123 Возможно, имеется в виду раннехристианский обычай давать мед и молоко после крещения (ср.: hen. Adv. Наег. П, 19, 8) как символы Земли Обетованной. 125 Нот. П, ГХ, 499 – 501 (перевод Н. Гнедича). Возможно, заимствовано через Платона (Resp. 364d-e). 126 Карфагенский царь, бросившийся в огонь после поражения под Сиракузами. Культовые статуи возводились ему в Карфагене и карфагенских колониях (Herod. VH,167). 128 Туманное выражение, по-видимому восходящее к стоическим учениям (ср.: Diels. Doxographi... – P. 293). 129 Выражение, заимствованное из ап. Павла ( 1Тим 6: 16 ). Термин δναμις, для описания Божества употребляется у Алкиноя (Epitome. XIV, 7), но также см.: Мф 22: 29 ; Мк 12: 24 . Термины πνε μα и λγος, по всей видимости, стоического происхождения, хотя в раннехристианской литературе первый термин употреблялся в значении Божественной природы во Христе, а второй традиционно связывается с прологом Четвертого Евангелия. 131 См.: Diels. Doxographi... – P. 336. Обожествление воздуха (эфира) связывают с учением раннего Аристотеля (см.: Diels. Doxographi... – P. 654). 135 Сильно испорченный фрагмент, читаемый нами по конъектуре У.-Ф. Виламовица-Меллендорфа (Pouderon. Op. cit – P. 125). 138 Нот. П. XX, 131. Буквальный смысл этой фразы: «Проявление богов в их истинной форме трудновыносимо». 139 Выяснение имен было весьма распространено в античной традиции. Классическимпримером являются этимологии Сократа в платоновском «Кратиле». Очень активно занимались этимологиями стоические грамматики, использовали ее и неоплатоники (см. напр.: Plot. Enn. V, 1). 142 Согласно хронологии, разделяемой большинством античных писателей, Орфей жил задолго до Гомера и был современником Геракла и Тезея. Несмотря на то что христианская иконографическая традиция использовала орфические образы (например, образ Доброго Пастыря), в христианской апологетике прослеживается явная антиорфи- ческая линия. Если Климент Александрийский (Protr. I. 3.1) высказывался в отношении орфической философии весьма терпимо и иногда даже с симпатией, у Афинагора мы находим весьма резкое его осуждение (ср.: Предст. XVII, 1; XVIII, 3 – 6; XX, 2 – 5; ХХХП, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

27 Что божество «сферовидно», утверждал еще Ксенофан (А 1. 28. 33. 35 Diels); Эмпедокл учил о «бескачественном Сферосе» (А 41 В 27, 4 Diels) как изначальном тождестве бога и мира. Сфера, согласно греческому пониманию, дает образ идеального самодовления, ибо включает в себя все существующие фигуры и ничего не оставляет рядом с собой (ср. Plat. Tim. p. 33 В). 28 Xenoph, В 26,1 Diels. Что касается олимпийцев народной веры, мифа и поэзии, то они, разумеется, заинтересованы в жертвах и уважении смертных, в преуспеянии любимцев и в гибели обидчиков, но довольно поверхностно, почти «спортивно». «Так как весь промысел о чувственном… называется детской забавой богов, то мифотворцы и привыкли именовать эту особенность действования богов в мире смехом», – резюмирует стиль уходящего в прошлое мифа Прокл (In rem publ. 1, 126–128 Kroll). Конечно, всякий народ изначально предполагает заинтересованность бога в человеке и человека в боге по принципу do, ut des; важно, куда пойдет движение от этой исходной точки. Греческое божество по мере своего одухотворения в мысли философов становится все более безразличным к миру (предел этого развития – боги Эпикура); Йахве по мере своего одухотворения в мысли пророков становится все более заинтересованным в мире (предел этого развития – христианский догмат о боговоплощении). 