Главным общим трудом по истории античных учениий о материи является C.Baeumker. Die Probleme der Materie in der griechischen Philosophie, Munch. 1890; F.Enriques et G. de Santillana. Le probleme de la matiere. Pythagoriciens et eleates. ( " Actualites scient. et industr. " , II Paris, 1936); H.Diels. Elementum, Lpz., 1899. O. Lagerkranz, Elementum Upps. (Lps.), 1911; R.Lenoir. La doctrine des quatre elements et la philosophie ionienne, Rev. des etudes grecques, XL, 1927, стр. 17 — 50; A.Dieterich. Mutter Erde, 3 Auf1., Lpz., 1925; M.Ninck. Die Bedeutung des Wassers im Kult und Leben der Alten, Lpz., 1921; М.И.Мандес. Огонь и душа в учении Гераклита (Сб. в честь Э.Р. фон Штерна, Одесса, 1912, стр. 252 — 283); K.Reinhardt. Heraklits Lehre vom Feuer (Herm., 77, 1942); H.Westhoff. Die Lichtvorstellung in der Philosophie der Vorsokratiker, Erlang. 1947, Diss. (dactyl); C.Baeumker. Witelo, ein Philosoph und Naturforscher des XIII Jahrhunderts, Munst., 1908 (стр. 358 — 422 о свете в антично–средневековых учениях); R.Bultmann. Zur Geschichte der Lichtsymbolik im Altertum (Philolog, 1948, 97, 1 — 36); W.Beierwaltes. Lux intelligibilis, Untersuchungen zur Lichtmetaphysik der Griechen, Munch. 1957, Diss. (рассматриваемые здесь последующие философские учения о свете, как это всегда бывает и со всеми другими понятиями, очень важны для понимания и более ранних учений о свете; сюда можно прибавить также и работу E.Sardemann. Ursprung und Entwicklung der Lehre lumen rationis aeternae lumen divinum, lumen naturale, rationes seminales, veritates aeternae bis Descartes, Kassel, 1902, а также работу J. Gessner. Die Abstraktionslehre in der Scholastik bis Thomas von Aquin mit besonderer Berucksichtigung des Lichtsbegriffs. Philosop. Jahrb., 1931, 362 — 371, 457 — 475); J.Rohr. Der okkulte Kraftbegriff im Altertum, Lpz., 1923, (cp. J. Souilhe, Etude sur le terme Dynamis dans les dialogues de Platon, Par. 1919, к доплатоновской философии, стр. 1 — 70); P.Leon. The Homoiomeries of Anaxagoras (The classical quarterly, XXI 1927, 128 — 132); A.L.Peck. Anaxagoras and the Parts (The classical quarterly XX, 1926, 57 71); W.Kranz. Die Entstehung des Atomismus (Festschrift Ziegler, Stuttgart, 1954, 14 — 40); V.E.Alfieri. Atomos idea. L " origine del concetto dell " atomo nel pensiero greco. Firenze, 1953; O.Luschnat. Wie das Atom erdacht wurde. Versuch einer Entstehungsgedichte des antiken Atomismus (Forsch. und Fortschritten 27, 1953, 136 — 141); H.Heimsoeth. Atom, Seele, Monade, 1960; R.Bluck. Forms as standards, Phronesis, II, 1957, 115 — 127 (формы понимаются здесь как сверхчувствительные эталоны материи).

