Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Орнатский Андрей Антонович; 1778 г., погост Чудь Череповецкого у. Новгородской губ.- 26.12.1827, Кириллов Белозерский мон-рь), еп. Пензенский Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский и Саратовский. Род. в семье диакона Рождественской ц. Череповецкого у. С нояб. 1788 по 1792 г. учился в Кирилло-Белозерском ДУ, затем - в Александро-Невской ДС, переименованной в 1797 г. в академию, к-рую окончил в 1800 г. Назначен преподавателем, в 1802 г.- инспектором, в 1804 г.- префектом Новгородской ДС. 16 июля 1805 г. принял постриг, 23 июля того же года рукоположен во иеромонаха, 14 авг. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. 9 февр. 1808 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Антония Римлянина новгородского мон-ря , ректором Новгородской ДС. В сент. 1811 г. переведен настоятелем в Юрьев новгородский муж. мон-рь с оставлением в должности ректора. 27 марта 1812 г. назначен настоятелем Новоспасского московского мон-ря . Награжден св. Анны орденом 2-й степени за самоотверженные труды по восстановлению московских мон-рей, пострадавших от разорения и пожара во время оккупации Москвы франц. войсками (см. Отечественная война 1812 г. ). 12 марта 1816 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 9 нояб. 1819 г. переведен на самостоятельную Пензенскую и Саратовскую кафедру. В Пензенской епархии требовал от подведомственного духовенства сугубого пастырского и аскетического подвижничества, вступал в конфликты с губернскими властями. Неоднократно обращался с религиозно-нравственными обличениями к местным чиновникам, с наставительным словом к посетившему Пензу имп. Александру I Павловичу . В янв. 1825 г. А. подал в Святейший Правительствующий Синод прошение об увольнении на покой для подготовки к переизданию многотомной «Истории Российской иерархии». По удовлетворении прошения в сент. 1825 г. поселился в Кирилловом Белозерском мон-ре , где вел аскетический образ жизни: пребывал в полузатворе в маленькой келье - нередко даже келейник не видел его неделями, скудную пищу вкушал не чаще одного раза в день, сам исполнял для себя все черные работы, не прибегая к услугам келейника. Заочно, через келейника, передавал обильную милостыню нищим из своей архиерейской пенсии. Скончался после тяжелой болезни. Погребен 31 дек. 1827 г. на паперти Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/114396.html

Иринарх , с 1790. Никита , с 1795. Симеон , 1795. Андрей , с 1799. Евстафий 19 дек. 1799 перев. в Вязниковский Благовещенский. Симеон , 1800. Симон , с 1802. Макарий , с 1804; 27 янв. 1805 перев. в Благовещенский Вязниковский. Гедеон , с 1805. Самуил , с 1813. Иероним , с 1818. Владимир , с 1821. Спиридон , с 1823. Илия , с 1825. Амвросий , с 1828. Никодим , с 1829. Савва , с 1831. Валентин , 1832; 4 февр. 1833 перев. в Вязниковский Благовещенский. Герасим , с 1833. Анатолий , с 1839. Авраамий , с 1840. Иосиф , с 1848. Сергий , игум., в 1852; 14 нояб. 1853 перев. в Благовещенский Вязниковский. Георгий , игум., с 1853; упом. 1862. Моисей , с 1866. Даниил , с 1867. 