Так как заселение Подонья происходило в сравнительно недавний исторический период и многие населенные пункты получали названия не стихийно, а на основе административных постановлений, при произвольном сознательном вмешательстве человека в имятворческий процесс, то число отантропонимических топонимов на Дону очень высоко (до 50%). Многие из них восходят к именам людей, память о которых не сохранилась в исторической литературе. Трудно установить, кто был Григорий или, вероятнее всего, Григорьев, в честь которого назывались станицы Ново- и Старогригорьевская, существовал ли на свете Сиротин, от которого пошла соседняя с ними станица Сиротинская, или название служило напоминанием о том времени, когда после очередного похода в станице осталось много сирот. Вполне возможно, что наименования хоперских станиц Букановской, Остроуховской, Слащевской, Федосеевской, Зотовской, Аржановской, Титовской, Алексеевской, Луковской и ряда других также восходят к фамильным прозваниям их основателей или именитых первожителей. Однако историческая справедливость, в силу которой имена героев и замечательных тружеников закрепляются в самом прочном материале, в слове, в названии их родных мест, восторжествовала лишь после Великой Октябрьской революции. Сейчас на карте Ростовской области есть станица Буденновская – в честь ее уроженца, легендарного командарма I Канной, посёлок Шолоховский – в честь крупнейшего советского писателя М.А. Шолохова, село Куйбышево, поселки Майский, Октябрьский, Первомайский, станица Советская, города Пролетарск и Красный Сулин. Но таких новых советских названий, в основу которых легли подлинно народные имена и новые, социалистические понятия, – очень немного. Основная масса антропонимов, превратившихся благодаря имятворческой метаморфозе в географические названия, осталась нам в наследство от тех времен, когда право на бессмертие имени давали не личные заслуги, не труд и героизм, а богатство и знатность. Поиски подлинно знаменитых исторических имен, заслуженно отлитых в бронзу топонимии, приводят нас к узкому кругу антропонимов, число которых ничтожно в сравнении с великим множеством зарубок, оставленных на земле и в памяти народа Ефремовыми, Кутейниковыми, Иловайскими, Денисовыми, Сулиными, Миллерами и другими именитыми хищниками и казнокрадами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Суворову понравилось, с какой решительностью Платов произнёс: «Штурм!», — зная, что идёт на смерть. При штурме колонна Платова опрокинула янычар, захватила пушки, прорвалась к Дунаю и отличилась в уличных боях. Ранений атаман не боялся и не считал. Суворов сделал всё, чтобы после победного штурма Платов стал генерал-майором и получил Георгия третьей степени. При Павле I Nлamob стал жертвой мнительности императора. Он и в казематах сидел, и в ссылке валялся на «досадной укушетке». Всё было. В конце концов император резко поменял мнение о Платове и отправил его во главе войска в Индию — сражаться против англичан и индусов. Тут-то и погиб Павел. Новый император отменил поход, вернул армию, а Платова осыпал наградами. Атаман стал генерал-лейтенантом и донским войсковым атаманом. Главные испытания ждали его, конечно, в  1812-м . Широко известная легенда гласит, что Платов намеревался отдать в жёны свою красавицу-дочь Марию тому казаку, который пленит Наполеона. Такой эмоциональный всплеск был характерен для Платова; подобно Суворову атаман понимал, что крылатое острое словцо объединяет армию, вселяет веру в полководца. Он понимал агитационную важность фольклора и был в известной степени артистом. Казачий корпус Платова входил в 1-ю армию Барклая, но по тактической необходимости занялся прикрытием отступавшей 2-й армии Багратиона. 28 июня была одержана первая в кампании 1812 г. победа над французами: у Мира корпус Платова разгромил 9 неприятельских полков. Против казаков выступила дивизия генерала Рожнецкого — польские уланы. Следуя давним инструкциям Суворова, казаки, как говорил Платов, «бросились в дротики» — выучка в этом деле была на высоте. На исходе дня Платова поддержала бригада генерал-майора Кутейникова — и кавалерийское сражение окончилось разгромом Рожнецкого. «Поздравляю Ваше сиятельство с победою, из шести полков неприятеля едва ли останется одна душа, или, может быть, несколько спасётся. У нас урон невелик», — писал Платов Багратиону. За время отступления до Смоленска полкам Платова удалось взять в плен 1300 противников.

