учебных заведений: 10 ун-тов, 16 высших семинарий, 20 низших семинарий. Действуют Конференция католич. епископов Нигерии и Католический секретариат Нигерии. Восточные католические церкви представлены апостолическим экзархатом Зап. и Центр. Африки Маронитской католической Церкви с центром в Ибадане. Данная структура, созданная в 2014 г., окормляет иммигрантов из Ливана и Сирии. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь в Н. представлена Церковью Нигерии (Church of Nigeria), крупнейшей по числу членов провинцией Англиканского содружества после Церкви Англии. Она насчитывает более 18 млн чел., объединенных в 161 диоцез (2013; в 2002 был 91 диоцез). Англиканство в Н. ведет историю от Церковного миссионерского об-ва (Church Mission Society), к-рое в сер. XIX в. основало 1-е миссии на юге Н. и способствовало переселению сюда из США освобожденных рабов-христиан. Церковь Нигерии возникла в 1979 г., когда Церковь провинции Зап. Африка была разделена на 2 самостоятельные провинции Англиканского содружества. Ее возглавляет митрополит и примас всей Нигерии и епископ Абуджи (Metropolitan & Primate of all Nigeria & Bishop of Abuja). От Англиканской Церкви в разные годы откололись различные орг-ции, такие как Африканская Церковь (African Church; 720 общин, 80 тыс. чел.; по др. данным - от 1 до 2 млн чел.; откололась в 1901) и Церковь армии Христа (Christ Army Church; 40 общин, ок. 40 тыс. чел.; в 1915). В 1946 г. в Н. возникли приходы крайне либеральной Свободной протестантской епископальной церкви (Free Protestant Episcopal Church), переименованной в 2012 г. в Англиканское свободное содружество (Anglican Free Communion; 20 приходов, 6 тыс. чел.). Англиканский собор Христа в Лагосе. 1946 г. Англиканский собор Христа в Лагосе. 1946 г. Лютеранство представлено в Н. неск. орг-циями. Лютеранская церковь Христа в Нигерии (Lutheran Church of Christ in Nigeria; 2,4 тыс. общин, ок. 2 млн чел.) является наиболее крупной лютеран. структурой в Н., выделившейся как независимая церковь в 1913 г.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

