(XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Основной источник сведений о жизни и об учении Л.- рукопись Великой Лавры на Афоне, к-рая была описана в 1886-1887 гг. мон. Александром (Лавриотом) под 139 и датирована XIII в. В ней содержится подборка разнородных по жанру кратких текстов, касающихся фигуры Л. В 1900 г. мон. Александр частично опубликовал ее, однако затем она была утрачена и не была доступна исследователям более 100 лет. В 2003 г. Э. Ламберц совместно с библиотекарем Великой Лавры Никодимом обнаружил кодекс и датировал его кон. XI в. Однако полноценного описания рукописи (ей был присвоен 196) не существует ( Lamberz. 2003. S. 180). Несмотря на то, что это собрание содержит в т. ч. сочинения оппонентов Л. (они остались неизданными), компиляция предположительно принадлежит одному из его сторонников. 1-я часть сборника содержит речи Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита , обращенные к Алексею I Комнину в февр.-марте 1091 г. ( Λαυριτης. 1900. Σ. 354-358, 362-365; новое издание с использованием архива Л. Пти, также работавшего с афонским кодексом - Gautier. 1970. P. 18-55). 2-я часть сборника содержит переписку Л. с его единомышленниками и противниками. Она открывается посланием Л. к императору с критикой его политики конфискации церковной утвари ( Λαυριτης. 1900. Σ. 403-404). Затем следуют 2 письма Л. из ссылки, одно из к-рых надписано «протовестиариссе Анне» (Ibid. Σ. 404-405), однако в действительности было адресовано теще императора Марии Болгарской ( Grumel. 1946. P. 127-130), а другое - патриарху Николаю III Грамматику ( Λαυριτης. 1900. Σ. 405-407). В. Грюмель полагал, что патриарх не мог быть истинным адресатом послания ( Grumel. 1946. P. 130-132), однако его аргументация была отвергнута ( Γλαβνας. 1972. Σ. 146-149). Завершают собрание 3 послания богословского содержания: Василия, митр. Евхаитского,- севастократору Исааку Комнину ( Λαυριτης. 1900. Σ. 411-413), Николая Адрианопольского - Л. (Ibid. Σ. 413) и Л.- Николаю (Ibid. Σ. 414-416, 445-447, 455-456).

http://pravenc.ru/text/2463243.html

По благословению Главы Церкви Троице-Сергиева Лавра украсилась памятями своих святых. Глава Церкви сам во время Богослужения совершил канонизацию местночтимого святого - наместника преподобного Антония († 1877; пам. 12 мая). Были причислены к лику святых священномученики архимандриты Сергий († 1922; пам. 31 июля) и Кронид († 1937; пам. 27 нояб.), а также старец Варнава († 1906; пам. 17 февр.). По благословению Святейшего произошло открытие мощей святителей Филарета († 1867; пам. 19 нояб.) и Иннокентия († 1879; пам. 31 марта), погребённых в Лавре, а также - преподобного Максима Грека (†1556; пам. 21 янв.). В 2004 году было совершено перенесение мощей святителя Филарета из Лавры в храм Христа Спасителя в Москве. В наше время впервые в истории Лавры её наместник был почтён возведением в сан епископа, став викарием Главы Церкви. Из Троицкой братии были рукоположены епископ Нижегородский Георгий (2003), возведённый вскоре в сан архиепископа, епископ Саратовский Лонгин (2003), епископ Кемеровский Аристарх (2006). При совершении Божественной Литургии в Лавре Святейший Патриарх рукополагал троицкую братию в священный сан. Во время пасхальных Богослужений он традиционно награждал братию церковными наградами, совершая затем крестный ход вокруг Успенского собора с водоосвящением. Памятно всем чтение Святейшим Великого покаянного канона святителя Андрея Критского на первой седмице Великого поста и последующая Литургия преждеосвященных Даров с молебном мученику Феодору Тирону. В день памяти преподобного Сергия в Лавре совершаются торжественный Богослужения, в которых участвуют множество архиереев Русской Церкви и которые возглавляет Святейший Патриарх, священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. В Богослужении участвовали нередко Предстоятели других Православных Церквей. Патриаршие Богослужения в престольные праздники лаврских храмом всегда собирали множество богомольцев. В праздник Святой Троицы Святейший Патриарх совершал Богослужение в древнейшем соборе Лавры с чтением Акафиста на малой вечерни. Престольный праздник в домовом храме праведного Филарета праведного Филарета Патриарших покоев обязательно сопровождался совершением панихиды в крипте Смоленского храма на могиле митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича; †1961). По дороге в Лавру Святейший Патриарх благоговейно поклонялся родителям аввы Сергия - преподобным Кириллу и Марии в Покровском монастыре в Хотьково.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

