Мученики Кирик и Иулитта. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий Апокрифическое Мученичество К. и И. сохранилось на греч. языке в неск. редакциях (BHG, N 313y, 313z не опубликованы, за исключением молитвы К.- Gressmann. 1921. S. 24-26). Этот апокриф упомянут в приписываемом папе Римскому Геласию I (492-496) «Декрете о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах» (окончательная редакция этого каталога относится к нач. VI в.). Апокрифическое Мученичество получило широкое распространение и было переведено на латинский (BHL, N 1802, изд.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 28-33; BHL, N 1803-1808), сирийский (BHO, N 194; Bedjan. Acta. T. 3. P. 254-283; История мученичества Мар Курйакуса и Йолиты. 2009), коптский ( Husselman. 1965), армянский (BHO, N 193), арабский ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 500-501; Catalogue des manuscrits arabes. P., 1972. Pt. 1: Troupeau G. Manuscrits chrétiens. T. 1. N 148, 286; 1974. T. 2. N 4775), эфиопский (с прибавлением описаний 9 чудес К. и кратких молитв-величаний в честь К. и И.: Gr é baut. 1912. P. 113-121), согдийский ( Sims-Williams N. Cyriacus and Julitta, Acts of//EIran. Vol. 6. Fasc. 5. P. 512), славянский ( Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 582-583) и др. языки. В 1-й пол. VI в. Иконийский еп. Феодор по просьбе еп. Зосимы, недовольного содержанием апокрифа, начал разыскивать подлинное Мученичество Кирика и Иулитты, но не нашел его. Со слов старожилов Маркиана и Зинона, слышавших рассказ о К. и И. от их родственников, еп. Феодор записал сведения об этих мучениках и включил их в свое Послание, к-рое известно в неск. редакциях: BHG, N 315 (изд.: Sanctorum Cyrici et Julittae Acta Graeca. 1882. P. 201-207), BHG, N 315b, BHG, N 316 (изд.: Mai. NPB. Vol. 6 (2). P. 417-418; PG. 120. Col. 165-172), BHG, N 317 (изд.: Combefis F. Illustrium Christi Martyrum Lecti Triumphi. P., 1660. P. 231-241; ActaSS. Iun. T. 3. P. 25-28). Это послание было переведено на латынь (BHL, N 1801; изд.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 23-24), славянский ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 312 (2-я паг.)), грузинский и др. языки. На основе Послания еп. Феодора Иконийского было составлено Мученичество Кирика и Иулитты (BHG, N 314, изд.: Sanctorum Cyrici et Julittae Acta Graeca. 1882. P. 194-200), к-рое в свою очередь стало источником Мученичества (BHG, N 318e) в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (изд.: Laty š ev. Menol. Fasc. 2. P. 173-176). Кроме того, К. и И. посвящены Похвалы (BHG, N 318 и BHG, N 318b), написанные Никитой Ритором (изд.: Halkin. 1987/1989) и Сисинием, патриархом К-польским.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Нестиары. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Строительство церкви началось в августе 1859 года. Проект был разработан архитекторами А. Турмышевым и Н. Ужумедским-Грицевичем. За основу взяты проекты академика Константина Тона: храм «кораблем» с односветным четвериком, трехлопастными фасадами и позакомарной кровлей. Четверик венчает крупная световая ротонда с луковичной главой. Над главным западным входом возвышается трехъярусная шатровая колокольня. Архитектура храма представляет собой замечательный образец эклектики, в котором элементы классицизма (русты на фасадах, большие полуциркульные окна, треугольные фронтоны и сандрики) сочетаются с приемами древнерусского зодчества (шатер колокольни, пятиглавие четверика). Оригинальностью отличаются плоскостные украшения фасадов в виде строгих геометрических орнаментов. Приход был закрыт в конце 1930-х годов. Здание было передано под колхозный склад и постепенно разрушалось. В конце ХХ века в результате пожара были утрачены главы храмовой части, шатер колокольни, перекрытие и крыша трапезной. В 2006 году церковь была передана Нижегородской епархии, был воссоздан приход.  В настоящее время ведётся восстановление по проекту, соответствующему виду храма во второй половине XIX века. К декабрю 2008 года была сварена и установлена конструкция большого купола, сооружена кровля над трапезной, закончена вычинка малых глав. Летом 2009 года завершилась вычинка кирпича на колокольне. К этому времени пять куполов уже были обшиты медью, а два барабана — металлом. В конце августа на колокольню был установлен первый крест. Всего на нижегородском заводе «Буревестник» из стального пласта было вырезано десять крестов. После золочения пять из них были установлены на храм и ещё четыре — на колокольню. Средства на отливку и золочение крестов выделили Эдуард Франков и Михаил Петров. В 2011 году было совершено первое за десятилетия архиерейское богослужение, которое возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, в сослужении клириков благочиния. К этому времени были завершены реставрационные работы препятствующие разрушению здания, начались работы по восстановлению интерьера.