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Св. Григорий полемизирует с учением о переселении душ, или «метемпсихозе» (μετεμψχωσις, собств. – «переодушевление»). В определенном смысле вернее было бы говорить об изменении тел или «метенсоматозе», и этот термин действительно встречается у поздних авторов (см., напр., у Ипполита: εναι γρ οτοι [sc. Пифагор, Платон и их последователи] τν ψυχν μετενσωμτωσιν νομζουσιν, ς κα μπεδοκλς πυθαγορζων λγει. Hippolytus Romanus. Refutatio omnium haeresium. 6, 26, 2, 4–5 [=Philosophumena/ed. M. Marcovich. 1986]). Вошедшее же в современное употребление слово «метемпсихоз» впервые встречается у Диодора Сицилийского (I в. до Р. Х.) (Diod. Siculus. Bibliotheca historica, 10, 6 [ed. F. Vogel, K.T. Fischer. 1890]); затем у Галена (Gal. De substantia facultatum naturalium fragmentum, 4, 763, 7 [=De propriis placitis fragmentum, ed. C.G. Kuhn 1964]); у Александра Афродисийского (Alexander Aphrodisiensis. De anima, 27, 18 [ed. I. Bruns. 1887]). Этот термин особенно характерен для неоплатонической традиции, он встречается у Порфирия (Porph. De abstinentia, 4, 16, 2. TLG 2034/3 [=Patillion, Segonds 1995. P. 25]; см. также: Patillion, Segonds 1995. Прим. 229. P. 82); у Гермия в изложении Стобея (Jo. Stobeus. Anthologium. 1, 49, 69 [Vol. 1. Berlin, 1884]) и у др. Следует различать учения, согласно которым вселение души происходит в «первое попавшееся» тело, и религиозно-философские концепции, в которых восхождение или нисхождение души по иерархической лестнице живых существ определено нравственными достоинствами личности умершего, т.е. осмысляется как посмертное воздаяние. Судя по свидетельству Аристотеля: «… согласно пифагорейским мифам, любая душа может облекаться в любое, случайное тело» (…σπερ νδεχμενον κατ τος Πυθαγορικος μθους τν τυχοσαν ψυχν ες τ τυχν νδεσθαι σμα. Aristoteles. De anima, 407b21–23 [ed. W.D. Ross. 1961]), пифагорейцам была свойственна именно первая форма «метемпсихоза», вызвавшая протест Гераклита, «чем достойней смерть, тем лучше доля» (μροι γρ μζονες μζονας μορας λαγχνουσι. Heraclitus Ephesius. Fr 25 [ed. H. Diels, W. Kranz. 1951]). Платон воспринял учение о «метемпсихозе» из пифагорейской традиции, переосмыслив его в духе нравственного воздаяния (наиболее разработанное изложение – миф об Эре (Plat. Resp. 614b–621d)). С такой интерпретацией учения о переселении душ и полемизирует св. Григорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

πρ τος μ ν о ν κα σ νθετος ριθμ ς στι περισσ ς ς π μ νης μον δος πληρο ντως μετρε ται, о κ τι δ κα π ’ λλου τιν ς μ ρους κα π μ αν δ δι στασιν προβ σεται τοιο τος. 25 Iamblichi theologoumena arithmeticae/Ed. V. de Falco. Lpz., 1922. P. 18 ( цит. по TLG. 2023/5): περιττο μ ν γ ρ ε δη τρ α, τ μ ν πρ τον κα σ νθετον, τ δ δε τερον κα σ νθετον, τ δ μικτ ν, τ πρ ς α τ μ ν δε τερον, πρ ς λλο δ πρ τον. π λιν δ τ μ ν περτελ ς, τ δ τελ ς, τ δ τ λειον...   26 Фрагменты в рус. пер. собраны (в большем количестве, чем у Дильса-Кранца) в ФРГФ. С. 432–446. На русском языке об учении Филолая см., например: Медведева О. А. Предел, беспредельное и число в философии Филолая//Универсум платоновской мысли: Неоплатонизм и христианство . Апологии Сократа. СПб., 2001. С. 42–50. 