67 Муромского Троицкого (новодевича, на посаде), ныне 3-го класса, основанного в 1642 г. [V, 130]: Игуменьи Акилина , в февр., июле 1662, в мар. 1672. Адриана , 1738–42. Маргарита , 1764–78. Неонила , с 1778. Евграфа 1784 перев. в Арзамасский Николаевский. Мария 1784 перев. из Арзамасского Николаевского, а в 1787 – опять туда-же. Евграфа в 1787 паки перев. из Арзамаса; упом. 1795. Александра Нейманова , 1808–17. Елисавета , 1840. Максимилла , 1845. Митрополия , 1846. Евпраксия , 1847–55. Евфросиния , 1856–66. На особом листке, не рукою П. М. Строева, написано: «Список настоятельниц Муромского Троицкого Новодевича монастыря, по монастырским документам:» Игуменьи Анилина , 1660–73. Анисия , 1673–1719. Александра , 1719–31. Адриана , 1731–42. Мария , 1742. Неонила , 1762. Маргарита , 1762–66. Неонила , 1766–80. Мария , 1780–82. Евграфа , 1782–88. Мария (прежняя) 1788–90. Евграфа (прежняя) 1790–99. Аполлинария Золотарева , 1799–1800. Евгения Пальтова , 1800–17. Александра , 1817–20. Варсонофия , 1820–22. Афанасия , 1822–31. Елисавета , 1831–41. Елисавета же, 1841–42. Евгения , 1742–43. Елисавета Лаврова, 1843–44. 217 Максимилла Виноградова , 1844–45. Митрополия , 1845–46. Евпраксия 1846–55. Ефросиния Тюменева , 1855. Особые заметки Разные IV, 63. Воробьевской (Воробьевой), при селе Дунилове: Игум. Иларион , в апр. 1684.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР (Максимович-Вукосавлевич; 12.01.1788, с. Ежевица близ г. Ужице - 28.02.1853, г. Чачак), еп. Ужицкий Сербской митрополии. Род. в семье Максима и Госпавы. Получил образование в монастырях Каменац , Морача и Св. Троицы, выучил греч. язык в монастыре Раковица под Белградом. Принял монашество в 1808 г. в Белграде по благословению митр. Белградского Леонтия (Ламбровича) , затем был рукоположен во диакона и иерея. Жил в мон-ре Николе, участвовал в обновлении Преображенского и Сретенского мон-рей в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ). 30 нояб. 1830 г. митр. Белградский Анфим возвел его в сан архимандрита. После дарования автономии правосл. Церкви в Княжестве Сербия как кандидат в епископы в июле 1831 г. направлен к К-польскому патриарху, где 19 авг. был хиротонисан во епископа, на следующий день после хиротонии архиеп. Белградского и митр. Сербского Мелетия (Павловича) : они стали первыми архиереями формировавшейся церковной структуры в Сербии. Еп. Ужицко-Крушевацкий Иоанникий (Нешкович) сообщал, что было предложение поставить Н. во главе Шабацкой епархии с резиденцией в г. Чачак, но по его просьбе ему дали Ужицкую епархию, откуда он был родом. По неясным причинам, возможно из-за конфликта с братом серб. кн. Милоша Обреновича, в 1832 г. Н. вместе с игум. Паисием из мон-ря Св. Троицы (без уведомления митр. Белградского Мелетия) уехал в Черногорию. В тот период Черногорская митрополичья кафедра вдовствовала, поэтому по просьбе архим. Петра (см. Петр II (Петрович Негош) ) Н. стал заниматься подготовкой священников к рукоположению. Власти Черногории поначалу планировали выделить Н. один из мон-рей, вероятно Велику-Ремету, но, желая избежать недоразумений с властями Сербии, попросили их убедить его вернуться. В результате личных уговоров архим. Петра и благодаря нескольким письмам митр. Мелетия в 1833 г. Н. вернулся в Сербию и продолжил управление Ужицкой епархией. В 1837 г. построил в Чачаке епископский двор. Много средств вложил в ремонт Преображенского и Сретенского мон-рей, в последнем построил конак и др. помещения, подарил обители резной иконостас.

