На третий день пришла Мария Ивановна с плохими новостями: волна коллективизации набирала силу. Прислали бригаду активистов в подмогу местным, и началась бешеная атака на тех, кто не хотел по принуждению «добровольно» идти в колхоз. Семья Марии также подверглась нападению. Они жили очень зажиточно: две избы, три коровы, пара лошадей, куры, овцы, два борова и 11 гектаров земли. Все это описали и постепенно отбирали. Мария не ладила все время с «кутейниками»: она постоянно призывала всех помочь своим трудом храму. Обращалась и к ним – грамотным. А они не считали нужным, думая, что приход обязан их содержать, как детей и вдов бывших служителей. В народе началось всеобщее прятание вещей: одни прятали, а другие доносили. По доносу «кутейников» к нам явились из сельсовета с обыском. Уполномоченный РИК Лихатев, увидев меня, юношу-псаломщика, начал читать нотацию, но ничего не добился. Вражда усилилась. Мария предложила мне порвать всякое знакомство с ними, но я не послушался. Осенью она перешла жить в сторожку, и началась у нас с ней вражда самая сильная. Но выгнать меня не решилась. Как стало известно после, она возмечтала женить меня на своей племяннице Марии – моей ровеснице, отбить ее от матери и доживать с нами свой век – утопия. После Петрова дня я явился в сельский совет и получил прописку временную, по которой прожил 2 года и 8 месяцев: им не до меня было. По паспорту настоятеля я получил утверждение арх. Феофана в день Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи. На именины к нашему о. Иоанну явился благочинный, священник с Немоева (в 10 км). Сам из православных крестьян-эстонцев, выпускник Киевской Академии, рационалист – один из моих будущих настоятелей. Между прочим он передал нам архиерейское распоряжение: невенчанных супругов не допускать к Св. Причащению, восприемничеству и не молебствовать в их домах. Все это мы исполнили, но бесполезно. Храм наш был трёхпрестольный, холодный, большой; освящен в честь Св. Троицы, Свт. Николая и Св. Предтечи. Приход – 101 деревня. Праздники – Свт. Николаю (оба), Покрову, Свв. Флору и Лавру, Св. Архангелу Михаилу (8 нояб.), Успению, Петру и Павлу. Певчих 8 человек: Павел, две Анны, Мария, Катя, Пелагея...

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

(мастерская Штадлера и Паттинота в С.-Петербурге; РГБ) решена в светлых тонах, заключена в рамку иконного типа. К тому же изводу относится изображение К. П. на печатном листе 1901 г.; оно расположено в верхней части между столбцами обширного текста (с.-петербургская типография В. Д. Смирнова, издание В. Максимова; РГБ). Блж. Ксения Петербургская. Икона. 1988 г. Иконописец И. В. Волочкова (Ризница московского Свято-Данилова мон-ря) Блж. Ксения Петербургская. Икона. 1988 г. Иконописец И. В. Волочкова (Ризница московского Свято-Данилова мон-ря) Подробные иллюстрации к событиям из жизни К. П. помещены в ее 1-м жизнеописании ( Рахманин Е., прот. Раба Божия блж. Ксения. СПб., 1908). На них блаженная предстает пожилой женщиной небольшого роста в платке, мешковатой кофте и изношенной юбке, с посохом в руке. Впосл. некоторые из композиций послужили основой для разработки житийных клейм на иконах святой. Известно, что изображения К. П. тайно распространялись среди верующих и в советское время, когда власти старались пресечь ее почитание. Возможно, среди этих рисунков также был лист, на котором блаженная изображена в рост, с почти иконописной разделкой одежды, но с реалистической трактовкой лика и рук и особенно фона - Смоленского кладбища с церковью в окружении разросшихся деревьев. Первые иконописные образы К. П. были разработаны в кон. 70-х гг. XX в. иконописцами мастерской Свято-Троицкого мон-ря в Джорданвилле (шт. Нью-Йорк, США) в связи с ее канонизацией РПЦЗ. На поясной иконе нач. 80-х гг. XX в. письма прот. Феодора Юревича из г. Эри (шт. Пенсильвания, США; см.: Кутейникова, Большакова. 2003. С. 19) К. П. представлена в военном мундире (костюме умершего мужа) и белом платке с выбившимися из-под него седыми прядями волос. У нее покрытое морщинами суровое лицо (в соответствии с изображениями кон. XIX - нач. XX в.), левая рука лежит на посохе, пальцы правой сложены для крестного знамения возле груди. Известность приобрел также поясной образ блаженной вполоборота вправо со сложенными на груди крестообразно руками.

