Σ. 43; idem. Σλλαβος βυζαντινν μελετν κα κειμνων. Αθναι, 1961. Σ. 480-484; DSAMDH. T. 6. Col. 922-923; Garzya A. Observations sur l " «Autobiographie» de Grégoire de Chypre//Le parole e le idee. Napoli, 1968. Vol. 10. P. 308-311; Cl é ment O. Grégoire de Chypre: «De l " ekporèse du Saint Esprit»//Istina. P., 1972. Vol. 17. P. 443-456; idem. «Palamisme before Palamas» and the Theology of Gregory of Cyprus//SVTQ. 1979. Vol. 23. P. 139-147; Sopko A. J. Gregory of Cyprus: A Study of Church and Culture in Late XIII-th Cent. Byzantium. L., 1979; Papadakis A. A Crisis in Byzantium: The Filioque Controversy in the Patriarchate of Gregory II of Cyprus: (1283-1289). N. Y., 1983; Savvatos Chr. , archim. Il Patriarca Gregorio II il Cipriota ed il problema del «Filioque»//Κληρονομα. Θεσσαλονκη, 1987. Τ. 19. Σ. 205-218; idem. Θεολοϒικ Ορολοϒα κα Προβληματικ τς Πνευματολοϒας Γρηϒορου Β το Κυπρου. Κατερνη, 1997; Μανφης Κ. Συμπλρωσις το πισκοπικο καταλϒου τς νσου Ρδου κατ τν ιϒ κα τν ιδ ανα μαρτυραι κ τν πιστολν Γρηϒορου Κυπρου κα Μαξμου Πλανοδη//ΕΕΒΣ. 1987-1989. Τ. 37. Σ. 247-251; Мартирий (Багин), игум. Григорий II патриарх К-польский, 1283-1289: [Канд. дис.]. Загорск, 1990; P é rez Martin I. À propos des manuscripts copiés par Georges de Chypre (Grégoire II), patriarche de Constantinople (1283-1289)//Scriptorium. 1992. T. 46. P. 73-84; Laiou A. E. The Correspondence of Gregorios Kyprios as a Source for the History of Social and Political Behavior in Byzantium//Geschichte und Kultur der Palaiologenzeit: Referate des Intern. Symp. zu Ehren von H. Hunger/Hrsg. W. Seibt. W., 1996. S. 91-108; Никифор (Казаков), иеродиак. Жизнь, труды и богосл. воззрения патриарха Григория II Кипрского: [Канд. дис.]. Серг. П., 2003. П. Б. Михайлов, Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: АНФИМ IV (Тамвакис), Патриарх К-польский (на кафедре с 21 февр. 1840 - 6 мая 1841 и с 19 окт. 1848 - 30 окт. 1852) ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465)

http://pravenc.ru/text/166693.html

В 1932 г. И. вернулся в с. Протопопово, но здесь ему, как отбывшему заключение, жить не разрешили. Служил в Ильинском храме дер. Озерицы Луховицкого р-на Московской обл. 16 февр. 1938 г. И. арестован по обвинению в «агитации среди населения против коммунистов и существующего строя», заключен в коломенскую тюрьму. Виновным себя не признал. 21 февр. 1938 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу и переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Казнен, погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-49279, П-65493. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. Т. 2. С. 93-100; ЖНИР. Февр. С. 231-241. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Сергеевич Крутицкий (1898 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 18 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович Минервин (1888-1938), свящ., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Иванович Соловьев (1893-1937) , свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Фёдорович Виноградов (1883 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/469107.html

