По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: тропарь праздника Богородицы. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные на 4, Богородицы – 3, святого – 3. «Слава»: стихира праздника Богородицы, «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии Богородицы – 3. Стихиры на литии: стихиры Богородицы; «Слава»: стихира святого 429 , «И ныне»: стихира Богородицы. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира святого, «И ныне»: стихира Богородицы. Если святой не имеет стихиры, то поется на «Слава, и ныне» стихира Богородицы. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь праздника Богородицы (трижды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь Богородицы. Седальны по кафисмам: воскресные из Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Величание и избранный псалом Богородицы. Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален Богородицы по 1-й кафисме, седален Богородицы по 2-й кафисме, «Слава»: седален Богородицы по полиелеи, «И ныне»: другой (или тот же) седален Богородицы по полиелеи. Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: воскресный на 4, Богородицы (из Минеи) на 6 и святого на 4. Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос Богородицы, кондак и икос святого, седален святого; «Слава, и ныне»: седален Богородицы. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: светилен Богородицы. Стихиры на «Хвалите...»: стихиры Октоиха – 4; стихиры Богородицы со стихирой «Слава, и ныне» на 4, причем последние две стихиры поются с припевами Богородицы (со стиховни великой вечерни); «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: « Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святого храма (в храме в честь святого) и рядового святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Минея. Месяц априллий, 4. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 2. 770 Там же. Кондак. 771 Там же. Канон. Песнь 5, тропарь 1. 774 Там же. Песнь 9, тропарь 2. 775 См.: Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4. 776 Там же. 777 Минея. Месяц август, 25. Утреня. Канон, краегранесие. 778 См., например: Там же. Песнь 7. 779 Там же. Песнь 1, тропарь 1. 780 Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 303–304. 781 Минея. Месяц ноемврий, 4. Утреня. Канон. Песнь 7, тропарь 2. Примечания ко II части (примечания без подписи принадлежат автору). 782 См.: Минея. Месяц иуний, 29. 783 Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. С. 10. 785 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 277 и далее. 786 Смолич И. К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви/Пер. с нем. архимандрита Макария (Веретенникова)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 159–174. 787 Ключевский В. О. Курс русской истории. С. 32–33. 788 См.: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество… 789 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 15–16. 790 См.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 58. 791 Там же. 792 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 23. 793 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 67. 794 См.: Минея. Месяц иулий, 24. 795 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 2. 796 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 797 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 798 Там же. На стиховне, стихира на Славу. 799 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 8, тропарь 2. 800 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 801 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 802 Там же. На Господи, воззвах, стихира 4. 803 Там же. Утреня. Канон, икос. 804 Там же. Утреня. На хвалитех, стихира на Славу. 805 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 806 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 3, тропарь 1. 807

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

На Литургии блаженны гласа – 6 и преподобного, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. В. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 4, ризы, глас 1-й – 3, и преподобного, глас 4-й – 3. «Слава» – ризы, глас 8-й: «Кресту Твоему Честному...» , или преподобного, глас 6-й: «Жестокое твое житие...», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит...». Вход. Прокимен дня. Паримии ризы – 3, и преподобного – 3 [или: ризы – 2, и преподобного – 1]. На литии стихиры ризы, глас 4-й (см. на литии), и стихиры преподобного, глас 1-й, глас 2-й и глас 4-й (см. на литии). «Слава» – Минеи, глас 8-й: «Велико дерзновение...» (см. на литии в службе преподобного), «И ныне» – ризы, глас 6-й: «Одеяйся светом...» (см. на литии) . Примечание. На литии перед славником Минеи, глас 8-й: «Велико дерзновение...», могут быть спеты стихиры преподобного, глас 1-й (см. на стиховне вечера, без припевов), хвалитная стихира ризы (глас 4-й [или славник, глас 5-й] ) и хвалитная стихира преподобного (глас 2-й), которые в стихирах на хвалитех будут опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»), а также славник хвалитных стихир преподобного, глас 8-й: «Отечество твое...». На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Дивно прошение, и вера превелика...», «И ныне» – ризы, глас 8-й: «Прежде Честнаго Твоего Креста...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды).

