Закрыть День памяти поэта В.А. Жуковского Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко 25.04.2024 43 Время на чтение 8 минут Фото: Из интернет-источников Святая Церковь чтит память преподобного Василия исповедника, епископа Парийского (после 754), священномученика Зинона, епископа Веронийского (ок. 260), преподобного Исаака Сирина в Сполете Италийском (550), преподобномучеников Мины, Давида и Иоанна (после 636), преподобной Анфусы девы (801), преподобной Афанасии игумении (860), преподобномученика Сергия (1938), отмечает праздник Муромской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери. Сегодня мы вспоминаем адмирала Ивана Логгиновича Голенищева-Кутузова (1729-1802), поэта Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), инженера-кораблестроителя Николая Евлампиевича Кутейникова (1845-1906), генерала Петра Николаевича Врангеля (1878-1928), основателя МХАТа Владимира Ивановича Немирович-Данченко (1858-1943) и партизана Алексея Григорьевича Иванова (1920-1944). Иван Логгинович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода, приходился троюродным дядей полководцу М.И.Кутузову. Родился Голенищев-Кутузов 31 августа 1729 г. В марте 1742 г. Иван был зачислен в Сухопутный шляхетный корпус, однако уже в 1743 г. был произведен в гардемарины и переведён в Морской кадетский корпус. В 1746 г. Голенищев-Кутузов стал мичманом. Два года он занимался съемкой Финского залива под началом адмирала А.И.Нагаева. В 1753-1754 гг. Иван Логинович командовал небольшим фрегатом. 15 марта 1754 г. он был произведен «в капитан-лейтенанты майорского ранга», затем состоял при адмирале З.Д.Мишукове. После производства в капитаны 1-го, а затем и 2-го ранга, Иван Логинович командовал кораблем « Москва », а в 1760 г. - кораблем «Северный Орел». В 1762 г. в чине капитана 2-го ранга Кутузов назначен директором Морского кадетского корпуса, прослужив в этой должности вплоть до смерти, за что заслужил прозвище «отец всех русских моряков». В 1764 г. назначен генерал-интендантом флота, членом Адмиралтейств-коллегий и наставником по морской части Цесаревича Павла. В 1767-1769 гг. принимал участие в деятельности Уложенной комиссии. В 1772-1792 гг. - генерал-казначей, с 28 июня 1782 г. - адмирал. В честь восшествия на престол Императора Павла I Голинищев-Кутузов был награжден орденом Андрея Первозванного. В 1797 г. был назначен вице-президентом Адмиралтейств-коллегий, а в 1798 г. - её президентом. В 1799 г. награжден орденом св. Иоанна Иерусалимского большого креста. Перу Голинищева-Кутузова принадлежат ряд переводов с французского, а также первый отечественный справочник по военно-морской истории «Собрание списков, содержащее имена всех служивших в российском флоте с начала оного флагманов, обер-сарваеров и корабельных мастеров…» Умер И.Л.Голенищев-Кутузов в 1802 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/25/de...

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. в селе Мишенское Тульской губернии и был внебрачным сыном помещика А.И.Бунина и пленной турчанки Сальхи, отданной ему в крепостные. Мальчику была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Это позволило будущему поэту избежать участи незаконнорожденного. Первоначальное образование Жуковский получил в кругу семьи Буниных, в 1797-1801 гг. учился в Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. Участие в «Дружеском литературном обществе», в которое входили представители образованной дворянской молодежи, определило творческие интересы Жуковского. В 1802 г. в «Вестнике Европы» появилось первое большое стихотворение Жуковского «Сельское кладбище», выразившее взгляды и настроения, характерные для русского сентиментализма. К 1808 г. творчество Жуковского приобретает романтический характер, он пишет первые свои баллады: «Людмила» (1808), «Кассандра» (1809), «Светлана» (1812). В начале Отечественной войны 1812 г. Жуковский вступил в ополчение; откликом на военные события явились стихи «Певец во стане русских воинов», послание «Императору Александру» (1814), принесшие ему широкую известность. С 1815 г. начался двадцатипятилетний период его придворной службы, сначала в должности чтеца при вдовствующей Императрице Марии Федоровне, а с 1825 г. - воспитателя Наследника Престола, будущего Императора Александра II. Жуковский прославился еще и как замечательный переводчик. Он перевел на русский язык баллады В.Скотта, поэмы Шиллера и Байрона, произведения восточного эпоса «Наль и Дамаянти» и древнеиндийскую поэму «Махабхарата», «Одиссею» Гомера и др. В 1833 г. он написал стихотворение, названные им «Молитвой Русского народа», вскоре ставшее гимном Российской Империи «Боже, Царя храни». Скончался В.А. Жуковский в 1852 г. в Баден-Бадене. Его прах был перевезен в Россию и погребен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры. Николай Евлампиевич Кутейников, основатель династии отечественных кораблестроителей, родился 9 марта 1845 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/25/de...

