1382 См. Migne, CXL, col. 264. Успенский, стр. 362–63. (Архиерейская присяга, составленная патриархом Филофеем, когда он был еще митрополитом Ираклийским, по Мюнхенской рукописи 508, л. 123). 1383 Напр., собор 1157 г., (Migne, CXL, col. 176, анафематизмы собора 1156), собор, 1361 г. (Migne, CLI, col. 727. анафематизм собора 1166 г.), собор 1117 (см. выше). 1385 Zacharia, JGR III, p. 320 (Nov de seditiosis). В конце этого тома (τομος) читались следующие анафематизмы: Тем, которые отныне будут возбуждать заговоры, или возмущения – анафема. Содействующим им и участвующим в восстании – анафема. Советующим или поощряющим на таковые дела – анафема. Помогающим им оружием – анафема. Принимающим их на покаяние, когда они не раскаиваются в восстании и не оставляют его – анафема. Ср. Вальс. на 3 пр. Гангрского собора. 1400 «Сборное знамение» – так переведено из Властаря в послании Фотия. Русск. историч. Библиот. Спб. 1880, VI, стр. 372. Σημειωσις обозначает вообще определение или какой-нибудь акт, скрепленный подписью, или печатью. 1410 Σντ. V, 4. Zachariae, JGR III. 228. Leunclancii, JGR. I, 104. Славянск. перев. в Кормчей, гл. 52. (Цитируют: Зонара, 50 пр. Вас. Вел. Вальсам. XIII, 2, номок. 4, 50, 80 пр. Вас. Вел. 14, 62 и 64 канон. отв. Властарь, Г гл. 4. К, 5. Арменопула, V, 3 (Migne, CL, col. 140). Об обстоятельствах издания, Σ V, 3. Богатая переписка Николая с Симеоном, царем болгарским, болгарским архиепископом, различными греческими епископами и другими лицами, всего 263 письма, у Миня, Patrol. CXI, col. 29. 1414 В толк. на 12 пр. Анкирск. Полиевкту же принадлежит грамота от 966 г., объявляющая один монастырь патриаршей ставропигией. Acta, V, 250. 1415 Изд. Σντ., V, 11. Leuncl. I, 197 (Migne, CXIX, col. 227) Вальс. Номок. XIII, 2. Властарь, В. гл. 8. К этому толков. Зонары, Σ. V, 19. 1419 Leuncl., III, 203 (Migne, CXIX, col. 742). Вальс. на 13 пр. II, всел. соб. Здесь и о противополож. постанов. Сисиния. Гεδεων , Кανονικα διατξεις, επιστολα, λσεις ϑεσπσματα τν αγιωττων πατριαρχων Кονσταντινουπλεως. ν Кονσταντινουπολει, 1888, II, 5. Властарь, E. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Текст изд.: Коваленко и др. 2001, 162–164 62) – документ датирован 4 апреля по последней упомянутой дате (с. 395); Лобачёв 2003, 347–348 – документ датирован временем после 4 апреля. (л. 287) 1395 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии! Богомолец твой, государевъ, новгородцкой 1396 Никон митрополитъ, Бога молю и челом бью. В нынешнем, государь, во 158 (1650)-м году марта въ 26–й день по твоему, государеву, указу прислан в Великий Новгород твой, государевъ, Яков с твоею, государевою, грамотою ко мн, богомольцу твоему. А велено по той твоей, государеве, грамоте призвать к соборной апостольской церкви всяких чинов людей. И я, богомолец твой, в соборную церковь марта въ 27-й день новгородцов всяких чинов людей//(л. 288) призывал, земских старостъ и всяких чинов людей и 1397 по твоему, государеву 1398 , указу им говорилъ, чтоб они от дурна престали и теб б, государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии 1399 вину свою принесли, и воров, меж себя сыскав 1400 , окольничему твоему, государеву, и воеводе князь 1401 Федору Андревичю отдали. И старосты, и лутчие о том дле помалчивают, а иные добрые люди всяких чинов живут в хоронех 1402 . А воры, которые, забыв твое, государево 1403 , крестное целованье, всякую неправду длаютъ, воруютъ, и т шумели 1404 , и говорили 1405 : мы, де 1406 , государю 1407 не виноваты 1408 , и вины, де, нам государю приносить н о 1409 чем. И я, богомолец 1410 твой, марта въ 29-й день в другой ряд призывал и говорил им по твоему, государеву, то же. И он мн 1411 , богомольцу, то же сказали. Да с ним же, Яковом, послана твоя, государева грамота в Великий Новгород ко всяким чином 1412 людем, а веле//(л. 289) но их собрать в 1413 съзжую избу твоему, государеву, окольничему и воеводе князю Федору Андревичю Хилкову, и 1414 велено им та твоя, государева, грамота всяким чином людемъ вычесть 1415 . И всяких чинов люди, твою, государеву, грамоту выслушав 1416 , назвали