2. Действительно, все вышеуказанное — клеветы, обвинения, разногласия — порождено было завистью. Зависть, как вредный корень, порождала раздражение, осуждение, высокомерие, и все прочее, а чрез них и сама еще более возрастала. « Чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой » ( Да не паки пришедша смирит мя Бог мой у вас ) (ст. 21). В слове « опять » ( паки ) — новый упрек. «Довольно и прежнего», — говорит он, о чем и вначале говорил: « щадя вас, я доселе не приходил в Коринф » ( щадя вас, не приидох в Коринф ) (1:23). Видишь, как он выказывает и негодование и сердоболие? Что же значит слово « уничижит » ( смирит )? Обвинять, наказывать, требовать отчета, восседать в качестве судьи, составляет, по–видимому, славу, а он называет все это смирением. Он не только не стыдился этого смирения — того, что пришествие тело его немощно и слово уничижено, но даже желал всегда быть таковым, и просил, чтобы не дойти до противного состояния. Об этом дальше он говорит яснее, показывая, что считает для себя наибольшим смирением дойти до необходимости карать и наказывать. Но почему он не сказал: «да не пришед смирюсь», но: « чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой » ( да не пришедша смирит мя Бог мой )? «Если бы это было не для Бога, — говорит он, — я не обратил бы на то внимания, не беспокоился бы о том, потому что я не самовластно и не самовольно налагаю наказание, но по (Божию) повелению». Выше он то же самое выразил, сказав: « чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете » ( обрящуся, якова же не хощете ); а здесь ослабляет речь и говорит с большею снисходительностью и кротостью: « чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде » ( восплачуся многих согрешших ), — не просто « согрешили » (согрешших) , но « не покаялись » ( не покаявшихся ). И не сказал: «всех», но — « многих », причем и этих многих не объявляет по имени, облегчая и этим для них возврат на путь покаяния и давая знать, что покаяние может исправить их преступления; оплакивает только не раскаивающихся, неисцелимо больных, остающихся в язвах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2Кор.10:13 .  А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Апостол предупреждает здесь возражение, что он, сравнивая себя с самим же собою, может зайти очень далеко за границы правдоподобия. Нет, он умеет соблюсти меру в самовосхвалении. По крайней мере, Коринфяне-то уж ни в каком случае не имеют основания подозревать его в преувеличении им своих заслуг и считать его чужим для их церкви: Господь привел его в Коринф, и он здесь действительно сделал очень много – ему есть здесь чем похвалиться. 2Кор.10:14 .  Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым. «Мы не напрягаем себя». Очевидно, противники Павла говорили о нем Коринфянам, что он «слишком много себе присваивает» (напрягается), что не он «достиг» Коринфа, т. е. не ему Коринфяне обязаны своим христианским просвещением. В самом деле, некоторым Коринфянам могло казаться, что для них большее значение в деле оглашения евангельским учением имел, быть может, Аполлос или кто либо другой, помимо Павла (ср. 1Кор 1:12 ). 2Кор.10:15 .  Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, 2Кор.10:16 .  так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе. Апостол смотрит на Коринф именно как на свой, отведенный ему Богом, удел. Он здесь распространил Евангелие, он же станет и утверждать Коринфян в вере, а потом прострет свою деятельность и дальше – не в Рим, конечно, где Церковь уже была основана другими, – а в Испанию (ср. Рим 15:24 ). 2Кор.10:17 .  Хвалящийся хвались о Господе 11 . 2Кор.10:18 .  Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. В заключение Апостол указывает правильный масштаб для всякой человеческой похвалы: нужно все приписывать не себе, а помощи Господа (ср. Иер 9:24 ). И можно ли чего достигнуть хвалясь? Нет, нужно ждать, когда похвалит Господь, когда Господь объявит известного деятеля Своим верным слугою (ср. Мф 25:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Кор.1:20 .  Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», – в славу Божию, через нас. «Елика бо обетования Божия, в том ей и в том аминь: Богу к славе нами». Обетования Божии многочисленны: воскресение из мертвых, нетление тела, нескончаемая жизнь, Царство Небесное. Но Бог всяческих даровал сие чрез Единородного Сына. Почему чрез Него же приносим Богу песнь благодарения. Не просто же употребил здесь Апостол слово «аминь», а научая, что не один молящийся иерей приносит песнь, но в приносимом славословии участвует и тот, кто возглашает за ним «аминь». 2Кор.1:21 .  Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог. 2Кор.1:22 .  Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. «Извествуяй же нас с вами во Христа, и помазавый нас, Бог, иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша». Виновник же сих благ есть Бог, ибо Он даровал нам и твердую веру во Христа, Он помазал нас и сподобил печати Всесвятого Духа, даровал нам благодать сию как бы в некое «обручение» будущих благ; словом же «обручение» дал уразуметь величие будущих даров, потому что служащее залогом при обручении есть некоторая малая часть целого. Потом яснее раскрывает, почему хотя желал видеть их прежде других, но обещал прийти к ним после того, как будет у македонян. 