27 Fr. 44 A 13 DielsKranz (Die Fragmente der Vorsokratiker/Griechisch und Deutsch v. H. Diels, neunte Auflage hrsg. v. W Kranz. Bd. l. B., 1960. S. 401: 7–8) ( TLG. 1596/1). Рус. пер.: ФРГФ. С. 435. 28 Схолия 7 к кн. VII. Цит. пер. А. В. Лебедева: ФРГФ. С. 475, фрагмент 58 B 21d (отсут – ствует в собрании Дильса-Кранца, добавлен А. В. Лебедевым). Греч. текст: π λιν το περιττο τ ν μ ν πρ τον τ ν π μον δος μ νον μετρο μενον ς τ ν τρ α, τ ν ζ , τ ν δ σ νθετον ς τ ν θ , τ ν ιε (Scholia in Euclidis elementa (scholia vetera et recentiora )//Euclidis opera omnia/Ed. E. S. Stamatis (post J. L. Heiberg). Vol. 5. 1 – 5. 2. Lpz., 1977 2. P. 364. Цит. по TLG 5022/1). 29 В VI в. у Иоанна Филопона мы находим уже другое представление о несложных числах. Согласно этому христианскому (монофизитствующему ) богослову VI в. (большому знатоку и комментатору античной философии, прежде всего сочинений Аристотеля, полемизировавшему с неоплатонизмом), числа подразделяются на первичные несоставные (таково число 3: оно первичное, поскольку не имеет других делителей, кроме единицы, а единица не число; несоставное, поскольку хотя и состоит из 2 † 1, но двоица также не является числом), первичные составные (например, 7: первичное, поскольку не имеет делителей [кроме единицы], составное же, поскольку состоит из 3 † 4; аналогично 11) и вторичные составные (например, 16: составное число, поскольку состоит из двух восьмерок, вторичное же, поскольку 16 ­­ 4 х 4, а делимое (16) вторично по отношению к делителю (4) ; аналогично дело обстоит и с числом 9) ( λλ ητ ον πρ τον περ ριθμο , ν’ ε οδος μ ν λ γος ν το ς μπροσθεν γ νηται.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

2, 7 – 454 33 , 470 57 20, 21 – 399 266 3, 4−5 – 372 160 24, 10 – 329 сн. СУД. 3, 23−24 – 372 161 33, 19 – 156 103 15, 15 – 19 – 147 52 4, 4 – 140 3 33, 20 – 23 – 405 31 15, 17 – 147 50 4, 7 – 402 5 15, 5 – 147 49 ЛЕВ. 1 ЦАР. 18, 1 – 298 5 7, 12. 13. 15 – 26 79 2, 30 – 142 15 , 145 33 , 146 47 18, 17 – 32 117 19, 36 – 391 248 18, 27 – 122 18 , 373 166 26, 11 – 126 46 , 208 179 3 ЦАР. 19, 24 – 454 27 3, 12 – 374 181 22, 11−12. 15−18 – 147 49 ЧИС. 26, 24 – 387 237 11, 17 – 471 59 2 ПАР. 27, 27 – 386 228 33, 16 – 26 79 39 – 20 52 ВТОР. 39−45 – 23 64 5, 17 – 18 36 1 ЕЗД. 49, 7 – 17 29 6, 4 – 321 23 , 322 27 , 331 58 4, 35 – 41 – 174 16 6, 5 – 331 57 ИСХ. 6, 7 – 8 – 35 131 ТОВ. 4, 10 – 373 167 6, 13 – 324 36 4, 15 – 96 66 7, 1 – 289 572 8, 3. 16 – 39 18 7, 9−12 – 173 5 8, 18 – 15 15 ИОВ 9, 11 – 173 9 1, 1 – 19 44 26, 7 – 368 145   Античные авторы 2021 Анаксимандр Свидетельства (о нем и его сочинениях). TLG 725/1. Рус. пер.: ФРГФ, 116–127. 21–22 [vol. 1, p. 87 Diels- Kranz] – 282 540 Аристах Самосский О размерах и расстояниях Солнца и Луны. TLG 1181/1. Hypoth. [lin. 18–20 Heath] – 282 540 Аристотель Евдемова этика. TLG 86/9. I, 1218 b 10. 16 – 11 3 Метафизика. TLG 86/25. Рус. пер. А. В. Кубицкого, ред. М. И. Иткина: Аристотель. Соч. Т. 1. М., 1976 (Филос. наследие). С. 65– 448. II, 2, 996 a 25 – 11 3 VIII, 2, 1042 b 9–11 – 461 19 Первая аналитика. TLG 86/1. Рус. пер. А. В. Кубицкого (1939, переизд.: Аристотель. