XVI) Владимир II Андреевич Храбрый – Донской, второй сын Андрея Ивановича, первого удельного князя Серпуховского и князя Боровского (родил. 1327 года 4 июля, † 6 июня 1353 года) и княгини Марии (в иночестве Марфы † 1390 г.); род. 15 июля 1853 г., с 1358 г. князь Серпуховский; в конце 1371 г. вступил в брак с великой княжною Еленою (в иночестве Евпраксиею, умершею в 1437 г.) Ольгердовною Литовскою, имел детей, князей: Ивана (род. 1381 г. † 7 октября 1423 г.) Серпуховского, Симеона Серпуховскаго Боровского (женат с 1404 г., в иночестве Савва, † осенью 1426 г. от моровой язвы и погребен у Троицы), Андрея Большего (род. ранее 1388 г. и † до 1405 г.), Ярослава Афанасия Серпуховского – Малоярославецкого (род. 18 января 1388 г., умер 16 августа 1426 г.), Феодора (род. 26 января 1389 г. † до 1405 г.), Андрея меньшего и Василия; в 1405 г. по договору с Великим Князем Василием II Димитриевичем Московским, вместо г. Ржева он получил «в удел и в вотчину» г. Углич с путями, пошлинами и селом Золоторусским (Золоторучьем); † 12 августа (как значится на его гробнице), иные 4, или 14 мая 1410 г. и погребен в Московском Архангельском соборе. XVII) Андрей II Владимирович меньшой (князь Серпуховско-Радонежский), шестой сын Владимира II Андреевича Храброго Донского, князя Угличского и княгини Елены Ольгердовны Литовской; род. 1393 г.; в 1410 году получил в свое владение: г. Радонеж (в области коего была Троице-Сергиева лавра) и, вместе с братом своим князем Василием Владимировичем, г. Углич «на полы» (по полам) с селами, со всеми станами и пошлинами; женат был на дочери боярина Ивана Димитриевича Всеволожского и имел от нее одну дочь, неизвестную по имени, которая в 1429 г. или 1432 г. выдана была в замужество по смерти отца, дедом своим, боярином И. Всеволожским за Василия Юрьевича Косого, князя Звенигородского (Великий Князь немного спустя после 1410 г. отнял г. Углич у Андрея и Василия Владимировичей и отдал его своему младшему брату Константину Димитриевичу. 16 В 1425 г. 27 февраля Великий Князь Василий II Димитриевич умер и Углич снова достался Владимировичам). Андрей Владимирович † от морового поветрия 5-го ноября 1426 года, приняв монашество (с именем Саввы?) и погребен в Троице-Сергиевой лавре 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит, ставя в пример Василию Дмитриевичу византийских императоров и русских князей из числа его предков, довольно резко упрекал великого князя в том, что он «Церковь Божию уничижил, насилствуя, взимая Но несмотря на указанные обстоятельства, равно, как и на то, что Фотий начал свою деятельность на Руси с контактов с Витовтом, он, вероятно, произвел на великого князя Василия и других князей Московского дома после прибытия в Москву вполне благоприятное впечатление. Подтверждением этому может служить следующий факт: 14 мая 1410 г. скончался знаменитый герой Куликовской битвы удельный князь Серпуховской и Боровский Владимир Андреевич Храбрый, по завещанию которого во владение митрополиту Фотию было передано подмосковное село Кудринское с прилежащими Вскоре между великим князем Василием и свт. Фотием установились не просто дружественные отношения: московский государь стал духовным чадом митрополита, о чем свидетельствует тот факт, что в своих посланиях Фотий именует Василия «сыном», наставляет и поучает О благожелательном отношении Василия Дмитриевича к Фотию говорят и обширные пожалования митрополичьей кафедре, сделанные московским государем: ростовская слобода митрополичьи села Андреевское и Мартемьяновское во Владимирском уезде. Митрополичьему нижегородскому Благовещенскому монастырю были пожалованы земли в Лыскове, Курмыше, Мещерске и Василий Дмитриевич и впоследствии всячески поддерживал Фотия. Скорее всего, именно при содействии митрополита Фотия Московский государь породнился с византийским императорским домом Палеологов: в 1414 г. в Константинополе был заключен брак между дочерью Василия Дмитриевича великой княжной Анной Васильевной и наследником