Один из этих новых и в своем роде самых точных календарей был расчитан югославским ученым Милутином Миланковичем, это так называемый новоиулианский календарь, он точнее григорианского в 10 раз. Но и в его основе тот же, так называемый, тропический год, а не звездный год, хотя расчеты по звездам точнее. Приведем и еще одно научное свидетельство, что старый стиль точнее нового. По Астрономическому календарю на 1999-ый год можно сравнить даты начал времен года по старому стилю и по новому стилю, и по данным астрономии. Начало весны Начало леты Начало осени Начало зимы ПО СТАРОМУ СТИЛЮ (в пересчете на новый стиль) 14 марта 14 июня 14 сентября 14 декабря ПО НОВОМУ СТИЛЮ 1 марта 1 сентября 1 декабря ПО АСТРОНОМИЧЕСКОМУ КАЛЕНДАРЮ на 2002 г. 21 марта 22 июня 23 сентября 22 декабря Из этого сравнения очевидно, что старый стиль точнее нового стиля, ибо даты начал времен года по григорианскому календарю (по новому стилю) отличаются от астрономических дат на три недели, а даты начал времен года по иулианскому календарю (по старому стилю) отличаются от астрономических дат только на одну неделю. То есть, иными словами, старый стиль точнее нового в три раза. А это значит, не старый стиль отстает, а новый стиль спешит. Точнее, спешат оба, но новый стиль уж слишком тороплив. Например: начало весны в 1999-м году по астрономическому календарю 21-го марта (в переводе на современное исчисление, григорианское). А по официальному, григорианскому календарю (гражданскому, которым пользуются в странах Европы, в Америке, в Австралии и отчасти в Азии и Африке, кроме местных календарей) начало весны 1-го марта,– то есть, разница между ними 20 дней, почти три недели. А вот по старому стилю, иулианскому (в пересчете чисел на новый стиль) начало весны 14-го марта,– то есть, разница между ними 7 дней, одна неделя. И это различие между новым и старым стилем и астрономическим календарем приблизительно такое же и в других датах: начала лета, осени и зимы. Везде новый стиль, современный календарь спешит недели на три, а старый стиль только на одну, в сравнении с астрономическим календарем. Итак, в отсчитывании дат времен года, то есть, сезонов, старый стиль точнее нового стиля приблизительно в три раза.

http://zavet.ru/a/rss_1033804155.html

Итак, обобщим выводы: метеорологическая весна ближе к дате начала весны по старому стилю, а не по новому стилю. И это тоже по промыслу Божию, это тоже доказывает, что старый стиль точнее нового стиля. Вопрос : Почему звездный год точнее тропического года? Ответ : Астрономы подсчитали: земля, двигаясь по орбите своей вокруг солнца, через год (так называемый тропический год) не приходит на прежнее место свое, ибо солнце тоже не стоит на месте и уходит вперед, солнце за год тоже перемещается по орбите своей вокруг центра нашей галактики, а также и вследствие прецессии, которая отсекает от звездного года около 20-ти минут каждый год и тем превращает звездный год в год тропический, – но эти явления требуют очень долгого и тщательного объяснения, и мы опускаем их здесь). Отсюда и появляется эта разность в продолжительности между годом звездным и годом тропическим– это и есть то время, за которое земле нужно пройти до своего места, чтобы замкнулся круг, или, нагляднее сказать, пройти солнцу на небе относительно звезд, а не относительно точек равноденствий, которые, вопреки григорианскому календарю, не стоят на месте, а движутся навстречу солнцу в его годовом движении по небу. Вопрос : Но почему астрономические даты начала весны, лета, осени и зимы разнятся в числах, не начинаются с одного и того же числа (с 21-го, 22-го, 23-го, опять с 22-го)? Ответ : Потому что наблюдаемое годовое движение солнца вокруг земли или, то есть, движение земли вокруг солнца, не является строго круговым: круг растянут в неровный эллипс, – солнце и земля то приближаются друг к другу и движутся быстрее, то удаляются друг от друга и движутся медленнее, отсюда и неравномерность в продолжительности времен года, сезонов, и несовпадение чисел дат по астрономическому календарю. Вопрос : А не произойдет ли смещение дат по старому стилю таким образом, что весенний праздник Пасхи будет праздноваться летом или даже осенью? Ответ : Православная Пасха это не праздник весны, а праздник воскресения Христа, Пасха не местный праздник, а вселенский. В Австралии, которая сегодня находится на другой половине земного шара, на южной его стороне, а также и в Южной Америке, и на юге Африки Пасха ныне празднуется осенью. Ибо, когда у нас весна, то у них осень; когда у нас лето, то у них зима. И наоборот, у нас осень– у них весна.

