Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕДЕЛЬ [Ведельский, Веделев] Артемий Лукьянович (1767, Киев - 14.07.1808, там же), укр. композитор, дирижер, певец. Сын резчика по дереву, члена Киевского иконописного цеха. Образование получил в Киево-Могилянской академии (1776-1788), где еще в студенческие годы прославился как солист-тенор, скрипач, дирижер академического хора и оркестра. В 1788-1792 гг. по рекомендации Киевского митр. Самуила (Миславского) руководил в Москве капеллой ген.-губернатора П. Д. Еропкина, затем - капеллой А. А. Прозоровского; по возвращении в Киев - капеллой ген. А. Я. Леванидова (1794-1796). В 1796-1798 гг. в Харькове руководил наместническим хором и капеллой слободско-укр. губернатора А. Г. Теплова (с 1797), был капельмейстером вокального класса в казенном уч-ще (в т. ч. занимался подготовкой певчих для Придворной певческой капеллы ). В 1798 г. переехал в Киев. В янв. 1799 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру , но вскоре покинул мон-рь. 25 мая 1799 г. был арестован и последние годы жизни провел в киевских смирительных домах. Истинные причины случившегося являются предметом острой полемики исследователей. Все известные на сегодня произведения В. написаны на богослужебные и библейские тексты. Стиль В. сформировался на основе традиций отечественной правосл. музыки, интонационной природы укр. народной песенности, а также под влиянием городской бытовой муз. культуры и западноевроп. оперной и инструментальной музыки. Для произведений В. характерно необыкновенное мелодическое богатство, композиционная стройность, мастерство владения хоровой фактурой, особая развитость ансамблей, прежде всего трио в медленных темпах. А. Л. Ведель. Концерт 8 «Услыши, Господи, глас мой». Автограф (НБУВ ИР. ДА П. 326) А. Л. Ведель. Концерт 8 «Услыши, Господи, глас мой». Автограф (НБУВ ИР. ДА П. 326) Возрождение творческого наследия В. началось на рубеже XIX-XX вв.: благодаря А. А. Кошицу в КДА сложилась исполнительская манера, связанная с именем В.; его произведения зазвучали в серии Исторических концертов, проводившихся в Москве по инициативе С. В. Смоленского ; появились публикации его сочинений, но с многочисленными упрощениями. В кон. ХХ в. критическое издание сочинений В. подготовлено В. Колесником, его работу продолжил Н. Гобдыч, к-рый осуществил также их фонозапись.

http://pravenc.ru/text/150013.html

«Письмо Василия Левшина о поэме Вольтера на разрушение Лиссабона». 1788. «ИзобличенныйВольтер», 1792. «Вольтеровы заблуждения», 1793. «Оракул новых философов, или кто таков г. Вольтер», 1803. «Основатели новой философии: Вольтер, Даламберт и Дидерот – энциклопедисты без маски». 1809. «Иудейские письма к Вольтеру». 1808, 1816. Теперь Вольтер давно уже стал достоянием истории. Его значение в истории философии Виндельбанд определяет таким образом: Вольтер «объединил механическую натурфилософию Ньютона, эмпиризм теории познания Локка и моральную философию Шэфтсбери под точкой зрения деизма». Но и чужие идеи Вольтер не усвоял глубоко, он был поверхностен, вследствие этого, понятен и потому, как замечает Эрдманн, могуществен. Он брал из чужих сокровищниц семена добра и зла, сеял их щедрою рукою на духовные почвы Европы и Америки и, благодаря своему уменью влиять на эти почвы, нередко – хотя далеко не всегда – достигал того, что на этих почвах появлялись те всходы, которые были ему желательны. Кант (1734–1804) Изданием сочинений, посвященных проблемам религии (Die Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernunft. 1793. Streit der Fakultäten 1798), Кант завершил свою философскую деятельность. По его мысли и плану, его религиозные воззрения органически связываются со всей его философской системой. Три его критики (Kritik der reinen Vernunft. 1781. Kritik der praktishen Vernunft. 1788. Kritik der Urteilskraft. 