К числу нововведений, предложенных папой, относится проведение Всемирных дней католич. молодежи (англ. World Youth Day), идея к-рых была высказана им во время международной молодежной встречи в Риме (30-31 марта 1985). При И. П. состоялись Всемирные дни католич. молодежи в Буэнос-Айресе (1987), Сантьяго-де-Компостеле (1989), Ченстохове (1991), Денвере (1993), Маниле (1995), Париже (1997), Риме (2000) и Торонто (2002), собиравшие от неск. сот тыс. до 5 млн участников со всего мира. Для законодательного оформления реформы католич. образования, проведенной в соответствии с положениями декларации II Ватиканского Собора о христ. воспитании «Gravissimum educationis» , папа издал апостольские конституции «Sapientia christiana» от 15 апр. 1979 г. и «Ex corde Ecclesiae» от 15 авг. 1990 г. В них было определено, что преподавание и исследования в католич. вузах должны проводиться в соответствии с научными методами и принципом академической свободы, но с уважительным отношением к христ. вероучению. Конституция «Sapientia christiana» предоставила возможность свободного поступления в католич. вузы всем, кто имеют среднее образование, независимо от вероисповедания и пола. Развивая диалог с совр. наукой, 10 нояб. 1979 г. папа возглавил мероприятия в Папской АН по случаю 100-летия А. Эйнштейна, во время к-рых он выступил с инициативой пересмотра осуждения Г. Галилея , выразив надежду, что «теологи, ученые и историки, вдохновленные идеей подлинного сотрудничества, глубже изучат дело Галилея и, откровенно признав несправедливости, с какой бы стороны они ни исходили, положат конец недоверию, которое по-прежнему существует в сознании многих и мешает плодотворному взаимодействию науки и веры» (Discorsi dei Papi alla Pontificia Accad. d. Scienze (1936-1993). Vat., 1994. P. 165). Учрежденная папой 3 июня 1981 г. «комиссия по изучению дела Птолемея-Коперника» Папской АН 31 окт. 1992 г. представила И. П. доклад, открыто признавший «ошибку Церкви», допущенную при осуждении Галилея и его взглядов на устройство Солнечной системы. 22 окт. 1996 г. И. П. в обращении к пленарному заседанию Папской АН подтвердил положения энциклики папы Пия XII «Humani generis» (1950) относительно теории эволюции Ч. Дарвина , где заявлялось о допущении Церковью гипотезы о происхождении тела человека от др. живых существ при условии, что позиция христ. теологии о сотворении Богом души человека остается неизменной (AAS. 1997. Vol. 89. P. 186-190). Отсутствие противоречий между верой и разумом и необходимость единства науки и религии И. П. особо подчеркнул в энциклике «Fides et ratio» от 14 сент. 1998 г.

http://pravenc.ru/text/471418.html

48 Известия об этом даны в имеющихся у нас бумагах: К 1823г. 16 авг.; 1830 г. 9 сент.; 1833г. 19 янв.; 1843г. 18 июн.; 1858 г. 24 июл., 7 авг.; 1859г. 9 янв.; 1861 г. 2 июн.; 1862 г. 13 июл. 49 Напр. П 1853 г. 8 окт.: большой выговор Новгородской, Ярославской, Костромской, Калужской и Вятской семинариям, что посылаются «вовсе не приготовленные». П 1821 г. 24 окт.: только предлагают Тверск. сем. и прочим Рязан. и Псков. (1832 г. 27 июн.), чтобы посылали здоровых; 20 октября 1847г. отправляют болезненного псков. Востокова на счет семинарии, а 16 октября 1828 г. Архан. сем. освободилась от этого благодаря тому, что посланного ею осматривала и нашла удовлетворительным местная Врачебная Управа. Наконец, 21 авг. 1835г. Калуж. сем. вместо посылки своего Маркова отправляет уведомление, что он не являлся во Врач. Упр., и конечно ему заперли вступление в академию. П 1863г. 17 июн.: о. прокурор предупреждает, чтобы во избежание неприятностей посылали только желающих. 1 ноября 1865г. Могилевской семинарии выговор, что послали такого, который расположения не имел. 12 января 1866г.: с немедленно после поступления просившего об увольнении из акад. и из дух. звания Квятковского взяли прогонные деньги, а семинарии напомнили недавнее предписание, которое она, оказалось, не исполнила. 50 Эти семинарии стоят в таком последовательном порядке: 1) С.