29 Давно отмечено, что у Достоевского, глубинно диалогический характер творчества которого блестяще выяснен Μ. М. Бахтиным, принцип речевой характеристики постоянно нарушается, так что интонации персонажа проникают в голос автора и наоборот. «В смешении автора и авторского персонажа… не следует ли видеть отступление от реализма и художественности? Нет. В «Бедных людях» изображен разговор двух душ, а души могут говорить не временным своим языком, а преодолевать все преграды бытового косноязычия…» (Лихачеву 1967, с. 321–322). 30 Характерно, что уподобление места человека во вселенной маске и роли становится у стоиков избитым общим местом. Панеций учил, что каждый из людей носит четыре маски: маску человека, маску конкретной индивидуальности, маску общественного положения и маску профессии (ср.: Pohlenz 1948, S. 201). Когда Сенека хочет выразить идею душевной цельности, он говорит: «Великое дело – сыграть роль единообразного человека!» («Unum hominem agere» – ер. 120, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

2. Эстетика и отдельные искусства. Эстетика и поэзия K.Borinski. Die Antike in Poetik und Kunsttheorie von Ausgang des klassischen Altertums bis auf Goethe u. W. v. Humboldt. Lpz., 1914 I — II (большой материал по античной эстетике, особенно в первых главах первого тома); W.Kranz. Das Verhaltnis der Schopfers zu seinem Werk in der althellenischen Literatur (Neue Jahrbucher f. d. klassische Altertum XVII, 1924); K.Svoboda. La conception de la poesie chez les plus anciens poetes grecs (Charisteria Sinko, 1957); K.Marot. Die Anfange der griechischen Literatur. Vorfragen, Budapest, 1960; W.Tatarkiewicz. Sztuka i poezja, rozdzial z dziesow estetyki starozytnej. " Przeglad Wspolcz " , 1938 (на англ.яз. " Studia philosophica " , II 1939); M.Pohlenz. Die Anfange der griechischen Poetik. Nachtr. Gotting. Gesellsch. d. Wissensch. philol. — hist. Kl., 1920, 142 — 178; G.Lanata. Il problema della tecnica poetica in Omero ( " Antiquitas " , IX, I — 4, 1954); его же. La poetica dei lirici greci arcaici (Miscellanea Paoli, 1955); H.Farber. Die Lyrik in der Kunsttheorie der Antike, Munch., 1936; R.Pfeiffer. Gottheit und Individuum in der fruhgriechischen Lyrik (Philologus, 84, 1929); D.L.Page. Greek poetry and life. Oxf., 1936; W.Ludwig. Sapheneia. Ein Beitrag zur Formkunst im Spatwerk des Euripides, Diss., Tub. 1954; U. v. Wilamowitz–Moellendorff. De tragicorum graecorum fragmentis comm., Gotting. 1893 Pr. (отношение между философией и поэзией). Guil. Eggerking. De Graeca artis tragicae doctrina imprimis de affectibus tragicis, Berl., 1912. Diss.; B.Snell. Aristophanes und die Asthetik (Die Antike XIII, 1937); W.Suss. Das Problem der Komischen im Altertum (Neue Jahrb. 1920, 45, 28 — 45); W.Kranz. Gleichnis und Vergleich in der fruhgriechischen Philosophie (Herm, 1938, 99 122); P.Boyance. Le culte des muses chez les philosophes grecs. Bibl. des Ec. franc. d " Athenes et de Rome CXL I Par., 375). 3. Эстетика и музыка R.Schafke. Geschichte der Musikasthetik im Umrissen, 1934; H.Albert. Die Lehre von Ethos in der griechischen Musik, Ein Beitrag zur Musikasthetik d. klassisch. Altertums. Lpz., 1899; его же. Die Musikalanschaung d. Mittelalters u. ihre Grundlagen. Halle a. S. 1905 (есть о музыкальной эстетике конца античности); E.Frank. Mathematik und Musik in griech. geist (Logos, 1920, ? 9, 222 — 259); А.Ф.Лосев. Античная музыкальная эстетика. М., 1960 — 1961.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

