудрыя» (ср.: 1 Кор. 1: 28 – «И худородная мира, и уничиженная избра Бог»; 1 Кор. 1: 27– «Да премудрыя посрамит»). В заключение проанализированы хайретизмы, адресованные сразу обоим апостолам. Разнохарактерное цитирование присутствует в пяти икосах, то есть довольно часто, причем как в форме аллюзий, так и форме трансформации. См.: «Радуйтеся, Павле и Петре, весь мир между вами разделившии, во еже овому убо быти апостолу языков, другому же проповедати народу избранному» (икос 6. Ср., напр.: Гал. 2: 8 – «Ибо споспешествовавый Петру в послание обрезания, поспоспешествова и мне во языки»); «Радуйтеся, Петре и Павле, Христа Бога в себе верно вообразившии (икос 9. Ср.: Гал. 4: 19 – «Дондеже вообразится Христос в вас»). Кроме того, присутствуют краткие формулы, также отсылающие к апостольскому тексту, который может и не относиться к апостолам: «Радуйтеся, Павле и Петре, даже до смерти мученически Господу послужившии» (икос 8. Ср.: Флп. 2: 8 – «Смирил себе, послушлив быв даже до смерти»). Следовательно, акафист святым Петру и Павлу, по мнению М.Ю. Новак, унаследовал древние традиции свободного цитирования Священного Писания.

http://pravoslavie.ru/33020.html

15. Если же дело чье сгорит, тот лишится её, — потерпит урон, — а сам спасется, но так, как от огня — ε τνος το ργον κατακασεται, ζημιωθσεται, ατος δε σωθσεται, τως δε ως δι κυρς …». Апостол говорит о построении Церкви Христовой (см. 1 Кор. предд. глл.) По его словам, благодать, дарованная ему, дала ему силы мудро положить надежное основание — «Христа распятаго» (1 Кор. 1, 23): проповедь, возбудив веру в душах, таинственно вселила в них «Христа, Божию силу и Божию Премудрость» (Ср. 1 Кор. 2, 2; Ис. 28, 16; 1 Петр 25 и др.). Начало строительства у коринфян положено безупречно, — силою Божиею (3, 12). А т. к. не существует никакого иного основания, кроме положенного Апостолом, так как нет ничего твердого, помимо опирающегося на Христа, так как всякая попытка строиться без Христа не достигает цели (3, 11, ср. притчу о строившихся на камне и на песке Мф. 7, 24–27), то вопрос об основании покончен: насчет него не должно уже возникать сомнений и, значит, прямое дело Апостола сделано. Но, в дальнейшем, при надстраивании этого фундамента «другим» (3, 10), необходима внимательность и тщательность в выбор материала, ибо на положенном основании можно возводить либо капитальное здание из прочных и огнеупорных дорогих материалов вроде ценного камня, — например мрамора, ясписа, алебастра, — украшенного золотом и серебром, как это обычно делается при стройке Богатых домов на Востоке, — либо легкую постройку из материалов дешевых, но непрочных и легко–воспламеняемых: дерева, соломы, камыша. К последнему типу принадлежат все хижины Востока, состоящие из деревянной основы и обмазывающей её глины, которая замешана на самане, — так называется там измельченная солома, — и увенчивающиеся сверху камышовым покрытием. Дворец Богача, изобильно украшенный золотом и серебром, и жалкая лачуга — таковы типы построек. Итак, Апостол говорит, что «каждый» должен вовремя «смотреть» за тем, из какого материала (πς; — «как?») надстраивает основание «другой» (3, 10). Кого разуметь под «другим»? — ближайше — Аполлоса, затем — всех учителей и водителей церкви, вообще же говоря, — всех членов Церкви, ибо каждый строит какой–нибудь уголок её, — личность свою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   Этот суд продемонстрирует совершенную Божию справедливость. Неудивительно, что в мире грешников, в котором Бог «попустил всем народам ходить своими путями» (Деян 14:16), свирепствует зло и у людей возникают сомнения, действительно ли Бог справедлив, если Он всемогущ, и всемогущ ли Он, если справедлив. Но для Бога судить справедливо дело Его славы, и последний суд будет Его окончательным ответом, опровергающим всякие подозрения, что Он якобы перестал заботиться о праведности (Пс 49:16—21, Откр 6:10, Откр 16:5—7, Откр 19:1—5). Что касается тех людей, которые утверждают, что принадлежат Христу, то их дела (Мф 12:36—37) будут свидетельствовать о том, является ли их исповедание действительно плодом возрожденного сердца (Мф 12:33—35) или же продуктом лицемерной религиозности (Мф 7:21—23). В судный день станет известно все обо всех (1 Кор 4:5), и каждый получит от Бога соответственно тому, чем он (или она) является в действительности. Те, у кого исповедуемая ими вера не повлекла изменения образа жизни, не породила ненависти ко греху и стремления к упорному труду в служении Богу и людям погибнут (Мф 18:23—35, Мф 25:34—46, Иак 2:14—26). Бог заранее оповестил о суде и призвал всех и каждого покаяться и возлюбить жизнь более, чем смерть (Втор 30:19, Лк 13:24). Священные установления     Иисус Христос ввел два установления, обязательных для соблюдения Его последователями: крещение, посредством которого человек раз и навсегда получает посвящение (Мф 28:19, Гал 3:27), и Вечерю Господню, регулярно совершаемое установление воспоминания (1 Кор 11:23—26). В католической и православной церквах эти обряды носят название «таинств». Писание не содержит никакого обобщающего термина для этих двух обрядов и соответствующих им ветхозаветных ритуалов, как то: обрезания всех представителей мужского пола как обряда посвящения (Быт 17:9—14,23—27) и ежегодного празднования Пасхи как обряда воспоминания (Исх 12:1—27). Однако библейское учение оправдывает общую классификацию этих ритуалов, поскольку все они представляют собой внешние знаки и печати, удостоверяющие подлинность заключенного с Богом завета.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

