В нач. 1998 г. по благословению Тульского митр. Серапиона (Фадеева) Успенский храм был передан Щегловскому тульскому мон-рю для организации подворья, 1 нояб. того же года обращенного в сестричество. Указом Свящ. Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобразовано в жен. мон-рь, настоятельницей назначена мон. Алексия (Бажина). В 1999-2004 гг. в В. м. был отремонтирован храм, в нижней церкви освящен сев. придел во имя прп. Пафнутия Боровского, построены 3 келейных корпуса, хозяйственные помещения. К марту 2004 г. в В. м. живут 9 сестер. В особой каменной нише Никольской ц. в ковчежце покоятся частицы мощей Новгородского свт. Пимена, над ними находится икона с изображением святителя. В обители чтится память прот. Афанасия Реутова, рядом с могилой к-рого в 1996 г. был погребен др. почитаемый тульский старец схиархим. Христофор (Никольский) , инициатор подготовки канонизации о. Афанасия. Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 463 [Описание Венева мон-ря]; Ф. 3 [Тульская духовная консистория]. Оп. 10. Д. 5452; Оп. 17. Д. 1047. Л. 576; Ф. 55 [Тульская провинц. канцелярия]. Оп. 2. Д. 3098; Ф. 291. Оп. 14/58. Д. 3; Ф. 562. Оп. 5. Д. 51. Л. 11; Ф. 1735. 1 ед. хр. 1749-1764. Оп. 1; Ф. 2139 [Успенская ц. с. Богоявленское, Венев мон-рь (1809-1907)]. Ист.: Калачов Н. Писцовые кн. Московского гос-ва. СПб., 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 1209-1210; ПСПиР. 1888. Т. 5. 1919; ОДДС. 1885. Т. 7. С. 63-64; Базилевич В. М. Несколько док-тов к истории веневских засек в XVII в.//Тр. Тульской губ. учен. арх. комис. 1915. Кн. 2. С. 157-161; Белоцерковский Г. М. Из тульской старины//Там же. С. 163-173; Тульский край: Док-ты и мат-лы. Тула, 1966. Ч. 1, 44; Яковлев В. В. Новгородско-Псковская летопись 1630 г.//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 436, 442. Лит.: Русский временник, сиречь Летописец, содерж. Российскую историю от лета 862 до лета 1681. М., 1790. Ч. 1. С. 220; Сахаров И. П. Достопамятности Венева мон-ря. М., 1831; Снегирёв И. Достопамятства Венев-монастыря. М., 1834; Гедеонов Д. Г. Венев мон-рь и княжия ворота//Изв. имп. археол. об-ва. 1861. Т. 3. Вып. 4. С. 271-273; Шумов В. И. Муж. Николаевский Венев мон-рь//Тульские ЕВ. 1862. 21, 23, 24; Олсуфьев Ю. Памятники церк. искусства Тульской епархии//Тульские ЕВ. 1914. 7. 15 февр.; Памятники искусства Тульской губ.: Мат-лы. М., 1914; Богуславский В. В. Тульские древности. Тула, 1995. С. 37-38, 90, 115; Захарова Л. М. Свящ. А. Д. Реутов (старец о. Афанасий): 1829-1904//Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1996. С. 58-60; Красное знамя: Газ. Веневского р-на. 1999. 10 февр.; Юркин И. Н. Развитие форм благотворительности в предпринимательской среде рус. города XVIII в.//Благотворительность в России: Ист. и соц.-экон. исслед. СПб., 2003. С. 64-77.