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 117–254) и Б. А. Фохта (Аристотель. Аналитики. Л., 1952. С. 9–176). 29 b 6 и 50 a 31 (Bekker) – 254 386 Вергилий Энеида. Thesaurus linguae latinae 690/3. Рус. пер. В. Я. Брюсова, ред. С. М. Соловьева и И. Брюсовой: 1М.; Л., 1933. VI, 794–795; VIII, 705 – 47 19   Гермий Философ Схолии к Федру Платона. ЕДП 2317.1ю 33 хк 247 С хзю 152 Сщгмкугк – 300 11 Геродот История. TLG 16/1. Новейшее крит. изд.: Herodotus. Historiae/Ed. H. B. Rosen. Vol. 1–2. Leipzig: Teubner, 1987– 1997 [vol. 2: Stutt gart]. Рус. пер. Г. А. Стратановского: М., 1993 (Пам-ки истор. мысли). I, 178, 3 (vol. 1, p. 110: 3 Rosen) – 270 462

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

XVI, 522. 40. Гомер. Илиада. V, 376. 41. Гомер. Илиада. VIII, 308. 42. Гомер. Илиада. V, 858. 43. Гектор. См.: Гомер. Илиада. V, 605. 44. Гомер. Илиада. V, 31. 45. Гомер. Одиссея. VIII, 296298. 46. Гомер. Илиада. II, 820821. 47. Гомер. Илиада. XIV, 315327. Так говорит Юпитер к Юноне. Ср.: Увещание к эллинам. 2. 48. Слова Аполлона. Еврипид. Алкеста. 12; 89. 49. Т.е. Ахилеса. 50. Геацинта, сына Амиксы. 51. Отрывок из неизвестного сочинения Эсхила. 52. Фрагмент 6 (Diel-Kranz). 53. Такая система соответствий есть, например, у Диогена Лаэрта, VIII, 76. 54. Эмпедокл. Фрагмент 17, ст. 1820 (Diel-Kranz). 55. Платон. Тимей. 40d-e. 56. Платон. Федр. 246е. 57. Эти слова приводятся св. Мефодием Патарским (см. свт. Епифаний. Против ересей. 64. 21). 58. Гесиод. Теогония. 27. 59. Этот фрагмент Еврипида известен только по этой цитате. 60. Фрагмент неизвестного трагика. Известен только по этой цитате. 61. Еврипид. Киклоп. 332333. 62. Цитата из неизвестного произведения. 63. Кто был Нериллин неизвестно. Под Александром здесь возможно имеется в виду Александр Абонотихский (о нем диалог Лукиана " Александр, или ложный пророк " ). Протей - цинический философ, представленный Лукианом в сочинение " О смерти Перегрина " . 64. Гомер. Илиада. III, 39. Прот. П. Преображенский в переводе не приводит эту строчку, ссылаясь на мнения исследователей, что это глосса на полях, вставленная в текст. 65. Геродот. II. 172. 66. Указанное " Письмо к матери " на самом деле не принадлежит Александру Великому. 67. Геродот. II. 114. 68. Геродот. II. 156. 69. Геродот. II. 41. 70. Геродот. II. 3. 71. Геродот. II. 61. 72. Т.е. Озириса. 73. Геродот. II. 170171. 74. Геродот. II. 86. 75. Фрагмент Гесиода. Ср. Гомер. Одиссея. XXI, 2829. 76. Пиндар. Pyth. III. 9698; 1001057. 77. Фрагмент Еврепида. 78. Цитата из неизвестного автора. Инона утопилась со своим сыном Меликертом, а после превратились в морских божеств Левкофею и Палемона. 79. Oracula Sibyllina. III 108113. 80. Младший сын императора Адриана Антиной, утонувший в реке Ниле, почитался богом в Египте. 81. Каллимах. Гимны Юпитеру 89. 82. Фиест сошелся со своей дочерью Пелопией во исполнение оракула Аполлона. От их брака родилась Эгисф. 83. Откуда взято это изречение не известно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/68/f...

