Катынь — место общей трагедии России и Польши (ФОТО) Под каждой пядью земли в Катынском лесу — мученическая кровь русских и поляков. 15 июля, 2012 Под каждой пядью земли в Катынском лесу — мученическая кровь русских и поляков. Военнослужащие Российской армии и Войска Польского объединились в Катыни на церемонии открытия храма-памятника у мемориала на месте массовых расстрелов. Великое освящение храма Воскресения Христова совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В почетном карауле у храма выстроились солдаты и члены детских скаутских организаций. Храм построен у входа в мемориальный комплекс, где покоятся 10 тыс. советских граждан и более 4 тыс. польских офицеров, расстреляных в Катынском лесу в 30-е и 40-е годы ХХ века. Церковь была основана в 2010 году при участии премьер-министра России Владимира Путина и председателя Совета министров Польши Дональда Туска. В иконостасе у алтаря — икона катынских мучеников, среди которых был и Смоленский архиепископ Серафим (Остроумов), погибший здесь с другими священнослужителями в 1937 году. Новомученики катынские «Под каждой пядью земли в Катынском лесу — мученическая кровь русских и поляков. Мы молимся здесь вместе с 1996 года. А после того как под Смоленском в 2010 году разбился самолет с президентом Польши Лехом Качиньским, мы приезжаем ежегодно теперь и на то место», — сказал польский капеллан священник Алексей Андреюк. Он напомнил, что среди погибших был и митрополит Мирон . Делегацию Войска Польского возглавляют полковник Георгий Вилюк и главный капеллан Войска Польского епископ Георгий Семятичский. В Катынь приехали и два внука расстрелянного здесь польского офицера Симона Федоренко. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Катынь местом общей трагедии России и Польши. «Катынь является общей могилой для россиян и поляков, местом общей скорби, общих глубоких переживаний. Ничто не роднит людей так, как общее страдание, если оно осознается как общее», — сказал патриарх после литургии. Он уверен, что настало время осознать, что Катынь — «это страшный символ нашей общей трагедии, а, осознав это, протянуть друг другу руки как братьям и сестрам своим, прошедшим через скорбь и трагедию Катыни».

http://pravmir.ru/katyn-mesto-obshhej-tr...

Маленькие чудеса святителя Николая А Наталья Владимировна молилась. Я еще немножко покачал кожух, повернул ключ — и, теперь уже не помню, с первого ли раза, но машина завелась. 19 декабря, 2012 А Наталья Владимировна молилась. Я еще немножко покачал кожух, повернул ключ — и, теперь уже не помню, с первого ли раза, но машина завелась. Истории за рулем : поучительные, забавные, грустные, наблюдения и размышления священников и мирян, водящих машину. Приглашаем обсуждать, комментировать и присоединяться к рубрике со своими рассказами. Идеи и концепция Марии Свешниковой и священника Феодора Людоговского.  Священник Феодор Людоговский Водительские права – с 2000 года, реальный стаж вождения – с 2004 года. Общий километраж – около 100 тысяч км Машина: Hyandai Elantra, АКП, год выпуска: 2010. У нынешнего владельца: с 2010 Пробег: 60 тысяч км Сегодня, в день памяти святителя Николая Чудотворца, я хотел бы рассказать о двух маленьких чудесах, случившихся со мной не далее как в минувшее воскресенье после молитвенного обращения к этому святому. Первое чудо связано с машиной (поэтому вы и читаете этот текст в рубрике «Автобатя» ), а второе… да, второе, в общем-то, тоже связано с машиной. Сейчас всё будет понятно. Дело было так. После литургии мы с нашей прихожанкой Натальей Владимировной должны были ехать на Зеленый проспект, причащать ее подругу, состояние здоровья которой, к сожалению, неуклонно ухудшается. Сначала всё шло по плану: в расчетное время мы сели в машину, я повернул ключ зажигания — и ничего не произошло. Я повернул ключ еще раз — эффект был таким же. То есть никаким. Наталья Владимировна — вот что значит верующий человек! — сразу же принялась молиться Николаю Чудотворцу (храм-то у нас — Никольский). Ну, а я, по мере своих сил мысленно присоединившись к ее молитвам, попытался что-то сделать с машиной. Надо сказать, что в отношениях с техникой я натуральная блондинка: для устранения неисправности могу протереть стекло, попинать колеса, открыть капот — ну и, собственно, всё. Так я и сделал: открыл капот, пошевелил на аккумуляторе плюсовую клемму. Точнее, попытался пошевелить: чтобы до нее добраться, нужно что-то там отвинтить, а мне было лень. Поэтому я просто для очистки совести покачал двумя пальцами кожух, под которым скрывается эта клемма.

http://pravmir.ru/malenkie-chudesa-svyat...