http://pravenc.ru/text/2565494.html

19 февр. 1770 г. имп. Екатерина II повелела «для Высочайшей своей особы… быть духовником находящемуся при соборе Богоявления Господня, что в Морской, протоиерею Иоанну Панфилову». С 25 февр. 1770 г. по должности царского духовника П. стал настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля. 1 марта 1770 г. Синод благословил его на совершение богослужений с палицей - по примеру предшественника, протопр. Ф. Дубянского († 27 нояб. 1769). 19 апр. 1774 г. пожалован золотым наперсным крестом, осыпанным бриллиантами, на голубой ленте. 21 июня 1774 г. императрица повелела «Нашему духовнику… присутствовать в Нашем Синоде» (стал членом Синода по должности царского духовника впервые в его истории). Кроме должностного оклада «с пожалования его в синодальные члены» получал по 1000 р. в год (указ от 30 сент. 1774). В янв. 1775 г. приводил к присяге архиеп. С.-Петербургского Гавриила (Петрова) при назначении его «совокупно» и на Новгородскую кафедру. В 1774-1788 гг., когда синодальное присутствие сокращалось до 4 членов, при соблюдении в нем паритета архиереев и белого духовенства П. наряду с 2 архиереями, Гавриилом (Петровым) и Иннокентием (Нечаевым), оставался его бессменным членом. Проф. прот. М. И. Горчаков особую заслугу П. видит в том, что «в продолжение всей своей службы в Синоде он употреблял свои усилия к поднятию белого духовенства из его приниженного нравственного, экономического и юридического положения». Зная изнутри нужды рядовых пастырей и мирян, он активно содействовал проведению политики императрицы по ликвидации тяглового положения приходского духовенства в отношении епархиальных архиереев. С участием П. совершенствовалось рус. церковное законодательство по брачному праву, принимались меры к улучшению дело- и судопроизводства в епархиальных учреждениях. Согласно свидетельствам, собранным П. И. Бартеневым , П. тайно обвенчал имп. Екатерину и Г. А. Потёмкина в Сампсониевской ц. С.-Петербурга; наиболее вероятная дата - июнь 1774 г. ( Лопатин В. С. Светлейший кн. Потёмкин. М., 2005. С. 273-274, 304-306). 20 дек. 1777 г. в Большом соборе Зимнего дворца крестил вел. кн. Александра Павловича (род. 12 дек.). В том же соборе он крестил вел. княжон Елену Павловну (род. 13 дек. 1784) и Марию Павловну (род. 4 февр. 1786). Второй внук императрицы, Константин Павлович (род. 27 апр. 1779, крещен 5 мая), и 3 внучки, родившиеся в весенние и летние месяцы, когда она пребывала в Царском с. (г. Царское Село с 1808), были крещены П. в церкви царскосельского Екатерининского дворца. В Царском с. имелся «дом духовника», в к-ром в назначенные дни давали обеды от двора для духовных чинов.

http://pravenc.ru/text/2578896.html

Никандр , строитель, 1816–18, перев. в Великолуцкий. Иоасаф , строитель, с 1818 по 23 мар. 1827. Архим. Афанасий , с 23 мар. 1827 по 30 мар. 1834. Игумены Пётр , в 1834–36. Митрофан , 1836–38. Анатолий , 1838–40. Амвросий , 1840–43. Платон , 1843–46. Анатолий , 1847–49. Архим. Вениамин , 1850–53. Строит. Игнатий , 1854–56; игум. 1857–62, архим. 1865–69. 10 Иоаннопредтечев, на Завеличье, в Пскове, основан княгиней Евфросинией в 1243 г. Ныне второклассный. [IV, 311.] Игуменьи Иустиния , 1623. Марфа , 1640. Агриппина , 3 янв. 1646. Ираида , 1676. Анисия , 1 янв. 1685. Евдокия , 1712. Евстолия Лодыгина , 1716–30, перев в Московский Рождественский. Надежда Пестрикова , 1731–42. Елена , 1743–49. Ксанфиппа † 1764. Маргарита , 1765–78; Афанасия , 1778–80. Евфросиния , 1805–16. Магдалина , 1821. Ангелина , 1840–63. Агния , 1864–69. 11 Вознесенский, в Великих Луках, девичий 3-го класса, основан около 1670 г. в запустевшем Илиинском мужском. [III, 510.] Строительницы Евфимия , 1671. Анисия , 1675 и 76. Евфимия , 1678–80. Мавра , 1682–91. Марфа , 1691 и 92. Пелагия , в дек. 1695. Игуменьи Анисия , 1707. Марфа , 1714. Анфиса , 1715–28. Маргарита , 1741–68. Феодотия перев. из Медовского (Ист. Иер.) 91 1769–81. Калисфения , 1840–48, 54. Паладия , монахиня, 1855–59; игуменья 1860–69. 12 Старо-Вознесенский «с Полонища у Великих ворот», в Пскове, девичий, существовал в XV веке; с 1764 г. 2-го класса. [V, 339; VI, 299.] Ново-Вознесенского [??