http://pravmir.ru/slavim-platova-geroya/

Этот храм по ветхости был закрыт в 30-х годах XIX в. и вместо него в 1845 г. построен усердием архангельского купца П.К. Куйкина придельный храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот придел был перестроен в 1883 г. усердием тех же Шингаревой и Плотниковой и освящен 6.6.1883. Прежний иконостас с престолом были пожертвованы в только что построенную церковь в Новодвинской крепости.Особенно потрудились: церковные старосты купцы Андрей Алексеевич Огапов, состоявшй в этой должности более 25 лет, Михаил Полежаев, Александр Фомин, настоятель церкви о. Петр Кутейников (1803-1851 г.г.), пожертвовавший 1000 руб. ассигн., купец Павел Дудин, построивший каменную колокольню в 1805 г., купец Иван Демидов, пожертвовавший полиелейный колокол в 37 пуд. 30 фун., купец Петр Кутейников, построивший в 1845 г. придельный Петропавловский храм, купеческие вдовы П.М. Шингарева и Е.К. Плотникова, устроившие в 1883 г. новые золоченые иконостасы в придельных храмах, благоустроившие Михаило-Архангельскую церковь и с внешней и с внутренней стороны, Алексей Яковлевич Прозоров, санкт-петербургский купец 1-й гильдии, почетный гражданин, действительный статский советник, и его супруга Антонина пожертвовали полный прибор сребропозлащенных сосудов, весом 5 фун. 2 зол., стоимостью свыше 300 руб. Церковь считалась бесприходной. Жертвователи наиболее крупных капиталов: священник Петр Кутейников (293 руб. или 1000 руб. ассигн.), купец Александр Фомин (500 руб.), Казакова (600 руб.), действ. стат. совет. Прозоров (1000 руб.), купеческая вдова Татьяна Рынина (500 руб.), архангельский купец П.К. Кутейкин (350 руб.), потомственная почетная гражданка П.М. Шингарева (200 руб.), купец Василий Костров (1000 руб.), Казаков (100 руб.), Г.П. Ширкин (100 руб.), Ананьин (100 руб.), чиновник Романов (700 руб.). Дом для причта, двухэтажный, деревянный, построен в 1853 г. стараниями церковного старосты А.И. Фомина на пожертвования и церковные средства.Священники: Варфоломей; Иларион (умер 23.7.1734); Иоанн июнь 1734 г.-апр.

http://sobory.ru/article/?object=36201

Епископ Силуан отметил, что духовные школы вышли из Александро-Невской лавры, святой князь — небесный покровитель и духовной Академии, которая до революции носила название Александро-Невской. Пленарное заседание вел главный куратор проекта, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко. Была показана видеопрезентация. Профессор Академии художеств Нина Кутейникова в докладе «Россия в иконах современных мастеров Санкт-Петербурга» отметила, что, несмотря вынужденную остановку в атеистическом ХХ веке, современная иконопись развивается. Н. Кутейникова коснулась разнообразия иконографии образа святого Александра Невского, которое, по ее словам, отражает разносторонность русского человека, присутствие в нем творческого начала, а также истории и иконографии некоторых икон работы петербургских мастеров. Например, один из настоятелей петербургских храмов заказал икону Афонской Богоматери, с которой поднимался на Святую Гору Афон. Необычный образ написан для храма в Бизерте (Тунис) — на нем изображены военные корабли. У некоторых святых, прославленных недавно, есть уже богатая иконография, например, у святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Некоторые вполне традиционные образы обретают современное звучание при помощи клейм — была продемонстрирована Тихвинская икона Божией Матери с клеймом, изображающим сюжет возвращения иконы из Америки в Россию. «Икона показывает, чем живет Россия», — заключила лектор. Директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров выступил с сообщением «Феномен исторической памяти об Александре Невском в контексте культурно-исторического наследия». Образ святого значим для Исаакиевского собора: небесному покровителю города посвящен левый придел. К юбилею была отреставрирована икона «Тайная вечеря» из этого придела. Прошла научная конференция, изданы доклады, а также альбом, посвященный образам святого в Исаакиевском и Сампсониевском соборах и в храме Спаса на Крови.  В продолжение был показан фильм «Ключ от вечности», посвященный иконописи и реставрации.