http://patriarchia.ru/bu/2023-07-23/

И Церковь радуется, что имеет теперь такую Предстательницу! Потому и поем: – Радуйся, упование и спасение наше! (на малой вечерне стихира на Господи, воззвах). Наша надежда! – Днесь… преставляется… спасение верных и упование душ наших (стихира 3-я на литии). Ты спасавши присно (постоянно), Богородице, наследие Твое (ирмос 9-й песни 1-го канона). Спаси и нас, грешных, да и мы Тебя зовем с апостолами, глас Гавриилов поюще: радуйся, Благодатная Дево, Мати Безневестная! Господь с Тобою (стихира на хвалитех и нъте) и Тобою – с нами. – Радуйся, Предстательнице присно (всегда) чтущих Тяи (седален по 3-й песни канона 16 авг.). Сим прославлением Божией Матери и дарованием Ей от Бога власти и силы содействовать спасению и других «сынов Царствия» – ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО ХРИСТОВО. В первой торжественной стихире на литии, когда духовенство, подобно прилетающим апостолам, исходит из алтаря на литию, певчие поют: – Подобаше самовидцем Слова и слугам (то есть апостолам), и еже по плоти Матере Его успение видети, конечное елико (сколько совершилось) на Ней таинство: яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят, но и рождшия Его преставлению свидетельствуют. Темже (потому) отвсюду… собравшеся, Сиона достигоша (стихира на литии). «Конечное», последнее Ее таинство… и Церковь говорит: таинство, или чудо, – «на Ней». Прежде с Нею было много чудес, начиная с зачатая Ее от бесплодной матери, воплощения, рождения, сретения, чудес при жизни Сына – Спасителя, воскресения, вознесения Его, Сошествия Святого Духа; но теперь «на Ней» совершается «конечное» таинство: Матерь Бога умирает и воскресает. Нет препятствий считать это завершением вообще Христова дела ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА в лице Пресвятой Богоматери. На это некий намек можно видеть и в богослужении: ныне – Божественный апостольский лик… песнословяще Божественное и страшное Христа Бога смотрения (плана) таинство… радовахуся, Всепетая (на великой вечерне стихира на стиховне и ныне). Таинство домостроительства, – в широком смысле, – есть все дело спасения человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1. Придите, празднолюбцы и постников сословие верою сошедшееся, истиннаго постника почтим Германа (Стихира на литии 2-го гласа. Лист 9 об.). Придите, празднолюбцы и постников сословие верою сошедшеся истиннаго постника почтим днесь Сергия (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, 1-я стихира на литии). Придите, и сошедше смесим тамо язык их ( Быт.11:7 ). Ты же молитвами твоими. яко дым, без вести сих (врагов) сотворил еси (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, 2-я стихира на литии). 3. Дево прозябла еси нам вино спасения, всех веселящее души же и телеса (Богородичен по 2-м стихословии. Лист 14). Яко невозделанна, Дево, лоза, прекрасный Грозд, Христа возрастила еси источающа нам вино спасительное, всех веселяшее пудуши и телеса (Служба прп. Сергию Радонежскому 24 августа, богородичен по 2-м стихословии). 4. Видение и деяние приим ... монахам явился еси Светильник светел просвещающая к познанию восхваляющия тя (По полиелее седален. Лист 14 об.). Новое небо от высоты жития твоего разумеваем тя, отче, деянием и видением, аки двема завесома звездами блистающа (Акафист прп. Сергию, икос 7). 5. Вышних благ желая преобидел еси долу влекущия мудрования (Кондак. Лист 20). Весь освящен и богоносен показался еси, мира и богатства светлости и вся елика видимых доброт маловременных преобидев (по 1-м стихословии. Седален прп. Сергию). Мир преобидев, славне Сергие, на земли яко безплотен пожил еси (Канон прп. Сергию Радонежскому, песнь 7, тропарь 2). 