Образцы чеканного искусства (1838 ед. хр., среди них - 300 икон и крестов), ритуальная посуда и др. изделия хранились в церквах и мон-рях Грузии. Основную часть коллекции груз. ювелирных изделий (X-XIX вв.) составляют сокровищницы кутаисских, рачинских, лечхумских, шорапанских церквей и предметы груз. искусства, отличающиеся высоким мастерством исполнения и художественным изяществом: серебряная ставротека из Амбролаури (19×9,8 см; Кут. 3089, X в.); сребропозлащенные икона архангелов Михаила и Гавриила из Геби (66×33 см; Кут. 3155, XIII в.), рипида из Кутаиси (87,5×87,5 см; Кут. 3400, X в.), икона архангела из Лайлаши (39,7×20,7 см; Кут. 3170), икона-таблетка «Распятие». «Вознесение» (39,5×30 см; Кут. 3085, XII в.); злато-серебряная с эмалью Палеостомская икона Божией Матери из храма Баграта (135×92,5 см; Кут. 3149, XII в.), содержащая фрагменты чеканки XVI в. и описанная рус. послами А. И. Иевлевым и Н. М. Толочановым; серебряная панагия с изображением Божией Матери (5,5×5,3 см; Кут. 3361, XIV-XV вв.); серебряный крест из Баракони, созданный ювелиром Мамне (157×105 см; Кут. 3248, XVI в.); золотая икона Божией Матери из мон-ря Гелати, представляющая собой центральную часть триптиха (Кут. 3866, XVI в.); золотой оклад Четвероевангелия из Ткачири (13,5×8,8 см; Кут. 3272, XVI в.); серебряная икона свт. Николая из церкви в с. Квемо-Бари (34,5×22,5 см; Кут. 3180, XVI в.); сребропозлащенные киот из церкви в с. Кулаши (17,5×22 см; Кут. 3080, XVI в.), икона арх. Гавриила из церкви в с. Сори (23,3×31,5 см; Кут. 3208, XVI в.), крест с флага из церкви в с. Челиши (44,4×23,4 см; Кут. 3289, XVI в.), икона Божией Матери из Пицунды (29,4×4,5 см; Кут. 3081, XVII в.); икона «Распятие» из церкви в с. Хончиори (Кут. 3098, XI в.); сребропозлащенная икона Божией Матери из мон-ря Джручи (57×40 см; Кут. 3195, 1775 г.); серебряная икона вмч. Георгия из церкви в с. Орхви (Кут. 3202, X-XI вв.) и др. Вмч. Георгий Победоносец. Серебряная икона из мон-ря Гелати. XI в. Вмч. Георгий Победоносец. Серебряная икона из мон-ря Гелати.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

центры письменности за рубежом (мон-ри в Палестине, на Чёрной Горе в Сирии и др.). Толкование на Евангелие от Иоанна. 1053 г. (Кут. 484) Толкование на Евангелие от Иоанна. 1053 г. (Кут. 484) Наиболее ранние рукописи, хранящиеся в К. м.: Четвероевангелие-Апостол (Кут. 176, X в.; асомтаврули); 5-томный переводной агиографический метафрастический сборник визант. писателя XI в. Иоанна Ксифилина (Кут. 1-5), греч. оригинал к-рого утрачен; переводы прп. Евфимия Святогорца сочинений свт. Иоанна Златоуста «Толкование на Евангелие от Матфея» (Кут. 524, 1047-1048 гг.; нусхури) и «Толкование на Евангелие от Иоанна» (Кут. 484, 1053 г.; нусхури); Четвероевангелие из церкви Табори в пров. Лечхуми (Кут. 76, 1060 г.), к-рое было переписано в монастыре Калипос на Чёрной Горе в Антиохии с переведенного прп. Георгием Мтацмидели (Святогорцем) Четвероевангелия; переведенные прп. Ефремом Мцире с греческого на груз. язык гимнографические произведения (Кут. 22, XIII в.; пергамен, нусхури), где содержится также самый ранний из известных текст «Покаянного канона» царя св. Давида IV Строителя; произведения прп. Максима Исповедника , переведенные с греческого на груз. язык прп. Арсением Икалтойским (Кут. 23) и Иоанном Петрици (Кут. 14) (обе рукописи XII в., среди них - самая ранняя рукопись К. м., исполненная на бумаге); Гелатский Служебник (Кут. 657, XI-XII вв.), написанный золотыми чернилами на тонком пергамене и украшенный миниатюрами. Псалтирь. XVIII в. (Кут. 365) Псалтирь. XVIII в. (Кут. 365) В фондах К. м. хранится множество иллюминированных рукописей XI-XVIII вв., в т. ч. Четвероевангелие из церкви Табори (Кут. 76, 1060 г.), Четвероевангелия (Кут. 280, XI-XII вв.; Кут. 243, 1502 г.; Кут. 74, XI-XII вв.), Псалтирь (Кут. 365, XVIII в.) и др. «Акафист Пресв. Богородице» (Кут. 258, XVII в.) иллюминирован 72 миниатюрами с изображениями святых и сюжетов из НЗ. Некоторые рукописи, особенно миниатюрные, вставлены в позолоченные серебряные переплеты, украшенные растительным орнаментом и сюжетными композициями из НЗ: напр., Чалатское Четвероевангелие (Кут.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