-Петербургская, 2) Новгородская и 3)Тверская. Из двух первых поступило к нам больше 300, из последней ок. 250, но и она выпустила от себя больше следующей по порядку на сотню слишком. 51 Далее семинарии идут в таком последовательном порядке: 4)Рязанская, 5)Псковская, 6)Костромская, 7)Литовская, 8)Владимирская. 9)Смоленская 10)Калужская, 11)Ярославская, 12)Олонецкая, 13)Вологодская, 14)Нижегородская, 15)Витебская, 16)Могилевская, 17)Курская, 18)Тамбовская, 19)Тульская, 20)Орловская, 21)Архангельская, 22)Минская, 23)Рижская, 24)Волынская, 25)Воронежская, 26)Вятская, 27)Самарская, 28)Московская, 29)Саратовская, 30)Полтавская, 31)Харьковская, 32)Херсонско-Одесская, 33)Черниговская, 34)Подольская, 35)Холмская, 36)Киевская, 37)Пензенская, 38)Таврическая, 39)Астраханская, 40)Пермская, 41)Тифлисская, 42)Кишиневская, 43)Уфимская, 44)Симбирская, 45)Ставропольская, 46)Томская, 47)Донская, 48)Казанская, 49)Екатеринославская, 50)Тобольская, 51)Иркутская, 52)Красноярская, 53)Оренбургская, 54)Благовещенская.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

10 июня 1940 г. на митинге в Риме Муссолини объявил о вступлении И. в войну с Великобританией и Францией. Несмотря на численный перевес итал. войск на альпийском фронте, они не смогли организовать прорыв франц. укреплений и оккупировали лишь неск. районов вблизи франко-итал. границы. После победы герм. войск и капитуляции Франции в Компьене (22 июня 1940), 24 июня было заключено франко-итал. перемирие. Неудачи итал. армии заставили Муссолини отказаться от первоначальных планов по разделу территории Франции и ее колоний; И. отошла только узкая полоска «демилитаризованной зоны» с Ниццей и Греноблем, в 1942 г. с разрешения герм. командования итал. войска оккупировали о-в Корсику. 27 сент. 1940 г. Германия, Япония и И. подписали в Берлине т. н. Тройственный пакт, где зафиксировали предстоящий раздел мира, в к-ром И. планировала получить контроль над Средиземноморьем и территории в Африке. В случае войны соглашение предусматривало взаимопомощь участников договора. В июле 1940 г. итал. армия начала наступление на англ. колонии в Вост. Африке, оккупировав Британское Сомали, Кению и часть территории Судана, с сент. того же года наступательные операции проводились на территории Ливии и Египта. Герм. оккупация Румынии, территория которой рассматривалась Муссолини как сфера итал. интересов, повлияла на решение начать «самостоятельную» или «параллельную» войну против Греции без уведомления Германии. 28 окт. 1940 г. итал. части вторглись на территорию Греции из Албании, но столкнулись с сопротивлением греч. армии, к-рая уже в нояб. перешла в контрнаступление, военные действия были перенесены на территорию Албании. В Африке И. также потерпела неудачу, в дек. 1940 г. брит. армия перешла в контрнаступление в Египте, а в янв. 1941 г.- в Судане и Кении. Весной 1941 г. И. утратила почти все территории в Вост. Африке, 6 апр. англ. войска и эфиоп. партизаны освободили от итал. войск г. Аддис-Абеба. В Сев. Африке итал. армию спасла от разгрома Германия, направившая в февр. 1941 г. в Ливию корпус под командованием ген. Э. Роммеля. Провал итал. контрнаступления на греч. фронте (март 1941) вынудил Муссолини отказаться от попыток самостоятельно проводить военные действия на Балканах. В составе коалиции стран «оси» И. приняла участие в Балканской компании герм. армии, завершившейся в апр. 1941 г. оккупацией Югославии и Греции, территории к-рых были разделены на зоны влияния. И. получила часть Словении и Далмацию, установила протекторат над Черногорией и Хорватией, Ионические о-ва были официально присоединены к И., значительная часть Греции находилась под итал. контролем.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Трагические события происходили в стране 19-22 авг. 1991 г. Часть руководителей гос-ва, недовольных политикой реформ, предприняла попытку свергнуть Президента СССР М. С. Горбачёва, образовав Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Эта попытка окончилась провалом, следствием чего был запрет КПСС и падение коммунистического режима. «В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 г.,- писал 23 авг. в своем Послании к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Святейший Патриарх.