(Гл. 1) По мановению Богоначалия, отовсюду высоко поднимаемые облаками, богоносные апостолы, (гл. 5) прибыв к пречистому и живоначальному телу Твоему с особым чувством лобызали (его); (гл. 2) высочайшие же небесные силы, пришедшие со своим Владыкою, провожая принявшее Бога и пречистое тело Твое, объятые ужасом, стройно предшествовали (гл. 6) и невидимо восклицали вышним чинам: вот пришла Всецарица Богоотроковица; (гл. 3) снимите врата и премирно примите Ее, эту Мать всегда существующего Света; (гл. 7) ибо через посредство Ее произошло спасение людей во всех родах их; на Нее мы не можем взирать, (гл. 4) и Ей достойную честь оказать невозможно, ибо превосходство Ее выше всякой мысли. (гл. 8) Итак , Пречистая Богородица, всегда живя с живоносиым Царем, и Дитятею Твоим, постоянно молись о сохранении и спасении нового народа Твоего от всякого вражеского нападения; ибо мы приобрели Твое предстательство, (гл.1) веками световидно ублажая (Тебя). Паремии    Те же, что на Рождество Богородицы:    1-я — видение патриархом Иаковом таинственной лестницы (Быт. 28:11—17).    2-я — видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма (Иез. 43:27—44:4).    3-я — дом и трапеза Премудрости (Притч. 9:1—11).    См. Рождество Богородицы стр. 39—47. Стихиры на литии    Стихиры ставят целью себе всесторонне раскрыть значение события и посему начинают (1-я стихира «Подобаше самовидцем») со значения его для ближайших участников — апостолов. Затем событие обозревается с самой широкой точки зрения по его отношению ко всему творению (2-я стихира «Яже небес вышшая») и с самой высокой точки зрения по его отношению к Богу Творцу — Отцу и Сыну (3-я стихира «Всенепорочная Невеста»). Указывается частнее значение события для мира (4-я стихира «Приидите, вси концы»), Церкви (5-я стихира «Приидите, празднолюбных собор») и для Самой Богоматери (6-я стихира «Воспойте, людие»).     Самогласны, глас 1    Подобаше самовидцем Слóва и слýгам и éже по плóти Матере Егó успéние видети, конéчное елико на Ней таинство; яко да не тóкмо éже от земли Спасово восхождéние ýзрят, но и Рóждшия Егó преставлéнию свидéтельствуют. Тéмже отвсюду божéственною силою собравшеся, Сиóна достигóша, и на нéбо идýщую предсылаху Вышшую херувим; Ейже и мы с ними покланяемся, яко молящейся о душах наших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С окт. 1924 г. З. служил регентом в ц. прп. Сергия Радонежского на Рогожском кладбище в Москве. Скончался в московской больнице, был перевезен в Ярославль и похоронен на кладбище Тугова Гора, неподалеку от ц. Параскевы Пятницы, рядом с могилами его жены Марии Львовны и сына Николая. На месте погребения установлен гранитный памятник с крестом. Композиторское наследие З. отличается простотой и ясностью стиля, красотой и богатством мелодий, в к-рых отражаются глубина и сила его религ. чувства. Анализ стилевых и художественных особенностей сочинений З. показывает, что их автор обладал глубокими познаниями в области гармонии, полифонии, контрапункта, композиции. Строгая и компетентная критика положительно отзывалась о духовно-муз. произведениях З. Большая часть муз. сочинений опубликована в изд. «Избранные песнопения» (2002, 2005), среди которых - великая ектения, «Благослови, душе моя, Господа» (на литургии), «Аллилуия» и сугубые ектении, Херувимская песнь e-moll, Херувимская песнь («Народная»), «Милость мира» 1, 2, «Верую», «Имже образом желает елень» (концерт), «Господи, кто обитает в жилище Твоем?» (концерт), «Видехом свет истинный», «Да исполнятся уста наша», Многолетие «патриаршее», «От восток солнца», «Вошел еси во церковь» (на облачение архиерея), догматики 8 гласов (по Октоиху синод. изд. 1900), литийная ектения 1, 2, «Ныне отпущаеши» 1, 2, «От юности моея» (квартет), «Величит душа Моя Господа», великое славословие, тропари Рождеству и Введению во храм Пресв. Богородицы, тропарь Рождеству Христову 1, 2, тропари Сретению Господню, Св. Духу и Св. Троице, Донской иконе Божией Матери, свт. Николаю, прп. Сергию, «Ликуют ангели» (стихира на литии Рождества Христова), «Да отверзется дверь» (стихира Сретению), «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (стихира на Вход Господень