на средства ссыльных поляков и их потомков (костел был закрыт в 1930, в 1946 на короткое время в нем возобновились богослужения). Протестантизм К 1 янв. 2003 г. во В. о. действовали следующие общины протестант. направления: 1 община Евангелическо-лютеранской церкви, 10 общин евангельских христиан- баптистов , 6 общин евангельских христиан, 10 общин христиан веры евангельской - пятидесятников , 10 общин христиан веры евангельской, 10 общин адвентистов Седьмого дня, община уэслианцев (веслианцев). В 1861 г. во Владимире по просьбе Об-ва христиан лютеранского вероисповедания была открыта деревянная кирха, в 1884 г. она была построена в камне (закрыта в 1928, в нач. 30-х гг. снесена). Баптисты на территории В. о. известны со 2-й пол. XIX в. К 1950 г. были зарегистрированы 2 баптистские общины, к 1962 г.- 6 (во Владимире, Александровском, Владимирском, Вязниковском, Гусь-Хрустальном и Ляховском р-нах), к 1966 г.- 10 общин. В 90-х гг. XX в. во Владимире построили молитвенный дом, ставший областным центром баптистов. Община адвентистов, существовавшая в крае с нач. XX в., была зарегистрирована ок. 1966 г., в сер. 90-х гг. адвентисты построили молитвенный дом во Владимире, в 1992-1994 гг. в городе действовал адвентистский кружок по изучению Библии «Новая жизнь». В 90-х гг. адвентисты активизировали деятельность в Кольчугине, Лакинске, Муроме и Александрове, но общины в этих городах не сложились. Община пятидесятников была зарегистрирована ок. 1966 г. Ислам К нач. 2004 г. во В. о. существовала мусульм. община, зарегистрированная 17 февр. 1992 г., в нее входят татары, азербайджанцы и выходцы с Сев. Кавказа. Иудаизм К нач. 2004 г. в области действовали 2 иудаистские общины: Владимирская евр. религ. община (зарегистрирована в 1997, входит в Конгресс евр. религ. орг-ций, возглавляемый раввином Адольфом Шаевичем) и Еврейская община г. Владимира (зарегистрирована в 2002, входит в Федерацию евр. общин России, возглавляемую раввином Бер Лазаром). При общинах работают общественные орг-ции, евр. школа, молодежный театр, семейный клуб. В нач. XX в. во Владимире действовала синагога (закрыта в 30-х гг.), евр. молитвенные дома имелись в Коврове и Муроме. Новые религиозные движения

http://pravenc.ru/text/154967.html

и в 1-е гг. XVIII в.//Воронежская старина. 1904. Вып. 5. С. 381-398; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом: Опыт ист. очерка. Елец, 1911. С. 89-93, 107-108; Орловские ЕВ. 1912. 23. С. 670-672; 1918. 3. С. 473; Соха и молот. Елец, 1919. 87. С. 4; Классовый враг наступает//Красное знамя. Елец, 1929. 64. С. 2; Сивков К. В. К истории землевладения в России в нач. XVIII в.//ИАН. Отд. обществ. наук. 1933. 3. С. 190; Водарский Я. Е. Численность населения и количество поместно-вотчинных земель в XVII в.: (По писцовым и переписным книгам)//Ежег. по аграрной истории Вост. Европы: Мат-лы симп., 1964. Кишинёв, 1966. С. 217-230; он же. Население России за 400 лет (XVI - нач. XX вв.). М., 1973; он же. Церк. организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII вв.//Историческая география России в XII - нач. XX в. М., 1975. С. 70-96; он же. Население России в кон. XVII - нач. XVIII вв. М., 1977; он же. Дворянское землевладение в России в XVII - 1-й пол. XIX в. М., 1988. С. 165-168; Чекунова А. Е. Владения Донского мон-ря в кон. XVII в.//Вопр. истории хозяйства и населения России XVII в. М., 1974. С. 308-310; она же. Источники о состоянии зернового хозяйства в монастырских вотчинах 1-й четв. XVIII в.: (По мат-лам Донского мон-ря)//Тр. МГИАИ. М., 1974. Т. 30. Вып. 1. С. 149-156; Горская Н. А. Гос. повинности монастырских крестьян в XVII в.//Общество и гос-во феод. России. М., 1975. С. 317-326; она же. Монастырские крестьяне Центр. России в XVII в. М., 1977; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 34; Колганов Б. Н. Роль мон-рей в заселении и хоз. освоении Воронежского у. в XVII в.//История заселения и хоз. освоения Воронежского края в эпоху феодализма. Воронеж, 1987. С. 34-45; Владения и крепостные крестьяне Рус. Церкви в кон. XVII века: Записи «сказок» духовенства, поданных в 1699-1700 гг., о количестве и размещении дворов крепостных крестьян по переписи 1678 г./Ред.: Я. Е. Водарский. М., 1988; Памятники южновеликорус.