- Отныне уже не может вернуться время, когда одна идеология владела государством и пыталась навязать себя обществу, всем людям. Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России... Россия начинает труд и подвиг исцеления!» (ЖМП. 1991. 10. С. 3). Выступления Первосвятителя по самым острым проблемам общественной жизни с высоких христ. позиций сделали его в сознании нашего народа духовным лидером России. В кон. сент.- нач. окт. 1993 г. Российское гос-во пережило один из самых трагических политических кризисов в своей новейшей истории: противостояние исполнительной и законодательной властей, в результате к-рого прекратил существование Верховный Совет, была принята новая Конституция, проведены выборы в V Гос. Думу и Совет Федерации. Узнав о событиях в Москве, Святейший Патриарх, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на родину. В Даниловом мон-ре при посредничестве священноначалия Русской Церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, к-рые, однако, не привели к соглашению. Пролилась кровь, но все-таки не случилось худшего - полномасштабной гражданской войны. Важнейшим документом, регламентирующим жизнь религ. орг-ций в России, стал принятый 26 сент. 1997 г. новый закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В период подготовки закона РПЦ, ее священноначалие и Предстоятель столкнулись с хорошо организованным противостоянием различных общественных организаций и средств массовой информации, к-рые, прикрываясь принципами равноправия и свободы, пытались отстоять право тоталитарных сект и неорелиг. культов на проведение агрессивной политики на канонической территории РПЦ. Святейший Патриарх неоднократно обращался в высшие органы гос. власти, заботясь о том, чтобы закон, гарантируя гражданам свободу религ. жизни, в то же время учитывал особую роль Православия в истории страны. В результате в своей окончательной редакции закон признал историческую роль правосл. Церкви в судьбе России, т. о., не ущемляя прав др. вероисповеданий, он ограждает россиян от псевдодуховной агрессии.

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

За рус. языком был закреплен статус языка межнационального общения, также гос-во приняло обязательства по обеспечению условий для развития языков др. национальностей, проживающих в М. У многочисленного русскоязычного населения, гл. обр. в Приднестровье (левобережье Днестра), такой подход вызвал сопротивление, вылившееся в массовое забастовочное движение в окт.-нояб. 1989 г. 7 нояб. 1989 г. в Кишинёве демонстранты, выступавшие за национально-демократические преобразования, воспрепятствовали проведению военного парада в честь Октябрьской революции. 10 нояб. митингующие с требованием отпустить задержанных во время несанкционированных демонстраций попытались силой проникнуть в здание МВД республики. 25 февр. 1990 г. состоялись первые выборы в Верховный Совет МССР на альтернативной основе. Большинство мест получили сторонники НФМ. 27 апр. 1990 г. Верховный Совет принял Закон о государственном флаге, согласно которому им стал румынский триколор (сине-желто-красный). 23 июня 1990 г. была принята Декларация о суверенитете РМ. 3 сент. 1990 г. Верховный Совет МССР выбрал Снегура Президентом МССР. 24 мая 1990 г. депутаты от Приднестровья вышли из состава молдавского парламента. 2 сент. 2-й Чрезвычайный съезд трудящихся Приднестровья принял решение о создании Приднестровской Молдавской ССР (ПМССР), тогда же был избран ее временный Верховный Совет и принято решение о разработке Конституции ПМССР. 22-25 нояб. состоялись выборы в ее Верховный Совет, председателем которого стал И. Н. Смирнов. Одновременно юж. районы М. с преобладающим гагаузским населением выступали за расширение автономии своего края. 12 нояб. 1989 г. Чрезвычайным съездом представителей гагаузского народа была провозглашена Гагаузская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе МССР, но 27 июля 1990 г. Снегур подписал постановление об аннулировании этого решения. 19 авг. в Комрате состоялся I съезд народных депутатов всех уровней юга МССР, на котором была принята Декларация о свободе и независимости гагаузского народа от Республики Молдова и провозглашена Республика Гагаузия в составе СССР.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

