Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя...». Апостол – Флп., зач. 240; Евангелие от Луки, зач. 54. Вместо «Достойно» – задостойник — ирмос 9-й песни: «Чужде матерем девство» с припевом. Обычно задостойник праздника поется на литургии до отдания (включительно) и во все другие великие Господские и богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом.    Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову».    Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12 сентября.    Следующий день после праздника (9 сентября) посвящен участникам празднуемого события – праведным Иоакиму и Анне. Порядок службы праздника в воскресенье     Малая вечерня. На «Господи, воззвах» – стихиры на 4. «Слава, и ныне» – праздника. На стиховнестихира воскресная одна и праздника стиховня стихира великой вечерни с припевами праздника (то есть «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо...»), «Слава, и ныне» – праздника. Тропарь воскресный, «Слава, и ныне» – праздника. Ектения малая и отпуст.     Великая вечерня. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10: воскресные три, Анатолиева одна и праздника 6. «Слава, и ныне» – стихира праздника (вместо догматика). Вход. Прокимен дня. Паримии праздника.     На литии – все стихиры праздника. На стиховнестихиры воскресные, «Слава, и ныне» – праздника. На благословении хлебов тропарь праздника – трижды.     На утрени. На «Бог Господь» – тропарь воскресный дважды, «Слава, и ныне» – праздника. После кафизм – седальны только воскресные с Богородичными их. Полиелей и тропари «Ангельский собор». Степенные антифоны – текущего гласа. Прокимен и Евангелие праздника. «Воскресение Христово...», псалом 50-й, «Слава: Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же. «Помилуй мя Боже...». Стихира праздника.     Канон воскресный с ирмосами на 4 и Богородицы из Октоиха на 2; оба канона праздника на 8. Катавасия – «Крест начертав...». По 3-й песни – кондак и икос воскресный, седален праздника дважды. По 6-й песни – кондак и икос праздника. По 9-ой песни припевы не поем, но «Честнейшую». Светилен воскресный, «Слава, и ныне» – праздника. На хвалитех – стихиры воскресные 4 и праздника 4 с праздничными припевами. «Слава» – стихира праздника, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Славословие великое. По Трисвятом – тропарь только один воскресный. После отпуста – «Слава, и ныне», поется стихира Евангельская. На 1-м часе – тропарь воскресный, «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. Кондак воскресный, а на следующих часах – кондаки воскресный и праздника попеременно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

479 «Собрание иудейское у Пилата испросиша распяти Тя Господи: вины бо в Тебе не обретше, повиннаго Варавву свободиша, и Тебе праведнаго осудиша, сквернаго убийства грех наследовавше. Но даждь им Господи воздаяние их, по делом их, яко не разумеша Твоего снисхождения, тщетным на Тя поучишася» – Великий Пяток, утреня, антифон 13-й, тропарь 1; антифон 11-й, тропарь 1-й. 481 Великий Пяток, утреня, трепеснец, икос по 6-й п.; Октоих 5 глас, вторник, вечерня, стихира на «Слава; и ныне» на «Господи, воззвах». Срав.: Великий Пяток, утреня, трипеснец, кондак. 483 Великий Пяток, утреня, 3-я стихира на стиховне. Ср.: Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6,4. 486 Октоих 1 гл., среда, утреня, канон Кресту, п. 6, Богородичен. Ср. Так же: Октоих 1 гл., среда, утреня, седален кафизмы; там же – канон Кресту, п. 3, Богородичен. Октоих 1 гл., среда, канон Кресту, п. 6, Богородичен; там же, утреня, стихиры на стиховне; Октоих 1 гл., пяток, утреня, стихиры на стиховне; Октоих 3 гл., среда, канон Кресту, п. 6 и 7, Богородичен; Октоих 4 гл.. Неделя, утреня, стихиры на стиховне; Октоих 6 гл., пяток, канон Кресту, п. 3 и 6, Богородичен; Октоих 5 гл., вторник, вечерня, стихиры на «И ныне» «Господи, воззвах»; там же, среда, утреня, стихира на «И ныне» на стиховне. 487 Великий Пяток, утреня, 1-я стихира на стиховне и утреня, Бла-жены, тропарь 6, Ср.: также 3-я стихира на хвалитех. 488 «Ниже земля егда потрясеся, ниже камение яко разседеся, евреов увещаша, ниже церковная завеса, ниже мертвых воскресение. Но даждь им, Господи, по делом их, яко тщетная на Тя поучишася» – Великий Пяток, утреня, антифон 11, тропарь 3. 492 Великий Пяток, утреня, 2-я стихира на хвалитех: «Бесстрастное Божество, ипостасно соединившееся с плотию, оставалось неподверженным страданию, когда страдала плоть, хотя и оставалось неотделимой от нея», – говорит Святой Иоанн Дамаскин . Точное изложение веры, III, 26. Полное собрание творений. 