266 Христиан VII (1749–1808) – король Дании с 1766 г., сын короля Фридриха V и принцессы Луизы, дочери английского короля Георга II. В конце жизни сошел с ума, и регентом стал его сын, будущий король Фридрих VI. 267 Линь Шарль Жозеф де (1735–1814) – происходил из семьи бельгийских принцев. С 1752 г. на австрийской службе. В 1782 г. отправлен с миссией к Екатерине II, находился в ее свите во время путешествия по России. В 1788 г. – в армии Г. А. Потемкина, участвовал в русско-турецкой войне. В 1789 г. командовал австрийским корпусом при взятии Белграда. Оставил многочисленные сочинения. 268 Колонн Шарль Александр (1734–1802) – французский государственный деятель. В 1783–1787 гг. генеральный контролер финансов. В период Великой французской революции один из руководителей контрреволюционной эмиграции. Вернулся во Францию в 1802 г. Неккер Жак (1732–1804) – французский государственный деятель, в 1777–1781 и 1788–1790 гг. министр финансов. Сыграл большую роль в подготовке Генеральных штатов 1789 г. 269 Мария Терезия (1717–1780) – после смерти отца – императора Карла VI – на основе т. н. «Прагматической санкции» (1713 г.) вступила в наследование земель Габсбургов. Ее соправителями были – до 1765 г. муж – император Франц I (Франц Стефан Лотарингский), затем сын Иосиф II. Георг III (1738–1820) – английский король с 1760 г. 270 Грибовский Адриан Моисеевич (1766–1833) – учился в Московском университете. С 1795 г. статс-секретарь Екатерины II «у принятия прошений». После смерти Екатерины II выслан, а в 1798–1801 гг. находился в заключении. Его бумаги изданы в 1847 г. под названием «Записки о Екатерине Великой А. М. Грибовского». 271 Нарышкин Лев Александрович – обер-шталмейстер. Строганов Александр Сергеевич (1733–1811) – граф, дипломат и в общественный деятель. С 1761 г. посол в Вене. С 1800 г. президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки. Коллекционер. 272 Порошин Семен Андреевич (1741–1769) – в 1758 г. окончил Сухопутный шляхетский корпус. Воспитатель цесаревича Павла Петровича. В 1764–1765 гг. вел дневник (издан в «Русской старине» в 1881 г.) – ценный источник по истории императорского двора и дворцовых группировок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

32 Собрание мнений и отзывов митр. Моск. Филарета по делам правосл. церкви на востоке. Стр. 360–370. Спб. 1886. 35 Именно Герман II (1534–1579), Софроний V (1579–1607), Феофан IV (1608–1644), Паисий I (1645–1661), Нектарий (1661–1669), Досифей II (1669–1707), Хрисанф (1707–1731), Мелетий (1732–1737), Парфений (1737–1766), Ефрем II (1766–1771), Софроний VI (1771–1774), Авраамий (1775–1787), Прокопий I (1787–1788), Анфим (1788–1803), Поликарп (1808–1827) и Афанасий V (1827–1845). 36 Дело в том, что Турции, в видах централизации управления, удобнее было вести все церковные дела православных христиан, ей подданных, чрез один орган – Константинопольскую патриархию. 38 Архиепископ Иерофей известен и в России по сбору милостыни, которую производил он в 1833–1839 годах в пользу святой земли. При содействии митрополита Московского Филарета и других высокопоставленных лиц духовных и светских, он собрал этой милостыни за означенные годы до 300 тысяч рублей. С 1851 года он был избран в Антиохийские патриархи. Скончался в 1885 г. Об отношениях его к Иерусалимскому патриарху Кириллу II см. в Собрании мнений и отзывов митроп. Моск. Филарета по делам востока, стр. 168. Спб. 1886. 