http://sobory.ru/article/?object=10934

Новости Об особенностях миссии на Чукотке и общении с епископом Диомидом рассказали белгородские миссионеры 18.02.2009 19:17 Москва, 18 февраля, Благовест-инфо. Об особенностях православной миссии в таком отдаленном северном регионе России, как Чукотка, рассказали участники миссионерской секции XVII Рождественских чтений, которая состоялась 17 февраля в конференц-зале Политехнического музея. Священники из Белгородской и Старооскольской епархии представили доклады об истории миссии на Чукотке, о ее недавнем прошлом, а также о том, как они были направлены на Чукотку летом 2008 г. в связи с делом епископа Диомида. Священник Олег Гурьянов впервые попал на Чукотку по благословению руководителя Миссионерского отдела РПЦ, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) в 2000 г. Перед ним стояла задача организовать миссионерский стан в поселке Угольные Копи. Отец Олег рассказал о тех трудностях, которые пришлось преодолеть: обшарпанное здание магазина было переоборудовано в храм, со временем была организована воскресная школа, библиотека и даже зимний сад, проводились миссионерские беседы, кинопоказы, игровые занятия с детьми, общение с солдатами, выпуск стенгазеты и т.д. Двери комнаты священника всегда были открыты для местных детей. В результате началась богослужебная жизнь, было крещено 40 человек, устроено 5 миссионерских пунктов на всей территории Чукотки. С помощью местных учителей, которые составляли костяк прихода, удалось даже «пробить православный предмет» в местной школе. Однако обширные планы энергичного молодого священника не поддерживались правящим архиереем. По словам о. Олега, по приезде он сразу позвонил епископу Диомиду, тот «не захотел встретиться и велел нам «помиссионерствовать на том берегу», что «показалось странным». Далее последовал епископский запрет на телепередачи «Православный календарь» и «Воскресная жизнь», которые были инициированы белгородскими миссионерами на местном телевидении. В сентябре 2001 г. архиерей настоял также на регистрации миссионерского стана «как просто прихода Почаевской Божьей Матери», все созданное миссионерским станом закреплялось за Анадырской и Чукотской епархией, и вскоре миссионерский стан был закрыт.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Участники XVII Рождественских чтений поделились опытом катехизационной работы на приходах 17.02.2009 11:05 Москва, 17 февраля, Благовест-инфо. «Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования», -- с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице «Даниловская». На секции «Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе» обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к крещению). Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, -- «О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования». Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» (п. 14). В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку «в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни». Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе «богословски образованных мирян». Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Св. Писания и т.д. Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также – индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть «эффективной формой катехизации», говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся «осознавали христианский смысл брака и ответственность за него». Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и «молодежными» отделами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Первой таковой программой явилась Всезарубежная паломническая поездка молодежи «По стопам Моисея». В июне 2007 года священнослужители и более 100 молодых паломников, представляющих все епархии Русской Зарубежной Церкви, вместе с группой молодежи из России, совершили трехнедельное паломничество по святыням Египта, Иерусалима и Палестины. Паломники посетили храмы, монастыри и святые места, связанные с бегством Святого Семейства, служением пророка Моисея, жизнью преподобного Антония Великого и других святых. В программу также вошло трехдневное плавание по реке Нил, во время которого паломники посетили многие исторические места и достопримечательности Египта, провели ночь в египетской пустыне и поднимались на гору Синай. Паломники также посетили святыни и исторические места Иерусалима и Палестины. В расписании этого паломничества, кроме посещения святых мест, говения и богослужений, было уделено достаточно времени для встреч, бесед и общения между представителями молодежи, духовенством и монашествующими. В октябре 2008 года сотрудники Синодального отдела по работе с молодежью РПЦЗ совместно с Представительством Московского Патриархата в США провели симпозиум, посвященный памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского по случаю столетия его кончины. На симпозиум, который длился два дня, собрались студенты Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, молодые люди из Нью-Йорка и других городов США. В июле 2009 года в рамках проекта «Содружество православной молодежи» состоялось паломничество в Россию, на Украину и в Германию. Организаторами поездки выступили Международный фонд славянской письменности и культуры и Фонд «Коренная пустынь» из Курска. Целью поездки было знакомство и сближение молодежи России, православных стран бывшего СНГ и Русской Зарубежной Церкви, а также посещение родины своих предков и святых мест Святой Руси. В ноябре того же года группа православной молодежи из приходов русского зарубежья приняла участие в православном молодежном форуме «Феодоровский городок».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2234257...

Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных 4 февраля 2013 г. 18:17 Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных 1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия. Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/2775...

поиск:   разделы   рассылка Игумен Максимилиан (Клюев) О Поместном Соборе Источник:  Пресс-служба Иркутской епархии Недавно Русская Православная Церковь пережила жизненно важное для нее событие – избрание нового Патриарха. В храмах на Литургиях читались специальные молитвы о том, чтобы благополучно прошел предстоявший Поместный собор. В состав делегации от Иркутской епархии входил секретарь епархиального управления игумен Максимилиан (Клюев). О.Максимилиан рассказал о том, как проходил Поместный собор. – Что такое вообще Поместный Собор? – По Уставу РПЦ, высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному собору. Поместный Собор, как высшее церковное собрание был проведен впервые в 1917-1918 году. До этого были Архиерейские Соборы – собрания архиереев, как людей, от Бога поставленных управлять Церковью, людей грамотных, образованных, знающих друг друга, состояние Церкви, то есть компетентных. По Уставу Архиерейский Собор собирается раз в четыре года, а созыв Поместного Собора определяется Архиерейским. В крайнем случае, Поместный Собор может созвать Святейший Патриарх и Священный Синод. – Когда в последний раз был Поместный Собор? – Последние Поместные Соборы были собраны в год празднования Тысячелетие Крещения Руси в 1988 году и на выборы Святейшего Патриарха в 1990 году. Само создание Поместного Собора как верховного церковного органа в начале XX века было скорее веянием наступавшей " демократии " , после долгого перерыва, когда в период более двухсот лет не было Патриарха на Руси. Перед проведением Собора былоПоместныйСоборПоместныйСобор предсоборное присутствие, когда люди в церковных комиссиях думали, как все устроить, как воссоздавать патриаршество и устраивать дальнейшую жизнь Церкви. Было принято решение созывать именно Поместный Собор как собрание иерархов, мирян, клириков и монашествующих. То есть Поместный Собор – это веяние 20-го века. Прошедший 27-28 января 2009 года Поместный Собор собирался во-первых, чтобы выбрать нового Патриарха Московского и Всея Руси, а во-вторых, чтобы утвердить Церковный устав, который был принят в 2000 году Архиерейским Собором с поправками 2008 года.