в проруби, находящейся в бухте Гертнера, на берегу к-рой расположен Магадан. В том же году в областном центре началось строительство Троицкого собора. Также при еп. Феофане была заложена магаданская Никольская ц., в епархии значительно увеличилось число приходов. Часовня-грот во имя ап. Андрея Первозванного на месте высадки экспедиции Ю. А. Билибина. 2006 г. Фотография. 2015 г. Часовня-грот во имя ап. Андрея Первозванного на месте высадки экспедиции Ю. А. Билибина. 2006 г. Фотография. 2015 г. 7 мая 2003 г. еп. Феофан был переведен на Ставропольскую кафедру, а на его место назначен пребывавший на покое еп. бывш. Корсунский Гурий (Шалимов) . 14 сент. того же года была совершена 1-я литургия в строящемся магаданском Троицком соборе. В кон. сент. 2003 г. в Магадане несколько дней пребывала доставленная из Хабаровска Благовещенским архиеп. Гавриилом (Стеблюченко) чудотворная Албазинская «Слово Плоть бысть» икона Божией Матери ; архиеп. Гавриил передал епархии ее список. В 2004 г. в М. и С. е. привозили мощи вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и прмц. Варвары (Яковлевой) . Еп. Гурий освятил магаданскую Никольскую ц. (10 июля 2004), часовню-грот во имя св. ап. Андрея Первозванного близ пос. Ола на месте высадки геолого-разведочной экспедиции Ю. А. Билибина в 1928 г. (28 авг. 2006), часовню во имя прп. Илии Муромца на территории пограничной воинской части в Магадане (21 янв. 2009), часовню во имя свт. Алексия, митр. Московского, на золото-серебряном руднике «Джульетта» в Омсукчанском р-не (29 окт. 2010). 1 сент. 2011 г. Патриарх Кирилл возглавил чин великого освящения магаданского Троицкого собора - храма-памятника жертвам политических репрессий. После освящения предстоятель огласил указ о присвоении этому собору статуса кафедрального, а синегорской Благовещенской ц.- статуса 2-го кафедрального собора. 5 окт. 2011 г. Синод избрал епископом Магаданским клирика Костромской епархии архим. Иоанна (Павлихина; с 1 февр. 2016 архиепископ); его архиерейская хиротония состоялась 12 окт.

