И., т. 1, 11, стр. 20). В упомянутом нами послании митрополита Фотия Новгородцам, 1410 года, сказано: а кум бы был один, любо мужеск пол, любо женеск, а по два бы кума не было, как было прежь сего» (А. А. Э., т. 1, 369). Наконец, и в эпоху Стоглавого собора, как нам известно (см. гл. VIII), один из членов собора, Кассиан, епископ Рязанский и Муромский, в своих «неисправлениях» указывал на тот же обычай приглашать многих кумовей на крещение одного и того же младенца. Из сказанного нами о постановлениях Стоглавого собора относительно крещения видно, как сильно укоренились в русской Церкви ещё с глубокой древности отступления от правильного образа совершения этого таинства. Брачные постановления Стоглавого собора занимают довольно видное место в Стоглаве, так как им посвящены семь глав (18 – 24). Эти постановления суть следующие: 1) обручение и венчание должны быть совершаемы по божественному уставу, «во всем священническом чине» (т. е. священнослужители должны венчать в полном облачении (гл. 18). 2) Венчание должно происходить днем, после литургии, а никак не ночью (гл. 18-я). Это же правило, несколько иначе выраженное, находится в печатной Кормчей 339 . Заметим также, что ещё митрополит Фотий в послании к Новгородцам 1410 года требует, чтобы свадьбы венчались после обедни, а в удение, в полдни и в полночь не венчайте (А. А. Э., т. 1, 369). з) Жених должен иметь не менее 15 лет, а невеста – не менее 12 лет «по священным правилом» (гл. 18-я). Нам кажется, что Стоглавый собор имеет здесь в виду не «священные правила», а вероятно законы византийских императоров, по которым жених должен иметь не менее 14-ти, а невеста 12-ти лет. 340 Эти законы были внесены и в Кормчую книгу и применялись на практике, по крайней мере, русские пастыри в своих правилах, посланиях и т. п. назначали именно эти предельные сроки для желающих вступить в брак. Так, например, в послании Новгородцам 1410 года митрополит Фотий требует, чтобы девиц венчали не ранее, как им наступит тринадцатый год (А. А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV. Время святительства митрополита Фотия и его преемники (1410–1448) К оглавлению По смерти святого Киприана снова открылись нестроения в Русской митрополии. Великие князья московский и литовский вели тогда между собою войну. Согласия между ними относительно выбора нового митрополита быть не могло и не было. Московский князь Василий Дмитриевич прямо отнесся к Царьградскому патриарху и императору с просьбою, чтобы они и избрали и прислали в Россию митрополита по прежним примерам. Литовский князь Витовт, напротив, сам избрал кандидата на митрополию — Полоцкого епископа Феодосия, родом грека, и, отправив его в столицу Греции, просил: «Поставьте его нам митрополитом, чтобы он сидел на столе Киевской митрополии по старине и строил Церковь Божию по-давнему, как наш, потому что, изволением Божиим, мы обладаем тем городом Киевом». Желал ли тогда Витовт разделения Русской митрополии или не желал, но то очевидно, что он обращался в Царьград только от собственного лица и ходатайствовал о митрополите только для себя, для своих владений, вовсе не упоминая о Москве. Просьба Витовта не была уважена: в Киев и для всей России (2 сентября 1408 г.) поставлен был митрополитом Фотий, грек из Мореи, с юных лет воспитывавшийся в пустыне под руководством знаменитого благочестием старца Акакия . Через год (1 сентября 1409 г.) Фотий прибыл в Киев, но огорченный Витовт не хотел было принять его и принял уже тогда, когда Фотий дал клятвенное обещание посещать часто Церковь Киевскую и заботиться о ней. На этот раз Фотий прожил в Киеве около семи месяцев . В апреле 1410 г. новый митрополит достиг Москвы и в самый день Пасхи торжественно встречен был великим князем и освященным Собором при несметном стечении народа. Первое внимание свое святитель обратил на свою паству, которая в продолжение четырех лет лишена была непосредственного водительства архипастыря. Он не только словесно учил и наставлял всех, но и писал послания к мирянам и духовенству, убеждал их исправиться, оставить вкоренившиеся дурные обычаи и свято исполнять долг свой .

