Царским повелением первоначально К. м. полагалось иметь 40 насельниц, но в 1594 г. в обители проживали уже 64 сестры (Повесть. 2006. С. 53). В 1654-1656 гг. Казань сильно пострадала от эпидемий чумы, в К. м. погибли почти все сестры. В кон. XVII в. в К. м. проживало ок. 100 насельниц, ок. 1741-1745 гг.- игумения, 4 соборные монахини и ок. 95 монахинь, а также стряпчий и водовоз. По указу 1809 г. штат мон-ря должен был состоять из игумении, казначеи, 50 монахинь и 50 послушниц. В нач. XIX в. в К. м. проживало ок. 20 монахинь (число послушниц неизв.), в 1827 г.- 32 монахини и 86 послушниц, в 1855 г.- 51 монахиня и 73 послушницы, в 1873 г.- 52 монахини, 61 рясофорная послушница, 186 белиц, в 1899 г.- игумения, казначея, благочинная, ризничая, 50 штатных, заштатная, 4 сверхштатные монахини, 175 рясофорных послушниц, 130 белиц, в 1910 г.- 61 монахиня, 234 рясофорные послушницы, 127 белиц. В XVII - 1-й пол. XIX в. причт К. м. составляли 3-4 священника, во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в обители служили протоиерей, 3 священника, 2 диакона, 4-6 псаломщиков, к-рым полагалось ежегодное жалованье: протоиерею - 28 р. 56 к., священникам по 17 р. 15 к., диаконам - по 11 р. 47 к., псаломщикам - по 8 р. 97 к. Причт пользовался 26 дес. сенокосной земли и получал с «вечных вкладов» 758 р. в год ( Богословский. 1900. С. 518). В кон. 80-х гг. XIX в. К. м. выкупил для причта 2-этажный кирпичный дом (снесен в 2000) напротив мон-ря, на ул. Б. Казанская (ныне Б. Красная, 14). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в монастыре служили заслуженные протоиереи с академическим образованием: в 1854-1869 гг.- Флегонт Талантов (профессор церковной истории Казанского ун-та), с 1886 (1887?) г.- прот. Василий Братолюбов (магистр СПбДА), в 1905-1912 гг.- прот. Александр Зеленецкий (бывш. ректор КазДС). В 1913-1916 гг. 2-м священником К. м. был сщмч. Феодор (Гидаспов) . В 1920-1928 гг. последним настоятелем монастырского собора был прот. А. В. Лебедев . Святыни Явленная Казанская икона Божией Матери в кон. XVI в. на средства царского казначея Дементия Ивановича Черемисинова (сына воеводы И. Черемисинова, принимавшего участие во взятии Казани) была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом («златом, камением драгим и жемчюгом великим»). К кон. XIX в. икону украшало неск. драгоценных риз, в т. ч. золотая праздничная (дар царя Феодора Иоанновича), на к-рую надевалась др. риза, украшенная крупным жемчугом с бриллиантами и драгоценными камнями. Будничная риза также была украшена жемчугом, имела золотые венцы и множество бриллиантовых украшений и драгоценных камней. В 1767 г. имп. Екатерина II приложила к иконе бриллиантовую корону.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Сщмч. Лукиан и Киево-Печерские святые. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) Сщмч. Лукиан и Киево-Печерские святые. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» изображение Л. входит в правую группу преподобных, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Оплечный образ святого в клобуке, с пышной бородой с небольшой проседью в традиц. варианте, представленном на иконах и эстампах начиная со 2-й пол. XVIII в., размещали во 2-м ряду 3-м от края, рядом с преподобными Агафоном чудотворцем (слева) и Титом воином (справа). К таким вариантам извода композиции относится целый ряд икон и гравюр. Напр., иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание банка «Интеза», Виченца, Италия); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) - на голове Л. куколь островерхой формы; посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) и др. На гравюрах: И. Гочемского (2-я треть XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1505. С. 622 (71-й)); В. Белецкого (1751; Там же. 1508. С. 623); М. Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. 1509. С. 623); И. Кончаковского (1771, 1774; Там же. 1510. С. 623); Г. Проценко (1821; Там же. 1511. С. 624) и проч. (экземпляры в РНБ, ГМИИ и др.); на гравюре с раскраской 1-й трети XIX в. (оттиск в ГЛМ); на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). В ряде случаев местоположение фигуры святого в композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» изменено (в пределах группы преподобных Дальних пещер).