http://patriarchia.ru/db/text/5850022.ht...

Вскоре после вступления в должность явился я к архиерею. Зашел разговор о цели моего ухода из обновления и моих планах на будущее. Я исповедовал свою мечту – посвятить себя священнослужению. Владыка одобрил и дал мне программу экзамена на диаконское служение: Священная история Ветхого и Нового Завета, катехизис, Устав, история Церкви, славянская грамотность. Я достал книги, а Ольга Васильевна, из «кутейников», вызвалась мне помочь в подготовке к экзамену. Наступила осень. Мария поселилась в сторожке и начала шить по заказу одеяла и прясть шерсть. Она прекрасно понимала, что дружба моя с «кутейниками», а тем более с домом Никифоровским, кроме вреда, ничего не даст, и старалась всеми мерами меня отвлечь. А мне это было неприятно. Там и там я ценил ласку и теплоту, которой я не видел в детстве. Но она часто «сгущала краски», а вот это то как раз и дало обратный результат. Колебался я как маятник между двух. А обстановка с каждым днем портилась. Обложили всех налогами. Вначале я обслуживал двух священников. Они делили все пополам, а мне выделяли 1/3 и тот и другой. О. Алексей стал придираться к мелочам и, наконец, накричал на меня всенародно, оскорбляя скверными словами. Я подал архиерею жалобу, но бесполезно, меня же и обвинили. У Ольги Васильевны тоже, как оказалось, были «наполеоновские» планы в отношении меня. Она возмечтала прилепиться ко мне в качестве тети или мамаши, и высказала это намерение в одном из скандалов со своими. А те сошли с ума. Это, конечно, абсурд. Ведь я-то еще никто, 17 лет от роду и гол как сокол. Во время наших занятий Ольга Васильевна одно твердила: просите перевода. Но я не забыл Каменку: я неприспособлен к одинокой жизни, и предпочитал пользоваться услугами Марии, которая все время ворчала и жалела. Ольга Васильевна вконец разругалась со своими и перешла жить к подруге юности, бывшей учительнице, пенсионерке Григорьевой Александре Матвеевне, жившей через дом от «кутейников». Там начались мои занятия по подготовке к экзаменам. Я приходил к ним каждый вечер и сидел допоздна. Мы занимались Свщ. историей, катехизисом, историей Церкви. Потом Александра Матвеевна читала вслух Некрасова, а также роман А. Толстого «Князь Серебряный». Обе мои учительницы были сугубо светские: не прочь посмеяться и покощунствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Представлены книги иконописца Андрея Жарова декабря 2023 Презентация книг иконописца Андрея Жарова состоялась 6 декабря в духовно-просветительском центре Феодоровского собора . Были представлены подготовленные им и недавно вышедшие издания " Восковая живопись от античности к современности " и " Мастерская иконописи Жаровых: энкаустика, восковая живопись " , а также иконы, выполненные в техниках восковой живописи. Открывая встречу, настоятель протоиерей Александр Сорокин рассказал, что Андрей Жаров живет в Белоруссии, но в Санкт-Петербурге бывает регулярно. Презентация не случайно проходит в Феодоровском соборе, поскольку художник трудился в нем как иконописец. В нижнем храме он ассистировал архимандриту Зинону (Теодору), расписывая орнамент на окнах. Это редкий случай, когда отец Зинон что-то кому-то перепоручал. Он консультировал помощника при издании книг, о которых пойдет речь на презентации. В верхнем храме Андрей Жаров написал ряд