Он слышать не мог, что он из духовного звания, что отец его был военным священником. «Поповщина, бывало говаривал он, бывши уже в Петербурге, — это печать антихристова: куда ни явись, все узнают, что я из кутейников». Но нашему: бедное и низкое происхождение делает человеку ещё больше чести, если он съумел выбиться в люди почётные. Познания в религии они имеют самые—самые поверхностные; но не упускайте из виду, что в учительских семинариях они слушали священников, основательно знающих закон Божий. А так как составитель рассматриваемой мною статьи предлагает проект свой не на один год, а на целые столетия, то значит, что в следующем же за нами поколении священниками и законоучителями в учительских семинариях будут обучающиеся закону Божию в тех же учительских семинариях. Стало быть познания и самих законоучителей должны быть слабее ещё, чем теперь познания народных учителей, так как образования, выше учительской семинарии, не полагается. Мы уверены, что немногие из учителей переведут на русский язык и объяснят и теперь молитву: «Достойно есть», а тогда едва ли будут в состоянии безошибочно написать её наизусть и на славянском-то языке. Но так как и в университетах полагается слушать богословские науки один только год, то и от законоучителей гимназий и профессоров-законоучителей университетов, и от самых иерархов наших можно будет ожидать очень немногого. И если б, действительно, установилось всё по мысли некоторых господ, то «преобразования» в нашей церкви, пожалуй, были бы возможны, потому что, по пословице, для слепой курицы всё пшеница… Если автор помянутой статьи более целесообразным находит, чтобы священниками в народе были люди из того же народа, то пусть направит этот народ и земства, чтобы они избирали из сельских школ лучших мальчиков и посылали учиться в духовные училища и семинарии и потом просили их к себе идти во священники. Это право они имеют, — духовные учебные заведения открыты для всех сословий. Тут явная выгода, в религиозном отношении, будет та, что кандидаты на священнические должности основательнее изучат свою специальность и не было бы той невозможной ломки, какая предлагается некоторыми прожектёрами. Пусть убедит и гимназистов идти во священники. Отказа в посвящении не будет, если они будут найдены достойными. Но только знайте, что священники из гимназистов, и из училищных семинарий, и из крестьян, обучавшихся в духовных семинариях, детей своих в мужики не пошлют, отделятся от них так же, как отделились мы, и потребуют и себе, и детям такого же содержания и человеческих прав, как желаем мы, а может быть даже ещё большего.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-selskog...

