14 1 Цар. (в католической традиции 1 Самуила) 12:3. 15 1 Цар. 12:4. 16 Пс. 98:6-7. 17 В оригинале praesul, что обычно значит «предстоятель», «прелат», но здесь переводится как «защитник». 18 1 Тим. 6:10. 19 1 Кор. 6:9-10. 20 Король Кеолвулф, которому посвящена «История» Беды, был родственником Эгберта. 21 Числ. 11:16. 22 Митрополит-в данном случае то же, что архиепископ. Беда постоянно призывал к выделению Нортумбрийской церкви в отдельное архиепископство, независимое от Кентербери. 23 Большинство деятелей церкви, напротив, выступали против учреждения центров епархий в монастырях. Эта точка зрения победила-ни Уирмут, ни Ярроу так и не стали епископскими кафедрами. 24 В данном письме Беда несколько раз использует пословицы, очевидно, бытовавшие в англосаксонской народной культуре или заимствованные из письменной традиции. Интерес к фольклору был характерен для церковной литературы VIII в.; можно вспомнить англосаксонские стихи и загадки Альдхельма и сборник загадок архиепископа Татвина. 25 Ис. 58:6. 26 Имеются в виду королевские воины (гезиты), которых за службу награждали поместьями. В римское время ветеранами назывались отставные солдаты, получавшие участки земли в провинциях; из них состояло население многих римских городов в Британии. 27 О том же говорит известное монашеское правило св. Бенедикта Нурсийского, написанное еще в VI в. 28 Еще одна пословица, неизвестная по другим источникам. 29 Имеются в виду высшие сановники, члены «совета мудрых» (витанагемота). 30 Мф. 15:14. 31 Не называя имен, Беда обличает нортумбрийских епископов того времени-Акку Хексемского, Этельвальда Линдисфарнского и, возможно, Вилфрида II Йоркского. 32 Ис. 60:22. 33 Имеется в виду глава 65 «Правила» св. Бенедикта об обязанностях аббата. 34 Еккл. 8:10. 35 Эта позиция Беды была окончательно отвергнута католической церковью начиная с XII в. В то время для верующих считалось достаточным совершать причастие раз в месяц. 36 Деян. 5:29. 37 Лк. 12:33. 38 Лк. 14:33. 39 Член христианской общины Анания и его жена Сапфира утаили от апостолов часть своих денег и были поражены смертью (см. Деян 5:1-10).

http://sedmitza.ru/lib/text/440931/

III, 8–11. 24 Ио. I, 12, XII, 44; Гал., III, 14. 25 ИпостасныЙ значит личный или имеющий личное бытие. 26 Философия иногда открывала подлинные истины (напр. Элейцы, Сократ, Платон, Филон), но условием этого было искреннее стремление к познанию духовного бытия и Бога, как они есть. Тогда Сам Бог открывал ученым истины, к объективному познанию которых они стремились. 27 ) В Ветхом Завете Бог сравнивается с мужем, который по любви избрал себе жену, когда же она изменила ему, Он зовет ее вернуться (Иер., III, Иез., XVI). 28 ) В том смысле, что и человеческое естество Христа всецело усыновлено Богу. Во Христе нет «двух сынов», как двух личностей. 29 Филон (современник Христа), был без сомнения одним из глубочайших мыслителей мира: он пытался объяснить в свете Ветхаго Завета и греческой философии отношение между Богом, миром и человеком. Во многом он близок отеческой философии. 30 ) То есть познание Бога через отражение Его в мире и в душе (ср. I Кор. XIII, 12). 31 Спиритуализмом называется течение философии или этики, которое сосредотачивается исключительно на духовном бытии, пренебрегая органическим и материальным миром или даже отрицая его реальность. Кстати сказать, в греческой философии было совсем другое представление о материальных существах, чем в Библии или современной науке: сущность всех вещей и тел казалась в вещах скорее началом ограниченности и разделенности во времени, пространстве и, вообще, в бытии; материя, отделенная от идеальных сущностей вещей нереальна или является только возможностью. Это учение было усвоено и большинством отцов, хотя представление о материальных вещах и организмах, как о существах особого рода, имеющих свою особую органическую или материальную сущность и свои особые законы бытия, было бы ближе к Св. Писанию и науке. Философский спиритуализм не мог не влиять и на представление о жизни, обесценивая все, что связано с телом и материей, и даже приводя иногда фактически к враждебности ко всему недуховному. 32 Ими были облечены люди после грехопадения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