http://pravenc.ru/text/2462129.html

Художник-монументалист Виктор Татаренко представил персональную выставку в Смольном соборе марта 2014 Духовную силу и красоту православия отразила выставка петербургского художника-монументалиста Виктора Татаренко " Прикосновение " , открывшаяся 11 марта в Смольном соборе . Мастер представил 50 произведений: мозаичные иконы и панно, витражи, живопись, графику, художественные фотографии.  " Экспозиция гармонично вписывается в пространство белостенного собора и стала своего рода открытием, потому что это " Прикосновение " . Мы можем прикоснуться к вечности, которой веет от каждой картины, почувствовать Бога. Дни Великого поста -не только время ограничений, но время очищения " , - сказал заместитель директора по научной работе ГМП " Исаакиевский собор " Александр Квятковский.  В Смольном соборе представляются выставки, связанные с духовной жизнью города, проблемами бытия, считает профессор Академии художеств Нина Кутейникова. " Каждый раз мы удивляемся большому количеству творческих индивидуальностей Санкт-Петербурга. В творчестве Виктора Татаренко меня привлекает необычайная самобытность. Его работы вписываются в церковные каноны и свидетельствуют о потаенных возможностях человека " , - сказала искусствовед.  " Прикосновение " - общее название выставки, но есть и второе прочтение: " Всякое дыхание да хвалит Господа " . В стихе псалма заложено правило жизни человека вообще, его деятельности, в особенности, в искусстве. Это призвание служить Творцу. " Все работы Виктора Татаренко - это хвала Богу. Сам настрой экспозиции - радостный и оптимистический - утверждает единство и гармонию духовного устроения автора " , - добавил председатель секции монументального искусства петербургского Союза художников Юрий Сухоруков. Сам художник отметил, что без Бога ничего не смог бы добиться. " Я начинал работать в православной тематике в советское время, когда было опасно говорить об этом. Самая большая радость - когда делаешь что-то для храма. Если дан Богом талант, значит, Ему надо этим талантом служить. Подготовка к работе - это пост и молитва: без помощи Божией невозможно что-либо сделать. Господь смиряет и не дает впасть в гордыню " , - признался мастер.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=489...

