Нечика кн. Василий Васильевич Звенигородский, начало XVI в. Нечка Локотаев [см. Локотаев], крестьянин, 1613 г., Соль Вычегодская Неша , крестьянин, 1545 г., Новгород Нивин Алексей Кузьмин, крестьянин, 1525 г., Белоозеро Низенький Михаил Федорович Аксаков [см. Аксак], 1577 г. Низовец, Низовцев : Низовец Васильевич Уваров [см. Уваровы], вторая половина XVI в., Смоленск; Иван Тверитин и Никита Денисьев Низовцевы, середина XVI в., Зубцов Ниха , крестьянин, 1545 г., Новгород Новиков Семен Меркулович, середина XVI в., Кашира и Рязань; от него – Новиковы; Иван Андреевич , 1627 г., Коломна [см. Курдюк] Новик – вновь поверстанный на службу парень Новичко и Новиша , крестьяне, XVI в., Новгород Новокщеновы , несколько родов татарских новокрещенов, вв. [см. Будай] Новосад Григорий, крестьянин, 1620 г., Курмыш Новосилец, Новосильцев : Юрий Новоселец, боярин кн. Владимира Андреевича Серпуховского, вторая половина XIV в.; от него – Новосильцевы [см. Баламут, Домашний, Жекула, Жукола, Каур, Китай, Лунь, Станище, Темка, Хилин, Шала] Новосилец – новосел Новотор Нога, Ногин : Борис Васильевич, вторая половина XV в., Углич; Ногины, вторая половина XV в., Углич; вторая половина XVI в., Псковский уезд Ноги см. Короткие Ноги Ногавица : Василий Иванович Слизнев [см. Слизень], вторая половина XV в.; кн. Петр Федорович Засекин [см. Засека], 1560 г.; Толстая Ногавица, крестьянин, 1564г., Заонежье Ногавицы – чулки или обмотки на ногах к лаптям или башмакам Ноготок кн. Василий Андреевич Оболенский, 1495–1536 гг.; от него – князья Ноготковы-Оболенские Ноготь, Ногтевы : кн. Дмитрий Константинович Ноготь Суздальский, 1350–1375 гг.; от него – князья Ногтевы Ножнев Русин [см. Русин], царский конюх, 1573 г. Ноздреватый, Нозреватого : кн. Василий Иванович Ноздреватый-Звенигородский, окольничий, 1519 г.; Василий Степанович Ноздреватого, 1597 г., Тула [см. Токмак] Ноздруй Андреев, крестьянин, 1593 г., Арзамас Ноздрун, Ноздрунов : кн. Иван Иванович Ноздрун Жировой-Засекин [см. Жировой, Засека], начало XVI в.; Иван и Михаил Григорьевичи Ноздруновы, 1540 г., Тверь

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Соч. (избр.): Отдаточные книги Троице-Сергиева мон-ря 1649-1650 гг.//ИА. 1953. Вып. 8. С. 198-220; Копийные книги Троице-Сергиева мон-ря XVI в.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1956. Вып. 18. С. 3-47; Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.: Ч. 1//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 302-376; То же: Ч. 2//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 129-200; То же: Ч. 3//АЕ за 1966 г. М., 1968. С. 197-253 (совм. с В. Д. Назаровым и Б. Н. Флорей); Социально-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; Очерки рус. дипломатики. М., 1970; Богословская преамбула жалованных грамот//ВИД. 1973. Вып. 5. С. 81-107; Монастырские док-ты о полит. борьбе сер. XVI в.//АЕ за 1973 г. М., 1974. С. 29-42; К изучению формуляра великокняжеских жалованных грамот кон. XIV - нач. XVI в.//ВИД. 1979. Вып. 11. С. 238-251; Рус. дипломатика. М., 1988; Финансы средневек. Руси. М., 1988; К вопросу о типологии фальсификаций источников эпохи средневековья: Ч. 1//АЕ за 1988 г. М., 1989. С. 25-30; То же: Ч. 2//АЕ за 1989 г. М., 1990. С. 50-54; То же: Ч. 3//АЕ за 1990 г. М., 1992. С. 34-40; То же: Ч. 4//АЕ за 1991 г. М., 1994. С. 33-41; К предыстории идеи «Москва - Третий Рим»//Обществ. сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 262-273; Церк. юрисдикция в кон. XIV - нач. XVI в.//Церковь, общество и гос-во в феод. России: Сб. ст. М., 1990. С. 151-163; К вопросу о численности рус. войска и народонаселения в XVI в.//Реализм ист. мышления: Проблемы отеч. истории периода феодализма: Чт., посвящ. памяти А. Л. Станиславского. М., 1991. С. 112-115; Царский синодик 50-х гг. XVI в.//Ист. генеалогия. Екатеринбург; П., 1993. Вып. 2. С. 44-67; Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; Актовая археография. М., 1998; Жалованные акты на Руси XII-XIV вв.//Средневек. Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 21-45; К теории и практике сравнительного источниковедения//Норна у источника Судьбы: Сб. ст. в честь Е. А. Мельниковой. М., 2001. С. 158-168; Теория собственности вообще и феод. собственность в частности//Собственность в России: Средневековье и раннее Новое время/Отв. ред.: Н. А. Горская. М., 2001. С. 7-40; Древнейшее московское Евангелие и его двинской адресат//Средневек. Русь. 2004. Вып. 4. С. 252-298 (совм. с Л. В. Столяровой); Россия и греч. мир в XVI в.: [Сб. док-тов и мат-лов]. М., 2004. Т. 1 (совм. с Л. В. Столяровой и Б. Н. Фонкичем); По следам троицких копийных книг XVI в.: (Погодинский сб. 1846 г. и архив Троице-Сергиева мон-ря)//Перечень актов архива Троице-Сергиева мон-ря, 1505-1537. М., 2007. С. 55-238; Книга в Древней Руси (XI-XVI вв.). М., 2010 (совм. с Л. В. Столяровой).

http://pravenc.ru/text/1683989.html

По сих летом некиим мимошедшим, отъкры Бог угоднику своему преподобному Паисию, яко святая его душа от тела разлучитися и от трудов земных, в нихъже на земли пребывая, упокоение прияти и со всеми святыми в Царствии Небесном во дворех его витати имать. Преподобный же Паисий, егда о сем от Бога известися, тогда наипаче начат в молитвах и трудех, во бдениих и пощениих пребывати и ко исходу себе предъуготовляти день и нощь, братию же выну поучая и глаголя: «Ведите убо, о, братия моя возълюбленная, яко близ есть день Господень великий и просвещенный, и день жития нашего преклонился есть к вечеру, и сего ради, Дóндеже не варит 3198 вечер, и не зайдет солнце, и не затворятся двери Царствия Христова, потщитеся, о, братия моя, достигнута в не 3199 . А донеле же в житии сем имате пребывати, выну в молитвах и трудех, во бдениих и пощениих себе упраждняйте, между себе любовь имейте, превозношение и гордыню далече от себе отъжените, вместо же того смирение Христово восприимите и всегда себе мертвы быта вменяйте мирови, и ничтоже от мирских помышляйте, но выну желание свое имейте, како угодити Богови; смерть же пред очима своима сердечныма выну имейте, помышляюще день той скорбный, в онъже душа от тела разлучитися имат. И како убежати князей оных воздушных, вси грехи человечестии написаны в руках имущих? Како же предстати и явитися пред лицем Неумытнаго Судии, страшен бо есть? И кто стерпит день входа его? Тогда бо ангели въ трубы вострубят и мертвыя от гроб возбудят 3200 ; тогда земля потрясется, и камение распадется 3201 ; тогда престоли поставятся и Судия сядет 3202 , пред ним же ангелом предстоящим, человеком въводимым, книгам разгибаемым, делом испытуемыми помыслом истязуемым 3203 . Кий тогда сътрах будет пожившим во гресех? Тогда Сътрашный и Неумытный Судия во услышание всем един глас возгласит, обаче двояко слышатися будет, по писанному: „Единою глагола Бог – двоя сия слышах” 3204 . И глас той, от уст Страшнаго Судии исходящий, паче меня обоюдуостра 3205 имать разсекати грешных от праведных. Праведным убо, стоящим одесную 3206 престола Господня, слышано будет сие: „Приидите, благословении Отца моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира” 3207 . Сущим же ошую 3208 глас той слышан будет сице: „Отъидете от мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и агъгелом его” 3209 . Сия вся услышат грешницы, ошую стоящий, что сотворити имут, не веде, или кое оправдание приносити восхотя. Воистинну, несть тогда им избавляющаго, ни помогающаго. Тогда убо река огненная клокочющи потечет и вся грешники в себе пожрет. И сего ради дне грознаго и страшнаго должно есть нам, братия моя возлюбленная, выну пещися, да избудем шуяго, причастницы же будем деснаго стояния». И тако часто поучая их и о смерти своей сими словесы являя им тайне, а не яве. Братиям же не разумеюшим о сем, чесого ради о смерти и о Страшном суде часто к ним беседует.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Земля продана петербургскому купцу Василию Никифорову Власову, по несостоятельности его перепродана коллежскому ассесору Николаю Степановичу Львову. За нее выручено 18100 руб. сер. 87 Из писцовой книги 1717 г. на церковную землю видно, что на пустоши Меркеле (или Мерякюля – приморская деревня) стояли тогда две харчевни обывателей – Данилы Федорова и Федора Кирилова. 