В молитве и во всяком деле своей жизни избегай мнительности и сомнения и дьявольской мечтательности. Да будет око твое душевное просто, чтоб было все тело твоей молитвы, твоих дел и твоей жизни светло. Во время общественной молитвы все сердце твое да будет в Боге и отнюдь ни к чему земному ни на мгновение не прилепляется; имей также пламенную любовь к душам человеческим, любве ради Божия и ревности о их спасении; молись о них, как о находящихся в великой беде. Вси есмы, сказано, в бедах, подверженные прелести лукаваго. С голоду не налегай сильно на пищу – обременишь и сердце и тело. Без жадности, тихо кушай, с размышлением, во славу Божию, – памятуя о Боге-Питателе, паче же о Его нетленной пище, Теле и Крови Его, о том, как Он Самого Себя, любве ради, даровал нам в пищу и питие, и о св. слове евангельском. Все, что беспокоит и как бы подмывает сердце в его основании, томит его, – от диавола происходит, ибо он есть вечное беспокойство и томление. Господь есть покой сердца. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Сколько страстей, столько беспокойства и томления; сколько пристрастий, столько острых стрел, пронзающих сердце, и столько омрачения. Большую часть жизни человек находится в душевном омрачении. Помысл самохвальства, самоуслаждения пришел, говори: ничтоже есмь; все благое во мне соделовает благодать Божия. Что имаши, егоже неси приял (1 Кор. 4, 7)? Без Мене не можете творить ничесоже (Ин. 15, 5). Если пришел помысл гнушения каким-либо членом ближнего или своим, – говори: весь человек есть прекрасное дело рук Божиих; все в нем устроено добро зело. Се вся добра зело (Быт. 1, 31). Какая обязанность твоя, причастник Божественных Таин? Ты должен мудрствовать горняя, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 1–2), а не мудрствовать о земном, ибо сего ради Христос на землю сниде, да нас на небеса возведет (акаф. Иис. Сладч., конд. 8). В дому Отца Моего обители многи суть. Иду уготовати место вам (Ин. 14, 2). Наше житие на небесех есть (Флп. 3, 20). Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное (Мф. 5, 3, 20). Оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть Царствие Божие (Лк. 18, 16). Видишь ты, какая последняя цель, для которой сошел с небес на землю Христос, для которой Он преподает нам Свои Божественные Тайны – Тело и Кровь? Эта цель дарование нам Царства Небесного. Стремись же к нему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

10 Когда пастух ведет стадо на пастбище, то идет впереди стада. А когда он пасет стадо, то идет позади него. Когда Господь открывается людям, то становится впереди людей, а когда смиряется, то становится позади них. 11 Успей отречься от мира, прежде чем мир отречется от тебя. 12 То, что постоянно уходит, постоянно возвращается. То, что постоянно умирает, постоянно рождается. То, что постоянно стареет, постоянно обновляется, «ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4: 18). 13 Если не позволять людям быть откровенными, не услышишь ничего для себя полезного. 14 То, чего мы требуем от других людей, именно этого у нас самих недостает. 15 Суровые обстоятельства жизни загоняют нас в узкие врата, которые открываются в Безконечность. 16 Ты живешь в этом мире столько, насколько привязана к нему твоя мысль. 17 Если пройдешь мимо страждущего брата твоего, то никакая молитва не поможет тебе. 18 Ложь может создавать иллюзию освобождения от лжи, но все равно это будет ложь. 19 Скорби – это ограждающие барьеры на твоем жизненном пути, установленные милосердием Бога. 20 Там где «я» – там неправда, а там, где «не я», – там правда, «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). 21 Добро – это и есть единственная форма Жизни. 22 Почему люди не спасаются, хотя много молятся и постятся? Потому что жизнь ближних превращают в ад. 23 Упрекать людей за их недостатки – все равно, что упрекать зеркало. 24 Отсутствие добра не скроешь добрыми словами и смиренным выражением лица. 25 Последний предел любви к самому себе – ненависть к другим. 26 Удержи минутный гнев, и без хлопот проживешь сто лет. 27 Только настоящее счастье не имеет ни конца, ни предела. 28 Один верный человек лучше тысячи предателей, и одна добрая мысль лучше тысячи пустых мыслей. 29 Светильник для тела есть чистый ум, то есть твое чистое умное око, «итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6: 22). 30 Совершив зло, человеку приятно утвердиться в мысли, что кто-то другой был этому причиной.