188) Домашняя и кочевая жизнь на Востоке, путевые воспоминания княгини Бельджойзо, Моск. Ведом. 1855, 40, 51, 53, 86–91, 100. 189) Путевые заметки от Корнгилля до Каира чрез Лиссабон, Афины, Константинополь и Иерусалим, Титмарша (Теккерея), Библ. для Чт. 1857, т. 144 и 145, 8 и 9, отд. VII, стр. 33–80, 157–195, 1–58 (о Палестине собственно в 9 190) Путешествие Тишендорфа по св. местам в 1859 г., Иллюстр. Газета, 1863, 14, 17–19, 22–25. (О книге Тишендорфа «Reise in den Orient», см. Журн. Мин. Нар. Просв. 1849, ч. 49, VI, 155). 191) Берег Палестины. Бейрут. Из путешествия доктора Л. А. Франкля в Иерусалим, Рассвет, орган русских евреев, 1860, и 28, стр. 435 и 453. 192) Св. Земля, В. Диксона, перев. с англ. под ред. Н. Кутейникова, с приложением плана Иерусалима. Спб. 1869, 8 , 337 стр. (рец. Отеч. Зап. 1869, и 5, стр. 305, 65–70; Руков. для сельск. пастырей 1869, Церк. Летоп. 1869, т. I, стр. 405, ст. Н. Барсова ; Сын Отеч. 1869, ст. А. Х.; Ваза 1870, стр. 81–86, ст. Н. С. П. 193) Из путешествия во св. землю, в 1860 годах, Феликса Бове, перев. с франц., Душеп. чт. 1874, и 7. 194) Записки второго поклоннического путешествия из Рима в Иерусалим и по иншим месцам Востока, совершенного попом св. слов. кафтедральныя Церкве, врачества и св. Богословия доктором Иполл. А. Терлецким. Львов 1861, 8 2 тома (реценз. в Отеч. Записк. 1867, 4, «Униатский агитатор»; Е. Дылевского, Странн. 1870, т. III, библиография, стр. 311–330). Книга написана на червоно-русском языке. 195) От Яффы до Иерусалима. (Из записок английского путешественника). Записки для чт. 1867, стр. 16–20. 196) Путешествие по Египту, Аравии, Малой Азии и Персии, соч. В. Перрифогга, перев. с англ. под ред. В. Ранцева. Спб. 1876. 16 , 195 стр. (о Палестине – стр. 57–84). 197) Путешествие ко св. местам до Крестовых походов, Журн. для детей, 1861, и 7, стр. 88–108. 198) Пилигримы средних веков, Жив. Обозр. т. IV, ст. 5; т. VIII, 217. 199) Иностранные путешественники ко св. земле в XIV и XV веках, С. Пахмана, Журн. Мин. Нар. Просв. 1853, ч. 80, отд. 2, стр. 101–121. Это – извлечение из неизданной географ. истории Сирии и Палестины, помещенной в Nouvelles annals des voyages et des sciences géographiques, redigées par M. Vivien de Saint-Martin. Paris 1853. Здесь идет речь о Бальдензеле (Больденслевен), Мандевиле, Гильбере де Ланнуа, Бертрандоне де-ла-Брокьере, Гистеле, Бернгарде Брейтенбахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все в его жизни и деятельности свидетельствовало об успехе – спокойном, стабильном, но, безусловно, успехе. И образовательном, и административном, и, надо полагать, личностном. Подобно многим он жил в ощущении незыблемости той православной Российской империи, в которой ему суждено было сделать столь же успешную, как и его родителям, но уже не светскую, а духовную карьеру. И вот – 1917 год. Год, который потряс многих, в том числе и епископа Алексия. Читая его письма периода гражданской войны, поражаешься тому, насколько же этот, действительно, уже во многом сформировавшийся как князь Церкви иерарх, образованный, умный, был дезориентирован происходящими событиями. Он действительно не знал, как реагировать на то, что произошло. И уж тем более не мог размышлять над причинами того, что произошло. Это лишний раз свидетельствует, насколько для современников подчас трудны для восприятия события, который впоследствии кажутся в чем-то ясными и понятными. Он по-прежнему ориентировался на своего духовного наставника – архиепископа, а затем митрополита Арсения (Стадницкого) , болезненно переживал его неизбрание в Патриархи на Поместном соборе. В своих письмах он, действительно, удивлялся тому, что годный разве на то, чтобы быть кутейником – так он и называл Патриарха Тихона – иерарх оказался во главе Русской Церкви в тот ответственный, трагический момент её истории. Действительно, его снисходительный взгляд на Патриарха Тихона, сочетавшийся более чем с уважительным взглядом на Арсения Стадницкого , показывал, наверное, то, что действительно многим не дано было понять смысл избрания Патриархом именно митрополита Тихона (Беллавина), столь неподходящего, как казалось на первый взгляд, для возглавления Церкви в такой трагический и ответственный момент. Но здесь сказалось и другое: с одной стороны, преданность его Арсению Стадницкому , а, с другой стороны, глубокое непонимание им того, что Патриархом в Русской Церкви дано быть, действительно, людям, подчас совершенно не вмещаемым в обыденные представления о том, каким должен быть первосвятитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это культура, воспитывающая сверхчеловека, - человека, который, оставаясь падшим, как бы преодолевает свою падшесть, забывает о ней, убегает от нее в воображаемый мир, - как бы преображенный мир, в котором уже не замечает своего греха. Новая эпоха - это эпоха игровая, ее называют еще эпохой постхристианской. Но характерная особенность этой эпохи состоит в том, что она создает мир воображаемый, искусственный. Эпоха эта возникает не вдруг - она вскармливалась еще в недрах язычества. Христианство победило эту культуру. Но с разделением Церквей, в западном христианстве произошел постепенный переворот в сознании, - возврат к языческим ценностям. Начался этот возврат с простой игры воображения (святые отцы предупреждали о духовных опасностях, содержащихся в воображательной способности души). Самое удивительное состоит в том, что эта игра возникла в лоне католической Церкви. Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола разработал целую медитационную систему, развивающую воображение. С этой аскетической тенденции началось падение Запада. Германн есть типичный представитель западной культуры воображения. Он, по словам Пушкина, «имел огненное воображение» (277). Пушкин почувствовал эту основную тенденцию западной культуры и всей новейшей истории. Он выразил эту тенденцию, воспользовавшись образом карточной игры. Поэтому тема, которую он поднял в «Пиковой даме», является поистине эпохальной, потому что в ней поднимаются самые сокровенные вопросы бытия, - вопросы жизни и смерти. Кроме того, Пушкин показал, каким образом совершается падение человека: обращение к низу (Афродите Пандемос) раскрепощает страсти, пробуждает низкие влечения и корыстолюбие. Здесь Пушкин предвосхитил тему, которая потом стала предметом философского обсуждения у Лосева и Бахтина (об этом далее). Но пророческий дар Пушкина нашел свое отражение не только в художественных интуициях. Содержание его философических тетрадей, хранившихся много лет потомками атамана Войска Донского Дмитрия Ефимовича Кутейникова, которому эти материалы передал якобы сам Пушкин - стало известно широкому читателю через публикации в специальном выпуске журнала «МИГ» в Таганроге в 1993 году, а также посредством серии статей на тему предсказаний Пушкина в журнале «Юность».