90 В церковном архиве есть копия с репорта церковного причта в духовную консисторию. В репорте говорится, что « церковь построена в 1718 году, тщанием и радением приходских людей и к оной церкви определены: священник с церковнослужителями, и жалованья ни откуда не определено, только пахатной земли и сенных покосов по ту церковь отмежевано 30 десятин». 91 Сколько стоило построение и украшение храма, неизвестно. В расходной книге показана сумма в 11228 р. асс. (3208 р. с.), но этой суммы очевидно было недостаточно. Самим Рубцовым пожертвовано на этот предмет до 2000 р. ас. 92 Ныне священник получает 220 р., псаломщики по 70 р., диакон, кроме псаломщицкого жалованья, получает 150 р. от прихожан; капиталов причта, в билетах, 200 р. 94 Прежде к здешнему приходу принадлежали еще следующие деревни: 1) Новая деревня или Малочертова, в версте от церкви, принадлежавшая прежде генерал-майору Алексею Ивановичу Глебову, а с 1805 г. графу Алексею Романовичу Воронцову; он отпустил крестьян на волю и тогда они частью приписались в мещанство, частью поселились на р. Ижоре, близ московского шоссе; 2) деревня Головино или Сахарова, близ деревни Феклистово, состоявшая из 2 православных и 5 лютеранских семейств, и принадлежавшая г. Макарову. Около 1834 года часть их, за непослушание, сослана на поселение, а другая присоединена к деревне Феклистово. Бывшая здесь мыза Поповка, с частью земли, продана, около 1854 г., отставному корнету Александру Турчанинову, а им перепродана г. Тургеневу; 3) Малое Петрушино принадлежавшее в 1761 году, полковнику Никите Евстафьеву Бекетову, потом какой то княгине Марье Михайловне, с 1800 года князю Льву Александровичу Нарышкину, а с 1805 г. титулярному советнику Карлу Иванову; 4) Большое Петрушино владение сперва Дубянского, потом – Евстафия Максимова Ореуса, отчислены к приходу Анненского села; 5) Уст-Тосно сперва подчиненная 2 отделению Собственной Ее Величества канцелярии, с 1765 г. принадлежавшая генералу Алексею Григорьевичу Жеребцову, с 1821 г. Воеводскому, а потом – Мартыновым, в 1855 г. отнесена к Пеллинскому приходу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Быть может, некоторые из ефесян были в числе тех, которые, до глубины души, тронутые словом св. Петра, вопрошали свв. Апостолов: что нам делать? 3207 и, охотно приняв слово Его, крестились 3208 . Во всяком случае возвратившиеся в Ефес очевидцы иерусалимского чуда и слушатели пламенной речи св. Ап. Петра поведали там о виденном и слышанном. Это сообщение, воскресивши в памяти ефесян и ранее доходившие до них слухи из Палестины о Христе Иисусе, усилило в их обществе толки о Нем и оживило их религиозную жизнь. Ефесская синагога насторожила свое внимание. Когда стали доходить до Ефеса слухи о благовестнической деятельности св. Апостола Павла в местах, не особенно далеких от Ефеса, о чудесах, совершаемых им, о многочисленных обращенцах в новую веру и об осно- —344— вании христианских церквей из иудеев и язычников в больших городах, подобных Ефесу, как напр., в Коринфе и Афинах, тогда, несомненно, религиозное оживление усилилось еще более. Очень возможно, что упоминаемый Ап. Павлом в Послании к Римлянам, Епенет (’Επαινετς) 3209 , первый христианин Асии 3210 , жил уже в то время в Ефесе или же приезжал сюда 3211 . Таковы были веяния христианства, которые коснулись Ефеса еще до первого прибытия в него св. Ап. Павла. Это были только слухи о новой вере, об Иисусе Христе, об Его великом Апостоле Павле и т. п. Прочного основания в Ефесе христианство еще не имело; иначе бы св. Павел, который старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании 3212 , не стремился бы в центр проконсульской Асии еще во время своего второго путешествия 3213 и, посетив Ефес в первый раз, не дал бы того обещания посетить его вторично, которое он на самом деле дал и исполнил 3214 . Первая истинно христианская проповедь в Ефесе раздалась непосредственно из уст самого св. Апостола Павла. Он, возвращаясь вместе со своими спутниками из своего второго благовестнического путешествия, плыл морем от Греции к Иерусалиму. Корабль, отплыв из Кенхрей, где св. Апостол остриг свои, полосы во исполнение данного им обета