Марсель и Вифлеем Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 14 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 К 1575-летию со дня преставления святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, почитаемый Русской Православной Церковью, по праву считается отцом западного монашества. О жизни и трудах преподобного Иоанна Кассиана известно достаточно много 1 . Преподобный Иоанн родился во второй половине IV в. (ок. 360 г.). О месте его рождения нет точных сведений; им считается и Малая Скифия (совр. Добруджа, Румыния), и Галльская область Западной Римской империи (совр. Франция); встречаются даже упоминания о его восточном происхождении. О “скифском” происхождении преподобного Иоанна упоминает и Геннадий Марсельский, возможно его второе имя Кассиан связано как раз с местом рождения — обнаруженном в Малой Скифии районе, земли которого считались ещё со II–III вв. владением рода “кассиан”. Как явствует из его сочинений, преподобный Иоанн происходил из состоятельной христианской семьи и получил лучшее по тем временам домашнее образование, был знаком с греческой философией, хорошо владел латинским и греческим языками. Имея хорошее светское образование, преподобный Иоанн, однако, не стремился достичь мирского благополучия, а обратился к подвижнической жизни монахов, молитвы и образ жизни которых, как он писал, имел возможность слышать и видеть ещё в детстве. Он стремился стать способным “чистым оком созерцать глубокие и сокровенные тайны, чего никак не доставит ; светская учёность, а одна чистота духа посредством просвещения Святого Духа” 2 . Жизнь Преподобного сложилась так, что он долгое время подвизался и на Востоке, и на Западе, став связующим звеном христиан Запада и Востока. Покорившее его духовное богатство Востока он перенёс в западную христианскую жизнь, представляя и утверждая там как деятельной монашеской жизнью, так и учёными трудами полный опыт аскетики и монашеских идеалов, выработанных подвижниками Египта и Палестины.

http://pravmir.ru/marsel-i-vifleem/

Математика и традиция Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 14 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 От публикаторов. Протоиерей Александр Геронимус был священником, богословом и учёным. Точкой пересечения этих граней является то, что можно назвать “воцерковлением культуры”. Для отца Александра это было актуальнейшим деланием, которому он посвятил большую часть своей жизни. Это делание включало в себя работу как интеллектуальную, так и молитвенную внутренне-сердечную. В этом диалоге православного Предания и секулярной культуры в центре рассмотрения отца Александра были точные науки, особенно математика, но и другие области культуры занимали его внимание. Плодом этой деятельности не стало какое-либо систематическое изложение. Один из фрагментов его мировидения мы предлагаем читателям журнала. Диакон Григорий Геронимус От редакции. Мы благодарны матушке Лидии Геронимус за предоставление работы отца Александра, тем более что сама его личность заслуживает особого внимания. Вспоминается, как и до рукоположения Саша Геронимус внушал нам, молодым христианам, уважение своими познаниями в литургике, в истории Церкви и в церковной литературе, своим вдумчивым отношением к духовным проблемам. С этим связано и одно личное воспоминание. В конце 70-х годов я работала на Волхонке, и соответственно тот храм, где можно было по будням помолиться и перед работой, и после неё, был храм святого пророка Илии Обыденного, — знаменитая и заслуженно любимая “Обыденка”, центр притяжения для многих и многих. Как-то у меня возник, что называется, вопрос совести, то есть проблема, которую необходимо было разрешить, и причём в духовном аспекте, а к тому же и до начала рабочего дня. Привычным путём я направилась в Обыденку, где будничная литургия заканчивалась достаточно рано, чтобы можно было после неё поговорить с батюшкой и успеть на работу. Но на этот раз служба была длинная, и со временем у меня ничего не получалось. Справедливо предполагая, что моих собственных молитвенных сил мне не хватит, я печально поплелась к выходу из храма. И тут, почти у самых дверей я увидела Сашу Геронимуса (близко мы знакомы не были, но в общем-то друг друга знали) и решила рискнуть: поклонившись, мотнула головой в сторону паперти. Он понял и вышел. Я спросила, могу ли задать ему вопрос. Он очень серьёзно и доброжелательно сказал, что могу и что он попытается ответить. Вопрос был задан. Саша подумал и дал ответ, — и я с лёгкой душой отправилась на работу.

http://pravmir.ru/matematika-i-traditsiy...