Когда стали готовить святую к погребению, оказалось, что у нее нет ничего, кроме рубища, и ее облачили в одежды святителя Григория, которые он приготовил себе на смерть. Тело преподобной Макрины было погребено в родительской гробнице, рядом с мощами ее матери. Составитель жития святой Макрины святитель Григорий Нисский упоминает об одном чуде, совершившемся по молитвам святой Макрины при исцелении девочки, страдавшей глазной болезнью. «О многих и других чудесах слышал я, – говорит святитель Григорий, – но не упомянул о них. Ибо многие люди только тем делам верят, которые могут совершить сами, а что превосходит их силы, то считают за ложь». Литература: 1 . О жизни преподобной Макрины, сестры Василия Великого (к Олимпию монаху). – Творения святого Григория Нисского . Т. 45, ч. 8. М., 1871, с. 328–375. 2 . Преображенский В., протоиерей. Святые учители веры и благочестия. Июль. М., 1904, с. 289–298. 3 . Избранные жития святых Православной Церкви. Сост. Кутейников. СПб., 1886, с. 614–620. Преподобный Дий родился в средине IV века в Антиохии Сирийской в христианской семье. Он был воспитан в благочестии и с раннего возраста проявил стремление к иноческой жизни, подвизаясь в посте и молитве. Преподобный вкушал очень мало и не каждый день, иногда всю неделю проводил без пищи и сна. Покорив воздержанием свою плоть, преподобный Дий достиг высокой степени бесстрастия и по милости Божией сподобился дара чудотворений. Много лет он жил в Антиохии, наставляя людей и прославляя своей ангельской жизнью Творца и Бога. Однажды преподобному Дию было видение, в котором Голос свыше повелел ему оставить родину и переселиться в Константинополь. Опасаясь диавольских козней, преподобный не поверил этому видению. В новом видении святой Дий увидел богатый город с множеством дворцов и храмов и снова получил повеление идти в Константинополь. Когда преподобный Дий прибыл в Константинополь, он узнал город, виденный им в откровении. Преподобный Дий поселился близ Константинополя в одном пустынном месте, где было древнее языческое кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

До появления в 1850 году кирпичной церкви во имя Николая Чудотворца (возведена на средства штаб-ротмистровой жены Марии Стефановны Вольховской, сестры Меланьи Кутейниковой) слобода называлась Свиной. В 1930-е годы из нескольких больших икон соорудили школьные парты, а кирпич от разобранной церкви увезли в слободу Криворожье (в то время – районный центр), на строительство машинно-тракторной станции. От церкви остались очертания фундамента на незастроенном школьном дворе и ступени, которые использовали по прямому назначению при строительстве деревянного интерната (это здание сейчас не используется). Рядом – одноэтажный кирпичный особнячок с дугообразными сандриками (рельефные ободки над окнами), – бывший дом Вихрева. А за школой, у аллеи тополей, приютилась библиотека – бывший дом священника. Далеко протянулась Никольская по левому берегу Калитвы! А по правому – всё возвышенности, за ними – поля да поля; за полями, в незаметной низине, хуторок Иллиодоровка… Есть на возвышенности редкий по высоте и ширине скифский курган: в далёкие уже советские времена рассаживались по нему, как в амфитеатре, жители Никольской, Покровской и Иллиодоровки: под курганом, на поляне проходили концерты своих и заезжих артистов… А вид какой открывается на Никольскую: в одну изгибистую линию протягивается она вдоль невидимой реки – где начало слободы, не видать», – и леса синеют за ней без конца и края… Есть по тут сторону и два источника. Первый называют «горящим» или «солёным»: вода выходит вместе с газом, лишь поднесёшь спичку – вспыхнет! Грязи этого источника (ручеёк растекается по краю заливного луга, за оврагом) местное население давно признало целебными. Второй родник – за иллиодоровским прудом: прекрасная, чистая, мягкая питьевая вода! …И у Покровской церкви есть свой подвижник, весь остаток жизни он положил на то, чтобы вернуть её к жизни. И, подобно Николаю Сорокину из Верхнемакеевки, оказался неугоден тому, кто пришёл в неё служить – отцу Димитрию. Новый хозяин, видать, старого не признаёт; да и сложный человек батюшка… Скорее всего, причиной могло послужить столкновение характеров.