http://zavet.ru/a/rss_1033804155.html

И как светло и радостно встречать Рождество Христово! Наталья Богоявленская 30 декабря 2013, 23:24 Лилии Козиной: По юлианскому календарю Рождество Христово наступает не 7 января, а 25 декабря. Между юлианским и григорианским календарями существует некоторый разрыв в датах, который увеличивается на один день каждые сто лет. Сейчас этот разрыв составляет 13 дней. Если вы посмотрите любой православный календарь, то увидите, что там приведены две даты: крупная цифра обозначает дату по григорианскому календарю, которому соответствует наша светская жизнь. А наверху более мелко -- другая дата с уточнением: " по старому стилю " , то есть по юлианскому календарю. Таким образом, сегодня по юлианскому календарю не 30 декабря, а 17-е, Рождество наступит 25 декабря, как и положено, а новый год -- 1 января (14 января по новому стилю). Храни вас Господь Сергий 30 декабря 2013, 23:17 " Наступает последний день 2013 года. Давайте вспомним о том, что каждый из нас сделал в этом году достойного, а что пока не получается, над чем еще надо работать в себе. " Конец цитаты. А зачем целый год ждать? " Дня сего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим " . Прожили день, благодарите Господа и подводите итоги. День не год, легко вспомнить, что натворил. Новолетье устанавливается людьми. А люди разные. Кто празднует в конце февраля наступление года лошади, кто 1 марта, кто 1 сентября, а Мюнхаузен 32-го мая. Хорошая мысль, продлить весну на 1 день. Владислав Пристинский 30 декабря 2013, 21:45 А еще хорошо бы вспомнить, что не только радости и счастье дарит нам Господь, Он посылает нам и скорби для нашего испытания. Помолимся, да даст нам Господь терпение и кротость , чтобы пренести эти скорби с кротостью и благодарением Богу! Владимир 30 декабря 2013, 21:44 Лилии Козиной. Новый Год наступал 13 января (это 1 января по старому стилю). Отсюда и не умирающий праздник старый Новый Год. :)) Тамара 30 декабря 2013, 20:01 Иван Х.: Спаси Вас Господи! Так важно и нужно услышать такие слова накануне наступающего нового года.