уничтожен 1764] Игуменьи Фотиния , в дек. 1650. Дорофея , 1667. Парасковия , в июне 1668, строительница в янв. 1680. Анисия , в февр. 1689. Старо-Вознесенского Игуменьи Мавра † 1764. Мария , 1765–76. Афанасия , 1777 и 78. Варвара , 1778–80. Евва , 1788. Анастасия , 1789. Евва , 1790–1804. Феофания , 1804–8. Товия , 1808 и 9. Агния Березина , 1809–23. Агния Ушакова , 1823–60; † 20 июня. Евгения Павинская , 1861–69. Успенского, с Полонища, [V, 590] Иг-нья Александра , 27 нояб. 1680. 13 Архангельский, что в Песках, в Пскове, девичий, упразднённый. [V, 524.] Строительницы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Случалось и очень не редко, что иной наставник в течение пяти-шести лет службы переходил все классы и науки. Сообщим имена их с краткими сведениями о последующей их судьбе по выходе из семинарии: Иван Никит. Голубев, из здешних воспитанников, с 1784 г. обучал латинскому языку; в 1786 г. переведен в Новгородскую семинарию на класс риторики, но в 1788 г. снова вызван в С.-Петербург на красноречие; в 1789 г. вышел священником в приход. Скончался протоиереем Владимирской церкви. Иван Сем. Державин, в 1788 г. переведен из учителей Новгородской семинарии и занимал класс поэзии, а после Голубева– класс красноречия; в 1790 г. рукоположен в священники и проходил разные епаршеские должности; в 1798 г. произведен в протоиерея; в 1807 г. Высочайше пожалован был членом св. Синода и обер-священником армии и флотов, а с образованием Комитета об усовершенствовании духовных училищ, преобразованного и переименованного в 1808 г. в Комиссию духовных училищ, и в оных по Высочайшей воле был членом, разделяя труды с бывшими своими учениками – Феофилактом, епископом Калужским и М. М. Сперанским. Скончался в 1826 году. Павел Пухидинский, в 1788 г. переведен с грамматического на риторический класс; в 1790 г. вышел священником в приход. Класс физики занимали: экстраординарный профессор С.-Петербургской Академии Наук Алексей Алексеев. Конов (скончался в 1795 г.); после него – профессор Гаррах. Никита Дм. Максимов, обучался сперва в Тобольской семинарии, потом в Учительской гимназии; в 1788 г. вызван в здешнюю семинарию на класс математики; в 1792 г. определен священником и законоучителем Императорского Воспитательного Дома. Классы французского и немецкого языков занимал несколько времени профессор Гутсман. После него приглашен бывший учителем этих языков в Императорском Воспитательном Обществе благородных девиц Карл Вольмер. В контракте, который заключило с ним семинарское начальство, определены условия службы его при семинарии: «за два часа в неделю получать мне годового жалованья 250 р. и карета для проезда моего в семинарию и обратно должна быть казенная; впрочем обязуюсь, по возможности, стараться об успехах учеников и употреблять с ними надлежащую благопристойность».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

137 Булгаков Яков Иванович (ум. 1809) – дипломат, писатель, действительный тайный советник, посол России в Стамбуле. 138 В этом месте текста Сегюр, по поводу волнений на Кавказе, делает очерк кавказских народов на основании одной записки, ему сообщенной. Пропускаем его, как поверхностный и лишний. 140 Завадовский Петр Васильевич (1738–1812) – граф, управляющий Дворянским и Ассигнационным банками, министр просвещения (1802–1810). 141 Мамонов – Дмитриев-Мамонов Александр Матвеевич (1758– 1803) – граф (1788), генерал-адъютант и генерал-лейтенант, фаворит Екатерины II. 142 Нассау-Зиген Карл (1745–1808) – принц, вице-адмирал, профессиональный военный, наемник, в России с 1788 г. 143 Грейг Самуил Карлович (1736–1788) – адмирал, по национальности англичанин; перешел на русскую службу в 1764 г. 144 Морков Аркадий Иванович (1747–1829) – граф, русский дипломат; служил в ряде посольств, с 1786 г. – при Иностранной коллегии. 145 Что бы ни говорили, а лото долго будет в почете; это убежище для глупых и отдохновение для умных. Эта истинно философская игра уравнивает всех; деспот-самолюбие слагает скипетр свой пред нею. Ум, вкус, красота, остроумие ничтожны во время этой игры. Герцогиня, как вы скромны! Неужели вы играете в эту игру? 147 Чернышев Иван Григорьевич (1726–1797) – граф, генерал- фельдмаршал по флоту и президент Адмиралтейств-коллегии. 