http://pravenc.ru/text/2110837.html

В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» (на иконах и эстампах) Л. представлен в левой группе преподобных, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах: святого изображают в 3/4-ном повороте к центру в 3-м ряду, 2-м от края, между преподобными Онисифором, исповедником, и Моисеем Угрином; Л. в клобуке, с окладистой седой бородой. Так он показан, напр., на иконах: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание банка «Интеза», Виченца, Италия); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); XVIII-XIX вв. из ЦМиАР (средник 3-створчатого складня «Собор Киево-Печерских святых. Праздники»); сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского мон-ря в Александрове); 1-й пол. XIX в. палехской из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) и др. На гравюрах: И. Гочемского (работал в тип. Почаевской лавры, 2-я треть XVIII в.; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1505. С. 622 (46-й)); В. Белецкого (1751; Там же. 1508. С. 623; 1756, РГБ); М. Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. 1509. С. 623); И. Кончаковского (1771, 1774; Там же. 1510. С. 623); Г. Проценко (1821; Там же. 1511. С. 624) и проч. (экземпляры в РНБ, ГМИИ и др.); на хромолитографии мастерской Киево-Печерской лавры (1894, РГБ). В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» образ Л. не индивидуализирован, возрастная характеристика, а также наличие куколя на голове, как правило, сохраняются. Положение фигуры Л. может варьироваться (в пределах группы преподобных Ближних пещер). Так, напр., на гравюре с раскраской 1-й трети XIX в. (оттиск в ГЛМ) образ святого помещен крайним в 4-м ряду, причем в нимбе значится надпись: «Пр Лука игум». На раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ) Л. изображен во 2-м ряду, у него темная с проседью окладистая борода. В 3-м ряду рядом с игум. прп. Никоном Л. изображен на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани). На хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра) иконография «Собор Киево-Печерских чудотворцев» восходит к традиц. гравюрам XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2110790.html