в Иерусалим), «Преславная днесь» (стихира Пятидесятницы), «Во пророцех» (стихира на литии в день Св. Троицы), кондак акафиста Феодоровской иконе Божией Матери, кондак акафиста прп. Сергию, кондак святым Константину и Елене, светилен на Сретение, «С нами Бог!» (торжественный хор на молебен в Рождество Христово), «Объятия Отча», прокимен «Не отврати лица Твоего», «Слава Страстем Твоим, Господи», «Разбойника благоразумнаго» (трио), «Совлекоша с Мене ризы Моя» (стихиры Великой пятницы), «Искупил ны еси» (тропарь Великой пятницы). Были опубликованы также кантаты «200-летнему юбилею со дня кончины свт. Димитрия» (слова свящ. А. Державина) (Ярославль, 1908), «600-летие явления Толгской иконы Божией Матери» (слова В. Зиновьева) (Ярославль, 1914).

http://pravenc.ru/text/199833.html

Сие действие объясняется тем, что во Христе оба естества – и Божеское, и человеческое – соединились нераздельно, но и неслиянно, в едином Лице и существе: «Бог Слово сый, весь землей бысть, всему Божеству смесив человечество во Ипостаси Своей» (тропарь 3-й песни 2-го канона). «Срастворився неслиянно, однако угль горящ показал еси нам Божества» – такое же сравнение, как и выше, – с железом. И это показал «не яко во образе, но яко Сам Сый по существу Бог бысть и человек» (там же тропари 5-й песни). И ныне Он человеческую природу богосоделал (тропарь 3-й песни 1-го канона), то есть сделал божественно-подобной. Но к сей славе человечество было призвано с самого начала творения: Адам имел бы дойти до нее, если бы не был обольщен. К этому его теперь паки возводит Христос: – Днесь на горе Фаворстей преображься… показа началообразную (первообразную) доброту (красоту) зрака (вида, бытия), в Себе восприим человеческое существо (стихира на стиховне на великой вечерне). Преобразился еси… являя началообразныя доброты благолепие, и то не всесовершенно (3-я стихира на литии). Адам грехопадением погубил эту красоту. И светлое естество наше потемнело, обезобразилось. Ныне поет Церковь : – Очерневшее Адамово естество… паки (снова) заблистало (стихира на стиховне на великой вечерне). Во всего Адама облекся (облекшись) Христе, очерневшее изменив, просветил еси древле естество и изменением зрака Твоего богосоделал еси (тропарь 3-й песни 1-го канона). И весь мир избави(-л) от преступления (стихира на литии). А теперь подобного же преображения могут удостоиться и все. – На горе высоце преображься Спас, верховныя имея ученики, преславно облистал есть, показуя, яко высотою добродетелей облиставше, и Божественней славе сподобятся (стихира на «Господи, воззвах» на великой вечерне). Итак, Господь показал и нам, какими мы могли бы быть, если бы не пали, и какими мы можем быть, если добродетельно и в благодати поживем. Посему праздник Преображения есть праздник преображенного человечества и наш праздник. Посему Церковь приглашает нас не только дивиться и трепетать, но и радоваться:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 24 ноября 2024 года 11. Неделя 22я по Пятидесятнице. Глас 5й. Мчч. Мины, Виктора, Викентия и мц. Стефаниды. Прп. Феодора Студита , исповедника. Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца. Прп. Мартирия Зеленецкого. Мч. Стефана Дечанского. Служба мчч. Мины, Виктора, Викентия, мц. Стефаниды и прп. Феодора Студита не имеет праздничного знака , совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со славословной службой блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5й – 4, мучеников, глас 4й – 3, и преподобного, глас 8й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6й: «Паки нам летняя память…», «И ныне» – догматик, глас 5й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 5й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 5го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Едина безнадежным Надеждо…». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма, стихира мучеников, глас 2й: «Приидите, любострадальцы…» (см. дополнительную стихиру на стиховне вечерни в Минее синодального периода или славник на хвалитех в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 311), стихира мучеников, глас тот же: «Приидите, вернии…» (см. дополнительную стихиру на стиховне утрени в Минее синодального периода или славник на стиховне вечерни в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 294); «Слава» – преподобного, глас 8й: «Монахов множества…» (см. славник стиховен утрени в Минее синодального периода или славник на хвалитех в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 312), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…» . На стиховне стихиры воскресные, глас 5й. «Слава» – преподобного, глас 6й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…» .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