185, XV в.), Рионское Четвероевангелие (Кут. 303, XII в.), Моцаметское Четвероевангелие (Кут. 182, XII в.). В коллекции представлены и образцы светской лит-ры, среди них - 8 списков соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (Кут. 205, 215, 383, XVII в., и др.), Словарь груз. языка Сулхана-Сабы (Орбелиани) (Кут. 300, XVIII в.), сборник законов царя Картли Вахтанга VI (Кут. 201, 1746 г.), Грамматика католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) (Кут. 198, 1782 г.), а также сочинения др. авторов в области лексикологии, права, языкознания и т. п. В музее хранится «История Грузии» грузинского историка царевича Вахушти Багратиони (Кут. 46, 1828 г.), переписанная мхедрули и поступившая в К. м. из монастыря Джручи. Коллекция старопечатных книг представлена 824 ед. хр. груз. типографических изданий, среди к-рых наиболее раннее - соч. «Давитиани» груз. царя Арчила II (М., 1705 г.) (Кут. 4652/42); первая в Закавказье напечатанная книга - Четвероевангелие (Тб., 1709) (Кут. 4849/239) и ее переиздания, осуществленные в типографиях царей Вахтанга VI, Ираклия II , Соломона II , митр. Тбилисского Афанасия (Амилахвари) и др., хранившиеся в мон-рях Зап. Грузии. Эти книги интересны оформлением и колофонами. Коллекция документов и архивов содержит 65 тыс. ед. хр. исторических документов XIV-XIX вв.: это царские грамоты, документы пожертвований, пожалований, юридические акты и т. д. Они имеют большое значение в изучении средневековой истории Грузии, напр. жалованная грамота царя Баграта III (Кут. 608, 1512 г.), грамота о цене крови царя Александра V (Кут. 1608, 1748 г.). Особый интерес вызывают архивы церквей и мон-рей Зап. Грузии (Гелати, Моцамета, Джручи, Кацхи и др.), материалы, освещающие деятельность культурно-просветительных, благотворительных об-в и др. типов орг-ций, действовавших до 1917 г., личные архивы писателей и общественных деятелей Грузии (Лорткипанидзе, Д. Назаришвили, А. Гарсеванишвили и др.), эпистолярное наследие груз. писателей прав. Илии Чавчавадзе , Церетели, Н.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