императорского престола Иоанном Палеологом, который стал предпоследним императором ромеев под именем Иоанна Вскоре после своего приезда в Москву, в начале лета 1410 г., свт. Фотий совершил хиротонии новых епископов для епархий Северо-Восточной Руси. Архимандрит московского Спасского монастыря Сергий (Азаков) был поставлен епископом Рязанским и Муромским, а игумен ярославского Спасского монастыря Иоанн стал епископом Продолжением активного администрирования Фотия в церковной жизни Северо-Восточной Руси стала отправка им послания к светским и церковным властям Пскова, датированного 22 июня 1410 Послание содержит наставления по исправлению жизни духовенства и мирян.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Скачать epub pdf Содержание 1921 год 14/27 июля. Среда 15/28 августа 24 августа/6сентября 27 ноября/10 декабря 1/14 декабря. Среда. 9 часов вечера 11/24 декабря. Суббота 1922 год 7/20 января. Пятница 5/18 февраля. Суббота. 3 часа дня 10/23 февраля. Четверг 14/27 февраля. Чистый понедельник 22 февраля/7 марта. Вторник 27 февраля/12 марта. Воскресенье. 9 вечера 17–4 марта. 1922 г. Пятница, 8 ч. вечера 6/19 марта. Воскресенье. 4 часа дня 7/20 марта. Понедельник. 9 утра 8/21 марта. Вторник. 10 вечера 14/27 марта. Понедельник. 9 утра 15/28 марта. Вторник. 12 часов дня 16/29 марта. Среда. 6 часов вечера 19 марта/1 апреля. Суббота. Утро 23 марта/5 апреля. Среда. 10 часов утра 29 марта/11 апреля 1922 г. Великий вторник 14/27 апреля. Четверг 17/30 апреля. Воскресенье. 9 часов вечера 19 апреля/2 мая. Вторник. 9 часов утра 21 апреля/4 мая. Четверг. 9 часов утра 22 апреля/5 мая. Суббота. 11.30 вечера 23 апреля/6 мая. Суббота. 4 часа дня 24 апреля/7 мая. Воскресенье. 7 часов вечера 26 апреля/9 мая. Вторник. 12 часов дня 28 апреля/11 мая. Четверг. 10 часов утра 29 апреля/12 мая. Пятница. 6 часов вечера 2/15 мая 1922 г. Понедельник 3/16 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 5/18 мая 1922 г. Четверг. 11 часов утра 6/19 мая 1922 г. Пятница. 1 час дня 8/21 мая 1922 г. Воскресенье. 6 часов вечера 9/22 мая. Понедельник. 12 часов ночи 10/23 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 11/24 мая, среда, 10 часов вечера 14/27 мая. Суббота. 10 часов вечера 16/29 мая 1922 г. Понедельник     Публикуемые фрагменты дневников настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Николая Чукова расскажут о сборе пожертвований для голодающих в 1921–1922 гг., о последующем насильственном изъятии властями церковных ценностей в одном из главных соборов России, о публичных выступлениях обновленцев и их дальнейшей преступной деятельности, а также о том, как Академия Наук, Академия Художеств, Эрмитаж, Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины и Главмузей участвовали в спасении иконостаса кафедрального собора. Текст дневников приводится в авторской редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

исследования расположения церквей и монастырей. На основании известия летописи о том, что в 1416 году “был заложен (после пожара 1413 г.) город Кострома (П. С. Р. Л. XIII, 88; XI, 231) и позднейшего сообщения некоего мещанина Тычинкина о “заложении каменной Костромы” 13 мая 1415 года, о. Димитрий относит “первое основание каменного (Костромского) Успенского собора к 1415–1416 гг. Частное сообщение по так называемой Галичской летописи, разумеется, прежде всего нужно было проверить, а всю аргументацию автора в защиту этой даты нельзя признать вполне убедительной. Путем аналогий или сравнения Костромского Успенского собора с некоторыми московскими да вдобавок еще позднейшими храмами, путем рассмотрения размеров и качества кирпича и кладки, по настоящее время недостаточно еще изученных, рискованно решительно датировать тот или другой памятник нашего старинного церковного строительства. Невольно спрашиваешь себя, почему о. Димитрий считает заложенным в 1415–1416 гг. Успенский непременно собор, а не рядом с ним стоявший Троицкий, к 30-м годам XVII в. уже