http://sedmitza.ru/lib/text/435870/

Жерсон в знаменитом трактате о расколе и о праве церкви смещать папу (De auferibilitate рарае ab ecclesia), обнародованном ко времени заседаний Пиэанского собора, говорит, что, в строгом понимании, Христос – единственный Жених Церкви. Брак между папой и церковью может быть расторгнут, ибо этот духовный брак – не таинство. Папа может расстаться с церковью и отречься. Церковь также имеет право расстаться с папой, удалив его. Все служители церкви назначаются ради ее благополучия, и, если папа мешает ее благополучию, она может убрать его. Церковь обязана защищать себя. Это может быть сделано посредством общецерковного собора, собравшегося с общего согласия и без желания папы. Такой собор получает свою власть исключительно от Христа. Папа может быть смещен за ересь или раскол. Он может быть смещен даже при отсутствии его личной вины – например, если его захватили в плен сарацины и свидетели сообщили, что он мертв. Тогда должен быть избран другой папа. Но если сообщения о смерти бывшего папы окажутся ложными и он будет освобожден из плена, тогда один или другой папа должен быть смещен, потому что у церкви не может быть больше одного понтифика. В ходе заседаний собора в проповеди на Ос. 1:11 (И соберутся сыны Иудины и Израилевы вместе, и поставят себе одну главу) Пьер Плауль из Парижского университета твердо заявил, что собор стоит выше папы, и это мнение, помимо Парижского университета, поддержали университеты Тулузы, Анжера и Орлеана, а также ученый канонист Дзабарелла, позже назначенный кардиналом. Григорий XII и Бенедикт XIII в Пизу не прибыли и своих представителей туда не назначили, объявив, что собору неподсудны. Собор в ответ низложил обоих, воспретил христианам им повиноваться и избрал «пизанского папу» – критского грека Пьеро Филарго, принявшего имя Александра V (1409–1410) 147 . Беллармин, не высказывая окончательного мнения, считал Александра V законным папой. 5. Три папы Новый папа почти тут же распустил собор, предоставив архиепископам право собрать местные соборы для реформирования их епархий и пообещав через три года собрать новый Вселенский собор для преобразования общего устройства церкви. Правда, через 10 месяцев Александр умер, не успев реализовать свои обещания; на папский престол вступил Иоанн XXIII (1410–1415) 148 . До церковных реформ дело не дошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако в данном случае для созыва подобного Собора власти папы недостаточно, поскольку отсутствует общепризнанный папа, и нет такого человека, которому бы все подчинялись как папе. И если соберется Собор под началом того или другого сомнительного человека, тот уже в силу этого будет признан папой; отсюда следует, что оба они не могут санкционировать созыв Собора, поскольку верховный понтифик может быть лишь один» 432 . Хотя оба папы выступили категорически против этого предложения, 25 марта 1409 г. в главном храме города Пиза открылся Собор, на котором присутствовали кардиналы от обеих партий. Он был очень представительным: 25 кардиналов, более 100 епископов, несколько сотен аббатов и клириков. Совместными усилиями Собор низложил обоих пап (!) и избрал Александра V (1409–1410) – компромиссную фигуру, устраивавшую всех. Это был великий прецедент: Собор не только осмелился низложить понтифика, но сместил сразу обоих, на деле показав всему западному миру, кому принадлежит высшая власть в Римской церкви. Но через несколько месяцев новый папа умер, а его преемником стал Иоанн XXIII (1410–1415), авантюрист и проходимец. Общеизвестно, что этот человек в юности занимался прибыльным делом морского пиратства, затем уехал в Болонью, где предался страшному разврату. Там он стал архидиаконом, был переведен папой Бонифацием IX в Рим, где невиданно обогатился за счет продажи индульгенций. Затем будущий папа Иоанн XXIII стал кардиналом – вернее, купил себе эту должность, вернулся в Болонью папским легатом, где не останавливался перед убийствами, кражами и клятвопреступлением, чтобы получить полноту власти на Романией. И теперь он стал главой Апостольского престола 433 . Естественно, ни Григорий XII, ни Бенедикт XIII не признали себя низверженными и продолжали править как ни в чем не бывало, при полном одобрении большинства паствы. Все бы ничего, но теперь на звание преемника святого апостола Петра претендовали уже не два (к этому уже, собственно говоря, привыкли), а трое пап! 434 Раскол принял настолько смертельные очертания для всего Запада, что Германский император Сигизмунд предпринял решительные меры по его преодолению. Его активно поддержали во Франции, Кастилии и Наварре, требуя прекратить практику «многопапства» и восстановить нормальное управление Церковью 435 . Опять, как и много столетий тому назад, Римскую церковь и сам институт папства спасала императорская власть – папы оказались не способны справиться с проблемами, которые сами же и породили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