http://pravoslavie.ru/67135.html

Пришвин был не одинок в стремлении превратить в свое «автобиографическое пространство» окружавший его мир и в этом смысле, подобно многим из окружавших его литераторов, был декадентен, эгоистичен и субъективен: он творил свою судьбу и был более всего этим мифотворчеством озабочен, но что-то спасало его прозу от крайнего субъективизма, что-то удалось ему нащупать и выразить глубоко личное, и от Розанова он научился главному – безжалостности к себе, которую он и назовет творческим поведением. Так же и к другим, но к себе – прежде всего. Даже внимание к окружающему миру – это, скорее, внимание к своим ощущениям и переживаниям, – отсюда выдвижение себя в качестве главного героя, вызывавшее упреки в бесчеловечности, «ячестве», самолюбовании, большей частью несправедливые и основанные на недоразумении. Быть может, именно споря с Розановым, он напишет в Дневнике последних лет: «Спасся я от них (декадентов. – А. В.) скорее всего не искусством, а поведением». «Из тебя что-то выйдет», – сказал маленькому Курымушке учитель географии и гениальный писатель. «Это, конечно, поэзия, но и еще что-то», – охарактеризовал одну из первых пришвинских книг Александр Блок. Вот это «что-то», эта неопределенность мучила писателя если не всю жизнь, то добрую ее половину, дух победы и поражения в нем боролись, смущали и искушали его, и в пришвинской натуре настаивалась, вызревала упрямая и гордая воля, столь необходимая писателю для того, чтобы воплотить свой дар. История взаимоотношений Пришвина с Розановым не закончилась со смертью Василия Васильевича, и вот еще одна поразительная деталь: дата смерти Розанова по старому стилю совпадает с днем рождения Пришвина – 23 января. Именно этот день всегда отмечал Пришвин как свое рождение, и ту же дату как день памяти Розанова называет в своих воспоминаниях его дочь: «Было около 12 часов дня, четверг 23 января ст. стиля. П. А. Флоренский вторично прочитал отходную молитву, в третий раз я». Это же число в своем письме к Нестерову называет П. А. Флоренский. По новому стилю даты расходятся на один день: 4 февраля – день рождения Пришвина, 5-го – день смерти Розанова, и дело тут в том, что разница между григорианским и юлианским календарями в XIX веке составляла 12 дней, а в XX – 13.

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

1825-го года апреля 23-го дня. Нежин. Вы не поверите, дражайшая маминька, какое удовольствие принесло мне ваше письмо, но вместе с ним я не мог не быть растроган, особливо видя вашу любовь, вашу горячность родительскую, какую вы имеете к вашим детям, но ваши слова, что вы уже более для себя и для мира сего не живёте, что, может быть, я скоро должен занять место отца малолетним моим сестрам, слова сии поселили печальные предчувствия в моем сердце. Зачем предаваться горестным мечтаниям? Зачем раскрывать грозную завесу будущности? Может быть, она готовит нам спокойствие и тихую радость, ясный вечер и мирную семейственную жизнь. Будем надеяться на Всевышнего, в руке Которого находится судьба наша. Что касается до меня, то я совершу свой путь в сем мире и ежели не так, как предназначено всякому человеку, по крайней мере буду стараться сколько возможно быть таковым. 1825-го года. Июня 10-го числа. Часто я думаю о себе, зачем Бог, создав сердце, может, единственное, по крайней мере редкое в мире, чистую, пламенеющую жаркою любовью ко всему высокому и прекрасному душу, зачем он дал всему этому такую грубую оболочку, зачем он одел всё это в такую страшную смесь противоречий, упрямства, дерзкой самонадеянности и самого униженного смирения. Но мой бренный разум не в силах постичь великих определений Всевышнего. Любек. 1829, августа 13 по новому стилю. Письмо ваше меня обрадовало тем, что из него увидел я, что места наши, слава Богу, благополучны. Верьте, что Бог ничего нам не готовит в будущем, кроме благополучия и счастия. Источник их находится в собственном нашем сердце. Чем оно добрее, тем более имеет притязаний и прав на счастие. Как благодарю я вышнюю десницу за те неприятности и неудачи, которые довелось испытать мне. Ни на какие драгоценности в мире не променял бы их. […] Зато какая теперь тишина в моем сердце! Какая неуклонная твердость и мужество в душе моей! […] Живите как можно веселее, прогоняйте от себя неприятности, по крайней мере не смущайтесь ими: всё пройдет, всё будет хорошо. Неужели вы не замечаете чудной воли высшей — всё это делается единственно для того, чтобы мы более поняли после свое счастие.