Распространение в О. о. получили и неопятидесятники, значительная часть их орг-ций входит в Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников). Церкви этого направления представлены в Омске («Церковь Агапе» (8 февр. 2001), «Краеугольный камень» (4 мая 2008), 2 общины «Церкви Сион» (11 февр. 2009 и 18 окт. 2011), «Церковь Христианский город» (17 янв. 1994)), а также в рабочем пос. Кормиловка («Сонаследники Христу» (13 дек. 2000)). В О. о. действует ассоциация христианских евангельских церквей «Часовня на Голгофе» (церковь в Омске зарегистрирована 14 февр. 2001). Всего к нояб. 2018 г. в О. о. зарегистрированы 35 орг-ций пятидесятников и евангельских христиан. Одной из традиц. протестант. деноминаций в Сибири, в т. ч. и в О. о., являются меннониты , появление которых в регионе относится к рубежу 90-х гг. XIX в. и 1900-х гг. ( Кротт. 2004. С. 69). В 40-60-х гг. XX в. основная масса меннонитов Зап. Сибири проживала на территории О. о. (в Москаленском, Исилькульском, Шербакульском и др. районах) ( Сосковец. 2003. С. 201-202). С кон. 50-х гг. XX в. участились миссионерские поездки проповедников и руководителей баптист. общин по районам проживания немцев (Там же. С. 205). На 2018 г. единственная зарегистрированная община меннонитов действует в с. Солнцевка Исилькульского р-на О. о. (28 янв. 1999). Появление адвентистов в регионе относится к кон. XIX в. Их небольшие общины существовали в О. о. на протяжении XX в., в частности в Исилькуле (Там же. С. 237). К нояб. 2018 г. в Омске действует централизованная религ. орг-ция «Западно-Сибирская миссия церкви христиан-адвентистов Седьмого дня» (21 авг. 2003), учрежденная поместными церквами христиан-адвентистов - общиной 2 г. Омска (зарегистрирована 1 нояб. 1992), общиной рабочего пос. Таврическое (10 февр. 1997) и общиной 4 (21 янв. 2000) г. Новосибирска. Кроме того, в Омске действуют общины адвентистов 1 (в РФ зарегистрирована 1 янв. 1992) и 3 (23 дек. 1999). В Омске располагается резиденция Дальневосточного регионального управленческого центра (округа апостола М. И. Акчурина) Новоапостольской церкви (зарегистрирован 19 сент. 1995) и действует одна его община (зарегистрирована 6 сент. 1999).

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Николай (Кутепов) совершил прославление в лике местночтимых святых Дивеевских подвижниц схим. прп. Александры Дивеевской (Мельгуновой), схим. прп. Марфы (Милюковой) и мон. прп. Елены (Мантуровой) . К июню 2001 г. в епархии было 376 приходов, 9 мон-рей, действовали Нижегородская ДС, Выксунское ДУ (с 1996), епархиальное жен. уч-ще, иконописные школы при Благовещенском мон-ре и при братстве блгв. кн. Александра Невского, правосл. гимназия в г. Семёнове, 107 воскресных школ для детей и взрослых. 21 июня 2001 г. скончался митр. Николай (Кутепов), в тот же день временное управление Н. и А. е. было вверено Тамбовскому архиеп. Евгению (Ждану) . 12 марта 2002 г. он был перемещен на Нижегородскую кафедру (с сохранением управления Тамбовской епархией), а 11 окт. того же года скоропостижно скончался. С 11 окт. 2002 по 2 февр. 2003 г. епархией временно управлял Ветлужский (с 26 дек. 2002 Тамбовский) еп. Феодосий (Васнев; ныне митрополит). 2 февр. 2003 г. хиротонию архим. Георгия (Данилова) во епископа Нижегородского и Арзамасского в московском Христа Спасителя храме возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . К нач. 2003 г. в Н. и А. е., состоящей из 27 благочиний, было зарегистрировано 403 прихода и 9 мон-рей (4 мужских и 5 женских), в клире состояли 463 священнослужителя. Количество воскресных школ выросло до 152. 30 июля - 1 авг. 2003 г. в епархии состоялись торжества, посвященные 100-летию причисления к лику святых прп. Серафима Саровского, к-рые возглавил патриарх Алексий. В праздновании приняли участие Сербский патриарх Павел, предстоятель Православной Церкви в Америке митр. Герман (Свайко) , представители Поместных Церквей, мн. архиереи РПЦ, а также Президент России В. В. Путин . В 2004 г. отмечался 250-летний юбилей со дня рождения прп. Серафима; в июле мощи святого были доставлены для поклонения верующих на его родину, в Курск. В том же году Архиерейским Собором РПЦ к лику общецерковных святых причислены Дивеевские преподобные Александра (Мельгунова), Марфа (Милюкова), Елена (Мантурова) и Дивеевские блаженные Пелагия Серебрянникова, Параскева, Мария Федина.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Зарицкий), еп. Люберецкий. Фотография. 2003 г. (Зарицкий Владимир Николаевич; род. 12.09.1953, с. Стодульцы Винницкой обл.), митр. Оренбургский и Саракташский, глава Оренбургской митрополии .. Из семьи рабочего. В 1970 г. окончил школу в с. Лука-Барская Винницкой обл. С 5 мая 1973 г. жил послушником в ТСЛ. 12 сент. того же года стал иподиаконом еп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) , 21 февр. 1974 г.- чтецом в Успенском соборе г. Кинешма Ивановской обл. 30 марта 1975 г. архиеп. Ивановским и Кинешемским Иовом (Кресовичем) В. Н. Зарицкий был рукоположен во диакона, 6 апр.- во священника к Преображенскому кафедральному собору г. Иваново. В авг. 1975 г. определен настоятелем Знаменской ц. в с. Красном Палехского р-на Ивановской обл. 27 мая 1977 г. принял монашество с именем в честь прп. Вениамина Киево-Печерского. 16 дек. того же года зачислен в клир Орловско-Брянской епархии, назначен настоятелем Христорождественской ц. в г. Болхове Орловской обл. В июле 1978 г. переведен настоятелем в орловский кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери, в окт. того же года также назначен настоятелем храма в пос. Кромы Орловской обл. В марте 1982 г. возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями. В 1985 г. окончил Московскую ДС, в 2002 г.- МДА. 19 мая 1987 г. назначен секретарем Орловского епархиального управления, в июне того же года возведен в сан архимандрита. С янв. 1989 г. нес послушание эконома-строителя Иоанно-Богословского мужского монастыря в с. Пощупово Рязанской епархии. В дек. 1990 г. направлен в возрождаемую Николо-Угрешскую обитель, в мае 1991 г. назначен старшим священником, в июне 1992 г.- наместником обители. 6 окт. 1999 г. возглавил в качестве ректора Николо-Угрешскую ДС. Вениамин (Зарицкий), еп. Люберецкий. Фотография. 2003 г. Вениамин (Зарицкий), еп. Люберецкий. Фотография. 2003 г. 7 мая 2003 г. В. определено быть епископом Люберецким, викарием Московской епархии, с оставлением в должности наместника Николо-Угрешского мон-ря. Архиерейская хиротония состоялась 14 авг. 2003 г. в храме Христа Спасителя в Москве, ее возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

