Филиппа (14 нояб., славник на стиховне) «Καταλιπν τ π γς» (    ) 2-го гласа; мучеников Гурия, Самона и Авива (15 нояб., славник на стиховне) «Δετε φιλομρτυρες πντες» (      ) 2-го гласа (в рим. изд. греч. Минеи 1889 г. и в слав. печатных Минеях без надписания); вмц. Варвары (4 дек., на хвалитех) «Η σχνθη βσκανος χθρς» (      ), «Τν πανγυριν σμερον» (    ) и «Η θεκλητος μρτυς Βαρβρα» (      ) 2-го гласа; равноапостольных Константина и Елены (21 мая, славник на «Господи, воззвах») «Πλουσων δωρεν τ κρεττονα» (      ) 2-го гласа; Рождества Иоанна Предтечи (24 июня на великой вечерне славник на «Господи, воззвах») «Σμερον το φωτς λχνος» (      ) 2-го плагального (6-го) гласа; апостолов Петра и Павла (29 июня, славник на литии) «Η σωφα το Θεο» (    ) 1-го плагального (5-го) гласа; вмч. Прокопия (8 июля, на хвалитех) «Ως προκπτων ν Θε» (        ) 2-го гласа (отсутствует в изд. греч. Минеи: Рим, 1902); мучеников Кирика и Иулитты (15 июля, славник на хвалитех) «Δετε πιστο, τος πανοις συνελθντες» (        ) 2-го гласа; прор. Илии (20 июля, на великой вечерне славник на «Господи, воззвах») «Δετε τν ρθοδξων τ σστημα» (      ) 2-го плагального (6-го) гласа; вмц. Христины (24 июля, на хвалитех) «Δοξζομν σου Χριστ τν πολλν εσπλαγχναν» (          ) 4-го гласа; вмч. Пантелеимона (27 июля, славник на «Господи, воззвах») «Εξλαμψε σμερον, σεβσμιος μνμη το ναργρου» (          ) 2-го плагального (6-го) гласа, (на литии) «Αγνα καλν γωνσω» (        ) 1-го гласа и (славник на литии) «Δετε φιλομρτυρες, μοφρνως παντες εφημσωμεν» (          ) 1-го плагального (6-го) гласа. Именем Византа (Βζαντος) надписаны стихиры в службах: ап. Филиппа (14 нояб., славник на «Господи, воззвах») «Το μεγλου Θλιππε φωτς, τας στραπας πυρωθες» (          ) 2-го плагального (6-го) гласа (в рим. изд. Минеи 1888 г. эта стихира надписана именем Византия); мч. Евстратия и иже с ним пострадавших (13 дек., на хвалитех; в слав. Минее по 50-м псалме) «Τν πεντριθμον χορεαν» (    ) 1-го гласа; предпразднства Рождества Христова (20 дек., на утренних стиховнах) «Σπλαιον ετρεπζου» (    ) 2-го плагального (6-го) гласа; предпразднства Рождества Христова и вмц.