493 Октоих 2 гл., пяток, утреня, канон Кресту, п. 1, Богородичен; утреня, стихира на «Слава; и ныне» на стиховне.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Служба Введению во храм Пресвятой Богородицы Вечерня Стихиры на Господи воззвах Каждая из двух групп стихир, принадлежа, несомненно, разным авторам, заключает свой законченный круг мыслей. В первой группе 1-я стихира «Днесь вернии», исходя из общего значения события, как приведения Пресв. Девы ко Господу, сравнивает Ее со скинией и ковчегом завета и занимается исключительно отношением Ее к Богу, для Которого Она явилась жилищем (Из людей упоминается здесь Захария, но именно как святитель Божий). 2-я стихира «Днесь храм», исходя из факта введения Пресв. Девы именно во храм, сравнивает Ее уже с храмом и определяет Ея положение среди людей и отношение к ней людей, сначала только наиболее близких к ней (родителей и сверстниц); и об отношении Пресв. Девы к Богу здесь говорится с людской точки зрения: Она в заключение стихиры именуется Материю Божией, а в предыдущей стихире – жилищем Божиим. 3-я стихира «Ты пророков» рисует значение Пресв. Девы для всего в совокупности человечества. Вторая группа стихир более первой занимается самым событием, выясняя Его многостороннее значение как для человечества, так и в отношении к Богу. 1-я стихира из этой группы «Во святых святая» не находит слов, чтобы изобразить всю святость события и Виновницы его, от которой все как бы заимствуется не только этим качеством, но и обусловленным чрез это обожением. 2-я стихира 2-й группы «Отроковицы радующеся» изображает светоносность события и Его главной участницы предуказывавшую на близкое просвещение. Наконец 3-я в группе и последняя в обеих группах стихира, «Веселяся приими», естественно, изображает наивысшее качество события и Пресв. Девы, которое одним словом, написанным в стихире между строк, можно определить, как «божественность», сделавшую Ее для Бога всем: престолом, палатою, одром, светозарною обителью. Заключительная же стихира, на Слава и ныне, «По рождестве твоем Богоневесто» просто и эпично рисует цельную картину события. Стихиры гл. 1. Подобен О дивнаго чудесе 41 Днесь вернии ликовствуим, во псалмех и песнех Господеви поюще, и чтуще того священную сень, одушевленный кивот, невместимое Слово вместившую: приводится бо Господеви, паче естества плотию младенствующи, и святитель великий Захариа приемлет с веселием сию, яко Божие жилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Достаточно часто говорится, что ныне празднуемое Рождество Богородицы предвозвещает победу над адом (лития, 4-я стихира), избавление от болезней Евы и проклятия Адама (6-я песнь, 2-й канон, 2-й тропарь; 7-я песнь, 2-й канон, 1–3 тропари), обожение человека и спасение его от смерти (лития, стихира на «Слава, и ныне»). 3. Тема всемогущества Божия раскрывается в основном в связи с разрешением бесплодия Анны, матери Богородицы. Это чудо сравнивается с тем, что Господь удерживает воды бездны, хотя иногда открывает им путь на землю 14 , управляет круговоротом воды в природе («возносяй воду во облацех, и даяй дождь», см. 8-я песнь, 2-й канон, 2-й тропарь), превращает пустыни в плодородные земли (8-я песнь, 2-й канон, 3-й тропарь). Квинтэссенцией этой темы можно считать текст 3-го тропаря 9-й песни 2-го канона: «…славим Давшаго плод прежде неплодней и Отверзшаго ложесна нераждающей преславно: творит бо вся, елика хощет, Бог сый самовластен». 4. Радость всей вселенной. Тема радости является доминирующим мотивом в богослужении праздника: почти во всех песнопениях так или иначе говорится, что рождение Той, Которой уготовано стать Матерью Бога, побуждает все мироздание к ликованию, к безграничному веселью. Уже в тропаре – древнейшем из современных богослужебных песнопений праздника – говорится, что рождество Богородицы «радость возвести всей вселенней». Для песнопений характерно и указание на радость всех людей и стихий мира в целом (характерным примером является 3-я стихира на стиховне великой вечерни, где наряду с отдельными категориями людей говорится о ликовании всего мира и всего избранного Израиля), но также говорится о радости отдельных лиц, причем часто называются сразу два субъекта для указания на полноту радости. В частности, ликуют «Ангелов множество… и человеческий род» (малая вечерня, стихира на «Господи, воззвах…» на «Слава, и ныне»), небо и земля (утреня, седален по 2-м стихословии), горы и холмы (малая вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах…»), бесплодные женщины и матери (6-я песнь, 2-й канон, 2-й тропарь), Адам и Ева (лития, 1-я стихира), Иоаким