40 «На месте греческой церкви, заботившейся о благе Иерусалима во времена Византии, и римской во времена крестовых походов, – читаем в одном протестантском повременном издании, – теперь на сцену выступает протестантская церковь ». См. эту выдержку в Сообщен. И. Пр. Пал . Общ. 1887 г. Январь, стр. 144 41 Обыкновеннее всего, даже перед западным римско-католическим миром, латинские агенты Палестины жалуются на недостаточность средств для успеха своей миссионерской там деятельности, чтобы вызвать еще больший приток доходов, которые и без того огромны, нежели какой имеется в их распоряжении. 44 О том, как искусно поставлена и обставлена латинская миссионерская пропаганда и как, наоборот, худо поставлено дело охранения православия в Палестине, можно читать в помянутом исследовании В.Н. Хитрово : «Православие в Святой Земле» в 1 вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В 1804 году, Мая 1, определён в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию Префектом и Философии учителем и 17 Октября того же года Московского Донского монастыря соборным. В 1807 году, Сентября 22, произведён в Архимандрита Можайского Лужицкого монастыря с оставлением в Академии Префектом и Философии учителем. В 1808 году, Апреля 30, сделан Московской Славяно-Греко-Латинской Академии Ректором, Богословия учителем и Московского Ставропигиального Заиконо-Спасского монастыря Архимандритом. В 1809 году Указом Св. Синода от 25 Ноября истребован в Санкт-Петербургскую Новоучреждённую Духовную Академию, в которой по определению Комиссии Духовных училищ, последовавшему в 1810 году, Января 4, сделан Ректором и Богословских наук Профессором, а вместе, по самому званию Ректора, и Членом Санкт-Петербургской Духовной Консистории. В том же 1810 году, Января 17, определён Юрьева монастыря Архимандритом, а 26 Августа пожалован Орденом Св. Анны 2 класса. В 1811 году, Июня 14 переведён в Новоспасский монастырь. В 1812 году, Марта 3 пожалован, а Марта 17 хиротонисан в Епископа Костромского. 70 . АМВРОСИЙ III Орнатский, Великороссиянин, Новгородской Епархии, Дьяконский сын, с 1788 года, Ноября 21, обучался в Кириллобелоезерском училище. В 1792 году, Января 26 переведён в Александро-Невскую Семинарию, что ныне Академия. В 1800 году, по окончании курса наук, в Феврале определён учителем в Новгородскую Семинарию. В 1802 году, Октября 26, Инспектором оной. В 1804 году, Марта 10, – правящим должность Префекта и учителем Философии, а 29 Сентября того же года – настоящим Префектом. В 1805 году, Июля 16 пострижен в монашество. В том же году, Июля 20, произведён в Иеродиакона, а Июля 20 – в Иеромонаха. Августа 14 определён соборным Александро-Невской Лавры. В 1808 году, Февраля 6, определён, а Февраля 9 произведён в Архимандрита в Антониев монастырь и Февраля 7 – Ректором Семинарии и учителем Богословия. В том же году, Августа 9, пожалован алмазным Крестом. В 1811 году, Сентября 11, переведён в Юрьев монастырь с оставлением при прежних должностях по Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Архим. Варлаам 11 июля 1690 перев. из Томского Алексеевского монастыря; в 1696 отозван. В 1696–1716 настоятелей не было, кроме строителей. Строит. Иосиф Милюков , с 1699 по 1714. – Михаил Феоктистов определён 27 дек. 1714. – Иоанн … – Иоасаф … Архим. Иоанн Шапошников произведён в мае 1717, а 1719 перев. в Якутский Спасский мнтрь. – Феофил в 1719 перев. из Якутского Спасского монастыря. – Иоанн Шапошников (вторично) из Якутского Спасского, 1722; † 1730. Строит. Иов Шварев упом. 1831; в 1736 произведён в игум. Нерчинского Успенского монастыря. Игум. Пахомий Пономарев 1732 перев. из Братской Спасской пустыни; † 1746 ... Строит. Зотик , в 1740. – Тихон , 1741–43, удалён. – Гавриил Притчин , в 1746–52. – Иннокентий Пустозерцов , в 1752–1754; † … Строит. Вениамин Юзефович определён 23 мар. 1754; 18 дек. 1755 произведён в игум. и строительская должность уничтожена; в 1762 уволен на покой в Киево-Межигорский мнтрь. Против всех этих лиц в подлиннике полечено: «Из Ист. Рос. Иер., IV, 378. Тоже в «Описании монастыря», М., 1806 в типогр. Селиванова». Игумены Гурий Пикторович 13 мая 1762 перев. из Якутского Спасского; 13 июня 1774. Ефрем Загоскин , бывший Иркутский соборный протоиерей, произведён в 1774; † 26 сент. 1780. Гурий Кодойлов , бывший строитель Спасского Якутского монастыря, с 1780; в 1783 отрешён. Вонифатий Березин определён 21 мая 1783; 29 мая 1787 перев. в Иркутский Вознесенский, а в 1788 – обратно; 9 дек. 1798 паки перев. в Вознесенский. Алексий Березовский произведён 29 авг. 1800; в 1803 уволен. Лаврентий Мордовский , в 1803–7, перев. в Посольский мнтрь. Пётр 1807 перев. из Посольского монастыря, а в 1808 уволен, за болезнью. Архимандриты Иннокентий Суханов произведён 1808, из префектов семинарии; † 2 мая 1811. Вениамин , игум., 1816. Самуил , 1836–42. Амвросий , 1842–49. Мисаил , 1850–52. Гавриил Воскресенский , из ректоров Симбирской семинарии, 1852–61, перев. в Юрьево-Польский Архангельский. Димитрий Потехин 19 июля 1861 перев. из Иркутского Вознесенского. После ректор Тобольской семинарии. 161 3

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацславский. Портрет. Кон. 30–40-х гг. XIX в. Неизвестный художник (ЦАК МДА) Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацславский. Портрет. Кон. 30–40-х гг. XIX в. Неизвестный художник (ЦАК МДА) (Богословский-Платонов Константин Лукьянович; 14.05.1788, с. Воздвиженское Московской губ.- 28.03.1841, С.-Петербург), архиеп. Подольский и Брацлавский. Род. в семье свящ. Лукьяна Яковлевича Воздвиженского († 1806), с 1789 г. служившего в с. Могильцы (Богословское). Начальное образование получил под руководством отца, «человека умного и весьма образованного» ( Беляев. 1888. 6. С. 151). «Будучи мальчиком,- вспоминал впосл. К.,- в святки я рядился монахом. Верно, это было предвестием моей судьбы». В 1797 г. Константин вместе с младшим братом Иваном поступил в Троицкую лаврскую семинарию, получив фамилию Богословский. Проучившись год в низшем грамматическом классе и 2 года в высшем, он год занимался в классе поэзии и 4 года (вместо 2, для большего усовершенствования) в классе риторики, затем перешел в философский класс и в класс богословия. В семинарских ведомостях за 1801 г. о нем сказано: «Остр и успевает довольно». В 1806 г., после кончины отца и брата, К. стал воспитанником митр. Московского Платона (Левшина) с фамилией Богословский-Платонов. В 1808 г. К. был переведен в СПбДА. Вместе с ним на 1-м курсе (1809-1814) обучались товарищи по Троицкой семинарии буд. архипастыри Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) , Григорий (Постников) и Павел (Подлипский) . Из наставников Троицкой семинарии в 1808 г. в С.-Петербург были вызваны архим. Евграф (Музалевский-Платонов), назначенный ректором академии, иеродиак. Филарет (Дроздов) , ставший в февр. 1810 г. бакалавром, а в марте 1812 г. ректором СПбДА. По окончании курса в 1814 г. со степенью магистра К. был оставлен в академии бакалавром церковной истории. 28 авг. 1814 г. принял монашеский постриг. Во время обучения в Троицкой семинарии и в СПбДА К. сблизился с архиеп. Московским свт. Филаретом (Дроздовым), которому «был предан всею душею» (Там же. С. 155). Под руководством святителя проходило служение К.