http://isihazm.ru/?id=185

Первые попытки П. примкнуть к иерусалимской общине были безуспешными (Деян 9. 26). Недоверие к П. было вполне объяснимо: именно в Иерусалиме он более всего прославился в качестве гонителя. Роль поручителя взял на себя киприот Варнава (Деян 4. 36-37). Впосл. он станет спутником П. в 1-м миссионерском путешествии. По ходатайству Варнавы П. был принят апостолами и «пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса» (Деян 9. 27-28). Бегство из Дамаска. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Силиция. 50–60-е гг. XII в. Бегство из Дамаска. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Силиция. 50–60-е гг. XII в. Из этих слов может сложиться впечатление, что П. провел в Иерусалиме довольно долгое время. Между тем П. говорит лишь о 15 днях пребывания там (Гал 1. 18-24). Эти дни, проведенные вместе с Петром, должны были стать для П. новой возможностью услышать о жизни и деяниях Иисуса от того, кто был Его ближайшим учеником. Др. таким свидетелем был Иаков, брат Господень. Будучи родственником Иисуса по плоти (вероятно, двоюродным или сводным братом, см.: Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос: Жизнь и учение. М., 2016. Кн. 1. С. 335-343), он фактически возглавлял иерусалимскую общину Его учеников. П. общается только с 2 главными лицами в иерусалимской общине, причем на равных. И общение это оказывается недолгим. В своих Посланиях он будет неустанно подчеркивать, что его проповедь и свидетельство независимы от свидетельства проч. апостолов: он проповедует не то, что услышал от них, а то, что узнал сам - напрямую от Самого Господа. П. не ссылается не только на Евангелия как на письменные источники, но и на устные рассказы о жизни Иисуса. В тех редких случаях, когда он упоминает о конкретном событии из жизни Христа, о к-ром, казалось бы, он мог узнать только от очевидцев, он ссылается не на них, а на Господа (ср.: 1 Кор 11. 23-25). В Иерусалиме П., по свидетельству кн. Деяний, «говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его» (Деян 9. 29). Проповедь эллинистам требовала особых навыков, к-рыми, вероятно, не владели др. апостолы. За недолгое пребывание в Иерусалиме П. успел продемонстрировать способности, которые отличали его от них, включая умение свободно говорить по-гречески. Однако среди эллинистов его проповедь успеха не имела.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

   Нарушение нами своего правила и своих обязанностей происходит не потому, что нас часто переводят на другие места служения. Несмотря на то, что новые послушания часто связаны с изменением образа жизни, мы нарушаем устав из-за пренебрежения внутренним вниманием и трезвением, когда вместо молчания и молитвы мы предаемся празднословию и многословию, смехотворству и рассеянности. Затем следует осуждение, леность, отговорки, преслушание, ропот, внутренний бунт, связанный с тем безумным оправданием, будто нечто должно было случиться не так, как случилось. И как только монах предается этим мыслям, его охватывает подавленность и сильная печаль, потому что, хотя все это и кажется внешне незначительным, в действительности, оно является предательством и отступничеством, изгоняющим Благодать. Тогда в душе водворяются расслабление и нечувствие, влекущие за собою духовную смерть, которая равнодушно убивает все доброе в человеке.    Когда же это жалкое состояние утвердится в душе, оно становится привычкой, и мы можем привести много примеров жертв подобного рода — наших современников. Монахи, живущие без устава и безвольно, «прельщающе и прельщаемы» (2 Тим. 3:13), вызывают рыдание ангелов, которые плачут о том, что монахи эти отвергли и потеряли Благодать, став в результате своей добровольной беспечности потерянными для монашества!    