е непрямою грамотою. А онъ, Яковъ, им, всяким чином людем, против твоего, государева, указу 1417 говорил словом. И они ево тх слов не послушали и назвали ево, Якова, человком твоего, государева, Бориса Ивановича и взяли к себ земскую и в зем//(л. 290) ской изб ево роспрашивали о всем, и к тмъ роспросным рчем велли ему, Якову, и руку приложить. И после роспросу отдали ево, Якова, за пристава Ивашку Жеглову, И былъ онъ, Яков, у него за приставомъ судки 1418 и от Ивашка Жеглова переведен онъ был на Александровское подворье, и былъ на Александровском подворье за крепкими 1419 сторожи. А тово мн, богомольцу твоему, невдомо, для чево ево у себя держали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Гавриила Захарии, а последнее должно было иметь место в месяце тисри (­ сентябрь) в день очищения 1410 ; (с. 302) если же зачатие Спасителя было в марте, то рождение его должно было падать на декабрь 1411 . – Несколько позднее новый праздник получил признание в двух других центрах тогдашнего христианства: Александрии и Иерусалиме. В то время, как еще в бытность Кассиана в Египте (ок. 380 г.) там не было праздника 25 дек., 1412 в 432 г. (в патриаршество Кирилла Александрийского ) в Александрии произносит проповедь на Рождество Христово 29-го числа егип. месяца хийяк (­ 25 дек.) приезжий еп. Емесский Павел 1413 . – Что касается Иерусалима, где, как мы видели, аквитанская паломница (ок. 385 г.) праздновала Рождество Христово 6 янв., то по свидетельству Василия Селевуийского, «Ювеналий (425–428 г., еп. Иерус.), занимающий теперь славную и важную кафедру Иакова, начал праздновать день рождения Господа» 1414 . С этими достоверными известиями согласны в общем и позднейшие разукрашенные в пользу Римской церкви и несвободные от анахронизмов предания 1415 о введении праздника Рождество Христово на Востоке. По одному из этих преданий иерус. еп. Кирилл, по другому Ювеналий, письмом к Папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан», и просил исследовать и определить день рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви – празднование Р.Х 25 дек. Василий В. поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском соборе это празднование. Златоуст тоже дал на это согласие. Из Кипра призван был Епифаний, чтобы он, как природный иудей, на основании Писаний, утвердил день. Патриархи Феофил Александрийский и Флавиан Антиохийский приняли новый праздник. Ввиду такого единодушия и еретические секты последовали в данном случае кафолической церкви. – Успехом своим новый праздник конечно обязан величию чествуемого события. Но введение его потребовало не мало времени и не обошлось без борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

пиастров ( P curariu. 1997. Vol. 3. P. 117). 22 янв. 1862 г. в Бухаресте было создано единое правительство и созвано Представительное собрание (Парламент), что заложило основы для создания единого национального гос-ва, получившего офиц. название Румыния. 18 июня 1863 г. была произведена инвентаризация ценностей и документов преклоненных мон-рей. Не использовавшиеся во время богослужения ценные предметы утвари следовало сдать на хранение в мон-рь Голия в Яссах под военную охрану. В авг. того же года представитель Румынии в К-поле подал Порте проект решения вопроса о секуляризации земель преклоненных мон-рей. Согласно проекту, св. места должны были получить компенсацию в размере 80 млн тур. пиастров, из них изымался накопившийся долг (ок. 29 млн). Кроме этого, Румынское гос-во предоставляло 10 млн тур. пиастров на основание светской школы и госпиталя в К-поле. Однако представители св. мест отвергли это предложение. 