Поцлуйте Погодина, поздравьте его и поблагодарите отъ насъ за подвигъ горячаго слова. Какъ бы я отъ сердца похлопалъ вмст съ вами! Но не ужели намъ до возвращенія не читать этой рчи? — Лекціи Шеллинга я пересталъ записывать; ихъ духъ интересне буквальности. Вмсто присылки ихъ самихъ, что стало бы дорого, я лучше напишу вамъ что нибудь объ нихъ, когда будетъ время, т. е. когда кончится семестръ. Это будетъ около 25-го этого мсяца по новому стилю. Что же касается до регулярности нашихъ писемъ, то ея лучше не требовать. Ожидая письма наврное въ извстный день, не получить его хуже, чмъ просто долго не получать. Къ тому же послднее, надюсь, не повторится. Это была съ нашей стороны точно непростительная втреность. Біографію Баварскаго короля писать для альманаха мудрено, особенно когда для этого надобно знать столько подробностей, которыхъ мы не знаемъ. Біографію Баженова писать изъ Германіи странно, когда вы можете написать ее въ Россіи, гд встрчный и поперечный скажетъ вамъ объ немъ что нибудь новое. Но если Языковъ хочетъ имть статью отъ меня, то я готовъ служить ему сколько въ силахъ. И лучше напишу объ чемъ нибудь, чтò меня занимаетъ. Если же статья не понравится, то я напишу другую, третью и такъ дале. Зачмъ только онъ хочетъ назвать альманахъ свой душегрйкой? Конечно, это былъ бы величайшій знакъ дружбы, который писатель можетъ оказать другому писателю, такъ открыто одобрить то, на что всего больше нападаютъ. Но благоразумно ли это? Не смотря на то, что онъ Языковъ, онъ Языковъ только для понимающихъ. Для Булгариныхъ онъ просто цль по выше другихъ. Пусть ихъ грязь не долетитъ до этой цли, но покуда летитъ, она заслоняетъ цль отъ взоровъ тхъ, кто внизу, а эти-то низкіе и дороги для альманаха. Отсовтуйте ему рыцарствовать, а лучше пусть его воротится къ своей Ласточк . Уврьте его, что мн довольно знать его одобреніе, чтобы быть вознаграждену за критики всхъ возможныхъ Полевыхъ….. Германіей ужъ мы сыты по горло. Къ Языкову, Баратынскому, Погодину, кажется, я написать не успю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

А правила таковы: 1 . Пасха празднуется непременно после еврейской, хотя бы на один день. 2 . Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Но у евреев пасха празднуется в весеннее полнолуние, если оно будет не ранее 14 марта по старому стилю (27 марта по н. ст.). Отсюда следует, что евреи иногда могут справлять пасху почти месяцем позже после григорианских христиан. Так было в 1891 и в 1894 гг., и в течение столетия (18511950) предоставлялось 15 таких случаев. В римской Церкви правила апостолов, Вселенского Собора и святых отцов упущены. Счет чисел с 1582 г. католики стали производить с разницей в 10 дней. Они 11 марта – день равноденствия – стали считать 21 марта, как и в 325 г. было, и постановили Пасху праздновать в первый воскресный день за полнолунием – в самый день действительного равноденствия или после него. Уменьшили число високосных дней. Пасхальные границы стали считать 22 марта и 25 апреля по новому стилю. И к чему это привело? Известно, что иудеи не празднуют пасху прежде 14-го числа марта по старому стилю, или 27 марта по новому стилю... Католики стали нарушать правила Соборов и иногда праздновать Пасху прежде иудеев, как было в 1864, 1872, 1883, 1891 гг., и вместе с иудеями, как в 1805, 1825, 1903, 1927, 1981 гг., и это потому, что католики в новых своих пасхальных границах допустили ошибки, хотя и Пасха у них после равноденствия в воскресный день. По таблицам католиков, полнолуние иногда совпадает с субботой, а по вычислениям иудеев, у которых счет вернее, оно совпадает с воскресеньем, в которое на самом деле наступает полнолуние. Тогда христиане Запада и иудеи празднуют Пасху в один и тот же день. Но у православных такие случаи невозможны. Вот почему Православная Церковь не может принять григорианский стиль. Еще предлагают праздновать Пасху по-прежнему, но только исключить из нашего года 13 дней и считать числа по новому стилю. Тогда наш последний предел Пасхи, 25 апреля, будет 8 мая. Тогда в некоторые годы Пасха будет в начале мая, а Пятидесятница в конце июня, для поста апостолов Петра и Павла не остается времени, и день этих святых наступит сразу после праздника Святой Троицы. Так что, пока весеннее равноденствие не дошло до последних чисел февраля и бывает в весеннем месяце марте, для юлианского календаря неважно уравнение с астрономическим годом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Архимандриту, тогда она садится и плачет. Мальчик, который сидел у него за столом, выбежал на улицу и оповестил людей, что я побил о. Архимандрита и м. Августу. Скоро собралось человек 10-15, которые грозили мне кулаками: разбойник, как ты смеешь бить любимого нашего о. Архимандрита и проч… С трудом убедили людей, что я не бил и не могу об этом и подумать. Они успокоились и разошлись. 