Почитание рус. князей-мучеников (наряду с почитанием прп. Феодосия Печерского , св. кнг. Ольги и рус. праздником перенесения мощей свт. Николая , архиеп. Мирликийского) получило широкое распространение в южнослав. странах (в первую очередь в Сербии) в XIII - 1-й пол. XIV в. Предпосылкой этого явилось оживление русско-южнослав. церковно-культурных связей (в основном через посредство Афона и К-поля) в посл. четв. XII в., после освобождения Болгарского и Сербского гос-в от визант. владычества. Июльская память Б. и Г. представляет довольно обычное явление в месяцесловах серб. Апостолов и Евангелий до сер. XIV в. (старший пример - Евангелие апракос 1-й пол. XIII в.: Vat. Slav. 5), неск. реже ее содержат болг. рукописи (старший пример - Тырновское Евангелие 1273 г.: Загреб. Архив ХАЗУ. IIIa 30); уникальным примером (в болг. Апостоле 2-й пол. XIII в.: София. НБКМ. 882) представлена память перенесения мощей 2 мая. Агиографические тексты, посвященные Б. и Г., отличаются в средневек. южнослав. традиции значительным разнообразием. Южнослав. списки нестишного Пролога XIII-XIV вв. могут содержать одну из 2 редакций сказания об убиении мучеников (краткую (под 24 июня!) - ГИМ (Увар. 70-1о. Л. 331 об.- 332 (серб. рукопись кон. XIII в.) или более пространную (под 24 июля), созданную на основе рус. проложного жития и известную в целом ряде списков), сказание об убиении Г. под 5 сент. и память перенесения мощей (2 мая), без текста либо сопровождаемую разными вариантами краткого сказания ( Павлова Р. Сведения о Борисе и Глебе в южнослав. письменности XIII-XIV вв.//Palaeobulgarica. 1988. 4. С. 26-40; она же. Жития рус. святых в южнослав. рукописях XIII-XIV вв.//Славянска филология. София, 1993. Т. 21. С. 94-95). В серб. Кондакаре нач. XIV в. (в составе пергаменного сборника, переписанного мон. Равулой - ГИМ. Хлуд. 189) помещены кондак и икос на июльскую память Б. и Г. Сокращенная по сравнению с рус. списками служба на июльскую память Б. и Г. (скомбинированная со службой мц. Христине) содержится в ряде серб. служебных Миней кон. XIII - 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 156, 160; Сербия. б-ка мон-ря Высокие Дечаны. 32 - «Оливерова Минея»). Довольно часто Б. и Г. именуются в южнослав. рукописях (в памятях и заголовках текстов) «царями русскими» (или «рушькими»). Случаи посвящения им храмов в Болгарии и Сербии в ср. века неизвестны.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

Помимо Монемвасии влияние на живопись Китиры оказали и художественные традиции Крита. Кроме того, прослеживаются некоторые параллели с росписями храмов п-ова Мани. Архитектурные типы церквей на Китире не отличаются большим разнообразием (нет храмов типа «свободного креста» и с поперечным высоким нефом). К местным особенностям относится тип «купольного зала» с сомкнутым сводом, покрывающим все храмовое пространство и опирающимся на тромпы упрощенной формы: церкви прп. Никона в Загланикьянике (2-апсидная, построена до 1205, фрески XIII, кон. XIII и XVI в.), вмч. Димитрия Солунского в местности Камбаньяника (сер. XIII в., фрески сер. XIII, 2-й пол. XIII, XIV, XV и XVII в.) и др. Помимо ц. ап. Андрея в Ливади сохранилось еще неск. крестово-купольных храмов: 3-апсидная двухстолпная ц. ап. Петра близ с. Ареи (построена после 961, но не позднее 1205, фрески сер. XIII в. и отдельные изображения кон. XIII, XIV, XVI в. и 1795), ц. вмц. Варвары близ Палеохоры (без фресок), собор монастыря прп. Феодора Кифирского близ с. Логотетьяника (без фресок). Преобладают однонефные храмы с полуциркульным сводом: вмч. Георгия Победоносца в с. Дурьяника (1275); сщмч. Поликарпа Смирнского в местности Финикьес близ с. Логотетьяника, прп. Феодора Кифирского близ с. Ареи, свт. Николая Чудотворца в местности Молингатес близ с. Скуландрианика (все - XIII в., с фресками того же периода); Панагия Кира в местности Пенде-Пигадия (XIII в., с фресками XIII, кон. XIII и XIV в.); вмц. Варвары близ с. Киприотьяника (XIII в., с фресками кон. XIII в. и 1789); Преображения Господня близ с. Митата (кон. XIII в., с фресками того же времени); свт. Мирона в окрестностях Каламоса (XIV в., с фресками XIV и XVIII вв.); св. Иоанна Предтечи в местности Куси близ с. Митата (кон. XIV в., с фресками кон. XIV - нач. XV и XVIII в.); вмч. Георгия Победоносца на горе Палеокастро (XIV-XV вв., с фресками этого периода); вмч. Димитрия Солунского в Меса-Бурго (ок. 1400, с фресками того же времени); арх. Михаила в Палеохоре (1-й пол. XV в., с фресками того же времени); Св. Троицы в Меса-Бурго (1-я пол. XV в., с фресками того же времени и 1610); свт. Николая Чудотворца в местности Гония (XV в., с фресками того же времени); вмч. Георгия Победоносца Калудзиса в Меса-Бурго (XV в., с фресками XV, XVI и кон. XVIII в.); Преображения Господня на кладбище с. Митата (посл. четв. XV в., с фресками того же времени); Преображения Господня в крепости Като-Хоры близ Милопотамоса (кон. XV в., с фресками того же времени); вмч. Димитрия Солунского в Като-Хоре близ Милопотамоса (время постройки неизв., фрески кон. XV, XVI и XVIII в.); св. Иоанна Предтечи в крепости Като-Хоры близ Милопотамоса (1518, с фресками того же времени).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

Син. 840, 1-я треть XV в.; 838, 1386 г.; РНБ. Соф. 127, кон. XIII - нач. XIV в.; РГБ. Муз. 364, 1343 г.; Вол. 2, кон. XIV - нач. XV в.), «болгарскую» (РНБ. Соф. 125, нач. XV в.; 128, XIV в.; ГИМ. Син. 538, 1-я пол. XV в.) и «древнерусскую», т. е. смешанную (РГАДА. Тип. 73, XV в.; 78, кон. XIV- нач. XV в.; 80, 2-я пол. XII в.; 81, XV в.; 83, кон. XIV - нач. XV в.; ГИМ. Син. 837, 1369 г.) ( Лозовая. 2009. С. 75-82). Два древнейших древнерус. П. сохранились лишь фрагментарно: в Национальном музее во Львове им. митр. Андрея Шептицкого (Q. 404/31333, нач. XII в., 3 листа) и в Российской государственной б-ке (Ф. 178. 11074, 2-я пол. XII в., 1 лист). Особенностью П. (как и Шестодневов) было наличие особых циклов кратких припевов по 9-й песни канона, к-рые назывались похвалами и имели двойное посвящение - Пресв. Богородице и теме седмичной памяти ( Крашенинникова. 2006. С. 366-367). В древнерус. Студийско-Алексиевском уставе упоминания о П. известны только по поздним спискам (ГИМ. Син. 333, 1398 г.; 905, XV в.). Ряд канонов апостолам Петру и Павлу, св. Иоанну Предтече, Пресв. Богородице, помещенных в древнерусских (РНБ. Соф. 125, 128), болгарских (нижний слой палимпсеста Vat. Barber. gr. 388, XIII-XIV вв.) и сербских (РНБ. Q. п. I. 54, кон. XIII - нач. XIV в.; ГИМ. Увар. 521, нач. XIV в.) П., написан свт. Климентом Охридским († 916), имя к-рого содержится в акростихах 8-й и 9-й песней. Нек-рые особенности текстов этих канонов позволяют предположить, что формирование 1-й редакции слав. П. завершилось в Болгарии к 895-896 гг. Вероятно, именно эта редакция П. и др. разновидностей Октоиха распространилась в Др. Руси вскоре после ее Крещения, в Болгарии же - в X - 2-й трети XI в. Впосл. П. испытал влияние греч. студийской практики, и ряд песнопений свт. Климента был вытеснен канонами прп. Иосифа Песнописца ( Крашенинникова. 2006. С. 379-382). Лит.: Husmann H. Hymnus und Troparion: Stud. zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion//Jb. d. Staatl. Inst.