http://pravenc.ru/text/189787.html

судьбе России и Орловского края: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Орёл, 2014. С. 11-17; он же. Орловщина в эпоху Сергия Радонежского//11-е Денисьевские чт.: Мат-лы межрег. науч.-практ. конф. Орёл, 2015. С. 135-140; Неделин В. М. Орёл изначальный. Орёл, 2001; он же. Древние города земли Орловской. Орёл, 2012; История синагоги в г. Орле: Док-ты Орловского краевед. музея/Сост.: Б. Зильберт//Евреи Орловщины. Орёл, 2005. [Кн. 1]: Лабиринты в нашей памяти. С. 380-394; Жарков М. А., Ливцов В. А., Лепилин А. В. История Орловской епархии. Орёл, 2007; Курдюмов О. Г. Мистическое сектантство (скопчество и хлыстовство) в Орловской губ. в первые годы ХХ в.//Булгаковские чт.: II Междунар. науч. конф.: Сб. науч. ст. Орёл, 2008. С. 209-213; он же. Проблема распространения скопчества в Рос. империи: (На мат-лах Орловской губ.)//Власть. М., 2009. 7. С. 116-118; он же. К вопросу о происхождении основателя скопчества К. Селиванова//Булгаковские чт.: Сб. науч. ст. по мат-лам V Всерос. науч. конф. 2011. С. 369-372; он же. Первые скопческие общины на территории Орловской губ. в кон. XVIII - нач. XIX вв.//Вестн. Орловского гос. ун-та. Сер.: Новые гуманит. исслед. 2011. 1(15). С. 294-297; Одинцов М. И. Мы проповедуем: «Русь - для Христа»: История Армии Спасения в России. СПб., 2008; Проваленкова И. В. Католич. община и правовые основания постройки костела в г. Орле//История гос-ва и права. М., 2008. 17. С. 14-17; она же. Социальный состав римско-католич. общины Орловской губ. во 2-й пол. XIX - нач. XX в.//Вестн. Орловского гос. ун-та. Сер.: Новые гуманит. исслед. 2012. 4(24). С. 37-40; Абакумов С. Н. География расселения и динамика численности старообрядцев: (Орловская губ., 1-я пол. XIX в.)//Власть. 2009. 8. С. 157-159; он же. Орловское купеческое об-во старообрядцев беглопоповцев в 1-й пол. XIX в.//Булгаковские чт.: III Междунар. науч. конф.: Сб. науч. ст. Орёл, 2009. С. 139-147; он же. Единоверческие приходы как метод противодействия РПЦ старообрядчеству в Орловской губ. в 1-й пол. XIX в.//Вестн.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Вплоть до 60-х гг. XIX в. среди жителей Новгородской губ. присутствовали немногочисленные последователи ислама. По сведениям за 1857 г., их насчитывалось всего 4 чел. В основном это были военные, проходившие службу в войсковых соединениях, дислоцировавшихся в регионе. С нач. 60-х гг. XIX в., несмотря на колебания численности мусульман. населения, отмечается тенденция к их постепенному увеличению: 66 чел.- в 1863 г., 77 - в 1883 г., 513 - в 1897 г., 489 чел.- в 1903 г. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. Новгород был избран местом расселения одной из партий пленных «кавказских горцев» («турецких пленных»). Первая партия, прибывшая в город в нояб. 1877 г., составила 446 чел., в дек. 1877 г. ожидалось прибытие еще 780 чел. с дальнейшим их размещением в казармах бывших военных поселений в с. Медведь Новгородского у. В эти годы число мусульман в Новгородской губ. было рекордно высоким: в 1878 г.- 1492 чел., в 1879 г.- 1049 чел. С окончанием войны пленных начали освобождать и численность мусульман стала снижаться. В 1878-1880 гг. в Новгородской губ. было отмечено присутствие исламского духовенства (1-4 чел.). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. мусульмане проживали гл. обр. в Новгородском у. Второе место по их численности в сер. 60-х гг. XIX в. принадлежало Крестецкому у., а с 80-х гг. XIX в. его надолго занял Маловишерский посад. С 80-х гг. XIX в. мусульм. население концентрировалось на ограниченной территории - в Новгороде, Новгородском у., Ст. Руссе, Маловишерском посаде, Крестецком и Валдайском уездах. В дореволюционный период отдельных богослужебных зданий мусульмане Новгородской губ. не имели. Во 2-й пол. XX в. на территории Н. о. проводились масштабная мелиорация земель, для выполнения работ приглашали специалистов из республик Ср. Азии, в т. ч. из Узбекской ССР. Некоторые из приехавших остались жить в регионе. По данным Всероссийской переписи населения (2010), из предполагаемых последователей ислама в Н. о. проживали татары (1658 чел.), азербайджанцы (1497 чел.), узбеки (1062 чел.), чеченцы (727 чел.), таджики (539 чел.), туркмены (127 чел.), арабы (114 чел.).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