икон вместе с отцом, художником Павлом Жаровым. Ведущая, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств Нина Кутейникова, отметила, что не так часто в художественном мире появляются книги, связанные с техникой и технологией, далеко не все соблюдают технологию, и это приводит к тому, что недавно созданные иконы и росписи уже требуют реставрации. Говоря об энкаустике, Нина Кутейникова подчеркнула, что есть несколько человек, которые утверждают, что только они владеют этой техникой, но Андрей Жаров действительно провел исследование и написал об этом книгу. Все, кто видел его работы, сразу понимают возможности этой техники. Выход книги особенно важен, поскольку до этого книги по энкаустике выходили в 1970-е годы, они во многом устарели. " Выход этой книги для меня очень важен, - отметил иконописец. - Несколько десятилетий я изучаю восковую живопись, и мне открываются все новые ее грани. Работа с отцом Зиноном вдохновила на использование этой техники иконописания. Она очень удобная, выразительная, в будущем имеет большие перспективы. Читатель узнает про применение этой техники в античности. В книге приводятся тексты на языках оригинала и их уточненные переводы. Уделено внимание и возрождению интереса к энкаустике - сначала в Европе XVIII века, потом и в России. Для Санкт-Петербурга эта тема особенно актуальна, поскольку здесь сохранилось немало памятников восковой живописи. Изучением и распространением этой техники занималась, в частности, Академия художеств. Повторю вслед за отцом Александром, что не случайно презентация проходит именно здесь: нижний храм Феодоровского собор стал уникальным объектом, где энкаустика выступает как основная техника. Живая вера отца Зинона вдохновляла меня. Он щедро делился своими находками, мыслями о подходе к иконописи, о том, как совершенствовать современное иконописание " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Никольская. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Чтобы увидеть Покровскую церковь при слободе Никольской, нужно было, оставив позади слободу, вброд, по песчаному дну, преодолеть быструю Калитву. Покровская церковь – посреди поля, на удалении от реки и от высоких, в серых пятнах глины и мела, холмов с цепочками рощ поверху. Как она выразительна! Куб основного здания и, воедино с ним, небольшая, коренастая, плотная колокольня в «шатровом стиле» Древней Руси. Вокруг – травы… Кому пришло в голову её здесь установить? Меланье Степановне, жене генерал-майора Степана Степановича Кутейникова, участника Отечественной войны, заграничных походов 1813–1814 годов, русско-турецкой войны (1828–1829): он получил земли по правобережью Калитвы в наследство от отца, тоже генерал-майора. Дочь атамана Степана Ефремова, властная помещица, Меланья Степановна Кутейникова в январе 1848 года обратилась с прошением к архиепископу Донскому и Новочеркасскому Иоанну о постройке этой церкви. Первый камень заложили через пять лет. 31 декабря 1855 года храм освятили в честь Покрова Божией Матери. Чуть позже церковный двор опоясала каменная ограда, а тридцать лет спустя заработала церковно-приходская школа. В начале ХХ столетия о Покровской церкви писали, что она хоть и тесна, но «крепка во всех своих частях, кроме колокольни над папертью», где обнаружилась трещина. Колокольню перестроили, иначе она не достояла