В 1765 г. Г. был вызван имп. Екатериной II в С.-Петербург. Вместе с Псковским еп. Иннокентием (Нечаевым) и иером. Платоном (Левшиным) написал отзыв о составленном Екатериной II наказе для Комиссии о сочинении проекта нового Уложения. В осторожной и уклончивой форме в отзыве были высказаны замечания о наказаниях еретиков и святотатцев. В февр. 1766 г. был разработан проект реформы духовных учебных заведений, к кон. года появился текст, основным автором к-рого принято считать Г. Согласно проекту, семинарии разделялись на малые (с 8-летним сроком обучения) и большие (с 10-летним сроком). Предполагалось сделать ДУ бессословными, поднимался вопрос о материальном обеспечении ученой части духовенства. Проект реформы не был осуществлен, но Г. после беседы с Екатериной II 30 авг. 1766 г. был оставлен в С.-Петербурге. Сопровождал императрицу во время ее путешествия по Волге. В марте 1768 г. Г. был избран единственным депутатом от Святейшего Синода в Уложенную комиссию. В ее рамках он активно работал в Дирекционной комиссии, следил за работой отраслевых законодательных подкомиссий, занимавшихся церковными вопросами. Совместно со статс-секретарем Г. Н. Тепловым Г. подготовил проект о городских уч-щах, к-рые предполагалось открывать на основе церковноприходских школ. 25 окт. 1771 г. проект был представлен императрице, но не получил практического воплощения. Г. отстаивал права духовенства, выступал против его причисления к др. сословиям, при этом предлагал сделать его открытым для всех сословий, добивался для духовенства отмены телесных наказаний (последовала в 1796). В 1768 г. принимал участие в составлении инструкции для миссионеров. 22 сент. 1770 г. Г. стал архиепископом С.-Петербургским и Ревельским, первенствующим членом Синода, 1 янв. 1775 г. одновременно возглавил Новгородскую епархию, именовался архиеп. Новгородским и С.-Петербургским. После обращения Г. к Екатерине II в мае 1776 г. размеры епархии сократились (Бежецкий окр. был передан в Тверскую епархию). 22 сент. 1783 г. Г. возведен в сан митрополита. В управлении епархией владыка опирался на Новгородскую и С.-Петербургскую консистории и институт благочинных. Боролся со взяточничеством, пьянством, бродяжничеством и др. пороками в среде духовенства, активно высказывался за улучшение материального положения духовных лиц, за освобождение их от необходимости заниматься земледельческим трудом, за защиту духовенства гражданскими законами. Много сделал для повышения образовательного уровня духовенства, лично экзаменовал священнослужителей, составил «Наставление от архипастыря священнику», разосланное во все храмы епархии. Придавал большое значение произнесению священниками проповедей. Г. составлял сборники своих проповедей и поучений отцов Церкви: «Крат. христ. нравоучение» (СПб., 1769), «Поучения на все воскресные и праздничные дни» (совместно с Московским архиеп. Платоном; СПб., 1775. М., 1776), «Крат. поучения на каждый день года» (М., 1781) и др.

http://pravenc.ru/text/161309.html

Вологодский); † 30.12.1918. Никон (Фомичев) 26.08.1962 хирот. во еп. Выборгского, вик. Ленинградской епархии; с 16.11.1962 еп. Лужский, вик. Ленинградской епархии; с 3.08.1963 еп. Рижский и Латвийский; с 27.01.1966 еп. Архангельский и Холмогорский; с 11.06.1977 еп. Калужский и Боровский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 16.07.1982 архиеп. Пермский и Соликамский; с 28.03.1984 на покое; † 13.04.1995. Нифонт (Сапожков) в янв. 1947 г. хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; с 18.11.1948 еп. Уфимский и Башкирский; с 17.03.1950 еп. Житомирский и Овручский; † 7.10.1951. Нифонт (Солодуха) 19.03.1990 хирот. во еп. Хмельницкого и Каменец-Подольского; с 1992 г. еп. Луцкий и