И. Дмитриев, Н. М. Карамзин , А. С. Пушкин . В 1785-1796 гг. академия издала «Толковый словарь русского языка» в 5 т. (45,2 тыс. слов), «Зрелище природы и художеств» (1784-1790), «Российский феатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений» (1786-1797), «Грамматику русского языка» (1827) и ряд переводов из классиков. После присоединения Российской академии АН имела 3 отд-ния: 1) физико-математических наук, 2) рус. языка и словесности (бывш. Российская академия по изучению рус. языка и словесности) и 3) историко-политических наук и филологии (с 1846 стала именоваться Историко-филологическим отд-нием, а с 1916 - Отд-нием исторических наук и филологии); в 3-м отд-нии изучались также этнография и нек-рые вост. языки. Устав 1836 г. с незначительными изменениями действовал до 1927 г. Неоднократно (в 1857, 1864, 1889 и в нач. XX в.) создавались комиссии для разработки нового академического устава, подготавливались проекты, но ни один из них не был утвержден. Старое здание президиума РАН. Москва. Сер. XVIII - нач. XIX в. Старое здание президиума РАН. Москва. Сер. XVIII - нач. XIX в. В 1-й пол. XIX в. деятельность АН существенно расширилась по всем направлениям, были сделаны выдающиеся географические открытия. В 1803-1806 гг. рус. мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили кругосветное путешествие. В 1820 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли Антарктиду. В течение 1-й пол. XIX в. рус. учеными и мореплавателями было совершено более 50 крупных морских экспедиций. Рус. ученые добились значительных успехов в физике, математике, биологии и др. науках. Академики М. В. Остроградский и В. Я. Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, В. В. Петров, Э. Х. Ленц и Б. С. Якоби - в учении об электричестве, К. М. Бэр - в области эмбриологии. Археографическая экспедиция АН (1828-1834) провела огромную работу по собиранию, изучению и изданию важнейших исторических письменных памятников. Трудами К.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Лит.: Клириков Н. Н. Механик-самоучка, слепец В. М. Слепнев//Ярославские ГВ. 1887. Ч. неофиц. 28. С. 5-6; 29. С. 3; Самоучка-механик, изобретатель механического церк. звона: [Д. П. Иванцов]//Вятские ЕВ. 1904. 11. Отд. неофиц. С. 680-682; Десятников В. Хранители звонов: [Ростовские звоны и звонари]//Вокруг света. 1978. 5. С. 40-43; Игнатьев С. Федька-звонарь//Правосл. Русь. 1978. 7. С. 14-15; Козлова Г. Живое искусство колокольного звона//Кругозор. 1990. 6. С. 10-11. Грампластинка 4; Маршкова Т. И. Хранитель московского звона: [Звонарь моск. Новодевичьего мон-ря В. И. Машков]//Отчизна. 1991. 6. С. 32-34; Мельник А. Г. Звонари XVII - нач. XX вв.//СРМ. 1993. Вып. 4: Соборная звонница Ростова Великого. Ростов. 1993. С. 47-56; Мельник Л. Ю. О «Калязинском» звоне//Там же. С. 65-68; Виденеева А. Е. Звонари ростовского Успенского собора во 2-й пол. XVII - 1-й четв. XIX в.//Там же. Ярославль, 1995. Вып. 7: Колокола и колокольни Ростова Великого. С. 18-27; Невелев Д. Тайная жизнь патриаршего крестоносца: Не спрашивай, по ком звонил в колокол обычный советский инженер: [В. И. Машков]//Огонёк. 1996. 2. С. 26; Никаноров А. Б. Звонарь как особый тип традиц. инструменталиста//Традиц. искусство и человек: Тез. докл. XIX науч. конф. молодых фольклористов памяти А. А. Горковенко, 15-17 апр. 1997 г. СПб., 1997. С. 46-48; он же. О звонарях//IV конгресс этнографов и антропологов России: Тез. докл. Нальчик, 20-23 сент. 2001 г. М., 2001. С. 172; он же. К проблеме творческой личности традиц. инструменталиста: Звонарь Семен Семенович из старой Казани)//Вопросы инструментоведения. СПб., 2007. Вып. 6: Мат-лы 6-й междунар. инструментоведческой конф. «Благодатовские чтения», С.-Петербург, 3-6 дек. 2007. С. 175-178; Макаров М. И. На Даниловской колокольне//Правосл. колокольный звон: Теория и практика: [Сб. ст.]/Сост.: И. В. Коновалов, Н. И. Завьялов. М., 2002. С. 139-164; он же. Даниловский звон//ЖМП. 2004. 3. С. 20-21; Смирнов Д. В. Родословие семьи звонарей Урановских, XIX - нач. XX вв.//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 91-92; Виденеева А. Е., Коновалов И. В. Звонари Моск. Кремля в сер. XVIII в.//VII науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2003. С. 86-101; они же. Звонари Моск. Кремля посл. трети XVIII - 1-й трети XIX в.//Макарьевские чт.: Рус. культура XVI в.- эпоха митр. Макария. М., 2003. Вып. 10. С. 188-207; они же. Звонари Моск. Кремля в 1830-х гг.//ИКРЗ, 2004. Ростов, 2005. С. 285-289; они же. Звонари Ростовского Успенского собора в 1-й пол. 20-х гг. XIX в.//Там же, 2006. Ростов, 2007. С. 332-339; Ярешко А. С. Роль звонаря в рус. правосл. культуре//Мужчина в традиц. культуре народов Поволжья: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Астрахань, 15-17 мая 2003 г.). Астрахань, 2003. С. 58-62.