http://pravenc.ru/text/2578971.html

Первое и основное положение гласит: «Иисус Христос облек Петра первенством почета и управления во вселенской Церкви, т.е. поставил его главою оной» Положение это составляет исходный пункт всей системы; в нем замечателен этот прием папистов -мнимо-логическое, фиктивное восхождение от слабейших представлений к более сильным и содержательным: сперва первенство почета, затем рядом первенство управления во вселенской Церкви, и наконец главенство. Так Петр из первого апостола возводится в достоинство главы всех Апостолов и всей апостольской Церкви. Когда таким образом установлена точка отправления, вести дальнейшее построение системы становится легко; потому автор продолжает: «первенство свое Петр получил непосредственно от Самого Христа» (2-е пол.); «оно должно нескончаемо продолжаться в Церкви» (3-е пол.); «Петр был в Риме и учредил римское епископство и правил оным до своей кончины» (4-е пол.) «римские первосвященники, как преемники Петра в римском епископстве, наследовали его первенство в силу его божественного права, а не по какому-либо человеческому распоряжению, церковному или политическому» (5-е пол.); «власть первенства есть власть епископская, простирающаяся на всех во Христе правоверных и самих епископов (?)» (6-е пол.); «римский первосвященник, в силу своего первенства, обладает верховную властью над всеми епископами, даже во вселенском Соборе соединенными» (7-е пол.); «в силу опять первенства, ему подобает созывать соборы, председательству» (8-е пол.); «римский первосвященник, кафедрально (ex cathedra) дающий определения о вере и нравственности непогрешим, а его догматические приговоры, даже до выраженного согласия Церкви, вовсе не могут подлежать пересмотру» (9-е пол.); «это положение (будто бы) неопровержимо выводится из Священного Писания и Предания» (10-е пол.) и что «оно, наконец, «подтверждается и фактически, так как нет возможности указать на какого-либо римского первосвященника, когда-либо погрешившего в каком-либо определении, касающемся веры 170 (11-е пол.). Оборвите первую петлю этого хитроплетения, и оно распустится. Ложно начало, основанное на смешении понятий, ложен и вывод, так как он больше причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Микифору Рагозину, для посылки в Венев монастырь: 2 хлеба брацких, белуга, осетр, семга, 5 фунтов икры, четверик круп грешневых, 2 мерки снетков. Домовому конюху Гришке Козмину обиход всякой давать против его братьи. Мая 24, отпущено з дворецким Матвеем Григорьевичем Баскаковым в домовые подмосковные села обиходу: 6 хлебов брацких, 3 белуги, 3 осетра, 20 тешек межукосных, полпуда икры зернистой, 10 фунтов паюсной, 10 фунтов арменской, пол-ведра кавардаку, пол- связки вязиги, пуд семги, 2 спинки провесных, пол-осмины снетков, пол-осмины муки крупитчатой, пол-пуда масла коровья, пол-ведра конопляного, четверть ведра орехового, звено тешевое, осмину круп грешневых, фунт збитню, пуд соли, пол-осмины сухарей, четверик луку. Мая 25, дьяку Якову Никонову: теша, косяк мякотной, пуд икры арменской. Ивану Федорову сыну Еврееву на дорогу: хлеб брацкой, осетр, семга, 5 фунтов икры паюсной, четверик круп грешневых, 2 мерки снетков, что оп послан для правежу рублевых денег. Мая 28, велено домовых дворян, дву человек, да подьячего, которые у дровяной покупки, по воскресным дням и по праздником кормить, покамест они