1790) должно непременно иметь ввиду, при чтении и оценке его религиозных взглядов. Религия, в ее исторических формах, всегда являлась, как знание и деятельность: 1) как система представлений о высших существах и их отношений к людям, и 2) как человеческая деятельность, направленная к установлению правильных отношений к высшим существам. Каждая религия, предлагаемые ею учения и заповеди, рассматривает, как высшее знание и высшие обязанности. Достаточно припомнить основные положения двух первых критик Канта, чтобы видеть, что ко всякой исторической религии он должен был стать в отрицательное отношение. Человек бессилен в области познания, тем более, в области познания сверхчувственного, и человек должен быть независим в своем нравственном поведении от чего бы то ни было внешнего. Таким образом, он не может знать Божества и не должен зависеть от него (в самоопределении и деятельности).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Вскоре после 1761 г. Ефрем перебрался в Палестину. Какое-то время он со стоял помощником Иакова Патмосского в его училище, по некоторым данным, возглавлял школу после смерти Иакова. Дидаскал Ефрем сделал стремительную карьеру в Иерусалимской церкви, быстро стал одним из влиятельных членов синода и вскоре был рукоположен в вифлеемского митрополита. Возможно, в судьбе Ефрема сыграло свою роль и общее происхождение с тогдашним патриархом Парфением Афинянином – вспомним, как сильны были земляческие связи в среде святогробцев. В октябре 1766 г. престарелый Парфений, проживавший в Стамбуле, представил вселенскому патриарху акт отречения от престола в пользу Ефрема, который в декабре 1766 г. был возведен на патриаршество. 2102 Пожалуй, самым выдающимся из выпускников Иерусалимской школы стал будущий патриарх Анфим (около 1718–1808). Он происходил из месопотамских несториан, в детстве попал в плен к бедуинам, был выкуплен святогробцами, обращен в православие и получил греческое воспитание. Ученик Иакова Патмосского и Софрония, он впоследствии широко славился своей ученостью и блестящим знанием греческого, арабского, турецкого и персидского языков. Какое-то время Анфим занимал пост секретаря Святогробского братства, после смерти Иакова возглавил его школу и принял должность священно-проповедника Иерусалимского престола. В течении 20 лет, с 1788 по 1808 г., он стоял во главе Иерусалимской церкви, был одним из самых авторитетных иерархов православного миллета. Анфим был известен как блестящий оратор, проповедывавший на трех языках, покровитель просвещения, не оставлявший своим вниманием Иерусалимское училище. Во главе его он поставил архимандрита Максима, писателя-богослова, филолога и переводчика, владевшего и арабским языком. Собственные сочинения – «Толкование на книгу псалмов» и комментарий к христианским догматам «Верное наставление в православной вере» – Анфим написал сначала по-гречески, а потом перевел на арабский язык. Несмотря на свою ассимиляцию в греческой среде, патриарх не забывал о нуждах соплеменников-арабов. Полемические и просветительские труды Анфима, изданные в Вене в начале 90-х гг. XVIII века, использовались арабами еще многие десятилетия спустя. 2103

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Религия чужда нашим мыслям и нашим привычкам, к счастью, но не следовало этого говорить. Ваша брошюра произвела, кажется, большую сенсацию. Я не говорю о ней в обществе, в котором нахожусь. Что надо было сказать и что вы сказали, это то, что наше современное общество столь же презренно, сколь глупо; что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью, правом и истиной, ко всему, что не является необходимостью. Это циничное презрение к мысли и к достоинству человека. Надо было прибавить (не в качестве уступки, но как правду), что правительство все еще единственный европеец в России. И сколь бы грубо и цинично оно ни было, от него зависело бы стать сто крат хуже. Никто не обратил бы на это ни малейшего внимания. (Франц.) УКАЗАТЕЛЬ ПИСЕМ  ПО ИМЕНАМ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ (Цифры обозначают номера писем) (Цифры обозначают номера писем) Абакумов, Фаддей Иванович — калужский мещанин. 