http://pravenc.ru/text/199671.html

Басменный угольник Евангелия с изображением ап. Марка. 2-я пол. XVII в. (ЯИАМЗ) Басменный угольник Евангелия с изображением ап. Марка. 2-я пол. XVII в. (ЯИАМЗ) В узоре серебряной Б. на протяжении XV-XVII вв. заметны ярко выраженные вост. мотивы. Большое влияние на орнаментацию рус. тиснения оказали привозные иран., тур. ткани XV-XVI вв. с пышным красочным растительным орнаментом. В XV - 1-й пол. XVI в. наиболее часто встречающийся тип Б. плетенка, имевшая новгородские истоки. Такой серебряный басменный орнамент из ремневидных сдвоенных стеблей, закрученных в спирали на гладком фоне, украшал «свет» икон праздничного ряда, а также нимбы Деисусного ряда Софийского собора в Новгороде (1-я пол. XVI в.). Для композиции рус. серебряной Б. XV-XVII вв. характерна симметрия, не строго геометрическая, а основанная на общем эстетическом впечатлении равновесия, согласованности различных частей. Ручное тиснение по фольге получило широкое распространение во всем правосл. мире, в России имело непрерывное развитие вплоть до кон. XVIII в., однако в последний период произошло заметное снижение художественного и технического уровня. Многообразие иконографических сюжетов, богатство и разнообразие орнаментации, особенности стиля и своеобразие технологии изготовления Б. тесно взаимосвязаны со временем создания произведения. Однако широкое распространение аналогичных образцов тиснения, простота перевоза матриц и легкость изготовления затрудняют ее атрибуцию и связь с тем или иным художественным центром Др. Руси. В XIX в. Б. вытесняет штамповка, более производительная и дешевая по себестоимости техника. Отдельные мастера, близкие к старообрядчеству, работали в технике ручного тиснения вплоть до нач. XX в. Были попытки возродить технику Б. и у отдельных ювелирных фирм в XIX - нач. XX в., напр. «Т-во П. И. Оловянишников С-вья». Лит.: Постникова-Лосева М. М. , Платонова Н. Г. , Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983; Гордиенко Э. А. , Трифонова А. Н. Каталог серебряных окладов новгородского музея-заповедника//Музей 6. М., 1986. С. 209-261; Игошев В. В. Символика окладов икон XV-XVII веков//Искусство христианского мира. М., 1999. Вып. 3. С. 113, 118-119; он же. Опыт атрибуции серебряной и золотой басмы XV-XVII вв.//Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства: Мат-лы 4 науч. конф. ГТГ. М., 2000. С. 30-39; Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV вв. М., 2000. С. 132, 198, 221-223.