http://pravenc.ru/text/2561166.html

На площади перед монументом предстоятель совершил молебен, после чего обратился к участникам торжеств и поблагодарил архиеп. Льва за труды по возрождению епархии. К 1 авг. 2011 г. в Н. и С. е. действовали 140 храмов, 7 мон-рей, 42 воскресные школы; в клире состояли 61 священник и 12 диаконов. Рассмотрев рапорт архиеп. Льва об учреждении на территории Новгородской обл. одной новой епархии, 28 дек. 2011 г. Синод постановил образовать Новгородскую митрополию, к-рая включила Н. и С. е. и выделенную из нее возобновленную Боровичскую епархию в составе Боровичского, Мошенского, Окуловского, Хвойнинского, Пестовского и Любытинского районов Новгородской обл. Боровичским и Пестовским епископом определено быть наместнику Валдайского Иверского мон-ря архим. Ефрему (Барбинягре). В тот же день Синод, заслушав рапорт архиеп. Льва об утверждении его в должности настоятеля особо значимых обителей Н. и С. е., утвердил его в должности настоятеля (священноархимандрита) Юрьева и Валдайского Иверского мон-рей. 5 февр. 2012 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Ефрема. 7 марта - 5 мая 2015 г. митр. Лев временно управлял Петрозаводской и Карельской епархией в связи с кончиной 7 марта 2015 г. Петрозаводского митр. Мануила (Павлова) . 16 апр. 2016 г. Синод определил быть епископом Юрьевским, викарием Н. и С. е., игум. Арсению (Перевалову). 21 апр. он был возведен в сан архимандрита, 3 мая 2016 г. состоялась его архиерейская хиротония. 8-9 июля 2017 г. проходил 2-й визит Патриарха Кирилла в Н. и С. е. 8 июля он посетил Юрьев мон-рь, древние храмы Вел. Новгорода, осмотрел помещения Новгородского ДУ (возобновлено в 2005), возглавил всенощное бдение в Софийском соборе. После богослужения предстоятель поблагодарил митр. Льва за многолетние труды по духовному окормлению новгородской паствы. Затем Патриарх посетил Хутынский мон-рь, где поклонился мощам прп. Варлаама Хутынского. 9 июля предстоятель побывал в Николо-Вяжищском ставропигиальном мон-ре, откуда отправился на Валаам. Духовное образование и просвещение, издательская и информационная деятельность, социальное служение в нач. 90-х гг. XX в.- 2018 г. В сер. 90-х гг. ХХ в. при Доме-музее Ф. М. Достоевского в Ст. Руссе (входит в состав НГОМЗ) действовали катехизаторские курсы, лекции читали преподаватели СПбДА. Тогда же была разработана программа мероприятий при музее, направленных на распространение знаний о правосл. вероучении, жизни Церкви, церковных праздниках. В соответствии с программой по благословению и под духовным руководством Новгородского архиерея проводятся выставки, конференции, фестивали, конкурсы, праздники. В 2003 г. при музее открылся народный правосл. ун-т, в марте 2015 г. были возобновлены катехизаторские курсы.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Дуброво. Церковь Троицы Живоначальной. Дубровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1825 и 1837. Адрес: Пермский край, Еловский район, с. Дуброво. Координаты: 57.000034, 54.550292 Проезд:в 25км от районного центра с. Елово Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Согласно Пермским епархиальным ведомостям 1909-1911 гг., Дубровская церковь была освящена и начала действовать в 1837 г., и называлась она Троицкой церковью. Строгое величественное здание окружено огромными старыми тополями. У входа в церковную ограду, стоят две маленькие часовни… Церковь была 2-х престольная. В 1927 г. в церкви служил священник Иоанн Троянский. В 1930-х гг. церковь закрыли, вновь возобновились службы в 1945 г. В 1961 г. церковь снова закрыли, сломали колокольню, иконы и колокола вывезли в г. Оса. В начале 1990-х гг. церковь вновь передана верующим. В 1993 г. храм сильно горел. Церковь действующая, продолжаются восстановительные работы. Первая церковь – деревянная – уже существовала в 17 в. 7.07.1837 г. заложена каменная. Придельный (тёплый) храм освящён 29.11.1842 г., главный – 7.06.1864 г. Сооружена на средства церкви и прихожан. Закрыта в 1941 г. Вновь открыта 21.02.1945 г. Снова закрыта 18.07.1949 г. Открыта 27.09.1955 г. С февр. 1961 г. не действовала. Закрыта 9.12.1963 г.  Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. Сейчас среди жителей села Дуброво идёт много споров о том, когда была построена и как правильно называлась Дубровская церковь. По сообщениям Николая Федоровича Суворина – уполномоченного Совета по делам религий по Пермскому краю, согласно Пермским епархиальным ведомостям 1909-1911 годов Дубровская церковь была освящена и начала действовать в 1837 году, и называлась она Троицкой церковью. Церковь была 2-х престольная. Зимой в ней молились в первой половине, т. к. она была самая тёплая, а летом молились в другой половине. В Церкви внимание привлекает, прежде всего, иконостас – ряды икон. Иконы были разные: Пресвятая Богородица (её подарил купец Мошков), Николай Чудотворец, Екатерина великомученица, мученик Стефан, мученица Параскева, икона Божьей Матери Тихвинская, в центре икона Христа Спасителя, 6 пар хоругвей,.

