31. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна . Заговенье на Успенский пост. Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой Креста и прав. Евдокима Каппадокиянина (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой Креста и полиелейной службой сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, Креста (Минеи), глас тот же – 3, и святого, глас 8-й – 3. «Слава» – Креста (Минеи), глас 1-й: «Днесь яко воистинну...» [или святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...»] , «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бога человеком соединила еси...» . Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи...» (см. на стиховне утрени в Минее) . В случае исполнения стихиры святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...», на «Господи, воззвах», в литийных стихирах это песнопение может быть опущено. В таком случае, порядок пения литийных стихир должен выглядеть следующим образом: стихира храма; «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи...» (см. на стиховне утрени в Минее). На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покров державен...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды).

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-13/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 13 августа 2023 года 31. Неделя 10я по Пятидесятнице. Глас 1й. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна . Заговенье на Успенский пост. Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой Креста и прав. Евдокима Каппадокиянина (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой Креста и полиелейной службой сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1й – 4, Креста (Минеи), глас тот же – 3, и святого, глас 8й – 3. «Слава» – Креста (Минеи), глас 1й: «Днесь яко воистинну…» [или святого, глас 1й: «Како не дивимся благоумию твоему…»] , «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бога человеком соединила еси…» . Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – святого, глас 1й: «Како не дивимся благоумию твоему…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6й: «Пророчестии гласи…» (см. на стиховне утрени в Минее) . В случае исполнения стихиры святого, глас 1й: «Како не дивимся благоумию твоему…», на «Господи, воззвах», в литийных стихирах это песнопение может быть опущено. В таком случае, порядок пения литийных стихир должен выглядеть следующим образом: стихира храма; «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 6й: «Пророчестии гласи…» (см. на стиховне утрени в Минее). На стиховне стихиры воскресные, глас 1й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2й: «Ты ми покров державен…» .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

4. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского. Служба вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы вмц. Варвары в соединении с воскресной службой Октоиха (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, великомученицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Отечество, род, имение оставивши...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 7-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 3-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Вси чистою совестию...». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (единожды), тропарь великомученицы, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, великомученицы (глас 2-й) на 4 и преподобного на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-17/

Входный стих: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… (в отдание Господского праздника вставляется припев 2-го антифона праздника, а Богородичного – «во святых Дивен сый») поющия Ти: Аллилуиа». По входе: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. Прокимен, Аллилуиа и причастен – праздника и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. Задостойник праздника. Отпуст полный праздничный с поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме святого) и празднуемого святого (в отдания Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы). §3.4. Особенности всех богослужений суточного круга в случае едвунадесятого Богородичного праздника в седмичный день, соединяемого со службой рядовому святому Богослужение на недвунадесятый Богородичный праздник Устав предписывает совершать в соединении со службой рядовому святому. В частности, на большинство праздников в честь икон Божией Матери полагается совершать полиелей, и устав соединения полиелейной службы Богородице и рядовому святому можно найти в Типиконе в последовании 27 ноября (праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение» и память великомученика Иакова Персянина). «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 8: стихиры Богородицы – 4; стихиры святого – 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира Богородицы. В субботу на «Слава»: стихира Богородицы, «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Паремии Богородице – 3. Стихиры на стиховне: стихиры Богородицы с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира Богородицы. Если святой не имеет славной стихиры, то поется на «Слава, и ныне» стихира Богородицы. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь Богородицы. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и рядового святого. Повечерие Канон Богородице из Октоиха. По Трисвятом: кондак праздника Богородицы. Полунощница

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– в храме святого: тропари воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и святого. Однако если святой не имеет прокимена, аллилуария и причастна, то в попразднство поются прокимены, Аллилуиа и причастны воскресный и праздника. Апостол и Евангелие – рядовые и святого (если святой не имеет чтений, то читаются только рядовые Апостол и Евангелие). Задостойник праздника (только в попразднство). Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме в честь святого) и рядового святого. §7.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в неделю (кроме периода пред- или попразднства) В Типиконе нет отдельной главы, где были бы указаны все особенности, которые имеет богослужение в таком случае; в 52-й главе говорится только о пении тропарей в случае двух святых в неделю. Основным источником служит 4-я уставная глава Общей Минеи «О непразднуемом святом или дву, прилучающихся в неделю». Малая вечерня На малой вечерне поются только воскресные песнопения. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик»). На стиховне: воскресная стихира гласа (1-я стихира с великой вечерни) и 3 стихиры Богородице из Октоиха с их (то есть Богородичными) припевами. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный гласа. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные Октоиха на 4, стихиры 1-го святого – 3, стихиры 2-го святого – 3; «Слава»: стихира 1-го святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихира храма; «Слава, и ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры храма. Если храм Господский или Богородичный, то поется на «Слава, и ныне» еще одна стихира храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Хор: «Слава»: «Молитвами… (называет чин и имя святого), Милостиве, очисти множество согрешений наших». «И ныне»: «Молитвами Богородицы Милостиве, очисти…». «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Интересен вопрос относительно гласа, на который следует исполнять песнопения, предшествующие стихире по 50-м псалме. Так как в большинстве случаев стихира по 50-м псалме поется на 6-й глас, то и песнопения перед стихирой поются на 6-й глас. Однако во многих храмах стихиры «Молитвами…» и припев «Помилуй мя, Боже…» поются на 6-й глас даже в тех случаях, когда стихира поется на другой (не 6-й глас). Такую практику вряд ли можно признать правильной, хотя и говорить об ее ошибочности также трудно, так как в Типиконе вообще нет никаких конкретных указаний по данному вопросу. Тем не менее обратим внимание на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь на «Слава» и на «И ныне» поется особая стихира 2-го гласа («Днесь храм одушевленный…»), а после припева «Помилуй мя, Боже…» следует стихира праздника 4-го гласа. Стало быть, петь сам припев «Помилуй мя, Боже…» на 6-й глас нельзя, а логично спеть его на 4-й глас, то есть на глас последующей стихиры. Потому можно сделать вывод, что припев «Помилуй мя, Боже…» всегда поется на глас стихиры по 50-м псалме. Что касается стихир «Молитвами…», то вопрос об их гласе остается открытым: или их следует также петь на глас грядущей стихиры, или же всегда можно петь на 6-й глас как особые песнопения. Затем хор поет стихиру праздника («стихира по 50-м псалме»). При пении стихиры диакон выходит на амвон (обычно южной дверью) и становится перед иконой Спасителя. Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (начальное прошение литии). Хор: «Господи, помилуй» (12 раз). Священник: «Милостию и щедротами и человеколюбием…». Хор: «Аминь» и поет ирмос первой песни канона. На практике в это время бывает помазание народа елеем и раздаются частицы хлебов, освященных на вечерне (если совершается бдение) 221 . Канон . Ирмосы берутся из канона, который по Уставу сле­дует первым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Стихира на стиховне, гл. 6. Праздник радостен возсия концем днесь, всечестная память премудрых апостол, и верховных Петра и Павла. Тем же и Рим срадуется ликовствуя, в песнех и пениих. Празднуем и мы братие, всечестный сий день совершивше. Радуйся Петре апостоле, искренний друже твоего Учителя, Христа Бога нашего; радуйся Павле вселюбезнейший, и проповединче веры, и учителю вселенныя: яко имея дерзновение, супруже святоизбранный, Христа Бога нашего молите спастися душам нашим. Тропарь, гл. 4. Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость. Величание. Величаем вас, Апостоли Христовы, весь мир ученьми своими просветившия, и вся концы ко Христу приведшия. Кондак, гл. 2. Твердыя и Боговещанныя проповедатели, верх Апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная. Стихира на хвалитех. гл. 4. С небесе благодать прием, егда вопрошение учеником Спас дванадесяточисленным рече Апостолом: кого Мя глаголют человецы быти? тогда убо лучший Апостолов Петр, богословствуя отвеща, ясно возопив: Ты еси Христос Живаго Бога Сын. Тем же достойно ублажается, яко свыше прием откровение, вязати же и решити праведно прием. Святому равноапостольному Князю Владимиру Стихира на Господи воззвах, гл. 4. Вторый ты был еси Константин, словом и делом: он во христианское время родися, и многа лета во Еллинстве сотворил есть, ты же от язык родився, но возлюбил еси возлюбившаго тя Христа, к Нему же возшел еси радуяся. Его же моля не престай о чтущих память твою. Стихира на литии, гл. 2. Днесь возсия благочестиваго князя Владимира память, яко миро излиянное: Христа бо возлюбив, идолы преобидев, церкви Распеншемуся нас ради на земли воздвиже, и на небесех прият царство и венец. Стихира на стиховне, гл. 8. О преславнаго чудесе! величавый разум погубляется днесь, и рыдают вся лукавая воинства, видяще ветвь сушу вседичну, силою Божиею Богонасажденну и прославляему, и светло венчаваему от Бога, великаго Владимира, нашего вернаго начальника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В связи с этой мыслью о радости приходит мысль о том, что Церковь именует Младенца Женихом: «Предпразднственную хвалу Владыце Церковь днесь привношает (присоединяет), и Сего яко Жениха прияти светло готовится, и с Симеоном радуется…» (1 февраля, тропарь] 4-й песни канона). Почему Богомладенец именуется «Женихом» Церкви? Ответ на это мы видим в самом начале предпразднства: Господь в этот праздник «предобручает Себя честней Церкви Его» ([там же, 2-я стихира] на «Господи, воззвах»). Замечательно-образное выражение: «предобручение». Это еще не венчание, не брак Господа с Церковью: это будет в день Пятидесятницы. И еще не обручение: это будет на Голгофе, крестом. Это лишь «Пред-обручение»: будущий «Жених» Церкви – еще Младенец сорокадневный; Он еще носится на руках Матери. Но Он уже приходит к Своей невесте, к Церкви; Он входит в дом Свой, в дом Божий; и Его принимают представители Церкви – Симеон и Анна. И богослужение многократно говорит о Церкви. Старец «Бога человеком соединитися проповеда» (2 февраля, стихира] на литии). И с первых стихир предпразднства Церковь поет об этом единении своем с Небесным Женихом: «Честная готовится Церковь восприяти к себе Господа…», пока еще «…яко Младенца приходяща, и благодатию мысленно (верою, мыслию) уясняюща (просвещающего) вернейший Свой и боголюбезный собор… (собрание: греческое слово «екклесиа» означает и общественное собрание, и Церковь )» февраля, 1-я стихира на «Господи, воззвах " ]. «Тя, Господи, плотию (во плоти: духом Он всегда был) Церковь хотяща прияти, Божественною Твоею и неизреченною Божества зарею славно просвещашеся (1 февраля, тропарь] 5-й песни канона). «Днесь Спаситель, яко Младенец, принесен бысть в Церковь Господню…» (2 февраля, стиховна на малой вечерне). «…Материю вольне (то есть добровольно, по Своему желанию) приносится в Церковь …», пока еще «законную», то есть ветхозаветную, безблагодатную ([там же, 4-я стихира] на «Господи, воззвах»). Но Ему уже «от Девы рожденному и Сыну Единородному Отчу», как Жениху «в Церковь приносиму, служат величающе» «божественный старец, и целомудренная Анна пророчица», заменяющие («в нихже место») «новорожденных горличищ супруг» (2 февраля, тропарь] 9-й песни канона). «Ныне» «руками Богородицы, Младенец, Христе, со всесожжении (жертвою горличищ), на руках Симеона во храм внестися восхотел еси плотию» (3 февраля, стиховна на [вечерне]). «В Церковь принеслся еси, Жизнь всяческих, мене ради младенствовав, под законом был еси…» ([там же,] седален по 1-й кафизме). «Во храм принеслся еси, обычная (для матерей) исполняя…» ([там же,] седален по 2-й кафизме). «Носящи Чистая и Пречистая Дева Содетеля и Владыку, яко Младенца на руках, в Церковь входит» февраля, 2-я стихира на стиховне на вечерне]. Ибо, как и теперь, матери до сорока дней после рождения своего не впускаются в храм; а теперь Дева «входит».