2000 г. примерно 50 тыс. чел. в Г. относили себя к пастве РПЦ. Первые приходы К-польского Патриархата начали появляться после 1960 г., когда было подписано соглашение между Грецией и Г. о переезде греч. гастарбайтеров в ФРГ. Германская митрополия была образована в 1963 г., а в 1969 г. получила статус Экзархата Центр. Европы. Кафедра находится в Бонне. Правящий архиерей - митр. Германский, экзарх Центр. Европы Августин (Лабардакис; с 1980), викарии: еп. Аристийский Василий (Циопанас), еп. Арианзский Варфоломей (Кессидис), еп. Лефкийский Евмений (Тамиолакис). Верующих - 400 тыс. чел., общин - 166, из них 8 - румынских, 1 - немецкоязычная. 75 священников и 3 диакона. Также к юрисдикции К-польского Патриархата относятся 2 Экзархата, имеющие приходы в Г.: русский (представлен одной общиной в Штутгарте, глава - еп. Команский Гавриил (де Вильдер), кафедра в Париже) и украинский (глава - архиеп. Иоанн (Деревянка), кафедра в Бельгии). Митрополия Зап. и Центр. Европы Антиохийского Патриархата объединяет на территории Г. в основном правосл. арабоязычных выходцев из южнотур. г. Антакья, а также из др. стран Ближ. Востока. Правящий архиерей - митр. Западноевропейский Гавриил (Салиби; с 1980), кафедра находится в Париже. Функции викарного епископа в Г. исполняет еп. Филиппопольский Нифон (Сайкали), представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси. Верующих - 20 тыс. чел. В 2003 г. была образована Западноевропейская и Американская митрополия Грузинской Православной Церкви, правящим архиереем был назначен митр. Авраам (Гармелия). В Г. представлена 2 общинами, 1 священником. Среднеевропейская епархия Сербской Православной Церкви, основанная в 1990 г., объединяет правосл. сербов в Г., Австрии и Швейцарии. Кафедра находится в Химмельстюре (г. Хильдесхайм). Правящий архиерей - еп. Среднеевропейский Константин (Джокич; с 1991). Верующих - 250 тыс. чел., 1 мон-рь, 41 община, 46 клириков. Румынская православная митрополия Г. и Центр. Европы объединяет правосл. румын в Г., Австрии, Люксембурге, Дании и Швеции и входит в состав Румынской Православной Церкви. Правящий архиерей - митр. Серафим (Жоантэ; с 1994), викарий - еп. Брашовский Софиан (Пэтрунжел). Кафедра находится в Нюрнберге, где действует мон-рь св. мучеников Константина Брынковяну и 4 его сыновей, Константина, Стефана, Раду и Матфея, настоятель - иером. Арсений (Дрэган). Общее количество приходов - 36, верующих - 300 тыс. чел., 40 клириков.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Согласно данным Исламского культурного центра в Люксембурге, в сер. 70-х гг. ХХ в. в стране было ок. 300 мусульман, в сер. 90-х гг.- ок. 3 тыс., в сер. 2000-х гг.- ок. 6 тыс. По данным на 2007 г., 65% мусульман Л. прибыли сюда из Балканских стран; 6% мусульман родились в Л. В 2014 г. 6 мусульм. общин создали Совет (Шура) мусульманских общин Люксембурга, зарегистрированный как юридическое лицо. По оценкам этой организации, в наст. время число исповедующих ислам в герц-стве составляет от 10 до 15 тыс. чел. (данные, вероятно, завышены и учитывают не только граждан Л., но и приезжих из др. стран). С 2015 г. ислам является официально признанной религией. Религиозное законодательство Гос-во Л. формально носит светский характер. Конституция Л. (принята 17 окт. 1868; действует с поправками) гарантирует свободу вероисповедания и публичного отправления религ. обрядов, как и свободу выражения религ. убеждений, с сохранением ответственности за правонарушения, совершённые при пользовании этими свободами (ст. 19). Запрещается принуждение к участию в религиозных актах и обрядах и к соблюдению религ. праздников (ст. 20). Гражданская регистрация брака должна всегда предшествовать церковному браку (ст. 21). Отношения между религ. организациями и гос-вом определяются в специальных соглашениях, что отмечено в ст. 22 конституции: «Участие государства в назначении и допущении к должности глав религиозных культов, порядок назначения на должность и отрешения от должности других служителей культов, права тех и других должны быть согласованы с вышестоящими властями и необходимо публиковать их акты, а также отношения Церкви с государством являются предметом соглашений, подлежащих рассмотрению палатой депутатов по тем вопросам, которые требуют ее участия». Согласно ст. 26, учреждение любого религ. сообщества должно быть разрешено законом. В Л. действует понятие т. н. признанных религ. общин, к к-рым до недавнего времени относились католич. Церковь, лютеран. церковь, кальвинист. церковь, правосл. Церковь и иудейская община. В янв. 2015 г. между правительством и религ. общинами Л., в т. ч. православной, католической, англиканской, протестантской, иудейской и мусульманской, было подписано новое соглашение, заменившее предыдущие отдельные соглашения. Подписанный документ предусматривает включение англикан. Церкви и мусульманской общины в число признанных религ. организаций, установление для всех признанных общин ежегодной финансовой субсидии от гос-ва (ст. 7), выведение религ. групп из сферы публичного права в сферу частного (ст. 4).