не решили прибегнуть к репрессиям. Французская Церковь отказала папе в повиновении, и большинство кардиналов покинули его. Так как эта мера не помогла, обратились ко второму способу: обоюдному соглашению пап. Этот путь оказался, однако, еще более затруднительным и тоже не привел к желанному результату. Тогда со всех сторон стали раздаваться голоса о необходимости созвать Собор и на нем уладить распад Церкви; особенно народные массы с тоской ждали окончания схизмы. Итальянские и авиньонские кардиналы покинули своих пап и на общем съезде в Ливорно (1408) решили собраться в следующем году в Пизе, где назначен был Вселенский Собор. Пизанский Собор начал свои деяния 25 марта 1409 г. Папы Григорий и Венедикт осыпали проклятиями кардиналов и прелатов, собравшихся в Пизе, и открыли свои Соборы. Таким образом, одновременно заседали три Собора, и все три называли себя «вселенскими». На Пизанском Соборе, которому предстояло восстановить единство Церкви, проведены были два тезиса: 1) что Церковь самостоятельна и 2) что она властна низложить папу. На основании этих тезисов папы, отказавшиеся от повиновения Собору, были объявлены еретиками и низложенными. Конклав кардиналов собрался для выборов нового папы, и на папский престол избран был Миланский архиепископ Петр Филарга, принявший имя Александра V (1409—1410). Однако Пизанский Собор оказался совершенно бесплодным, так как он не только не привел к единству Церкви, но и папский престол из «двуглавого» сделался «трехглавым», ибо папы оставались на своих престолах, и, несмотря на то что общественное мнение было на стороне Александра V, ему не суждено было увидеть Рим: он через год после своего избрания скончался. Вместо него был избран с именем Иоанна XXIII кардинал Балтазар Косса (1410— 1415), человек в высшей степени развращенный, наживший преступными путями огромные деньги. Благодаря хитрости и богатству ему удалось образовать вокруг себя сильную партию и вступить в Рим. Однако Церковь этим не умиротворилась, и громкий голос всего христианства взывал о необходимости созыва Вселенского Собора, как единственного целительного средства против язв Церкви и общества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