6. Молитвами непростейшими окрилатев и видения тайными просвещся в небесная достиг еси жилища (Икос. Лист 20 об.). Радуйся, окрилатевый яко орел (Акафист прп. Сергию, 1 песнь, 1 икос). 7. Чувственныя страсти победил еси воздержания броздами (Канон. песнь 8. тропарь 2. Лист 21 об.). Чувственные страсти телесныя победил еси воздержания броздами (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, на стиховне стихира 2). 8. Поты и труды постническими углие стрел вражиих погасил (Канон, песнь 8, тропарь. Лист 22). Потом же воздержания угасил еси углие страстей (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, малая вечерня, стихира 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

(см. ниже) полагался на предпразднство Успения. Вероятно, этот канон из службы праздника был вытеснен канонами Космы и Иоанна Дамаскина (того же века), как то имело место на службах Страстной Седмицы (где теперь на утренях каноны Космы, а на повечериях Андрея). Кроме этих трех песнописцев, службу праздника обогащают около этого времени своими произведениями Анатолий, которому принадлежит внынешней службе только одна стихира (2-я на литии), Герман, патриарх Константинопольский († 740), которому также принадлежит одна стихира (4-я на литии), Феофан исповедник (IX в.) и император Лев VI Мудрый († 911). Св. Феофан, кроме стихиры с его именем, находящейся в нынешней службе, написали канон празднику, певшийся по Евергетидскому уставу на так называемой «агрипнии» праздника. Императору Льву принадлежит также одна только стихира в службе праздника, но занимающая очень видное место в нынешней службе, именно стихира после Евангелия, надписанная «Византиево», Византийца, должно быть псевдоним императора Льва, а также одна стихира на попразднство (16 августа). Около этого же времени должны были появиться и остальные песнопения праздника, входящие в нынешнюю службу, но не надписанные именем автора, как то: стихиры на «Господи воззвах», на стиховне, на хвалитех, первая и последняя на литии, седальны, некоторые стихиры предпразднства, а также кондак и икос праздника, если последние не принадлежат Роману Сладкопевцу VI в. Все эти песнопения уже знают уставы XII в.    Обращаясь теперь к истории самой службы на праздник, мы находим древнейший чин ее в недавно открытом грузинском переводе Иерусалимского канонаря VUU в.    На настоящий праздник, называемый «Успение Святой Богородицы», этот устав имеет подробный устав богослужения, тогда как на 21 ноября он ограничивается одним обозначением праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вот чин Успенского богослужения по этому уставу. Накануне праздника «собираемся в святейшей великой церкви и оттуда с литанией идем на площадь (φρος) и там совершаем обычные молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А. А. Турилов Гимнографические сочинения Г. Начиная с VII в. для целой плеяды крупных церковных авторов характерно взаимодействие богослужебной риторики и поэзии. К ним относится и Г., к-рому традиция приписывает авторство как ряда гомилий, так и немалого количества гимнографических сочинений - самогласнов и канонов . Как и у прп. Андрея Критского, в гомилиях Г. (PG. 98) преобладают темы Богородичных праздников : на Введение Пресв. Богородицы во храм (2 гомилии), на Благовещение, на Успение (3 гомилии), на Положение пояса Богоматери в Халкопратии. Кроме того, сохранились гомилии «На поклонение Кресту» и «На погребение Христово». Одну из гомилий на Введение автор украшает фрагментами 12-сложника. В гомилию на Благовещение Г. инкорпорирует хайретизм и, в подражание гомилии, приписываемой свт. Проклу, патриарху К-польскому (V в.), 2 диалога алфавитной структуры: арх. Гавриила с Марией и Марии с прав. Иосифом. В гомилетике Г. особенно заметно влияние греч. корпуса прп. Ефрема Сирина ( List J. Studien zur Homiletik Germanos