Длинное древко креста было обито серебром и оканчивалось золотым яблоком с утвержденным на нем серебряным чеканным сионом с изображениями сцены «Благовещение», фигур великомучеников Георгия и Димитрия, святителей Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста, великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона; надписи на сионе были выполнены на груз. языке: «Крест Христов», «Богородица», «Положение во гроб», «Иоанн Евангелист». Сохранились 2 деревянных небольших креста афонской работы: крест 1664 г. (Кут. 1848; 23,2 (с древком) × 8 см) в серебряной филигранной оправе, в репьях - голубая эмаль, резные и ажурные изображения Распятия и др. сцен, по древку проходит греч. надпись иером. Лаврентия; крест (Кут. 1849; 10×5,5 см) в серебряной оправе (поврежден). Церковная утварь В Кутаисском музее хранятся предметы утвари Н.: дискос серебряный (Кут. 1847, 1-я пол. XVIII в.) с дарственной надписью Зилдастана, воспитателя царевича Давида Нарина; потир серебряный (Кут. 1838, XVII в.) с надписью на ножке, указывающей, что потир был изготовлен и преподнесен в дар «Кутаисской Богоматери» владетельным князем Самегрело (Мегрелии) Леваном II Дадиани (1611-1657) в ознаменование его победы над царем Имерети (впосл. Зилдастан пожертвовал потир монастырю Челиши, о чем говорится в надписи на центральной части сосуда); потир серебряный (XVIII в.) с дарственной надписью Марии Шенгелия, воспитательницы Мераба и Георгия Цулукидзе; серебряный кувшин (Кут. 1853); кадило архиерейское серебряное в виде купольной церкви, с колокольчиками (Кут. 1846), а также мирохранительница серебряная с позолотой, серебряная малая чаша. Среди предметов шитья сохранились: большая плащаница (Кут. 1863, 1702 г.; 75×85 см) с изображением сцены «Снятие с Креста» и 4-строчной золотой надписью, посвященной свт. Николаю; большой воздух (Кут. 1857; 44×63 см) с изображением Христа с архангелами в центре и эмблемами 4 евангелистов в углах, грузинские и греческие заглавные буквы вышиты на атласе серебряными и золотыми нитками; воздух (Кут.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

1855, 1667 г. (?); 40×15 см), вышитый золотыми ниттями, с изображениями Христа Еммануила в центре и архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила по углам, с греческими (сверху и справа от изображения Христа) и грузинскими (снизу и слева) надписями; воздух (Кут. 1856, 1667 г. (?); 41×42 см) с вышитыми золотыми нитками фигурами Христа Еммануила (в центре) и символами евангелистов (по углам), с грузинской и греческой надписями. По мнению Бочоридзе, воздухи Кут. 1857, 1855 и 1856 были созданы одним мастером и являются образцами местного искусства. В музее также хранятся происходившие из Н. 3 покрова с изображением свт. Николая (Кут. 1858, 1859 и 1860), 3 воздуха сравнительно раннего периода, 4 антиминса 1822 г. (3 из них повреждены). А. Кутателадзе и прав. Евфимий Такаишвили упоминают вязанный гарусными нитками покров с большой иконы свт. Николая, преподнесенный монастырю кнг. Марией Эристави (урожденная Цулукидзе) в 1845 г. Среди происходивших из Н. предметов облачения можно назвать митру, украшенную камнями и серебряными иконками (утрачена); пояс, вышитый золотыми нитками (Кут. 1854, поврежден); пару поручей, вышитых серебряными и золотыми нитками (Кут. 1862); палицу (Кут. 1861, сильно повреждена). Рукописи и книги Во время 1-й экспедиции прав. Евфимия Такаишвили в Рачу (1919) он обнаружил рукописные книги Н., сваленные в беспорядке, многие были повреждены. Самой древней из найденных им рукописей оказался агиографическо-гомилетический сборник (XI в.; 175 л.; 22×14 см) в кожаном переплете на деревянной основе, содержавший Житие свт. Николая (Л. 1-79 об.), Похвалу свт. Николаю прп. Андрея Критского (Л. 79 об.- 122) и Житие прп. Марии Египетской (Л. 122 об.- 175). Текст основной части (Л. 1-154 об.) был выполнен письмом нусхури на пергамене; др. часть (Л. 155-175) написана на синей бумаге. Заказчиком рукописи являлся эристав эриставов Иоване Дадиани (Л. 1, 122), крупный сановник и приближенный царя Грузии Баграта IV; рукопись была поновлена еп. Никорцминдским Сильвестром ( Кутателадзе.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Часть церквей в Н. е. была воздвигнута местными князьями. Так, в XVI в. князья Лашхишвили построили в Бугеули однонефную церковь, прямоугольную в плане; входы - с запада и юга, одно окно пробито в алтаре. Ширина восточного и западного фасадов превышает высоту церкви (до фронтона); такое соотношение характерно для церковной архитектуры Грузии XVI-XVIII вв. При строительстве использовался чисто тесанный камень, однако размеры квадров разные, а строительный ряд смешанный: большие квадры использованы как в нижнем, так и в верхних рядах. Окно и входы украшены резным орнаментом, на карнизе декор отсутствует. Интерьер почти полностью расписан. На юж. части арки сохранилось изображение св. Нины, а на сев. и юж. стенах помещены ктиторские портреты Лашхишвили ( Беридзе. 1994. С. 206-207). Роду Лашхишвили принадлежала также церковь Микарцминда (от груз. «святой Михаил») во имя арх. Михаила (XI в.) - один из лучших образцов базилики в Раче. В XIX в. эта 3-нефная базилика была переделана в зальную церковь; столбы, отделяющие центральный неф от боковых, были снесены; фасад, выложенный из тесаного камня, оштукатурен и побелен. К нач. XX в. в Микарцминде хранился деревянный крест (Кут. 1872; 44,2×23,2 см), окованный серебром, с чеканными изображениями 4 архангелов и вмч. Георгия на лицевой стороне и украшенный 3 драгоценными камнями (к 20-м гг. XX в. 2 камня были утрачены). На кресте была сделана дарственная надпись, в которой упомянуты «царь царей Георгий» (царь Имерети Георгий II), царевич Леван (позже царь Имерети), кн. Пешанги Лашхишвили и его супруга кнг. Улунпия. Также в это время в церкви находились сребропозлащенные икона Божией Матери с Младенцем (Кут. 1873, XVI в.; 34,2×24 см; украшена 3 драгоценными камнями и 2 жемчужинами) и 2 иконы Спасителя (Кут. 1875, XVII в.; 29×20,7 см и Кут. 1876, XVI-XVII вв.; 26,2×21,5 см). Все 3 святыни были снабжены дарственными надписями представителей рода Лашхишвили. Также следует отметить: кованую на серебряных пластинах икону св. Архангелов, на оборотной стороне которой находилась надпись кн. Пешанги Лашхишвили; икону арх. Михаила и Божией Матери (Кут. 1874, XVII-XVIII вв.; 26,2×20 см) с пояснительными и дарственными надписями. Возможно, из той же церкви происходил сребропозлащенный энколпион (XVIII в.; 5,5×5×1), на лицевой стороне к-рого вычеканена икона Божией Матери с Младенцем, украшенная драгоценными камнями (2 средних, 3 мелких), с монограммой чеканщика златоваятеля: . В энколпионе хранились частицы мощей святых. В 20-х гг. XX в. энколпион находился в семье жителя с. Микарцминда И. М. Цулукидзе; дальнейшая судьба святыни неизвестна.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