325. Адеркас, Борис Антонович (ум. 1831) — с 1816 г. по 1826 г. был псковским гражданским губернатором. 92. Александр I. 130, 167. Алексеев, Николай Степанович (р. 1789) — кишиневский приятель и сослуживец Пушкина. 212, 377. Алымова, Любовь Матвеевна (р. 1808) — сестра владельцев дома на Фурштадской улице в Петербурге, где жил Пушкин в 1832 г. 777. Ананьин, Александр Андреевич (1790–1859). 516, 517, Антипин, Иван Фомич — калужский мещанин, книгопродавец и стихотворец. 325. Арзамасцы. 14. Д’Аршиак, Огюст, виконт — секретарь французского посольства в Петербурге, секундант Дантеса. 783. Балашов, Александр Дмитриевич (1770–1837) — генерал-адъютант, член Государственного совета. 476. Бантыш-Каменский, Дмитрий Николаевич (1788–1850) — историк и археолог. 468, 572, 582, 631, 634. Барант, Амабль-Гильом-Проспер (1782–1866) — французский писатель, дипломат и историк. 751. Беклешова, Александра Ивановна, урожденная Осипова (ум. 1864) — падчерица П. А. Осиповой. 665. Бенкендорф, Александр Христофорович, граф (1783 — 1844) — шеф корпуса жандармов. 211, 218, 223, 226, 231, 234, 235, 240, 253, 256, 257, 262, 284, 290, 293, 303, 304, 309, 320, 326, 341, 387, 454, 462, 480, 483, 484, 487, 489, 491, 520, 544 и черн., 547, 549, 550, 552, 558, 586, 591, 593, 596, 623, 625, 630, 635, 647, 648, 649, 654, 656, 658, 672, 677, 747. Деловые бумаги 8, 9, 10.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

Православие в Сьерра-Леоне Местоположение: Западная Африка; граничит на севере и северо-востоке с Гвинеей, на юге – с Либерией, с запада омывается Атлантическим океаном. Площадь : 71 740 км 2 . Численность населения: 5 132 000 человек (по состоянию на июль 2010 г.). Официальные языки: английский, менде (на юге) и темне (на севере). Краткая история страны. До прихода европейцев на территории современной Сьерра-Леоне не было государственных образований; здесь проживали различные племена, враждовавшие друг с другом. В 1462 году португальцы открыли полуостров, которому дали название Сьерра-Леоне (Львиные горы), перешедшее впоследствии на всю страну. Позднее в страну пришли британцы, основавшие в 1662 году первый форт. В 1788 году англичане-филантропы осуществили здесь необычный проект: в Сьерра-Леоне привезли несколько сотен освобожденных рабов из других британских колоний и помогли им создать город, названный Фритауном – «Свободным городом» (сегодня Фритаун – столица государства). Большая часть переселенцев была неграми, сражавшимися во время войны Северной Америки за независимость на стороне англичан, за что они и получили свободу. Уже с 1800 года городской муниципалитет и суд присяжных Фритауна был из числа темнокожих переселенцев. Впоследствии город стал центром распространения европейской культуры в Западной Африке. В 1808 году Фритаун был объявлен британской колонией. На протяжении XIX века англичане постепенно брали под контроль всю территорию современной Сьерра-Леоне, и в 1896 году страна была объявлена британским протекторатом. В процессе освоения территории имело место даже столкновение английских и французских войск, когда каждая из сторон ошибочно приняла другую за отряды мусульманского вождя Самори. В 1961 году страна получила независимость. В последующие десятилетия политическая нестабильность в Сьерра-Леоне часто была вызвана противоборством представителей двух наиболее многочисленных народов страны – менде и темне. С 1968 по 1985 годы здесь правил С. Стивенс, который ради спасения страны от развала из-за межплеменной вражды упразднил многопартийную систему. В это время и до 1991 года имело место тесное сотрудничество Сьерра-Леоне с Советским Союзом.