http://pravenc.ru/text/150293.html

Motu proprio «Quo civium iura» от 21 нояб. 1987 г. И. П. внес изменения в судебное законодательство государства-города Ватикан , а motu proprio «Nel supplemento» от 26 нояб. 2000 г. утвердил его новый Основной закон (La nuova legge fondamentale dello Stato della Città del Vaticano), вступивший в силу 22 февр. 2001 г. Для регулирования трудовых отношений служащих Римской курии и Ватикана motu proprio «Nel primo anniversario» от 1 янв. 1989 г. была учреждена кадровая служба Папского престола (Ufficio del Lavoro della Sede Apostolica); также папа создал Пенсионный фонд для выплаты пенсий служащим Римской курии и структур Ватикана (motu proprio «La preoccupazione» от 8 сент. 1992) и утвердил новый пенсионный регламент (motu proprio «Adnexa» от 15 дек. 2003). 3 марта 1988 г. по требованию папы был впервые обнародован годовой финансовый отчет Папского престола. В 1983 г. И. П. благословил создание Ватиканского телевизионного центра (Centro Televisivo Vaticano), в 1991 г.- Ватиканской информационной службы (Vatican Information Service), 25 дек. 1995 г. впервые передал рождественское благословение urbi et orbi через Интернет; 24 марта 1997 г. был создан офиц. сайт Папского престола. 21 мая 1988 г. И. П. открыл в Ватикане приют для бездомных «Dono di Maria», вверенный сестрам милосердия Матери Терезы (см. Тереза Калькуттская ). 13 мая 1994 г. на территории Ватикана по инициативе папы учрежден небольшой жен. мон-рь Девы Марии «Mater Ecclesiae», сестры которого ведут затворническую жизнь, посвященную молитвам за всех католиков. Иоанн Павел II, папа Римский, с Матерью Терезой. Фотография. 80-е гг. XX в. Иоанн Павел II, папа Римский, с Матерью Терезой. Фотография. 80-е гг. XX в. 22 февр. 1996 г. апостольской конституцией «Universi Dominici gregis» И. П. внес изменения в правила проведения конклавов, допустив в определенных обстоятельствах избрание Римского папы простым большинством голосов и разрешив кардиналам проживать во время конклава вне Сикстинской капеллы - в гостинице на территории Ватикана, т. н. Доме св. Марфы (Domus S. Marthae). Продолжая политику папы Павла VI по интернационализации Римской курии, И. П. назначал префектами конгрегаций и председателями папских советов представителей разных национальностей, добившись значительного сокращения среди них числа итальянских кардиналов и прелатов. В 1979-2003 гг. папа провел 9 консисторий, на которых возвел в кардинальское достоинство 231 чел.; для совместного решения наиболее важных адм. вопросов ввел в практику созыв чрезвычайных консисторий или пленарных ассамблей Коллегии кардиналов (созывались в 1979, 1982, 1985, 1991, 1994 и 2001 для обсуждения реформ Римской курии, канонического права, экономической системы Папского престола и преодоления финансовых трудностей, проблем биоэтики и распространения сект, подготовки и проведения «Великого юбилея 2000 г.»).