упом. в 1388 г. Афанасий II упом. в 1388–1391 гг. Иоанн (Гоголь) рукоположен в 1405 г. Герасим упом. в 1415 г., не позднее 1428 г. переведен в Смоленск. Владимиро-суздальские, суздальские, нижегородские, городецкие, торусские епископы и архиепископы Алексей рукоположен в 1252 г. Свт. Серапион рукоположен в 1274 г.; † 12.06.1275. Свт. Феодор рукоположен в 1276 г.; † 1286. Феодор рукоположен в 1288 г.; в 1295 г. митрополитом сведен с епархии. Симеон рукоположен в 1295 г., а в 1299 г. переведен в Ростов. † 1314. Даниил рукоположен в марте 1330 г. Нафанаил рукоположен в 1347 г. Даниил (вторично) упом. в 1351 г., † 1362. Свт. Алексий рукоположен 6.12.1352 (с 1340 г. наместник); с 1354 г. митрополит Киевский. Алексий упом. в 1363 г., † 1364. Свт. Иоанн † 1373. Свт. Дионисий (архиеп.) Рукоположен в 1374 г.; в 1384 г. в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; † 15.10.1385. Евфросин (архиеп.) рукоположен в 1389 г.; † 25.03.1407. Митрофан рукоположен 9.09.1406; упом. 22.03.1416. Авраамий упом. в 1436–1449 гг. Галицкие епископы и митрополиты Иосиф упом. в 1292 г. Григорий упом. в 1301 г. Нифонт (митр. Галицкий) Рукоположен в 1303 г.; † до декабря 1305 г. Гавриил (митр. Галицкий) Феодор рукоположен в мае 1328 г.; митр. Галицкий с 1332 г.; упом. до 1335 г. Антоний (митр. Галицкий) Рукоположен в мае 1371 г., † 1391–1392 гг. упом. в 1398–1415 гг. (в митрополиты не рукоположен). Коломинские епископы Афанасий упом. ок. 1353 г. Филимон рукоположен ок. 1360 г. Герасим рукоположен ок. 1375 г.; † 1388. рукоположен в 1389 г.; † 1392. Григорий рукоположен в 1392 г.; † 13.02.1405. Иларион рукоположен 26.08.1406; † 9.03.1408. рукоположен в 1410 г. Амвросий рукоположен в 1414 г.; упом. 1.02.1421. Авраамий упом.на Соборе 1441 г. Варлаам упом. в 1447–1449 гг. Луцкие епископы Феодосии I упом. в декабре 1326 г. и 1.05.1328. Трифон рукоположен в декабре 1331 г., упом. в 1335 г. Арсений упом. в 1366 г. упом. в 1393 г.; с 1398 г. Галицкий епископ. Феодор 7.10.1397 прибыл в Москву. в 1401 г. лишен епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Целестин II (1143–1144) Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1153) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV/V (1159), антипапа Пасхалий III (1164), антипапа Каликст III (1168), антипапа Иннокентий III (1179), антипапа Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1191 – 1198) Иннокентий III (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1127–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261 – 1264) Климент IV (1265–1268) Григорий X (1271 –1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281 –1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) Бонифаций VIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) 1203 Иоанн XXII (1316–1334) Николай V (1328), антипапа Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V (1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Урбан VI (1378–1389) Климент VII (1378), антипапа Бонифаций IX (1389–1404) Бенедикт XIII (1394), антипапа Иннокентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Климент VIII (1423), антипапа Бенедикт XIV (1423), антипапа Александр V (1409), антипапа Иоанн XXIII (1410), антипапа Мартин V (1417–1431) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (1439), антипапа Николай V (1447–1455) Антиохийские патриархи XII-XV веков 1204 Иоанн IV (1092–1103) Феодосий III (1103–?) Аристарх Иоанн V (ум. в 1140) Сотирих (1155–1156) Афанасий I (1156–1170) Симеон II (1178) Феодор IV Вальсамон (1186–1203) Иоаким I Иерофей Симеон III 1205 Евфимий I (1254–1260) Феодосий IV Принкепс (1261 –1283) Арсений (1283–1286) Кирилл II Дионисий I Кирилл III Дионисий II Софроний Иоанн VI Mapk I Игнатий II (1344–1351) Пахомий I (1359–1386) Михаил I (1369–1374) Mapk II (1377–1378) Межпатриарш. (1379–1385) Пахомий II (1386–1387) Нил (1387–1395) Михаил II (1395–1400) Межпатриарш. (1400–1412) Пахомий III (1413–1414) Иоаким II (1415–1425)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В 1360 г. тот, неспособный навести в городе порядок, передал Б. в руки папского легата кард. Альборноса , утвердившего свою власть силой лишь через 4 года. В 1376 г. восставшие против власти папских легатов горожане возобновили прежнее коммунальное правление, однако тут же началась борьба за власть между различными партиями и группировками, в результате к-рой синьорию захватил на нек-рое время Джованни I Бентивольо. Папская власть была восстановлена при Иннокентии VII (1404-1406), назначившем своим легатом в Б. Бальтазара Косция. С 1406 г. тот правил здесь как полноправный владыка, никак не согласовывая свои действия с папой Григорием XII (1406-1415). В 1409 г. Косций поддержал избранного в Пизе антипапу Александра V и получил от него подтверждение своих прав папского легата в Б. В 1410 г. Александр V перебрался в Б., намереваясь сделать ее своей резиденцией, но скоропостижно скончался (вероятно, отравленный Косцием). На его место папой был избран сам Косций (антипапа Иоанн XXIII , управлявший католич. Церковью из Б. до своего низложения Констанцским Собором в 1415). С этого времени Б. пыталась освободиться от папской опеки, из изгнания возвратился Антонио Бентивольо, однако его правление было коротким, он был казнен прибывшим легатом нового папы Мартина V кард. Габриеле Кондульмером (буд. папа Евгений IV , 1431-1447). В 1419 г. болонцы изгнали из города еп. Николая Альбергати, к-рого за 2 года перед тем единодушно избрали. Причиной изгнания стало его назначение кардиналом в Б. Мартин V наложил на город интердикт, длившийся до 1429 г., пока Николай Альбергати не вернул себе кафедру. В 1445 г. Евгений IV назначил в Б. легатом в сане кард. Томмазо Парентучелли (буд. папа Николай V , 1447-1455), к-рый, став папой, провел реформу городского управления. Впрочем, вскоре Висконти восстановили здесь власть рода Бентивольо, представителем к-рого был Джованни II Бентивольо, правивший в Б. в течение 45 лет и известный как покровитель лит-ры и искусств. В 1503 г. еп. Джулиано делла Ровере стал папой под именем Юлия II , в 1506 г.