развалившийся? Предположение автора, что Троицкий собор первоначально был деревянным, опровергается писцовыми книгами, который он имеет в виду (Островский, стр. 188), и основано на произвольной с его стороны подмене каменной церкви Троицы деревянной церковью московских святителей. Краткая речь автора о посадских соборах, без знания относящейся к ним литературы, ничего в сущности по данному вопросу не разъясняет. Совершенно необъяснимым остается у нашего автора и то, почему Успенский собор, построенный в новом “городе” князем Василием Димитриевичем, вплоть до первой четверти XVII в. остается не только в тени, но и в полной неизвестности. Много в сочинении и частных недостатков и промахов. Описание Феодоровской иконы Божией Матери сделано не совсем у места и довольно поверхностно, без сопоставления с древнейшими копиями ее, до некоторой степени уже приведенными в известность (Иконописный Сборник, вып. IV, стр. 54–63. СПБ. 1910). Здесь же автор нашел бы несравненно лучший, чем приложен у него, и снимок с иконы без оклада. Для правильного пони-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда участники собора стали настойчиво требовать от Иоанна отречения, последний предпринял решающую попытку развалить совещание и 20 марта 1415 г. совершил побег из Констанца. Последствия этого побега действительно чуть было не разрушили все дело. Сигизмунду стоило немалых трудов удержать участников собора в Констанце. Негативным для последующей истории католичества аспектом, последовавшим за побегом папы, становится торжество конциляризма как соборной идеи.  6 апреля 1415 г. собор провозглашает декрет о том, что именно он теперь представляет собой всю полноту Вселенской Церкви и, соответственно, стоит выше папы.  20 мая участники Констанцского  собора низлагают Иоанна XXIII, что автоматически сводит на нет всю работу Пизанского собора и делает нелогичным отлучение на нем пап Григория и Бенедикта. Судя по всему, должны были состояться новые выборы папы, но такой шаг вряд ли бы продвинул дело единения вперед. В результате Констанцский собор оказался в крайне затруднительном положении. В этот тяжелый для собора момент ситуацию разрешает папа Григорий XII, проведший 20 июля 1415 г. последнюю консисторию, на которой отрекся от римского престола, сложил с себя знаки папской власти и, облачившись в одеяние кардинала, отправил всех своих сторонников в Констанц. Важное значение для папской власти имело то, каким образом отрекся от престола Григорий. Отречение можно было рассматривать только как несущественную уступку со стороны папы заседавшим епископам. Григорий в качестве единственного законного папы посылает своего официального представителя Карла Малатесту в Констанц, где собрались якобы повинующиеся Григорию прелаты. По прибытии сторонников папы в Констанц зачитывается булла, открывающая с разрешения Григория Констанцский собор (к тому моменту уже заседавший около года), и участники торжественно признают это открытие. После этого Карл Малатеста официально информирует теперь уже собранный папой собор об отречении понтифика. И только после всего перечисленного выше собор принимает законный статус. Канонист рассказывает о деяниях Констанцского собора следующим образом: «Даже если признать тот факт, что созыв и санкционирование Григорием собора было не более чем соблюдением формальности, именно эта формальность становится той ценой, за которую он мог предложить собственное отречение. Не много ни мало это означало, что собор должен был признать его единственным законным Папой и, соответственно, осознать собственную легитимность только с момента этого признания. В итоге все предыдущие акты (особенно касающиеся 4 и 5 сессии), лишились своей общецерковной значимости. Также признание Григория Папой необходимо влекло за собой, с одной стороны, признание законности понтификата его предшественников Иннокентия VII, Бонифация IX и Урбана VI, а с другой стороны, отказ в этой самой законности Клименту VII и Бенедикту XIII».