http://pravenc.ru/text/471418.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТАРХ (Яцурин Владимир Петрович; род. 16. 10. 1965 , г. Загорск (ныне Сергиев Посад), еп. Николаевский викарий Хабаровской епархии. Отец — Алексий (Яцурин Петр Иванович), иером., насельник Свято-Смоленской Зосимовой муж. пустыни; мать — Феофания (Яцурина Дина Гавриловна; 1938 - 2011), мон. В 1982 г. А. закончил среднюю школу в г. Ногинске. В 1982-1985 гг. учился в Новогиреевском медицинском училище, после получения диплома работал на скорой и неотложной помощи в г. Москве. В 1985-1987 гг. служил в армии. В 1987-1991 гг. обучался в Московской ДС. 19 дек. 1991 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры наместником обители архим. Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с именем Аристарх в честь апостола от 70-ти Аристарха, епископа Апамейского. 21 июня 1992 г. рукоположен во иеродиакона. 12 сент 1993 г. рукоположен во иеромонаха. С сент. 1993 г. по дек. 1995 г. служил на московское подворье Троице-Сергиевой лавры. 15 янв. 1996 г. направлен в штат Хабаровской епархии, 29 янв. назначен настоятелем кафедрального собора Рождества Христова г. Хабаровска. 25 февр. возведен в сан игумена с возложением наперсного креста. 8 апр. 1996 г. назначен благочинным 1-го Хабаровского округа. С 14 февр. 2000 г. по 31 марта 2003 г. служил настоятелем прихода св. ап. Иакова г. Биробиджан ЕАО. 29 мая 2003 г. назначен настоятелем прихода св. Георгия Победоносца пгт. Эльбан Амурского района Хабаровского края. Решением Свящ. Синода от 5-6 окт. 2011 г. избран епископом Амурским и Чегдомынским. 30 окт. возведен в сан архимантдита. Решением Свящ. Синода от 27-28 дек. 2011 г. азначен епископом Николаевским, викарием Хабаровской епархии. 31 дек. в Тронном зале Храма Христа Спасителя наречен, 25 янв. 2012 г. . за Божественной литургией в храме св. мц. Татианы при МГУ Москве хиротонисан во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев) . Решением Синода от 14 июля 2018 г. назначен Преосвященным Ванинским и Переяславским. Лит.: Наречение и хиротония архиминдрита Аристарха (Яцурина) во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии//ЖМП. 2012. 3. С. 14-25. А. В. Гаврилин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/1682972.html