Митрополит Серафим (Чичагов) и его “Музыкальный дневник” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой расстрелян митрополит Петроградский Серафим (Чичагов). Это была уникальная личность не только среди новомучеников и исповедников Российских, но, думается, и среди архиереев Русской Церкви вообще. Необыкновенно одарённый от Бога человек; как поётся в тропаре в честь священномученика Серафима, “данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси”. Прежде всего священномученик Серафим — архиерей Русской Православной Церкви, человек святой жизни, принявший священный сан по благословлению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Примечательно, что владыку Серафима арестовали, когда ему было восемьдесят четыре года; к тому времени он был совершенно больным человеком и никакого “вреда” советской власти причинить не мог. Но ещё до принятия сана у владыки Серафима была богатейшая событиями и деяниями жизнь. Он принимал участие в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., был военачальником, офицером-артиллеристом, Георгиевским кавалером; проявил немалый литературный дар, написал о войне воспоминания “Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году”. Священномученик Серафим создал фундаментальный труд по медицине и разработал оригинальную методику лечения ряда заболеваний. Владыка Серафим раскрылся как художник-иконописец, прославивший в красках Христа Спасителя и преподобного Серафима Саровского, и как историк Русской Церкви, написавший “Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря”, — труд, который послужил к прославлению старца Серафима. Вся эта многообразная деятельность, столь разная по своим направлениям, соединённая в одной личности, не может не удивлять. Но был у Владыки ещё один талант, на котором хотелось бы остановиться более подробно — это дар композиторский, музыкальный. Им написаны пьесы для фортепиано или фисгармонии: это “Листки из музыкального дневника” и “Музыкальный дневник” (всего 38 пьес); литургическая музыка и различные вокальные сочинения.

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

Москва. Церковь иконы Божией Матери " Неувядаемый Цвет " в Рублёве. Карта и ближайшие объекты Первые сведения о деревне Рублёво относятся к 1620 году, когда она была во владении влиятельного боярина Бориса Михайловича Лыкова. За свою историю деревня сменяла многих владельцев. На рубеже XIX-XX веков последней владелицей Рублево стала помещица Софья Николаевна Карзинкина. Тогда деревня находилась в Хорошёвской волости Московского уезда. В 1901 году вблизи деревни Рублёво, на правом берегу реки Москвы была заложена водоподъёмная станция, снабжающая Москву питьевой водой. Станция сдана в эксплуатацию в 1904 году. Отдельные постройки Рублёвской водоподъёмной станции Московского Городского водопровода и посёлка при ней сохранились до нашего времени. До 1927 года в деревне Рублёво находились часовня Александра Невского, построенная в 1890 году в память чудесного спасения Императора Александра III на ст. Борки 17 октября 1888 г. и Пантелеимоновская домовая церковь при летней колонии Московского приюта Братства во имя Царицы Небесной (действовала с 1910 г.). Своего приходского храма в Рублёве никогда не было. Деревня находилась в приходе Троицкой церкви села Троицкое-Лыково (ныне в составе района Строгино СЗАО г. Москвы). История храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублёве началась в 1998 году. Именно тогда в живописном месте на высоком берегу Москвы-реки по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялся торжественный молебен с освящением закладного камня. 4 октября 2008 года епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков) совершил освящение фундамента и чин закладки храма. Проект храма был разработан архитектором Николаем Борисовичем Васнецовым, правнуком Аркадия Михайловича - родного брата известных русских художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. К 2010 году было завершено строительство нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», освящение которого малым чином состоялось 14 марта 2010 года. С июня 2012 года началось строительство верхнего храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет», которое было завершено в декабре 2014 года. Верхний храм был освящен в сочельник Рождества Христова 6 января 2015 года.