http://pravenc.ru/text/150203.html

Собор был закрыт, разорен (уничтожены иконостас и все убранство, вскрыт фамильный склеп Охотниковой, ее матери и отца), ограда разобрана, большая часть келейных и хозяйственных построек разрушены. В сохранившихся зданиях разместился детский дом, позже - колхозная контора, в соборе устроены столовая, клуб, тракторные мастерские. В 1995 г. сельский совет с. Никольского вместе со свящ. Николаем Мальцевым и директором хозяйства «Никольское» на общем сходе приняли решение о возрождении монастыря. Решением Синода от 21 февр. 1996 г. монастырь был открыт. Из Белгородской епархии в М. М. м. была переведена мон. Киприана (Шишкина), ставшая 1-й настоятельницей возрождающейся обители. Ежедневные богослужения в обители совершал о. Николай Мальцев, затем прот. Мефодий, с 1997 г.- иером. Герасим (Трохов). 5 нояб. 1998 г. в автокатастрофе погибли мон. Киприана и 2 сестры (погребены близ монастырского храма), а также иером. Герасим (похоронен на территории орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря ). С февр. 1999 г. М. М. м. возглавляла мон. Антония (Лошина), с янв. 2003 г.- мон. Иоанна (Боярская), с июля 2010 г.- мон. Марфа (Лоджанская), возведенная в сан игумении. К июлю 2016 г. в обители проживали ок. 15 сестер. 17 окт. 2010 г. архиеп. Орловский и Ливенский Пантелеимон (Кутовой) освятил восстановленный Марие-Магдалининский собор. К 2016 г. построены каменная ограда, звонница, восстановлены 2-этажный и одноэтажный корпуса, заведено хозяйство. В соборе читается неусыпаемая Псалтирь. Среди святынь обители - ковчеги с частицами мощей Киево-Печерских преподобных (более 100) и др. святых, крест-мощевик с частицами мощей 14 святых, икона св. Марии Магдалины с частицей ее мощей, икона Собора Оптинских старцев с частицами мощей преподобных Оптинских, икона с частицей мощей мч. Вонифатия и др. Рядом с мон-рем расположен св. источник, освященный в честь Покрова Пресв. Богородицы. Лит.: Победоносцев К. П. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Свят. Синода по ведомству правосл. исповедания за 1884 г. СПб., 1886. С. 232; Пясецкий Г. М. История Орловской епархии. Орёл, 1899. С. 278-280; Зверинский. Т. 1. С. 288; Денисов. С. 642; Орловская обл.: Кат. памятников архитектуры. М., 1985. С. 98, 174, 187; Рыжкин Г. В. Ливенские дали. Орёл, 2000; Иоанна [Боярская], мон., Юрашевич С. С. Св. равноап. Марии Магдалины жен. мон-рь//Рус. мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 80-89; Жарков М. А., Ливцов В. А., Лепилин А. В. История Орловской епархии. Орёл, 2007. С. 80, 108; Перелыгин А. И. РПЦ в Орловском крае: (1917-1953). Орёл, 2007. С. 34, 35; О торжественном богослужении в Марие-Магдалининском жен. мон-ре//Свет веры: Газ. Ливны, 2011. 9. С. 1; О посещении архиеп. Орловским и Ливенским Антонием Марие-Магдалининского мон-ря с. Никольское Должанского р-на//Там же. 2012. 5. С. 1; Головина Н. 130 лет мон-рю//Знамя труда: Газ. Долгое (Орловская обл.), 2014. 34. С. 3; она же. Мон-рь отпраздновал юбилей со дня возрождения//Там же. 2015. 42. С. 4.

http://pravenc.ru/text/2562016.html

Лит.: Пискарёв П. И. Описание Троицкого Макарьева-Желтоводского 2-кл. муж. мон-ря. Н. Новг., 1846; Макарий (Миролюбов), иером. Сказание о жизни и чудесах прп. Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. М., 1850. 2 ч.; Памятная книжка Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 310-311; Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 121; Ведомость муж. и жен. мон-рям и общинам за 1901 г. СПб., 1902. С. 44-45; Баженов И. В. Макариев Решемский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1904; Денисов. 1908. С. 266-267; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. Археол. комиссии. СПб., 1909. С. 126; Воззвание//Костромские ЕВ. 1911. 13. Отд. офиц. С. 191-192; Залетный Н. На закладке храма в Решме//Поволжский вестн.: Газ. Кострома, 1911. 29 июля; Решма: Закладка храма//Наша костромская жизнь: Газ. 1911. 28 июля; Решма: Пребывание Их Имп. Высочеств//Поволжский вестн. 1913. 7 июня; Крестный ход (Решма)//Советская газ. Кострома. 1918. 12 марта (27 февр.); Заключительное слово предуисполкома т. И. Е. Смирнова//Приволжская правда. Кинешма, 1927. 18 марта; Как будет ликвидирована Решемская с/х артель//Там же. 26 окт.; За монастырскими стенами//Там же. 28 окт.; В Решемском детдоме творятся вопиющие безобразия//Там же. 1928. 17 авг.; Решма без Макария//Там же. 23, 24 авг.; Классовый враг с крестом и молитвой: Контрреволюция под флагом церкви//Там же. 3 нояб.; Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. М., 1988; Зосима (Шевчук), архим. Мон-ри земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 40-51; СПАМИР. 2000. Т.: Ивановская обл. Ч. 2. С. 487-488; Дамаскин. 2001. Кн. 2. С. 21-29, 246-253, 256-257; Зосима (Шевчук), архим., Гылко О. В. Решемский Макарьев муж. мон-рь//Рус. мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 244-251; Федотов А. А. Собор Ивановских святых. Иваново, 2003. С. 10-11, 29; Книга памяти жертв полит. репрессий Костромской обл. Кострома, 2010. Т. 3. С. 525-526; Денисов В. В. История мон-рей Верхнего Поволжья: 2-я пол. XVIII - нач. XX вв. Ярославль, 2012. С. 123, 135, 143, 144.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