1894. С. 45-47; Такаишвили. 1963. С. 95-96). В описи, составленной Бочоридзе в 20-х гг. XX в., эта рукопись уже не числилась. Частично сохранился агиографический сборник, начинавшийся с Жития апостолов Петра и Павла, выполненный письмом нусхури на пергамене; заглавия написаны киноварью. К кон. XIX в. начальная часть (86 л.) была утрачена, сохранились 80 л. (4 листа 11-й тетради; тетради 12-16, 18-21). В нескольких местах упомянуто имя переписчика Иване Инчихуисдзе, в поздних приписках указаны имена еп. Цагерского Антония (Кавтарадзе), Адама Силагадзе, Кобахидзе, Канделаки ( Кутателадзе. 1894. С. 54-58; Такаишвили. 1963. С. 98). Синаксарь (Кут. 162, XVI-XVII вв.; 159 л.; 40×26 см) был написан на бумаге письмом нусхури в 2 столбца (на каждой странице 39-46 строк, заглавия выполнены киноварью). Переплет кожаный на деревянной основе, с тиснением. Начало и конец Синаксаря утрачены; сохранилась часть, содержащая чтение из кн. Бытия (Л. 1-2 об.), синаксарные Жития святых за 1-15 сент. (Л. 2 об.- 5), Минею за 1 сент.- 30 нояб. (Л. 6-159 об.) (Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 315-316). Триодь постная (Кут. 171, XVI-XVII вв.; 210 л.; 40×27 см) в кожаном на деревянной основе переплете с тиснением, написанная на бумаге письмом нусхури в 2 столбца (заглавия выполнены киноварью), содержит надпись, сделанную переписчиком текста: «От голода голова пошла кругом, ошибся, не проклинайте меня» (Там же. С. 326). Минея (Кут. 163, XVI-XVII вв.; 162 л; 40×25,5 см) без переплета сохранилась не полностью (30 нояб.- 23 февр.) и была выполнена на бумаге письмом нусхури в 2 столбца по 40 строк. Между текстами, посвященными Рождеству Христову и Богоявлению, помещены ямбы (Л. 62-63, 95 об.- 96 об.) (Там же. С. 316). Минея 1562 г. была заказана царем Имерети Георгием II и написана на бумаге письмом нусхури в 2 столбца по 40 строк (заглавия выполнены киноварью), изначально содержала полный годовой комплект текстов в 5 книгах ( Такаишвили. 1963. С. 102-103). Сохранились тексты за март (Кут. 164; 114 л.; 40×26, переписчик - Иоване Чумбуридзе) и за период с кон. июня по авг. (Кут. 165; 156 л.; 37×25; переплет кожаный на деревянной основе, с тиснением; переписчик Зосиме Каргаретели) (Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 316-317). Сохранилась еще одна Минея 1562 г., заказанная Георгием II (бумага, нусхури), переписанная Зосиме Каргаретели (Там же. С. 98).