28. Сборник. XIX в. (серед.), 4°, 298 л., поморский полуустав. В составе сборника духовные завещания, надгробные и вспоминательные слова выговским отцам, в том числе слово на память Андрея Денисова «Плач церкви над пастырем», Трифона Петрова (Друж. 25). 29. Грамматика Мелетия Смотрицкого. XVIII в. (1-я треть). 8°, 259 л., поморский полуустав. Пометы Симеона Денисова и примеры с упоминаниями Даниила Викулина, Андрея и Симеона Денисовых. (Друж. 299). 30. Стих поздравительный Андрею Борисову. Настенный лист. XIX в. (нач.). 1°, 1 л., полуустав. Нотация знаменная, пометная. (Друж. 1114). 31. Сборник духовных стихов. XIX в. (20-е гг.). 8°, 161 л., полуустав. Нотация знаменная, пометная. Переплет работы петербургского переплетчика конца XIX–haчaлa XX вв. Федора Михайловича Марасаева. (Друж. 46). 32. «Чиновник» Выголексинского монастыря. XVIII в. (40–80-е гг.), 4°, 241 л., полуустав. Содержит установления и распорядок жизни иноков. (Друж. 8). 33. «Реестр на Шолтопороге в часовни Илии Пророка книгам» и описание икон той же часовни, составленные Прокопием Анфимовым Ефремовым в 1767 году. 8°, 5 л., полуустав. (Друж. 487). 34. Обиход. XVIII в. (2-я пол). 4°, 335 л., полуустав и скоропись. Нотация знаменная, пометная. Запись на ярлыке: 7. Обиход из кельи «Большаковой " », на обороте «Данилов» и «1912 г.» (Друж. 656). 35. Поморский иконописный подлинник (сводный). XIX в. (сер.), 4°, 299 л. Выговский полуустав нескольких почерков. Описания внешности святых даются в нескольких вариантах. Переплет работы Ф. М. Марасаева. (Друж. 981). 36. Сборник служб выговским отцам. XIX в. (2-я. пол.). 4°, 162 л., полуустав. В составе сборника «Служба Симеону Денисову», Ивана Филиппова. (Друж. 64). 37. Синодик выговский. XVIII–XIX вв. (перв. пол.) 4°, 246 л. Поморский полуустав нескольких почерков. (Друж. 377). 41. Святцы. 1793 г., 16°, 82 л., полуустав. Запись: «Сия святцы Кс[ении] Ф[еоктистовны Долгой] 1793 г.» (Друж 185). 42. Святцы. XIX в. (1-я пол.). 8°, 327 л., полуустав. Записи и дополнения о памятях выговских святых сделаны последним выговским наставником Ф.П. Бабушкиным. Миниатюра с изображением преп. Федора Стратилата. (Друж. 131).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике З. сказано: «Сед, брада Николина, на главе схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен, руки у сердца накрест» (БАН. Строг. 66. Л. 317, «левыя страны» 27-й). На надгробной иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки З. в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры он изображен вполоборота вправо, читающим при свете свечи, в монашеском одеянии с куколем на голове, левая рука положена на раскрытую книгу, правая возле груди. Святой показан старцем с седоватой бородой средней величины, щеки впалые, взор опущен к страницам книги, в надписи назван постником. З. представлен в нек-рых произведениях в сюжете «Собор Киево-Печерских святых» в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (см., напр., лист 1505 - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 622). Его изображение с надписью: «п Зинон схимник» - помещено в 4-м ряду 2-м слева, за прп. Иосифом многоболезненным: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) - в куколе, надпись на нимбе: «п. зинон[ъ] схимник»; на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) - с русой бородой; на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г., напечатанных в Киево-Печерской лавре (РГБ),- с окладистой бородой. На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альб.-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. средовек с именем Зинон помещен в левой группе святых (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 5-м ряду 2-м справа вполоборота к центру, голова покрыта куколем. На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской, находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры, З. изображен во 2-м ряду в небольшом повороте вправо как средовек с округлой бородой средней величины с небольшой проседью, в куколе, десница возле груди (пальцы сложены для крестного знамения?); на нимбе надпись: «Прп[д]: Зинонъ постник». Образ З. включен в группу подвижников Дальних (Феодосиевых) пещер XIV в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В ряду чудотворцев Дальних пещер З. изображен также в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной по благословению свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) , в частности на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на повторениях этой иконографии кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/199845.html