http://sobory.ru/article/?object=07797

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ (Постник) [груз. , ], прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 дек.) († 1035), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули в груз. исторической пров. Тао-Кларджети, ныне на территории Турции. Сведения о нем сохранились в Житии прп. Георгия Святогорца (Мтацминдели) (НЦРГ. S 353, XI в. и др.), написанном Георгием Мцире в 1066-1068 гг. В источнике (главы 4-5) указано, что в 1019 г. по приглашению своих братьев, насельников Хахули преподобных Георгия и Саввы Хахулели , отец 10-летнего прп. Георгия привез сына в обитель, и М. Х., который «на тот час за преподобие свое был настоятелем великой той Лавры... как увидел, весьма возрадовался и, как сына, привлек, благословил его благословением Авраамским, сделал его причастником дара церковного и сыном духа своего назвал» (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 115; цит. по: Гиорги Мцире. 1997. С. 263). Память М. Х. была внесена в месяцеслов ГПЦ в сер.- 2-й пол. XX в. вместе с именами других святых, упоминаемых в древних Житиях грузинских преподобных; канонизация была осуществлена в 2003 г. Ист.: Гиорги Мцире. Житие и гражданство святого и блаженного отца нашего Гиорги Святогорца/Пер. с древнегруз.: прот. И. Затеишвили//Символ. 1997. 38. С. 253-317. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/2561466.html

После примирения с РПЦЗ ранее отделившегося от Зарубежной Церкви главы «Русской Истинно-православной Церкви» (РИПЦ) Одесского и Тамбовского архиеп. Лазаря (Журбенко) Архиерейский Синод РПЦЗ в окт. 1996 г. направил М. в Россию как координатора и члена возглавляемого архиеп. Лазарем Архиерейского совещания российских преосвященных РПЦЗ. М. также был назначен временно управляющим Московской, С.-Петербургской и Суздальской епархиями РПЦЗ с сохранением титула епископа Торонтского. 17 окт. 2000 г. освобожден от управления С.-Петербургской епархией. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 14-16 мая 2002 г. М. был назначен представителем Архиерейского Синода в России, наделен полномочиями архипастырского окормления приходов в Москве, С.-Петербурге, Воронеже и Курске с титулом епископа Бостонского, викария Восточноамериканской епархии. В 2003-2004 гг. окормлял общину храма св. Царственных мучеников в Подольске Московской обл. С 25 июля 2004 по 28 февр. 2005 г. сопровождал по России мощи преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой) . Не поддерживал практику создания на канонической территории РПЦ приходов РПЦЗ. Являлся активным сторонником примирения и сближения РПЦЗ и Московской Патриархии. 21 мая 2006 г. назначен епископом Женевским и Западноевропейским. Был в составе делегации РПЦЗ, прибывшей в Россию в мае 2007 г. для торжественного подписания Акта о каноническом общении и восстановлении евхаристического общения Русской Церкви за рубежом и в Отечестве. 13 мая 2008 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ избран запасным членом Архиерейского Синода. С 2009 г. член Ассамблеи православных епископов Франции. 9 дек. 2011 г. возведен в сан архиепископа. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 13 сент. 2017 г. временно освобожден (с 28 сент.) от управления Западно-Европейской епархией. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ, который проходил в Москве в начале дек. 2017 г., назначен викарием Западно-Европейской епархии с титулом «Мёдонский». Весной 2018 г. почислен на покой. Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2008), прп. Серафима Саровского 2-й и 3-й степени (2013, 2018), Международной премией Андрея Первозванного «За веру и верность» (2009), памятной панагией (2016), серебряной медалью более чем за 25 лет служения в госпиталях (1995). Соч.: Выступление на круглом столе «Догмат искупления в русской богословской науке»//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. М., 2009. Вып. 25. С. 139-148. Лит.: Свет веры/Бесед.: Л. Б. Токарева//Рус. история. М., 2013. 3(26). С. 60-62; «Мы жили не в своей стране, но жили с Преподобным»/Бесед.: Д. Анохин//ЖМП. 2014. 6. С. 46-47. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2563634.html