http://bogoslov.ru/article/3200588

Col. 554-555). Сразу же после появления записки ее поддержали кор. Сигизмунд I, кард. П. д " Айи, а также депутаты наций; собрание наций постановило довести ее до сведения Иоанна XXIII как общее предложение наций. Сторонники Иоанна XXIII составили неск. ответных записок, однако завязавшаяся полемика продемонстрировала слабость их позиции и отсутствие у Иоанна XXIII устойчивой поддержки среди неитал. участников К. С. (см.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 185-195). В это же время, вероятно, в рамках общей стратегии «принуждения к отречению», в Констанце стали распространяться анонимные записки, в к-рых Иоанна XXIII обвиняли в церковных злоупотреблениях и преступлениях; их появление и обсуждение участниками К. С. сделало положение Иоанна XXIII еще более шатким (см., напр.: ACConstanc. Bd. 3. S. 66-74. N 29). 31 янв. 1415 г. кард. П. д " Айи представил коллегии кардиналов записку, в к-рой был предложен 1-й вариант «формулировки отречения» Иоанна XXIII (текст см.: Ibid. S. 82-83. N 38), по смыслу совпадавший с запиской кард. Г. Филластра; в процессе обсуждения этого документа нациями, проходившего в нач. февр. 1415 г., даже нек-рые итал. епископы согласились с необходимостью отречения (относящиеся к обсуждению тексты и материалы см.: Ibid. S. 83-115; общий обзор полемики см.: Katterbach. 1919). Согласованная нациями формулировка отречения была представлена Иоанну XXIII. 16 февр. 1415 г. на заседании общей конгрегации К. С. в присутствии кор. Сигизмунда I Иоанн XXIII заявил о готовности отречься от Папского престола, однако не принял предложенную ему формулировку и представил альтернативный вариант текста отречения; его автором был кард. Ф. Забарелла (текст см.: Hardt. T. 2. Col. 232-233). В этом варианте подчеркивалась добровольность отречения и отмечалось, что отречение возможно лишь в том случае, если прежде отрекутся Григорий XII и Бенедикт XIII, «осужденные Пизанским Собором как еретики и схизматики». Такая формулировка не удовлетворила депутатов наций, посчитавших ее расплывчатой и ни к чему не обязывающей Иоанна XXIII (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

34. 1410–1417 г. июня 22. Его же грамота в Псков о том же Эта еще неизданная грамота в большей части своего содержания почти дословно сходна с πредыдущей; отсюда естественно заключать, что она писана около того же времени. Более определенные указания на ее годовую дату получаются на основании следующих соображений: а) в ней упомянуто о бывшем в Москве псковском посаднике, которому тамошнее духовенство наказывало испросить у митрополита разрешение одного вопроса; а из местных летописей известно, что Псковичи, действительно, посылали своих посадников к великому князю в 1410, 1411 и 1412 годах (Пол. Собр. Летоп. т. IV, стр. 201 и т. V, стр. 21); б) митрополит обращается со своими наставлениями к духовенству только двух псковских соборов; Троицкого и Софийского, но не называет еще собора Св. Николы, учрежденного в 1417 году (см. псков. 2-ю лет. под указ. годом). – Для настоящего издания взят список, находящийся в рукописи Румянцевского Музея 204, л. 420; под текстом указаны разночтения синодального списка в сборнике грамот 562, л. 380 об. А си грамота о браках законных и незаконных, и о венчании, и о детском крещении, и о попе неставленном, и о питии до обеда Благословенье Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в богоспасенный град Псков 1483 , благоверному князю и посадникам, и сбору святой 1484 Троицы и сбору святой 1485 Софии, и всему Пскову, христоименитым Господним людям. О чада о Господе возлюбленные нашего смирения! хочу вам глаголать на пользу и в познание 1486 истинного православия привести. 