http://pravenc.ru/text/149693.html

грек Фотий, поставленный вместо скончавшегося 16 сент. 1406 г. митр. Киприана. Между вел. князем и новым главой Русской Церкви установились дружественные отношения, о чем свидетельствует ряд жалованных и льготных грамот, данных вел. князем митрополиту: на ставшую митрополичьей ростовскую слободу Караш, через к-рую разрешалось ездить только старой дорогой, уплачивая пошлины церковным властям; на митрополичьи села Андреевское и Мартемьяновское в Медушской вол. во Владимирском у.; митрополичьему нижегородскому в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рю на земли в Лыскове, Курмыше, Мещерске и др. местах; возможно, др. митрополичьим мон-рям (Борисоглебскому и владимирскому Успенскому Сновидскому). В. Д. поддержал митр. Фотия в его обличениях Григория Цамблака , к-рый по настоянию Витовта в 1415 г. был поставлен митрополитом западнорус. земель в нарушение канонических норм. По этому поводу к В. Д. обратились с посланиями император и Патриарх. Возможно, при содействии митрополита В. Д. неск. раньше сумел породниться с визант. имп. домом. В 1414 г. в К-поль прибыла его юная дочь Анна, вышедшая замуж за наследника визант. престола, ставшего со временем имп. Иоанном VIII Палеологом , в 1417 г. эпидемия унесла жизнь буд. императрицы. После Едигеева нашествия московскому вел. князю особое внимание пришлось уделять присоединенному в 1392 г. Нижегородскому княжеству. Пользуясь поддержкой Орды, местные князья-отчичи делали неоднократные попытки вернуть себе Н. Новгород, Суздаль и Городец. В 1410 г. нижегородский кн. Даниил Борисович и союзный ему татар. царевич Талыч напали на Владимир и сильно разорили город, особенно пострадал Успенский собор. Рать, посланная под командованием брата вел. князя Петра Дмитровского, 15 янв. 1411 г. потерпела полное поражение у с. Лыскова от объединенных полков нижегородских князей и помогавших им татар. и мордов. правителей. До 1414 г. власть над Нижегородским княжеством удерживал его отчич Даниил Борисович. В янв. 1415 г. московское войско во главе с кн.

http://pravenc.ru/text/150783.html

В тот же день, 4 марта, в рим. ц. Санта-Мария-сопра-Минерва собрался конклав . Основным претендентом на Папский престол считался кард. Просперо Колонна, но его кандидатура встретила противодействие со стороны рим. рода Орсини, соперничавшего с родом Колонна. В этих условиях кард. Т. Парентучелли стал компромиссной фигурой. 6 марта 1447 г. он был избран на Папский престол. В память о своем покровителе Болонском еп. Н. Альбергати он принял имя Николай. Папская коронация состоялась 19 марта 1447 г. Основными задачами понтификата Н. были окончательное преодоление схизмы в католической Церкви (хотя на Констанцском Соборе (1414-1418) после низложения Иоанна XXIII (1410-1415) и Бенедикта XIII (1394-1423) и отречения от Папского престола Григория XII (1406-1415) схизме был положен конец избранием на Папский престол Мартина V (1417-1431), на Базельском Соборе из-за конфликта с Евгением IV схизма возобновилась с избранием антипапы Феликса V (герцога Савойского Амедея VIII; 1439-1449)), укрепление авторитета Папского престола в Италии и в Европе в целом, а также возрождение Рима, пришедшего в упадок во время церковной схизмы. Важно было признание Н. законным понтификом со стороны европ. правителей. Нового папу поддержал незадолго до этого вступивший на польский престол кор. Казимир IV Ягеллончик (1447-1492). В 1448 г. папа Римский прислал польск. королю «золотую розу» - символ установления сердечных отношений между Папским престолом и духовной и светской властью Польши и Литвы. Н. даровал польск. монарху звание «Defensor Fidei» (защитник веры), привилегию назначать номинантов на 20 церковных бенефициев в Польше и предоставил 10 тыс. дукатов на войну с татарами. Однако представители высшего польск. духовенства во главе с Краковским еп. Збигневом Олесницким поддерживали Базельский Собор и антипапу Феликса V (антипапа возвел Олесницкого в кардиналы); впосл. польск. прелатам пришлось примириться с Н. 17 февр. 1448 г. папа заключил с герм. кор. Фридрихом IV Венский конкордат, по условиям к-рого король признавал верховенство Римского понтифика в церковных делах, но взамен получал право назначать епископов и аббатов на территории империи; папа сохранил право смещения прелатов.

http://pravenc.ru/text/2566088.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010