http://pravoslavie.ru/31052.html

4) «К Скапуле» (Ad Scapulam) – небольшое (5 глав) Послание написано осенью (после 14-го Августа) 212-го года. Скапула был проконсулом Африканской провинции и жил в Карфагене, он преследовал христиан с крайнею жестокостью. К нему Тертуллиан и обращается с своей апологией, доказывая, что христиане почитают единого Бога, а по человеческому праву и естественной власти каждый может почитать то, что он хочет, и понятию религии противоречит принуждать религию: «nec religionis est cogere religionem». Он кратко отвергает обвинения христиан в преступлениях, говорит, что они не враги Императора, но почитают его и молятся за него. Тертуллиан напоминает Скапуле, что гонителей христиан постигало Божественное наказание и указывает на трагический конец некоторых из них, а также на недавние грозные знамения гнева Божия, которые должны служить Скапуле предостережением. Он представляет Скапуле пример других наместников, которые не применяли таких изыскательных мучений. В заключении он бесстрашно говорит проконсулу: «Ваша жестокость – ваша слава... Эта секта (христиан) не уничтожится. Ты должен знать, что тогда она более увеличивается, когда, по-видимому, истребляется. Ибо во всяком, кто видит такое терпение, возбуждается недоумение, и всякий воспламеняется желанием узнать, в чем тут дело, и когда познает истину, то и сам тотчас последует за нею». 5) «Против иудеев» (Adversus Iudaeos) в 14-ти главах. Поводом к написанию этого произведения, как показывает начало его, послужил диспут между христианином и иудейским прозелитом. Оно направлено против притязаний «избранного народа» и доказывает, что благодать Божия, которой Израиль лишился по собственной вине, перешла к язычникам. Моисеев закон имел только временное значение, и теперь Ветхий Завет, древний закон воздаяния, древнее обрезание, уступили место новому, закону любви. Мессианския пророчества и прообразы исполнились на Иисусе из Назарета. Во второй части (9–13-я главы), где раскрывается учение о Лице Иисуса Христа на основании Ветхозаветных пророчеств, даны собственно извлечения, сделанные неизвестным из Третьей книги «Против Маркиона» (13, 18, 20, 23); однако, в ней есть и такие места, которых нет в произведении против Маркиона, но которые по языку и стилю могут быть признаны принадлежащими Тертуллиану . Поэтому предполагают, что Тертуллиан не окончил сочинения против иудеев, и последние главы имеют авторство позднейшего происхождения.. Что касается первых глав (1–8), то принадлежность их Тертуллиану удостоверяется как цитатой у Иеронима (Comm. In Dan. ad так и внутренними особенностями, характерными для Тертуллиана . Написано это произведение в до-монтанистический период жизни автора и, может быть, очень рано.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Геннадий, Санкт-Петербург 04 августа 2022г. 16:03 Мой ответ получился объемным, и чтобы его было удобно читать, я перенес его вниз. Найдите внизу обсуждения мой комментарий от 04 августа 2022г. 13:36. Он и будет моим ответом Вам. Геннадий, Санкт-Петербург 31 июля 2022г. 14:15 //в этом году последователи Александрийской пасхалии праздновали Пасху 11 апреля юлианского календаря, тогда как согласно правилу 1-го Вселенского Собора её следовало праздновать на неделю раньше – 4 апреля.//(с) Вы хорошо знакомы с этим правилом? Сформулируйте его четко. Письменной формулировки этого правила не сохранилось. Есть только отдельные принципы и реконструкции этого правила, которое учитывало бы все эти принципы. Вот одна из таких реконструкций: " Пасху должно праздновать в первое Воскресенье после полнолуния, которое случится не ранее 19 марта, причем день полнолуния определяется по пасхальному кругу луны согласно церковным предписаниям; если отысканное таким образом мартовское полнолуние случится ранее 19 марта, то Пасху должно праздновать в первое Воскресенье после следующего полнолуния, которое будет через 30 дней, в апреле; в обоих случаях, если полнолуние падет на Пятницу, Субботу или Воскресенье, Пасху должно праздновать через неделю – в следующее Воскресенье " ( В этом виде правила сформулированы проф. Савичем ). 4 апреля ( 17 апреля по новому стилю ), о котором Вы написали как об истинном дне православной Пасхи, выпадает на следующий день после астрономического полнолуния, т.е. полнолуние приходится на субботу, а согласно этому правилу празднование православной Пасхи переносится на следующее воскресение. Все правила соблюдены. Алексей Владимирович Гоманьков 03 августа 2022г. 23:55 //Вы хорошо знакомы с этим правилом? Сформулируйте его четко.//По-моему, я в свой статье сформулировал его предельно чётко (опять же советую Вам ВНИМАТЕЛЬНО прочитать всю статью, прежде, чем её комментировать): " Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия и обязательно после еврейской Пасхи. " Формулировка проф. Савича кажется мне весьма сомнительной с исторической точки зрения. Во-первых, она очень сложна. Сомневаюсь, что в 325 г. н. э. отцы 1 Вселенского Собора могли так " лукаво " мудрствовать. Во-вторых, никаких " церковных предписаний " , касающихся " пасхального круга Луны " , в 325 г. заведомо не существовало. 1 Вселенский собор потому и занялся рассмотрением пасхалии, что в разных общинах на тот момент существовала разная практика празднования Пасхи и надо было эту практику как-т упорядочить и унифицировать. Наконец известно, что одним из первых разработчиков Александрийской пасхалии, которая стремилась максимально адекватно отражать правило 1 Вселенского Собора, был св. Кирилл Александрийский, а он в своих расчётах исходил из даты 23-е марта, а отнюдь не 19-е