http://pravoslavie.ru/42444.html

Софроний, как и Герман, тоже указал своего наследника при жизни. Это был его родственник Феофан, занимавший патриарший престол в 1608–1644 гг. Греки не очень уверенно чувствовали себя во главе Иерусалимской церкви и старались организовать передачу власти очередному соплеменнику при здравствующем патриархе, дабы избежать возможных осложнений. Однако положение Феофана было прочнее, чем у его предшественников, и он сумел оттеснить арабов от управления церковным хозяйством («ограничил... прежнюю гордость туземцев», как выразился Досифей). 612 Может быть, один из последних арабских чиновников Феофана фигурирует в документах московского Посольского приказа среди просителей милостыни, приехавших в Россию с Востока в 1636 г. Этот человек – Авраам – обозначен в грамоте Феофана, как «сын от добрых людей и патриаршества... сын боярской», 613 то есть он был уподоблен «патриаршим детям боярским» Московского царства – чиновникам-мирянам, ведавшим административным аппаратом архиереев. После смерти Феофана греки провели 23 марта 1645 г. выборы нового патриарха, Паисия, уже без всякого участия арабов и даже за пределами Палестины – в Молдавии, где находились обширные имения Иерусалимской церкви и пребывала значительная часть палестинского духовенства. Недовольство арабов прорвалось наружу, когда Паисий въезжал в Иерусалим в конце зимы 1646 года. 614 Патриарх был встречен своеобразной демонстрацией протеста: арабские священники набросали перед воротами города кучу камней в знак непокорности. 615 Однако Паисий привлек на свою сторону местные османские власти, 616 которые силой заставили «мятежников» подчиниться законному первоиерарху. Как написал полтора века спустя греческий хронист Максим Симский, Паисий «устранил интриги христиан и вразумил их настолько, что они обратились к величайшему послушанию, порядку и постоянному миру, который они и теперь проявляют по отношению к патриархам». 617 Со временем арабы были почти целиком вытеснены и из среды палестинского монашества, так называемого Святогробского братства – своеобразного монашеского ордена, объединявшего черное духовенство Иерусалимской церкви. Авторы конца XIX в. подчеркивали, что уставами Братства было запрещено постригать арабов в монахи и даже нанимать их для каких-либо услуг. Арабам остались лишь низшие ступени духовной иерархии – места приходских священников в городах и деревнях Палестины. Правда, в XVIII века двое арабов поднялись до иерусалимского патриаршего престола, но оба они – и Софроний (1771–1774 гг.), и Анфим (1788–1808 гг.) – были выходцами из Сирии, не связанными с местным палестинским населением. Устав Святогробского братства 1765 г. возбранял даже какие-либо финансовые отношения греческих монахов с арабами и тем более сотрудничество с ними в ущерб любому из святогробцев. 618

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1788 г. сделан первый опыт выбора лучших воспитанников из епархиальных семинарий для образования к учительским должностям. Успех оправдал ожидания. Первый курс, окончившийся в 1792 г. и образовавший учителей для многих семинарий, представляет ряд блестящих имен, которые произносятся с уважением, – дарований, которым сообщено направление и открыто поприще для деятельности, – заслуг, которые займут почетное место в истории народного образования. В 1797 г. началась централизация в управлении духовных училищ: все было прекрасно для первого случая; но время, лучший судья всякого предположения и учреждения, открыло и в этом первом опыте недостатки, которые потребовали исправления. Так мы переходим к достопамятной эпохе в истории не только здешней академии, но всех вообще духовных училищ, – к преобразованию их в 1808 году. 100 О применении метода народных училищ к духовным академиям и семинариям указ св. Синода 1785 г. декабря 27 дня. 101 Ср. Высочайше утвержденный план преподавания