ЦВ 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г. Епархиальное собрание Московского Духовенства 12 декабря 2008 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, вступившего в самостоятельное управление Московской епархией в соответствии с постановлением Священного Синода, состоялось заседание Епархиального собрания города Москвы. Перед началом собрания его участники помолились об упокоении души Святейшего Патриарха Алексия за литией, которую совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Собрание началось пением молитвы «Царю Небесный», после чего митрополит Ювеналий выступил с докладом. Текущий 2008 год прошел под знаком единства Церкви, одного из самых драгоценных даров православной веры. Закаленная в испытаниях Русская Православная Церковь в трагическом для нашего народа ХХ веке ценою мученичества и исповедничества пронесла этот дар, обогатив его подвигами миллионов православных людей. Об этом шла речь и на совещании Предстоятелей Православных Церквей в Стамбуле. В итоговом совместном послании этого совещания говорится, что нестроениям и разделениям, раскалывающим мир, в том числе и православные народы, можно противостоять только единством Церкви — совместными усилиями в свидетельстве «искупительного дела» Господа нашего Иисуса Христа. Видимым знаком церковного единства в уходящем году стал очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, впервые прошедший с участием архиереев Русской Зарубежной Церкви. Соборное мнение, изложенное в определениях и постановлениях Освященного Архиерейского Собора, укрепило единство Церкви, стало своевременным ответом на вызовы современности и наметило цели дальнейшего служения Русской Православной Церкви. Особо хочу отметить знаменательную дату, которую мы отмечали в этом году — 1020-летие Крещения Руси. Церковные торжества прошли в трех столицах — Москве, Киеве и Минске. Русский, украинский и белорусский народы сохранили единство и свою верность историческому призванию, которое они осознали 1020 лет тому назад на берегах Днепра. Это единство простирается поверх всевозможных границ, политических разногласий, национально-этнических и вообще любых человеческих разделений. Мы всем продемонстрировали такое единение, которое показало себя непоколебимым.

http://e-vestnik.ru/docs/eparhialnoe_sob...

4 февраля 2013 г. 23:00 Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных Документ подготовлен Межсоборным присутствием в 2012 году и принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. 1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия. Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах. 2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.

http://e-vestnik.ru/docs/church_personal...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_72685.html 10 февраля 2010 Светлана Колосовская " Образ православного священника в современном кинематографе " Источник:  http://www.radonezh.ru/analytic/11840.html Радонеж Под таким названием в рамках Рождественских Чтений 28 января с. г. в Доме кино прошел Круглый стол, собравший большое число участников. В заседании круглого стола в качестве экспертов приняли участие инициаторы и руководители известнейших сегодня православных кинофестивалей " Радонежа " – Евгений НИКИФОРОВ и " Золотого витязя " – Николай БУРЛЯЕВ; бессменный(15 лет) председатель жюри кинофестиваля " Радонеж " – писатель Владимир КРУПИН; кинодокументалисты, продюсеры, кинокритики, актеры: В. М. АЛЕЙНИКОВ – Центральная Российская студия документальных фильмов, Л. М. КАРАХАН – продюсер, кинокритик, А. Е. РЫМОВ – драматург, режиссер, продюсерский центр " XXI век " , Ю.В. БЕЛЯЕВ – заслуженный артист России, Н. С. АСТАХОВ – художественный руководитель духовного театра " Глас " , А. ЩИПКОВ – портал " Религия и СМИ " и др. Участниками обсуждения стали священнослужители, собравшиеся на Чтения из различных епархий России, члены православных братств и др. участники Рождественских Чтений. Центральной фигурой круглого стола стал протоиерей ВИКТОР САЛТЫКОВ, участник и " главный герой " двух документальных фильмов В. ТИМОЩЕНКО, сегодня хорошо известных в православном мире: " Кавказский фронт " и " Русский заповедник " – призер к/ф " Радонеж-2008 " . Последний из названных фильмов демонстрировался по окончании обсуждения в Малом зале. То, что религия и Церковь после 70-летнего периода гонений и запрета стали заметным явлением жизни, очевидно. Духовный вакуум возрождающейся исторической России стал заполняться православием. Даже те наши соотечественники, которые не могут принять этой непреложной истины, не могут не видеть – " на передовой " духовной борьбы в мирных, даже бытовых условиях – гибнут именно священники. Начиная с 1990 г. их было убито – 25, двое – только в конце прошлого, 2009 года... Священник привлекает к себе все большее внимание в обществе. Все чаще мы видим священников на ТВ, стали они появляться и в игровом кино.