и Анна (лития, 3-я стихира). Отдельно отметим 2-ю стихиру на «Господи, воззвах…» на великой вечерне (которая также поется на утрене после 50-го псалма), где призыв радоваться соединяется с идеей, что день рождества Богородицы есть «день Господень», то есть проводится мысль, что с этого момента, по сути, начинается мессианское царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры 1-го святого – 3; стихиры 2-го святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же нет стихиры святого на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. В субботу на «Слава» поется стихира праздника, «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Прокимен дня. В первый день попразднства Господских праздников поется великий прокимен («Кто Бог велий…» или «Бог наш на небеси и на земли…»). Стихиры на стиховне: стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же нет стихиры святого, то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: тропарь праздника. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и рядового святого (в попразднства Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы). Повечерие Канон : так как Октоих не поется, то канона нет вовсе (то есть после Символа веры сразу читается Трисвятое). Если случится память трех святых, то одному из них служба переносится на повечерие (например, 30 декабря). В этом случае поется канон этого святого. В предпразднства Рождества Христова и Богоявления поются особые трипеснцы или полный канон праздника (3, 4, 5 января). В этом случае ирмосы поются дважды и по каждой песни поется катавасия (ирмос данной песни). По 9-й песни «Достойно есть…» не поется. По Трисвятом: кондак праздника. Полунощница Вседневная (в субботу – субботняя) полунощница по чину. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь праздника, тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: тропарь праздника. Кафисмы по Уставу (всегда читается 2 кафисмы, в том числе и в период зимнего расписания). Седальны по кафисмам: седален праздника, «Слава, и ныне»: еще раз тот же седален. Канон: праздника на 6, канон 1-го святого на 4, канон 2-го святого на 4. Катавасия – ирмос канона 2-го святого, поется по каждой песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Подлинно эта стихира является собранием таких высоких духовных поэтических достоинств и такого знания души человеческой, что сама она становится сияющим прозрачным бисером среди аналогичных творений и воистину является украшением в песнопевческом достоянии Церкви. Из текста стихиры еще раз становится очевидным, каким мучениколюбцем была блаженная Кассия, что выше мы и старались отметить. Если отвечать на вопрос о месте, которое занимает песнотворческое наследие блаженной Кассии в ряду произведений других гимнографов, следует указать на некоторые положения. Инокине Кассии принадлежит стихира на хвалитех в день памяти мучеников 13 декабря: Паче еллинских наказаний . Другие стихиры этого дня на хвалитех отмечены именем святого патриарха Германа (первая) и Иоанна монаха (третья). Вторая хвалитная стихира не надписана. Четвертой является указанная стихира, отмеченная именем Кассии монахини. Таким образом, церковное сознание не делало различия между творчеством блаженной Кассии и других прославленных песнописцев Церкви. Стихира Кассии хранится в богослужебном тексте наряду со стихирами святого патриарха Германа и преподобного Иоанна Дамаскина. Знаменитая стихира инокини Кассии на Рождество Христово Августу единоначальствующу на земли расположена в ряду других, также обозначенных стихир на Господи, воззвах, первая из которых отмечена именем святого патриарха Германа, вторая — как творение Анатолиево, а заключительная стихира на Славу, и ныне — блаженной Кассии и обозначена как произведение Кассиино. Здесь, таким образом, труд инокини Кассии сохранен также среди трудов именитых гимнографов церковных. Следующим фактом является известное уже положение, что в создании канона Великой Субботы блаженная Кассия является соавтором такого непревзойденного церковного песнописца, как преподобный Косма Маиумский . Выше указывалось, что первоначально блаженная Кассия составила не только ирмосы, но и тропари первых пяти песней канона. Ей, очевидно, принадлежит идея создания канона Великой Субботы, поскольку она восполнила ранее написанный преподобным Космою четверопеснец этого великого дня. Соавторство это утверждено Церковью в веках.