http://religare.ru/2_62654.html

поиск:   разделы   рассылка Светлана Колосовская " Образ православного священника в современном кинематографе " Источник:  Радонеж Под таким названием в рамках Рождественских Чтений 28 января с. г. в Доме кино прошел Круглый стол, собравший большое число участников. В заседании круглого стола в качестве экспертов приняли участие инициаторы и руководители известнейших сегодня православных кинофестивалей " Радонежа " – Евгений НИКИФОРОВ и " Золотого витязя " – Николай БУРЛЯЕВ; бессменный(15 лет) председатель жюри кинофестиваля " Радонеж " – писатель Владимир КРУПИН; кинодокументалисты, продюсеры, кинокритики, актеры: В. М. АЛЕЙНИКОВ – Центральная Российская студия документальных фильмов, Л. М. КАРАХАН – продюсер, кинокритик, А. Е. РЫМОВ – драматург, режиссер, продюсерский центр " XXI век " , Ю.В. БЕЛЯЕВ – заслуженный артист России, Н. С. АСТАХОВ – художественный руководитель духовного театра " Глас " , А. ЩИПКОВ – портал " Религия и СМИ " и др. Участниками обсуждения стали священнослужители, собравшиеся на Чтения из различных епархий России, члены православных братств и др. участники Рождественских Чтений. Центральной фигурой круглого стола стал протоиерей ВИКТОР САЛТЫКОВ, участник и " главный герой " двух документальных фильмов В. ТИМОЩЕНКО, сегодня хорошо известных в православном мире: " Кавказский фронт " и " Русский заповедник " – призер к/ф " Радонеж-2008 " . Последний из названных фильмов демонстрировался по окончании обсуждения в Малом зале. То, что религия и Церковь после 70-летнего периода гонений и запрета стали заметным явлением жизни, очевидно. Духовный вакуум возрождающейся исторической России стал заполняться православием. Даже те наши соотечественники, которые не могут принять этой непреложной истины, не могут не видеть – " на передовой " духовной борьбы в мирных, даже бытовых условиях – гибнут именно священники. Начиная с 1990 г. их было убито – 25, двое – только в конце прошлого, 2009 года... Священник привлекает к себе все большее внимание в обществе. Все чаще мы видим священников на ТВ, стали они появляться и в игровом кино.

http://religare.ru/2_72685.html

поиск:   разделы   рассылка Украинская Православная Церковь сегодня. Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 года на проходящем в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир выступил с докладом, посвященным современному положению Украинской Православной Церкви. В минувшем году исполнилось двадцать лет подписания Святейшим Патриархом Алексием II Благословенной грамоты (Томоса) о даровании Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в ее управлении. Это событие открыло новый исторический этап в жизни Православной Церкви в Украине, который восстановил исконную традицию канонического бытия Церкви Киевской Руси. 27 октября 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Определение об Украинской Православной Церкви, которым нашей Церкви была дарована самостоятельность в управлении. В тот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал Грамоту, которой благословлялось " быть отныне Православной Украинской Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении " . В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор принял новый Устав Русской Православной Церкви, в котором отражен особый статус Православной Церкви в Украине. Пункт 18 восьмой главы Устава гласит: " Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси " . Поместный Собор Русской Православной Церкви 2009 года, избравший Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, утвердил принятые решения всех Архиерейских Соборов, проходивших в период с 1990 по 2008 год. Таким образом, все определения, касающееся Украинской Православной Церкви, получили общецерковную рецепцию.

http://religare.ru/2_83152.html

Приветствуя высокого гостя, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «духовная и историческая связь между двумя странами существовала на протяжении многих столетий». Святейший Патриарх также отметил, что сегодня количество российских туристов и паломников, желающих посетить Черногорию, неуклонно растет. В ответном слове Президент Черногории поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за теплый прием и подчеркнул, что основой добрых отношений между двумя странами является единая вера — православие. 26 февраля в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял делегацию Богословского факультета Бухарестского университета во главе с деканом протоиереем Стефаном Букиу. Богословский факультет Бухарестского университета стал лауреатом премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2008 год. В своем слове Святейший Патриарх Кирилл отметил, что богословский факультет является основным образовательным центром в Бухарестском университете, выпускающим высококвалифицированных специалистов, со многими из которых представители Русской Церкви встречаются на различных межправославных конференциях. Предстоятель также подчеркнул, что Русская Православная Церковь заинтересована в развитии отношений между богословскими учреждениями Русской и Румынской Церквей. 26 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Синодальную библиотеку и комплекс бывшего Андреевского монастыря. Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился святыням храма Воскресения Христова — чтимому списку Казанской иконы Божией Матери и образу святого Андрея Стратилата. Патриарха сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Истринский Арсений, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, директор Синодальной библиотеки протоиерей Борис Даниленко. У входа в читальные залы Святейший Патриарх Кирилл открыл и окропил святой водой доску с новым наименованием Синодальной библиотеки, которой по решению Священного Синода присвоено имя Святейшего Патриарха Алексия II.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010