За время существования обновленческой Задонской епархии ее возглавляли: в 1922 г.- Иоанн (Болховитинов), его сменил Алексий Щербаков, управлявший с мая 1923 по 1924 г. также обновленческой Воронежской епархией, в 1924 г.- Филипп Власов, с кон. 1924 по нач. 1925 г.- Иоанникий Чекановский, с кон. 1925 по 1927 г.- Андрей Смирнов. В 1934-1954 гг. Задонский р-н входил в Орловскую епархию, в 1954-2003 гг.- в Воронежско-Липецкую епархию. С 19 окт. 1935 по март 1937 г. один из Елецких архиереев - архиеп. Серафим (Протопопов) имел титул «Елецкий и Задонский» (см. Елецкое викариатство Орловской епархии ). 11 июня 1993 г. З. в. было возобновлено в составе Воронежско-Липецкой епархии как титулярное. С 21 июля 1993 до 26 февр. 1994 г. викарную кафедру занимал еп. Никон (Миронов) . 31 марта 1996 г. во епископа Задонского был хиротонисан наместник задонского Рождество-Богородицкого мон-ря архим. Никон (Васин) . При нем местом пребывания епископа стал Рождество-Богородицкий мон-рь. Согласно определению управляющего Воронежской епархией, в обязанности епископа Задонского помимо управления Рождество-Богородицким мон-рем входило попечение о восстановлении всех задонских обителей и нек-рых приходских храмов на территории Задонского р-на, в 1998-2002 гг.- исполнение обязанностей секретаря епархии по Липецкой обл. С периодом управления З. в. еп. Никоном (Васиным) связано много значимых событий, среди которых - восстановление и строительство более 50 монастырских и приходских храмовых и вспомогательных зданий, возобновление иноческой жизни в Рождество-Богородицком, задонском Тихоновском в честь Преображения Господня и задонском Тюнином мон-рях, обретение мощей задонских подвижников, развитие паломнической деятельности, издание ежемесячной газ. «Задонский паломник» (с 1994; до 2000 газета имела название «Задонский благовест») и духовно-просветительной лит-ры и др. 7 мая 2003 г. решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Свящ. Синода З. в. вошло в состав новообразованной Липецкой и Елецкой епархии , Задонский еп.

http://pravenc.ru/text/182475.html

К., 1929. С. 161-165; Заикин В. Участие светского элемента в церк. управлении, выборное начало и «соборность» в Киевской митрополии в XVI и XVII вв. Варшава, 1930. С. 123-162; Я. Д. Братства та ïх роль в розвитку укр. культури XVI-XVIII ст. К., 1966. С. 37, 41, 58-60; Гуслистий К. Г. Киïвське братство//Радянська ehцukлoneдiя icmopiï Украïни. К., 1970. Т. 2. С. 361-362; Дзюба Е. Н. Просвещение на Украине и его роль в укреплении связей укр. народа с русским и белорусским, 2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в. К., 1987. С. 31-34; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. К., 1995. Т. 7. С. 412-425; Icmopiя укр. культури: У 5 т. К., 2001. Т. 2. С. 552, 560-561; Титов Ф. И., прот. Имп. Киевская ДА, 1615-1915/Предисл., примеч. и прил.: В. Ульяновский. К., 2003. С. 33-84; Mironowicz A. Bractwa cerkiewne w Rzeczypospolitej. Biaystok, 2003. S. 44, 57-58; Хижняк З. I., Mahьkibcьkuй В. К. Icmopiя akaдeмiï. К., 20082.С. 21-38; Сас П. М.Чесний рицар Петро Конашевич-Сагайдачний. К., 2012. С. 255-266. Л. В. Тимошенко 1880-1924 гг. К. б. было восстановлено в 1880-1882 гг. 26 февр. 1880 г. на совещании профессуры КДА, созванном в честь 25-летия царствования имп. Александра II, было решено восстановить «древнее Богоявленское братство с целью пособия нуждающимся студентам академии». Комиссия под рук. профессоров И. И. Малышевского и Н. И. Петрова разработала проект устава братства, к-рый 10 дек. 1881 г. был утвержден министром внутренних дел. 28 сент. 1882 г. состоялось торжественное открытие братства, в котором участвовали Киевский и Галицкий митр. Платон (Городецкий) и назначенный главой братства ректор КДА Уманский еп. Михаил (Лузин) . В первом общем собрании К. б., которое состоялось 31 окт. 1882 г. под председательством еп. Михаила, приняли участие 29 действительных членов братства. Они единогласно утвердили в должности председателя братства 1-го викария Киевской епархии, Чигиринского еп. Иоанна (Жданова; † 14 янв. 1883). Товарищем председателя был избран благочинный церквей Киево-Подольского округа прот.