http://religare.ru/2_72685_1_21.html

Адамовка. Скит Иоанна Шанхайского Успенской Святогорской Лавры. Церковь Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. /// Епархия неизвестна Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты 21 октября 2007 года наместником Святогорской Лавры епископом Святогорским Арсением в сослужении братии Святогорской Лавры в священном сане была совершена закладка нового храма в честь Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Свершилось это историческое для села Адамовки и всего Святогорского края событие по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, священноархимандрита Свято-Успенской Святогорской Лавры. Верхний престол храма посвящён великому святителю Иоанну Шанхайскому, нижний престол - Небесному покровителю святого от купели Святого Крещения - Архистратигу Божию Михаилу - в честь памяти его чуда, бывшего в Хонех (Колоссах). Также было принято решение не только о возведении на этом достойном месте святого храма Божия, но и о последующем устройстве вокруг него одноимённого скита. В нём сейчас создаётся целый комплекс: братский корпус, трапезная и гостиница для паломников на 150 мест. Как всегда, епископ Святогорский лично участвовал в каждом новом строительном проекте обители, наместником которой он является. Спустя неделю, 29 октября владыка Арсений посещал село Адамовку, чтобы на запланированном для строительства месте принять участие в разметке фундамента будущего храма. Спустя несколько месяцев в селе радовались ещё одному важнейшему для всех местных жителей событию. 19 января 2008 года, в праздник Крещения Господня, в Адамовке совершилось первое за более чем 70-летнюю историю села великое освящение воды. Чин великого водоосвящения на месте строящегося храма возглавил епископ Святогорский Арсений в сослужении лаврского духовенства и присутствии местных жителей, которых в тот день на богослужение собралось около 60 человек. Богатым на события оказался для села Адамовки следующий год. 2 июля 2009 года, в день памяти святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, храм в его честь отпраздновал свой первый престольный праздник. По этому торжественному случаю в верхнем храме был отслужен водосвятный молебен с акафистом святителю Иоанну Шанхайскому, который возглавил наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры Преосвященнейший Арсений, епископ Святогорский в сослужении приезжего духовенства и братии Лавры. На аналой в тот день была положена икона святителя Иоанна с частицей его святых мощей, привезённая из Америки и подаренная Святогорской обители духовником Оптиной Пустыни схиигуменом Илием (Ноздриным). На престольный праздник собрались не только местные селяне, но и паломники из г. Славянска и близлежащих сёл. По окончании молебна был совершён крестный ход вокруг строящегося храма.