Будем следить, братия мои, за тем, чтобы не впасть в беспечность и не предавать благословения и любви Господа нашего, Который предпочел нас «буих» (ср. 1 Кор. 1:27) десяткам тысяч таких же, как мы, людей с более совершенным характером и способностями. Станем достойными Его благословения и наследниками Его обетовании, соучастниками блаженства тех, кто угодил Ему и пребывает в лике святых. Станем достойными Его призыва: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Он назовет нас труждающимися и обремененными, если мы сохраним по совести обещание, данное при постриге, и уставы нашего братства. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. Легкий путь послушания...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

Но давая разуметь, что они введены только для сообразности и полноты изображения, опускает эту часть притчи и изъясняет только нужнейшее и самое существенное — то самое, для чего притча произнесена, — дабы показать именно, что Он есть Судия и Господь вселенной» 59 . Отсюда следует, что, определив цель притчи, нужно взять из нее главные, подлежащие рассмотрению мысли и параллели, отбросив все случайное, не идущее к делу. Так, у домоправителя (Лк. 16,1–9) нужно взять для подражания и примера его способность выбирать себе друзей. От притчи должно отличать: Видение. Под ним в Писании разумеется открытие человеку воли Божией посредством каких-либо образов и действий во сне или наяву, точнее же в состоянии некоего восхищения ума, когда человек сам не может определить, в теле он был или вне тела (2 Кор. 12, 3). Примеры: Быт. 28, 13–15; Иер. 1, 11–12, 13 (=14–15); 24, 1–3 (=4-10); 2 Макк. 5, 2–4; Деян. 10, 10–16. Символ. Он служит для выражения известной мысли или события посредством каких-либо знаменательных действий. Символический образ поведения был свойствен особенно пророкам (Ис. 20, 2–4; Иер. 27, 2–8; Иез. 4, 4–8, 9-17; 5, 1–4). В настоящее время широко им пользуются особенно Христа ради юродивые, наследовавшие преимущественно дары пророческие. Аполог. Последний состоит в том, что неодушевленным предметам и бессловесным животным в Писании приписываются в каких-либо назидательных для людей целях разумные человеческие поступки и действия (Суд. 9, 8-15; Иез. 17, 1-10). Ввиду тесного сродства этих трех видов иносказательного смысла Писания с предыдущим, приточным, все рассуждения относительно уразумения последнего, mutatis с необходимыми изменениями (лат.). должны быть отнесены и к первым. Деление буквального смысла по предмету содержания Буквальный смысл, будет ли то собственный или переносный, подразделяют иногда еще на несколько видов в зависимости от тех целей, которые имел в виду священный автор. Если речь идет у него о прошедших событиях, смысл будет называться историческим, если о будущих — пророческим; если он имел в виду преподать читателям или слушателям истины веры — аллегорическим или догматическим, а если правила духовной жизни — тропологическим; если пророк или апостол хотели направить мысль своих слушателей (читателей) к будущему воздаянию — апагогическим и т. д. С некоторыми из этих смыслов мы еще встретимся дальше, где о них будет сказано подробнее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Так, є сьогодні серйозна проблема, але як написав поет і філософ Омар Хайям: «Не говори Богу, що у тебе є проблема. Повернись до проблеми і скажи, що у тебе є Бог». Коли стає важко на душі, починають долати страхи і сумніви, немає іншого способу боротьби зі спокусами, крім