Волынский; с 28.07.1993 в сане архиепископа; с 3.05.1996 архиеп. Луцкий и Берестечковский; с 27.07.1996 архиеп. Луцкий и Волынский. Нифонт (Фомин) с 1918 г. еп. Балашевский; с 1919 г. еп. Череповецкий; с 1920 г. еп. Царицынский; с 1922 г. еп. Могилевский; с 1925 г. еп. Царицынский; с мая 1927 г. еп. Вязниковский; с сент. 1929 г. еп. Владивостокский. Онисим (Пылаев) 15.03.1926 хирот. во еп. Красно-Бакинского; с 13.04.1926 еп. Воткинский; с дек. 1927 г. в заключении; с 22.11.1933 еп. Тульский; расстрелян 27.02.1937. Онисим (Фестинатов) 27.08.1944 хирот. во еп. Владимирского и Суздальского; с 25.02.1956 в сане архиепископа; † 31.10.1970. Онисифор (Пономарев) 27.02.1945 хирот. во еп. Пинского и Брестского; с окт. 1945 г. еп. Калужский и Боровский; с 22.03.1960 на покое; с 30.05.1964 в сане архиепископа; † 8.10.1966. Онуфрий (Березовский) 9.12.1990 хирот. во еп. Черновицого и Буковинского; с 28.07.1994 в сане архиепископа. Онуфрий (Гагалюк) 22.01.1923 хирот. во еп. Елизаветградского, вик. Одесской епархии; в 1924 г. арестован; с 1926 г. в заключении; с 31.11.1929 еп. Старооскольский; с 27.06.1933 на покое; с 11.08.1933 еп. Белгородский, управ. Курской епархией; с 22.11.1933 еп. Курский; с 30.01.1934 в сане архиепископа; расстрелян 1.06.1938. Паисий (Самчук) 21.07.1988 хирот. во еп. Орловского и Брянского (Орловский и Ливенский); с 25.02.1996 в сане архиепископа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

11 нояб. 1940 г. ЦК ВКП(б) принял решение «О переводе молдавской письменности в новых районах МССР (Бессарабии) с латинизированного алфавита на русский». 10 февр. 1941 г. Верховный Совет МССР принял Конституцию республики. 5 сент. 1940 г. между СССР и Германией было подписано соглашение о переселении немцев с территории Бессарабии и Сев. Буковины в Германию. На освободившиеся земли на юге Бессарабии было поселено ок. 10 тыс. семей из регионов Украины. С 28 июня 1940 по 22 июня 1941 г. из Бессарабии и Сев. Буковины было переселено ок. 300 тыс. чел. Только 14 июня 1941 г. из МССР в различные области Сибири и Казахстана было депортировано ок. 22,6 тыс. чел. В июле 1941 г. в ходе второй мировой войны в Бессарабии была установлена румын. администрация, просуществовавшая здесь до 1944 г. На территории между Днестром и Бугом румын. властями было образовано т. н. Губернаторство Транснистрия, в которое вошли левобережная часть МССР, части оккупированных Винницкой, Одесской и Николаевской областей Украинской ССР. В Транснистрии размещали депортированных из Бессарабии и Сев. Буковины евреев и цыган. С окт. 1941 по авг. 1942 г. сюда было депортировано ок. 150 тыс. евреев, из которых только треть пережила 1943 г. ( Benz W., Mihok B. Holocaustul la periferie: Persecutarea i nimicirea evreilor în România i Transnistria în 1940-1944. Chiinu, 2010. P. 10). Ок. 10 тыс. жителей М. было призвано в румынскую армию, из них половина погибло. 28 авг. 1944 г. в результате Ясско-Кишинёвской операции М. была занята Красной Армией, советская власть на территории МССР была восстановлена. В Красную Армию было мобилизовано 256,8 тыс. жителей М., из них погибло ок. 40,6 тыс. чел. 10 февр. 1947 г. Румыния, на территории к-рой до 1958 г. были размещены советские войска, подписала в Париже мирный договор, который официально установил советско-румынскую границу. За годы войны на территории МССР было уничтожено ок. 78% городских жилых строений, предприятий, школ, культурных учреждений. Поэтому до 50-х гг.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Скворцов К. О первом послании Климента Римского к Коринфянам. – ТКДА 1874, т. 21, 4, 48–67. Приселков, ук. выше соч. Петрушевский П. Св. Климент, еп. Римский. – Миссионерское обозрение, 1897, июль-авг., кн. 2, с. 482–498; сент.-окт., кн. 2, с. 599–614. Сагарда А. Св. Климент Римский . – ПрЧт 1915, 15, 497–506; 17, 603–610; 18, 652–656; 19, 710–715. Brunner G. Die theologische Mitte des ersten Klemensbriefes. Ein Beitrag zur Hermeneutik Frühchristlicher Texte. Frankfurt, 1972 (Frankfurter theol. Stud. 11). X, 178 S. Bumpus H.B. The Christological Awareness of Clement of Rome and Its Sources. Cambridge, 1972. XI, 196 p. Hagner D.A. The Use of the Old and New Testaments in Clement of Rome. Leiden: Brill, 1973 (N.T. Suppl. 