Вологодская обновленческая епархия входила в состав Северо-Западного митрополитанского округа. Ее возглавляли: Корнилий Попов (кон. 1922-1923), «архиепископы Вологодские и Кадниковские» Иоанн Миртов (1923-1926), Александр Лавров (1926-1928), Александр Шубин (1927-1930), Павел Громов (1931-1933), Владимир Злобин (1933-1934), «епископ» Александр Самонов (1934-1938). В обновленческой епархии действовало Тотемское вик-ство. В годы Великой Отечественной войны в органы власти Вологодской обл. поступали многочисленные просьбы об открытии храмов. В 1942 г. в области открылась 1 церковь, в 1943 г.- 2, в 1945 г.- 3, в 1946 г.- 5 церквей. В 1945 г. на Вологодскую кафедру был назначен архиеп. Иустин (Мальцев). На территории епархии действовали 17 храмов. Жизнь в епархии активизировалась в 1949 г., когда Вологодским епископом стал Гавриил (Огородников) , укрепивший клир епархии за счет приглашения священнослужителей с высшим духовным или светским образованием и многолетним опытом церковной деятельности. Проводилась планомерная работа по подбору и направлению молодежи в духовные семинарии. Учащиеся в духовных семинариях помимо установленной стипендии получали регулярную материальную поддержку. Священнослужители выезжали в села, совершали богослужения, распространяли церковную лит-ру, организовывали беседы на религ. темы. В апр. 1956 г. еп. Гавриил через Патриарха ходатайствовал перед Советом по делам Русской Православной Церкви об открытии на территории Вологодской обл. еще 21 церкви. 1988-2005 гг. Успенская церковь в Спасо-Прилуцком мон-ре (перевезена в 1969 из Александрова Куштского мон-ря). 1-я четв. XVI в. (?). Фотография. 2004 г. Успенская церковь в Спасо-Прилуцком мон-ре (перевезена в 1969 из Александрова Куштского мон-ря). 1-я четв. XVI в. (?). Фотография. 2004 г. Активное возрождение церковной жизни на Вологодчине началось в 1988 г., открывались храмы, духовенство стало принимать участие в общественной жизни области. 3 июля Вологодский архиеп. Михаил (Мудьюгин) совершил местное прославление блж. Николая Рынина. 17 июня 1990 г. состоялся общегородской крестный ход. 29 янв. 1991 г. определением Свящ. Синода возобновилась монашеская жизнь в Спасо-Прилуцком мон-ре. В февр. того же года вышел в свет 1-й номер епархиальной газ. «Благовестник», издававшейся в 1991-1992 гг. совместно с вологодским отд-нием Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры . 29 апр. 1988 г. из запасников Вологодского музея-заповедника РПЦ были переданы мощи прп. Феодосия Тотемского, в 1994 г. они были перенесены в Свято-Троицкий храм Тотьмы, в 2003 г.- в храм Рождества Христова Тотьмы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Аркадий (Афонин) (Афонин Александр Петрович;15.07.1943, с. Чекалино Сергиевского р-на Куйбышевской обл. - 3. 07. 2021, Москва), бывш. еп. Южно-Сахалинский и Камчатский. Родился в крестьянской семье. В 1964-1968 учился в Московской духовной семинарии. 5 окт. 1966 г. зачислен в братию Троице-Сергиевой лавры. 29 дек. 1966 г. принял монашеский постриг, 15 февр. следующего года рукоположен во диакона. В 1968-1972 гг. учился в Московской духовной академии. 9 марта 1969 г. рукоположен во иерея. В 1972 г. направлен на приходское служение в Калужскую епархию. 28 февр. 1972 г. назначен настоятелем храма Рождества Пресв. Богородицы в с. Барятино Дзержинского района Калужской обл. Здесь он начал создавать при храме женскую монашескую общину, построил келейный дом. В 1974 г. возведен в сан игумена, в 1988 г.- в сан архимандрита. 21 апр. 1991 г. хиротонисан во епископа на новообразованную Магаданскую и Камчатскую кафедру. Определением Синода от 22-23 февр. 1993 г. назначен епископом Южно-Сахалинским и Курильским. С 23 февр. по 1 нояб. 1993 г. временно управлял Магаданской и Чукотской епархией. 3 окт. 1997 г. назначен епископом Томским и Асинским, с 6 окт. 1998 г. - епископ Ветлужский, викарий Нижегородской епархии, с 29 дек. 1999 г. епископ Южно-Сахалинский и Камчатский. Решением Синода от 17 июля 2001 г. А., согласно его прошению, уволен на покой по состоянию здоровья. В нояб. 2003 г. назначен настоятелем строящегося московского храма Живоначальной Троицы в Чертанове. 9 окт. 2009 г. назначен настоятелем храма прп. Пимена Великого в Новых Воротниках г. Москвы. Лит.: Наречение и хиротония архим. Аркадия (Афонина) во еп. Магаданского и Камчатского//Хроника. 1993. С. 32-33. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76040.html