http://pravenc.ru/text/1840315.html

Митрополит Евгений (Болховитинов) и эпоха крещения Руси Митрополит Евгений (Болховитинов) принадлежит к числу знаменитых иерархов Русской Православной Церкви первой половины XIX столетия. Более 30 лет он служил в архиерейском сане в разных местах России и был свидетелем важнейших событий в ее церковной и общественной жизни, во многих из них принимая самое деятельное участие. Родился он в 1767 году в семье священника, учился в семинарии в Воронеже (1778–1785), а затем продолжил образование в Московской Славяно-греко-латинской академии (1785–1788). Пребывание в Москве благотворно отразилось на всей его последующей деятельности, здесь он почувствовал влечение к церковно-историческим исследованиям. В январе 1804 года архимандрит Евгений был возведен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, и с этого времени началась его архипастырская деятельность: он последовательно занимал несколько кафедр: Вологодскую (1808–1813), Калужскую (1813–1816), Псковскую (1816–1822) и Киевскую (1822–1837). Архипастырская и научная деятельность владыки Евгения была настолько многогранной, что нет возможности осветить ее достаточно полно в кратком очерке 1 . Поэтому в связи с недавним юбилеем Крещения Руси следует уделить особое внимание научным изысканиям митрополита Евгения в области начальной истории христианства в Древней Руси. По словам одного из его биографов, он в своих перемещениях с одной кафедры на другую «постоянно двигался по местам, все более важным в историческом отношении, а круг его наблюдений через это тоже передвигался к самым ранним страницам русской истории. Явившись на новое место службы, Евгений (Болховитинов) с удивительной быстротой знакомился здесь с местной историей, и не проходило одного-двух годов, как в печати уже появился новый труд» (2, 17) . Будучи викарием Новгородской митрополии, владыка Евгений приступил к изучению истории христианизации этого края; в монастырских библиотеках он выявлял древние рукописные памятники X–XIII вв. Здесь он написал «Исторические разговоры о древностях великого Новгорода» (М., 1808), где речь шла «о древнем богопочитании славян новгородских, об их обращении в христианскую веру и о новгородской иерархии» (см. 3, 23– 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С кон. XVIII в. в Орловском крае началось строительство храмов в классицистическом стиле. Значительную роль в распространении форм раннего классицизма в церковном зодчестве региона сыграли храмы 80-90-х гг. XVIII в., построенные в крупных дворянских усадьбах, напр. Успенская ц. (1798) в с. Солнцеве Орловского у. С распространением форм зрелого классицизма совпало сооружение новых высоких колоколен при более ранних церквах. Так, при Троице-Василиевской ц. (1743-1751), стилистически близкой к барокко, была сооружена колокольня (1802) в стиле классицизма, что повлекло за собой и изменение декора храма. В 1-й трети XIX в. выстроено ок. 100 храмов в стиле классицизма с различными объемно-планировочными решениями. Одной из типологических разновидностей были сооружения, где центральный четверик перекрыт цилиндрическим барабаном с крупными круглыми окнами, дополнен полукруглой (или прямоугольной с портиком) апсидой. Примером ранней постройки такого типа служит утраченный ныне Сергиевский храм 142-го пехотного Звенигородского полка (1786-1788, колокольня со шпилем - 1795); трапезная расширена в 1872 г. (храм снесен после Великой Отечественной войны). В этом ряду стоит утраченная ныне Крестовоздвиженская ц. (1797) - крупная, кирпичная, однокупольная, с объемным цилиндрическим барабаном на основании в форме равностороннего креста, с небольшой трапезной и колокольней, квадратной в основании, с усеченными углами верхних ярусов (взорвана в 1933). Успенский (Михаило-Архангельский) собор. Архит. Н. Т. Ефимов. Фото: П. С. Павлинов Успенский (Михаило-Архангельский) собор. Архит. Н. Т. Ефимов. Фото: П. С. Павлинов Крупнейшее классицистическое сооружение этого периода - Успенская (Михаило-Архангельская) ц. (1801-1817) в Орле, в бывш. Посадской слободе: крупный четверик с большими окнами, изящным барабаном в виде круглой ротонды с двойными