http://pravenc.ru/text/1684575.html

Источники агиографии. 47. С. VII). М. В. указана в «Алфавите российских чудотворцев» старообрядческого мон. Ионы Керженского под 4 февр. в числе благоверных князей и княгинь, «убиенных от татарского воинъства» (ЯИАМЗ. 15544. Л. 8. В 10, 1807-1811 гг.). В 1882 г., во время реставрации владимирского Успенского собора, были приведены в порядок княжеские гробницы. Канонизация М. В. подтверждена включением ее имени в Собор Владимирских святых, установленный в 1982 г. по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3; Т. 6. Вып. 1; Т. 10, 15, 18; Т. 21. 1-я пол. Ч. 1; Т. 23-25, 35, 40 (по указ.); Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002р. С. 313, 315-317; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах: (Подгот. текстов и исслед.). СПб., 2003. С. 38, 39, 66-67, 75, 81; Описание о российских святых. 413. С. 227; Виноградов А. И., прот. История кафедр. Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. Прил. Лит.: Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842 (по указ.); Доброхотов В. И. Памятники древности во Владимире Клязменском. М., 1849; Барсуков. Источники агиографии. 47. С. VII; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 643. С. 166; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 554; Порфирий (Виноградов), иером. Древние гробницы во Владимирском соборе и Успенском Княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 19032; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 25; Русский провинциальный некрополь/Сост.: В. В. Шереметевский; изд.: вел. кн. Николай Михайлович. М., 1914. Т. 1. С. 154-155; Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 149-151; Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1964. Т. 3-4 (по указ.); Описание РО БАН СССР. Л., 1971. Т. 3. Вып. 3: Ист. сборники XVIII-XX вв./Сост.: Н. Ю. Бубнов, А. И. Копанев и др. С. 260-262; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 184; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу. СПб., 2003. С. 30, 32; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008р. С. 130-131; Панова Т. Д. Ист. и соц. топография Моск. Кремля в сер. XII - 1-й трети XVI в. М., 2013. С. 123-125.