http://pravenc.ru/text/2561080.html

Лютеранство представлено Евангелической церковью Аугсбургского исповедания Румынии (ЕЦАР) и Евангелическо-лютеранской церковью Румынии (ЕЛЦР). Организационно ЕЦАР состоит из поместной церкви, окружной церкви и генеральной церкви. Поместная церковь (община, приход) имеет статус юридического лица и возглавляется общим собранием представителей церковной общины и приходским советом (пресвитерией). Церковь поделена на 5 округов и руководима деканом. Центральными органами являются Окружной церковный конгресс и Окружная консистория. На данный момент действуют 247 общин, организованных в 30 самостоятельных приходов и 217 филиалов; ЕЦАР насчитывает 262 места для отправления культа. Служат 32 приходских священника и 7 свободных священников. Паству составляют ок. 5,4 тыс. чел., из к-рых 53,6% - немцы, 27,8% - румыны, 14,4% - венгры. ЕЛЦР имеет одинаковую доктрину с ЕЦАР и была образована путем выделения из ее состава венгерских и словацких приходов (1918). Организация культа основана на синодально-пресвитеральном принципе, лидером является епископ, избираемый общими собраниями приходов. Высшим представительным органом культа является синод. В 2011 г. в церкви насчитывалось свыше 20,1 тыс. прихожан, из к-рых 62% - венгры, 16% - немцы, 12% - словаки и 9,8% - румыны. Кальвинизм представлен Реформатской церковью Румынии, в состав к-рой входят Трансильванская епархия и епархия Оради. Руководящими органами являются синод, епархиальное общее собрание, генеральная ассамблея, приходское собрание; исполнительные органы - совет управляющих, собор благочиния, приходский совет. По данным на 2011 г., Реформатская церковь в Румынии насчитывала свыше 600 тыс. членов (1352 общины), из к-рых 93,78% - венгры, 3,3% - румыны, 2,74% - цыгане; действовали 709 культовых сооружений, в к-рых служили 886 чел. Унитарии Р. входят в состав Венгерской унитарианской церкви Румынии, насчитывающей 137 приходов, оформленных в 6 благочиний в Р. и одним в Венгрии. В 2011 г. церковь насчитывала свыше 57,7 тыс. членов, 96,7% из к-рых - венгры, 1,8% - румыны, 1,4% - цыгане. Организация унитарианского культа основана на синодально-пресвитеральном принципе: миряне играют важную роль в управлении, руководство является коллективным, а основные единицы - автономными. Высшие органы власти - епископская канцелярия и церковные ассоциации.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В 90-х гг., после создания единого нем. гос-ва, вновь возобладали секулярные тенденции. Налоговая реформа кон. 90-х гг. понизила ставки церковного налога (определенная доля подоходного налога в пользу церкви). Из-за отсутствия средств приходы закрывали социальные учреждения, сдавали в аренду здания. Церковь была вынуждена искать спонсоров, развивать свой бизнес (отели, туристические бюро и др.), заниматься торговлей, предоставлять церковные помещения для светских мероприятий. По итогам опроса 1996 г. лишь 45% немцев были верующими, в бывш. ГДР - 20%. В 2003 г. 180 тыс. чел. вышли из общин Е. Ц. Г., в 2004 г.- более 140 тыс. чел. Одновременно с этим существовала и противоположная тенденция: количество вновь вступивших в евангелические общины в 2000 г. было больше, чем в сер. 90-х гг. Этому способствовало и создание специальных административно-церковных пунктов по приему в церковные общины непосредственно в центрах городов и быстрое оформление необходимых документов. В целом по стране отмечался низкий уровень религиозности общества, но традиционно сохранялось «для очень многих немцев отнесение себя к христианской вере - прежде всего общекультурный контекст, например, отграничение от ислама, а не непосредственное участие в церковной жизни» ( Иерусалимский В. П. Церкви Германии перед вызовом секуляризации//Современная Европа. 2006. 4. С. 98). Несмотря на то что принцип плюрализма, преобладающий в совр. зап. обществе влияет на церковь в Германии, председатель Совета Е. Ц. Г. еп. Вольфганг Хубер констатировал, что «христианская традиция сохраняет особые значение и вес», «но все же мы не христианская страна»,- заключил он (Там же. С. 99). Е. Ц. Г. по-прежнему осуществляет благотворительную деятельность в больницах, домах инвалидов, приютах и образовательных учреждениях. Активно работает «Диаконическая служба» (Diakonisches Werk), собираются пожертвования. Свыше 3 млн мирян ежегодно посещают разного рода просветительные мероприятия церкви. Наиболее эффективным видом работы с общественностью являются «дни церкви» (Kirchentage), во время их проведения проходят массовые мероприятия для прихожан и друзей церкви, что является формой сочетания богослужений, теологических дискуссий, семинаров и фестивалей. В нем. протестантизме господствуют либеральные тенденции. В апр. 1992 г. первым еп.-женщиной стала Мария Йепсен. Снисходительно Е. Ц. Г. относится к проблеме гомосексуализма - однополые браки разрешены в 9 из 23 церквей.