В 1967-1971 гг. должность хорепископа была вакантна, с 26 марта 1972 г. до 15 февр. 1978 г. обязанности хорепископа католикоса-патриарха исполнял митр. Цилканский Гаий (Гайоз) (Кератишвили). С 28 июля 1978 г. до 14 окт. 1980 г. хорепископом и управляющим М.-Т. е. был митр. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили); с 14 окт. 1980 г. до 21 окт. 1996 г.- митр. Батуми-Шемокмедский Константин (Меликидзе); с 21 окт. 1996 г. до 10 июня 2003 г.- митр. Руисско-Урбнисский Иов (Акиашвили); с 10 июня 2003 г. до 25 янв. 2005 г.- еп. Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе, в наст. время митрополит). Ныне М.-Т. е. возглавляет Католикос-Патриарх Илия II, к-рый имеет 3 хорепископов: митр. Ахалцихского и Тао-Кларджетского Феодора (Чуадзе; с 25 янв. 2005 управляет М.-Т. е.); еп. Бодбийского Иакова (Иакобишвили; с 9 мая 2010); митр. Сенакско-Чхороцкуского Шио (Муджири; с 15 авг. 2010). По состоянию на 1 янв. 2017 г. клир М.-Т. е. составляли 958 чел.: 3 схиархимандрита, 65 архимандритов, 2 схиигумена, 40 игуменов, 2 иеросхимонаха, 47 иеромонахов, 24 иеродиакона, 5 схимонахов, 85 монахов, 1 протопресвитер, 277 протоиереев, 157 иереев, 1 архидиакон, 1 протодиакон, 55 диаконов, 3 схиигумении, 15 игумений, 2 схимонахини, 173 монахини. Число клириков постоянно растет и на данный момент достигает 1 тыс. чел. Монастыри В М.-Т. е. в наст. время действуют 85 мон-рей (из них 17 - ставропигиальные) и ок. 180 церквей. Монастыри в Тбилиси и его окрестностях: ставропигиальный муж. мон-рь Самеба (во имя Св. Троицы) с кафедральным патриаршим собором Самеба (2002), жен. мон-рь в честь Преображения Господня в Авлабари (1821-1822), жен. мон-рь во имя св. прор. Илии в Грузинской Патриархии (1978), жен. мон-рь Дидубе в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (1992), жен. мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Авчале (1994), жен. мон-рь Цхнети в честь Успения Пресв. Богородицы (1996, с. Квемо-Цхнети), муж. мон-рь в честь Иверской иконы Божией Матери на горе Махата (2002), муж. мон-рь в честь Преображения Господня на горе Табори (2002) и др.; в Мцхете и ее окрестностях: муж. мон-рь Джвари с кафоликоном VI в., жен. мон-рь Антиохия во имя первомч. Стефана (сер. VI в.), жен. Ольгинский мон-рь (Ахалкалакури) (VI в.) с кафоликоном во имя вмц. Екатерины (XI-XII вв.), жен. мон-рь Самтавро во имя св. Нины (1820) с кафоликоном XI в. и др.; в муниципалитете Мцхета: муж. мон-рь Шиомгвиме (VI в.), муж. мон-рь Зедазени во имя прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.), мон-рь Бзиани (с. Ахалсопели) с кафоликоном VIII в., мон-рь Абулети с кафоликоном во имя вмч. Георгия XI в. (с. Сатовле), муж. мон-рь Бетаниа в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XI в.), жен. мон-рь Дзегви во имя прп. Георгия Святогорца (2001, с. Дзегви), ставропигиальный муж. мон-рь Цхваричамиа в честь Вознесения Господня (2003, с. Цхваричамиа) с кафоликоном Патара Сакдари (VIII-IX вв.) и др. Церкви