http://pravenc.ru/text/158418.html

Архипастырь – тоже, что архиерей, начальник иереев, называемых пастырями словесных овец, – вообще эпитет, приуроченный сану епископа. Архистратиг (греч. военачальник). Св. Церковь усвояет это название преимущественно св. Архангелу Михаилу, начальнику небесных воинств ( Иуд.1:9 ; Откр.12:7–8 ). Б Бдение – буквально состояние бодрствования души и тела. Всенощным бдением называется церковное богослужение, состоящее из великой вечерни, утрени и 1-го часа, которое по уставу должно совершаться всю ночь. Особенности этого богослужения кроме начала, присвоенного только бдению, составляют: стихиры на литии, лития, благословение хлебов, пшеницы, вина и елея. полиелей, величание и чтение евангелия, а также помазание елеем. Бдение полагается на воскресные и праздничные дни, – в городах и больших торговых селениях, особенно же в монастырях оно совершается накануне воскресного и праздничного дней вечером, а в селениях – утром самого праздника и воскресного дня. Безмездники, безсребренники. – Так называется особенный лик или чин (разряд) угодников Божиих, во время своей земной жизни преимущественно и паче всего просиявших нестяжательностию и безмездным (даровым, бесплатным) оказанием врачебной и другой помощи страждущим и нуждающимся людям. Таковы: Кир и Иоанн (31 января), Косма и Дамиань, (1 июля, 17 октября и 1 ноября), Пантелеимон (27 июля) и Ермолай (26 июля) и др. Тропарь, гл. 8-й: Святии безсребренницы и чудотворцы (имярек) посетите немощи наша: Туне приясте, туне дадите нам. Безмолвники см. молчальники. Било, иначе клепало. Это – деревянные или металлические доски, привешиваемые по обеим сторонам церковной паперти или отдельно на перекладине, утвержденной на двух столбах, и заменявшие наши колокола. Перед началом богослужения приставленный служитель деревянным или металлическим молотком ударял в одну из тех досок и звуками ее собирал братию в храм. В будничные дни ударяли в деревянное било, а в праздничные – в металлическое (Нов. Скриж.). Библия (греч.). Этим именем называется священная книга, в коей собраны все отдельные книги священного Писания В. и Н. Заветов, книги, написанные Богопросвещенными мужами – пророками и апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Последняя тенденция возобладала в 30-х гг. XVI в. Именно тогда при создании новых редакций Житий З. и С. (редакций ВМЧ и волоколамской) в рассказах о чудесах, записанных игум. Вассианом, была проведена правка и к имени З. было добавлено имя С. В 30-х гг. XVI в. почитание З. и С. широко распространилось в Новгороде, в одном новгородских церковных Уставов сер. XVI в. З. и С. называются «новгородскими великими новыми чудотворцами» (БАН. Колоб. 318. Л. 7 об., 29, 173 об.). Произошло это, по-видимому, вскоре после пожара 1538 г., полностью уничтожившего Соловецкий мон-рь. Восстановлению обители и прославлению З. и С. в немалой степени способствовали соловецкий игум. Алексий (Юренев) и архиеп. Новгородский св. Макарий. во вкладной записи в книге Никона Черногорца, вложенной в 1542 г. в Соловецкий мон-рь, свт. Макарий называет З. и С. «святыми великими чюдотворцами» (РНБ. Солов. 594/613. Л. 1). Ок. 1540 г. по благословению свт. Макария была составлена общая служба соловецким чудотворцам под 17 апр., служившаяся с полиелеем или со всенощным бдением. В нее вошли стихиры и каноны из уже существовавших отдельных служб З. и С. (на 17 апр. и 27 сент.), к-рые были дополнены стихирами на литии (каноны З. и С. в ней надписаны именем «Спиридона, митрополита Киевского», но данная атрибуция является недостоверной). 6 июля 1540 г., согласно Новгородской III летописи (XVII в.), было начато строительство придела «святых и преподобных отец Зосимы и Саватия, Соловецких чюдотворцев» в Андреевской ц. на Щитной ул. в Новгороде (ПСРЛ. Т. 3. С. 249). В нач. 40-х гг. XVI в. для Соловецкого мон-ря в Новгороде была написана большая житийная икона З. и С. с 55 клеймами ( Овчинникова . 1980; Хотеенкова . 2002), ее поместили в местном ряду иконостаса монастырского Спасо-Преображенского собора. После вступления свт. Макария на митрополичью кафедру (1542) почитание соловецких чудотворцев распространилось и в столице, прежде всего при дворе вел. князя. В 1543 г. вел. кн. Иоанн IV Васильевич прислал в Соловецкий мон-рь «два покрова атласа лазорева» на раки чудотворцев ( Мальцев .