1487 Божьим духновением Пророк глаголет сице: «измыйтесь и чисты будете, оставите лукавства от душ ваших» пред очами моими, престанете от злоб ваших 1488 , научитесь добро творить, взищайте суда, избавить обидима, судите сироте и оправдайте вдовицу. И аще хотите и послушайте меня, благая земная снесте; аще ли же не хотите ни послушайте, оружие 1489 вас пояст: уста бо Господня глаголаша сия». Сего ради, чада моя о Господе возлюбленные, не ризы свои глаголет нам измыть и телеса свои тленные украсить, но душевные чувства измыть от лукавой мысли и от дел душевредных, и ходить по пути его, украсивше светильники свои маслом милостинным, яко да сподобимся в небесный чертог его внити. Достоит же вам истрезвиться от всякого дела неприязненного, и милостыню с постом растворяюще: милостыни бо от смерти избавляет человека 1490 , но с милостынею и тело свое потомить, со слезами и сокрушением сердца, и приходящие посты прилежно проважать 1491 , понеже по грехом нашим наводит Бог на нас свою казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Фридрих 1314–1347 Людовик IV 1347–1378 Карл IV 1378–1400 Венчеслав 1400–1410 Руперт 1410–1411 Джобст 1410–1437 Сигизмунд 1438–1439 Альберт 1440–1493 Фридрих V Приложение 18 «Римские папы» Святой апостол Петр Святой апостол Лин до 76 (78) Анаклет 76 (78) – 88 (90) Св. Климент I 88 (90) – 97 (99) Эварист 97 (99) – 105 (107) Сщмч. Александр I 105 (107) – 115 (116) Сикст I 115 (116) – 125 Телесфор (125–136) Сщмч. Игиин Философ (136–140) Пий I 140 – (154) 155 Аникита (154) – (165) 166 Сотирий (165) 166 – (174) 175 Сщмч. Елевферий I (174) 175–189 Виктор I 189–199 Зефирин 199–217 Наталис, антипапа (199–?) Каликст I (217–222) Сщмч. Ипполит Римский , антипапа (217–235) Урбан I (222–230) Понтиан (230–235) Сщмч. Анфир (Антер) (235–236) Сщмч. Фавий (Фабиан) (236–250) Корнилий (251–253) Новатиан, антипапа (251–268) Лукий I (253–254) Стефан I (254–257) Сщмч. Сикст II (257–258) Дионисий (259–269) Феликс I (269–274) Евтихий (275–283) Сщмч. Гаий (283–296) Маркеллин (296–304) Маркелл I (308–309) Евсевий (309–310) Мильтиад (Мельхиад) (311–314) Свт. Сильвестр I (314–335) Марк (336–336) Юлий I (337–352) Свт. Ливерий (352–366) Дамас (366–384) Феликс II, антипапа (355–358; 365) Урсин, антипапа (366–367) Сириций (384–399) Анастасий I (399–401) Иннокентий I (401–417) Зосима (417–418) Бонифатий I (418–422) Евлалий, антипапа (418–419) свт. Келестин (Целестин) I (422–432) Сикст III (432–440) Свт. Лев I Великий (440–461) Иларий (461–468) Симплиций (468–483) Феликс II (483–492) Геласий I (492–496) Анастасий II (496–498) Симмах (498–514) Лаврентий, антипапа (498, 501–505) Гормизд (514–523) Иоанн I (523–526) Феликс III (526–530) Бонифатий II (530–532) Диоскур (антипапа) (530) Иоанн II (533–535) Свт. Агапит I (535–536) Сильверий (536–537) Вигилий (537–555) Пелагий I (556–561) Иоанн III (561–574) Бенедикт I (575–579) Пелагий II (579–590) Свт. Григорий I Великий (590–604) Сабиниан (604–606) Бонифатий III (607) Бонифатий IV (608–615) Адеодат I (Деусдедит) (615–618) Бонифатий V (619–625) Гонорий I (625–638)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдельную группу составляют разного рода письма, авторами или адресатами к-рых были представители духовенства и церковнослужители — иереи («попы»), игумен, дьяки (14 грамот, к-рые датируются в основном XIV–XV вв.). Содержание этих грамот разнообразное, в них есть просьбы о помощи, деловые указания, денежные расчеты 87 (1180–1200), 293 619 (1360–1380) и др.). С просьбой о помощи обращается священник к Моисею (грамота 489 (1320–1340)). Судя по датировке грамоты, предположительно адресатом был архиеп. Новгородский свт. Моисей. О характере взаимоотношений лиц церковного звания с