484 Великий Пяток, утреня, 4-я стихира на стиховне. 485 Октоих 6 гл., пяток, утреня, канон Кресту, п. 3, Богородичен. 486 Октоих 1 гл., среда, утреня, канон Кресту, п. 6, Богородичен. Ср. Так же: Октоих 1 гл., среда, утреня, седален кафизмы; там же — канон Кресту, п. 3, Богородичен. Октоих 1 гл., среда, канон Кресту, п. 6, Богородичен; там же, утреня, стихиры на стиховне; Октоих 1 гл., пяток, утреня, стихиры на стиховне; Октоих 3 гл., среда, канон Кресту, п. 6 и 7, Богородичен; Октоих 4 гл.. Неделя, утреня, стихиры на стиховне; Октоих 6 гл., пяток, канон Кресту, п. 3 и 6, Богородичен; Октоих 5 гл., вторник, вечерня, стихиры на «И ныне» «Господи, воззвах»; там же, среда, утреня, стихира на «И ныне» на стиховне. 487 Великий Пяток, утреня, 1-я стихира на стиховне и утреня, Бла-жены, тропарь 6, Ср.: также 3-я стихира на хвалитех. 488 «Ниже земля егда потрясеся, ниже камение яко разседеся, евреов увещаша, ниже церковная завеса, ниже мертвых воскресение. Но даждь им, Господи, по делом их, яко тщетная на Тя поучишася» — Великий Пяток, утреня, антифон 11, тропарь 3. 489 Великий Пяток, утреня, антифон 12-й, тропарь 1-й. 490 Великий Пяток, утреня, антифон 12-й, тропарь 1-й. 491 Великий Пяток, утреня, 2-я стихира на хвалитех. 492 Великий Пяток, утреня, 2-я стихира на хвалитех: «Бесстрастное Божество, ипостасно соединившееся с плотию, оставалось неподверженным страданию, когда страдала плоть, хотя и оставалось неотделимой от нея», — говорит Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение веры, III, 26. Полное собрание творений. 493 Октоих 2 гл., пяток, утреня, канон Кресту, п. 1, Богородичен; утреня, стихира на «Слава; и ныне» на стиховне. 494 Мк. 15:34. 495 Слова же: «Боже Мой, Боже Мой, векую Мя еси оставил» (Мф. 27:46), — Христос изрек, как усвоивший Себе наше лице, — говорит Святой Иоанн Дамаскин, — ибо Отец не мог бы быть назван Его Богом, если бы Христос не поставил Себя наряду с нами, причем в отвлеченных представлениях ума видимое отделяется от того, что созерцается умом; равно Христос никогда не был и оставлен собственным Божеством, но мы были покинуты и пренебрегнуты. Посему Он молился таким образом, как усвоивший Себе наше лицо». См.: Иоанн Дамаскин. Точное изложение веры, III, 24. Полное собрание творений. Т. 1, С. 21.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

396 В отдания неподвижных праздников служба рядовому святому переносится на предыдущий (см. 12 сентября, 31 декабря) или грядущий день (см. 21 сентября). Но в отдания подвижных праздников (Вознесения и Пятидесятницы) служба рядовому святому не переносится на другой день, а поется на повечерии (см. Типикон, главу 50-ю). Потому поминание рядового святого уместно только в отдания подвижных праздников. 397 Если в Минее 5 стихир, то 1-я стихира поется дважды; если 4 стихиры, то 1-я и 2-я поются по дважды, а 3-я и 4-я – по одному разу. Если всего 3 стихи­ры, то каждую необходимо спеть дважды. 398 В некоторые дни (например, 6 ноября, 11 ноября и другие) Устав назначает петь после стихир Октоиха (то есть перед стихирой «Славы») еще одну (очень редко – две) стихиру святому с ее особым припевом. В таких случаях стихиры поются по следующей схеме: 1-я стихира Октоиха, стих «К Тебе возведох…», 2-я стихира Октоиха, стих «Помилуй нас, Господи…», 3-я стихира Октоиха, стих святого из Минеи, стихира святого из Минеи. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения по гласу стихиры «Славы»; в среду же или пятницу поется Крестобогородичен Минеи на ряду. 399 В некоторые дни памяти шестеричных святых поется особая стихира на «Слава, и ныне» (см. 6 сентября, 17 декабря). 