200 Konig-Ockenfels D. Chnstlische Deutung S 350 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke S 2 Momighano А Op сД P 83 202 «Пасхальная хроника» – сочинение анонимного автора VII века. В научной литературе «Хроника» традиционно оцениваете? как весьма посредственное произведение компилятивного характера, а собственная работа автора, за исключением описания современных ему событий, представляется крайне незначительной. До недавнего времени считалось, что хронист ограничивался случайным сокращением и соединением источников. Встречающиеся в его сочинении недоразумения и ошибки обычно служат доказательством его невежества. Хрестоматийным уже стало мнение, что выдающееся место, которое «Пасхальная хроника» занимала в византийской хронографии раннего времени, якобы принадлежит ей не по праву (Подробнее см. Krumbacher К. Geschichte der Byzantinischer Literatur von Justinian bis zum Ende des ostromischen Reiches (527–1453) München, 1897 (202) 337 ff Windstedt О. A Note of Cosmas and the Chronicon Paschale//Journal of Theological Studies V 8 1907 P 101–103 Hunger H. Die Hochsprachhsche profane Literatur der Byzantiner München, 1978 Bd I S 328 ) Только сравнительно недавно в связи с возрастанием в научной литературе интереса к проблемам понимания исторического времени началась постепенная переоценка византийской хронографии в целом и «Пасхальной хроники» в частности (Подробнее см. Beaucamp J. Temps et Histoire 1 Le prologue de ia Chronique pascale Travaux et Mémoires 1979 V 7 P 223–301 Удальцова 3. В. Из византийской хронографии VII века Иоанн Лаврентий Лид Пасхальная хроника//ВВ Вып 45 1984 С 60–66 Удальцова 3. В. Развитие С 268) 208 О происхождении и эволюции значений термина «космос» написано немало работ, среди них особенно важны следующие Kranz W. Kosmos als philosophisher Begriff in fruhgriechischer Zeit//Philologus 1938–1939 Bd 93 S 430–448 Kranz W. Kosmos//Archiv fur Begriffsgeschichte Bonn, 1955 Bd 11 Diller H. Der philosophische Gebrauch von κοσμος und κοσμειν//Festschrift В Shell München, 1956 S 47–60 Kerschensteiner J.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

2. Частная терминология Знание и искусство. R.Schaerer. Episteme et techne, etude sur les notions de connaissance et d " art d " Homere a Platon, Macon, 1930. Космос. W.Kranz. Kosmos als philosophischer Begriff fruhgriechischer Zeit (Philol. 1938, 430 — 435); W.Kranz. Kosmos. Archiv fur Begriffsgeschichte II 1, Bonn, 1955; H.Diller. Der philosophische Gebrauch von cosmos und cosmein (Festschrift B.Snell. Munchen, 1956, 47 — 60); H.Ryffel. Eukosmia. Ein Beitrag zur Wiederherstellung des Areopagitikos des Damon (Museum Helveticum, 4, 1947). Косвенное отношение к эстетической терминологии рассматриваемого периода имеет работа А.Ф.Лосева " Эстетическая терминология Платона " (сб. " Из истории эстетической мысли древности и средневековья " , M., 1961, 17 — 62). Чистота. L.Moulinier. Le pur et l " impur dans la pensee des Grecs d " Homere a Aristote, Par., 1952 (весьма важное историческое исследование понятия чистоты у греков, начиная от магических доморальных времен и кончая светской греческой цивилизацией V — VI в. до н.э.). Целое. M.Wundt. Ganzheit und Form in der Geschichte der Philosophie. Bl. fur Deutsch, Philos. VI 1932, 9 — 23. Эйдос и идея. K.Ritter. Neue Untersuchungen uber Plato, Munch. 1910 (об " эйдос " , " идея " и родственных терминах у Платона, стр. 228 — 326); C.M.Gillespie. The use of eidos and idea in Hippocrates (Class. Quart. 1912, 6); U.v. Wilamovitz–Moellendorff. Platon II 2 Aufl. Berl., 1920, стр. 248 слл.; E.Panofsky. Idea. Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte der alteren Kunsttheorie, Leip. 1924. 1960; E.Cassirer. Eidos und Eidolon. Das Problem d. Schonen u. d. Kunst in Platons Diologen. Berl., 1924; H.Diller, Opsis adClzn ta phainomena (Herm., 1932, стр. 14 — 42); H.Read. Icon and Idea 1954. Для понимания рассматриваемого периода большое значение имеет более позднее употребление этих терминов у Планона — А.Ф.Лосев. Очерки античного символизма и мифологии т. I, 1930, стр. 135 — 281, а также аристотелевское учение о to ti Cn einai у того же автора. Античный космос и современная наука. M., 1927, стр. 463 — 528 (cp. B.Bauch. Die Idee. Leipz., 1927).