коринфскими пилястрами между окнами с полукруглыми завершениями, с поясом круглых подкупольных окон, высоким куполом и фонарем с небольшой завершающей главкой, а также с рустовкой в декоре стен, боковые фасады и алтарную часть украшают закрытые ионические портики с фронтонами, декорированные 4 парами сдвоенных пилястр; в 1860 г. четверик и колокольню соединила трапезная. Эту стилистическую линию продолжили: ц. Живоначальной Троицы (1823) на Троицком кладбище в Орле; Покровская ц. (1808) в с. Б. Куликовка Орловского у.; ц. Смоленской иконы Божией Матери (1808-1812) в с. Писканица Орловского у.; Казанская ц. (1821-1848) в с. Спешневе Болховского у.- однокупольный храм с 2-придельной трапезной; Введенская ц. (1824-1826) в с. Фатневе Болховского у.- крестообразный в плане однокупольный храм с боковыми притворами, украшенными портиками из полуколонн, с полукруглой апсидой, небольшой трапезной и колокольней; Никольская ц. (1843) в с. Борилове - однокупольный четверик с равновеликими прямоугольными апсидой и боковыми притворами и с примыкающими с запада трапезной и колокольней.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Иван Алексеев, служивший при о. Трофиме диаконом и по ревизии 1795 г. показанный 45 лет. Он определен во священника в 1796 г., или в то самое время, когда о. Трофим Андреев за старостью был уволен от должности. Проходил пастырскую должность в селе Акиншине до 1808 г., в котором скончался, имея от роду 58 лет и погребен при Казанской, села Акиншина, церкви. Священник Иван Иванов, по фамилии Бутеев, сын священника Ивана Алексеева. Он начал службу церкви в 1788 г. в должности пономаря Казанского села Акиншина храма, имея от роду 12 лет. Затем в 1796 г., когда отец его Иван Алексеев, за старостью священника Трофима Андреева, из диаконов произведен во священника, Иван Иванов занял, отцовское диаконское место. В сане диакона Иван Иванов находился до 1808 г. (12 лет), или до времени кончины своего родителя, на место которого и рукоположен во священника. Умер о. Иван Иванов Бутеев 25 января 1833 г. (57 лет от рождения) и погребен на южной стороне Казанского алтаря каменного храма. При священнике Иване Иванове получил начало и окончательное внешнее устройство каменный храм в селе Акиншине с колокольней и освящены оба престола в нем Казанский и Покровский. Конечно, немалого труда стоило о. Ивану расположить прихожан своих к этому важному и ценному делу; ибо весь храм построен на доброхотные жертвы одних прихожан села Акиншина, а всей церковной суммы ко времени построения храма, или к 1816 г., по приходной книге значилось только 71 руб. 10 коп. ассигнац. Кроме того, вместе с трудными обязанностями по постройке, украшению и освящению нового храма, священник Иван Иванов занимался еще нелегким делом обучения грамоте крестьянских детей в своем доме, и в этом случае, можно сказать, был первым насадителем грамотности между прихожанами села Акиншина. Многие из учеников о. Ивана с особенным удовольствием вспоминали патриархальный семейный быт их духовного отца и учителя, его трудолюбие, приветливость и педагогические взыскания. Известен также о. Иван и своими пожертвованиями на устройство и украшение вверенного ему Казанского храма. Так, во время построения каменной церкви он, по достоверному преданию, вложил в общую сумму 300 руб. ассигн., затем в 1833 г. при своей смерти отказал в церковь напрестольный серебряный крест в 40 золотников и церковный апостол с разделением на дневные чтения. Из детей о. Ивана Иванова стоит некоторого замечания сын его Андрей Иванов Разумовский, начавший свое образование во Владимирской духовной семинарии и докончивший в Московской духовной академии, откуда был выпущен со степенью кандидата. После чего Андрей Разумовский проходил наставнические должности в Вифанской семинарии и умер в молодых годах в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=28624