полум " яної молитви і міцного уповання на промисел Божий. Ми маємо зберегти бадьорість духу, підтримувати у важких обставинах ближніх: добрим словом, молитвою, справами любові й милосердя. Церква закликає суспільство до примирення. Церква — це всі ми, в єдності наша сила. Посилимо свої молитви і з щирою вірою призвемо благодать Божу на наш багатостраждальний народ. З особливою актуальністю звучать сьогодні слова апостола: «Благаємо вас, браття: напоумляйте непорядних, втішайте малодушних, підтримуйте слабих, усім довготерпіть» (1 Сол. 5, 14). «Радійте, удосконалюйтесь, тіштеся, будьте однодумні, майте мир, — і Бог любові та миру буде з вами» (2 Кор. 13, 11).  Розмову вела Анна Горпинченко Версія: російська Матеріали за темою Церква надає допомогу постраждалим від повені в Оренбурзькій області Відбулася зустріч глави Казахстанського митрополичого округу з акімом Східно-Казахстанської області 1136 постраждалих сімей отримали допомогу в Оренбурзькій єпархії з початку паводку. Зведення про церковну допомогу постраждалим від повеней у Росії та Казахстані за 19 квітня [Стаття] Астанайська єпархія закупила продукти для постраждалих від повені у Петропавловську. Зведення про церковну допомогу постраждалим від повеней у Росії та Казахстані за 18 квітня [Стаття] Специальный центр Крымской митрополии направил куличи и свежие яйца в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 28 апреля 2024 года) [Стаття] До німецького Бундестагу передано інформацію про порушення прав віруючих Української Православної Церкви Сочинська єпархія направила допомогу жителям Маріуполя та Авдіївки. Інформаційне зведення про допомогу біженцям (від 27 квітня 2024 року) [Стаття] Святіший Патріарх Кирил виступив зі зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Українську Православну Церкву Усі матеріали з ключовими словами надзвичайні ситуації – Українська Православна Церква   Інші ihmepb " ю Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю «Від благородних планів поспішатимемо до конкретних справ».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3537479...

15, 21, 22,28). Тако и нам, аще что случится скорбнаго от мира сего много-мятежнаго, должны есмы претерпевати и глаголати тако: Господи, помилуй ми, от скорби, зол и болезней избави. Тако бо и прокаженнии о сем исцелении явишася не благодарнии. Десять бо исцелишася, един же от них возвратися славя Бога. И паде ниц при ногу Его и той Самаранин бяще. Иисус же глагола ему: не десять ли изцелишася, где же девять, почто не возвратишася дати славы Богу, токмо един сей иноплеменник ( Луки 17:14–17 )? Тако и ты, благочестивый христианине, во всем благодари Бога, и глаголи: Господи, помилуй мя. К тому же злых человек блюдися, якоже оных девяти не благодарных, а с добрыми всегда дружней и поревнуй оному прокаженному, иже прослави Господа Бога. Тако и ты возми себе страх Божий в сердце и молися Богу о оставлении грехов своих. И аще начнеши сице творити, то будеши чадо и света и дне, и теми путьми внидеши без труда в царство небесное. Всегда помышляй час смертный и разлучение души от тела и вечныя муки грешником. Рече Господь: будите готови, яко не весте дне и часа, когда приидет кончина ( Матф. 24:44, 25:13 ). Не знаем доколе живот наш и когда смерть будет; а аще обрящет ны смерть во гресех, то почто и родимся. Потщитеся чада отложити бремя греховное, да на воскресение светли узрящем Бога, восхищаеми на облацех по воздуху, егда приидет на землю праведный судия Христос Бог, во славе Отца Своего судити живым и мертвым и воздати комуждо по делом его. Аминь. 