б) Но так как у самих составителей иконописных подлинников часто встречаются грубые ошибки в исторических показаниях от недостатка исторического образования их, как между прочим увидим сие ниже в исследовании о времени кончины иконописцев Даниила и Андрея: то это же самое могло случиться и здесь; именно: первым составителем подлинника мог быть в XVII веке поставлен год кончины Андроника 6982 (1474). Есть тому и основание: в некоторых древних актах встречается имя игумена Андроника, который в 1472 г. июня 2-го был свидетелем завещания Александра Белеутова в Москве. 171 Равным образом единогласное ошибочное показание как в Книге глаголемой о российских святых, так и в подлинниках иконописцев указывает более на ошибку оригинала. Во всяком случае так как истина одна, а ошибок против нее может быть много и от весьма различных причин, то мы не решаемся признать год кончины святого Андроника 1374 только по исправлению вследствие догадок за несомненный. И это тем более, что святый Иосиф Волоколамский, также один из ближайших и древнейших писателей в отношении к обители Андроника, переписывавшийся с андрониковским архимандритом Митрофаном около 1500 г. и, без сомнения, посещавший в Москве Андроников монастырь, говорить в своей духовной грамоте (10-й), что с блаженным Андроником жили ученики его Даниил иконописец и ученик сего последнего Андрей, умершие, как увидим после, около 1427 года. Если предположить, что преподобный Андроник скончался в 1374 году, а они поступили в число братства до кончины его за 5 лет и младшему из них Андрею было не более 15, 172 а учителю его Даниилу не более 25 лет: то иконописцу Андрею Рублеву при кончине Андроника было в 1427 году 73 года, а Даниилу 83 года, между тем они в житиях преподобных Сергия и Никона хотя и представляются седовласыми старцами, но еще были совершенно способны к иконописным занятиям, требующим смелости и довольной крепости сил при расписывании стен, столпов и сводов в церквах. Так как свидетельство святого Иосифа Волоколамского о Данииле и Андрее дает им, особенно же Даниилу, большую старость, если признать годом кончины Андроника 1374; так как, с другой стороны, в сборнике Анфимовом, переписанном в 1404 году при игуменстве Саввы, монастырь называется уже Андрониковым, какая честь дается и давалась обыкновенно основателям монастырей не вдруг и после их блаженной кончины: то естественнее, кажется, предположить, что преставление его последовало в средний промежуток времени между 1374 и 1404 годами. Во всяком же случае святый Андроник преставился 13-го июня не раньше 1374 и не позже 1404 года. 173 О времени преставления святого Саввы

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Обычай принимать елеосвящение всеми верными однажды в год восходит к практике Великой церкви. Существование в России после XV в. обычая «общего маслоосвящения» в Великий Четверг (или Субботу) заставляет предположить его существование и в XI–XIV вв., однако документально это не подтверждается. В тесной связи с таинством елеосвящения стоят «молитвы за болящия», встречающиеся в Служебниках (напр., XII в. ГИМ. Син. 604). В их число входят и несколько молитв из чина елеосвящения. Известно о существовании в XI–XIV вв. некоторых других чинов и последований поми-мо таинств. Часть из них совершается и в наши дни. Это такие последования, как пострижение в монашество (см. Постриг), погребение, освящение храмов, причащение больных, великое и ма-лое освящение воды (см. Водоосвящение). Чины их мало отличаются от современных. С другой стороны, существовали некоторые чинопоследования, впоследствии Русской Церковью забы-тые, напр. чин омовения трапезы в Великий Четверг. Кроме того, от XIII–XIV вв. сохранилось немало молитв на различные случаи. 4. Литургические реформы кон. XIV – нач. XV в. Рубеж XIV–XV вв. отмечен большими изменениями в государственной и церковной жизни Руси. Впервые после полутора столетий монголо-татарского владычества возрождение церковной культуры, прежде всего письменной, стало возможным. Образцом были афонские мон-ри, совершавшие богослужение по Иерусалимскому уставу и выработавшие сложный чин литургии, записанный в 1-й пол. XIV в. афонским монахом, впосл. Патриархом К-польским Филофеем Коккином († 1379). Второе южнославянское влияние. Русские книжники стремились обновить письменность, исправить тексты библейских и богослужебных книг, привести их язык в соответствие с некоторой нормой. При этом они, конечно, учитывали происшедшие в православном мире литургические изменения. Переход православных Церквей (К-польской – в XIII в., Сербской и Болгарской – в 1-й пол. XIV в.) на богослужение по Иерусалимскому уставу не мог не сказаться на богослужении Русской Церкви. Иерусалимский устав вместе с корпусом богослужебных книг в южнославянских переводах был принесен на Русь и в XV в. в течение короткого времени стал доминирующим в богослужении. Кроме Иерусалимского устава в кон. XIV в. на Руси распространялись переводы связанных с ним «Устав священнослужения» и «Устав Божественной литургии» Патриарха К-польского Филофея (Коккина) (см. Диатаксис Филофея), унифицировавшие порядок совершения вечерни, утрени и Божественной литургии. Распространение на Руси богослужебных книг в болгарской редакции XIV в. дает основание называть 2-ю пол. XIV – нач. XV в. периодом второго южнославянского влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