http://sobory.ru/article/?object=23690

Мытарь, ставший Евангелистом Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 24 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Об апостоле Матфее мы на самом деле знаем крайне мало. В написанном им Евангелии о нём самом сказано предельно кратко: Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним (9:9); подобный рассказ приводят Марк и Лука. Интересно, что Марк называет его другим именем: Левий Алфеев (2:14), а Лука называет его мытарем и добавляет одну, но очень существенную деталь: И он, оставив всё , встал и последовал за Ним (Лк 5:28). Впрочем, мытарем называет себя и сам Матфей, когда перечисляет имена Апостолов (10:3). Вот и всё, что сообщает нам об этом человеке Новый Завет, который открывается Евангелием от Матфея. Этот Апостол, в отличие от других, не оставил нам своих посланий, ничего не сообщается и о его особом участии в каких-то событиях евангельской истории, о его проповеди после Вознесения, да вообще о его жизни. Ничего, кроме этого краткого эпизода — переломного момента, когда всё изменилось сразу и навсегда. Итак, Матфей, он же Левий (тогда люди вполне могли иметь два имени), был братом другого Апостола, Иакова. Их отца звали Алфей, жили они в галилейском городке Капернауме, который был расположен на дороге, связывавшей два крупных города: средиземноморский порт Кесарию и столицу Сирии Дамаск. На таких дорогах с проезжих купцов взимались пошлины, служил на такой таможне и Матфей. Разумеется, таможенная служба давала немалые возможности для обогащения: собирать деньги можно не только в казну, но и в свой карман. К тому же мытари (то есть таможенники), обирая своих соплеменников, служили римским завоевателям и оккупантам. Неудивительно, что выражение “мытари Святой апостол и евангелист Матфей. Книжная миниатюра.Ок. 975–1000 г. Codex Theodosianus (Sinai cod. 204) и грешники” стало своего рода присловьем, что и отражено в Евангелии: это были обеспеченные и влиятельные, но горячо презираемые люди.

http://pravmir.ru/myitar-stavshiy-evange...

Неопубликованное произведение макарьевского книжника Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 15 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 Более ста лет назад Х. М. Лопарёв опубликовал интересный памятник письменности XVI века “Летописец и сказание ко учению и разсужение о фонианде 1 в кратце”, датировав его написание февралём “1558 года или следующего года” 2 . Автор расшифровал имя автора, которое он поместил в конце своего труда. Так стало известно имя нового писателя Макарьевской школы XVI века — старца Иосифа. В “Летописце” он обращается к царю с предложениями об обучении царевича Иоанна Иоанновича. Произведение носит филологическо-педагоги­чес­кий характер с элементом публицистичности и нарративности, так как в нём говорится и о ливонской войне, и о рождении наследника в царской семье; приведены также назидательные примеры из житий святых о воспитании. Позднее, в 1911 году, профессор Петроградского университета И. А. Шляпкин в статье, посвящённой духовному писателю XVI века Ермолаю-Еразму, опубликовал “Послание о составлении алфавитов” 3 . Поскольку в рукописи, по которой оно было опубликовано, находились творения, принадлежащие Ермолаю-Еразму, то И. Шляпкин определил это “Послание”, как принадлежащее перу Ермолая-Еразма. В контексте рассмотрения писательской деятельности Ермолая-Еразма И. А. Шляпкин пишет об авторе “Послания”: “Вероятно, ему принадлежит и Послание о изобретении алфавитов, адресованное уже не Грозному ; а своему покровителю Митрополиту Макарию” 4 . Заслугой И. Шляпкина явилась не только публикация данного послания, но и определение его адресата, поскольку его имя в послании не указано. Он пишет: «Послание о изобретении алфавитов адресовано к Первопрестольному пастырю, Митрополиту Московскому и всея России — “второму Филадельфу и книголюбцу” Макарию Писано оно по приказу Митрополита (повелел ми еси вмале преже сих дней от жития св. Стефана Пермского написати вкратце о составлении грамот, когда, кои, от коих человек, и в кое время и како)» 5 .

http://pravmir.ru/neopublikovannoe-proiz...