http://sedmitza.ru/text/848754.html

И вот патриарх в Успенском соборе устроил особое место на юго-западной стороне в правом углу, и здесь в медном шатре (вышиной 9 аршин 3 четверти и 1 ½ вершка, шириной 4 аршина 2 ½ вершка) с подобающим благоговением, к великой радости чад православной России, и положен был хитон Господень в ковчежце. О таковом положении ризы Христовой было в январе 1626 года возвещено православным царскими и патриаршими грамотами для принесения Богу благодарения и ежегодного празднества. Между прочим, в «Археографической экспедиции» за 1836 год, том III, 168 помещена любопытная грамота тверского архиепископа к Евфимию, игумену Калязинского монастыря. В ней, между прочим, по изложении содержания полученных им грамот от царя и патриарха о ризе Господней и росписи чудесных от нее исцелений, архиепископ сообщает, что патриарх прислал к нему новосоставленную сарским митрополитом Киприаном печатную службу в честь этой ризы, и вместе с тем приказывает игумену с братией, чтобы эта грамота в соборном храме прочитана была во всеуслышание главным диаконом и впредь совершалось празднование 27 марта. Для увековечения в памяти потомства искусной кистью изображено было внутри того шатра на шестилистовой иконе положение ризы Господней патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем. Событие это совершилось в Крестопоклонную неделю святой Четыредесятницы; поэтому и честной ризе Господней в церковных песнопениях воздается чествование вместе с Животворящим Крестом. Святыня эта, хранящаяся в ковчеге вместе с другими ковчегами в московском Успенском соборе в приделе святых апостолов Петра и Павла, в празднество 9 ей торжественно архиереем выносится из медного шатра на аналой для чествования во время всенощного бдения, а после Божественной литургии снова полагается в кипарисовом гробе в шатре. Призывая верных к поклонению Божественной ризе Спасителя, святая Церковь в день празднества ей 10 июля торжественно возглашает, что эта риза есть хитон Господень (3[-я] стихира на литии и кондак), что ею облекалась живоносная и святая плоть Господа Иисуса Христа (8[-я] песнь канона, 1[-ый тропарь] ) и что она драгоценна по силе целений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

И начинают петь стихиры на литии. Если же в этот день литии не положено, или по местным обычаям она упускается, то вместо стихир на литии сразу начинают петь стихиры на стиховне. Лития Итак, во время возгласа «Буди держава...» диакон южною дверью уходит в алтарь (см. рис. 24), а лики, антифонно, начинают петь стихиры на литии. На праздничных бдениях стихиры литии берутся из службы празднику, на воскресном же бдении на литии поется стихира храма, т. е. стихира на литии из службы храма (праздника, иконы или святого), по возможности с канонархом, без стихов. При пении стихиры храма, по возможности выбирается стихира самогласная, как наиболее торжественная по напеву. После стихиры (или стихир) на литии исполняется «Слава, и ныне» и богородичная стихира из 1–го приложения Минеи (т. е. богородичны стихиры воскресные) «от стиховных». Если же храм Христов (Господский) или Богородичный, то после исполнения стихир храма, на «Слава, и ныне» поется стихира праздника (т. е. из службы храмовому празднику). Во время пения стихир на литии иерей и диакон исходят из алтаря в притвор храма, куда в это время, по возможности, переходят и молящиеся в храме. Согласно Уставу этот выход совершается по чину близкому к вечернему входу. Диакон принимает от пономаря кадило и испрашивает обычным образом священнического благословения. Затем священник в епитрахили, поручах, скуфье или камилавке вместе с диаконом творят поклонение св. престолу, лобзают его и исходят, круг его, северными дверьми, предшествуемые двумя свещеносцами в притвор, где диакон совершает каждение икон, находящихся там, священника, братии и становится впереди священника, немного вправо от него. Царские врата все это время остаются закрытыми. 