http://pravenc.ru/text/2577593.html

XI в. Коллекция иконописи и церковной утвари (716 ед. хр., среди них - 234 иконы и креста) объединяет образцы рус. и груз. иконописи и церковную утварь XVIII - нач. XX в. Наиболее значимы иконы-энколпионы, представляющие собой триптихи: напр., образ Божией Матери со створками с изображением композиции «Благовещение» из церкви в с. Свири (19,5×15 см; Кут. 7143, XVI-XVII вв.), святые Кирик и Иулитта (Кут. 1867, XVII в.); комбинированные иконы (живописные в чеканных окладах): евангелиста ап. Иоанна Богослова из Накуралеши (27,8×32 см; Кут. 3196, XVII в.), вмч. Евстафия Плакиды (30,5×4,5 см; Кут. 3234, XVII в.), Божией Матери Елеусы из Кутаиси (31,5×27 см; Кут. 3186, XVIII в.) и др. Коллекция текстильных изделий содержит церковные (654 образца) и светские принадлежности (1254 ед. хр.), большинство из них датируется XVII-XIX вв. Примечательны церковные облачения из ткани, украшенной растительными орнаментами и сюжетами НЗ. На нек-рых есть надписи, позволяющие установить, кем и когда была пожертвована или сделана ткань. Коллекция изобразительного искусства содержит образцы станковой живописи и скульптуры (347 ед. хр.) XIX-XX вв., в т. ч. работы груз. и зарубежных художников Я. Паевского, В. В. Кроткова, Г. Зазиашвили, Л. Д. Гудиашвили, Е. Д. Ахвледиани, А. А. Бажбеука-Меликова и др. Фонд новой истории и просвещения Фонд новой истории и просвещения содержит 15 379 документов новой и новейшей истории, а также материалы (10 215 ед. хр.) из Музея народного образования Кутаисского педагогического ин-та (ныне Педагогический ин-т им. А. Церетели). Фото- и фоноколлекция включает 17 397 фотоматериалов, среди которых - произведения груз. и зарубежных фотографов А. Роинишвили, Д. И. Ермакова, Н. Сагарадзе, Д. Абашидзе, Д. Мхеидзе, Е. Крара, В. Барканова, Е. Г. Мушегяна, К. М. Заниса, А. Михайлова, М. Кахучова, А. Нордштейна, Э. Вестли, П. Мищенко и др. Значительная часть коллекции посвящена видам Кутаиси, семейным фотоархивам, материалам, представляющим быт и культуру города. Научная библиотека