2Кор.1:23 .  Бога при­зываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф. «Аз же свидетеля Бога призываю на мою душу, яко щадя вас ктому не приидох в Коринф». Божественный Апостол, желая уверить, что слова его истинны, призвал во свидетельство Видящего наши помышления. Потом смягчает суровость сказанного, потому что строго было и исполнено угрозы слово сие, будто бы, щадя их, отлагал путешествие к ним, и говорит: 2Кор.1:24 .  Не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды. «Не яко обладаем верою вашею, но [яко] споспешницы есмы вашей радости». Так выразился Апостол как бы из предосторожности. Поскольку некоторые, вероятно, говорили: «Что же это? Для того ли мы уверовали, чтобы принять на себя рабство и чтобы наказывал ты нас властительски?» – то по необходимости присовокупил: сказал это я не как властвующий над вами, но как споспешник духовного вашего веселия: «верою бо стоите».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

3706 Если в Послании, на словах и заочно он грозно обличал их, то он, который говорил про себя: каковы мы на словах в Посланиях заочно, таковы и на деле лично, 3707 несомненно, теперь привел в исполнение свою угрозу: когда опять прийду, не пощажу. 3708 Бог знает: исполнилось ли или нет его опасение, о котором он писал коринфянам: я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю; также, чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете; чтобы (не найти у вас) раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, чтобы опять, когда прийду, не уничижил меня у вас Бог мой, и (чтобы) не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде, и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какие делали. 3709 Нужно думать, впрочем, что если Апостол писал последнее Послание в Коринф с тем, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной ему Господом к созиданию, а не к разорению, 3710 то так и случилось: покаявшиеся еще ранее коринфяне утешали Апостола своим добрым житием. Сбор пожертвований для Иерусалима, начавшийся еще ранее в Греции, теперь, при деятельных заботах о нем Тита, шел очень хорошо. 3711 Это трехмесячное пребывание Апостола в Коринфе особенно замечательно тем, что тогда он написал свое —445— Послание к Римлянам. Св. Павел, обошедший со своей проповедью почти всю Малую Азию и Грецию, давно уже имел в мыслях отправиться с благовестием и в столицу Римской Империи, Рим и даже – дальше, в Испанию. Такой план у него был еще в Ефесе: я должен видеть Рим, говорил он тогда. 3712 Когда он, по пути в Элладу, проходил через Македонию, то все больше и больше утверждался в этой мысли; мы надеемся, писал он тогда в Коринф, и далее вас проповедовать Евангелие. 3713 Из Коринфа он также писал римлянам: скоро я отправлюсь через ваши места в Испанию. 3714 Замечательно: даже до описываемого времени, когда было писано Послание к римлянам, Апостол уже намеревался и не один раз отправиться в Рим. Не хочу, братия, писал он римлянам, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже до ныне), чтобы иметь некий плод и у прочих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

51–53). Первый вопрос апостол решает, сравнивая тело человека с зерном. Как зерно, чтобы дать росток, должно предварительно подвергнуться тлению, так и тление тел умерших людей не может рассматриваться как препятствие к воскрешению их силой Божьей. На второй вопрос апостол отвечает, что тела воскресших людей будут отличны от нынешних грубых тел: это будут тела «духовные», подобные телу Воскресшего Христа: они будут нетленны, ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (ст. 50), а потому: «не все мы умрём, но все изменимся» (ст. 51), то есть те, кто ещё будет жить в момент общего воскресения, мгновенно изменятся, и тела их также станут духовными и нетленными. «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (ст. 53). Все эти духовные тела будут славны в различной степени, в зависимости от нравственного совершенства каждого человека (ст. 39–49). Заканчивает свои мысли о воскресении мёртвых св. апостол торжественными словами пророков Исаии – о том, что некогда «поглощена будет смерть победою», и Осии: «смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?» ( Ис. 25:8 и Ос. 13:14 ) и благодарением Богу, дарующему нам победу над смертью, после чего внушает быть твёрдыми и непоколебимыми в христианской вере и жизни, зная, «что труд ваш не тщетен пред Господом» (ст. 54–58). В шестнадцатой главе апостол даёт наставление относительно сбора пожертвований для иерусалимских христиан, затем обещает сам прийти в Коринф из Ефеса через Македонию, просит дружелюбно принять Тимофея, вновь внушает бодрствовать, мужественно и твёрдо стоять в вере, передаёт приветствия от Асийских церквей, от Акилы и Прискиллы и всех братии, а тем, кто не любит Господа Иисуса Христа, возглашает «анафему-маранафа», что значит: «да будет отлучён до пришествия Господа». Вот где обоснование той «анафемы», которая возглашается в наших храмах в Неделю Православия. Заключает послание обычным апостольским благословением. Второе послание святого апостола Павла к Коринфянам Повод к написанию послания Прежде чем отправиться в Коринф, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