http://sobory.ru/article/?object=49020

1774 г.; Димитрий Гусев (умер 10.7.1779); Иоанн Безщечкин (умер в 1791 г.); Петр Володимиров; Василий Васильевский и Константин Носов (все вместе служили менее 2 лет); Стефан Ключарев до 1793 г. (закончил семинарию); Стефан Воскресенский до 1.7.1801; Афанасий Рожин 1.7.1801-1803 г.; Петр Иванов Кутейников 1803-17.7.1851 (сын священника); Михаил Щеколдин 1859-1874 г.г.; Аркадий Лысков 1874-1875 г.г.; Афанасий Подосенов 7.1.1876-17.4.1878. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. - Архангельск, 1894. С. 56-62. Михайло-Архангельская церковь построена на берегу Сев. Двины на месте ранее бывшего Михайло-Архангельского монастыря между ул. Воскресенской и улиц Полицейской (ул. Свободы), в настоящее время на месте разрушенной церкви и из ее кирпича построена школа 4. Эта церковь была построена после пожара 1636 г.. уничтожившего до основания монастырь, место которому (на Нечерах) отвел после пожара царь Михаил Федорович. Главный храм был освящен во имя Происхождения Честнаго Креста Господня с приделом во имя чуда Михаила Архангела в Хонех. Служили в церкви монахи. К 20-ым годам XVIII столетия церковь сильно обветшала, по грамоте Варнавы от 5/X 1721 г. начата постройка нового деревянного храма о трех престолах: главный - во имя чуда Архангела Михаила в Хонех. Южный придел Тихвинской Божией Матери. Северный - Великомученицы Екатерины. Освящена в 1720 г. архимандритом Архангельского монастыря Иосафом. Четырехъярусный иконостас холодного главного храма обращает на себя внимание из-за своей древности. Иконостас Екатерининского храма дважды заменялся. В 1738 г. пожар уничтожил церковь. Вид деревянных храмов описать невозможно, так как сгорели документы о церквах. По храмозданной грамоте преосвященного Варсонофия от I3/X 1742 г. и грамоте Елизаветы Петровны начато строительство каменного храма, освящ. 3/Х 1743 г. во имя Чуда Михаила Архангела с теплым северным приделом во имя великомученицы Екатерины. В 1763 г. начата постройка теплого придельнаго Тихвинской Божией Матери, упраздненный за ветхостью в 30-х годах XIX столетия и в 1845 г.

http://sobory.ru/article/?object=36201

Архангельск. Церковь Михаила Архангела. Архангелогородская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На месте всеградской Михаило-Архангельской церкви находился мужской монастырь, также Михаило-Архангельский, сгоревший 15 июля 1636 г. вместе со всеми строениями прилегавшего к нему деревянного города, основанного в 1584 г. Монастырь после пожара был перенесен за город, а вместо него была построена деревянная церковь в честь Происхождения Честного и Животворящего креста с приделом во имя чуда Архангела Михаила в Хонех, в которой служили сначала монахи. К 20-м годам XVIII в. эта церковь настолько обветшала, что вместо нее, по храмозданной грамоте архиепископа Варнавы от 5.10.1721, было начато строительство новой деревянной церкви с тремя престолами: чуда Архангела Михаила в Хонех, Тихвинской иконы Божией Матери (с южной стороны) и вмц. Екатерины (с левой), освящена в декабре 1722 г. архимандритом Архангельского монастыря Иоасафом. Церковь сгорела в 1738 г. По храмозданной грамоте архиепископа Варсонофия от 13.10.1742 на ее месте была заложена каменная холодная одноэтажная церковь во имя чуда Архангела Михаила в Хонех с теплым придельным храмом во имя вмц. Екатерины. Екатерининский храм был освящен 30.10.1743 архимандритом Архангельского монастыря Иоасафом, а главный - в апреле 1749 г. архимандритом того же монастыря Леонтием. Четырехъярусный иконостас был оновлен позолотой на средства архангельских купеческих вдов Павлы Михайловны Шингаревой и Екатерины Кирилловны Плотниковой в 1884 г. - к 300-летию г. Архангельска. Иконостас Екатерининского храма замеялся новым 2 раза: в 1832 г. стараниями священника Петра Кутейникова, церковного старосты Михаила Полежаева и городского общества; во второй раз в 1883 г. усердием тех же купеческих вдов, причем старый иконостас, согласно желанию Шингаревой и Плотниковой, был передан в Вологодскую епархию. В 1769 г. началось строительство другого придельного храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери (с южной стороны), освященного 19.1.1771.