http://pravenc.ru/text/2562132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ (Папатские, Дудикватские) [груз. ] (пам. 29 апр.), 300 чел., пострадавших в груз. исторической пров. Чанети (также Лазети, Лазистан; охватывала территорию совр. тур. илей Артвин, Ризе и Трабзон) (2-я пол. XVII в.). Прямых документальных сведений о мученичестве Л. м. нет, сохранились предания, топонимика и исторические данные об истреблении властями Османской империи лазов (этнографическая группа грузин), отказавшихся принять ислам. По сведениям грузинского историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , вост. часть груз. пров. Чанети входила в состав груз. княжества Гурия вплоть до 1547 г. ( Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 814). После захвата этой части Зап. Грузии турками начался процесс исламизации населения, в то время как эти территории в церковном отношении продолжали входить в юрисдикцию Мцхетского Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (Письмо митр. Хобского Германа рус. царю Алексею Михайловичу, 40-е гг. XVII в.//РГАДА. Ф. 110. Оп. 1. Д. 1646. Л. 2). По широко распространенному в регионе преданию, к-рое в нач. XX в. со слов местного лаза-мусульманина Х. Ходжи записал историк З. Чичинадзе, лазы отказались принять ислам и были обезглавлены, тела мучеников были сброшены в море, головы насажены на колья; их выставляли в селах для устрашения др. христиан. Топонимика региона близ с. Эсенкыйы (Абуисла) позволяет установить приблизительные места их мученичества: это гора Дудиквати (с лазского - «отсечение головы») и гора Папати (от лазского «папа» - священник, монах), где, по преданию, были казнены священнослужители и монахи близлежащего мон-ря. По мнению исследователей, мученичество произошло во 2-й пол. XVII в. 18 авг. 2003 г. Синод ГПЦ причислил Л. м. к лику святых, 23 дек. 2003 г. их память была внесена в месяцеслов РПЦ (ЖМП. 2004. 1. С. 21-22). 6 февр. 2007 г. на границе с Турцией, на горе Сарписмта, близ с. Сарпи (муниципалитет Батуми), митр. Батумским и Кобулетским Димитрием (Шиолашвили) был освящен закладной камень муж. мон-ря во имя Л. м. Лит.: Чичинадзе З. Исламизация грузин на Зап. Кавказе. Тб., 2004. С. 78 (на груз. яз.). Г. Андриадзе Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей

http://pravenc.ru/text/2462549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский (21.03.1878, погост Котельно Островского у. Псковской губ.- 26.02.1919), сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), свящ. Из семьи священника. В 1896 г. окончил Порховское ДУ. В 1896-1898 гг. служил псаломщиком в церкви погоста Купуй Великолукского у., затем в церкви погоста Врев Островского у. (до 1903); преподавал пение во Вревской школе. 31 авг. 1903 г. рукоположен во диакона к храму Рождества Богородицы в погосте Дубровно Порховского у. В 1907 г. перемещен в Псков диаконом на штатной вакансии псаломщика ц. свт. Николая с Усохи. 6 мая 1909 г. награжден архипастырским благословением по случаю тезоименитства имп. Николая II. В 1911 г. хиротонисан во священника к Предтеченскому храму в погосте Апросьево Новоржевского у. Со тщанием окормлял паству прихода, насчитывавшего 79 деревень с 4500 жителями. Преподавал Закон Божий в Апросьевском министерском одноклассном уч-ще, был заведующим и законоучителем Новоусадищенской церковноприходской школы и Боровско-Апросьевской школы грамоты (обе неподалеку от Бежаниц). Участвовал в работе съезда духовенства Псковской епархии (1911) и съезда депутатов Великолукского училищного округа (1916). В 1919 г. арестован. Расстрелян в числе 16 содержавшихся в тюрьме Новоржевского рабочего дома «контрреволюционеров» по постановлению Временного военно-революционного комитета ввиду возможного их освобождения восставшими против большевиков крестьянами уезда. Прославлен постановлением Свящ. Синода РПЦ от 30 июля 2003 г. Арх.: ГА Псковской обл. Ф. 39. Оп. 1. Д. 659. Л. 23-38. Лит.: Псковские ЕВ. 1903. 19. Ч. офиц. С. 257 [рукоположение в сан диакона]; 1916. 22. С. 215 [Список отцов депутатов Великолукского училищного окр.]; Новгородские ЕВ. 1919. 4. С. 16; Памятная кн. Псковской губ. за 1913-1914 гг. Псков, 1913. С. 264, 267-268; ЖМП. 2003. 8. С. 7; Святая седмерица: Жития св. священномучеников Псковской епархии XX ст. Псков, 2004. С. 34-46.