I von Konstantinopel und seiner Zeit. Athens, 1939. S. 89 ff). Среди самогласнов, приписываемых Г., значительное количество доныне входит в печатные Минеи. Это следующие стихиры: 1-2 прп. Симеону столпнику (1 сент.; стихира и славник на «Господи, воззвах» ); 3 св. 40 женам (1 сент.; стихира на хвалитех); 4 на начало индикта (1 сент.; стихира на     на хвалитех); 5-7 на Рождество Богородицы (8 сент.; 3 стихиры на стиховне Великой вечерни, 1-я из к-рых поется также в предпразднство 7 сент.); 8 вмч. Евстафию и семье его (20 сент.; славник на хвалитех); 9 ап. Иоанну Богослову (26 сент. и 8 мая; стихира на литии); 10 сщмч. Дионисию Ареопагиту (3 окт.; славник на стиховне утрени); 11 мученикам Сергию и Вакху (7 окт.; стихира на хвалитех); 12 ап. Луке (18 окт.; славник на стиховне вечерни); 13 мученикам Маркиану и Мартирию, нотариям (25 окт.; славник на «Господи, воззвах»); 14 вмч. Димитрию Солунскому (26 окт.; стихира на литии и на Пс 50 утрени); 15-16 бессребреникам Косме и Дамиану (1 нояб.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Связь очевидная! И потому праздник сей имеет как бы две стороны: на одной – слава Царствия, на другой виднеется вдали Голгофский Крест, поэтому тон праздника – серьезный. На Вознесение уже совсем иное: там Крест пройден, все разрешено, осталась лишь слава и спасение верующих, потому праздник Вознесения светлый, белый. А здесь наполовину – белый, а наполовину – красный: слава и Крест. Поэтому и песнопения начинаются со слов о Кресте: – Прежде Креста Твоего, Господи, гора небеси подобящися (1-я стихира на Господи, воззвах) стала местом прославления. – Прежде Креста Твоего, Господи, поим (взял) ученики (там же 2-я стихира). То же опять и в заключение службы напоминается: – Прежде Честнаго Креста Твоего и страдания и так далее (1-я стихира на хвалитех). Здесь не только указывается на время, но, конечно, более – на связь сих событий. Лично мне вот что еще переживалось по сему вопросу. …Подумать лишь: Бог ! Бесстрастный, Премирный, Неприступный. Страшный в славе. Всеблаженный. И Он приходит ЗА МЕНЯ СТРАДАТЬ! Какое умаление ради меня, грешного! Но и какое милосердие!.. А сверх всего этого: значит, уже не было и нет иного пути спасти человека, как пострадать за нас Самому Богу. И больше удивляет страдание, чем слава преображения. В умалении – величие Его! И в песнопениях потом встречаем это же: – Сей есть… Его же послах спасти мир (3-я стихира на литии). – Законом и пророки глаголавый есть Бог, Емуже и глас Отечь из облака светла послушествоваше (подтверждал, свидетельствовал) глаголющий: Того послушайте, Иже Крестом ада пленивша и мертвыя дарующа живот вечный (4-я стихира на «Господи, воззвах»). Посему им (то есть страданиям) поклонитися нам в мире сподоби великия ради Твоея милости (1-я стихира на «Господи, воззвах»). И опять приходится остановиться на словах: «о Нем же». – Сей есть Сын Мой возлюбленный – это сказано об отношении Отца и Сына по Божеству. О Немже благоизволих – это об отношении Бога к человечеству (ради) по домостроительству спасения. В Нем, во Христе, ради Христа совершилось благоволение Божие к человечеству. Того послушайте, Иже (Он, Христос) и дарует мирови велию милость (3-я стихира там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