13 дек. 1863 г. была самопровозглашена автокефалия Румынской Православной Церкви, М. м. вышла из юрисдикции К-польской Патриархии и с тем же названием вошла в юрисдикцию новообразованной национальной Церкви (см. в ст. Молдовы и Буковины митрополия ). Митрополиты М. м. Иосиф (ок. 1387-1388 - ок. 1415), не принятые в княжестве - Феодосий (после 1388 - до 1392/93) и Иеремия (1392/93 - ок. 1410), Макарий, Григорий, Дамиан (1437-1447), Иоанникий (1447-1453), Феоктист I (1453-1478), Георгий I (1478-1508), Феоктист II (1508-1528), Каллистрат (1528-1530), Феофан I (1530-1546), Григорий I (Рошка) (1546-1551), Георгий II Бистрицкий (1551-1552), Григорий II Нямецкий (1552-1563), Феофан II (1563-1572, 1578-1579, 1582-1588), Анастасий (1572-1577), местоблюститель митрополичьего престола, епископ Романский Никанор (1579-1582, митрополит в 1591-1594), Георгий III (Мовилэ) (1588-1591, 1595 - май 1600, сент. 1600-1605), Митрофан (1594-1595), Мардарий (1595), Дионисий (Ралли-Палеолог) (май-сент. 1600), Феодосий (Барбовский) (1605-1608), Анастасий (Кримка) (1608-1617, 1619-1629), Феофан III (1617-1619), Афанасий (1629-1632), свт. Варлаам (1632-1653), Гедеон (1653-1659, 1664-1671), Савва (1659-1664), свт. Досифей (Барилэ) (1671-1674, 1675-1686), Феодосий из Брази (1674-1675), Каллистрат (Вартик) - местоблюститель (1686-1689), Савва Романский (1689-1701/02), Мисаил (1701/02-1708), Гедеон (1708-1722), Георгий IV (1722-1729), Антоний (1730-1739), Никифор (1739/40-1750), свт. Иаков I Путнянский (1750-1760), Гавриил (Каллимаки) (1760-1786), Лев (Леон) (Геукэ) (1786-1788), Иаков II (Стамати) (1792-1803), Вениамин (Костаки) (1803-1808, 1812-1821, 1823-1842), Мелетий (Лефтер) (1844-1848), Софроний (Миклеску) (1851-1860). Архитектура и искусство М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Прп. Иаков Железноборовский. Икона. Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) († 11.04.1442, Железноборовский Иоанно-предтеченский мон-рь), прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Железноборовский, основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря. Основные сведения о святом содержатся в его житии, составленном в 1598 г. игум. Железноборовского мон-ря Иосифом. В наст. время житие известно в единственном списке (в составе конволюта из разновременных тетрадей кон. XVIII - нач. XIX в.: РНБ. Тит. 3800. Л. 50-55) и в пересказах историков и краеведов XIX - нач. XX в., в чьих работах отразилась разновидность Жития, отличающаяся от списка РНБ. Тит. 3800. В XIX - нач. XX в. была известна более подробная редакция текста, нежели та, что отразилась в сохранившемся списке; утраченная редакция Жития содержала сведения о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., об учениках И., в частности о прп. Иакове Брылеевском, и др. Согласно житию, И. происходил из рода галичских служилых людей Аносовых. После кончины родителей он поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, где принял постриг от прп. Сергия Радонежского. Прожив в мон-ре нек-рое время, И. по благословению прп. Сергия отправился в Галичское княжество. На берегу р. Тёбзы (левый приток Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок Буйского р-на Костромской обл.), И. остановился для отдыха и в тонком сне увидел чудесный свет. Приняв видение за знамение свыше, преподобный основал на этом месте мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Согласно пересказам жития, в 1390 г. И. получил от митр. Киевского и всея Руси св. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи ( Румянцев. 1873. С. 12-15). Житие связывает с заступничеством И. чудо благополучного разрешения от бремени вел. кнг. Софии Витовтовны в 1415 г., известное по летописям (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 40-41; Т. 11. С. 225-226). Вел. кн. Василий I Димитриевич просил некоего старца (в летописях его имя не названо) из «монастыря святого Иоанна Предтечи под бором за рекою», к которому имел большую любовь и доверие, молиться о здравии своей тяжко страдавшей в родах жены. Старец предсказал благополучное рождение наследника. 10 марта 1415 г. в великокняжеской семье родился сын - буд. вел. кн. Московский Василий II Васильевич . Железноборовский монастырь пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 г., во время междоусобной войны с кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, вел. кн. Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предтечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец» (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 123-124).