6 го в 1 час дня собралось во дворе монастыря около 100 человек мужчин и женщин, которые вызвали меня и говорят: «Если ты будешь служить по новому [стилю] и не будешь признавать о. Архимандрита настоятелем монастыря, то мы тебя разорвем на куски». В это время явилась полиция и потребовала закрыть монастырские ворота и все двери в помещение. В присутствии полиции закрывал двери мо моему распоряжению Иеромонах Леонид. Тогда народ, бросал камнями в него и силою ломились в двери, говоря, что монастырь есть народное достояние и вы не имеете права закрывать. Полиция стояла на улице и убеждала людей не мешаться в монастырские дела, а о. Архимандрит стоял у окна и благословлял. Тогда несколько молодых парней и женщин перескочили через забор во двор и силою вырвали у Иеромонаха Леонида ключи, говоря, уходи, а то убьем. Тогда полиция их арестовала. Я стоял в коридоре, наблюдая за всем. 8 го приехал сенатор Богданович , который ко мне не явился и к себе меня не позвал, но ходил по домам, собирал подписи и допросы, собирал людей, говорил речи, которыми возбуждал не подчиняться новому стилю и новому управлению Жировицкого монастыря. 9 и 10 в присутствии Богдановича о. Архимандрит служил в своем помещении и под колокольней всенощную, обедницу и акафист, говорил проповеди, которыми возбуждал окружающее население не подчиняться новому стилю и не ходить в монастырскую церковь, потому что она уже передана католикам и прочее, а чтобы ходили к нему, он будет совершать все Богослужения по старому [стилю] в колокольне и в кладбищенской церкви, что и продолжает до сего дня, не смотря на то, что два раза приезжал Слонимский благочинный, предупредил его не служить и не собирать людей.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Почему старый стиль точнее нового стиля 05 октября 2002, 11:49 Владимир Губанов (В приведенных речениях сочинителей, слова в круглых скобках – подлинника. Слова в прямоугольных скобках–наши пояснения, В.Г.). У православных христиан новый год начинается осенью, 1-го числа месяца септемврия (1-го септемврия по старому стилю– это 14 сентября по новому стилю): так по месяцеслову, по уставу Церкви, который обязателен для всех, и священников и мipяh. До 1492-го года в России новый год начинался весною 1-го марта. Это начало древнее и разумнее, нежели начало года 1-го сентября или тем паче 1-го января; но оно было оставлено. То, что раньше новый год начинался весною, видим в Богослужебном пасхальном каноне, который употребляется в Церкви и по которому счет ведется именно от Пасхи, от Воскресения Христова, там говорится: " 1-ое воскресение по пасхе " , " 2-ое воскресение по пасхе " , и так далее. Итак, уже три новых года: один весенний 1-го марта, второй осенний 1-го сентября, и третий зимний, гражданский новый год, 1-го января. Учитывая по старому и по новому стилю, получаем шесть Новых годов в одном году. Каков смысл происхождения этих летосчислений? Жизнь на земле была не всегда, поэтому весьма разумно, что начало жизни, весна жизни – это и есть начало года,– так появился весенний Новый год. Но когда урожай созрел и собран, естественно год закончился, – так появился осенний Новый год. Кстати, и у детей новый учебный год начинается осенью 1-го сентября. А зимний, гражданский Новый год был введен в России по указу царя Петра I в 1700-м году, впрочем по указу Петра дозволялось пользоваться сразу двумя календарями с двумя новыми годами, и сентябрьским и январским. Новое летосчисление, которым пользуются ныне, было введено в 1582-м году по указу римского папы Григория, и потому оно называется григорианским календарем, или новым стилем. К тому времени римские папы уже не были православными и устраивали войны против православных стран, Византии и России (и даже католический орден крестоносцев воевал против католической Польши!).

http://zavet.ru/a/page_all_99.html

В. Легойда — Спасибо вам за прекрасную рекламу, мне бы захотелось прочитать это… (смеется) А. Митрофанова — «Нам далеко до Мюнхгаузена». То есть аналогия напрашивается… «Никогда такого не было, и вот опять Рождество». А в чем суть праздника? К чему вы сводите ваш текст? Феномен некий. Ни в какой культуре мира… В. Легойда — Там есть про все. И про личное измерение. Что это может значить и для каждого конкретного человека, что это означало в истории, в истории — в смысле момента, 2000 лет назад, что это означает для истории человечества как такового. Потому что мы являемся людьми верующими или не верующими, признаем ли мы Христа… А. Митрофанова — Вы шкалу какую-то предлагаете, как это определить? В. Легойда — Нет-нет-нет. Я как раз сейчас и попытаюсь ответить. Знаем мы о Христе или не знаем, но мы так или иначе большинство живущих на планете людей сегодня, они делят историю до Рождества Христова и после. Просто каждый раз это происходит, когда мы пишем дату. Потому что дата связана именно с этим событием. Человек волей неволей с этим событием связан и утверждает важность этого события, просто ставя год. А. Пичугин — Нельзя не вспомнить, что сегодня как раз Рождество по новому стилю. И большинство братьев-христиан … так принято говорить «католическое Рождество», а большинство православных церквей отмечают Рождество именно сегодня, поэтому, пользуясь случаем, давайте поздравим… В. Легойда — Поздравим, конечно. А. Митрофанова — Действительно. В. Легойда — Хорошо, что вы об этом сказали. Потому что многие не знают, что и поместные православные Церкви празднуют. А. Митрофанова — Дело в том, что это мы отмечаем 7 января Рождества, это камень преткновения уже давний и предлагают переносить дату на 25. В. Легойда — Я не думаю, что это камень преткновения, просто есть определенные традиции, от которых не факт, что нужно быстро отказываться. А. Митрофанова — Напоминаю, что в гостях программы «Светлый вечер», как всегда по пятницам, Владимир Легойда. А. Пичугин — Владимир Романович, то, о чем мы буквально полминуты назад говорили, недели три назад православный сегмент Интернета облетела интересная публикация, где автор её предлагал не лукавить, не то, что он предлагал взять и перейти на новый стиль, отмечать Рождество 25-го числа, но он предлагал задуматься над тем, что мы действительно немного лукавим, отмечая даже внутри Церкви все наши прочие даты, не связанные с богослужебной традицией по новому стилю, а богослужебные по старому. Мы поздравляем членов прихода с его днем рождения по новому стилю, мы отмечаем все важные события по новому стилю, а вот богослужение все идут по старому. Вы, наверное, помните этот текст, там автор предлагает задуматься, что мы где-то немного лукавим.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

И если мы будем попускать экуменистам и модернистам читать слово Божие в церкви и совершать Богослужение на разговорном русском языке вместо Богом данного языка церковно-славянского, то утратим благодать Божию – превратимся в лжекатоликов и протестантов. И уподобимся свиньям, топчущим бисер словесный, и псам, попирающим святыню, как сказал Христос. Но Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. Умышленно оставив Бога, мы будем оставлены Богом навсегда. Да не будет сего! Да будет с нами Бог! Ибо все святые молятся о нас; ибо и мы молимся всем святым православным. Мы каждый год ожидаем схождения Благодатного огня на гроб Господень, и огонь от Бога с неба сходит к нам, на нашу православную Пасху, которую мы празднуем по старому стилю, а по новому стилю благодатный огонь не сходит. Римские лжекатолики и протестанты не получают святого огня, он не сходит на их безблагодатную пасху; этот огонь святой, он не обжигает верных, он утверждает нас в вере, надежде и любви к Богу. Да, у нас есть надежда на Бога, Творца, Спасителя и Отца всех христиан, Просветителя народов. Веруем, Боже, помоги нам всегда быть с Тобою, прикасаться, хотя бы мыслию, края ризы Твоей. Аминь. Об авторе. Издания автора, в неполном перечне. 