http://pravenc.ru/text/2564528.html

В 1989 г. РПЦ были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ В. м., насельниками ТСЛ они были отремонтированы, в наст. время приписаны к В. м. В 1992 г., когда праздновалось 600-летие преставления прп. Сергия, на месте разрушенного Троицкого собора в В. м. была поставлена деревянная часовня, над древним св. колодцем устроена сень. 13 февр. 1995 г. В. м. был передан РПЦ, указом Свящ. Синода стал подворьем Троице-Сергиевой лавры, настоятелем был назначен игум. Борис (Храмцов). 30 апр. 2003 г. наместник Троице-Сергиевой лавры еп. Феогност (Гузиков) освятил в В. м. отреставрированную Введенскую ц. К июлю 2003 г. в обители построены Троицкий собор с 4-ярусной колокольней, двухэтажное здание трапезной, 3 стены с башнями. 29 июля 2003 г. состоялась закладка надвратного храма свт. Николая Чудотворца. К июлю 2003 г. в обители жили 12 насельников, настоятель - игум. Силуан (Глазкин; с 1998). При обители действуют православная гимназия, воскресная школа и б-ка. Постановлением Свящ. Синода от 16 апр. 2016 г. настоятелем мон-ря назначен иером. Пемен (Артюхов). 9 июня 2016 г. Святейшим Патриархом Кириллом (Гундяевым) иером. Пимен возведен в сан игумена. Арх.: ОР РНБ. Ф. 775 (Фонд А. А. Титова). Ед. хр. 1256, 2886; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 839. Л. 290-290 об.; Книга для записок о случившихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению российской истории//ГМЗРК. Р-763; ГАЯО, Ростовский фил. Ф. 125. Оп. 1. Д. 2. Л. 132, 135; Ф. 197. Оп. 1. Д. 778. Л. 1, 21, 31-31 об. Ист.: Ростов: Материалы для истории города XVII и XVIII в. М., 1884. С. 4, 29-31; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 14-15, 43-44; Царская грамота, жалованная Варницкому мон-рю//Ярославские ЕВ. 1893. Ч. неофиц. С. 530; Житие прп. Сергия Радонежского//ПЛДР. XIV - сер. XV в. М., 1981; Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 69. Лит.: Титов А. А. Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного муж. мон-ря близ Ростова Великого Ярославской губ.: Родина прп. Сергия, Радонежского чудотворца. Серг. П., 1893; Ярославская иерархия в описании прот. Иоанна Троицкого//С предисл. и примеч. А. А. Титова. Ярославль, 1901. Вып. 1: Заштатные мон-ри Петровский, Белогостицкий и Варницкий; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра. М., 1909; Мельник А. Г. Уничтоженные храмы Ростова Великого//Моск. журнал. 1991. 11. С. 18-19; она же. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 56-57; Виденеева А. Е. К истории Ростовского Троице-Варницкого мон-ря//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. 1998. М., 2000. С. 196-208; Вахрина В. И. Троице-Сергиев Варницкий мон-рь. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/154305.html

В. Обновленчество в Сибири//Изв. Омского краевед. музея. 1994. 3. С. 165-173; Лосунов А. М. Посещение св. прав. о. Иоанном Кронштадтским г. Омска в 1905 г.//Русское православие в Сибири: История и современность: Мат-лы Междунар. науч. конф. «Русское православие: 4 века в Сибири: К 100-летию Омско-Тарской епархии». Омск, 1995. С. 98-102; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 457; РПЦ и коммунистическое гос-во, 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996. С. 46-47, 307-309; Боханов А. Н. Николай II. М., 1997. С. 91. (ЖЗЛ); Семёнов М., диак. История Омско-Тюменской епархии. Тобольск, 1999. С. 25, 29, 132, 148, 178-181, 190, 192, 211. Ркп.; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; Лебедева Н. И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. Омск, 2003. С. 15-31; Суховецкий В. А., свящ. В защиту веры: Штрихи к портрету Омского архиеп. Виктора (Богоявленского)//Омский краевед: Науч.-популярный альм. 2003. 1. С. 56-61; он же. Архиеп. Кассиан Новосибирский и Барнаульский, временно управляющий Омской епархией//V регион. Кирилло-Мефодиевские чт., посвящ. 300-летию основания г. Омска. М., 2016. С. 67-71; он же. Омская епархия накануне революционных потрясений//Вестн. Омской правосл. ДС. 2017. 1(2). С. 16-21; он же. «А имущество подлежит изъятию!..»//Там же. 2(3). С. 35-40; он же. Летопись церковных событий г. Омска с 21 янв. по 22 февр. 1918 г.//Церковь. Богословие. История: Мат-лы VI Всерос. науч.-богословской конф. (Екат., 10-12 февр. 2018 г.). Екат., 2018. С. 171-173; Голубцов С., свящ. Омский Кафедральный собор во имя Успения Божией Матери. Омск, [ 2005 ] ; он же. История Омской епархии: Образование Омской епархии. Предстоятельство Преосв. Григория на Омской кафедре (1895-1900 гг.). Омск, 2008; он же. Омская епархия: Начало. Омск, 2016; Гончаров Ю. М., Ивонин А. Р. Очерки истории г. Тары кон. XVI - нач. XX вв. Барнаул, 2006. С. 100; Зимина В. Д. Белое дело взбунтовавшейся России: Полит. режимы Гражданской войны, 1917-1920 гг. М., 2006. С. 145; Миненко Н. А., Рыженко В.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010