20) Поучение в неделю 19-ю Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас ( Луки 6:27 ). Словеса судь Евангелиста Луки, в зачале 25 положенная. Премудрость созда себе храм и утверди в нем столпов седмь (Притч. Сол. 9:1). Кто есть премудрость? Есть Христос Сын Божий. Сия то Премудрость – Сын Божий созда себе храм, сиречь плоть нашу, якоже Давид глаголет: руце Твои сотвористе мя и создасте мя ( Псал. 118:73 ). О сем же и Богомудрый Павел вещает: или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа (Кор. 6:19). А той Святый Дух созидает в нас Своих седмь столпов, сиречь седмь даров Духа Пресвятаго, еже есть: мудрость, разум, совет, ведение, крепость, благочестие, страх Божий (Исаии 11:2–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сказал старец: «Тщательно старайся не грешить, чтоб не оскорбить обитающего с тобою Бога и не изгнать Его из души». Сказал старец: «Будем трезвиться, бодрствовать и пребывать в молитвах, да спасемся, сотворив угодное Богу. Воин, вступив в брань, об одной только своей душе печется, равно как и зверолов. Будем подражать им. Кто живет по–Божьему, с тем и Бог живет: «вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие»» (2 Кор. 6, 16). Брат, живущий в келлиях, пришел к одному из отцов и сказал ему свой помысл, именно помысл скорби. Старец говорит ему: «Ты поверг долу великое орудие, то есть страх Божий, и взял себе тростниковый жезл, то есть злые помыслы. Лучше возьми себе огнь, который есть страх Божий, и, когда будет подходить к тебе враг, сгорит от сего огня, как тростник, ибо лукавый не силен против того, кто имеет страх Божий». Сказал старец: «Не учи прежде времени, иначе всю жизнь твою будешь умален в разуме». Брат спросил старца: «Отче! Скажи, что мне делать, чтоб исполнить волю Божию?» — Старец сказал: «Если желаешь, сын мой, исполнить волю Божию, удерживайся от всякой неправды, любостяжания, сребролюбия; не воздавай злом за зло, злословием за злословие, ударом за удар, клятвою за клятву; помни, что сказал Господь: «не судите, да не судими будете» (Мф. 7, 1), «отпущайте, и отпустят вам», милуйте, да помилованы будете (Лк. 6, 37). Зная наверно, что «очи Господни, тмами тем крат светлейший солнца», прозирают на сыны человеческие (Сир. 23, 27—28), и ничто не сокрыто от Него — ни помыслы, ни помышления и никакие тайны сердца, и что всячески должно предстать судищу Христову, да восприимет каждый по делам своим; будем работать Ему со страхом и трепетом и со всяким благоговением, как Он Сам з аповедал и как научили апостолы, чтобы мы трезвились в молитвах и пребывали в постах и молитвах и молениях, прося всевидящего Бога — не ввести нас во искушение» (Лк. 11, 4). Он же сказал, что учащий других спасению прежде сам должен вкусить от плода учения, ибо не уцеломудрившийся еще сам, как может уцеломудрить другого? И тот, кто сжат сребролюбием и преследуется бесом его, как может научить других подавать милостыню? Также, кто занят только тем, чтоб давать и брать, покупать и продавать, суетиться и иждивать дни и годы свои в земных попечениях, как может другим преподать учение о будущих благах? Ибо, если сам учащий, оставя небесное, предается временному и преходящему, очевидно, что и смотрящие на него и им поучаемые, научатся презирать вечное, все же попечение обращать только на настоящую жизнь. Таковому говорит Бог: «вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять» (Пс. 49, 16—17). И опять: «горе, ими же имя Мое хулится» (Ис. 52, 5). Учить — хорошее дело есть, если учащий и творит, чтоб, научая, делал и молча вразумлял, ибо блажен не тот, кто научит, но кто «сотворит и научит «(Мф. 5, 19)».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010