бы до наших дней. Судьба этой церкви повторяет судьбы множества других церквей… В конце тридцатых годов её закрыли, а кресты стянуть не сумели – они лишь наклонились к северу. В 1944-м году снова открыли, и до 62-го она была единственной действующей в Миллеровском районе. Потом здание присвоил совхоз «Курский», хранивший в нём зерно и сено. В 1981 году оно осталось без хозяина, стояло два десятилетия полузабытое, в окружении высоких трав и вечной тишины… Но Покровская церковь не всегда стояла в одиночестве. Поблизости находился кутейниковский барский дом из пилёного мела (о барской усадьбе до сегодняшнего дня напоминают остатки подвала, ограды и рва); да ещё до рождения церкви на правом берегу существовал посёлок Свиновской, позже переименованный в слободу Покровскую. Но куда пропала Покровская? Краевед Никольской слободы Виктор Алексеевич Ващенко мне объяснил так: жители стали покидать Покровскую ещё со времён Столыпинской реформы, потом – нэп, коллективизация, разнарядка на Атоммаш…

http://sobory.ru/article/?object=49020

25 тонн гуманитарной помощи Церковь передала для мирных жителей Донецкой области 20 марта 2015 г. 12:13 17 марта 2015 года завершилась поездка сотрудников Синодального отдела по благотворительности в Донецкую епархию . На общецерковные средства — более 1,5 млн рублей — были закуплены продукты питания общим весом 25 тонн. Гуманитарную помощь получили в Донецке, Ясиноватой, Торезе, Снежном, Докучаевске,  Моспино и Новоазовске, поселках Старомихайловка, Верхнеторецкое, Красный Партизан, Кутейниково и Седово. Также помощь удалось передать жителям Горловки, Углегорска и Дебальцево. «Было очень тяжело видеть, в каком состоянии сейчас находятся люди в Дебальцево, Углегорске и других городах, — говорит сотрудник Синодального отдела по благотворительности Алексей Шашков. — Люди ничего не получали месяцами, ютились в подвалах из-за постоянных обстрелов. Мы проезжали мимо одного дома: бабушка заколачивала окна своего дома какими-то фанерками, неделями она жила в подвале. В Дебальцево и Углегорске на 30-40 разрушенных домов встречается только один дом, оставшийся целым. Многим людям совсем не на что купить еду и предметы первой необходимости, хлеб раздается властями по талонам». Сотрудники социального отдела Шахтинской епархии совместно с сотрудниками Синодального отдела закупили в Ростовской области гуманитарную помощь общим весом 25 тонн на сумму 1 млн 542 тысячи рублей. В этот груз вошли продукты питания: овощи, крупы, макароны, консервы, чай, сахар, растительное масло. 12 марта гуманитарный груз поступил на склад в Донецке, откуда продукты распределялись для приходов Донецкой епархии, в которых работают социальные столовые. Со склада помощь была доставлена в храмы в Донецке, Ясиноватой, Торезе, Снежном, Докучаевске, Моспино, Новоазовске, а также поселках Старомихайловка, Верхнеторецкое, Красный Партизан, Кутейниково и Седово. «Эти продукты позволят на месяц обеспечить социальные столовые храмов, в которых ежедневно получают горячее питание более 2 тысяч человек», — говорит Алексей Шашков. Кроме того, 5 тонн продуктов питания (около 500 продуктовых наборов) сотрудники Синодального отдела по благотворительности передали благочинному Дебальцевского округа для нуждающихся в Дебальцево и Углегорске.

http://patriarchia.ru/db/text/4015898.ht...