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/16/...

За последние три недели Синодальный отдел по благотворительности передал 102 тонны продуктов мирным жителям Украины 18 июня 2015 г. 11:02 По благословению Святейшего Патриарха Кирилла состоялись очередные поездки сотрудников Синодального отдела по благотворительности в Луганскую и Донецкую епархии. 37 тонн продуктов питания были переданы мирным жителям Луганской области, еще 65 тонн продуктов направлены на помощь жителям Донецкой области. В гуманитарный груз, закупленный на общецерковные средства, вошли продукты питания: гречневая крупа, рис, макароны, растительное масло, тушенка, рыбные консервы, сгущенное молоко, чай и сахар. «Сейчас ситуация в Луганске и Донецке очень напряженная: на линии соприкосновения возобновились обстрелы. Люди находятся в подавленном состоянии», — говорит сотрудник Синодального отдела Алексей Шашков. Социальным отделом Шахтинской епархии был сформирован груз общим весом 37 тонн на сумму 2 млн 723 тысячи 517 рублей. 27 мая груз был доставлен в Луганск, на территорию склада гуманитарного отдела епархии. Часть этого груза распределена приходам Луганской и Северодонецкой епархий, организовавшим социальные трапезные. Помощь получили приходы Луганска, Александровска, Алчевска, Перевальска, Первомайска, Брянки, Стаханова, поселка Юбилейный и Малой Вергунки. Благодаря этой помощи горячим питанием ежедневно в течение месяца будут обеспечены около 7 тысяч человек. Из оставшейся части гуманитарного груза сформированы индивидуальные продуктовые наборы на 2,5 тысячи человек. Также помощь передана в социальные учреждения — детские дома, ПНИ и дома престарелых. «Несмотря на то, что зарплату не выплачивают уже более полугода, сотрудники соцучреждений продолжают выходить на работу», — подчеркнул Алексей Шашков. К 10 июня был сформирован груз для Донецкой и Горловской епархий общим весом 65 тонн на сумму  4 млн 437 тысяч 864 рубля. Продукты питания распределят между приходами Донецкой епархии: в Донецке, Ясиноватой, Торезе, Снежном, Докучаевске, Моспино и Новоазовске, а также поселках Старомихайловка, Верхнеторецкое, Красный Партизан, Кутейниково и Седово. В Горловской епархии продукты получат приходы храмов в Горловке, Углегорске и Дебальцево. Благодаря этой помощи горячим питанием ежедневно в течение месяца будут обеспечены около 7 тысяч человек, еще 6 тысяч человек получат индивидуальные продуктовые наборы.

http://patriarchia.ru/db/text/4124444.ht...

Так, 25 августа появилась очередная новость: украинские силовики обстреляли Донбасс экспериментальными американскими снарядами, начиненными отравляющими веществами и мелкими иглами. «Осколочно-химические снаряды были изобретены немцами ещё в 1916 году. Чем осколочно-химический снаряд отличается от чисто химического? Во-первых, резко усиливается поражающее действие. То есть там и осколки, и отравляющее вещество. И при этом использование осколков маскирует применение химических препаратов», – отметил военный эксперт, публицист Александр Широкорад. 21 августа украинские военные обстреляли село Дмитровка под Донецком кассетными ракетами, начиненными отравляющими веществами. В колбах снарядов находились ядовитое вещество и иглы, которые впивались в тело человека, вызывая отравление и летальный исход. Вот это — настоящие преступления, а вовсе не парад военнопленных. Польский генерал лжёт против истины, говоря: парад военнопленных показывает что Украина имеет дело с террористами. Если следовать его логике, то получится что в 1944-м парад в Москве проводили не победители фашизма, а террористы. Неудивительно, что глава МИД России Сергей Лавров не считает издевательством акцию ополченцев. «Я не увидел ничего такого, что хоть близко бы напоминало издевательство», — сказал он. Кульминационным моментом митинга стало выступление премьер-министра ДНР Александра Захарченко. «Они обещали парад победы в Донецке. Он и состоялся, но это парад нашей победы. И это не последний наш парад. Вчера под Амвросиевкой и Кутейниково наши части замкнули кольцо окружения, в котором оказались почти 4 тысячи карателей, сотни единиц бронетехники и стволов артиллерии, систем ракетного залпового огня. А в этот момент мы начали наступление на юг. Армия ДНР движется по направлению к Волновахе и уже находится на подступах к Еленовке», — сообщил Захарченко. Представьте себе: по улицам ведут преступников, которые только что разбомбили ваш дом, убили вашу мать, отца, ребёнка, жену. Да их порвать могли — есть за что, а им просто кричали как и несколько месяцев назад: «Фашисты! Фашисты!», взывая к совести.