66 На практике же выход на литию совершается несколько иным образом. Отверзаются царские врата. На солее, пред ними, становятся два свещеносца с возжженными на подсвещниках свечами, вышедшие, один южною, а второй северною дверью. Священник, в фелони, епитрахили, поручах, скуфье или камилавке благословляет диакону кадило (рис. 58), вместе они творят поклонение и лобзание св. престола, и священник царскими вратами (рис. 59) исходит в притвор храма. Ему предшествуют два свещеносца (рис. 60). Войдя в притвор 67 , они становятся следующим образом: впереди (т. е. с востока) два свещеносца, 68 позади же них (т. е. на западе), посередине притвора, лицом к алтарю, священник (рис. 61). В это время диакон совершает обычное каждение св. престола, св. алтаря, иконостаса, всего храма, царских врат и затем присоединяется в притворе к священнику, став впереди него, немного направо 69 (рис. 62). И отдает кадило пономарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«Сохрани, Господи Боже, всех благочестивых и православных христиан, обитающих во граде (веси или острове) и енории сей, с женами и чадами их» 2704 . Лития утренняя Как и вечерня, утреня оканчивается литией («исхождение», греч. λιτ – не просто: «исходим») в притворе, но гораздо более краткой, состоящей только из обряда выхода в притвор и одной стихиры, если не включать в эту литию следующего за нею «оглашения Студитова». Выход совершается, подразумевается, по тому же чину, как на вечерней литии, к которой и отсылают другие описания этой литии – в гл. 3 Тип. и под 8 сентября. Но так как на этой литии не указывается никаких действий для диакона, то едва ли необходимо его участие и в выходе. Выход совершается при пении «стихиры самогласной, яко обычай», аналогичной со стихирой на вечерней литии, т. е. стихиры храма. На тех утренях, на коих не поется на своем месте евангельская стихира, она поется здесь вместо стихиры храма (см. Тип. 11 октября Неделя отец, 11 декабря Неделя праотец, 17 декабря Нед. отец, Нед. мытаря). Указание этих мест Типикона, что евангельской стихире на утренней литии предшествует Слава и ныне, должно иметь общее значение, т. е. и стихира храма утренней литии поется со Слава и ныне, чем она тесно соединяется с утреней (а также ввиду того, что здесь одна стихира и для Слава и ныне нет другого места). По 3 гл. Типикона, если на утренней литии бывает елеопомазание, каковое полагается при совпадении с воскресеньем великого праздника, читается на ней и молитва «Владыко Многомилостиве» из чина вечерней литии (ср. и 8 сентября). Каждение не совершается. История Западные Студийские уставы и Евергетидский не указывают после воскресной утрени чего-либо подобного 2705 , но Студийско-Ал. имеет здесь литию, только иногда отменяя ее: о Нед. мясопустной: «в ту же Неделю ни в сыропустную вън (поздн. ркп.: «в крыло») не исходять, н чтетсь по утрьн. оглашение»; о Нед. блудного: «исходять же и в крило церковное и поют за создавшаго (ктитора) тропарь (заупокойный?), аще не велик будет праздник, чтется же и оглашение» 2706 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Нечто очень похожее было в конце песненной вечерни (Вступ. гл., 344). Ркп. Иерус. (конечно, и Студ.) уст. и старообр. уст. не упоминают. При Арсении Суханове на Востоке: «Аминь. Тон деспотии ке архиереа…». Следовательно, здесь традиция Софийского Константинопольского устава, вызывавшаяся присутствием царей на службах. Настоящее многолетие «как бы гимн в честь царя (все титулы), вроде тех гимнов, приведенных в сочинении «De cerimoniis aulae Byzantinae» (Х в.), которые произносились при встрече царя и по содержанию своему составляют особый вид, средний между тропарями и произведениями тогдашней светской антологии» [ 864 ]. В древних западных чинах литании века VII–VIII (английском, каролингском, немецком (allemanis), кольбертинском), употребительны были формулы: «такому-то (имя короля) жизнь (vita)!», — или: «… жизнь и победа!» (vita et victoria!), «здравие (salus) и жизнь!» Ныне у греков заменой такого многолетия служит благословение, произносимое священником, когда он по окончании литургии проходит храмом домой: «Сохрани, Господи Боже, всех благочестивых и православных христиан, обитающих во граде (веси или острове) и енории сей, с женами и чадами их» [ 865 ]. ЛИТИЯ УТРЕННЯЯ Как и вечерня, утреня оканчивается литией («исхождение», греч. λιτ — не просто: «исходим») в притворе, но гораздо более краткой, состоящей только из обряда выхода в притвор и одной стихиры, если не включать в эту литию следующего за нею «оглашения Студитова». Выход совершается, подразумевается, по тому же чину, как на вечерней литии, к которой и отсылают другие описания этой литии — в гл. 3 Тип. и под 8 сентября. Но так как на этой литии не указывается никаких действий для диакона, то едва ли необходимо его участие и в выходе. Выход совершается при пении «стихиры самогласной, яко обычай», аналогичной со стихирой на вечерней литии, т. е. стихиры храма. На тех утренях, на коих не поется на своем месте евангельская стихира, она поется здесь вместо стихиры храма (см. Тип. 11 октября Неделя отец, 11 декабря Неделя праотец, 17 декабря Нед. отец, Нед. мытаря). Указание этих мест Типикона, что евангельской стихире на утренней литии предшествует Слава и ныне, должно иметь общее значение, т. е. и стихира храма утренней литии поется со Слава и ныне, чем она тесно соединяется с утреней (а также ввиду того, что здесь одна стихира и для Слава и ныне нет другого места). По 3 гл. Типикона, если на утренней литии бывает елеопомазание, каковое полагается при совпадении с воскресеньем великого праздника, читается на ней и молитва «Владыко Многомилостиве» из чина вечерней литии (ср. и 8 сентября). Каждение не совершается. История

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Вместо панихиды должна быть совершена обычная лития, чем не будет нарушена установленная мера, а всеете с тем литией после вечерни и пением заупокойного канона на повечерии будут вполне удовлетворены долг и ревность православных — помолиться об усопших. ПРАЗДНИКИ СО СЛАВОСЛОВИЕМ    В праздники со славословием отменяются заупокойные молитвословия на всех основных службах, кроме полунощницы. Как единственное исключение, в субботу похвалы Богородицы, хотя служба правится со славословием, на утрени к канону праздника присоединяется и четверопеснец Триоди с его заупокойными тропарями. Но это как бы в замену не совершаемой в этот день в храме полунощницы — она поется в келиях,— и заупокойного канона октоиха, который также поется не в храме, а в гробнице, в усыпальнице, если же таковой нет, то вместе с повечерием в келиях. Не может быть в праздники со славословием и заупокойной литии после утрени, с окончанием канона совсем оставляющей октоих и принимающей полный праздничный характер. Что же касается литии после вечерни, то соответственно сказанному по поводу совершения литии в понедельник Фоминой седмицы после утрени, а не после вечерни накануне, должно заключить, что так как накануне праздников со славословием вечерня правится обычная, вседневная, с будничным окончанием , то после нее обычная лития не должна быть опускаема. Лишь в том случае, когда при славословии вечерня правится по праздничному чину, соответственно после нее не может быть заупокойной литии. При совпадении праздника со славословием с субботой, заупокойный канон октоиха не оставляется совсем, а определенно назначается на повечерие, что само собой предполагает отмену великой панихиды и сохранение только литии. ПРАЗДНИКИ С ПОЛИЕЛЕЕМ    В праздники с полиелеем, как и в праздники со славословием, на всех основных службах за исключением полунощницы отменяются все заупокойные моления. Кроме того, не может быть и обычной заупокойной литии не только после утрени, но и после вечерни, ибо она не соответствовала бы праздничному характеру и строю той и другой. Лишь при совпадении полиелея с субботой заупокойный канон октоиха не опускается, а поется на повечерии, даже и в том случае, когда на том же повечерии надо вычитать и рядовой канон минеи. Только если полиелей случится в субботы 2-ю, 3-ю или 4-ю Великого поста, заупокойный канон октоиха опускается совсем, потому что тогда на повечерии поется четверопеснец триоди с его заупокойными тропарями, на утрени же поется служба ЕДИНАГО ПРАЗДНУЕМАГО СВЯТАГО, и при полиелее на ней не может быть ничего заупокойного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот, бл. слушатели, изложение ветхозаветных событий, в которых раскрывался и осуществлялся план божественного домостроительства о спасении рода человеческого; и как живо, как наглядно, как поразительно верно они представлены нашему вниманию во всенощной! Вы точно сами переноситесь в ветхозаветные времена, как бы живете с ветхозаветными праведниками и вместе с ними восхваляете обетованного Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Да услышит Он наши хваления и да приимет их, яко кадило благовонное, – яко жертву благоприятную! Аминь. (Сост. по Объясн. богослужения, прот. В.