http://pravenc.ru/text/200169.html

Пимен сомнительный. Моисей Святой, оставивший Епархию в 1329 году, паки возведён на оную в 1352 году. В 1355 году пожалованы ему от Константинопольского Императора Иоанна Кантакузина и Патриарха Филофея крестчатые ризы. В 1334 году поставил церковь Воскресения Христова в Деревяницах и монастырь устроил. В 1354 устроил три мужских монастыря: 1. во имя Св. Духа, Духов, 2. во имя Успения Пресвятой Богородицы в Рагодовицах, Рагодовицкий, 3. во имя Св. Архистратига Михаила на Сковородке, Сковородский. В 1359 году, по другим – в 1360 году вторично оставил Епархию и отошёл в Сковородский монастырь на упокоение. В 1362 году Января 25 преставился и погребён в том же монастыре. Ефрем, а по другим – Евфимий, Феодосий – сомнительные. 22 . АЛЕКСИЙ избран в 1359 году, хиротонисан в 1360 году. В 1387 году, а по другим – в 1388 году оставил Епархию и отошёл в Деревяницкой монастырь, где в 1389 году, Января 3, скончался и погребён в паперти. 23 . UOAHH II избран в 1387 году, Мая 7. Хиротонисан в 1388 году, Января 17, из Игуменов Хутынских. В 1401 году взят Митрополитом под стражу и содержался 3,5 года по 1404 год и потом возвращён. В 1406 году поставил церковь Преображения Господня на Видогощи и монастырь устроил. В 1414 году, Ноября 15, принял схиму, в 1415 году, Января 20, оставил Архиепископию и отошёл в Деревяницкий монастырь на покой, где в 1417 году, Июня 24, скончался и погребён в притворе. 24 . СИМЕОН, Святой, избран в 1415 году, Августа 11, из монахов Хутынских, хиротонисан в 1416 году, Марта 22. До Святительского сана именовался Сампсон. По 5-летнему правлению, в 1421 году, Июня 15, преставился и погребён в Софийском соборе в Мартирьевской паперти. Феодосий избран в 1422 году, Сентября 30, из Игуменов Клопских. Изгнан в 1423 году, Августа 30, не быв хиротонисан. Скончался в 1425 году. 25 . EBФUMUЙ I, прозванием Брадатый, до Архиепископства именовавшийся Емелиан, избран в 1423 году из Игуменов Деревяницких, хиротонисан в 1424 году. По 6-летнему правлению Епархией, в 1430 году, Ноября 1, а по другим – в 1429 году, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Настоящее горе России. Митрополит Антоний. Март 1-я. Стр. 668–669. Миссионерская вакансия. Март 1-я. Стр. 670. В газетах. (Неверные сведения и странные суждения по вопросам церковной жизни). Март 1-я. Стр. 670–671. Венок на могилу епископа Вениамина (Борнукова), первого викария грузинской епархии ( 16 февраля с. г.). А. Платонов. Март 2-я. Стр. 795–797. Извлечение из особого журнала Комитета Министров. (8-го марта 1905 г.). По выполнению пункта шестого Именного Высочайшего указа 12-го декабря 1904 г. Март 2-я. Стр. 797–800. Мнение 32 столичных пастырей о необходимости перемен в русском церковном управлении. Март 2-я. Стр. 801–805. Записка о желательных преобразованиях в управлении православной Церковью. Март 2-я. Стр. 806–808. О слове “Раскольник”. Март 2-я. Стр. 808. Канонические права и обязанности патриарха в поместной автономной церкви. Март 2-я. Стр. 808–809. “Еретичество горит”.– Миссионерская вакансия.– Газеты и церковных делах.– Радикальный проект.– Распоряжения о собраниях штунды.– Ложный слух об отце Иоанне.– О семинарских библиотеках. Апрель 1-я. Стр. 968–994. По поводу 25-летия служения статс-секретаря К. П. Победоносцева в должности обер-прокурора Святейшего Синода. Май. Стр. 1215–1227. Крупная перемена в центральном управлении Св. Синода. Май. Стр. 1227. Высочайший рескрипт гр. А. П. Игнатьеву. Май. Стр. 1228. К вопросу о свободе вероисповеданий. Май. Стр. 1229–1231. Корреспонденция из Харькова. И. Айвазов. Май. Стр. 1232–1233. Радикальные поползновения к разгрому церковно-народного достояние.