http://radonezh.ru/analytics/pozor-kak-l...

E.N. Tcigaridas, K. Loverdou-Tcigarida. Holy Great Vatoped – Byzantine icons and oklads published by V.I. Verhov 2016 17.30 - Открытие выставки «Святой Афон в гравюрах и фотографиях из собраний Русского музея и музея истории религии». -Exhibition opening “Holy Mount Athos in photographs and engravings from collections of the Russian Museum and Museum of Religion History” 6 октября Четверг October 6 Thursday  10.00-10.20 –Любовь Мусиенко. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург Проекты Государственного музея истории религии, посвященные юбилею 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Lubov Musienko. State museum of Religion History, Saint-Petersburg Jubileum projects of the history religion museum dedicated to the 1000 anniversary of the Russian monasticism at the Holy Athos. 10.30-10.50 - Д-р Нино Кавтария. Руководитель Отдела истории искусств, Национальный центр рукописей, Тбилиси, Грузия. Иллюстрированные грузинские рукописи из Афона и их связь с художественными традициями христианского мира. Dr. Nino Kavtaria. Head of Art History Dept., National Center of Manuscripts, Tbilisi, Georgia Illustrated Georgian manuscripts from the Mount Athos and its artistic relation to the traditions of Christian World. 11.00-11.20 – Д-р Светлана Николаева. Музей истории религии, Санкт-Петербург Коллекция греческой гравюры в собрании Государственного музея истории религии. Dr. Svetlana Nikolaeva. State museum of Religion History, St. Petersburg Greek engravings collection in the State museum of Religion History. 11.30-11.50 – Д-р Надежда Пивоварова. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Афонская экспедиция П. И. Севастьянова 1859/1860 гг. в периодической печати и документах российских архивов. Dr. Nadya Pivovarova. State Russian museum,Saint-Petersburg The Mount Athos expedition of Petr Sevastianov 1859/60 in publications and documents from Russian arhives. 12.00-12.20 – Профессор Нина Кутейникова. Санкт-Петербургская Академия художеств(институт имени И.Е. Репина).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=46&iid=238...