http://pravenc.ru/text/77656.html

В 1882 г. начал отливать К. завод, основанный А. С. Лавровым в Гатчине. В 1882-1892 гг. были выполнены 363 заказа на изготовление К., а в 1893-1901 гг.- 897. Самым известным творением завода стал набор К. для собора Петропавловской крепости в С.-Петербурге (1905). На рубеже XIX и XX вв. Товарищество Гатчинского медно- и сталелитейного завода Лаврова занимало лидирующее положение по производству К. на северо-западе России. Изделия завода были отмечены золотой медалью Всероссийской выставки в Н. Новгороде в 1896 г., серебряными медалями на региональных выставках в Риге в 1880 и 1883 гг. В кон. XVIII - нач. XIX в. в Киеве работал колокольный завод П. П. Романовского. В 1801 и 1824 гг. на нем были перелиты несколько К. Киево-Печерской лавры, в т. ч. «Зосима» (493 пуда) и полиелейный (342 пуда). В кон. XIX в. для городов Киевской губ. К. стали отливать на заводе М. И. Скопинского. В нач. XIX в. в Казани работали 2 колокольных завода братьев Астраханцевых, литейные мастерские П. Н. Корюхова, Л. С. Рукавишникова и др. Во 2-й пол. XIX в. в Суздале колокольным предприятием владел мещанин П. Т. Никуличев с сыновьями. Сохранилось 6 К. его завода. В Костроме изготовлением К. занимались неск. предприятий, самым большим был «Привилегированный колокололитейный завод С. Н. Забенкина в Костроме», основанный в 1880 г. На нем отливали К. для храмов и мон-рей мн. регионов европ. части России - от Архангельской губ. до Кубани, от Витебской губ. до Пензенской. Изделия завода были удостоены медалей на выставках в Ярославле (1893), Нежине (1903) и С.-Петербурге (1904). Один из К. Забенкина находится на колокольне Богоявленского Елоховского собора в Москве. Развитое колокольное производство в сер. XIX - 1-й трети XX в. существовало на Валдае. Владельцами крупных валдайских заводов были Усачёвы. На «Колокололитейном заводе братьев Н. и Я. Усачёвых» (работал до 1930) и на «Валдайском колокольно-литейном заводе А. В. Усачёва» (закрыт в 1918) отливали К. для разных регионов страны. Первое предприятие получило награды на выставках в России (1908, Ростов-на-Дону и Москва; 1909, Боровичи) и за рубежом (Карлсбад (Австрия), Марсель (Франция)).