в народных училищах Российской Империи в Полн. Собр. Зак. т. XXII, 102 Для удобнейшего обучения новейшим языкам, в особенности немецкому и приучения к языку разговорному, сами воспитанники изобрели домашний, практический способ. Вот как они описали его в представлении к преосв. м. Амвросию: «Всякую науку, неприспособленную к практике, понимать трудно: то употребление языка надобно начать практически: 1) научить произносить окружающие нас вещи; а чтобы легче запомнить названия оных, прилепить на каждую вещь карточку, напр. к кровати: Bett des Schulers NN и проч.; 2) но не всякая вещь случается в камере: то для этого сделать табличку и переменять на ней слова каждый день приспособительно к обстоятельствам. Напр., в воскресенье студенты ходят в город: то на это слово и прибрать приличные имена существительные, прилагательные, глаголы и проч.; 3) чтобы понудить запомнить хотя главное слово в этой таблице, напр. город: то назвать его патрулем, т. е. кто не знает его, тот не нашей партии; 4) нечувствительно прибавлять глаголы к именам и произносить целые пункты;

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В ряде статей, входящих в эту книгу, Зеленецкий развивает идеи трансцендентализма — ближе к Шеллингу, чем к Канту. В особой статье, посвященной логике, Зеленецкий полемизирует с Гегелем. Там же в Одессе был профессором П. П. Курляндцев (1802–1838), который успел себя проявить лишь как переводчик Шеллинга («Введение в умозрительную физику»), известного шеллингианца Шуберта («главные черты космологии») и Стеффенса (тоже шеллингианца): «О постепенном развитии природы». Ученик Велланского, Хр. ЭКЕВЛЕД (1808–1877) издал (в 1872–ом году) книгу «Опыт обозрения и биолого–психологического исследования способностей человеческого духа». Автор сам признает, что главные мысли его взяты им из лекций Велланского. Ученик Павлова, М. А. МАКСИМОВИЧ (1803–1873), сначала ботаник, потом историк литературы, был профессором в Киевском Университете. Он написал, кроме ряда специальных работ, несколько этюдов по философии естествознания — в духе Шеллинга. Харьковский профессор ДУДРОВИЧ (1782–1830), ученик и преемник Шада, в лекциях своих развивал идеи Шеллинга. То же надо сказать о проф. филологии в Харькове, И. К. Кронеберге (1788–1838); он, между прочим, популяризировал Дж. Бруно, а в своих этюдах, посвященных эстетике, был близок к Шеллингу. 10. В шеллингианстве следующего за Велланским поколения на первый план выступает эстетическая философия Шеллинга, во всяком случае, она оказывается в фокусе философских размышлений. Конечно, здесь очень сильно сказалось общее влияние немецкой романтики, но не следует забывать о том, что эстетический момент играл уже значительную роль в философских течениях в России в XVIII–oм веке. Но особое значение надо приписать тому, что можно назвать «эстетическим гуманизмом», который был очень тесно связан с так называемым сентиментализмом. Сентиментализм вовсе не есть явление, присущее только изящной литературе XVIII–ro века, — как это часто полагают. Сентиментализм в литературе был только проявлением в искусстве явления более широкого; и по своим корням, и по своему содержанию сентиментализм есть особая эпоха в европейской культуре, как порождение религиозных движений XVII–ro и XVIII–ro вв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Научные заслуги адмирала были признаны различными учеными учреждениями, так, он состоял почетным членом Императорского Географического Общества, Казанского университета и др. Михаил Петрович родился во Владимирской губернии 3-го ноября 1788 года, воспитывался в Морском корпусе, откуда вышел, в 1803 году, гардемарином и был отправлен в Англию, для приобретения познаний в морском деле. До 1808 года он служил на различных судах великобританского флота, почти постоянно находясь море; заграницею же был произведен и в чин мичмана. В год