34). XII, 393 p. Leder H.G. Studien zum 1. Clemensbrief. Greifswald, 1975. [Dissert.] XXXI, 375 S. Wilson J.W. The first epistle of Clement. A theology of power. Duke University Durham, NC, 1976 (microfilm). 174 p. [Summary: DA 37, 1977, 7802A]. Fuellenbach J. Ecclesiastical Office and the Primacy of Rome: An Evaluation of Recent Theological Discussion of First Clement. Washington: Catholic Univ. of America Press, 1980 (Stud, in christ. ant. 20). IX, 278 p. Riggi C. Lo Spirito santo nell’antropologia della I Clementis. – Augustinianum 20, 1980, 499–507. Кабыжакова Л. Святитель Климент, третий епископ Римский. – ЖМП 1987, 1, 10–16. (Общая, но достаточно информативная статья. Библиография в 21 на с. 16). Bowe В.Е. A Church in Crisis: Ecclesiology and Paraenesis in Clement of Rome. Minneapolis, 1988. Knoch O.B. Im Namen des Petrus und Paulus: Der Brief des Clemens Romanus und die Eigenart des römischen Christentums. – ANRW II.27.1, 3–54. Bakke O.M. The Rhetorical Composition of the First Letter of Clement. – Studia Patristica 37, 2001, 155–162. Pani G. II concetto di πιεκεια nella struttura della Prima Clementis. – Ibid., 282–292. Неподлинные сочинения Второе послание к Коринфянам CPG 1003. TLG 1271/2 Издания The second epistle of Clement to the Corintians, ed. by T.W. Crafer. L.; N.Y., 1921. X, 22 p. (Texts for students 22). Англ. пер. вышел в 1922 г. в той же серии, 22А.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

– Псаломщик читает полунощницу среди церкви: так лучше, чем читать с клироса (Ряз. Е.В. 1896, 14). 2) Кафизма начинается непосредственно после 50-го псалма; «по коейждо Славе» и в конце кафизмы читается: «Слава, и ныне», и проч., как и между «Славами» кафизмы на вечерне (см. 843 стр., 15 прим.). 3) Троичное величание (Уст., 7 гл.), или припевы Григория Синаита : «Достойно есть, яко воистину славити Тя Бога» и прочее, – печатаются в Часослове и в конце Октоиха. 4) В праздники, сообразно с указаниями Устава, на ряду (см., напр., 7 янв., 26 дек, а также 2 февр., 8 сент., 21 нояб., «идеже не бывает бдения»), по 1-м «Трисвятом», вместо песнопений, указанных в Часослове, полагается тропарь праздника (см. также в конце Окт., «Указ о службе всея седм.», и выше, 658, 663, 688 стр. печатного оригинала). 5) В Вел. посту и в дни прочих постов, когда поётся «Аллилуиа» (сн. ниже, 861 стр., 11 прим.), на вседневной полунощнице, после: «Боже ущедри ны», полагается молитва св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота», с 16-ю поклонами; в понедельник же 1-й седмицы полагается только 3 поклона (Уст., понедел. 1-й седмицы, 14 нояб., 9 гл.). 6) От отдания Воздвижения (22 снт.) до недели Ваий, после этой молитвы, читаются ещё две (3-я и 7-я утренние): «Господи Вседержителю, Боже сил» и «Тя благословим Вышний Боже», причем, произнося эту последнюю молитву, «возвышает священник руце» (см. Часосл.). 7) В праздники (см. выше, примеч. 4-е), вместо песнопений, указанных в Часослове, поётся кондак праздника. 8) Этот отпуст произносится и на полунощнице, совершаемой пред пасхальной утреней 1-го дня св. Пасхи (см. подр. Рук. д.с.п. 1896, 12). 9) Это – та же ектенья, которая произносится в конце повечерия (см. выше, 22-е прим.). 10) В указанные выше (см. примеч; 4-е) дни эта молитва не читается. – «Во св. горе Афонстей» между этой молитвой и молитвословиями, предшествующими отпусту, положены (см. Часослов) тропари: «Помилуй нас Господи», «Слава», «Господи, помилуй нас», «И ныне», «Милосердия двери», ектенья из 2-х прошений: 1) «Помилуй нас Боже», «Господи помилуй», 3-ды (см. в Служеб., в начале утрени), 2) «Еще молимся о еже сохранитися граду сему» (см. в Служеб. литию на вечерне), «Господи помилуй», 40 раз, возглас: «Услыши ны Боже» (см. там же), «Аминь»; «посем, Слава, и ныне, и отпуст, и прочая, яко предписана суть».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010