у того дела будут. В колодничью полату колодником, 25 человеком, на корм пол-третья хлеба, чалбуш осетрей. Мая 29, велено домовому портному мастеру Федке Обросимову обиход отпускать по прежнему. Обиход садовнику Елисейку Иванову на два человека июня по 17 число, а 17 числа по приказу дворецкого Матвея Григорьевича Баскакова обиходу отпускать не велено. Июня 3, мытные избы сторожам Ивашку Алексееву с товарыщи, для пропуску домовых покупных дров в плесо, осетр, 3 хлеба брацких. Межевшику Федору Калзакову: теша белужья, белуга подурлюшная, косяк мякотной, семга болшая, пуд икры паюсной. Июня 7, помесного приказу старому подьячему Ивану Иванову белуга, пол-пуда икры; да молодым подьячим, 2 человеком, по осетру, по 10 фунтов икры; а им быть по указу великого государя у межевшика. Земского приказу дьяку Матвею Власову белуга, пол-пуда икры арменской; того ж приказу старым подьячим Евтифею Урускову белуга ж, 10 фунтов икры; Гуру Чюрашеву белуга, семга 10 фунтов икры, от домовых дел за работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вадм Косниченко " За православие и самодержа­вие " . - Гдовская заря. 11.03.2001. (11322). Ветвеник - деревня в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области. Расположена на берегу Чудского озера. В Ветвенике находится церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.  Впервые упоминается в писцовой книге 7093-7095 (1585-1587) г.г. письма Григория Ивановича Мещанинова-Морозова и Ивана Васильевича Дровнина как центр Ветвеницкой губы Гдовского уезда. Судя по сохранившемуся краткому описанию Ветвеницкой губы, на Погосте на Ветвенике в то время уже находилась церковь Петра и Павла и и церковно-приходская школа. «Губа Ветвеницкая, а в ней деревни и пустоши монастырские и церковные розных монастырей и церквей. Рожества Пречистые Снетогорского монастыря: Погост на Ветвенике, да 8 деревень, да 5 деревень пусты, да 4 пустоши, да пустошь в пашню припущена, сошного писма в живущем пол пол пол чети сохи и 3 чети без полуосмины пашни, а в пусте пол сохи и пол пол пол чети сохи. Иванского девичья монастыря из Завеличья: дрв. на ручью пуста, в пусте 10 чети перелогу. Николского ж монастыря, что во Гдове, да Петра и Павла, что в Руднице, да Петра же святого, что в Кунести, да Петра святого, что на Ветвенике: пус. Дорошейки, всего 2 пустоши, сошного писма в пусте пол пол пол чети сохи и 5 чети без полуосмины перелогу. Никольского ж монастыря: четверть пустоши Городища, а 3 четверти в дворце, монастырские земли 3 чети перелогу. Петра и Павла, что на Ветвенике: четверть пустоши Подберезья, всего в четырех пустошах по четверти, а 3 жеребья тех пустошей в дворце царевны, в пусте 11 четвертей с полуосминою перелогу. Николская дрв. Незнано Поле, в пусте 14 чети»  (РГАДА, Ф.1209, Оп. 1, 355, л.л. 536об.-537об.; опубликовано: Псков и его пригороды. Кн. 1./Сборник Московского архива министерства юстиции. Т.5. М., 1913. С. 248. Текст приведён по редакции данного издания). В 1792 г. в Ветвенике взамен старой обветшавшей церкви была построена новая деревянная во имя Петра и Павла. 16 июня 1848 г. она сгорела. Вместо неё построили временный деревянный храм, который простоял достаточно долго, был обновлён и заново освящён 22 июня 1860 г. Каменная Петропавловская церковь, существующая в настоящее время, была отстроена в Ветвенике в 1903-1907 г.г. по проекту архитектора Н.Н. Никонова.