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Стихира на 4: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа. Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Стихира Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его. На 2: Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. Стихира на 2: Хвалите Господа все народы, восхвалите Его, все племена. Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Стихира Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. Слава: Святаго минеи. Стихира Слава: Стихира И ныне: Богородичен. И ныне: Богородичен Аще несть святаго Слава, и ныне: Богородичен. Совершается вход с кадилом. Творение Софрония, Патриарха Иерусалимскаго: Вечерняя песнь Сыну Божию Свете тихий святыя славы,/Безсмертнаго, Отца Небеснаго,/Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе./Пришедше на запад солнца,/видевше свет вечерний,/поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога./Достоин еси во вся времена/пет быти гласы преподобными,/Сыне Божий, живот даяй,/темже мир Тя славит. Свет отрадный святой славы/бессмертного Отца Небесного,/святого, блаженного – Иисусе Христе!/Придя к закату солнца, увидев свет вечерний,/воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога./Достойно Тебя во все времена/воспевать голосами счастливыми,/Сын Божий, дающий жизнь,/– потому мир Тебя славит. Диакон: Будем внимать. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость. Прокимен, глас (такой-то). В неделю же и в пяток вечера, никогдаже поется Аллилуиа. Аще же есть Бог Господь, поются прокимены сия: В неделю вечера, глас 8: Прокимны на вечерне В воскресенье вечером, глас 8 Се ныне благословите Господа/вси раби Господни. Стих: Стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Благословляйте ныне Господа,/все рабы Господни. Стих: Стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Пс 133:1 В понедельник вечера, глас 4: В понедельник, глас 4 Господь услышит мя,/внегда воззвати ми к Нему. Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vechernya...

4– «Днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях мертваго яко единаго от умерших; сего бо держати отнюдь не могу, но погубляю с ним, имиже царствовах; аз имех мертвецы от века, но сей (се) всех воздвизает. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему». 5– «Днесь ад стеня вопиет: пожерта моя бысть держава, пастырь распятся, и Адама воскреси; имже царствовах, лишихся, и яже пожрох возмогий, всехизблевах. Истощи гробы распныйся, изнемогает смертная держава. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему» 593 . Слово св. Епифания Кипрского , как показывают начальные слова его «что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит», посвящено крестной смерти Богочеловека. Христос, на кресте страдающий, умирающий и как мертвец погребаемый, – таково содержание всех песнопений Великой Пятницы и Великой Субботы. И большая часть их написана св. Феофаном Исповедником . Перечисляю их: 2– «Вся тварь изменяшеся страхом» – 2– я стихира на стиховне утрени в Великую Пятницу и на «Господи, воззвах» вечерни в тот же день; 3– «Людие злочестивии и беззаконнии» – 1, я стихира на указанных выше службах;-«Господи, восходящу Ти на крест» – славник на утренней стиховне в Великую Пятницу; 58– «О, како беззаконное сонмище» – славник на «Господи, воззвах» вечерни в Великую Пятницу; 59– «Тебе одеющагося светом яко ризою» – на «Слава, и ныне» стиховне в Великую Пятницу; 60– «Днесь содержит гроб» – 78 я стихира на хвалитех в Великую Субботу; 61– «Что зримое видение»- 79, я стихира на хвалитех в тот же день; 108 «Приидите, видим живот наш во гробе лежащь» – 80, я стихира на хвалитех в тот же день; 109, «Проси Иосиф тело Иисусово» – 111 я стихира на хвалитех в тот же день; 10) «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя» – славник на хвалитех в Великую Субботу и на «Господи, воззвах» на вечерне в тот же день 594 . Преп. Феофану, кроме перечисленных 10 стихир в службах Великой Пятницы и Великой Субботы, принадлежат еще каноны и стихиры самогласны для отдельных воскресных служб Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010