от 22 июня 1663 г. (изд.: Курышева. 2015. С. 288), грамота от 10 окт. 1665 г. из Тбилиси (с припиской самого П.; изд.: Она же. 2014. С. 94; Она же. 2015. С. 279; Eadem. 2015. P. 293) и от 30 нояб. 1665 г. из Шемахи ( Фонкич. 2003. С. 333-334). Иоанном Сакулисом написаны грамоты от имени Антиохийского и Александрийского патриархов от 26 июля и 21 сент. 1666 г. ( Курышева. 2014. С. 92-95; Она же. 2015. С. 270, 283-284; Фонкич. 2003. С. 329). Слав. грамоты П. написаны в Москве и в Киеве в 1666-1669 гг. По прибытии в Москву, в дек. 1666 г., П. писал царю о расходах и сделанных в пути займах (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 52; Фонкич. 1997. С. 168). 18 сент. 1668 г. от имени П. из Киева было отослано письмо стольнику А. С. Матвееву, касающееся конфликта братии Киево-Печерской лавры с местоблюстителем Западнорусской митрополии Мстиславским и Оршанским еп. Мефодием (Филимоновичем) (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 54; в дек. 1668 П. участвовал в проходившем в Москве Соборе по делу еп. Мефодия - см.: Эйнгорн В. О. Очерки из истории Малороссии в XVII в. М., 1899. Ч. 1. С. 557-558). 25 февр. 1669 г. патриарх писал гетману Войска Запорожского П. Д. Дорошенко (изд.: Курышева. 2015. С. 281) и Киевскому митр. Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому). В сент. 1669 г. П. сообщал из Киева о благополучном приезде (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 57). Сохранились разрешительные грамоты, данные П.: рукописная (ГИМ. Син. грам. 2329; изд.: Курышева. 2015. С. 285) - униат. еп. Пинскому и Туровскому Мартиану Белозору, к-рый заказал грамоту через Симеона Полоцкого , но так ее и не получил ( Курышева. 2015. С. 272-273); печатная (ГИМ. Син. грам. 1261) - чудовскому архим. Иоакиму (впосл. патриарх Иоаким ). Всего перед отъездом П. в мае 1669 г. по его просьбе было отпечатано 1 тыс. экз. «разрешенных грамот мужских» и 500 «женских» ( Уханова. 2010). В 1678 г. П. удалился на покой ввиду преклонного возраста. Арх.: РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. 140. Ч. 5. Л. 321, 323а - 324 об.; Ч. 7. Л. 110-111, 132-132 об.; Ч. 8. Л. 4; Ф. 52. Оп. 1. 1666 г. 8-9; 1669 г.

http://pravenc.ru/text/2578657.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010