http://sobory.ru/article/?object=01040

В Лаконской Губе тоеж Николая Чудотворца из Изборска из-за стен деревня, что была пустошь Задорово-Дулого, а в ней крестьян во двору Игнашко Иванов; пашни пахотныя добрыя земли пол-осьмины; да перелогом 10 четвертей без полуосьмины в поле, а в дву по томуж; сена 15 копен. Пустошь Зуева Тимохи Павлова, пашни лесом поросло средней земли 12 четвертей в поле, а в дву по томуж; сена 30 копен; лесу непашенного полосмы десятины; и всего деревня, да пустошь, да деревни двор крестьянский, а людей тож; пашни пахотныя добрыя земли пол-осмины, да перелогом 10 четвертей без полуосмины да 12 четвертей; а всего пахотныя и перелогу и лесом поросло добрыя и средния земли 22 четверти, сена пять копен, непашенного полосми десятины; а сошного письма в живущем и пустом по пол-полчетверти сохи и три четверти с полуосминою пашни. А по государеву указу платить им в сошное письмо с живущего с четверика и с пол-пол-четверика пашни. В Пониковской Губе тоеж церкви Николая Чудотворца из Изборска изнутри города, пустошь Кривоносово, пашни перелогом и лесом поросло худыя земли 25 четвертей без полуосмины в поле, а в дву по томуж; сена две копны; лесу пашенного 5 десятин. Пустошь другая Кривоношково, пашни перелогом и лесом поросло худыя земли 15 четвертей без полу-осмины в поле, а в дву по томуж; и всего две пустоши пашни, лесом поросло худыя земли 37 четвертей с осминою; сена две копны; лесу пашенного пять десятин; а сошного письма в пусте пол-пол-четверти сохи. В Сенской Губе из Изборска Спаса да Николая Чудотворца изнутри города деревня, что была пустошь Грявища в луках, а в ней крестьянин во дворе Фока да Омелька Володимировы; пашни пахатныя средней земли две четверти, да перелогом и лесом поросло 11 четвертей с осминою в поле, а в дву по томуж; и всего пахатныя земли и перелогу 13 четвертей с осминою, сена пятнадцать копен, пашенного пол-третьи десятины, а непашенного 7 десятин с полудесятиною, в живущем и впусте 15 четвертей с осминою пашни; а по государеву указу платить в сошное письмо с живущего и с пол-пол-полчетверика пашни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Внутри храмов мы видим непривычные русскому глазу и также греческие верхние галереи. В этом отношении типична, например, икона Покрова Пресв. Богородицы новгородского письма XIV века в собрании И. С. Остроухова.Это зрительное впечатление подтверждается объективными данными. Родиной русского религиозного искусства в XIV и XV вв., местом его высших достижений является " русская Флоренция " - Великий Новгород. Но в XIV веке этот великий подъем религиозной живописи олицетворяется не русскими, а иностранными именами - Исаии гречина и Феофана грека. Последний и был величайшим новгородским мастером и учителем иконописи XIV века; величайший из русских иконописцев начала XV века, родоначальник самостоятельного русского искусства, Андрей Рублев был его учеником. Упомянутые греки расписывали церкви и соборы в Москве и в Новгороде. В 1343 г. греческие мастера " подписали " соборную церковь Успения Богородицы в Москве. Феофан грек расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 г., а в 1405 г. - Благовещенский собор вместе со своим учеником Андреем Рублевым. Известия о русских мастерах-иконописцах - " выучениках греков " - в XIV веке вообще довольно многочисленны [ 6 ]. Если бы в те дни русское искусство чувствовало в себе силу самому стать на ноги, в этих греческих учителях, понятно, не было бы надобности.Мы имеем и другие, еще более прямые указания на зависимость русских иконописцев конца XIV в. от греческих влияний. Известный иеромонах Епифаний, жизнеописатель преподобного Сергия, получивший образование в Греции, просил Феофана грека изобразить в красках храм св. Софии в Константинополе. Просьба была исполнена, и, по словам Епифания, этот рисунок послужил на пользу многим русским иконописцам, которые списывали его друг у друга [ 7 ]. Этим вполне объясняется нерусский или не вполне русский архитектурный стиль церквей на многих иконах XIV века, особенно на иконах Покрова Пресв. Богородицы, где изображается как раз храм св. Софии.Теперь всмотритесь внимательнее в иконы XV и XVI веков, и вас сразу поразит полный переворот.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1235...