http://pravenc.ru/text/2462341.html

К. заложил основу научного изучения древнегрузинской переводной и оригинальной агиографии. Он понимал острую необходимость ввести в научный оборот древнегруз. агиографические тексты, подавляющее большинство к-рых не было известно мировой науке. Ученый отмечал, что исследование древнегруз. письменности, особенно агиографической лит-ры, находилось в то время «в отсталом виде» и требовало систематического подхода. Несколько сочинений К. посвятил проблеме наследия прп. Симеона Метафраста и его продолжателей. Исследование древнегруз. переводов визант. источников, не сохранившихся на греч. и др. языках, позволило К. восполнить мн. лакуны, связанные с деятельностью и творчеством Метафраста. В 1912 г. К. посетил монастырь Гелати и изучил хранившиеся там древнегруз. рукописи. Он обнаружил агиографический сборник, переписанный в 60-х гг. XVI в. при Западногрузинском католикосе-патриархе Евдемоне I (Чхетидзе) и включающий переводы на древнегруз. язык житий святых, к-рые принадлежали перу прп. Симеона Метафраста и его продолжателя мон. Иоанна Ксифилина (Младшего) . Находка стала важным открытием в византинистике. Также ученый обнаружил 2 историко-библиографических колофона-завещания: «Краткое воспоминание о Симеоне Логофете и сказание о виновниках перевода настоящих чтений» прп. Ефрема Мцире (Кут. 5. Л. 576 об.- 579, XIII в.; Кут. 8. Л. 896 об.- 907 об.; изд. и пер.: Симеон Метафраст по грузинским источникам. 1910. Т. 1. 2. С. 187-191) и «О мудром философе Ксифилине - распространителе учений на семь месяцев» (Кут. 1. Л. 578-581 об., XII в.; изд. и пер.: Иоанн Ксифилин. 1912. С. 340-347). К. установил, что в древнегруз. источниках сохранилось имя продолжателя Симеона Метафраста - визант. писателя и философа мон. Иоанна Ксифилина, к-рый составил свою редакцию житий святых с февр. по авг. Труд Ксифилина дошел в древнегруз. переводе практически полностью: сохранились жития за апр. (Кут. 7, XIII в.), февр., март и июнь-авг. (рукописи XVI в.). К. исследовал, какие из житий святых, имеющихся в груз.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

Из святынь земо-крихской церкви сохранилась икона арх. Михаила (Кут. 1882; 91×72 см), окованная серебром. Образ сильно поврежден: разбит, наполовину сожжен, часть серебряных пластин и драгоценных камней утрачена. Над головой архангела помещена груз. пояснительная надпись: «Архангел Михаил». Также известны происходившие из церкви чеканная на серебре икона Божией Матери с Младенцем (Кут. 1883; 27×23 см; сильно повреждена) и 2 иконы вмч. Георгия, поражающего дракона (Кут. 1884, 1885, 1712 г.; свинец, 14,5×9 см). Иконы снабжены греч. и арм. надписями ( Бочоридзе. 1994. 157-165). Церковь во имя Пресвятой Богородицы в Амбролаури Упоминаемая Иевлевым царская резиденция - это, возможно, Шаори (ныне - урочище на берегу Шаорского водохранилища); однако следы церковной архитектуры там не обнаружены. Другая царская резиденция располагалась в Амбролаури, где находились царский дворец и придворная ц. во имя Пресв. Богородицы, воздвигнутая царем Имерети Георгием III. Впосл. церковь перешла в собственность князей Мачабели и служила их усыпальницей - перед алтарем сохранилась надгробная плита кн. Иесе Мачабели († 1845). В советское время дворец и церковь были разрушены (1925). Из церковных древностей сохранилась икона Божией Матери (Кут. 1886; 26,5×20 см) в сребропозлащенном окладе, украшенная 62 драгоценными камнями и жемчугом (частично утрачены). Дарственная надпись внизу иконы гласит, что она была заказана и преподнесена «Амбролаурской Богоматери» архиеп. Никорцминдским Симеоном (Джапаридзе) ( Brosset. 1851. P. 61-62; Бочоридзе. 1994. 137-142). Иевлев описал также одну из архиерейских резиденций архиеп. Симеона, расположенную «за Крехулою, под горами, на реке на Риони», рядом с к-рой была возведена ц. во имя арх. Михаила: в ней «по правую сторону царских дверей стоит жезл, обложен серебром в чекан, о трех яблоках. Наверху жезла ковчег серебрен, позолочен; на нем вычеканено по сторонам Спасов образ, и Богородица, и Предтеча, и страстотерпцы Димитрей и Георгий. А поверх ковчега крест золот; на нем распятие Господне, и украшен камением и жемчюгом. А в ковчеге... мощи апостола Андрея, часть от руки, да мученика Еустафия, от главы, да праведного Евдокима. А куда архиепископ поедет, и тот жезл с ковчегом возят перед ним. Да в той же церкве, на левой стороне, образ Пречисты Богородицы Умиление; обложен золотом и украшен камением, яхонты червчатыми и лазоревыми. Да у того же образа... часть Гроба Господня вделана в стороне» ( Иевлев. 1969. С. 34). Точное местоположение церкви неизвестно - одни исследователи полагают, что она находилась в Амбролаури (Г. Бочоридзе), другие - в Сакеции (Т. Берадзе). Церкви князей Лашхишвили

http://pravenc.ru/text/2577595.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010