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3206 Cf. Rev 3:14, where «beginning» is actually a divine title signifying the originator of creation (see 1:8,17; 2:8; 21:6; 22:13; Isa 44:6; 48:11–12; Josephus Ag. Ap. 2.190; Ant. 8.280). 3207 As is often recognized, e.g., Kennedy, Theology, 156; May, «Logos,» 446; Moule, Birth, 167; Bandstra, «Errorists,» 332; Johnston, Ephesians, 58; Longenecker, Christology, 145; Glasson, «Colossians I 18, 15,» 154–56. 3208 «First» could mean «greatest» in rank, power, or privilege (πρτος, Chariton 2.5.4), as could «firstborn» ( Gen 49:3–4 ; " Abot R. Nat. 24, §49 B; Midr. Pss. 5, §4; cf. Pesiq. Rab. 49:7; Gibbs, Creation and Redemption, 103; Beasley-Murray, «Colossians 1:15–20,» 171; πρωττοκος in 1 Chr 5LXX translates Heb. ); «firstborn» could thus function as a title of Zeus (Protogonus in Damascius De principiis 123 bis, sixth century C.E., in Grant, Religions, 107), other pagan deities («Hymn to Amon-Re,» ANET, 365; PGM 1.198–199, 342–343; 13.188; Isis as prima caelitum in Apuleius Metam. 11.4; Guthrie, Orpheus, 96–97), the true God (Isa 41:4; Gen. Rab. 63:8; Pesiq. Rab. 51:3; Marmorstein, Names, 97–98). More significantly, however, «firstborn» also was Wisdom language (Philo Quest. Gen. 4.97) or Logos language (Philo Confusion 63, 146; Agric. 51; Dreams 1.215; all from Lohse, Colossians, 48; cf. Lightfoot, Colossians, 146; for Justin, see 1 Apo1. 21; Osborn, Justin, 28–29) and could be applied to Torah (Davies, Paul, 151). 3210 Aune, Environment, 48, citing Polybius 1.5.1; 5.31.1–2; Tacitus Hist. 1.1.1; Dionysius of Halicarnassus R.A. 1.8.4. It also can represent the «beginning» of tradition (Luke 1:1) or narration (Apollonius of Rhodes 1.1). 3213         L.A.B. 32(tr., OTP2:346); cf. 1QH 1.19–20. Contrast idols, which were not really «from the beginning,» π» ρχς (Wis 14:13). 3214         Sipre Deut. 37.1.3 (but some others contend for the sanctuary or the land of Israel). 3217         Gen. Rab. 1:4. Hamerton-Kelly suggests that the préexistence of all was actual in the baraita in b. Ned. 39b; Pesah. 54a. The later Platonic distinction between actual and ideal préexistence being limited to where it is explicitly stated (Gen. Rab. 1:4; Pre-existence, 20), some Platonic speculation may have affected conceptualizations earlier; cf. " Abot R. Nat. 37, §95 B, which lists the Ten Commandments as among ten things that preexisted in God " s plan. Further, God " s tabernacle «prepared from the beginning,» π» ρχς (Wis 9:8), may refer to the ideal tabernacle, the heavenly prototype.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Во время делопроизводства собора, однако же обнаружилось, что личный вопрос касательно патриарха был не единственным предметом разногласия между Римом и Константинополем. Римляне жаловались, что послание папы было искажено во время чтения, греки говорили Игнатию, что его церковь низведена была на степень рабыни Рима; но сам Игнатий с такой же решительностью, как и Фотий, готов был отстаивать юрисдикцию своей кафедры над Болгарией. B Константинополе находились послы из этой страны, и их глава (неизвестно, под чьим влиянием) опять заколебался в своей церковной верности. Послы, будучи приглашены к императору вместе с Игнатием, римскими легатами и представителями восточных патриархов, спрашивали, к какой церкви должны они считать принадлежащею свою страну. Восточные спрашивали, к какой церкви она принадлежала в качестве провинции империи и каковое в ней было духовенство во время болгарского завоевания, греческое или латинское. На это последовал ответ, что провинция была подчинена Константинополю, и что духовенство в ней было греческое, и на этих основаниях выводилось заключение, что Болгария должна принадлежать патриарху Константинопольскому. Римские легаты, однако же, оспаривали эти факты и передали Игнатию письмо от папы, в котором