http://pravenc.ru/text/180954.html

Одобрения заслужила ее работа и от обер-прокурора Синода Д. А. Толстого , в 1873 г. посетившего семинарию. 22 июня 1864 г. в Каменец-Подольске на пожертвования различных лиц, в т. ч. и Л., было открыто уч-ще для «девиц духовного звания» - дочерей священнослужителей. Впосл. Л. пожертвовал на стипендии ученицам 1 тыс. р. В 1866 г. епископ указал на необходимость благоустройства частного жен. училища, основанного в 1862 г. в Тульчине на средства прот. В. В. Гречулевича (впосл. еп. Могилёвский Виталий). В 1869 г. оно было преобразовано в епархиальное жен. уч-ще. При Л. были открыты муж. школы грамотности при Шаргородском во имя свт. Николая Чудотворца , Бершадском и Головчинском мон-рях и женские - при винницком Браиловском во имя Св. Троицы и немировском во имя Св. Троицы монастырях ; несмотря на противодействие сельских властей католич. вероисповедания, было организовано много церковноприходских русских правосл. школ. В 1873 г. в этих школах обучалось 19 818 чел. обоего пола. Л. учредил должность наблюдателей при таких школах, для которых 20 июля 1864 г. была составлена инструкция. При Л. священнослужители перестали зависеть от землевладельцев-католиков. В 1865 г. духовенству было назначено содержание за счет 65 тыс. р., отпущенных в качестве пособия из процентного сбора с помещичьих имений. К кон. 60-х гг. XIX в. причтам Юго-Западного края увеличено содержание: сельским священникам назначено до 300 р., городским - по 400 р., псаломщикам - по 100 р., дьячкам - по 50 р. При помощи светских властей Л. активно боролся с «духом прозелитизма и полонизма», т. е. с влиянием католич. Церкви. Ему удалось добиться закрытия мон-рей - кармелитского, собор к-рого был передан в 1867 г. для устройства правосл. церкви, и визитантского, на территории к-рого разместилось жен. уч-ще (1864), а также 3 костелов, 8 каплиц, 2 общин сестер милосердия. 5 июня 1866 г. прекратила существование 400-летняя римско-католич. Каменецкая епископия. В 1870 г. Л. учредил благочиннические советы. Допуская, что духовенству лучше известны кандидаты на должности благочинных, он разрешил выборы благочинных священнослужителями.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканство представлено на территории И. приходами еп-ства Европы в составе Церкви Англии (Diocese in Europe) (73 общины, 12 тыс. чел.), а также приходами Реформированной епископальной церкви Испании (Iglesia Española Reformada Episcopal), подчиненной Кентерберийскому архиепископу (16 общин, 20 тыс. чел.). Обе провинции являются членами Англиканского содружества . Общее количество англикан в И.- ок. 30-35 тыс. чел. Протестант. орг-ции страны объединены в Федерацию евангелических религ. общин Испании (Federación de Entidades Religiosas Evangélicas de España), к-рая действует в соответствии с договором, подписанным с правительством И. в 1992 г. Общее число протестантов составляет ок. 300 тыс. чел. Кальвинизм представлен Испанской евангелической церковью (Iglesia Evangélica Española), насчитывающей 10 тыс. чел. в 35 общинах и являющейся членом Всемирного альянса реформатских церквей . Баптисты имеют в И. ряд орг-ций, наиболее значительная - Испанский евангелический баптистский союз (Union Evangélica Bautista Española), основанный в 1922 г. и объединяющий 63 общины с общим количеством верующих ок. 13 тыс. чел. В 1957 г. от него отделилась группа верующих, образовав Федерацию независимых евангелических церквей Испании (Federación de Iglesias Evangélicas Independientes de España), состоящую из 85 общин в 6 региональных подразделениях с общим количеством верующих ок. 15 тыс. чел. Также в И. действуют независимые баптист. орг-ции: Ассоциация независимых евангелических баптистских церквей Испании (Asociación de Iglesias Evangélicas Bautistas Independent de España, Associatión of Independent Evangelical Baptists of Spain) (6 общин, 700 чел.), Испанская евангелическая баптистская ассоциация (Asociación Evangélica Bautista Española) (5 общин, 400 верующих), Независимое баптистское сообщество (Comunión Bautista Independiente) (10 общин, 600 верующих). Общее количество баптистов составляет ок. 30 тыс. чел. Братья имеют в И. 3 организации: Евангелические церкви братьев (Iglesias Evangélicas de Hermanos) (175 общин, 20 тыс. верующих), Церкви Нового Завета (Iglesias del Nuevo Testamento) (20 общин, 650 верующих) и Ассамблеи братьев во Христе (Asambleas de Hermanos en Cristo) (7 общин, 400 верующих).