– Пастырское собрание столичного духовенства, закрытое полицией, и пастырский союз борьбы. Э. Я. Май. Стр. 1234–1240. Архипастырское слово к народу о веротерпимости. Никанор епископ Гродненский и Брестский. Июнь. Стр. 1414. В каком порядке должны производиться дела по отчислению отпадших от православия. Июнь. Стр. 1414–1415. Извлечение из особого журнала Комитета министров 10 мая 1905 года по выполнению пункта 6-го Именного Высочайшего указа 12-го декабря 1904 года. Июнь. Стр. 1415.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ХВ 38 Констанцский Собор (XVI Вселенский) 8-я сессия (4 мая 1415 г.) Заблуждения Джона Виклефа (1330–1384) 366 Заблуждения Виклефа относительно Таинств связаны с ею рассуждением о Церкви [ХВ 426–427], к которой причастны, по его мнению, лишь предназначенные. Для Виклефа человек в состоянии греха теряет всякую власть, и гражданскую, и церковную. Таинства же, преподанные епископом или священником – грешниками, недействительны. Заблуждения: 1154) 4. Если какой-либо епископ или священнослужитель находится в состоянии смертного греха, он не совершает службы, не рукополагает, не совершает Евхаристию, не крестит. Булла «Inter Cunctas» папы Мартина V (22 февраля 1418 г.) Вопрос к последователям Виклефа и Гуса (1369–1415) Вновь избранный папа, Мартин V, стремился как можно раньше утвердить некоторые решения, принятые Констанцским Собором. В своей булле Inter cunctas он, в частности, возвращается к сорока пяти ошибкам Виклефа и тридцати – Гуса, уже осужденным, и прибавляет к этому тридцать девять вопросов, адресованных их последователям. В этом документе, важном для всего учения о Таинствах, рассматривается, среди прочих, проблема достоинства служителя, в отношении которой последователи Гуса повторили ошибки Виклефа. (657, 1262) 22. Верит ли он, что дурной священнослужитель, соблюдая сущность и предписанную форму и имея намерение совершать все, что совершает Церковь , – истинно совершает Евхаристию, истинно отпукает грехи, истинно крестит, истинно преподает другие Таинства? Булла «Exsultate Deo» папы Евгения IV (22 ноября 1439 г.) Декрет для армян Через некоторое время после союза с восточными христианами легатами этой Церкви был принят декрет для армян. Воспроизведя прежде всего основные статьи первых Соборов о вере в Filioque, о двух природах и двух волях во Христе, утвердив затем вселенскость Халкидонского Собора и авторитет папы Льва Великого , декрет переходит к своему основному предмету – Таинствам. Он напоминает вначале, что их – семь, и уточняет последствия этого [ХВ 659], рассматривая отдельно материю, форму и служителя [ХВ 660]; объявляя, что Крещение, Миропомазание и Священство сообщают «неизгладимый характер» [ХВ 661]. Каждое Таинство становится затем объектом особого исследования [ХВ 688–691, 716–718, 731–733, 803, 877, 891, 919]. Вся эта часть очень близка к труду Фомы Аквинского 368 . Текст завершается воспроизведением так называемого Афанасьевского Символа веры [ХВ 9–10] и буллой Laetentur coeli 369 , а также уточнением дат некоторых армянских праздников. Не представляя собой безошибочного определения, документ, тем не менее, имеет важное теоретическое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

После осуждения Иоанна немедленно отрекся Григорий, исполнив свое обещание, о чем было объявлено на четырнадцатом заседании 4 июля 1415 г. Публично оглашенная булла Григория от 15 мая 1414 г. «созывала и признавала Вселенский собор, поскольку Бальтазар Косса, Иоанн XXIII, не присутствует там и не председательствует». Отречение было сформулировано так: «Я отрекаюсь, во имя Господа, от папства и от всех прав, и титула, и привилегий, которые дарованы папе Господом Иисусом Христом, на этом священном синоде и Вселенском соборе, представляющем святую Римскую и