ему советовалось не вмешиваться в это дело. Патриарх принял письмо весьма почтительно, но не обратил на него никакого дальнейшего внимания. Император отпустил легатов с холодностью. Игнатий в том же году посвятил архиепископа для Болгарии, и в короткое время все латинское духовенство было изгнано из этой страны 3208 . Иоанн VIII писал болгарам (877 г.), увещевая их возвратиться к общению с римской церковью, которую они сначала избрали, и предостерегая их от опасности связи с греками, которые, говорил он, всегда находились в той или другой ереси 3209 . Папа писал также к Игнатию, что так как он обязан был своим саном апостольской кафедре, то он и потеряет его, если будет удерживать за собой Болгарию. Греческому духовенству предписывалось удалиться в течении тридцати дней, и Игнатию угрожало отлучение и низложение, если он не исполнит этого приказания. Письма подобного же рода были написаны и к королю Болгарии и греческому духовенству этой страны, и вероятно произошло бы сильное столкновение, если бы не смерть Игнатия, последовавшая в октябре 877 года 3210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

называть ли Марию Богородицей – θεοτκος или человекородицей νθροποτκος 3201 . Этим только и можно объяснить, почему этим вопросом в Константинополе так много занимались. Прежде чем выступил сам Несторий, по Сократу 3202 , против θεοτκος высказался близко стоявший к нему, единомышленный пресвитер Анастасий 3203 . Современные ему источники этого не знают. Если это и факт, то факт, говорит Лоофс 3204 , ничего не значащий. Чтобы сам Несторий сказал такую проповедь и именно 25 декабря 428 г., это ничем не доказуемое предположение Гарнье 3205 , и это тем более, что позднее об этом ничего не было известно 3206 . Вскоре за ней последовали другие. Что было высказано в первой, заставило идти по тому же пути и последующие проповеди. Впрочем, это не необходимо. Достаточно, что Несторий сурово ополчился против θεοτκος. «Имеет ли Бог матерь? Свободный эллин приписывал матерь богам... Нет, любезнейший, Мария не родила Бога..., но она родила человека, θετητος ργανον» 3207 . Отсюда было не далеко до признания Христа простым человеком. Между тем интерес не уменьшать божества Иисуса как раз являлся причиной для его возражения: «Non peperit creatura increabilem..., non creavit deum verbum spiritus sanctus», говорил Несторий уже в первой проповеди 3208 . Позднее 3209 хулителей Богородицы – θεοτκος причислили к арианам, между тем по мнению Нестория: «пустое говорят, когда по отношению к Богу Отцу, который старше, признают Бога-Слова по возрасту младшим. Они производятъ его в последующие времена от Марии, и Богу, создателю времен, дают мать, жившую во времени» 3210 . Вторым упреком Несторию ставилась хула его на Марию, что легко связывалось с понятием θεοτκος: «употребляя слово Богоприемница, мы не уравниваем Деву с Богом» 3211 . Что слово θεοτκος может быть употребляемо правильно, этого Несторий в своей первой проповеди, наверное, не говорил, хотя отлично это знал 3212 , так как уже в одной из древнейших проповедей высказывал взгляд: «я уже часто говорил, что если кто между вами или между другими находит более почтительным слово Богородица, то я ничего не имею против этого слова, в самом деле не сделать же ее Божией Девой» 3213 . Но такое простое, без всякой задней мысли, употребление титула θεοτκος в начале его константинопольского периода является у него весьма редко. В виду опасности, заключающейся в слове Богородица 3214 он советует вместо θεοτκος употребление слова χριστοτκος 3215 . Уже в своей первой проповеди Несторий отдает предпочтение этому термину, так как последний, подобно терминам υς и κριος, указывает на две природы во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