http://pravenc.ru/text/674995.html

Церкви Христа (Iglesias de Cristo) имеют в Н. более 20 общин (ок. 6 тыс. чел.), гл. обр. в Манагуа и Масатепе. Иеговы свидетели впервые прибыли в Н. в 1934 г.; в наст. время в их орг-циях насчитывается 28,6 тыс. чел., объединенных в 485 общинах. Мормоны в количестве 95,8 тыс. чел. состоят в 109 общинах, в Н. действует 2 миссии (2017). Первые мормоны прибыли в страну в 1953 г. В сент. 1978 г. они покинули Н. в связи с начавшейся гражданской войной. Деятельность мормонов возобновилась во 2-й пол. 80-х гг. XX в. В 1989 г. открыта Никарагуанская миссия в Н. Число верующих тогда составляло 3,5 тыс. чел. К кон. 1990 г. количество мормонов увеличилось до 8 тыс. чел. В нач. XXI в. наблюдается резкое увеличение количества мормонов. Только за последние 5 лет их число возросло более чем в 2 раза. Иудаизм В наст. время в Н. проживает ок. 50 евреев. Действует синагога в г. Сан-Хуан-дель-Сур. С 1979 г. местных раввинов нет. Первые иудеи переселились в Н. из Германии во 2-й пол. XIX в. Их потомки были ассимилированы. После первой мировой войны в Н. стали прибывать иудеи из Европы (гл. обр. из Польши и Венгрии), основавшие здесь общину. Они расселялись преимущественно в Манагуа, а также в Гранаде, Леоне и Чинандеге. С 1935 г. община имела свое кладбище, а с 1964 г.- синагогу в Манагуа. В 1968 г. в Н. проживали 126 евреев, большинство к-рых работали в промышленности или занимались торговлей. В сер. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. евр. община достигла процветания. В 1972 г. в Н. насчитывалось ок. 250 евреев. С сер. 70-х гг. XX в. евреи стали покидать страну. Синагога, поврежденная в ходе гражданской войны, была обращена в гос. школу. После 1990 г. часть евреев вернулась в Н. Ислам В Н. исповедуют от 1 до 1,5 тыс. чел., гл. обр. сунниты - временные резиденты и натурализованные мигранты и их потомки из Палестины и Ливии. Шиизма придерживаются выходцы из Ирана. Есть небольшое число обращенных местных жителей. Богослужение проводит Исламский культурный центр в Манагуа. В крупных городах (Гранада, Масая, Леон и др.) оборудованы домовые храмы. В 2007 г. в Манагуа открыт Культурный центр никарагуанского ислама (Centro Cultural Islámico Nicaragüense), основной задачей к-рого является распространение мусульм. учения.

http://pravenc.ru/text/2565326.html

Несмотря на возобновившиеся в 1911 г. гос. меры против А., особенно усилившиеся во время первой мировой войны, к 1917 г. в России число А. составляло ок. 7 тыс. чел. Декрет советского правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918) породил у А. надежду на свободу вероисповедания. Руководство АСД заняло лояльную по отношению к новой власти позицию. В сент. 1920 г. в Москве на Всероссийской конференции АСД был создан Всероссийский союз общин АСД, насчитывавший уже 11 тыс. чел., принят устав, председателем избран Г. И. Лебсак. К тому времени почти все служители АСД иностранного происхождения покинули страну и ответственность за управление общинами легла на местных проповедников. Было создано издательство «Патмос», выпускавшее журналы «Благовестник», «Голос истины», «Адвентистский вестник», «Уроки субботней школы». В 1926 и 1927 гг. в гос. издательствах были изданы Библии большого и карманного формата, был разрешен завоз Библий из-за рубежа. В сер. 20-х гг. в церкви АСД произошел раскол. Было принято решение, разрешающее А. службу в армии. Тогда часть членов АСД отделилась, назвав себя Всесоюзной церковью верных и свободных адвентистов седьмого дня. В наст. время раскол преодолен. С 1929 г. начались преследования А., как и др. сектантских объединений. Их обвиняли в отказе от работы и в нежелании отпускать детей в школу по субботам, часто называли «агентами Германии и США» (История религии в России. Сб. М., 1998. С. 367). В сер. 30-х гг. Всесоюзный совет общин АСД прекратил свое существование. В 1937 г. умер в тюрьме Лебсак. Сразу после окончания второй мировой войны регистрация общин А. возобновилась, особенно активно - на освобожденных территориях. Однако регистрация продолжалась всего 2 года - в 1945-1946 гг. В 1946 г. был вновь сформирован Всесоюзный совет АСД, к-рый просуществовал до 1960 г. Кон. 40-х - нач. 60-х гг. характеризовались множеством внутриобщинных конфликтов и расколов. После запрещения совета А. вели полулегальное существование, хотя их деятельность не была запрещена официально. В 1970 г. авторитетный представитель церкви АСД из СССР М. П. Кулаков посетил Всемирный центр церкви АСД в США. В 1974 г. он вместе с вице-президентом Генеральной конференции Т. Карсичем нанес визит в Совет по делам религий при Совмине СССР, и наметилось потепление во взаимоотношениях между властями и АСД. 27 мая 1979 г. на проходившем в Туле совещании представителей различных общин АСД был сформирован Республиканский совет церкви АСД в России. В то же время на территории бывш. СССР параллельно действовали др. организации АСД - на Дал. Востоке, в Сибири, на Урале, в Центр. России и на Кавказе. В 1981 г. все разрозненные структуры АСД в России объединились, образовав Республиканский союз церкви АСД в РСФСР. В 1985 г. был создан временный Координационный совет АСД во главе с Кулаковым. Был установлен постоянный контакт с Генеральной конференцией АСД.