- На мастер-классе ты работаешь " здесь и сейчас " . Это напряжение для мастера, но еще это и живое общение со зрителями, ответы на вопросы. Это был очень ценный и интересный опыт. Здорово, что мы заканчиваем, а остается ощущение, что есть еще много тем для обсуждения. Наше общение перетекает из реального в виртуальное, потом возвращается обратно. Это свидетельствует о том, что иконопись - это живое искусство, востребованное, динамичное: оно продолжает меняться, как меняется все вокруг " . Главный хранитель Софийского собора Великого Новгорода Татьяна Царевская подчеркнула, что завершившийся проект - это настоящий праздник для всех участников. Теплая, дружеская, доброжелательная атмосфера, соблюдена грань между научными обсуждениями и человеческими отношениями - это очень ценно для ученых и мастеров. Она поблагодарила организаторов за возможность одновременно слушать теоретические выступления и наблюдать в трансляции на установленном в зале экране за созданием образов на мастер-классах. Профессор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры художеств имени Ильи Репина, академик РАХ Нина Кутейникова отметила высокий уровень организации проекта: " То, что мастер-классы и выступления экспертов могли видеть по всей России благодаря трансляциям - достойно самой высокой оценки. Познавательный уровень этого культурного форума неоспорим. Искусствоведы, которые редко бывают в мастерских художников и наблюдают их работу, получили такую возможность на этом проекте, и я еще раз убедилась насколько - независимо от техник и задач - различны пути нашего церковного искусства, насколько различны творческие личности, которые им занимаются и его изучают. Ни во время выступлений, ни во время дискуссий не было затертых и пустых тем, которые ни к чему бы не привели " . Международный культурный проект " Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии " прошел в Санкт-Петербурге с 5 по 8 октября. Он был посвящен 800-летию сл дня рождения святого Александра Невского и включил в себя дискуссионные площадки с участием искусствоведов, реставраторов, живописцев, музейных работников, известных российских и зарубежных специалистов в области изобразительного искусства, а также практические мастер-классы для студентов художественных вузов и иконописных школ.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 1888–1893 гг. Фотография. 2012 г. Церковь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 1888–1893 гг. Фотография. 2012 г. (Донецкой и Мариупольской епархии УПЦ), в пос. Грузско-Ломовка Донецкой обл. Украины. Основан в 1997 г. на территории бывш. психиатрической больницы, первые кельи устроены в помещениях столовой и неск. медицинских корпусов. 30 апр. 1997 г. по благословению архиеп. Донецкого и Мариупольского Илариона (Шукало) состоялось торжественное открытие обители. В 1998 г., во время Великого поста, архиеп. Иларион совершил 1-й монашеский постриг, настоятельницей была назначена мон. Ксения (Васильева), насельница санкт-петербургского во имя прп. Иоанна Рыльского женского мон-ря . С зимы 2003 г. К. м. возглавляла схим. (с 2004 схиигум.) Мария (Воропаева), с 20 дек. 2012 г.- мон. (впосл. игум.) Кристина (Шапилова). В К. м. находятся соборный храм в честь Касперовской иконы Божией Матери с приделами во имя св. Иоанна Предтечи и во имя мч. Иоанна Воина (освящен 11 июля 2004, в 2007 расписаны стены), в котором совершаются ежедневные богослужения; храм во имя ап. Иоанна Богослова и летняя ц. во имя свт. Иннокентия (Борисова). Монастырю принадлежит и расположенный рядом храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (1888-1893) с 2-ярусной колокольней, возведенный на средства ген.-лейтенанта Д. Кутейникова, А. С. Ломовцовой (Кутейниковой) и др. После 1930 г. в храме был устроен склад продовольствия, затем клуб. В 1941 г., во время немецкой оккупации, церковь была открыта, возобновились богослужения. Известно, что в 1942-1946 гг. настоятелем Одигитриевской ц. был свящ. Афанасий Воробьёв, в 1947-1949 гг.- его сын свящ. Петр Воробьёв. На территории К. м. расположены также кирпичная ограда, кельи, скотный двор и хлебопекарня. Некоторые сестры обучаются иконописи, золотошвейному делу, резьбе по дереву, хоровому богослужебному пению. К апр. 2012 г. в монастыре проживало ок. 40 насельниц. Среди святынь К. м.- список Касперовской иконы Божией Матери, находящейся в Успенском соборе г. Одессы. В день празднования Касперовской иконе в мон-ре совершается соборное богослужение с участием архиереев и духовенства Донецкой и Горловской епархий. В 2006 г. по благословению митр. Илариона в Успенском приходе г. Ждановка Донецкой обл. несли послушание 4 монастырские сестры. Решением Синода УПЦ от 21 февр. 2012 г. Успенский приход был преобразован в Успенский скит обители. Скитоначальница - старшая сестра Амвросия (Бреднева). Арх.: Архив ЦНЦ. Лит.: Любченко Д. Св.-Касперовская обитель//Киевские вед. 2003. 18 сент. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)