– А-а, ну спасибо вам, а я зачитался и не сообразил. – Что же это вы читаете? – Очень интересные бумаги по польскому делу. – Это « щелчок», что ли, вам приволок? – Какой щелчок? – спросил с нескрываемым удовольствием Висленев. – Да вот эта стрижка-ерыжка, как вы ее называете? – Ванскок! – Ну Ванскок, а я все забываю, да зову ее « щелчок», да это все равно. Я все слышал, что она тут у вас чеготала, и не шел. Эх, бросьте вы, сэр Висленев, водиться с этими нигилисточками. – Что это вас беспокоит, Феоктист Дмитрич? мне кажется, до вас это совсем не касается, с кем я вожусь. – Да, касаться-то оно, пожалуй, что не касается, а по человечеству, по-соседски вас жалко, право жалко. Висленев улыбнулся и, заварив чай из только что поданного самовара, спросил: – Какие же предвидите для меня опасности от « нигилисточек»? – Большие, сэр, клянусь святым Патриком, очень большие – женят. – Ну вот! – Чего « вот», право, клянусь Патриком, женят, а мне вас жалко… каков ни есть, все сосед по имению, вместе чай пьем! – Вот видите, как вы заблуждаетесь! Ванскок сама первостатейный враг брака. – Это, отец Иосаф, все равно, враг, а к чему дело придет, и через нее женитесь; а вы лучше вот что: ко мне опять сваха Федориха заходила… – Ах, оставьте, Меридианов, это даже и в шутку глупо! – Нет-с, вы позвольте, она уже теперь не купчиху предлагает, а княжескую фаворитку, танцовщицу… – Меридианов сильно сжал Висленева за руку и добавил, – только перевенчаться и не видать ее, и за то одно пятнадцать тысяч? Это не худая статья, сэр, клянусь святым Патриком, не худая! – Ну, вот вы и женитесь. – Не могу, отец, рад бы, да не могу, рылом не вышел, я из простых свиней, из кутейников, а нужен из цуцких, столбовой дворянин, как вы. Не дремлите, государь мой, берите пятнадцать тысяч, пока нигилисточки даром не окрутили. На пятнадцать тысяч можно газету завести, да еще какую… у-у-х! – Отойди от меня, сатана! – отшутился Висленев, для которого мысль о своей собственной газете всегда составляла отраднейшую и усладительнейшую мечту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Более 78 тонн продуктов передано мирным жителям юго-востока Украины в апреле Москва, 1 мая 2015 г.      По благословению Святейшего Патриарха Кирилла состоялись пятая и шестая по счету поездки сотрудников Синодального отдела по благотворительности в епархии, расположенные на юго-востоке Украины, сообщает Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности . По приглашению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона и по приглашению митрополита Луганского и Алчевского Митрофана сотрудники Отдела посетили в апреле Донецкую и Луганскую епархии. На общецерковные средства были закуплены продукты — гречневая крупа, рис, макароны, тушенка, рыбные консервы, сгущенное молоко, чай, сахар, растительное масло, а также детские молочные смеси для новорожденных и детей до одного года. Жителям Донецкой и Горловской епархий передана 41,5 тонна продуктовой помощи. Еще 37 тонн продуктов были переданы в Луганскую и Северодонецкую епархии. Покупкой продуктов, формированием груза, погрузкой и разгрузкой занимался социальный отдел Шахтинской епархии. В Донецкой епархии сотрудники Синодального отдела по благотворительности находились с 14 по 17 апреля. Социальным отделом Шахтинской епархии на общецерковные средства были закуплены продукты на сумму 3 млн 781 тысяча 693 рубля. В гуманитарный груз вошли гречневая крупа, рис, макароны, тушенка, рыбные консервы, сгущенное молоко, чай, сахар, растительное масло, а также детские молочные смеси для новорожденных и детей до одного года. С 22 апреля со склада в Донецке производятся отгрузки этой гуманитарной помощи для приходов Донецка, Ясиноватой, Тореза, Снежного, Докучаевска, Моспино и Новоазовска, а также поселков Старомихайловка, Верхнеторецкое, Красный Партизан, Кутейниково и Седово. На территории Горловской епархии помощь получат приходы в Горловке, Углегорске и Дебальцево. При этих приходах организованы социальные столовые, где горячим питанием ежедневно будут обеспечены 4000 человек. Еще около 2500 мирных жителей получат продуктовые наборы.

http://pravoslavie.ru/79028.html

Фамилия Лаверженцев ведет свое начало, по сведениям X. И. Попова , от выходца из Австрии Кутейниковы (Кривянская, Новочеркасск) объясняли свою фамилию русификацией венгерского антропонима Кутеск Царская национальная политика, основанная на принципе «разделяй и властвуй», политика насаждения межнациональной розни и натравливания одного народа на другой сказалась и на внутренней форме ряда донских фамильных антропонимов. Таких казачьих фамилий немного, ибо те, кого награждали презрительными кличками «хохол», «кацап» и т. п., как правило, казаками не были. Сюда можно отнести фамилию Хохлов (Багаевская). Искаженное представление об этническом происхождении донцов видно из фамилии Руссков (Николаевская). Официозная пропаганда войсковой администрации вселяла в темные головы бредовую, но целенаправленно реакционную идею об особом этническом происхождении казаков. Отсюда понятно и прозвище Русский, Руссков, данное, очевидно, более позднему выходцу из Центральной России. Вне сумбурного и дикого, но упорного представления о мнимом этническом отличии донцов от остального русского населения России трудно понять происхождение фамилии, исходное прозвище которой в однородной, также русской этнической среде не несло никакой индивидуализирующей информации и лишь могло указывать на сравнительно недавний переезд из России. Фамилия Москаленков (Велико-Княжеская) имела в своей основе пренебрежительную кличку, которую выходец из Центральной России получил на Украине. По той же фамилии можно судить о сложном пути, проделанном предками этой семьи, о маршруте двойного переселения: из центральных русских областей на Украину и оттуда, возможно, с промежуточными инстанциями, в Сальские степи, в нынешний г. Пролетарск. Указание на первоначальную этническую принадлежность и социально-сословный статус содержится в фамилии Сердюков (Егорлыкская, Митякинская): сердюками называли казаков, служивших в украинских, так называемых сердюцких пехотных полках. Если о предполагаемом происхождении Грекова, Татарова, Черкасова и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010