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Diels H., Kranz W., hrsgs. (1951–19526) Die Fragmente der Vorsokratiker. Berlin. Gregorius Nazianzenus (1857–1866) “Orationes,” Patrologia graeca, vol. 36. Paris. Gregorius Nyssenus (1958–2008) “In Canticum canticorum”; “In Ecclesiasten”, “De perfection Christiana ad Olympium monachum,” Gregorii NysseniOpera, vols. 1–10. Leiden. Gregorius Nyssenus (1857–1866) “Contra Eunomium,” “De opificio hominis,” Patrologia graeca, vol. 45. Gregorius Nyssenus (1968) “De vita Mosis,” Sources chrétiennes, Т. 3 ter. Paris. Hadot, P. (2004) Le voile d’Isis. Essai sur l’histoire de l’idée de Nature. Paris. Maximus Confessor (1857–1866) “Ambigua ad Iohannem”; “Capita theologica et oeconomica,” Patrologia graeca, vols. 90–91. Paris. Maximus Confessor (1982) “Quaestiones et dubia,” Corpus Christianorum, Series Graeca, vol. 10. Turnhout. Mühlenberg, E. (1966) Die Unendlichkeit Gottes bei Gregor von Nyssa. Gregors Kritik am Gottesbegriff der klassischen Metaphysik. Göttingen. Puech, H.-C. (1978a) “Temps, histoire et mythe dans le christianisme des premiers siècles,” En quête de la Gnose. T. I. La Gnose et le temps, et autres essais. Paris: 1–24. Puech, H.-C. (1978b) “La Gnose et le temps,” En quête de la Gnose. T. I. La Gnose et le temps, et autres essais. Paris: 215–270. Spira, A. (1984) “Le temps d’un homme selon Aristote et Grégoire de Nysse: Stabilité et instabilité dans la pensée grecque,” Le temps chrétien de la fin de l’Antiquité au Moyen Âge III–XIII siècle. Colloques internationaux du CNRS N 604, 9–12 mars 1981 (Paris), 283–296. Zonaras (1808) Lexicon, vols. 1–2. Leipzig. 5 Hadot 2004; Адо 2005. См. об этом: Михайлов 2013, 475: «Из физики как духовного упражнения прямо происходит идеал стоической невозмутимости и самодостаточности, поскольку всякий момент бытия-в-космосе рассматривается как малый элемент целого. Здесь же коренится эпикурейское учение о единственной реальности настоящего: прошлого уже нет, будущего еще нет, есть только настоящее, из которого следует извлечь все, что оно в себе содержит. П. Адо полагал, что именно этим наследие античных стоиков и эпикурейцев может обогатить духовную жизнь современного человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Цицерон, M. Туллий, Tusculanarum disputationum libri V, изд. T.W. Dougan – R.M. Henry, I-II, Cambridge 1905–1934. Эпикур, Epistula ad Herodotum, in: Epikur; Briefe, Sprüche, Werkfragmente (griechisch-deutsch), изд. H.-W. Krautz, Stuttgart 1980, стр. 4–40. Acta conciliorum oecumenicorum, изд. E. Schwarz, III, Berlin 1940. Fragmente der Vorsokratiker, изд. H. Diels – W. Kranz, I-III, Berlin 1952– 1956. Goethe, J.W., Werke („Hamburger Ausgabe“), т. III: Dramatische Dichtungen I, изд. E. Trunz, 151993. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, изд. J.D. Mansi, IX, Florentiae 1763. Septuaginta, id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes, изд. А. Rahlfs, Stuttgart 1982 (11935). Stoicorum veterum fragmenta, I-IV, изд. I. ab Arnim, Stuttgart 1903 (репринт 1964). Vita s. Olympiadis, изд. A.