6) Предание это есть философия и пустое обольщение, которое ведёт не ко Христу, а от Христа. Ап. Павел в посл. к Колосянам 3 гл. 8 ст. ясно говорит: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не ко Христу». Тот же ап. Павел строго запрещает мудрствовать сверх того, что написано. «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились един пред другим» (1 Коринф. 4:6). 6) Сектанты совершенно напрасно приводят указанные места из Св. Писания. Если бы Православная Церковь учила о таковом предании, которое «вело бы по стихиям мира», отвлекало бы от Христа, то тогда они были бы правы; но мы признаем только то предание, которое ведет ко Христу, а не от Него, а такое предание ап. Павел требует признавать в том же самом послании к Колосянам 2 гл. 8 ст., где он ясно говорит, чтобы не увлекались «человеческим преданием», а следовали бы по преданию, идущему «ко Христу». «Хвалю вас – говорит ап. Павел – братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Коринф. 11:2). Вот какое предание требует соблюдать Православная Церковь , а не человеческое, которое именно проповедуют сектанты, выдумывая свой чин венчания, крещения, песнопения, сочиняя разного рода, «Гусли», сборники, требуя почитания своих баптистских святых (Журнал бапт. за 1908 г., 10, стр. 36). Что же касается слов, сказанных ап. Павлом в 1Кор. 4:6 , «не мудрствовать сверх того, что написано», то здесь апостол вовсе не говорит о том, что не нужно предания. Наставляя коринфских христиан, чтобы они брали пример с него и Аполлоса, а не превозносились своими учителями (3 гл. 21–22 ст.), апостол здесь говорит, что он «приложил» христианам «это». Что же – «это»? А то, чтобы христиане не превозносились один перед другим (4, 6); потому что не учителя спасают, а Христос (3, 5). Притом, Православная Церковь и не мудрствует сверх того, что написано.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

II. Из жития св. священномученика Вавилы мы видели, братия, высокий образещ почитания духовных пастырей: св. братья отроки: Урван, Прилидиан и Епполоний отвечали, как вы припомните, мучителю, что они любят своего духовного наставника – св. епископа Вавилу более матери, потому что он заботится о спасении их душ! Да научит пример этих св. отроков-мучеников и всех нас почитать наших духовных пастырей, ибо они пекутся о спасении душ наших. И слово Божие, и учение отцев церкви, и жизнь святых научает нас этой истине. а) Слово Божие подробно определяет, в чем должно выражаться почитание духовных наставников. Верующие должны принимать их, как посланников Божиих. «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Коринф. 4–1), учит ап. Павел. Христиане должны внимать и следовать их наставлениям: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно», учит тот же великий апостол ( Евр. 13–17 ); христиане должны следовать их примеру: «умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Коринф. 4–16), говорит св. ап. Павел; они обязаны подражать их вере: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13–7 ); они должны почитать и уважать их: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5–17 ); их долг молиться за них: «умоляю вас, братия, Господом нашим I. Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу ( Римл. 15–30 ). Молитесь за нас», учит св. ап. Павел ( Евр. 13–18 ); истинные христиане всегда ясно и определенно сознают свою обязанность обеспечивать содержание своих духовных пастырей: «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». ( Галат. 6–6 ). – Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящаго; и трудящийся достоин награды своей ( 1Тим. 1–18 ). – Отправляя 12 апостолов на проповедь, I. Христос сказал им: «не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» ( Матф. 10–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Апостола. Получив эти, и радостные и печальные, вести от Тита, Апостол под живым впечатлением от рассказа, при сильных чувствах горячей любви к коринфянам решил отправить им свое Послание, чтобы воздействовать на них прежде, чем он сам к ним явится лично. Видимо, что обстоятельства не дозволяли ему тотчас же оставить Македонию и лично самому поспешить в Коринф. В это время прибыл к Апостолу и Тимофей, который, если он дошел до Коринфа, повторил ему тο же, что рассказал и Тит. Имя Тимофея Апостол ставит в 2Кор.1:1 . Уста наши отверсты к вам, коринфяне, писал Апостол, сердце наше расширено 1959 . Написанное Послание отличается необыкновенной живостью чувства и нежностью любви Апостола к коринфянам. Видимо, оно писалось или диктовалось при весьма сильном духовном возбуждении. От того оно сравнительно с другими не так последовательно: об одном и том же предмете говорится в разных местах, начав говорить одно св. писатель тотчас же переходил на другое. Большая часть Послания – глаголы нежной любви; но конец его – прещения лжеучителям и мощная защита своего апостольского достоинства. Лжеапостолов св. Павел карает весьма сильным словом. Местом написания