Вселенскую Церковь ». Кардиналы Григория заняли свои места в единой коллегии, сам Григорий был назначен кардиналом-епископом Порто и Санта Руфины, папским легатом в Анконе и умер в 1417 г. Педро де Луна – последний авиньонский папа Бенедикт XIII – пытался уклониться, упорно именовал собор «синодом», потерял поддержку Франции и был смещен императором, но в ноябре бежал в Пеньисколу близ Валенсии, где в очередной раз осудил Констанцский собор, собрал собственный и, наконец, 13 декабря 1415 г. был еще раз смещен – теперь уже собственными кардиналами, уставшими от конфликта. После этого от него отложились Арагон и все другие страны, которые еще его поддерживали. Соборное решение о смещении Бенедикта состоялось в 1417 г., однако де Луна его не признавал до самой смерти в Пеньисколе в 1423 г., оставаясь «папой без церкви и пастырем без овец». После него остались 4 кардинала, трое из которых избрали папой каноника из Барселоны Хиля Санчеса де Муньоса под именем Климента VIII (1423–1429), который впоследствии отрекся, и Мартин V сделал его епископом Майорки, где он обладал всей полнотой власти. Четвертый кардинал Жан Каррье в 1424 г. избрал папой себя (правда, существует история, что вначале он избрал папой французского кардинала Бернара Гарнье, хотя тот этот факт и свое знакомство с Каррье всегда отрицал, а уже потом был избран сам псевдо-кардиналом Жаном Фаральдом), принял имя Бенедикта XIV и умер в 1430, 1433 или 1437 г. Ему наследовали антипапы Пьер Тифан – Бенедикт XV (1437–1470) и Жан Ланглад – Бенедикт XVI (1470–1499), после чего линия «папы одного замка» окончательно прервалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Побуждаемый к этому, но не сочувствующий идее реформы Церкви, папа Иоанн думал обмануть мир, созвав Собор в Латеране (1412), оказавшийся пустой комедией. Поднялось против него сильное негодование, и он был выгнан из Рима. Во время скитаний он в конце концов в силу необходимости согласился созвать Собор в германском городе Констанце (1414). Явившись в Констанц, Иоанн открыл заседание Собора и дал клятвенное обещание отказаться от своего сана, чтобы побудить к тому и своих соперников. Однако своей клятвы он не сдержал. Узнав, что до соборного слуха дошли сведения о его неслыханном разврате и симонии, папа Иоанн бежал из Констанца и объявил свое отречение вынужденным, надеясь таким образом расстроить Собор, как обезглавленный им. Тогда Собор, побуждаемый необходимостью, провозгласил новую теорию отношения Церкви к папе, нарушавшую принцип действовавшего до тех пор канонического права. Особым декретом Собор объявил себя законно собравшимся и действующим по внушению Св. Духа, а все действия папы Иоанна — незаконными, и каждый, не исключая папы, обязан повиноваться Собору во всем, что касается веры и внешнего преобразования Церкви. Этим постановлением Констанцский Собор показал, что наконец Западная Церковь почувствовала нужду соборного управления вместо папского единодержавия, вовлекшего ее в такие беспорядки, из которых она не могла уже выйти даже соборными постановлениями. Папа Иоанн XXIII соборным постановлением был низложен и предан анафеме как симонист, развратник и еретик, не признающий бессмертия души (24 мая 1415 г.). Григорий XII, который, в сущности, был законным папой, оказался сговорчивее своих соперников и прислал Собору свое отречение (4 июля 1415 г.). Только Венедикт упорствовал в своем неповиновении Собору. Оставленный членами своей партии, присоединившимися к Собору, он после тщетных вызовов к суду был низложен как закоренелый еретик, схизматик и клятвопреступник. После этого Собор настаивал на введении реформ в Римской Церкви, а затем — на избрании папы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010