http://pravenc.ru/text/1681233.html

Отд. 5. С. 1-17; Никольский дом призрения престарелых и увечных граждан в С.-Петербурге//Зодчий. СПб., 1910. 15. Табл. 14-15. Опис. С. 168-169 (совм. с Косяковым Г. А.); Постройка Кронштадтского Морского собора//Тр. 4-го Съезда рус. зодчих, состоявшегося в Петербурге с 5 по 12 янв. 1911. СПб., 1911. С. 128-137. Лит: Барановский Г. В. Юбилейный сб. сведений о деятельности бывш. воспитанников ин-та гражданских инженеров, 1842-1892. СПб., 1892. Вып. 1. С. 167; он же. Морской собор в городе Кронштадте: Проект гр. инж. Вас. А. Косякова//Известия/Об-во гражданских инженеров. СПб, 1903. 1-2. Янв.-апр. С. 117-124; Алексеев А. И., прот. Церковь во имя Милующей Божией Матери. СПб., 1902; Памятник 900-летия Крещения Руси храм Св. Князя Владимира в г. Астрахань. Астрахань, 1903; Морской собор в Кронштадте, 1903-1913. [СПб.], б. г.; [Лебединский П. А., прот.]. Богоявленская Гутуевская церковь. СПб., 1913; Чельцов М., прот. Воспоминания смертника о пережитом. М., 1995. С. 7, 13, 21-22, 55-56; Архитекторы-строители С.-Петербурга. СПб., 1996. С. 171-172; Кутейникова Н. С. В. А. Косяков - выдающийся храмостроитель России рубежа XIX-XX ст.// Она же. Мозаика. СПб., 1997. С. 61-72 (То же//Морской собор в Кронштадте. М., 1998. С. 127-177); Исаченко В. Г. Братья Косяковы//Зодчие Санкт-Петербурга XIX - нач. XX в. СПб., 1998. С. 647-665; Никитина Н. Успенское Подворье ставропигиального мон-ря Введенская Оптина пуст. СПб.; Козельск, 1998; Шумский А. П. Главный храм-памятник Рос. флота. СПб., 1998. С. 29-62; Семенова-Честнова И. Монастырские подворья в творчестве архитекторов Вас. А. Косякова и А. П. Аплаксина//Петербургские чт. 98-99. СПб., 1999. С. 255-260; Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 147-182, 195; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России: 2-я пол. XIX - нач. ХХ в. СПб., 2005; он же. Искусство историзма и гос. заказ. М., 2008; Земля Невская Православная: Правосл. храмы пригородных районов С.-Петербурга и Ленинградской обл./Авт.-сост.: В. В. Антонов, свящ. А. Берташ и др. СПб., 2006; Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России, сер.- нач. ХХ в. СПб., 2006; Лисовский В. Г. Архитектура России XVIII - нач. XX в.: Поиски нац. стиля. М., 2009. С. 320-322, 325-326, 336-340, 344-345; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 20103; Загоровская Л. И. Успенское подворье: История и люди. СПб., 2010; Жуков В. Ю. Архитектор Василий Косяков и его постройки: К 150-летию со дня рождения директора ИГИ//Вклад преподавателей и выпускников ИГИ-ЛИСИ-ГАСУ в историю и культуру С.-Петербурга: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф./Ред.: В. Ю. Жукова, И. Ю. Лапина. СПб., 2012. С. 9-25; он же. Казанская церковь архит. Василия Косякова в Воскресенском Новодевичьем мон-ре//Там же. С. 34-42; Нечаевская Е. В., Степанова К. А. Главные культовые постройки архит. Василия Антоновича Косякова//Там же. С. 26-33.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3 (16) февраля Преподобномученик Владимир (Загреба) Преподобномученик Владимир родился в 1870 году в слободе Кутейниково Амвросиевского уезда Донской губернии в благочестивой семье крестьянина Филиппа Загребы и в крещении наречен был Василием. В 1888 году Василий поступил в Нилово-Столобенскую пустынь в Осташковском уезде Тверской губернии, где был пострижен в мантию с именем Владимир и в 1914 году рукоположен во иеромонаха. С этого времени по 1919 год он подвизался в Новосоловецкой пустыни, расположенной на острове озера Вселуцкого, приписанной к Нилово-Столобенской пустыни. В 1919 году иеромонах Владимир перешел в Новоторжский Борисоглебский монастырь в городе Торжке, где подвизался до его закрытия в 1931 году. 6 июня 1931 года все монахи Борисоглебского монастыря, жившие в Торжке, были арестованы и заключены в тюрьму в городе Твери, и среди них иеромонах Владимир. Сотрудник ОГПУ, объясняя причины ареста монахов, писал: «Дело возникло из поступивших в районный аппарат Новоторжского уполномоченного ОГПУ сведений, что монахи, проживающие в городе Торжке, ведут среди верующих злостную антисоветскую и антиколхозную агитацию. Произведенным по делу следствием установлено, что, действительно, монахи города Торжка часто собирались в церковной сторожке бывшего мужского монастыря и занимались обсуждением проводимых советской властью мероприятий, в особенности коллективизации, и среди присутствующих верующих вели агитацию» . 9 июня следователь допросил иеромонаха Владимира. Отвечая на вопросы, отец Владимир сказал: «В монастырь я пошел с восемнадцатилетнего возраста, по произволению. В монастыре города Торжка находился с 1919 года. В Торжке я служу в бывшей монастырской церкви. В церковную сторожку ходил. Никакой агитации против власти не вел» . 18 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила арестованных монахов к различным срокам ссылки. Иеромонах Владимир был приговорен к трем годам ссылки и отправлен этапом в Казахстан, где пробыл до 1934 года.