21 Этот проект был поддержан РГНФ в 1997 г. Я намеревался тогда перевести „Комментарии“ полностью и, собрав всю необходимую литературу и сделав пробный перевод, подал в Фонд соответствующую заявку одновременно с А. В. Петровым, ничего не зная о намерениях последнего. Вследствие решения РГНФ, предоставившего грант А. В. Петрову, мне пришлось отказаться от плана, однако перевод „Комментариев“ до сих пор не появился и я не знаю, собирается ли А. В. Петров выполнить эту работу. 22 23 24 Ср. Исх. 7:26 (8, 1 мас.); 8, 16 (­8, 20); Лев. 26:12; Втор. 7:6; Ос. 2:25 (­ Рим. 9:25) и т. д.; букв. только в НЗ (ср. Евр. 11:25). 25 „внутренно“ в синодальном переводе. 26 Покровитель Оригена, предоставлявший в его распоряжение скорописцев. К Амвросию обращены и многие другие произведения Оригена. 27 Левиты и священники, согласно ветхозаветным установлениям, получали от сынов Израилевых десятины и начатки от плодов (Чис. 18:21—24; Втор. 18:1—8, 26:1—15; Неем. 10 [­ 2 Езд. 20 LXX], 32—39), причем десятую часть своей десятины левиты отдавали Богу через (перво)священника (Чис. 18:28; Неем. 10:38). Специально о десятине с начатков в Законе не упомянуто, но из сопоставления перечисленных ветхозаветных текстов предположение Оригена вполне вероятно. 28 Буквально: „имеющими малое общение“ , поэтому можно перевести, как «Bl», более нейтрально („имеющими мало общего“), но мы ориентируемся здесь на то значение, которое приняло слово в христианском словаре. „Общение“, помимо евхаристического смысла, подразумевало вполне конкретную имущественную помощь (ср. Рим. 15:26; 2 Кор. 8:4), а сами христианские „агапы“ были немыслимы без общих приношений. „Литургия“ и означает собственно „общую повинность, служение“: в классической древности „литурги“ брали на себя издержки по оплате общественных треб и мероприятий, что было обременительной, но почетной обязанностью. 29 См. Введение к переводу. 30 По переводу «Bl», перед „пастырей“ следовало бы поставить тире (или при удержанной пунктуации понимать последние два слова как приложение либо изменить их падеж). Такое понимание лучше гармонировало бы с мыслью Оригена, что если евангелисты не чужды учительства, то и апостольские послания можно назвать в какой-то мере Евангелием, но приводимая переводчицей параллель 1 Кор. 12:28 навряд ли оправдывает такую интерпретацию. Мы считаем решающим иное место — Еф. 4:11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3775...

34, 57). Потом Моисей, преклонившись пред Господом, призывающим Отца, говорит: Да идет Господь с нами (Исх. 34, 9). 9. Ты слышал сие первое доказательство, выслушай и другое также ясное: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Пс. 109, 1). Господь Господу сие говорит, не рабу, но Господу всего, Своему же Сыну, Которому вся покори, внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве покоршаго Ему вся (1 Кор. 15, 27), и проч. да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28). Единородный Сын есть Господь всех, Сын Отцу послушный, не восхитивший господство, но естественно получивший его от Самовластителя. И Сын не восхитил, и Отец не отказывал в даянии. Сын Сам говорит: вся Мне предана суть Отцем Моим. Предана Мне (Мф. 11, 27) не так, как прежде не имевшему, и Я храню сие тщательно, ничего не отнимая у Давшего. 10. Итак, Сын Божий есть Господь, Господь, Который родился в Вифлееме иудейском, как Ангел возвестил пастырям: благовествую вам радость велию, яко родися вам днесь Христос Господь во граде Давидове (Лк. 2, 1011). В другом месте некто из Апостолов говорит о Нем: слово еже посла Сыном Израилевым, благовествуя мир Иисус Христом, сей есть всем Господь (Деян. 10, 36). Когда же Он говорить всем, то ничего не исключай из владычества Его, хотя бы то были Ангелы, или Архангелы, или Начала, или Власти (Кол. 1, 16; Еф. 1, 21), или иное что, называемое Апостолами, сотворенных - все находится под владычеством Сына. Он есть Господь Ангелов, как писано в Евангелии: тогда остави Его диавол, и се Ангели приступиша, и служаху Ему (Мф. 4, 11), ибо не сказано, что помогали Ему, но служаху Ему, что означает рабское состояние. Когда Он восхотел родиться от Девы, тогда служил Ему Гавриил, вступив в свое достоинство для служения Ему. Когда Он восхотел идти во Египет, чтобы сокрушить рукотворенных богов Египетских, опять Ангел является во сне Иосифу. По распятии и воскресении Его Ангел благовествовал и говорил женам, как добрый служитель: шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых, и варяет вы в Галилеи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