http://sobory.ru/article/?object=36201

Заместитель президента РАХ С.П. Колов передал присутствующим приветствие президента Академии З.К. Церетели и пожелал успехов всем участникам конкурса. Заслуженный деятель искусств РФ Н.С. Кутейникова считает, что данный проект не только объединяет Россию и Сербию, но также открывает новый важный этап в развитии культуры Православия.      «Значение этого храма в рамках всего мира и особенно Европы будет очень велико, потому что за прошедший XX век храмов такого масштаба мы не находим», — сказала она, отметив высокий уровень мастерства выставленных работ. В конкурсе приняли участие профессиональные художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Ярославля. В экспозиции представлены более 50 работ — проекты, фотографии, мозаичные иконы и фрагменты в материале. Выставка продлится по 5 октября. 6 октября 2014 года в Российской академии художеств состоится заседание жюри конкурса. Сопредседатели конкурсной комиссии — первый вице-премьер, министр иностранных дел Республики Сербия И. Дачич и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Кафедральный собор в Белграде, посвященный основателю Сербской Православной Церкви святому Архиепископу Сербскому Савве (1169–1236), воздвигнут в столичном районе Врачар на месте сожжения турецкими властями мощей святого в 1594 году. Строительство собора было начато в 1894 году и продолжалось на протяжении всего XX столетия со значительными перерывами, обусловленными неблагоприятными условиями времен Первой, а затем Второй мировых войн, коммунистического режима и югославского кризиса. Строительные работы были завершены в 2004 году. В настоящее время собор святителя Саввы в Белграде является одной из важнейших достопримечательностей столицы Сербии и крупнейшим православным храмом Европы. Священный Синод Сербской Православной Церкви постановил, что внутреннее пространство собора святителя Саввы в Белграде должно быть покрыто мозаичными иконографическими изображениями.      По просьбе Священноначалия Сербской Православной Церкви и государственного руководства Республики Сербия, Правительство Российской Федерации во взаимодействии с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата провело всестороннее изучение вопроса о содействии России и Русской Православной Церкви в благоукрашении собора. 16 марта 2012 года в Москве был подписан Протокол между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством иностранных дел Республики Сербия о российском участии в оформлении внутреннего убранства храма святителя Саввы в Белграде.

http://pravoslavie.ru/73872.html

Храмовые места Илии у нас в Старополье и Скамье. В последней нечестивцы с указки нечестивцев возвели «дом на костях» - на руинах и кладбище. Следует ожидать людской трагедии… К примеру, в Столбово, строившие на могилах, страшно болели и мерли. Срывший могильник Ильиной горы в Степановщине преставился прямо в поле, опершись о трость. Ильин Камень со следом Пророка перенесен одним из козьегорских священников в момент хрущевской иконоборческой компании от д. Ожево, где он лежал близ часовни. Ожево – родина купца С.Г. Гаврилова – храмоздателя Пенино. Почитанием Илии известны многие села и деревни округи. Например, в устье оз. Долгого д. Бор I. У места несохранившейся часовни там задерновел чтимый камень – кутейник, на который в день погребения выставлялась кутья и иконка. Домовина ставилась рядом для прощания. Повсеместно сельчане несли усопших до кутейников, расположенных по выходе из деревень, часто на перекрестье. Далее скорбная ноша возлагалась на повозку и все следовали на погост. Ильинская часовня из камня существовала в начале Пещерской дороги в Доложске. После атеистического растаскивания ее на кирпичи здесь стали опрокидываться машины. По сведениям Ефима Андреева в Монастырьке витийствовал иеромонах Илия, посланный утверждать Православие в земли языческие. Его деяния относятся к XVI веку. Отсюда в Монастырьке почитание Пророка Илии, сначала в малой обители, а по разрушении ее в Смуту в месте Святых дерев, называвшемся Кресты. Другие Кресты или Крестки – место Ильинской часовни в Доложске, с чтимым камнем, на коем по преданию сиживала сама Божья Матерь, прошедшая этим путем от Иван Ручья на Печеры и далее до храмового места в Заручье. Сегодняшняя история Каменца во многом утеряна, особенно в части, касающейся Православия. Но именно Вера воспламенила души разъединенных в прошлом сельчан, собрав их на первый вседеревенский праздник со времен атеизма. По сказам, тут даже вздорившие подали друг другу руку братства. И это отрадно. Ранее братство как обычай собирало из года в год жителей боголюбивых мест.