148 Мы опускаем большую часть этих описаний, совершенно незначительных и замедляющих ход рассказа. Наблюдения Сегюра из окон кареты не могли быть дельны; притом оказывается, что он заимствовал свои исторические и географические сведения из путеводителя, изданного для этого путешествия (см. Роспись Смирдина, Эта книга, вероятно, передана была иностранцам, сопутствовавшим государыне, во французском переводе, из которого Сегюр делал извлечения, иногда даже не изменяя слов. 149 Екатерина – предмет любви двадцати народов. Не нападайте на нее: беда тому, кто ее затронет! Слава – ее барабанщик, а история – памятная книжка. 150 Руссо Жан-Жак (1712–1778) – французский писатель, философ; обосновал право народа на свержение абсолютизма в книге «Об общественном договоре»; полагал, что частная собственность – причина неравенства, осуждал клерикализм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С присоединением Польши и русских ее областей к Империи для ревности об успехах веры открылся новый подвиг – на юго-западе России, – подвиг обращения Евреев к христианству. До того времени Евреям не позволялось жить в Российской Империи. В 1742 г. Императрица Елисавета повелела, вследствие прежних постановлений, немедленно выслать из Малоруссии несколько сот Евреев, скрывавшихся там под разными предлогами: от таковых, говорила Императрица, – Христа Спасителя ненавистников нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно 75 . Когда по домогательству гор. Риги и Нежина Сенат просил дозволить Евреям временно приезжать в Ригу и Малоруссию для торговли и представлял на вид выгоды для казны; Императрица написала: от врагов Христовых не желаю интересной прибыли 76 . В то же время Императрица повелела тем из Евреев, которые захотят принять христианство, указывать места для жительства в России, но с тем, чтобы они не возвращались за границу 77 . В 1772 г. Целые 200,000 Евреев вошли в состав Империи 78 . Присоединение Волыни и Литвы к Империи, особенно же насильственное удаление беднейших Евреев из Прусии (в 1793 г.), прибавили еще (за исключением Польши) до 400,000 этих праздных подданных для Империи 79 . Императрица Екатерина предписывала не полагать в подушный оклад Евреев, принимающих христианство 80 . Император Александр не раз объявлял разные преимущества тем, которые согласятся расстаться с вредными правилами Талмуда и примут христианство 81 . Несмотря на исступленную ненависть, какою кагалы, раввины и родство преследуют принимающих христианство, число Евреев, принимавших христианство, постоянно было значительным 82 . III. Учение веры § 10. Академии и Семинарии до 1808 года Духовное образование сего периода делится по духу своему на два курса: первый схоластический, окончился в 1808 г. Синодальному управлению много надлежало употребить трудов и на то, чтобы от времени до времени заводить училища. Недостаток в духовных учебных заведениях чувствовали и в прошедшем периоде; а в самом начале сего периода и здравый смысл русского крестьянина Посошкова понимал, что нужно для духовенства классическое образование 83 . Теперь ревность Пастырей более и более умножала училища. В 1764 г. было 26 учебных духовных заведений и в них учеников 6000; к 1784 г. число учащихся возросло до 12,000. Если вспомнить, что в патриаршем периоде, исключая Киева и Москвы, только в трех епархиях, и то уже к концу периода, открыты были духовные училища; то в 40 лет синодального правления сделано очень много для училищ, тем более, что до 1764 г. существовал только один светский университет – в Москве и одна гимназия – в Казани. В 1788 г. в Невской Семинарии несколько распространен был круг учения, с тем, чтобы образовать в ней способных наставников для семинарий; в 1797 г. Невская и Казанская Семинарии возведены на степень Академий. К 1808 г. было 4 академии, 36 семинарий и 15 малых училищ 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРАГЕОРГИЕВИЧИ (Караджорджевичи) [серб. серб. княжеская (1808-1859) и королевская (1903-1945, фактически до 1941) династия. Основана лидером первого сербского восстания против турецкого владычества (1804-1813) Карагеоргием; правила с 1808 г. с длительными перерывами по 1918 г. в Сербии, в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1918-1929) и Королевстве Югославия (1929-1945). Карагеоргий Карагеоргий. Портрет. 