О Господи, Господи! умилосердись над бедной паствой Твоей, за которую отдал Ты жизнь Свою! Дай им пастырей по сердцу Твоему, пасущих народ Твой с разумением (Иер. 3, 15), служителей, кои давали бы ему пищу в своё время (Мф. 24, 45) и право правили бы слово Твоей истины (2 Тим. 2, 15)! Если же не обрящется таковых, то дай людям Твоим Себя Самого и Сам взыщи Своих заблудившихся и расточенных овец (Иез. 34, 11-12)! 27. Посему в деле окормления душ надлежит следовать Богу и не устанавливать Его Духу никаких рамок. Покаяние, самоотвержение, вера, надежда, любовь, оправдание, освящение, новое рождение свыше и т. д., вне всякого сомнения, необходимы каждому христианину. Но точное расчитывание и определение границ – когда и каким образом всё это должно быть испытываемо душой; по каким признакам нужно определять то или иное духовное явление; должно ли одно или другое быть прежде или после и т. п. – часто лишь даёт повод к разделениям, смущениям и бесполезным словопрениям, которыми пусть занимается школьное богословие. Это только для господ анатомов представляет интерес, образуется ли при созревании плода в материнской утробе сначала мозг или сердце, и какую величину и форму имеет те или иные части плода, если рассматривать их чрез увеличительное стекло. В обычной же жизни человеку совершенно достаточно иметь здоровое сердце, мозг и члены тела. 28. Ни апостолы, ни первые христиане ничего не знали и не писали о таких различениях или разграничениях. Иногда они ставили оправдание впереди, а освящение на второе место (1 Кор. 1, 30; 6, 11) ; но всегда они возносили веру превыше всего, и следом – любовь (Евр. гл. 11; 1 Кор. гл. 13). Некоторые принимали Духа ещё прежде крещения (Деян. 10, 44-47), другие же – после того, как были крещены во второй раз (Деян. 19, 2-6)... Первых христиан интересовало само дело. Всё прочее они всецело предавали Духу Божию – каким образом и в каком порядке Ему угодно давать людям Свою благодать и Свои блага, одной душе так, другой иначе. 29. Те, которые столь высокоумно и дерзостно говорят, что самоотвержение и проч.

http://bogoslov.ru/article/5340652

епископ Александр (Милеант) Содержание Вступление    Божественная литургия является постоянным напоминанием о великом подвиге любви, совершенном для нас Спасителем нашим Иисусом Христом.    Скорбя от нестроений в своей жизни, человечество со всех концов мира взывало к своему Творцу, и люди, пребывавшие во тьме язычества, чувствовали, что порядок и стройность могут быть водворены в мире только Тем, Кто повелел созданным Им мирам в стройном порядке двигаться во вселенной. Отовсюду тоскующее человечество звало своего Творца. Воплями взывало оно к Виновнику своего бытия, и вопли эти яснее слышались в устах избранных и пророков. Предчувствовали и знали они, что Создатель, скрывающийся в созданиях, предстанет Сам лично перед людьми и предстанет не иначе, как в образе создания Своего, созданного по Его образу и подобию. Вочеловечение Бога на земле представлялось всем по мере того, как очищалось понятие о божестве. Но нигде так ясно не говорилось об этом, как у пророков богоизбранного народа, и самое чистое воплощение Его от чистой Девы предчувствовалось даже язычниками, но нигде в такой ощутимой ясности, как у пророков.    Вопли исстрадавшегося человечества были услышаны. Бог явился в мир. Среди людей явился Он в образе человека, как предсказывали пророки и как предчувствовали некоторые из язычников, но только не в таком виде, в каком представляли Его грубые понятия: не в славе и великолепии, а в нищете, убожестве и уничижении является в мир Создатель и Владыка неба и земли; не роскошные палаты, а убогий вертеп приемлет Царя царствующих и Господа господствующих. Не как каратель преступлений, не как судья, приходящий наказать одних и наградить других. Нет! Послышалось кроткое приветствие брата. Совершилось Его появление образом, только одному Богу свойственным, как прообразовали Его пророки, получившие откровение от Бога.    Литургия — самое важное богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения, установленное Господом Иисусом Христом в Четверг, вечером, накануне крестных Его страданий. Умыв ноги апостолам для показания им примера смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, яже за вы ломимое» (1 Кор. 11:24); потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «Пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2614...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010