http://sobory.ru/article/?object=15665

Антон и Екатерина Дайнеко Христос Вседержитель, запрестольный образ, 210 х 120 см. Свято-Покровский кафедральный собор, Гродно. Беларусь The Pantocrator, the altarpiece, 210 x 120 cm, the metropolitan church or the Patronage of the Mother of God. Hrodna. Belarus Образ Христа, местный ряд иконостаса, 140 х 80 см. Свято-Никольский храм, с Кувекино, Московская обл. The icon of the Christ, the veneration tier, 140 x 80 cm, the church of St. Nicholas, Kuvekino, Moscow Region Икона Божией Матери, 120 х 80 см, Свято-Покровский кафедральный собор. Гродно. Беларусь The Icon of the Mother of God, 120 x 80 cm, the metropolitan church of the Patronage of the Mother of God, Hrodna, Belarus Икона Божией Матери, 140 х 80 см. Свято-Никольский храм, с. Кувекино, Московская обл. The Icon of the Mother of God, 140 x 80 cm. the church of St. Nicholas. Kuvekino, Moscow Region Архидиакон Никанор, 120 х 70 см, иконостас Свято-Никольского храма, с Кувекино, Московская обл. The Archdeacon Nikanor, 120 х 70 cm, the iconostasis of the church of St. Nicholas, Kuvekino, Moscow Region Св. Иоанн Предтеча, 120 х 80 см. Свято-Покровский Кафедральный собор. Гродно. Беларусь St. St. John the Baptist, 120 x 80 cm, the metropolitan church of the Patronage of the Mother of God. Hrodna. Belarus Священномученик Гермоген (Долганов) епископ Тобольский, 120 х 80 см. Свято- Покровский Кафедральный собор. Гродно. Беларусь St. Hermogenes the Martyr, the Bishop of Tobolsk and Siberia, 120 x 80 cm, the metropolitan church of the Patronage of the Mother of God, Hrodna. Belarus Священномученик Серафим (Шахмуть) архимандрит Жировицкий, 120 x 80 см. Свято-Покровский Кафедральный Собор, Гродно, Беларусь St. Seraphim (Shahmut) the Martyr, the archbishop of Zhyrovichy 120 x 80 cm, the metropolitan church of the Patronage of the Mother of God. Hrodna, Belarus Собор Белорусских новомучеников, 140 х 120 см. Свято-Никольский храм. Гродно, Беларусь Synaxis of New Martyrs of Belarus, 140 x 120 cm, the church of St. Nicholas. Hrodna, Belarus Духовно-образовательный Центр Белорусской Православной Церкви, Минск The wall-painting the spiritual and educational center of Orthodox Church of Belarus. Minsk Духовно-образовательный Центр Белорусской Православной Церкви, Минск The wall-painting the spiritual and educational center of Orthodox Church of Belarus. Minsk Читать далее Источник: Современная православная икона=Modern orthodox icon : [Альбом]/[Авт.-сост.: Кутейникова Н.С.]. – Санкт-Петербург : ИЦ Коломенская Верстка, 2013. - 165 с., цв. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/modern-o...

Т. 2. С. 188; Храм Христа Спасителя: Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма/Сост.: Н. С. Кутейникова, С. Н. Репин. СПб., 2000. С. 106-107, 133; Лицевой летописный свод: Факс. изд. ркп. XVI в. М., 2006-2007. Кн. 7; Житие прп. и богоносного отца нашего игум. Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием: Факс. изд. [Серг. П.], 2010. 2 т.; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия; Путев. по Лавре. Серг. П., 2012. С. 169; Прп. Сергий Радонежский и образ Св. Троицы в древнерус. искусстве: Кат. выст./Сост.: Г. В. Попов, Н. И. Комашко. М., 2013. С. 64-65. Кат. 17; Армеева Л. А. Иконописная школа в Троице-Сергиевой лавре: История и современность. М., 2014. С. 196]; Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 11: 1393-1402 гг.; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014. С. 264, 393. Кат. 53, 129. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНДРЕЙ (ок.

http://pravenc.ru/text/2578419.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010