-M. Malingrey, SC 13bis, Paris 1968, стр. 406–448. Литература Alexandre, M., L " interprétation de Luc 16, 19–31, chez Grégoire de Nysse, in: J. Fontaine – Ch. Kannengieser (изд.), Epektasis, стр. 425–441. Alexandre, M., Protologie et eschatologie chez Grégoire de Nysse, in: U. Bianchi – H. Crouzel (изд.), Arché e Telos, стр. 122–159. Alexandre, M., La théorie de l " exégèse dans le De hominis opificio et l " In Hexaemeron, in: M. Harl (изд.), Écriture, стр. 87–110. Altenburger, Μ. – Mann, F., Bibliographie zu Gregor von Nyssa. Editionen – Übersetzungen – Literatur, Leiden 1988. Anastos, M.V., Basil " s Κατ Ενομου. A Critical Analysis, in: P.J. Fedwick (изд.), Basil of Caesarea, I, стр. 66–136. Andia, Y. de, Henosis. L " union à Dieu chez Denys l " Aréopagite, Leiden 1996. Apostolopoulos, Ch., Phaedo Christianus. Studien zur Verbindung und Abwägung des Verhältnisses zwischen dem platonischen „Phaidon“ und dem Dialog Gregors von Nyssa „Über die Seele und Auferstehung“, Frankfurt a.M. – Bern – New York 1986. Armstrong, A.H., The Theory of the Non-Existence of Matter in Plotinus and the Cappadocians, in: Studia patristica 5 [=Texte und Untersuchungen 80], 1962, стр. 427–429.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

336 Речь идет ο Беседе с хионами (Γρηγορου το Παλαμ, Διλεξις πρς τος θους Χινας, συγγραφεσα παρ ατρο το Ταρωνετου, πα­ρντος κα ατηκου γεγοντος, в ΓΠΣ , τ. 4, σ. 109–165), представляющей собой не собственноручное писание Паламы, а стенограмму диспута, сделанную неким врачом Таронитом. 337 В оригинале здесь игра слов, основанная на омонимии: ξ πει ­ρ ας («по неопытности») – περους («бесчисленные»). 343 Отсылка к фантастическому рассказу Лукиана Самосатского о жителях Луны, у которых нет женщин, так что мужчины между собой заключают браки, от которых и рождаются дети, вынашиваемые не в животе, а в икрах. См.: Lucianus, Verae historiae, 1,22. 344 В орфической космогонии Хронос создает Мировое яйцо, из которого появляется андрогинный первородный бог Фанес (Фанет, греч. Φνης), он же Эрос. См.: Orphica , Fragment 12, в: Die Fragmente der Vorsokratiker, hg. H. Diels und W. Kranz , vol. 1 (Berlin, 1951 6 ; repr. Dublin–Zurich, 1966), S. 6–20 (TLG 0579 010). 345 Здесь речь o рождении Зевсом Диониса. У беременной от него Семелы (греч. Σεμλη) Зевс вырвал из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и, доносив его, родил. Исходя из последующих слов про «выкидыши Диониса и Семелы» можно предположить, что Агафангел не точно помнит содержание мифа. 347 Корибанты (греч. Κορβαντες) – мифические жрецы великой Матери богов, приходившие во время служения в дикое исступление. 354 Тир (греч. Τρος), ныне Сур – финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Находился на территории современного Ливана. 355 Сидон (греч. Σιδν), ныне Сайда (араб. Сайда – букв. «рыбный промысел»), в древности) – один из древнейших городов Финикии, третий по величине город современного Ливана, расположенный на побережье Средиземного моря, в 40 км к северу от Тира и в 48 км к югу от Бейрута. 358 Καστλιον или Καστλλιον – от латинского (castellum) – «крепостца», маленький замок. Известен форт Касте[л]лион в Галате, но здесь имеется в виду какое-то другое строение, так как Галата находится на другом берегу Золотого Рога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исследователи до сих пор спорят, насколько Григорий Нисский опирается на античную греческую и раннехристианскую мысль в своем представлении о бесконечности. Откровенно противоположные позиции отстаивают два автора монографий на эту тему – Эккегард Мюленберг (Ekkehard Mühlenberg) и Джеймс Эммет Хеннесси (James Emmet Hennessy). Если Мюленберг усматривает в представлении бесконечности у Григория некое революционное завершение греческой метафизики 37 , то Хеннесси, напротив, считает его вполне естественным подведением итогов и более глубоким осмыслением предыдущего философско-богословского развития 38 . Между тем оценка понятия бесконечности у Григория современными исследователями заслуживает более глубокого освещения. 