В Кругу читается Высочайший рескрипт о том, от 2 октября 1827 года, на имя Г. Войскового Наказного Атамана, Генерал-Лейтенанта, Дмитрия Ефимовича Кутейникова данный. Отправляется благодарный молебен с коленопреклонением. Сряду по получении сей милости Монаршей молебствия были по всем станицам Войска Донского, и ныне отправляются они в Войске повсеместно в тот же день, в который бывает Войсковой Круг в городе. Круг, по сему событию бывающий, особенным образом повторен и украшен был в 1837 году Высочайшим присутствием Великого Государя Императора и Августейшего Сына Его Наследника, – виновников ежегодных наших торжественных в октябре собраний для благодарений Богу. Государь Император и Наследник Престола изволили прибыть того года в Новочеркасск 21 октября. По сему случаю особо назначен был в тот же день Войсковой Круг, сверх бывшего уже во 2-й день октября. Круг был при кафедральном соборе, где отправлено было пред оным в присутствии Монарха и Его Первенца краткое молебствие. По выходе в Круг, Его Величество изволил вручить Цесаревичу Атаманский пернач и Всемилостивейше соизволил произнесть к Донцам следующие достопамятные навсегда слова: «Назначив Любезнейшего Сына Моего Атаманом, Я дал вам драгоценнейший залог Моего благоволения. Да послужит это доказательством, как вы близки Моему сердцу. Когда же Он Меня заменит; служите Ему так же верно, как вы служили Предкам Моим и Мне; а Он вас не оставит.» Может ли быть что либо еще выше сего сделано или сказано на Дону? На другой после сего день, в день Казанской Божией Матери, был Высочайший смотр собранного на сей случай Донского Войска, в числе более 22 полков. И когда полки проходили церемониальным маршем пред лицем своего Монарха, Августейший Атаман наш был в голове рядов и, по своему здешнему чину, перначом (который можно назвать, по подобию жезлов Фельдмаршальских, – Атаманским жезлом) приветствовал Всеавгустейшего Своего Государя Родителя. По окончании смотра Порфирородный Атаман отправился с места, имея пернач в руках своих и в сопровождении всех знаков Атаманского сана, как то булавы, насеки, знамени, бунчугов, при всем блистательном конвое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Этот папа со своими приверженцами основал на Медведице новый городок, названный по его имени Кузьминым, откуда раскольники начали наступательное движение на другие городки. В конце сентября 1688 года донские козаки отправили против них отряд под начальством атамана Кутейникова, который, пришедши под Кузьмин, построил городок с раскатом и «чинил над раскольниками всякие боевые и приступные земляные и деревянные промыслы», но все безуспешно; потом пошли козаки к городку деревянным валом, который валили целый день, за этою валовою крепостью построили другой раскат, кололись с него копьями с раскольниками и кирпичом бились; но осажденные успели зажечь вал и заставили козаков отступить. 1 февраля 1689 года отправлен был под Кузьмин городок другой атаман – Аверкиев на перемену Кутейникову; Аверкиев стоял под городком до мая месяца и наконец успел взять его и разорить, раскольники были побиты. Кроме Косого главами раскола на Дону были три попа – Досифей, Пафнутий и Феодосий; когда в 1688 году выслан был против них козацкий отряд, то они с своей толпою ушли за границу во владения шавкала тарковского и поселились на реке Аграхане. В Воронежском уезде, в селе Репном, явился какой-то гулящий человек Василий Желтовский, который не подошел к священнику под благословение, крест на себя возлагал не по-новоисправленному, церкви и православную веру и священный чин хулил: «Та кие-то церкви и попы? Бог наш на небеси, а на земле Бога нет» – и крестился, смотря на солнце, говорил: «Боже мой, боже! Почто надо мною одним взыскал?» Приведенный в Воронеж, в духовный приказ, по действу дьявольскому безмолвствовал. Домовый архиерейский монах Сергий донес, что он видел Ваську в козачьем городке Иловле: здесь он церкви называл мечетями, тело и кровь Христовы ни во что вменял, про великих государей говорил, будто их и на Москве нет, и называл их антихристами, патриарха державником, иереев посланниками. На пытке Желтовский не повинился, объявил только, что отец и брат его на Дону. Желтовского сослали в Свирский монастырь, а Сергия в Сийский. Козаки ходили против раскольников; но о том, что делалось в самом Черкасске шел спор в Москве между двумя монахами, Савватием и Гавриилом. Савватий доносил, что в Черкасске сначала служили по новоисиравным служебникам, а когда Гавриил начал в со6орной церкви служить, то выходил в круг к козакам и наговаривал, четвероконечный крест называл латинским; войско послушало, велели просвиры печатать по его воле осмиконечным крестом и велели служить по старому служебнику. Гавриил с пытки в расколе и ни в каком воровстве не винился, только говорил, что виноват, служил на Дону в соборной церкви по старому служебнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010