Владиславлева ). 13. Беседа о литии на всенощном бдении Сегодня мы побеседуем с вами, братия, о литии и благословении хлебов, совершаемых на всенощном бдении накануне храмовых и двунадесятых праздников после просительной ектении и тайной молитвы, читаемой за нею. Лития – слово греческое и в переводе на русский язык означает общественную молитву. Совершать литии установлено, с одной стороны, в память общественных молений или крестных ходов, совершавшихся в древности как по случаю народных бедствий, так иногда и просто по учрежденному обычаю. «Известно, например, что в Царьграде была площадь, на которую патриархи и императоры каждогодно, в некоторые установленные для сего дни, выходили с крестным ходом и возносили моления о спасении всего града. Так историк шестого столетия Кедрин пишет, что в воспоминание землетрясения совершалось ежегодно общественное моление на камне, т.е. на поле или площади». Думают, что по такому принятому обычаю у древних христиан и нашими церковными уставами определено совершать литии частью в храмах, частью также в других общественных местах. Но литии, совершаемые собственно в храме или притворе храма, установлены не только в память общественных молений древних христиан, но также и для того, чтобы разделить радость предстоящего праздника и с оглашенными и кающимися, которые не имели права стоять в храме вместе с верующими. И некоторые полагают 66 , что церковью в первые века христианства литии именно установлены по христианской любви к этим оглашенным и кающимся, которым дозволялось стоять во время богослужения лишь в притворе храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

11. 1–2). 499. Исх. 12. 36. 500. Слово 8. 501. Слово 8. 502. Слово 8. 503. Слово 8. 504. Слово 8. 505. Слово 20. 506. Слово 22. 507. 1 Кор. 15. 50. 508. Слово 22. 509. Мф. 7. 7. Слово 22. 510. Слово 27. Это слово состоит из изречений преподобного Исаии, которые слышал от него и записывал авва Петр. 511. Слово 27. 512. Слово 27. 513. Слово 27. 514. Слово 27. 515. Слово 27. 516. Слово 27. 517. Слово 27. 518. Слово 27. 519. Слово 27. 520. Слово 27. 521. Слово 27. 522. Слово 27. 523.  …доколе еще дыхание мое во мне (Иов. 27. 3). 524. Слово 27. 525. Слово 27. 526.  наследовать. 527. 1 Кор. 15. 50. 528.  …если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1 Кор. 3. 3.) 529. Слово 27. 530. Слово 27. 531. Слово 27. 532. Слово 27. 533. Слово 27. 534. Слово 27. 535. Слово 27. 536. Слово 27. 537. Слово 27. 538. Слово 27. 539. Слово 27. 540. Слово 27. 541. Слово 27. 542. Слово 27. 543. Слово 27. 544. Слово 27. 545. Слово 27. 546. Слово 27. 547. Слово 27. 548. Слово 27. 549. Слово 27. 550. Слово 27. 551. Слово 27. 552. Слово 27. 553. Алфавитный патерик. 554. Алфавитный патерик. 555. Алфавитный патерик. 556. Алфавитный патерик. 557. Алфавитный патерик. 558. Алфавитный патерик. 559. Алфавитный патерик. 560. Алфавитный патерик. 561. Алфавитный патерик. 562. Алфавитный патерик. 563. Алфавитный патерик. 564. Изречение, приводимое святым Иоанном Дамаскиным. Patrologia Graecae. Tom XL, pag. 1211 и 1212. 565. Алфавитный патерик. 566.  Воспламенилось сердце мое во мне, в мыслях моих возгорелся огонь (Пс. 38. 4). 567.  Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 568. Алфавитный патерик. 569. Здесь разумеется не Макарий Великий, основатель Скита, живший в IV веке, а другой того же имени, позднейший настоятель Скита, живший в V и VI столетиях. Под руководством этого Макария подвизалась в Скиту, в одеянии мужском под именем Дорофея, преподобная Аполлинария, оставившая Константинополь при императоре Феодосии Младшем (Четьи-Минеи, 5 января).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010