1. Православный месяцеслов – Церковный календарь на 10 лет: 1997–2006 г.г.; 192 стр., автор и составитель Владимир Губанов; есть и другие издания сего месяцеслова, из которых первое было рассчитано на 1993–2002 г.г., оно получило устное благословение митрополита Питирима (Нечаева), главы издательского отдела Русской Православной Церкви. Сотрудник издательства сказал владыке Питириму: – в Месяцеслове среди святых находится царская семья, Государь, его жена, их дети, а они в нашей Церкви не прославлены. Владыка отвечал: «Месяцеслов-календарь рассчитан на 10 лет, за это время их прославят». Предсказание владыки сбылось: царская семья была канонизирована в 2000 году в лике страстотерпцев (за 2 года до конца счисления по месяцеслову). В Месяцеслове, вероятно впервые в России после 1917 года, начало церковного года – 1-го сентября по старому стилю (в изданиях патриархийных до сего дня церковный календарь начинается 1-го января). В месяцеслове-календаре все даты на 10 лет даны по старому стилю и по новому стилю; здесь же, в издании 1993 года, впервые помещена краткая статья автора «Почему старый стиль точнее нового стиля», написанная в 1988-1989 г.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/31/...

   Неужели это кому-нибудь может быть неясно?    Но кроме благотворительности мы видим много и других предлогов к этим нескончаемым увеселениям. Например, так называемая «встреча Нового Года». Сколько боролись наши пастыри в предреволюционной России с этой «гражданской встречей», которая носит вполне языческий характер и основана на суеверном убеждении язычников, что чем веселее встретить момент наступления Нового Года, тем счастливее будет наступающий год. Напрасно внушалось русским людям, что наше счастие зависит только от Бога, а потому Новый Год надо встречать не танцами и не пьянством, а молитвою.А теперь заграницей додумались даже до такой нелепости, как двойная «встреча Нового Года» — и по новому и по старому стилю. И что безсмысленнее всего, «встречают» Новый Год по старому стилю даже те, которые старый стиль принципиально отвергают.    Радуются тому, что находят еще лишний повод к веселию!    «Встречающие» Новый Год по новому стилю нисколько не желают считаться с тем, что это — дни Рождественского поста, когда Св. Церковь наша призывает нас молитвою и постом достойно подготовить себя к великому празднику Рождества Христова и когда неуместно, поэтому, никакое веселие и недопустимо вкушение скоромной пищи.    Устроители и участники всех этих «пьянящих», как они сами выражаются, увеселений любят обыкновенно в оправдание свое ссылаться на то, что все это позволялось и было принято еще в «царской России».    Весьма плохое оправдание!    Потому-то царскую Россию и постигло такое страшное крушение, что к началу «ХХ-го столетия все религиозно-нравственные устои жизни в России были окончательно подорваны. Торжество безбожного большевизма систематически и задолго до 1917 года подготовлялось. В течение весьма длительного периода времени шла эта упорная и планомерная работа по расшатыванию всех религиозно-нравственных основ русской народной жизни. И в этой работе видное место занимала борьба против христианских праздников и постов. До такой степени, что даже наши гражданине законы — Законы Российской Империи, в начале во всем согласовавшиеся с уставами Церкви, постепенно все более и более ослабляли строгость своих требований. Тем не менее все же до самого начала ХХ-го столетия мы видим, насколько строго еще оберегала ваша государственная власть святость праздничных дней и постов. Вот, напр., текст Закона ОБ ОХРАНЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ, глава XXV:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