Новый Завет в книге пророка Иеремии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Введение: Несколько слов о терминологии и о подходах к богословию “нового завета” у Иеремии Тема нового завета в прочтении книги пророка Иеремии представляется ключевой. Прежде чем погрузиться в откровение славного созерцателя Таин Божиих, мысленно представим себе величественную гору. Её вершина скрывается в облаках. Так вот и нам предстоит вместе с Иеремией, прорвав покрывало Ветхого Завета (2 Кор 3:14), взойти на таинственную “гору” Промысла Божия и там скрыться в богословии Нового Завета. Прежде всего следует отметить, что само словосочетание (берит хадаша, новый завет’) мы нигде больше не встретим в Ветхом Завете, как только в рассматриваемой нами книге, хотя библейский термин завет, договор, союз’ весьма употребителен. Заветы или союзы, которые заключались между Богом и человеком (инициатором которых всегда выступал непосредственно Бог), безусловно, всякий раз являли новые отношения Творца с Его народом. Так, например, в завете с праотцем Ноем Бог после того как воспринял “приятное благоухание”, даёт обетование сохранения ему жизни (и через него — всему живущему на земле). В ответ на веру Авраама Бог дарует ему обетования Святой земли, и далее — народа, имеющего произойти от него, и благословения всех народов через потомство патриарха. Еврейское берит 1 в Ветхом Завете применимо также и для обозначения каких-либо сделок, для заключения определённых отношений между народами (напр., Ам 1:9; Авд 1:7) или отдельными лицами (Быт 21:27; 3 Цар 20:34 и др.) 2 . Такое тождество употребления обсуждаемого слова в совершенно разных контекстах (таких как Бог — человек и человек — человек) позволяет открыть их общую природу. Ведь не случайно же духоносный писатель ветхозаветных текстов дерзнул обозначить эти заветы-союзы одним и тем же термином? Говоря о берит’е как завете, мы прежде всего должны понимать его как завещание, которое предполагает и завещателя; распоряжение же завещателя вступает в силу после его смерти. С другой стороны, берит как союз предполагает некий правовой договор или соглашение, в котором участвуют обе стороны, между которыми, соответственно, определяются условия, права, обязанности. Однако, как пишут Ф. Ринекер и Г. Майер, “только Бог устанавливает условия Своего соглашения, подобно тому как завещатель диктует условия своего завещания, и только Он определяет участие в Его славе как участие в Его наследстве” 3 . У них же мы читаем, что “завет является волеизъявлением Бога, обязующегося выполнять его по Своей доброй воле, а не на основании каких-либо условий, выдвинутых партнёром по договору” 4 .

http://pravmir.ru/novyiy-zavet-v-knige-p...

О долге перед истиной Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 25 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 У христиан и воинствующих атеистов есть одна важная общая черта — это отношение к истине. Как говорит популярный современный атеист Ричард Докинз, отвечая на упреки в резкости по отношению к своим верующим оппонентам: “Это правда, что я иногда бывают страстен — но это потому что испытываю страсть к истине”. В этом отношении у христиан больше общего с воинствующими атеистами, чем с нынешними постмодернистами. Постмодернист полагает, что истина недостижима, а разговоры о ней чреваты нетерпимостью и фанатизмом, так что ну её совсем. Состязания христиан и атеистов, напротив, происходят на вполне чётко очерченном турнирном поле — те и другие сходятся на том, что истина существует и что мы имеем нравственное обязательство искать её и следовать ей. В теистической картине мира за мирозданием стоит личностное, творческое и нравственное начало, Бог, Который наделяет мироздание и всё, что в нём, и существованием, и предназначением, и ценностью — моя жизнь, например, обладает смыслом и ценностью потому, что Бог пожелал привести меня из небытия в бытиё, у моей жизни есть объективная, подлинная цель, для которой я создан — познать Бога и возрадоваться Ему во веки. Этой цели я могу достигнуть — или, злоупотребив данной мне свободой, не достигнуть. Каждый человек в конце своего земного пути обретёт вечность — которая может оказаться невыразимо прекрасной или невыразимо ужасной, в зависимости от того, какой выбор мы совершили по отношению к истине. Негодование и отвращение, которое атеист выказывает религии, связано не только с тем, что он считает её вредоносной (это уже во вторую очередь), а с тем, что он считает её ложной, так что следование ей несовместимо с достоинством разумного человека. Человеку надлежит следовать истине и отвергать ложь. Согласие, которое в этом пункте существует между противниками, очень важно. Многих людей вообще не интересует истина. Многие нападают на Церковь не потому, что полагают её послание ложным, а только потому, что полагают его неудобным, и вообще отказываются задумываться о его истинности — и об истине вообще. Как показывает опыт, большинство из тех, кто упрекает Церковь в том, что она не следует “учению Христа” не имеет определённого мнения о том, воскрес ли Христос и правда ли то, что говорится о Нём в Евангелии — более того, они не собираются это мнение формировать.

http://pravmir.ru/o-dolge-pered-istinoy/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010