9. Яко кедр иже в Ливане умножил еси чада твоя. Германе (Канон. песнь 9. тропарь 3. Лист 22 об.). Насажден бо в дому Господни и процвете праведно яко кедр в пустыни (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, стихира по 50-м псалме). 10. Душевныя страсти из корене изторгл еси блаженнее, тем тя небесное наслаждение по кончине прия ангельски на земле поживша (На хвалитех стихира 3. Лист 24). В пустыню вселился еси, преподобне, душевныя страсти из корене исторгая (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, на «Господи воззвах» стихира 1). 11. Струями слез твоих семя божественное напоил еси ... и в житницы собрал еси мысленныя плоп сторичен (Малая вечерня, стихира на «Господи воззвах»). Светильниче мысленный (Акафист прп. Сергию. икос 11). Восток мысленный (Служба на преставление Иоанна Богослова). Горы мысленныя (Собор 12 апостолов). Волк мысленный. 12. Звезда пресветлая непрелестная показался еси (Малая вечерня, слава. Лист 2). Хотящу преблаженнейшему Алексию, Всероссийскому пастырю, от нынешняго века прелестнаго преставитися, призван был еси, богоносе Сергие (2-й Акафист прп. Сергию. Кондак 7). 13. Источника чудес похвалами воспоим ... радуйся иноческаго жития образ и печать не измененная (На «Господи воззвах» слава, глас 6. Лист 5 об.). Святителей удобрение и отцев славу, источника чудес ... воспоим (служба свт. Николаю, на «Господи воззвах» стихира 4). 14. Придите православных исполнение, придите иноков совокупление ... обымем Германа яко чудес сокровище неизъемлемо (На Литии стихира 1). В Христе исполнение Божества телесне ( Кол.2:9 ) ср. съвъкоупл ни – μονοα – concordia – συνλλαγμα – commercium. Miclosich. Lexicon palaeoslovenico-graecolatinum. P. 914. 15. Ангел земный. яко же другий Антоний, пожил еси отче (На стиховне стихира 2. Лист 11 об.). 16. Пустыня проповедая хвалится (На стиховне слава, глас 6. Лист 11 об). Хвалите (Бога) солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет, хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес ( Пс.148:3–4 ). 17. Настави ны на путь покаяния уклоняюшеся присно к безпутиям зол. прибежище отчаянных человеков Божие жилище (Лист 13 об. 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В попразднство (любого святого) – рядовые и святого. Задостойник праздника (только в попразднство). Причастны: В предпразднство: – бденному святому – только святого; – полиелейному святому – дня и святого. В попразднство – праздника и святого. О святом на 6 или малом святом, если случится в период предпразднства или попразднства в седмичный день Устав такой службы можно найти в 12 главе Общей Минеи («О святем, емуже поется на 4 или на 6 в предпразднствах и попразднствах кроме недели»), а также в Месяцеслове Типикона (см. последование 7 сентября, 9 сентября, 15 сентября, 20 ноября, 22 ноября и др.). В данный период, как и в период пения Октоиха, совершаются вседневные вечерня и утреня. Вечерня Кафизма рядовая по Уставу. В неделю вечера и во все те дни, накануне которых совершалось бдение, кафизмы нет. Стихиры на «Господи воззвах...», на 6: Служба одному святому: 3 стихиры праздника (предпразднства) и 3 стихиры святого; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (предпразднства). Двум святым: 3 стихиры 1-го святого и 3 стихиры 2-го святого; «Слава» – стихира 1-го святого; «И ныне» – стихира праздника (предпразднства). Входа нет. Стихиры на стиховне: стихиры праздника (предпразднства) с их припевами; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (предпразднства). Если стихира «Славы» отсутствует, то на «Слава, и ныне» полагается стихира праздника (предпразднства). По «Ныне отпущаеши...»: Служба одному святому: тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Двум святым: тропарь 1-го святого; «Слава» – тропарь 2-го святого; «И ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Если же тропарь святому не указан, то поется только тропарь праздника (предпразднства). Малое повечерие Канон не поется, кроме следующих случаев: – в предпразднства Рождества Христова и Богоявления поется трипеснец препразднства; – если служба одному из святых выносится на повечерие, то в этих случаях на повечерии поется канон этому святому (например, 9 сентября, 30 декабря и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010