При церкви имелась богатая библиотека. В течение 19-го столетия были сделаны ценные пожертвования прихожанами, в частности, на собранные средства в конце 19-го века был заказан «художнику первой степени по архитектуре Николаю Дмитриевичу Прокофьеву... престол из серебра» скульптурной работы. Таким образом, на всём протяжении 19-го века церковь постоянно благоукрашалась. По свидетельству книги Пушкарёва «Описание Санкт-Петербурга» празднество храма совершалось в самый день Рождества Иоанна Предтечи - 24 июня (7 июля по новому стилю). «Торжественных крестных ходов при сей церкви не бывает. В праздники Богоявления, Преполовения и 1-го августа (14-го по новому стилю) происходит крестное хождение на реку Неву для освящения воды, после чего окропляется внутренность дворца. При сих крестных ходах иногда любили присутствовать частным образом императоры Павел I и Александр I. Император Павел I иногда прежде торжественного освящения воды при Зимнем Дворце изволил прежде присутствовать при освящении воды в праздник Богоявления на Каменном острове. Почему там была совершаема ранняя обедня и после нее крестный ход на воду в его присутствии. ...Случалось, что обедню певали вольноприходящие из крестьян и его величество не только не изволил пренебрегать сими певчими, но иногда изъявлял свое удовольствие, одаривая их серебряными рублями. Вообще, император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви... Александр I также любил в Каменноостровской церкви изливать свои теплые молитвы». Таковы свидетельства современников. С восшествием на престол Александра I Каменноостровский дворец становится любимой его резиденцией. В начальный период его царствования здесь собирается «Негласный комитет», обсуждаются проекты преобразования России. Александр I, как человек глубоко верующий, часто молился в церкви Рождества Иоанна Предтечи. В Отечественную войну 1812 года здесь ему была поднесена икона Толгской Божией Матери, которая сопровождала его во всех походах. В своём дворцовом кабинете 6 августа 1812 года император поручил М.И. Кутузову командование русской армией, и, надо думать, что великий полководец не уехал с Каменного острова, не испросив у Господа и Божией Матери помощи в столь трудный для Отечества и ответственный для него самого час. Весть о Бородинском сражении Александр I получил также в церкви, находясь на молитве.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

В третье воскресение, приготовляющее нас к Великому Посту, мы слушаем чтение притчи о Блудном сыне (Лука 15, 11-32). В притче и в стихирах этого дня говорится о покаянии человека, возвращающегося из самовольного изгнания. Нам рассказывается о блудном (морально заблудившемся) человеке, который ушел в далекую страну и там истратил все, что он имел. Далекая страна! Это единственное определение состояния человека, которое мы должны принять и усвоить, когда мы приближаемся к Богу. Сегодня часто происходит так, что в Церковь приходит только один член семьи, а его родные не только сами не желают воцерковляться, но и восстают на него за излишнее усердие. Как в таком случае христианину сохранить мир в семье, не поступаясь верностью Богу и Церкви? Ответить на этот вопрос мы попросили священника Игоря ФИЛИНА: - Господь сказал: Я - меч разделяющий и враги человеку домашние его. Поэтому христианин должен быть готов к тому, что неверующая семья на него