Послания был, кажется, город Филиппы. По крайней мере весьма многие кодексы и переводы имеют пометку в конце Послания: γραφη π Φιλππν 1960 . Послание свое Апостол отправил в Коринф с тем же Титом. Вместе с этим поручением Апостол просил Тита, чтобы он, как начал так и окончил у них и доброе дело сбора пожертвования в пользу палестинских церквей 1961 . Так как Тит горячо был предан и Апостолу и коринфянам, то он с полной охотой и вполне добровольно принял на себя эти поручения. Апостол писал коринфянам: благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам, ибо хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно 1962 . Вместе с Титом Апостол отправил еще двух своих сотрудников. С ним, говорит он, послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, и при том избранного от церквей, сопутствовать нам для сего благотворения 1963 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Была пора, когда Ап. почти пожалел о том, что отправил в Коринф свое первое послание. Так строго он говорил в нем с Коринфянами! Но теперь он рад тому, что послание было получено Коринфянами, потому что оно оказало на них желанное действие. Пусть они и огорчились укорами, с какими Ап. обращался к ним в своем послании, но ведь это огорчение или печаль ничего кроме пользы им не принесло. Это была печаль «ради Бога» или согласная с волею Бога и она-то является источником спасительного раскаяния. Бывает печаль другого рода – «мирская», которая погружает человека в безысходное отчаяние и ведет к смерти (пример – Иуда Предатель). Вот если бы послание привело Коринфян к этой последней печали, то об этом следовало бы жалеть. Теперь же дело обстоит совершенно иначе. Какого «оскорбителя» имеет в виду Апостол и кто «оскорбленный»? Некоторые толкователи (напр. Буссе) видят здесь указание на личное оскорбление, нанесенное каким-то Коринфянином Апостолу Павлу. Но правильнее и естественнее видеть здесь, вместе с блаж. Феодоритом, указание на кровосмесника ( 1Кор 5:2 ) и его отца. Апостол если и писал об этом неприятном обстоятельстве, то имел в виду при этом не интересы только отца и сына, а пользу всей Коринфской церкви. Он хотел показать еще, что ему не безразлично – как клеветали на него враги его – истинное благо Коринфян и что он постоянно о них заботится. 2Кор.7:13 .  Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его. 2Кор.7:14 .  Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною; 2Кор.7:15 .  и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом. 2Кор.7:16 .  Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас. Апостол, таким образом, был утешен утешением Коринфян, т. е. тем, какое они ему доставили. Утешило его и то обстоятельство, что посланный им в Коринф Тит нашел там хороший прием. Это Апостолу потому было особенно приятно, что он ранее хвалил Титу Коринфян: он, значит, хвалил их не напрасно. Это дает Апостолу повод еще раз указать на свою истинность в суждениях и поступках. Заключает речь свою Ап. уверенностью в том, что Коринфяне и впредь будут послушны ему, что взаимное доверие между ним и ими будет всегда существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быть может, чуткое сердце Апостола прочитало во взоре, в движениях и первых словах приветствия Тита радостные вести, принесенные им. Но радость Апостола о прибытии Тита усугубилась еще более, когда он поведал ему утешительные вести о коринфской церкви. Бог утешил нас, пишет Апостол коринфянам, не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии и т. д. 1923 . Долго длился рассказ Тита о том, что он видел и слышал в Коринфе. Внимательно слушал обрадованный Апостол столь давно ожидаемые известия. Рассказ был подробен и обстоятелен, хотя, быть может, в силу волнения слушателя и рассказчика не отличался последовательностью. Он был подробен настолько, что Апостол на основании его не затруднился написать целое Послание в Коринф, по которому теперь можно воспроизвести сущность самого рассказа. Прибывший сотрудник Апостола принес ему много радостных для его пастырского духа вестей. То Послание, которое писал он в Коринф из Ефеса, где было много обличений, укоризн, прещений и порицаний, и о действии которого так много тревожился Апостол, – это Послание произвело на коринфян весьма благоприятное воздействие: оно не возбудило ни споров, ни оскорблений. Оно произвел именно то, чего и ожидал и желал писавший. Послание то опечалило коринфян; я опечалил вас, пишет Апостол им, посланием 1924 . Ранее, когда Апостол не имел известий о действии своего Послания, и предполагая, что оно опечалит коринфян, он пожалел было об этом; но теперь он уже не жалел об этом. Если я опечалил вас посланием, не жалею 1925 , ибо печаль коринфян была печалью доброй и благоплодной. Теперь я радуюсь, писал Апостол, не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога, продолжает Апостол, производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть 1926 . Печаль коринфян была печалью о том, что вот они так далеко уклонились от чистейшего и святого христианского идеала, так попрали Христов закон; они печалились об утраченном добром христианском настроении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010