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Фрагмент мессы из «Книги общих молитв, положенной на ноты» Джона Марбека. 1550 г. Фрагмент мессы из «Книги общих молитв, положенной на ноты» Джона Марбека. 1550 г. Антем развивался по линии секуляризации, впитав наиболее значительные жанрово-стилистические тенденции разных исторических эпох: позднеренессансной англ. камерной музыки (стиховые антемы Р. Фарранта, У. Бёрда, Т. Морли, Э. Хупера, 2-я пол. XVI в.), итал. маньеризма («мадригальные» антемы О. Гиббонса, Дж. Томкинса, Т. Уилкса, У. Чайлда, У. Портера, 1-я пол. XVII в.), франц. барокко (оркестровые антемы Г. Пёрселла, М. Локка, П. Хамфри, Г. Ф. Генделя, 2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.), нем. романтизма (ораториальные антемы С. С. Уэсли, У. С. Беннетта, Дж. Госса, Г. Т. Смарта, 1-я пол. XIX в.), неоклассицизма (антемы Р. Воана-Уильямса, У. Уолтона, Л. Беркли, Б. Бриттена, 1-я пол. XX в.). Службы на протяжении 400 лет существования в целом сохраняют устойчивость «церковного стиля» музыки. В каждой из 3 разновидностей служб - коротких, больших и стиховых - установилась определенная манера письма, своего рода «эталон», к-рому следовали композиторы разных поколений и различных стилистических течений. Для коротких циклов Т. Таллиса, О. Гиббонса (XVI в.), Дж. Уилсона, Г. Олдрича, Дж. Амнера (XVII в.), Р. Кинга, У. Крофта (XVIII в.), А. Уиллза, Ф. Джэксона (XX в.) типичной является мелодика силлабического типа с простейшей гармонизацией и скромным органным сопровождением. Большие циклы У. Бёрда, У. Манди, У. Уилкса (XVI в.), Г. Пёрселла, П. Хамфри (XVII в.), М. Грина (XVIII в.) отличаются насыщенной имитационной полифонией и обилием колористических хоровых эффектов, а в последующих опусах С. С. Уэсли, Ч. Х. Пэрри, Ч. В. Стэнфорда, Ч. Вуда (XIX в.), Р. Воана-Уильямса, Х. Хоуэллса, М. Типпетта (ХХ в.) добавляется развитая, по существу самостоятельная партия органа. Стиховые службы, популярные во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. (соч. Т. Морли, Н. Джайлса, Э. Хупера), возникли как муз.-литургическая параллель стихового антема и обладают аналогичными характеристиками.

http://pravenc.ru/text/150119.html

ХХ в. Единственным памятником бюджетного варианта неорусского стиля на территории епархии была Покровская ц. в с. Катарбей (Нижнеудинский р-н, 1909-1911, не сохр.), построенная по проекту А. Н. Померанцева для переселенцев. Храм завершался высокой 2-скатной кровлей с маленькой главкой, над зап. частью возвышалась небольшая звонница с 3 главами по поперечной оси. Лит.: Грабарь И. Э. История рус. искусства. М., Т. 2. С. 137-143; Описание памятников рус. архитектуры по губерниям: Иркутская губ.//ИИАК. 1913. Вып. 50. С. 99-138; Лукомский Г. К. Памятники старинной архитектуры России в типах худож. строительства. Пг., 1915. Ч. 1: Рус. провинция. С. 92-93; Серебренников И. И. Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губ. Иркутск, 1915; Болдырев-Казарин Д. А. Народное искусство в Сибири. Иркутск, 1924; Сперанский М. Н. Повесть о городах Таре и Тюмени//Тр. комиссии по древнерус. лит-ре. 1932. Т. 1. С. 13-32; Ащепков Е. А. Рус. народное зодчество в Вост. Сибири. М., 1953; Одинцова М. К. Из истории рус. деревянного зодчества в Вост. Сибири: (XVII в.). Иркутск, 1958; Кочедамов В. И. Антон Лосев - иркутский архитектор кон. XVIII - нач. XIX вв.//Архит. наследство. 1972. Вып. 19. С. 102-106; он же. Первые рус. города Сибири. М., 1978; Ащепков Е. А., Оглы Б. И. Архит. памятники Иркутска XVIII-XIX ст.//Вопросы науч.-метод. работы над сводом памятников истории и культуры народов Сибири. Новосиб., 1974. С. 111-120; Скопин В. В. Новые мат-лы по Богоявленскому собору Иркутска//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 245-246; Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири: Кон. XVII-XVIII в. Новосиб., 1979; Оглы Б. И. Архит. памятники Иркутска XVIII - нач. XIX вв.//Архит. наследство. 1979. Вып. 27. С. 161-169; он же. Особенности архитектуры городов Вост. Сибири 2-й пол. XVIII - нач. XIX в.//Сибирские города XVII - нач. XX в. Новосиб., 1981. С. 196-219; он же. Иркутск: О планировке и архитектуре города. Иркутск, 1982; Полунина Н. М. У истоков каменного града.

http://pravenc.ru/text/674055.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010