400 В храме Архангельском во вторник и в четверг и в храме Предтечи (как и в любом храме в честь пророка) в четверг тропарь храма поется перед дневным тропарем (см. Типикон, главу 52-ю). Кроме того, в понедельник в храме Небесных Сил бесплотных, во вторник в храме Предтечи и в четверг в апостольском храме или храме святителя Николая тропарь храма опускается. 401 Иногда после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» добавляются сти­хиры святому из Минеи с их припевами (см., например, 1 ноября, 17 декабря и другие дни). 402 В 21-й главе Типикона сказано, что изобразительные антифоны поются только в дни памяти святых, которым указана «песнь во Уставе на литургии», то есть которым Устав назначает «Блаженны». Однако в реальности почти всем шестеричным святым (кроме мученика Иакова Персянина, 27 ноября) в Месяцеслове назначены «Блаженны» (из 3-й песни канона на 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Но обратимся еще к ангелам: какие чувства влагает им Церковь ? – Пресвятыя и старейшия ангельския силы, чудеси дивящеся, приникше друг ко другу (иногда и люди втихомолку шепчутся удивленно), глаголаху: возмите ваша врата и восприимите Рождшую небесе и земли Творца. Славославленьми же воспоем честное и святое Тело, вместившее нами невидимаго и Господа (на великой вечерне стихира на стиховне). Припомним и те слова, которые уже приводились раньше: – Взирать на Нее не можем (стихира на Господи, воззвах на великой вечерне). Эти слова принадлежат именно ангелам. В другой песни говорится так: – Ангели лик составляют со апостолы, ужасно взирающе на Рождшую Начальника жизни (стихира на литии). И оба лика ангелов и апостолов страшная пения… принесоша (-ли) тогда Деве (стихира 2-я на Господи, воззвах 16 авг.). Вот каково главное настроение участвовавших при погребении Богородицы. Отсюда совершенно естественно, что мы, люди, уже тем паче должны смутиться и быть в трепете пред Нею. И мы видели еще в предпразднственном каноне, как и в раю при созерцании Ее славы, – «изумевают и трепещут и весьма соску товаются» (от страха смущаются, как бы сжимаются). Но и в самый день праздника автор икоса (по 6-й песни канона) сознается в дерзости своей, что решается «воспеть» Чистую Матерь Божию. И потому у Самого Христа Господа, Сына Ее, молит «оградить» его «помышления», «укрепить» в словах, «даровать язык» нужный. Но и при всем том Церковь сознается: – Киими недостойными устнами ублажим Богородицу? (стихира 1-я на Господи, воззвах 16 авг.) Вот почему ныне чудо преужасное. И потому ангелы и апостолы со страхом погребают Богородицу (стихира на стиховне, вечерня 16 авг.). Но хочется узнать глубже о том, откуда такое «страшное» настроение? Мы не сомневаемся, если на это ответим двумя словами церковной песни: от «славы Боголепной». На этом просим теперь очень остановиться вниманием, ибо здесь самый центр, самая вершина смысла праздника; отсюда все исходит – и сказанное ранее доселе, и все последующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и праздника. Апостол и Евангелие – рядовые (в отдания Господских праздников). В отдания Богородичных праздников добавляются Апостол и Евангелие праздника. Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме в честь святого) и рядового святого (только в отдания подвижных праздников). §6. Службы в дни памяти святых, «поемых на 6» §6.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого в неделю (кроме периода пред- или попразднства) Особенности такой службы можно найти в 5-й главе Типикона, где даются одновременно указания о соединении воскресной службы со службами святых двух типов: святого со славословием и шестеричного. Мы в данном параграфе укажем только особенности в случае шестеричного святого в неделю. Малая вечерня На малой вечерне поются только воскресные песнопения. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, которые берутся из великой вечерни (это первые 3 стихиры). При этом 1-я стихира поется дважды. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха, называемый также «малым догматиком» (в отличие от догматика, который поется на великой вечерне). На стиховне: воскресная стихира гласа (1-я стихира с великой вечерни) и 3 стихиры Богородице из Октоиха с их (то есть Богородичными) припевами. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха (этот Богородичен поется только на малой вечерне). По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный гласа. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные Октоиха на 6 и святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихира храма; «Слава, и ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры храма. Если храм Господский или Богородичный, то поется на «Слава, и ныне» еще одна стихира храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– в храме святого: тропари: воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. Задостойник праздника (только в попразднство). Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме в честь святого) и рядового святого. §7. Службы в дни памяти святых без знака §7.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в неделю (кроме периода пред- или попразднства) Особенности такой службы можно найти во 2-й главе Типикона и в 4-й уставной главе Общей Минеи. Малая вечерня На малой вечерне поются только воскресные песнопения. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик»). На стиховне: воскресная стихира гласа (1-я стихира с великой вечерни) и 3 стихиры Богородице из Октоиха с их (то есть Богородичными) припевами. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный гласа. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные Октоиха 7 и святого 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихира храма; «Слава, и ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры храма. Если храм Господский или Богородичный, то поется на «Слава, и ныне» еще одна стихира храма. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Если святой не имеет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется стиховный Богородичен Октоиха настоящего гласа. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (трижды).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

403 На воскресном богослужении от Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых евангельская стихира утрени поется (или читается) пред первым часом (пред нею поется или читается «Слава, и ныне»). 404 Иоанн Златоуст. Беседа 30-я на книгу Бытия, 1. 405 В Неделю Ваий вечера 1-я стихира на стиховне. 406 Срав.: Сретение 2 февраля, великая вечерня, 2-я, 3-я и 4-я стихиры на «Господи, воззвах» и 1-я и 2-я стихиры на литии. 407 Предпразднство Рождества Христова 24 декабря, повечерие, канон, п. 8, 3. 408 Неделя Ваий, утреня, седален по 2 кафизме, первый тропарь праздника. 409 Неделя Ваий, повечерие, трипеснец, п. 1, 5. 410 Неделя Ваий, утреня, канон, п. 7, 3 и 1-я стихира на хвалитех. 411 Неделя Ваий, утреня, 3-я стихира на хвалитех. 412 Неделя Ваий, утреня, канон, п. 9, 1. 413 Великая Среда, утреня, трипеснец, п. 3, 2; срав.: Великая Среда, тропарь пророчества на 6-м часе. 414 Неделя Ваий, утреня, канон, п. 3, ипакои. 415 Великий Понедельник, утреня, седален 2-й кафизмы. 416 Великий Понедельник, утреня, 1-я и 3-я стихиры на хвалитех. 417 Великий Вторник, повечерие, трипеснец, п. 3, 7. 418 Великий Четверг, утреня, 3-я стихира на стиховне. 419 «Нрав сребролюбия, и образ твой безумия исполнь несмысленный Иудо: вверен бо быв един токмо ковчежцу, всяко не преклонился еси к милосердию: но заключил еси жестокаго сердца твоего утробу, предав Единаго Благоутробнаго». Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 4, 3. 420 Великая Среда, утреня, седален по 2 кафизме, — русск. перевод Е. Ловягина. Срав.: Великий Пяток, утреня, антифон 5,1; антифон 6, 1 и антифон 9, седален. 421 Великая Среда, утреня, трипеснец, п. 9, 1. 422 Великая Среда, утреня, трипеснец, п. 9, 2 — русск. перевод 423 Великий Четверг утреня, 2 стихира на стиховне. Ср.: Великий Пяток, утреня, антифон 4, тропарь 1 и 2. 424 Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 4, 1. 425 Великий Четверг, утреня, канон, п. 3, седален: п. 5, 1 и 2, Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8,4. 426 Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8, 5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010