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Батюшка был очень музыкальный человек, любил пение, но строгое и молитвенное. Он не любил концертов, которые дают настроение, а поэтому у нас было поставлено самое простое пение и никаких особых репертуаров. Строго наблюдал Батюшка и за церковным уставом. Он как-то раз рассказывал о себе: «Когда был еще псаломщиком в храме Знамения Пресвятой Богородицы на Знаменке 204 , ошибся и на «Господи воззвах» взял стихиру из малой вечерни. Настоятель как выбежал и ударил меня по щеке, говоря: «Так-то ты закончил семинарию, чтобы искажать устав Святых Отцов, которые Духом Святым его составляли!» Батюшка никогда не разрешал нам менять гласы. Положен там седьмой, восьмой или второй, первый глас, – так и пой, как бы ни было трудно. Один раз ошибетесь, другой ошибетесь, а там и научитесь. И стихиры уставщику не разрешал самочинно выбирать: эта, мол, полегче, а эта посодержательнее. «Нет, что положено, то и пойте, – говорил он нам, – так как каждая стихира соответствует гласу и глас соответствует стихире и силе ее духа. Допустим, если глас второй принадлежит стихире той, а ты запоешь ее четвертым, то получается духовно расстроенная стихира, и в ней нет того содержания и чувства духа», – так объяснял нам наш Батюшка. Как я уже говорила, у нас были уставные службы. И Батюшка мне как-то говорит: «Вот, Манюшка, некоторые регенты очень любят по-своему менять гласы на стихирах, а я противник этого. Мало ли что ему или ей понравится та или иная стихира и якобы к ней подходит не тот глас, какой положен, а вот тот, который по его или ее мнению. К примеру: стихира Св.Отцам написана первым гласом, а регенту понравилось пропеть его пятым гласом или шестым. Да не будет у тебя никогда так», – сказал Батюшка. «А почему, – спросила я, – этак нельзя менять?» – «А потому, что каждая стихира по смыслу и гармонии именно подходит к тому гласу, который поставлен, так как святые писали их Духом Святым. Вот, например, какая-нибудь стихира покаянная, умилительная стихира намечена 8-м гласом или 3-м, а ты запоешь 5-м или 4-м, и уже нет того умилительного чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

§54. С коленопреклонением и постом Преклоншим колена на земли. Последование Пятидесятницы мы должны исполнить не только с коленопреклонением, но и с постом и прочими телесными изнурениями до самого вечера. Василий Великий , желая удержать христиан от пьянства и роскоши, которым предавались в вечер Пятидесятницы, и обратить всех к покаянию и трезвенному сокрушению (в беседе 14, говоренной в день Пятидесятницы) предсказывает казнь и гнев Божий, грядущий на противников: «привел ты на себя клятву пророка, сказавшего от лица Божия: превращу праздники ваши в жалость и вся песни ваши в плач«( Ам.8:10 ). И ниже: «пост да исцелит пьянство, псалом – срамные песни, слезы да будут врачевством против постыдного смеха, вместо плясания, да преклонятся колена, вместо рукоплесканий, да биются перси, вместо украшения одеждами покажите смирение». §55. Коленопреклонение Паки и паки преклонше колена. Знаменование всякого коленопреклонения св. Василий Великий (в той же 27 гл., лист 42) изъясняет: «даже и во всяком коленопреклонении и восстании после оного самым делом показываем, что мы, поверженные грехом, ниспали на землю, а человеколюбием сотворшего нас воззваны на небо». И Матфей Властарь в вышеупомянутом же месте пишет: «и каждодневное наше коленопреклонение и восстание, сопровождающее молитвенные наши подвиги, показывает самым делом, что за грехи мы низвержены в землю, и человеколюбием создавшего нас опять воззываемся на небо». §56. Последование в различные литии и бдения молебнов В различные литии. Колеблемая всенародными бедствиями и возмущениями общественных скорбей, св. церковь имеет святое обыкновение умилостивлять отвращенную от людей благость Божию общественными и всенародными молитвами. Но так как виды всех бедствий многоразличны, напр., бездождие, землетрясение, язва, громы, безведрие, брани и проч., то все сии случаи она старается отвратить и от всех многоразличных бедствий подать избавление особенными на каждый случай службами, молитвами и канонами, которые здесь же после сего следуют. Впрочем, есть одна служба, общая для всех, приличная всякой нужде и прилагаемая ко всякому молению. Она заключается в настоящем последовании, соединенном с литиею и бдением, и отправляемом всегда для испрошения благ, общих всем и необходимых для каждого. Почему в надписании сего последования и сказано: в различные литии и бдения молебнов, равно как и в конце сего последования означено: «Евангелие по литии, и канон по литии, сиречь о чем прошение будет, сицево и Евангелие, и канон, и молитва». §57. Литии или крестные ходы вне града

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