восстанет. Православная Церковь готовит свою паству к Царству Божиему, которое начинается в глубине человеческих сердец, среди страданий и превратностей земного бытия и раскрывается в вечности. Запад же хочет построить Царство Божие здесь, на земле: церковь - с институтами и прерогативами государства, во главе которого стоят монарх и теург - папа с властью самодержца. Сторонникам календарной реформы выступали папы Сикст IV, Климент VII, Григорий XIII - при котором и была осуществлена реформа. Небольшая статья о сути таинства крещения и о том, что происходит во время крещения. РАЗГОВОР О ТОМ, зачем человек приходит ко Крещению, нужно начать с повествования о том времени, когда Бог сотворил весь мир и людей, поставив их господствовать в новом мире. Он наделил людей сознанием и свободой, чтобы они имели счастье любить, ибо любовь невозможна ни без сознания, ни без свободы. Любовь есть наивысшее благо, и этим наивысшим благом Господь Бог наделил людей, потому что Сам безмерно возлюбил их. У православных христиан новый год начинается осенью, 1-го числа месяца септемврия (1-го септемврия по старому стилю это 14 сентября по новому стилю): так по месяцеслову, по уставу Церкви, который обязателен для всех, и священников и мipяh. До 1492-го года в России новый год начинался весною 1-го марта. Это начало древнее и разумнее, нежели начало года 1-го сентября или тем паче 1-го января но оно было оставлено. То, что раньше новый год начинался весною, видим в Богослужебном пасхальном каноне, который употребляется в Церкви и по которому счет ведется именно от Пасхи, от Воскресения Христова, там говорится: 1-ое воскресение по пасхе, 2-ое воскресение по пасхе, и так далее.

http://zavet.ru/a/index_all_19.html

Не все страны принимали новый календарь просто. Так, например, в Великобритании в XVIII веке были даже бунты под девизом «Верните наши одиннадцать дней!». Гравюру Хогарта с таким названием помните? Это про решение короля Георга II от 1752 года. Смешно получилось со Швецией – там решили сначала просто отменять високосные дни на протяжении 40 лет. Но одновременно началась Северная война с Россией, и про тактику забыли. В итоге Карл XII решил вернуться к старому стилю, но в 1711 году два дня уже отыграли. Вернули в 1712 году, в феврале. Так получился самый длинный шведский февраль: до 30 февраля… В каждой стране переход сопровождался своими тонкостями, и, надо сказать, Россия не была среди самых последних стран, до конца сопротивляющихся новому стилю и велению астрономии. В 1919 году на новый стиль перешли в Румынии и Югославии, в 1923 году – Греция, в 1926 году – Турция… А Эфиопия и поныне живет по юлианскому календарю – и ничего, справляются как-то. В завершение о старых и новых стилях нужно сказать еще вот что. Сейчас почему-то даже в выступлениях и текстах «официальных» историков или чиновников приходится встречать совершенно дикие вещи, связанные со старым и новым стилями. Так, автор своими глазами видел такой текст: Ледовое побоище состоялось 5 (18) апреля 1242 года. Конечно, тогда расхождение между календарями было меньшим – всего семь дней. Однако если речь идет о памяти святого, тогда все будет сложнее. Есть хороший пример с днем памяти св. Федора Ушакова. Он скончался 2 октября 1817 года. В Европе в этот день уже везде было 14 октября (разница 12 дней между календарями). Однако Церковь празднует день памяти святого флотоводца и ныне 2 октября, что приходится уже на 15 октября нового стиля. Поэтому в прошлом году 200-летие со дня кончины Ушакова отмечалось в миру 14 октября, а Церковь поминала св. Феодора 15-го. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/novomu-stilyu-v-rossii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010