Новый подъем обители связан с правлением имп. Павла I Петровича. Указом имп. Александра I от 8 марта 1819 г. в О. Б. м. была восстановлена архимандрития. Мнение ряда исследователей о причислении обители к 3-му классу ( Он же. 1875. 17. С. 1100; Ратшин. Монастыри. С. 427) не подтверждается данными справочников по Орловской губ. 2-й пол. XIX - нач. XX в., а также трудом В. В. Зверинского ( Зверинский. Т. 2. 1026. С. 254), в к-рых О. Б. м. на протяжении XIX - нач. XX в. именуется по-прежнему заштатным. Во 2-й пол. XIX в. в обители велись крупные строительные работы. В 1866 г. введен общежительный устав ( Пясецкий. 1875. 17. С. 1110) по типу Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . В 1893 г. при О. Б. м. на монастырские средства было построено здание для церковноприходской школы, где в 1895 г. обучались 40 мальчиков, а учитель получал жалованье от обители (Путевые заметки. 1895. С. 1092). В кон. XIX в. О. Б. м. считался «одним из известнейших среднерусских монастырей» (Город Болхов. 1893). После революционных событий 1917 г. часть монастырских ценностей с согласия настоятеля свт. Даниила (Троицкого; с 1918 архимандрит, впосл. архиепископ) была спрятана ризничим иером. Ксенофонтом, который в 1920 г. скрылся с ценностями из обители. По рапорту архим. Даниила от 26 июня 1920 г. Орловским епархиальным советом в О. Б. м. была направлена духовная следственная комиссия, признавшая единственным виновным в пропаже скрывшегося иером. Ксенофонта. Одновременно Болховский уголовный розыск вел следствие по делу «о сокрытии от представителей Советской власти драгоценностей монастыря и их хищении», у настоятеля обители был проведен обыск и взята подписка о невыезде. По всей видимости, в нач. 1923 г. О. Б. м. еще действовал, т. к. 21 апр. 1923 г. Отдел музеев Наркомпроса направил в Орловский губисполком документ, в к-ром фиксировалось, что О. Б. м. состоит «на учете и под охраной Отдела Музеев» и «в случае ликвидации богослужения в... храмах они могут получить другое назначение только при условии сохранения в неприкосновенности их внутреннего и внешнего облика» (ГА Орловской обл. Ф. 27. Оп. 1. Д. 50). Однако до кон. 1923 г. обитель была закрыта. Настоятели и братия

http://pravenc.ru/text/2581449.html

Особый период в истории обители начался в 1866 г., когда в Костромской епархии было учреждено Кинешемское вик-ство и Б.-И. м. стал резиденцией викарных епископов. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. настоятелями мон-ря были видные деятели РПЦ Кинешемские епископы Ионафан (Руднев ; 1866-1869), Никандр (Феноменов ; 1905-1908), Севастиан (Вести ; 1914-1919). По инициативе еп. Вениамина (Платонова) в 1888 г. при мон-ре открылась церковноприходская школа, разместившаяся в монастырской гостинице. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. число братии Б.-И. м. составляло ок. 30 чел., обители принадлежали 1716 дес. пахотной земли, сенокосных лугов и леса, мельница на р. Чёрной с маслобойным заводом при ней, подворье в Костроме. В 1919 г. Б.-И. м. был закрыт, его последний настоятель еп. Севастиан изгнан, в братском корпусе открылась школа. Братии удалось зарегистрироваться как приходской общине, и обитель фактически просуществовала еще 9 лет. В 1928 г. Б.-И. м. был окончательно упразднен. Никольский храм, действовавший как приходской, был закрыт в 1932 г. (находившуюся в нем Смоленскую икону Божией Матери перенесли в Воскресенскую ц. соседнего с. Любовникова). В 1931 г. вблизи Песочной слободы были устроены Песоченские военные лагеря, в ведение к-рых перешли монастырские постройки. Бывш. монастырскую трапезную отдали под свинарник, Смоленский собор - под коровник. В 1933 г. разобрали часовню над святым источником, в следующем году для нужд лагерей был взорван собор Смоленской иконы Божией Матери, в 1936 г.- собор Рождества Христова, осенью 1941 г. начался снос Никольской ц. К нач. 60-х гг. из монастырских построек оставался только увенчанный колокольней братский корпус, в к-ром находилась школа. В 1962 г. под предлогом того, что колокольня «отрицательно влияет» на учащихся, 2 ее верхних яруса были разрушены. В нач. 70-х гг. школу из корпуса вывели. В наст. время из строений Б.-И. м. сохранился только двухэтажный братский корпус в руинах и встроенный в него нижний ярус колокольни. Арх.: Явление пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ея Одигитрия, иже на Костроме, в новой пустыне, на реце Песочне. 1665 г.- ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371; Там же. Ф. 706 [Ф. Богородицко-Игрицкого мон-ря]; Диев М. Я. Описание Богородицкого Игрицкого мон-ря - РНБ ОР. Тит. 775.