http://pravenc.ru/text/161247.html

По благословению Предстоятеля Церкви Троице-Сергиева Лавра украсилась памятями своих святых. Предстоятель Церкви сам во время богослужения совершил канонизацию местночтимого преподобного — наместника Антония (†1877; пам. 12 мая). Были причислены к лику святых священномученики архимандриты Сергий (†1922; пам. 31 июля) и Кронид (†1937; пам. 27 нояб.), а также старец Варнава (†1906; пам. 17 февр.). По благословению Святейшего произошло открытие мощей святителей Филарета (†1867; пам. 19 нояб.) и Иннокентия (†1879; пам. 31 марта), погребённых в Лавре, а также преподобного Максима Грека (†1556; пам. 21 янв.). В 2004 году было совершено перенесение мощей святителя Филарета из Лавры в храм Христа Спасителя в Москве. В наше время впервые в истории Лавры её наместник был почтён возведением в сан епископа, став викарием Первоиерарха Церкви. Из Троицкой братии были рукоположены епископ Нижегородский Георгий (2003), возведённый вскоре в сан архиепископа, епископ Саратовский Лонгин (2003), епископ Кемеровский Аристарх (2006). При совершении Божественной Литургии в Лавре Святейший Патриарх рукополагал троицкую братию в священный сан. Во время пасхальных богослужений он традиционно награждал братию церковными наградами, совершая затем крестный ход вокруг Успенского собора с водоосвящением. Памятно всем чтение Святейшим Великого покаянного канона святителя Андрея Критского на первой седмице Великого поста и последующая Литургия преждеосвященных Даров с молебном мученику Феодору Тирону. В день памяти преподобного Сергия в Лавре совершаются торжественные богослужения, в которых участвует множество архиереев Русской Церкви и которые возглавляет Святейший Патриарх, священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. В богослужении участвовали нередко Предстоятели других Православных Церквей. Патриаршие богослужения в престольные праздники лаврских храмов всегда собирали множество богомольцев. В праздник Святой Троицы Святейший Патриарх совершал богослужение в древнейшем соборе Лавры с чтением Акафиста на малой вечерне. Престольный праздник в домовом храме праведного Филарета Патриарших покоев обязательно сопровождался совершением панихиды в крипте Смоленского храма на могиле митрополита Николая (Ярушевича; †1961). По дороге в Лавру Святейший Патриарх благоговейно поклонялся родителям аввы Сергия — преподобным Кириллу и Марии в Покровском монастыре в Хотькове.

http://pravmir.ru/konchina-svyateyshego-...

В трапезной Благовещенской ц. помещалась музейная экспозиция. Приспосабливая паперть Борисоглебского собора под электростанцию, сломали потолок и пол, оголили фундамент. Белокаменные могильные плиты с монастырского кладбища использовались под фундамент домов, мраморные и гранитные памятники в 1935 г. были увезены в Москву для строительства метрополитена. Работа по охране памятников интенсифицировалась в 1941-1954 гг., когда музей возглавляла М. Н. Карасёва, благодаря ее усилиям мн. памятники были спасены от разрушения. 8 февр. 1954 г. Борисоглебский музей закрыли, его фонды должны были поступить в Ростовский музей. 29 сент. 1961 г. Борисоглебский исполком принял решение об организации народного музея в пос. Борисоглебском под управлением Карасёвой, впосл. Борисоглебский музей вновь стал филиалом РЯАХМЗ. В 1989 г. Борисоглебский собор был возвращен РПЦ и открыт как приходской храм. Определением Свящ. Синода РПЦ от 24 нояб. 1994 г. приход был преобразован в муж. мон-рь. К 2003 г. обители переданы Борисоглебский собор, Благовещенская ц., Сергиевская надвратная ц., келья-часовня св. Иринарха. К нач. 2003 г. наместником Б. м. является игум. Иоанн (Титов), в обители подвизаются 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 2 монаха. С 1997 г. ежегодно перед днем памяти прор. Илии совершается пеший крестный ход из Б. м. к источнику прп. Иринарха на его родине близ с. Кондакова, в 40 км от мон-ря; во время крестного хода паломники по очереди несут на себе вериги преподобного. С 1998 г. в Б. м. проходят ежегодные всероссийские Иринарховские научно-практические чтения. Арх.: ГТГ. ОР. Ф. 8.11. Ед. хр. 340; ГА Ярославской обл. Ф. Р-1400. Оп. 1. Ед. хр. 140. Л. 5-6; РЯАХМЗ. А-129. Л. 91; А-91. Л. 141, 143; Ростовский филиал ГА Ярославской обл. Ф. Р-74. Оп. 1. Ед. хр. 17. Л. 1, 93; Ед. хр. 21. Л. 93; Ед. хр. 76. Л. 20; Ф. Р-140. Оп. 1. Ед. хр. 293. Л. 7; Ф. Р-166. Оп. 1. Ед. хр. 492. Л. 4, 7-7 об.; Ф. Р-512. Оп. 1. Ед. хр. 170. Л. 6-7, 154 об.- 155; Ед. хр. 567. Л. 35-36; Ф. Р-512. Оп. 3. Ед. хр. 151.

http://pravenc.ru/text/153193.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010