новгородскими боярами свидетельствует грамота 610 (1360–1380), автор к-рой, дьяк Рох, просит своего господина выделить ему участок на расчищенном месте («росчисть») для избы. В грамотах 413 (1400–1410) и 414 (1340–1360) зафиксирован обычай хранить ценные вещи в церквах. Из новгородского летописания известно, что каменные церкви в Новгороде служили надежными хранилищами товаров и др. ценного имущества горожан от пожаров. Наконец, тексты нек-рых грамот содержат церковную фразеологию. К ним относятся прежде всего духовные завещания, начальная фраза которых в большинстве случаев звучит стандартно: «Въ имя Отца и Сына и Святаго Духа се аз раб Божии (такой-то) пишю рукописание при своем животе…» (грамоты 28 (1400–1410), 42 (1380–1400), 369 (1360–1380), 692 (1400–1410), 1077–1078 (рубеж XIV и XV вв.)). Берестяные грамоты церковной тематики, несмотря на сравнительно небольшое количество, содержат немало конкретных свидетельств различных аспектов христ. жизни. Комплексный анализ берестяных грамот и христ. древностей позволяет выявить усадьбы, в к-рых проживали монахи и священнослужители. Для истории богослужения большой интерес представляют тексты, содержащие неизвестные ранее варианты церковной службы. В тексте берестяных грамот с церковными сюжетами отмечается определенная тенденция: для XI–XIII вв. преобладают памятные записки, которых нет в грамотах XIV–XV вв., для этого периода характерны тексты делового содержания.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Лишь 1 сентября 1409 г. Фотий прибыл из Византии в Киев и «на всю Роускоую Очевидно, прежде всего он хотел установить свою власть в наиболее проблемной части епархии – в западнорусских землях, расположенных на территории Великого княжества Литовского и Польского королевства, и наладить отношения с Витовтом, который мог быть недоволен поставлением на митрополию не его ставленника Феодосия. В Киеве Фотий задержался до весны 1410 г. В это время он неоднократно встречался с великим князем При этом Витовт потребовал от Фотия, чтобы тот имел свою резиденцию на территории Великого княжества Литовского. Судя по тому, что к весне митрополит решился выехать из Киева в Москву, его отношения с Литовским государем более или менее наладились. Возможно, Фотий убедил Витовта в том, что его пребывание в Москве будет временным и непродолжительным. Впрочем, литовскому князю в тот момент, скорее всего, было не до церковных дел: в 1409 г. началась продлившаяся до 1411 г. так называемая великая война между Польшей и Великим княжеством Литовским, с одной стороны, и Тевтонским орденом – с другой (в ходе этой войны 15 июля 1410 г. польско-литовские войска нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в знаменитом сражении у Танненберга (Грюнвальда) в Пруссии). 22 апреля 1410 г. в канун Пасхи митрополит Фотий прибыл в Вместе с ним сюда приехали монах Патрикий Грек и сопостник Фотия по ученичеству у старца Акакия иеромонах Пахомий Оба они стали ближайшими помощниками Киевского митрополита, в частности, Патрикий получил должность митрополичьего ключаря. Митрополита Фотия, однако, ожидала в Москве не слишком радостная картина: за те почти 2 года, которые минули со времени кончины свт. Киприана, митрополичье хозяйство пришло в сильное запустение, имущество и земельные владения Первосвятительской кафедры оказались расхищены. Приложили к тому руку многие, в том числе сам великий князь Василий Дмитриевич. Сохранились 2 послания свт. Фотия к великому князю Московскому, написанные, вероятно, вскоре после приезда митрополита в Москву, которые содержат поучения, касающиеся, главным образом, темы уважения светской власти к имущественным правам Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010