http://sobory.ru/article/?object=56716

Балаково. Неизвестная часовня. Часовня на могиле протоиерея Серапиона (Самуилова) Часовня. Действует.   Год постройки:Между 2008 и 2009. Адрес: Саратовская область, г. Балаково, микрорайон " Жил-Город " , ул.Комсомольская, 36, старое кладбище Координаты: 52.026422, 47.791552 Проезд:автобус 10 до перекрестка ул.Ленина-Комсомольская, далее 500м до старого кладбища. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты БАТЮШКА СЕРАПИОН: ЗАСТУПНИК И ПОКРОВИТЕЛЬ «Батюшка Серапион будто оживил старое кладбище...» Эта фраза, оброненная у часовни кем-то из прихожан, поразила меня своей не поддающейся словесной логике меткостью. НЕ ДОЖИДАЯСЬ КАНОНИЗАЦИИ Историческое для Балакова кладбище, преданное забвенью людьми и властью, последние десятилетия тихо ветшало, буйно зарастая одичавшими насаждениями. Народная молва о протоиерее Серапионе, дарующем помощь и духовную поддержку страждущим, ныне ежедневно приводит к его могилке на старом погосте десятки горожан. Благодаря их заботам и стараниям к могилке батюшки Серапиона теперь ведет бетонированная дорожка, а на месте его вечного покоя воздвигнута часовня, в тиши которой можно, помолившись, поделиться самым сокровенным, с надеждой на обретение небесного покровительства. 16 апреля исполнился 151 год со дня рождения Серапиона Самуилова. О некоторых этапах его жизненного пути стало известно благодаря Антонине Андреевне Кашириной, которая по крупицам собирает сведения о нем из разных источников. К сожалению, их пока недостаточно для канонизации протоиерея Серапиона, о которой так мечтает Антонина Андреевна. Синодальная комиссия при Московской патриархии предъявляет ряд очень серьезных требований для канонизации подвижника. На рассмотрение комиссии должно быть представлено максимально полное жизнеописание этого человека, в котором должно быть отражено, за какие именно заслуги он должен быть канонизирован – за миссионерство, мученический подвиг или за исповедническую деятельность. Еще одно условие – народное почитание, когда святость благодати начинает изливаться на других.