http://pravenc.ru/text/149535.html

Сведения об облике О. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в., где содержатся описания Собора Киево-Печерских святых (имена 130 преподобных, все без указания дней памяти): «Сед, брада Сергиева (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), на главе кавтырь или клабук черной, риза преподобническая, испод вохра, руце у сердца сложены вместе» (БАН. Строг. 66. Л. 311 об.- «правая страна», 19-й, назван пустынником; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.). Согласно этому, зафиксированному в подлиннике варианту «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, фигура О. находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, и замыкает «пятерицу» с образами преподобных (Сисоя Затворника, Феофана Постника, Нестора Летописца (диакона) и Анастасия Затворника) в 7-м ряду снизу. Такое местоположение О. остается действительным для всех традиц. станковых композиций Собора Киево-Печерских святых, в т. ч. для самых ранних гравюр с этим изображением - кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский . Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). В составе «пятерицы» святых, куда входит образ О., могут быть разночтения (напр., Симон Затворник (см.: Там же. С. 622) вместо Сисоя Затворника). Характерной чертой образа О. является максимальный разворот его фигуры, к-рая представлена в профиль и обращена вправо, к центру; голова покрыта куколем, взор направлен вверх. К памятникам, воспроизводящим данный вариант иконографии, относится ряд гравюр (почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. 1505); Мартина Нехорошевского, сер. XVIII в. (Там же. 1509); Иоанна Кончаковского, 1771 (1774?) (Там же. 1510); Герасима Проценко, 1821 (Там же. С. 623. 1511) и мн. др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517)); икон (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ; из мастерской Киево-Печерской лавры, сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографий (напр., 1893 г., ГЛМ; на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др. В большинстве случаев в нимбе при имени содержится указание на пустыннический подвиг святого, как, напр., на иконе 1-й трети XIX в. (КБМЗ): «П. Онисимъ Пустын.».

http://pravenc.ru/text/2578417.html

В сборниках К. представлены сочинения композиторов XVIII - 1-й пол. XIX в. (Б. Галуппи , Дж. Сарти , А. Сапиенцы , М. С. Березовского , А. Л. Веделя , С. А. Дегтярёва , Д. С. Бортнянского , С. И. Давыдова , прот. Петра Турчанинова , архим. Феофана (Александрова) , иером. Виктора (Высоцкого) , А. А. Алябьева , М. И. Глинки , Ф. Ф. Макарова , С. Г. Грибовича , А. П. Есаулова , свящ. Василия Старорусского и др.), забытых авторов 1-й пол. XIX в. (И. Т. Васильева, Лазаревича, Захарова, Быханова (возможно, Е. В.), Никитина, Яковлева, А. Велиумова, Должинского, Лаврова и др.), а также композиторов сер.- 2-й пол. XIX в. (А. Ф. Львова , Г. Я. Ломакина , прот. Михаила Виноградова , А. И. Рожнова , И. С. Дворецкого , Н. М. Потулова , Балакирева, Римского-Корсакова и др.). Только 4 сборника составлены из сочинений современных К. авторов (Н. М. Ромаскевича, свящ. Григория Баньковского, И. В. Семёнова , К. М. Куралесина , И. И. Тульчиева , А. А. Егорова , П. И. Гребенщикова, Г. К. Пахиопуло, П. Сунгурова, свящ. Михаила Ерхана , Н. Я. Венедиктова , А. В. Александрова , П. Г. Чеснокова и др.). Благодаря невысокой цене, грамотным, хорошо отредактированным сочинениям, пригодным для исполнения малыми составами, сборники К. получили широкое распространение и пользовались популярностью. Помимо сборников К. издал несколько сочинений композиторов Азеева, Чеснокова (Часы Св. Пасхи, 1917), Егорова (Часы Св. Пасхи, 1917), М. Д. Васильева, прот. Георгия Извекова (Торжественный канон Рождеству Христову, 1916, пасхальный концерт «Снизшел еси», 1917, и др.), Гребенщикова, Балакирева и Лагунова, а также собственное (Парастас). В 1924 или 1925 г. К. начал выпускать у себя на дому духовно-муз. сочинения современных авторов и заниматься куплей и продажей нот. Партитуры, полученные от композиторов, он переписывал от руки и множил гектографическим способом на простой бумаге. Т. о. были напечатаны духовно-муз. сочинения Чеснокова, А. В. Никольского , Александрова, Г. И. Рютова , В. Г. Самсоненко , Венедиктова, Егорова, Н. Н. Толстякова , С. А. Богословского , А. В. Рождественского и др. В наст. время в различных нотных собраниях и коллекциях можно встретить литографированные издания 20-х гг. XX в., на к-рых стоит штамп: «Ленинград. 24-е почтовое отделение, П. М. Киреев». К кон. 20-х гг. XX в. под давлением властей К. был вынужден прекратить распространение духовно-муз. лит-ры. По воспоминаниям его внучатого племянника протодиак. Александра Киреева, в кон. 30-х или в нач. 40-х гг. XX в. К. был осужден по 58-й статье УК РСФСР (контрреволюционная деятельность), впосл. освобожден.