—370— Сергей Константинович, Петр Симонович, Димитрий Феодрович 3206 и Алексей Васильевич Толоконников удостоены наград, к которым были представлены, т. е. первые двое – Анны 2-й с короною, Д.Ф. – Анны 2-й, а Ал. В-ч – Владимира 4-й. Награды в высших наших сферах ныне щедрые: Петербургский и Киевский получили алмазные знаки на Андреевский орден, первый в 6250 р., второй – в 6025 р., наш Владыка – Андреевский орден, Симбирский – Владимира 2-й ст., Можайский, Вятский, Вологодский, Аккерманский и Ваше Высокопреподобие – Анны 1-й; Выборгский, Ректор Петерб. Семинарии и И.А. Ненарокомов – Владимира 3-й ст. – В Москве: Отец Никодим, Иван Николаевич Рождественский, Иван Федорыч Загорский и Александр Ильич Воскресенский – Владимира 4-й ст. (нововведение). Тот же орден и той же степени – ректор Казанской Дух. Академии. Митрополиты Петербургский и Киевский испрашивают у Государя повеления, когда ему благоугодно будет принять их для представления ему их личной благодарности за Монаршую милость. Иван Александрович Ненарокомов, ныне за обедом у него сообщивший мне эти подробности, поручил мне просить Ваше Высокопреподобие принять и от него поздравление с Монаршею милостью. Прося себе благословения Вашего Высокопреподобия, с совершеннейшим почтением и глубочайшею преданностью имею честь быть Вашего Высокопреподобия смиренный послушник э.-о. профессор Александр Лавров. 17 Апреля 1872. С.-Петербург. Новый Переулок. Д. 3, кв, 3. На покой уволен – Тобольский архиепископ Варлаам. 3207 —371— 34 Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший о. Ректор! Письмо Вашего Высокопреподобия от 27 Апреля я имел честь получить 29-го. Глубочайшую приношу Вашему Высокопреподобию благодарность за милостивые и исполненные не начальнической, а отеческой любви слова обращенные ко мне, ничтоже кроме повеленного сотворшему. Царские грамоты 3208 духовным лицам напечатаны в Правительственном Вестнике 30 Апреля, и я, бывши у Ивана Александровича, читал грамоты Москве. У негоже и по его благосклонности читал я собственною Его Императорского Величества рукою написанную карандашом резолюцию на всеподданнейшем докладе 29 Апр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3202 Лампадофорией или лампадодромией у древних греков назывался собственно бег с факелами. В этих бегах принимали участие главным образом юноши. Бега эти устраивались на призы, которые выигрывали юноши, пробежавшие известное расстояние с зажженным факелом или светильником Лампадофории соединялись с различными религиозными празднествами и торжествами, обычно в честь богов света и огня (Прометея, Пана), а также и верховного бога Зевса. 3204 Вил или Ваал – верховное божество вавилонян, бог солнца и света вообще. В честь его в Вавилоне был построен большой храм, имевший вид высокой четырехугольной башни. Здесь, в нижнем этаже, находилась постель и золотой стол, на который ежедневно жрецы полагали пищу, назначавшуюся для Вила. Вавилоняне считали Вила живым богом, который ест и пьет. Но обман этот был раскрыт пророком Даниилом ( Дан. 14:1–22 ). 3206 Здесь имеется в виду следующий случай из жизни св. апостола Петра, рассказанный в житии его (под 29 июня в Риме (незадолго до своей кончины), римские власти разыскивали его, чтобы предать смерти. По усиленной просьбе римских христиан, Петр решил скрыться от преследования врагов и с этою целью тайно ночью вышел из Рима. Когда Петр был уже близ городских ворот, ему явился Господь. Поклонившись Ему, Петр сказал: «Господи! Куда Ты идешь?» Господь ответил Петру: «Я иду в Рим, чтобы предать Себя на распятие вторично». Из этих слов Господа Петр понял, что Господь призывал его к страданию, и возвратился в Рим. Здесь он и пострадал в скором времени после этого. 3207 Симон-волхв – современный апостолу Петру иудей; происходил из Самарии, затем обучался философии и магии в Александрии; прославился как волшебник, обладавший магическою силою. Симон-волхв неоднократно ставил препятствия проповеднической деятельности ап. Петра, но всегда был им побеждаем. Историю борьбы ап. Петра с Симоном волхвом можно читать в Деян.8:9–25 и в повествовании о жизни св. апостола Петра (под 29 июня 3208 С именем Ираклии известно в древности около 20 городов; в данном случае разумеется Ираклия, находившаяся во Фракии и лежавшая близ Пропонтиды (Мраморного моря).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010