Илиада. XVI, 522. 40 Гомер. Илиада. V, 376. 41 Гомер. Илиада. VIII, 308. 42 Гомер. Илиада. V, 858. 43 Гектор. См.: Гомер. Илиада. V, 605. 44 Гомер. Илиада. V, 31. 45 Гомер. Одиссея. VIII, 296–298. 46 Гомер. Илиада. II, 820–821. 47 Гомер. Илиада. XIV, 315–327. Так говорит Юпитер к Юноне. Ср.: Увещание к эллинам. 2. 48 Слова Аполлона. Еврипид. Алкеста. 1–2; 8–9. 49 Т.е. Ахилеса. 50 Геацинта, сына Амиксы. 51 Отрывок из неизвестного сочинения Эсхила. 52 Фрагмент 6 (Diel–Kranz). 53 Такая система соответствий есть, например, у Диогена Лаэрта, VIII, 76. 54 Эмпедокл. Фрагмент 17, ст. 18–20 (Diel–Kranz). 55 Платон. Тимей. 40d–e. 56 Платон. Федр. 246е. 57 Эти слова приводятся св. Мефодием Патарским (см. свт. Епифаний. Против ересей. 64. 21). 58 Гесиод. Теогония. 27. 59 Этот фрагмент Еврипида известен только по этой цитате. 60 Фрагмент неизвестного трагика. Известен только по этой цитате. 61 Еврипид. Киклоп. 332–333. 62 Цитата из неизвестного произведения. 63 Кто был Нериллин неизвестно. Под Александром здесь возможно имеется в виду Александр Абонотихский (о нем диалог Лукиана «Александр, или ложный пророк»). Протей — цинический философ, представленный Лукианом в сочинение «О смерти Перегрина». 64 Гомер. Илиада. III, 39. Прот. П. Преображенский в переводе не приводит эту строчку, ссылаясь на мнения исследователей, что это глосса на полях, вставленная в текст. 65 Геродот. II. 172. 66 Указанное «Письмо к матери» на самом деле не принадлежит Александру Великому. 67 Геродот. II. 114. 68 Геродот. II. 156. 69 Геродот. II. 41. 70 Геродот. II. 3. 71 Геродот. II. 61. 72 Т.е. Озириса. 73 Геродот. II. 170–171. 74 Геродот. II. 86. 75 Фрагмент Гесиода. Ср. Гомер. Одиссея. XXI, 28–29. 76 Пиндар. Pyth. III. 96–98; 100–1057. 77 Фрагмент Еврепида. 78 Цитата из неизвестного автора. Инона утопилась со своим сыном Меликертом, а после превратились в морских божеств Левкофею и Палемона. 79 Oracula Sibyllina. III 108–113. 80 Младший сын императора Адриана Антиной, утонувший в реке Ниле, почитался богом в Египте. 81 Каллимах. Гимны Юпитеру 8–9. 82 Фиест сошелся со своей дочерью Пелопией во исполнение оракула Аполлона. От их брака родилась Эгисф. 83 Откуда взято это изречение не известно. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Илиада. XVI, 433–434. 39. Гомер. Илиада. XVI, 522. 40. Гомер. Илиада. V, 376. 41. Гомер. Илиада. VIII, 308. 42. Гомер. Илиада. V, 858. 43. Гектор. См.: Гомер. Илиада. V, 605. 44. Гомер. Илиада. V, 31. 45. Гомер. Одиссея. VIII, 296–298. 46. Гомер. Илиада. II, 820–821. 47. Гомер. Илиада. XIV, 315–327. Так говорит Юпитер к Юноне. Ср.: Увещание к эллинам. 2. 48. Слова Аполлона. Еврипид. Алкеста. 1–2; 8–9. 49. Т.е. Ахилеса. 50. Геацинта, сына Амиксы. 51. Отрывок из неизвестного сочинения Эсхила. 52. Фрагмент 6 (Diel-Kranz). 53. Такая система соответствий есть, например, у Диогена Лаэрта, VIII, 76. 54. Эмпедокл. Фрагмент 17, ст. 18–20 (Diel-Kranz). 55. Платон. Тимей. 40d-e. 56. Платон. Федр. 246е. 57. Эти слова приводятся св. Мефодием Патарским (см. свт. Епифаний. Против ересей. 64. 21). 58. Гесиод. Теогония. 27. 59. Этот фрагмент Еврипида известен только по этой цитате. 60. Фрагмент неизвестного трагика. Известен только по этой цитате. 61. Еврипид. Киклоп. 332–333. 62. Цитата из неизвестного произведения. 63. Кто был Нериллин неизвестно. Под Александром здесь возможно имеется в виду Александр Абонотихский (о нем диалог Лукиана " Александр, или ложный пророк " ). Протей - цинический философ, представленный Лукианом в сочинение " О смерти Перегрина " . 64. Гомер. Илиада. III, 39. Прот. П. Преображенский в переводе не приводит эту строчку, ссылаясь на мнения исследователей, что это глосса на полях, вставленная в текст. 65. Геродот. II. 172. 66. Указанное " Письмо к матери " на самом деле не принадлежит Александру Великому. 67. Геродот. II. 114. 68. Геродот. II. 156. 69. Геродот. II. 41. 70. Геродот. II. 3. 71. Геродот. II. 61. 72. Т.е. Озириса. 73. Геродот. II. 170–171. 74. Геродот. II. 86. 75. Фрагмент Гесиода. Ср. Гомер. Одиссея. XXI, 28–29. 76. Пиндар. Pyth. III. 96–98; 100–1057. 77. Фрагмент Еврепида. 78. Цитата из неизвестного автора. Инона утопилась со своим сыном Меликертом, а после превратились в морских божеств Левкофею и Палемона. 79. Oracula Sibyllina. III 108–113. 80. Младший сын императора Адриана Антиной, утонувший в реке Ниле, почитался богом в Египте. 81. Каллимах. Гимны Юпитеру 8–9. 82. Фиест сошелся со своей дочерью Пелопией во исполнение оракула Аполлона. От их брака родилась Эгисф. 83. Откуда взято это изречение не известно. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/68/h...