http://pravenc.ru/text/63490.html

представлен в Л. незначительным количеством приверженцев, в основном мигрантов из Юж. или Центр. Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан), занимающихся в Африке торговлей. Первые мусульмане приехали в Л. в 1972 г. из Дурбана (ЮАР) и основали мечеть в Бутха-Бутхе; значительное увеличение притока мусульман началось с 90-х гг. XX в. В наст. время ислам распространен гл. обр. в столице Масеру, а также в округах Бутха-Бутхе, Лерибе, Береа на севере страны. По данным на 2013 г., в Л. насчитывалось ок. 3 тыс. мусульман, преимущественно суннитов. В Л. присутствуют представители псевдоисламской секты Ахмадья (350 чел.). Традиционные африканские верования характерны для населения гл. обр. периферийных районов, мало затронутых процессами урбанизации. Большинство данных культов сочетают веру в Бога-Творца с анимизмом, фетишизмом, тотемизмом или культом предков. В значительной степени распространены знахарство, колдовство, использование заговоров, амулетов и т. д. Во мн. племенах приверженность местным традиционным верованиям сочетается с введением в их религ. учения норм христианства и с исполнением нек-рых христ. обрядов. Данные верования оказывают значительное влияние и на христ. организации, в первую очередь на НАЦ. Ввиду двоеверия точный статистический подсчет количества приверженцев местных племенных культов затруднен (по различным данным, от 160 до 200 тыс. чел.). Новые религиозные движения представлены последователями Бахаи религии , численность к-рых за последние десятилетия быстро растет. Верховной орг-цией бахаистов в стране является Национальная духовная ассамблея Бахаи в Лесото (National Spiritual Assembly of the Bahá " ís of Lesotho), основанная в 1953 г. Общее количество адептов бахаизма достигает 20 тыс. чел. Религиозное законодательство Основным документом, регламентирующим положение религии в Л., является Конституция 1993 г., к-рая декларирует равенство и основные права и свободы человека независимо от религ. убеждений, национальной или культурной принадлежности, политических или иных взглядов (статьи 4, 26). Основной закон запрещает дискриминацию по религ. мотивам (ст. 18) и гарантирует право на свободу совести, мысли и вероисповедания, включая возможность менять свои религиозные убеждения; гражданин Л. вправе как в частной, так и в общественной сфере проявлять свою веру и пропагандировать религ. убеждения, взгляды и практику (ст. 13, п. 1). Закрепляется право религ. общин предоставлять религ. образование своим членам и пользоваться недвижимостью для образовательной деятельности (ст. 13, п. 2). При этом запрещается насильно привлекать граждан к получению религиозного образования или участию в религ. церемониях или обрядах (ст. 13, п. 3). Конституция гарантирует гражданам право свободно объединяться для создания любых сообществ и групп, в т. ч. исходя из религ. и культурных целей; привлечение граждан к подобным объединениям без их согласия запрещается (ст. 16). История

http://pravenc.ru/text/2463599.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010