ц. Панагия Кера в Амари, построенная на месте купольной церкви XIII в. (юж. фасад с гербом семьи Каллиергис - XV в.). Малочисленны сохранившиеся крестово-купольные храмы: руины 4-столпной ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Патсос (XI-XII вв., перестроена в XIV в.; остатки фресок XIV в. ныне частично перенесены в ц. вмц. Екатерины в Ираклио), небольшая ц. вмц. Параскевы близ мон-ря Асоматон типа «свободного креста» (предположительно XIII в., восстановлена в XV-XVI вв.; росписи с изображениями Феодора и Георгия Хортатисов - участников борьбы с венецианцами в 70-х гг. XIII в.). В диме Айос-Василиос в основном однонефные церкви: св. Ирины, вмч. Георгия и св. Марины в с. Мурне (во всех фрески XIV в.; в ц. вмч. Георгия - «Мученичество вмч. Георгия», «Страшный Суд», «Св. врач Диомид» и др.), ап. Иоанна Богослова в с. Кисос (XIV в., фрагменты фресок 2 периодов), Христа Спасителя в Спили (фрески кон. XIV в.), св. Фотинии близ с. Керамес (фрески нач. XV в.). Большую редкость для Крита составляют фрески с циклами сюжетов из кн. Бытие, сохранившиеся в притворах однонефных церквей - Преображенской близ с. Акумия (фрески 1389 г., в т. ч. портреты членов семьи ктитора Мануила Кудумниса) и Панагии в с. Диблохори (фрески 1417 г.). Монастырь Асоматон и ц. св. Архангелов. XIV в. Монастырь Асоматон и ц. св. Архангелов. XIV в. Один из крупнейших крестово-купольных храмов в митрополии - епископская 4-столпная ц. Пресв. Богородицы Лампини в с. Ламбини с выступающими сев. и юж. рукавами креста (кон. XII - нач. XIV в.; звонница XVIII в.) и росписями кон. XII, XIII, 1-й пол. XIV в. (в куполе - изображение Христа Пантократора). Многочисленные памятники архитектуры сохранились на территории совр. дима Сфакья на берегу Ливийского м., иногда в труднодоступных местах. В вост. части, близ венецианской крепости св. Никиты (Франгокастело) (1371-1374), расположены бывш. мон-рь св. Харалампия (на месте раннехрист. базилики св. Харалампия и ап. Иоанна Богослова с напольными мозаиками) и ц. св. Никиты (фрески 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2462595.html

II. Славянские. Известны 2 перевода на слав. язык сочинений Д. Г. 1-й был выполнен, возможно, на Руси не позднее XIII в., 2-й - в XIV в. в Болгарии (вероятно, в рамках тырновской переводческой школы). 1. Перевод Поучений Д. Г., выполненный на Руси, представлен в 2 списках: ГИМ. Чуд. 164 (XIV в.; см. также: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 224) и Hamilton 381 (XIII-XIV вв.) Берлинской гос. б-ки ( Христова. 2001. С. 47-50). Перевод не имел особенного распространения и, по всей видимости, в XIV в. был вытеснен среднеболг. переводом. 2. Южнослав. (среднеболг.) перевод представлен в многочисленных болг., серб. и рус. списках XIV-XIX вв. Порядок расположения сочинений Д. Г. в этих списках тождествен порядку в рукописи Coisl. 260 (XI в.), принадлежащей к «студийской» группе греч. рукописной традиции и содержащей все известные к наст. времени послания Д. Г. (SC. 92. P. 100; за исключением пролога «О двух Дорофеях и двух Варсонофиях»): «Послание к брату», Житие прп. Досифея, Поучения 1-15, 22, 23, 16, 17, 18, 19, 20, Послания 1-8 (нумерация по изд. Ж. П. Миня.- Авт.). В 2 старших списках южнослав. перевода: болг. РНБ. Погод. 1054 (сер. XIV в.) и серб. сборнике Рильского мон-ря НМРМ. 3/11, т. н. Феодосиевой Лествице (1364),- Поучения Д. Г. следуют за «Лествицей» прп. Иоанна Лествичника . Древнейшим списком, содержащим полный корпус сочинений Д. Г. отдельно от «Лествицы», является рукопись, хранящаяся в Бодлианской б-ке в Оксфорде (Bodl. Crom. 4; 2-я пол. XIV в.). Оксфордской рукописи тождественны 2 серб. списка: Пловдивская Народная б-ка. 103 (XIV в.; содержит следы болг. правописания) и РГБ. Сев. 37 (1468) (XV в.; без начала). Все 3 рукописи содержат вслед за Поучениями Д. Г. еще 3 кратких текста. Совпадения в орфографии между оксфордской рукописью и пловдивским списком позволяют предположить либо происхождение этих рукописей от одного болг. протографа, либо прямую зависимость пловдивской рукописи от оксфордской ( Христова. 2001. С. 45). К старшим спискам следует также отнести сохранившийся не полностью, разделенный кодекс (3-я четв. XIV в.), написанный известным хиландарским книгописцем сер.- 3-й четв. XIV в. «таха монахом» Марком: одна часть кодекса находится в Твери (ТГОМ. Инв. 3062), другая - в Софии (Дуйчев. Cod. D. Slavo 16) ( Турилов. 2004-2005. С. 132-133; время и обстоятельства разделения неизвестны).

http://pravenc.ru/text/180299.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010