337 . Irwin W. A. The Hebrews//The Intellectual Adventual Adventure of Ancient Man Chicago, 1946 338 . Judge E. A. Christian Innovation and its Contemporary Observes//History and Historians in Late Antiquity 339 . Kelley D. R. The History of Ideas Cannon and Variations New York, 1990 340 . Kelly] N. D. Early Christian Creeds New York, 1972 341 . Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines London, 1977 342 . Kerschensteiner J. Kosmos quellenkritische Untersuchung zu den Vorsokratikern München, 1962 343 . Konig-Ockenfels D. Christliche Deutung der Weltgeschichte bei Euseb von Casarea//Saeculum, 1976,27 P 348–365 344 . Knowles D. The Evolution of Medieval Thought London, 1988 345 . Kranz W. Kosmos//Archiv fur Begriffsgeschichte Bonn, 1955 Bd 11 346 . Kranz W. Kosmos als philosophischer Begriff in fruhgriechischer Zeit//Philologus 1938–1939 Bd 1993 347 . Krumbacher К. Geschichte der Byzantinischen Litteratur von Justinian bis zum Ende des ostromischen Reiches (527–1453) München, 1897 348 . Labnolle, Pierre de The History and Literature oi Christianity from Tertullian to Boethius London-New York 1996 349 . Lacroix В. L’histoire dans l’antiquite Paris, 1951 350 . Laquer R. Eusebs als Historiker seiner Zeit Berlin, 1929 351 . Lawlor H. J., Oulton J. E. L. Eusebius Bishop of Caesarea The Ecclesiastical History and the Martyrs of Palestine London, 1928 V 1–2 352 . Lee P. К. The concept of the city of God in Early Christian thought//StP Vol 18 H 2 1989 P 99–107 353 . Mango С. Discontinuity with the Classical Past in Byzantium//Byzantium and the Classical Tradition Ed by M Mullet and R Scott Birmingham, 1981 P 48–61 354 . Marenbon J. Early Medieval Philosophy London-New York, 1988 P 13–19 355 . Markus R. A. Culminating in Constantine//The Times Literary Supplement 1981 4058 356 . Markus R. A. The End of Ancient Christianity Cambridge, 1990 357 . Markus R. A. Saeculum, History and Society in St Augustine New York, 1970 358 . Meinecke F. Die Entstehung des Historismus 2 Aufl München, 1946

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

См.: Песн. 6: 9–10. См.: Пс. 44: 10. В экзегетической традиции это место вначале связывалось с образом Церкви, затем – Пресвятой Богородицы. См.: Песн. 7: 2. См.: Ис. 51: 9, 11–12. См.: Ис. 49: 16. См.: Ис. 61: 10. Девятое паримийное чтение Великой субботы согласно Типикону Великой Церкви. См.: Mateos J. Op. cit. P. 86–87. См.: Ис. 62: 12. См.: Ис. 62: 3. См.: Соф. 3: 14–15. Паримийное чтение праздника Входа Господня во Иерусалим. Ис. 62. Паримийное чтение Великой субботы. См.: Соф. 3: 14. Ср.: 1-й тропарь 7-я песни канона Великой субботы: «Уязвися ад, в сердце прием». Ср.: ирмос 7-й песни канона Великой Субботы: «Неизреченное чудо, в пещи избавивый преподобныя отроки из пламене, во гробе мертв бездыханен полагается во спасение нас поющих». Для свидетельства Фотия об изображениях святых существует две возможности интерпретации. Согласно первой, изображения апостолов и пророков находились в апсиде Святой Софии и не дошли до нас (Mango C. The Apse Mosaics of St. Sophia. P. 30). Согласно другой, имеются в виду мозаики в юго-западном углу Святой Софии, в покоях патриарха. До нас дошли фрагменты данных мозаик, среди них могут быть опознаны пророк Иезекииль, император Константин (Колпакова Г.