http://sobory.ru/article/?object=19117

Добросава Вуйович: Наблюдается несогласие между епископами о будущем пути Сербской Церкви Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Добросава Вуйович: Наблюдается несогласие между епископами о будущем пути Сербской Церкви Председатель Сербского отделения Союза Православных братств отмечает усиление влияния либерально-модернистской группировки внутри СПЦ Генассамблея ООН по Украине   Выборы сербского Патриарха   06.01.2009 388 Время на чтение 3 минуты " В ноябре месяце 2008 года состоялось заседание Собора Сербской Православной Церкви , на котором была рассмотрена мольба Патриарха Сербского Павла об уходе с Патриаршего престола из-за невозможности оставаться по состоянию здоровья. Первый вопрос: кто Патриарху написал эту мольбу, и чья это была инициатива? Потом было сказано, что Патриарх не писал мольбу, а просто подписал документ, который ему дали. Из этого можно заключить, что в Сербской Церкви есть такие священнослужители, которым было бы выгодно избрание нового Патриарха. По уставу СПЦ выборы нового Патриарха происходят только после смерти действующего Патриарха. К сожалению, наблюдается несогласие между епископами СПЦ о будущем пути Церкви. Давление либерально-модернистской группировки, которая опирается на государственную власть, с каждым днем все усиливается " , - заявил в интервью пресс-службе Союза Православных братств Председатель Сербского отделения Союза Добросава Вуйович. " У этой группировки был серьезный кандидат - молодой епископ Захумско-Герцеговинский Григорий, - сказал Добросава Вуйович. - Когда они увидели, что народ не соглашается с этими махинациями, то сделали сообщение, что Патриарх Павел остается во главе СПЦ. В это время Патриарх Константинопольский Варфоломей перестал поминать Патриарха Павла во время литургии, в расчете на то, что все готово.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/01/06/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > Актуальный спор Поместный Собор 2009 года вновь поставит перед Церковью вопросы двадцатилетней давности 18.12.2008 437 Время на чтение 4 минуты Имя митрополита Кирилла хорошо известно всем православным прихожанам - сейчас за патриаршего местоблюстителя молятся во всех храмах России за каждым богослужением. Искусствовед из Калуги Василий Пуцко известен разве что в своем регионе и в профессиональном сообществе. Однако спор между ними, произошедший 20 лет назад на Поместном Соборе, посвященном 1000-летию введения христианства на Руси, представляется актуальным и сегодня. Начнем с того, что Поместный Собор 1988 года был первым подобным форумом после знаменитого Собора 1917-1918 годов, на котором были возможны дискуссии о путях развития Церкви. Перестройка и гласность заставили его участников отказаться от согласованных заранее выступлений и поднять на соборных заседаниях действительно серьезные вопросы. Такого в истории Русской Церкви больше не было - двумя годами позже состоялся новый Собор, посвященный, однако, лишь выборам нового Патриарха вместо почившего Пимена. С тех пор Поместный Собор не собирался - в течение всего патриаршества Алексия II священноначалие опасалось столкновения мнений, которое обещало быть более острым, чем в 1988 году. Из-за желания соблюсти стабильность была даже нарушена норма устава РПЦ, предусматривавшая проведение Поместных Соборов не реже чем раз в пять лет. Вместо Поместных проводились Архиерейские Соборы - без делегатов от клириков, монашествующих и мирян. На одном из них - в 2000 году - норма о регулярном проведении Поместных Соборов была вообще изъята из устава. Однако в 1988 году вряд ли кто-то мог предположить такое развитие событий. Молодой 42-летний архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл, выйдя на трибуну, поставил перед делегатами вопрос о необходимости адаптации Церкви к потребностям ХХ века. Он говорил о том, что малоцерковные люди, приходя в храм, не получают ответов на возникающие у них вопросы; предупреждал, что они могут разочароваться и покинуть Церковь. После такого диагноза владыка Кирилл поставил вопрос о возможных изменениях в православном богослужении с тем, чтобы «каждый современный человек, с верой, надеждой и радостью переступающий порог храма, мог принимать в нем участие». Хорошо известно, что для современного русского человека православное богослужение понятно не более, чем латинская месса для средневекового крестьянина. Так что озабоченность архиепископа была вполне понятна.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Порт-Артурская икона " Торжество Пресвятой Богородицы " на зауральской земле Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.) 24.09.2009 649 Время на чтение 24 минут " И возвратилась в дом Свой... " Лк. 1, 56 На сцене нашего зала рядом с уважаемым президиумом мы, участники чтений, можем созерцать совершенно необычную храмовую икону, изображающую Святую Деву Марию. Пред вами предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу морского залива на двух поверженных и обломанных самурайских мечах. Она одета в синий хитон, верхнее облачение коричневого цвета, а из-под убруса свисает разноцветный пояс. Вокруг головы яркое сияние, в руках Богородица держит белый плат с ликом Христа Спасителя. Позади Божией Матери находится горящий город и бескрайний океан. Выше Богородицы в облаках справа стоит Архангел Михаил с огненным мечом, слева - Архангел Гавриил с цветущей ветвью в руке. Между ними Херувимы держат царскую корону. Еще выше в окружении Небесных Сил Бесплотных восседает Господь. Весь фон или перспектива иконы: золото-чеканная. Данный образ был доставлен специально на нашу конференцию в Шадринск из поселка Мишкино благодаря членам оргкомитета: Советнику губернатора В.В.Усманову и Шадринскому благочинному о.Василию (Семенову). I. Значение иконы для Российского государства " Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться в беде и смуте... все вновь начинать " ни с чего " ; из ничего создавать значительное, прекрасное, великое...и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета... " , - писал великий русский философ Иван Ильин, которому и посвящена наша конференция. Роль иконы и, прежде всего, чудотворной, в жизни человека, в истории России, в истории русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Главная функция иконы молитвенная. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Трудно перечислить все описанные в литературе чудеса, совершаемые чудотворными иконами. Силою Первообраза они излучают нетварный фаворский свет, останавливают стихийные бедствия (в т.ч. пожары: например, чудотворная Абалакская икона в г.Куртамыше). Они мироточат, плачут, темнеют (от предчувствия скорби), источают кровь. Иконы обновляются, являются людям в видениях, тонком сне, плавают по воде (местная икона Николая Чудотворца из с.Утятское), стоят в воздухе. Не горят в огне, погребенные под обломками обрушившегося храма (замечательный пример - икона Казанской Божией Матери, находящаяся в нашей Курганской епархии в с.Чимеево). Но, самое главное, иконы неожиданно являются нам при различных обстоятельствах: из-под земли, из воды, в ветвях деревьев или могут быть просто принесены другими людьми, избранными Богом. Этот случай и касается нашего повествования о Порт-Артурской иконе.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская песня и русский голос... 07.12.2017 1266 Русская песня и русский голос... Выдающийся русский мыслитель Вадим Валерианович Кожинов делает вступление к творческому вечеру Александра Николаевича Васина - и сам прекрасный вечер, прекрасная русская песня как главная основа русской культуры . Васин Александр Николаевич родился 16 сентября 1945 года в г. Майкопе. Закончил Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина , факультет математики. Карьера: 1970-1990 - учитель математики в школах Москвы ; параллельно вёл литературную и музыкальную работу как автор-исполнитель песен; принимал участие во многих фестивалях авторской песни по всей стране - сначала как конкурсант, а затем - член жюри и руководитель творческих семинаров; в 1972 году создал вокальное трио «Надежда», выступавшее до 2007 г.; с 1999 г. полностью занят творческой деятельностью. В 1992 г. вокруг Александра Николаевича образовалась литературно-музыкальная студия народной культуры, действующая до сих пор; студия ведёт активную концертную работу, историко-литературную исследовательскую деятельность в области русской культуры; в рамках студии организовал издательство. А. Васин-Макаров - автор идеи и собиратель уникальной трёхтомной «Антологии русского лиризма. ХХ век» (2000, 2004), составитель и редактор книги стихотворений «Спой мне, море» А. К. Передреева (2010), книги студийной хроники «Жизнь происходит» (2009) и других; участник международных научных конференций, посвящённых творчеству И.Анненского, Г. Иванова, С. Клычкова. Публикации: А. Н. Васиным-Макаровым опубликовано около 100 статей в центральных и периферийных изданиях России и Казахстана; вышли книги его стихов «Дикий мёд» и «Семь рождений», книга песен «Песня как жизнь», а также внежанровое сочинение - книга «Читаю Лермонтова» (2002, 2004, 2008, 2012), в которой, как написано в одной из рецензий, «вопрос о Лермонтове в русской культуре радикально переформулирован». Награды: литературные премии им. А. Блока (2001) и «Золотое перо России» (2004), потомственный орден им. Владимира Даля (2004), орден «Честь и слава» (2010), медаль им. Шолохова (2005), памятная медаль Алексея Фатьянова (2012).