возвращения Лазарева на родину происходила, как известно, война со Швецией и Англией. Он принял в ней участие и служил под начальством капитан-командора Быченского в эскадре адмирала Ханыкова. В эту войну было первое боевое отличие Михаила Петровича: он вызвался, в числе других охотников, идти на помощь кораблю «Всеволоду», атакованному двумя английскими кораблями при Балтийском порт. Когда корабль наш, несмотря на упорную защиту, должен был сдаться, Лазарев попал в плен, из которого, впрочем, скоро был возвращен. В следующих годах он участвовал в крейсерстве по Финскому заливу, а в 1812 году плавал на бриге «Феникс», под командою лейтенанта Дохтурова, с десантом к Данцигу. 1-го сентября 1813 г. лейтенант Лазарев принял командование над судном «Суворов», принадлежавшим Российско-американской компании, и отправился на нем в Ситху. Путешествие это продолжалось три года и дало ему случай выдвинуться и выказать свои способности. Один из эпизодов плавания отлично рисует смелый и решительный характер будущего адмирала. Тогдашний начальник колоний компании был коллежский советник Баранов – человек в высшей степени самовластный. Выведенный из себя поступками Баранова, Михаил Петрович не задумался самовольно оставить Ситху, для чего в одну ночь снарядил корабль, находившийся разгруженным под выстрелами батареи. Трудное возвращение назад, без медика, прошло счастливо только благодаря твердости Лазарева и его познаниям в морском деле. Российско-американская компания сначала протестовала против поступка его, но убедившись в действительной крайности того положения, в котором находились командир и экипаж «Суворова» в Ситхе, удалила Баранова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

патриархи почти перестали появляться в Палестине и предпочитали жить в К-поле или святогробских имениях Дунайских княжеств. Это мотивировалось необходимостью отстаивать интересы ИПЦ перед Портой, эффективно управлять имениями и организовывать сбор средств на нужды Патриархата. Все черное духовенство Палестины к этому времени объединялось в своего рода монашеский орден - Святогробское братство, которое по своему политическому влиянию могло конкурировать с патриархами. Братство состояло преимущественно из греков, его уставы предписывали сохранять определенную замкнутость по отношению к араб. окружению. Арабы в ИПЦ могли становиться лишь приходскими священниками. Тем не менее источники XVII - нач. XIX в. неоднократно упоминают среди палестинского монашества и даже архиереев лиц негреч. происхождения - славян, румын, грузин и арабов. Так, в кон. XVII в. патриарх Досифей II Нотара (1669-1707) предпринял попытку учредить архиерейскую кафедру в Заиорданье (г. Аджлун). Этот регион, населенный преимущественно арабами-кочевниками, почти не контролировался османскими властями и церковной иерархией. В сан Иорданского митрополита был возведен митр. Фотий (Абд ан-Нур) араб. происхождения, к-рый через нек-рое время вернулся в Иерусалим. Ок. 1713 г. Фотий был поставлен на кафедру Птолемаиды, которая в это время была одним из центров католич. пропаганды в араб. среде, и святогробцы осознавали, что именно араб должен стоять во главе этой епархии. В 1740 г. митрополитом Птолемаиды был поставлен крупнейший араб. богослов Софроний аль-Килизи, впосл. занимавший Патриаршие кафедры Иерусалима (1770/71-1774) и К-поля (1775-1780). В 1788-1808 гг. ИПЦ возглавлял еще один араб: Анфим, уроженец Месопотамии, в детстве попавший в плен к бедуинам, выкупленный святогробцами и получивший греч. образование. Святогробцы готовы были считать «своими» тех людей негреч. происхождения, к-рые интегрировались в эллинистическую культуру (Там же. С. 37-44). В XVII - нач. XIX в. не существовало этнического антагонизма между православными арабами и фанариотским духовенством.

http://pravenc.ru/text/293788.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010