http://fond.ru/kalendar/111/vladimir/

Новочеркасск. Церковь Александра Невского (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 1809 и 1810. Год утраты:1898 (разобрана и перенесена на хут. Мишкин) Адрес: Россия, Ростовская область, г. Новочеркасск Координаты: 47.408114, 40.103681 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 18 мая 1805 г. при заложении города Новочеркасска и Вознесенского собора Епископом Воронежским и Черкасским Арсением было освящено место и под Александро-Невскую церковь. 11 февраля 1806 г. Министром внутренних дел были препровождены Войсковому Атаману войска Донского М.И. Платову «фасады и профили предназначенных к постройке в Новочеркасске зданий», в т.ч. и Александро-Невского храма. Но с течением времени, а также изменением места под строительство храма священником Василием Рубашкиным 27 августа 1809 г. было совершено вторичное освящение места под закладку Александро-Невского храма, недалеко от того места, где ныне стоит каменная Александро-Невская церковь. Поскольку церковь по проекту архитектора Лавопиера строилась деревянной, а значит временной, то на строительство ее ушло немного времени. 29 июня 1810 г. протоиерей Алексей Оридовский освятил новоустроенную церковь. Престол в Александро-Невской церкви имелся один в честь святого благоверного князя Александра Невского. В 1818 г. вокруг деревянной Александро-Невской церкви устроена деревянная окрашенная ограда. На следующий год Александровская Божия церковь, находящаяся уже «в повреждениях», была «надлежащим способом исправлена» подрядчиком крестьянином Дмитрием Нефедовым. В 1822 г. в церкви одним из жителей Новочеркасска, «Любящим благолепие дома Господня», был пристроен придел во имя св. великомученицы Параскевы Пятницы, освященный 26 октября этого же года протоиереем Иаковом Мерхалевым. В 1827 г., в связи с объявлением Высочайшей милости — о назначении 2 октября Государя Наследника Цесаревича Александра Николаевича Августейшим Атаманом казачьих войск России, в т.ч. и Донского, а также шефом Атаманского полка, Войсковой Наказной Атаман Д.Е. Кутейников 20 октября этого же года предложил увековечить это событие сооружением в Новочеркасске вместо деревянной каменной Александро-Невской церкви. Этим Донские казаки хотели подчеркнуть свою любовь к уже почившему Императору Александру I (1825 г.), под боевыми знаменами которого они участвовали в освобождении России и Европы от войск Наполеона, а также к его внуку и Августейшему Атаману Александру.