1816 г. Худож. В. Боровиковский (Национальный музей, Белград) Карагеоргий. Портрет. 1816 г. Худож. В. Боровиковский (Национальный музей, Белград) (Караджордже) (наст. имя Джордже Петрович; 14.11.1768, с. Вишевац, близ Крагуеваца, - 25.07.1817, с. Радоване близ Смедерева), основатель династии, род. в бедной крестьянской семье на территории Османской империи. Прозвище Караджордже (Чёрный Георгий) получил из-за смуглой кожи, черных волос и глаз, жестокого и вспыльчивого характера. В 1785 г. женился на Елене Йованович (1767-1771 - 9.02.1849, Белград) и вскоре уехал с семьей в Австрию. Согласно легендам, К. убил отца (или отчима), к-рый уговаривал его не покидать родину и смириться с властью турок (эта история стала сюжетом «Песни о Георгии Чёрном» из цикла «Песни западных славян» А. С. Пушкина). Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. в чине унтер-офицера командовал серб. отрядом, воевавшим на стороне Австрии. После войны вернулся в Сербию. Принял активное участие в стихийном протесте сербов против произвола мятежных янычар, захвативших в 1802 г. Белградский пашалык и игнорировавших указания султана. В февр. 1804 г., после истребления янычарами серб. старейшин (т. н. сечи кнезовой), собравшиеся в местечке Орашац сербы избрали Карагеоргия вождем и приняли решение о начале вооруженной борьбы против произвола янычар. Согласно легендам, в авг. 1805 г. еп. Ужичко-Шабацкий Анфим (Зепович) помазал вождя восстания св. миром ( Bpyja С. Еп. Антим и први српски устанак//ЗбМСИ. 1977. Бр. 15. С. 152). Благодаря Карагеоргию целями борьбы вскоре стали серб. политическая автономия и создание Сербского княжества. Под его командованием повстанцы одержали ряд побед и освободили Белград (12 дек. 1806), который стал центром княжества Сербия. В 1808 г. Правительствующий совет восставших провозгласил его наследственным «верховным сербским предводителем». Благодаря его поддержке были восстановлены многие правосл. храмы и возведены новые, в мон-ре Жича были построены братские корпуса.

http://pravenc.ru/text/1470387.html

Изгнание иезуитов из Испании. Гравюра. 1767 г. Худож. Ш. Мокур Французская революция 1789-1799 гг. положила начало политическому кризису в И., изменившему направление внешней и внутренней политики монархии. Усиление консервативных настроений в правящих кругах, совпавшее с началом правления кор. Карла IV (1788-1808), привело к завершению либеральных реформ. Вступление И. в коалицию с Англией против революционной Франции и казнь франц. кор. Людовика XVI послужили поводом к т. н. войне против Конвента (1793-1795), которая завершилась поражением испан. армии. В июле 1795 г. испан. правительство под рук. М. Годоя подписало Базельский мирный договор, а в 1796 г. заключило в Сан-Ильдефонсо договор с республиканской Францией о создании военного союза. С 1796 по 1808 г. И. участвовала на стороне республиканской и наполеоновской Франции в войнах с Англией (1796-1802, 1804-1808) и Португалией (1801), во время которых понесла территориальные (о-ва Менорка и Тринидад) и военные потери (разгром в 1805 испан. флота у мыса Трафальгар привел к утрате связи с испан. колониями). Война ослабила экономику страны, дестабилизировала финансовую систему и усугубила общий политический кризис; правительство во главе с Годоем лишилось общественной поддержки. Стремясь восстановить доверие общества и решить финансовые проблемы государства, Годой либерализовал печать, усилил контроль над инквизицией и в поиске финансовых средств предпринял попытку секуляризации имущества католич. Церкви в И. через т. н. дезамортизацию (ликвидацию неотчуждаемости): в собственность короны перешли кастильские владения (энкомьенды) Мальтийского ордена и имущество церковных благотворительных учреждений, распроданное на аукционных торгах (1798). В 1805 и 1807 гг. папа Римский Пий VII санкционировал продажу части церковной собственности, после чего королевским указом были конфискованы сеньориальные владения епископов. Общая прибыль казны от этих операций составила 1,6 млрд реалов (они были направлены на погашение гос. долга).

http://pravenc.ru/text/674995.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010