Ношуль. Церковь Стефана архидиакона. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью  Церковь в с. Ношуль была построена в 1808 году, а в 1814 году была освящена. Не действует. В 30-х годах прошлого века церковь была закрыли, разграбили. Предполагалось  в здании устройство клуба, в годы Великой Отечественной войны здание переоборудовали под склад,  с 90-х годов здание  пустовало. В настоящее время началось восстановление храма Стефана Великопермского. Восстановление  храма проводится силами и за счет жителей села. Стены здания, находятся в хорошем состоянии не требуют восстановления, ведутся работы по устройству кровли. Планируется восстановление храма в первозданном виде. Православный телеканал " Союз " Стефановская церковь в Ношульской волости Сольвычегодского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Ношульская волость была приписана к упраздненному в 1797 г. Лальскому уезду, затем к Усть-Сысольскому. Стефановская церковь строилась с 1808 г. тщанием прихожан, освящена в 1814 г. В 1890 г. тёплая церковь " по маловместительности и ветхости " была перестроена. Каменная, одноэтажная, холодная с теплым приделом, с каменной особой колокольней (в одном корпусе?). Престолы: в холодной церкви - во имя св. первомученика архидиакона Стефана; в тёплой церкви - на левой стороне во имя вмц. Параскевы, на правой стороне во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1788 г. при церкви числилось 976 человек, в 1868 г. - 1998. Православные приходы и монастыри Севера Над прилузским селом Ношуль засияли купола. Недавно главками здесь были увенчаны крыши местной достопримечательности – Стефановского храма дореволюционной постройки и восстановленной в прежнем виде каменной колокольни рядом с ним. Стефановская церковь в Ношуле до 1917 года считалась одной из самых изысканных в Коми крае. После революции от былого великолепия ничего не осталось. Под сводами храма был оборудован склад, по алтарной части проложили рельсы, чтобы удобнее перемещать мясные туши и другую поклажу. Если сама церковь уцелела, то возвышающаяся когда-то рядом с ней колокольня была разобрана. К началу нынешнего столетия Стефановский храм представлял собой полуразрушенное здание.

http://sobory.ru/article/?object=16410

Церковь в честь Живоначальной Троицы в Устьсысольской волости Яренского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В 1788 г. в приходе числилось 2593 человека, в 1868 г. - 4839. Указом Св. Синода от 12 июля 1912 г. за открыты третья священническая и третья псаломщическая вакансии, с содержанием за счёт местных средств. Церкви Троицкая церковь, построена в 1753-1768 гг., вместо ветхой деревянной. В церковном архиве хранилась копия храмозданной грамоты Преосвященного Варлаама, епископа Устюжского, данная 28 мая 1753 г. Освящена церковь в 1768 г., на что дана была благословящая грамота Преосвященного Иоанна, епископа Устюжского, от 28 июня 1768 г. Церковь холодная (без печей), каменная, одноэтажная с полатками внизу. Престолы: во имя Живоначальной Троицы; в приделе по южную сторону - Первоверховных апостолов Петра и Павла; в приделе с северной стороны - Трех Святителей Василия Великого, Григорий Богослова и Иоанна Златоуста. Вторая церковь - Покровская, каменная, двухэтажная. Нижний тёплый храм построен в 1733 г. вместо ветхой деревянной церкви, на что имелась храмозданная грамота Преосвященного Сергия, епископа Устюжского и Тотемского, данная 10 апреля 1733 г. О разрешении строительства ходатайствовали Иван и Пётр Сухановы. Церковь освящена в 1740 г. по указу от казенного приказа Преосвященнейшего Гавриила, епископа Устюжского и Тотемского, от 21 (23?) августа 1740 г. Верхняя холодная Спасская церковь построена в 1792-1808 гг., на что имелась храмозданная грамота Преосвященного Иринея, епископа Вологодского и Устюжского, от 9 марта 1792 г. Освящена 6 июля 1808 г. Преосвященным Евгением, епископом Вологодским и Устюжским. Престолы: в нижнем храме - во имя Покрова Пресвятой Богородицы; в приделе по южную сторону - во имя Предтечи и Крестителя Иоанна; в приделе с северной стороны - во имя вмч. Георгия; в верхнем храме - во имя Нерукотворного Образа Всемилостивейшего Спаса. Каменная колокольня " о два звона " , в отдельном здании, под которой с южной стороны помещалась некоторое время Духовное правление, а с северной - кладовая палатка, позднее ризница.

http://sobory.ru/article/?object=42280

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010