http://bogoslov.ru/article/6174863

Так людские подлость и жадность сделали возможным сохранение Ризы Господней. Древнее предание говорит, что она именно цельнотканный хитон – была принесена вскоре после евангельских событий в древнюю Иверию – Грузию. После крещения Грузии риза была помещена в главном Мцхетском соборе Светицховели. Впоследствии, во время нашествия персов, риза была, вместе с другими сокровищами и реликвиями Грузинской Церкви, вывезена в Иран. В 1625 г. шах Аббас, желая установить дружественные отношения с Россией, решил послать великую христианскую святыню в дар русскому царю Михаилу Федоровичу и его отцу – святейшему патриарху Филарету. Подлинность ризы была засвидетельствована патриархом Иерусалимским Феофаном. В Москве, на Шаболовке, где москвичи встречали святыню, был воздвигнут храм во имя Положения Ризы Господней, а день ее встречи, 10 июля (23-го по новому стилю), вошел в качестве праздника в русский церковный календарь. Продолжая круговой обход вокруг алтаря Кафоликона и минуя уходящую вниз лестницу (мы к ней вернемся), подходим к приделу «Тернового Венца». В центре его, под престолом, находится под стеклом обрубок толстой, круглой колонны, именуемой «Колонной поругания». По преданию, на этом обрубке, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом. ...Терновник растет в Палестине повсюду, так что легионерам, издевавшимся над Осужденным, не составляло труда сплести из него «венец» – точнее, каску, надевавшуюся узнику на голову и имевшую до 30–40 шипов. Подлинный, как считается, Терновый Венец находится в столице Франции, в знаменитом соборе Парижской Богоматери. После разгрома и разграбления крестоносцами Константинополя, с его многочисленными чудотворными иконами и святынями, Венец был приобретен, в конце концов, французским королем Людовиком IX Святым, который воздвиг в 1248 г. в Париже знаменитую Сен-Шапель («Святую Капеллу») – специально для хранения реликвий Страстей Господних. Сейчас от Венца осталось лишь несколько круглых иссохших прутиков, без единого шипа на них (все были в буквальном смысле «раздерганы» по храмам и аббатствам католической Европы), покоящихся на хрустальном кольце и выставляемых раз в год, в Великую Пятницу, для поклонения верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Максим Соколов: «Империя, которой боялся мир, возможно, жива» 23.10.2021 12:22:12 Ровно триста лет назад, осенью 1721 года, был подписан Ништадтский мир, закрепивший победу над Швецией и ознаменовавший окончание более чем двадцатилетней (с 1700 года) Северной войны. Мир отмечался пышными торжествами и увеселениями, кульминацией которых стало 22 октября по старому стилю (2 ноября — по новому). В этот день канцлером Гаврилой Ивановичем Головкиным от имени Правительствующего сената была оглашена просьба к Петру — " принять титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского " . То есть был соблюден изящный этикет — " уступая всеподданнейшим просьбам господ сенаторов " . Примерно как девять с лишним веков назад, когда в Риме на Рождество 800 года папа Лев III провозгласил Карла Великого римским императором. Что, согласно официальной версии, было для Карла сюрпризом. В 1721-м с заменой папы на Гаврилу Ивановича получилось то же самое. С тех пор почти двести лет, до сентября 1917-го, когда была провозглашена Российская Республика (тогда в общем крушении эта прокламация осталась почти не замеченной, да и Россия стремительно делалась неизвестно чем), это звание оставалось неизменным. Казалось, что навеки. Внешнеполитическое значение провозглашенной империи сказалось, понятное дело, не сразу. Даже и в наши дни, когда во внешних сношениях действует либеральный принцип " хоть горшком назови " , добиться международного признания удается не сразу. Что же говорить о начале XVIII века, когда титул был совсем не пустой звук. Старшинство, права и привилегии держав определялись по четко прописанной схеме, вверху которой обретался римский император, восседавший в Вене, — глава Священной Римской империи, он же австрийский кесарь. Вклинивание в эту схему новоявленной Российской империи все меняло. Притом что официальное признание имперского достоинства России случалось медленно. Сразу признала титул только очень тогда невеликая Пруссия, в 1722-м — Голландия, в 1723-м — Дания, тогда как Австрия только в 1747 году, Франция и вовсе в 1757-м. Все зависело от весьма запутанной и многовекторной европейской политики, то нуждающейся в России, то не очень. До горделивых речей екатерининского канцлера графа Безбородко: " При нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела " (да и точно ли не смела?) — было весьма далеко.