4 В данном обзоре я опираюсь преимущественно на следующие работы: J. Е. Hennessy, The Background, Sources and Meaning of Divine Infinity in St Gregory of Nyssa (Fordham University, New York 1963, микрофильм Ann Arbor 1963) и E. Mühlenberg, Die Unendlichkeit Gottes bei Gregor von Nyssa, Göttingen 1966. 5 Интересна попытка Анны Тумаркин выводить греческое выражение τ πειρον не только из ионического τ περαρ (=граница, предел) и понимать его как «безграничное, беспредельное», но и из περα (=проба) и толковать его как «то, о чем у нас нет опыта, неиспытуемое». См. А. Tumarkin, «Der Begriff des πειρον in der griechischen Philosophie»//Jahrbuch der Schweizerischen Philosophischen Gesellschaft. Annuaire de la Société Suisse de Philosophie, 3,1943, 55–71, особенно 56. 10 См. Симпликий, Phys. 29, 22; 109, 20; 109, 29; 110, 2; 110, 5; его же, De coelo 557,14: Diels-Kranz 30 В 2–6. 17 «Естественное место» – концепция аристотелианской физики, согласно которой каждая сущность (стихия) имеет свое место в кос­мосе относительно его центра. – Прим. ред. 19 См. Эпикур, Ер. ad Herodot. 41–45, 60: Krautz 8 и ниже, 22; Тит Лукреций Кар, De rerum nat. I, 958–1051: Buchner 37 и ниже. См. об этом D. J. Furley, «The Greek Theory of the Infinite Universe»//Journal of the History of Ideas, 42, 1981, 571–585.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

62 Athenagoras. Legat. 10.3. В согласии с Афинагором пишет и св. Иустин: «И Сын Его, Который один только называется собственно Сыном, Слово, прежде тварей сущее с Ним и рождаемое от Него, когда в начале Он все создал и устроил». Иустин. Апол. II, 6. Болотов считает, что учение Афинагора о вечном бытии Слова «яснее», чем у св. Иустина (см.: Болотов, 1879. С. 57 и прим. 4), но, кажется, что оба апологета принципиально согласны в том, что Сын совечен Отцу, оба говорят, что рожден Он прежде тварей, как образ и осуществление всего сущего. 64 Болотов, 1879. С. 57–58. В этом замечании В.В. Болотова угадывается попытка подчеркнуть различие александрийского (учитывая тот факт, что Афинаора связывают с Александрией и, даже, с Александрийским огласительным училищем) и антиохийского дискурса, т.е. извечное стремление александрийских богословов настаивать на аспекте единства (как в триадологии, так и в христологии), и, напротив, антиохийских богословов на аспекте различия (Ипостасей в Троице и природ – во Христе), что, как известно, привело оба направления, в их радикальной установке, к гетеродоксальным мнениям (монархианство, арианство и несторианство). 66 Tatianus. Orat., 5.1. Анализ см. у Болотова: Болотов, 1879. С. 59, прим. 1 (продолжение на с. 60). 67 Μελτωνα τν ενοχον, τν ν γι ´ ω πvευ ´ ματι πα ´ ντα πολιτευσα ´ μενον… Eusebius. Eccl. Hist. 5.24.5. 72 Гераклит. О природе (фрагм.), 108 [Мудрое ото всех обособленно], 50 [Знает все], 41 [Оно есть Ум ( γνμην) всем и во всем правящий], 32 [Оно одно и единственное (??_???) безымянное, и именуется у людей Зевсом (букв. ­ не желает и желает называться именем Зевса)]. Нумерация фрагментов Гераклита дается по изд. Дильса – Кранца (DK): Die fragmente der vorsocratiker. Greichisch und Deutsch von H. Diels. Herausgegeben von V. Kranz. Bd. 1–3. 9 Aufl. Berlin, 1959 –1960. 73 Гераклит. О природе (фрагм.), 1, 72 [Хотя люди находятся с ним в непрестанном общении, но находятся с ним в раздоре], 137 [Логос правит судьбой, или Судьба – есть Логос], 45, 115 [Логос присущ и душе, или душа несет в себе свет логоса, который в ней возрастает], 2, 114 [Логос – это общий для всех разум ( φρνησιν); всеобщий божественный закон].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010