В Дрезденском списке излагаются богослужения, совершаемые самим патриархом в таких богоугодных заведениях: например, 24 июня, в день рождества Иоанна Предтечи, – в больнице Еввула 289 ,27 июня – в странноприимном доме, построенном самим преп. Сампсоном Странноприимцем 290 . В орфанотрофионах содержались дети-сироты. Здесь их растили и давали им первоначальное образование; если не было известно, был ребенок крещен или нет, его готовили ко крещению. Крещеных и музыкально одаренных подготовляли как будущих церковных певцов. В том же Дрезденском списке дети-певчие из сиротских домов принимают участие в обряде оглашения готоиящихся ко святому крещению в Великую Субботу, совершаемому самим патриархом. «Певцы из сировоспитательных домов восходят на амвон и начинают петь псалом „Господи, кто обитает в жилищи Твоем». Аколуфы (привратники) приготовляют оглашаемых детей и приводят их в церковь . Дается знак певцам вторично, и они славословят и сходят с амвона» 291 . В Иерусалимском списке дети-певчие из сиротского дома 18 декабря участвуют в литии в день обновления храма Пресвятой Богородицы в Халкопратии. Им поручается в торжественный момент обряда, когда лития войдет в нарфикс и стоит в ожидании открытия дверей храма, петь «Возьмите, врата, князи ваша». Этот момент отмечен в уставе: «И входит (лития. – Я. JK) в притвор. И по исполнении тропаря приютские архонты [поют] „Возьмите, врата», и открывается церковь , и архонты и певцы славословят» 292 . То же – в Патмосском списке 23 декабря, в день обновления Великой церкви 293 . В свете указанных факторов становится понятным на первый взгляд странное сообщение устава Великой церкви о возглавлении литии епархом и орфанотрофом с участием чинов государственных и народных учреждений без клира. Закономерность такой литии с точки зрения церковного устава подтверждается указанием в Иерусалимском списке на то, что во время литии «поются тропари, имеющие быть написанными». Это надо понимать в том смысле, что возглавление мирянами литии не означало их права на выбор тропарей из принятых Церковью и тем более на составление новых. Для каждой такой литии ее совершители получали тексты, какие давал патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

День апостолов Петра и Павла был храмовым праздником и в церкви этих апостолов, что в орфанотрофионе (сиротский дом). Туда совершали литию накануне праздника вечером. Об этой литии в том же списке устава сказано: «Вечером накануне приносится крест из орфанотрофиона (и по отпусте вечерни в Великой церкви, когда придет патриарх), полагается молитва и исходит лития из (церкви. – К У.) Святого Петра с патриархом. (И архонты и певцы [поют] тропарь „Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале»). И поются тропари, имеющие быть написанными. Патриарх же, проводив литию до фиала Великой церкви, возвращается в (храм. – Я. У.) Святого Петра. Лития же шествует в орфанотрофион с крестом, принесенным оттуда, совершают же литию епарх и орфанотроф и все государственные и народные чины». В основу изложения этой литии автор положил запись из Иерусалимского списка 286 , незначительные же дополнения, поставленные в скобки, внесены из Дрезденской рукописи 287 . По Иерусалимскому списку, «поются тропари, имеющие быть написанными», по Дрезденскому – тропарь «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале». Возможно, что пели и тропарь апостолам, и тропари, которые составлялись нарочито для этой литии. Особенностью литии было то, что патриарх полагал начало литии чтением молитвы и сопровождал литию до фиала Великой церкви, возглавляли же литию миряне: епарх города, орфанотроф и все чины государственных и народных учреждений. Активное участие мирян в богослужении до возглавления литии включительно объясняется широкими правомочиями народа в церковной жизни Византии. Православный грек, будет ли то мужчина или женщина, вне зависимости от его социального положения мог построить на принадлежащей ему земле евктирион, храм и даже монастырь. Строитель монастыря имел право дать последнему особый ктиторский устав, определяющий уклад жизни монашествующих, распорядок богослужений. Более того, ктитор имел право внести в этот устав коррективы. Это один фактор. Другой заключался в широкой благотворительности Константинопольской Церкви. В Константинополе были разного рода богоугодные заведения: больницы, орфанотрофии (сиротские дома), ксенодохии (странноприимные дома). Они содержались за счет церковной казны и находились в непосредственном ведении патриарха 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010