http://radonezh.ru/2021/10/23/maksim-sok...

7 февраля 1944 г. митрополит Анастасий назначил прот. Евгения Яржемского дивизионным священником на правах благочинного. Одновременно шло устройство полковых храмов. Со стороны командования митрополит Анастасий в этом вопросе встречал полное понимание. 23 марта 1944 г. генерал Паннвиц издал приказ, регламентирующий деятельность духовенства дивизии: «...я приказываю принять все меры для того, чтобы работа священников всеми мерами была бы поддержана. Командиры частей мне ответственны, чтобы работа священников проводилась без препятствий, и от отделения 1с/4д в соглашении с командирами частей назначенные часы богослужения точно удерживались бы. Нормальная [воинская] служба, с исключением боевых действий в назначенные часы богослужения отпадает». 1202 И все-таки в дивизии ощущалась явная нехватка духовенства. 2 апреля прот. Е. Яржемский писал митр. Анастасию: «Приближаются пасхальные праздники, а у нас в дивизии не хватает еще трех священников». Также в своем письме он выражал просьбу, чтобы прибывшие священники привезли с собой все необходимое для богослужения: «Св. Антиминс, облачение, сосуды, иконы, крест, евангелие, кадило и необходимые богослужебные книги. Без всего этого его приезд не имеет никакого смысла». 1203 Интересный факт: чтобы компенсировать отсутствие богослужения в некоторых полках, с благословения владыки Анастасия пасхальная заутреня передавалась для них по радио. Осенью 1944 г. митр. Анастасий занялся подбором духовенства для резервных и запасных казачьих частей, были сделаны два назначения священнослужителей на территории Германской епархии: 14 октября священник 5-го казачьего полка Иосиф Перетрухин был назначен в казачьи лагеря Виллах и Доллерсгейм, а 24 октября бывший законоучитель Донского Девичьего института в Югославии прот. Василий Бощановский назначен военным священником при штабе атамана Донского казачьего войска генерал-лейтенанта Г. В. Татаркина в Виллахе. 1204 В конце 1944 г. военная ситуация на Балканах резко обострилась, и казачьей дивизии пришлось вести тяжелые бои с наступавшими болгарскими и югославскими партизанскими частями. 25 декабря 1944 г., в Рождество по новому стилю, казаки впервые вступили в бой с советскими войсками: на реке Драве выдержали сражение с 233-й стрелковой Кременчугско-Знаменской дивизией. Некоторые историки даже называют этот бой «последней битвой гражданской войны». 1205

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010