http://sobory.ru/article/?object=50711

Летом 1903 г. в Александро-Невской церкви устроили электрическое освещение. 20 августа провели его испытание, а накануне храмового праздника «при полном освещении, было совершено всенощное бдение, привлекшее весьма много молящихся». В Александро-Невской церкви имелись свои особочтимые древние святыни. Среди них необходимо назвать, прежде всего, Иерусалимскую икону Божией Матери, присланную Митрополитом Иерусалимским Войсковому Наказному Атаману Д.Е. Кутейникову в 1831 г. в дар Войску Донскому,  икону Богоявления, также присланную из Иерусалима, и икону Усекновения главы Иоанна Предтечи. Эти три иконы генерал Д.Е.Кутейников 15 февраля 1836 г. подарил храму. Новый Александро-Невский храм, построенный за Александровским садом (ныне городской парк) сооружен, как и Вознесенский кафедральный собор, в ново-византийском стиле, одноэтажный, с полукружием в алтаре, за которым устроено помещение для ризницы. Храм может вмещать на одну службу до 1.500 чел. Главный купол внутри украшен живописным изображением Бога-Саваофа, а полукуполы и стены храма — изображениями событий из священной истории и ликов святых, а также священными изречениями. Среди трех ярусов полуциркулярных окон есть с цветными стеклами. Три двери обращены на запад. Паперть каменная, устроена со всех четырех сторон храма. Пол в церкви и алтаре из сосновых пластин, а в колокольне и боковых тамбурах — из гончарных плит, изготовленных на харьковском заводе Бергенгейма. Потолок в колокольне и свод в трапезной части храма бетонные, построенные ростовским мастером Федоровым. Хоры в церкви устроены с трех сторон на массивных железных балках, закрытых деревянной обшивкой. На хоры ведет железная в четыре марша лестница. На колокольню также ведет железная лестница. Снаружи церковь побелили, а штукатурку положили только вокруг окон и дверей. Внутри храм был оштукатурен полностью, окрашен масляной краской и украшен живописью. К Александро-Невской церкви были приписаны: 1) каменная Александро-Невская часовня, устроенная в 1882 г. на Платовском проспекте (не сохранилась, стояла перед фасадом нынешнего Универмага) в память Императора Александра II; 2) церковь в лагере Донской артиллерии, построенная в 1897 г.; 3) часовня, построенная против здания Новочеркасской почтовой конторы (ныне Узел связи на Платовском пр.) обществом городских извозчиков в память чудесного события 17 октября 1888 г. (сохранения жизни царской семьи Императора Александра III при крушении поезда).

http://sobory.ru/article/?object=50711

Предложение Д.Е. Кутейникова приняли и 21 сентября 1828 г. Войсковым архитектором Фоминым были составлены план, а также фасад храма со сметой, одобренными в 1829 г. Императором Николаем I, но с повелением начать постройку каменного Александра-Невского храма только после окончания строительства в Новочеркасске каменного Войскового Вознесенского собора и здания Областных присутственных мест. В 1832 г. колокольня деревянной церкви стала настолько ветхой и опасной, что решили ее заменить. Поэтому в 1834 г. построили новую колокольню, также деревянную на 4-х столбах, обшитую снаружи тесом. «В 1835 г. была возобновлена самая церковь, причем устроен был под ней каменный фундамент, и тогда же сооружен второй придельный алтарь и престол в честь святителя Митрофана, перваго епископа Воронежскаго, с левой стороны от главнаго» («Донская Церковная Старина», вып. 2-й, 1909 г., стр. 31). В 1846 г. Император Николай I  выразил пожелание, чтобы строящийся в Новочеркасске Войсковой собор именовался в честь Вознесения Господня (как это и было при его закладке и освящении места Епископом Арсением 18 мая 1805 г.), при условии, что в городе будет построена каменная церковь во имя св. благоверного Александра Невского вместо существующей деревянной. Дело в том, что основатель Новочеркасска М.И. Платов хотел назвать Новочеркасский собор Александровским и во всех своих письмах и документах называл его не Вознесенским, а Александровским. Но так как соборный храм заложили именно в день Вознесения Господня, то и имя ему должно быть Вознесенский. Поэтому Император Николай I  согласился назвать собор Вознесенским, но потребовал, чтобы церковь во имя Александра Невского построили каменной. В 1851 г., когда уже стало известно об обрушении первого варианта Новочеркасского Вознесенского собора, Император Николай I утвердил составленный полковником Черниковым проект каменной Александро-Невской церкви и повелел заложить ее в память назначения своего сына Александра Николаевича Августейшим Атаманом всех казачьих войск.

http://sobory.ru/article/?object=50711

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010