С. Искусство Византии. М., 2007. С. 318). Ατοψας – этот термин соотносится с эпиграммой Феодора Студита и выраженным в ней учением об образе. Эта лексема также апеллирует к Евангелию от Луки: «как передано нам самовидцами (αυτοπταις) и служителями Слова» (Лк. 1: 2). Образ (или слово), начертанный на табличке, – особенность платонической гносеологии. По мнению некоторых исследователей (Грабар, Лаурдас), иконографический тип, соответствующий описанию Фотия, – Богородица Одигитрия, известная по печатям Михаила III, патриарха Фотия, т.н. Псалтири Гамильтона из Берлинской Библиотеки. См.: Grabar A. L’iconoclasme byzantine. Paris, 1957. P. 170. В данном случае Фотий представляет своим слушателям достаточно оригинальную и вполне самостоятельную версию теории восприятия Эмпедокла, реконструируемой, в частности, благодаря цитате в трактате Аристотеля «De sensu» (Fragmentum 84): «Вначале он [т.е. Эмпедокл] указывает, что свет есть огонь, а изливается он из глаз, и так возникает зрение. А затем добавляет, что зрение возникает либо так, либо благодаря истечениям, посредством которых от видимых вещей истекает то, что, подпадая взгляду, приспосабливается к имеющимся в глазу порам, чтобы прийти в соответствие ему и войти внутрь». См.: Die Fragmente der Vorsokratiker von Hermann Diels/Hrsg. Kranz W. Berlin, 1922. S. 307. Подробнее об этом см.: Василик В.В. OPTIKOI AKTINES в контексте антииконоборческой полемики. СПб., 1995. С. 252–258.

http://pravoslavie.ru/61321.html

1280 Октоих, глас 4. В неделю утра на полунощнице, канон Троичен, песнь 8 (Изд., Пер.). Ср. со слав. переводом: «Свете единоначальный и трисиянный, существо безначальное, доброто недоведомая, в сердцы моем вселися, и храм Твоего божества, световиден и чист покажи мя…» (Октоих. Гласы 1–4. М., 1981. С. 512). Эта цитата приводится (более точно) Григорием Акиндином в Большом опровержении, I, 35 (P. 41: 28–31 Nadal). Таким образом, как следует из целого ряда совпадающих цитат у Акиндина и Паламы, Палама несомненно был знаком с названными произведениями Акиндина. Ср. примеч. 396 и предисловие (Пер.). 1284 В ΓΠΣ далее нет знаков пунктуации, хотя подряд следуют два им. падежа. Возможно, ссылка на Собор – глосса с полей. 1286 Цитата не установлена. Акты поместных антимессалианских Соборов IV-V вв. не сохранились. Однако сомнительно, что они еще были известны вовремя Паламы. Скорее, речь идет о цитировании какой-нибудь антологии. 1287 Свт. Григорий Богослов . Слово XXX о Сыне (Богословское 4), 21//P. 214: 12–14 Barbel; SC 250, p. 272: 13–15 Gallay; PG 36, 132 B (Изд.). Ср. дореволюционный рус. пер.: «Христос, по божеству; ибо самое помазание освящает человечество не действием своим, как в других помазанниках, но всецелым присутствием Помазующего» (Творения свт. Григория Богослова . СПб., б. г.; р1994. Т. 1. С. 443). Наш перевод приближается к предложенным в PG и SC (Пер.). 1288 То, что Солнце больше Земли, было известно уже в античности. Например, Анаксимандр (VII-VI вв. до Р. Х.) считал, что Солнце представляет собой нечто вроде колеса, центр которого равен Земле, а обод превосходит её многажды (в 19 или 28 раз, по разным свидетельствам; см.: fr. 12 A 21–22//Vol. 1, p. 87 Diels-Kranz). Аристарх Самосский (III в. до Р. Х.), предшествен- ник Коперника в учении о гелиоцентрической системе, полагал, что отношение диаметра Солнца к диаметру Земли больше, чем 19:3, но меньше, чем 43(О размерах и расстояниях Солнца и Луны, hypoth.//lin. 18–20 Heath). 1292 Правильнее было бы добавить: «как она есть». Свт. Василий Великий , например, не отрицал, что через свойства Бога познается Его сущность, но утверждал, что познание это относительное, не отражающее сущности Бога как она есть.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010