http://ruskline.ru/video/2017/dekabr/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тело Ленина живет и побеждает Нуждается ли большевистский вождь в христианском погребении? 04.02.2009 350 Время на чтение 4 минуты Очередная, 85-я годовщина со дня смерти Ленина не обошлась без попыток вновь поднять вопрос о перезахоронении Владимира Ильича. Сторонники перезахоронения его бренного тела в очередной раз обратились к традициям и авторитету Русской Православной Церкви. В день годовщины смерти Ленина 21 января некие «православные монархисты» задумали явиться на Красную площадь в костюме мумий, неся гробы. Их целью, кроме эпатажа коммунистов, которые традиционно приходят к Мавзолею в этот день, было еще и продемонстрировать сходство забальзамированного Ильича с египетскими фараонами. Дескать, это большевики создали новый культ с использованием древних языческих элементов, словно в насмешку над христианским почитанием мощей святых. Так ли это на самом деле, может быть, большевики заимствовали гораздо больше у христианской Церкви? Сам Ленин, убеждены «православные монархисты», хотел бы покоиться на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с захоронениями его матери и сестер. Чтобы сделать свою мысль нагляднее, монархисты ночью проникли на это кладбище и установили там муляж надгробия с надписью «Место для В.И.Ульянова (Ленина)», не слишком задумываясь об этической стороне такой хулиганской выходки. Если ночные похождения «православным монархистам» удались, то маскарад у Мавзолея был пресечен милицией. Однако за перезахоронение тела Ленина выступают не только кликушествующие монархисты. Судя по последним опросам общественного мнения, эту идею поддерживают все более широкие слои населения. В конце 2008 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, что 41% опрошенных считают сохранение тела Ленина в Мавзолее на Красной площади «неправильным и неестественным». При этом распространено убеждение, что подобный способ погребения в принципе противоречит православной традиции, ведь, несмотря на то что Владимир Ульянов возглавлял большевистскую партию, боровшуюся с религией и Церковью, он был по рождению русский дворянин и в крещении православный.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010