http://pravenc.ru/text/1840159.html

К нач. XXI в. насчитывалось ок. 400 тыс. последователей ДПЦ, в т. ч. в России - ок. 150 тыс., в Белоруссии - до 50 тыс., в Латвии - 60-70 тыс., в Литве, по данным переписи,- 27 тыс., в Эстонии - 5 тыс., в Польше - до 2 тыс., на Украине - до 10 тыс. чел.; общины и группы поморцев есть в Молдавии, Казахстане, Киргизии, Германии, США, Румынии. Поморское согласие в Российском государстве: 1694-2006 гг. Выгорецкие старцы: Даниил Викулин, Семен Денисов, Андрей Денисов, Петр Прокопьев, иноки Корнилий и Виталий. Настенный лист. Кон. XVIII - нач. XIX в. (ГМИР) Выгорецкие старцы: Даниил Викулин, Семен Денисов, Андрей Денисов, Петр Прокопьев, иноки Корнилий и Виталий. Настенный лист. Кон. XVIII - нач. XIX в. (ГМИР) Название согласия связано с Поморьем, где находилось основанное в 1694 г. Д. Викулиным , А. Денисовым (см. в ст. Денисовы ) и иноком Корнилием Выговским Выголексинское общежительство - главный центр старообрядцев-поморцев в XVIII в. В 1-й пол. этого столетия в результате деятельности выговских проповедников поморское согласие широко распространилось на всей территории России - крупные общины существовали в Москве, С.-Петербурге, Поволжье (в Ярославле, Саратове, на Керженце), Стародубье; очень рано поморцы появились в Верхокамье, на Урале и в Зап. Сибири. Региональные центры были тесно связаны с Выгом. Одним из влиятельных ранних центров был Великопоженский скит, устроенный выходцами из Мезени в 1730 г. близ Усть-Цильмы. Его настоятелем являлся соловецкий старец Феофан, после смерти к-рого в 1733 г. его дело продолжил наставник Иван Акиндинович, согласовавший устав скита с Выговской киновией, учредивший общежительство, наладивший литье икон и переписку книг. В дек. 1743 г., при приближении к скиту правительственной комиссии, большинство насельников сожгли себя; впосл. скит был восстановлен и существовал до 1854 г. Во 2-й четв. XIX в. значение центра согласия перешло к с.-петербургской общине, в нач. XX в.- к московской. Вероучение поморского согласия формировалось в постоянной полемике с др.

http://pravenc.ru/text/180417.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010