за уничтожением оной Штат сей тогда же приписан к Духовской с Усохи. ВОСКРЕСЕНСКАЯ в Домантовой стене построена и освящена 1З94 года; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем вместо Георгиевской, в наличности тогда не оказавшейся, а после пожара 1788 года упразднена. БОГОЯВЛЕНСКАЯ со Кстовы в Бродах за Петропавловским нынешним Собором ко Пскове реке построена каменная 1З97 года; в 1701 году занята под Крепостное укрепление; в 1710 разрушена от взрыва пороха, но перестроена, и по Штатам 1764 положена с окладным жалованьем, а в 1786 году упразднена. ПОКРОВСКАЯ в Домантове стене над Рыбницким рядом каменная между Церквами Рождества и Святаго Духа основана 1З98 года; в 16 столетии учреждена быть Собором, а в 1701 году засыпана для Крепостных укреплений. МИХАЙЛОВСКАЯ в женском Монастыре основана в 1З98 году. СТЕФАНА APXIДUAKOHA в Мирожском Монастыре построена 1404 года; перестроена каменная в 1546 году. НИКОЛАЕВСКАЯ на Взвозе построена 1404 года; по Штатам 1764 положена была с жалованным окладом: но до оных еще уничтожилась, а на место ее в Штат поставлена Власьевская. СВЯТОГО НИКОЛАЯ над греблею к стене над Рыбницким рядом построена была 1404 года. В 1417 году учреждена быть Собором. СВЯТОГО АФАНАСИЯ построена одним днем 1407 года; перестроена каменная в 1483 году. СВ. МУЧЕНИЦ СОФИИ, ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВЕ построена каменная 1415 года. ВАРВАРЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ на Усохе строена 1420 года. СПАССКАЯ деревянная на месте первоначальной Власьевской на площади построена во время мору одним днем 1420 года. БОРИСОГЛЕБСКАЯ возле Петропавловской, на месте коей выстроена в 1819 году Казанская, построена была 1453 года; с 1786 года приписана к Петропавловскому Собору. СПАССКАЯ на торгу перестроена 1434 года; в 1453 году учреждена быть Собором и перестроена каменная в 1543 году. СВ. АФАНАСИЯ в Домантове стене (Каменная перестроена 1438 года) ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ у Старого Костра (Каменная перестроена 1438 года) ПОХВАЛЫ БОГОРОДИЦЫ с Полонища на Романове Горке построена деревянная 1442 года; в 14б2 году учреждена быть Собором; в 1466 построена каменная; по Штатам 1764 года положена с жалованным окладом; но в 1786 году упразднена.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Михаила в Принесе, 1410), свящ. Георгий Партзалий (ц. вмч. Георгия Победоносца в Каламьосе, 1441), Ксенос Дигенис из Мореи (ц. св. Отцов в Апано-Флория, 1470, в росписи участвовал еще один мастер - Ibid. P. 216), Георгий Проватопул (церкви вмч. Георгия Победоносца в Кустойерако (1488), вмч. Георгия Победоносца в Като-Флория (1497), прп. Онуфрия в Камбаносе (кон. XV в.)). От XIV-XV вв. сохранилось значительное количество памятников монументальной живописи, при этом большое число церквей в этот период украшены фресками в исторической обл. Селинон, особенно в окрестностях Канданоса. Наиболее интересные фресковые ансамбли представлены в следующих храмах: мучеников Кирика и Иулитты на территории древнего Лисса (до 1306, в зап. манере), св. Зосимы в Ахладиакесе (1-й слой росписей в алтаре нач. XIV в., 2-й слой - 60-х гг. XIV в.), арх. Михаила в Вати (по мнению К. Ласситиотакиса, 1-я четв. XIV в.- Λασσιθιωτκης Κ. Ε. Δο κκλησες στ Νομ Χανιν//ΔΧΑΕ. 1962. Τ. 2. Σ. 9-56; согласно Биссингеру, после 1350 (?) - Bissinger. 1995. S. 102), вмч. Георгия Победоносца в сел. Цуруниана (1327), ап. Иоанна Богослова в Асфендилесе (ок. 1330), равноап. Константина в Вутасе (ок. 1340), свт. Иоанна Златоуста в Саракине (1343 или 1346), великомучеников Феодоров в Мертесе (1344, от здания XIV в. сохр. только вост. стена, включенная в позднейшую постройку), Пресв. Богородицы Миртиотиссы в Ефире близ сел. Племениана (1-я (?) пол. XIV в.), свт. Николая Чудотворца (пристроенная к ц. вмч. Георгия Победоносца) в Анидри (сер. XIV в.), прмц. Параскевы Римской в Тополии (50-е гг. XIV в.), мч. Маманта в Лофосе близ Канданоса (1355/56, от здания XIV в. сохр. только сев. половина), Спасителя в Айия-Ирини (1357/58), прмц. Параскевы Римской в Трахиньякосе (1362), Спасителя в Вутасе (60-е гг. XIV в.), вмч. Георгия Победоносца в Эпископи (2-я пол. XIV в.), вмч. Димитрия Солунского в Платанесе (1372/73), прмц. Параскевы Римской в Китиросе (1372/73), св. Апостолов близ Дриса (1382-1391), прп. Антония Великого в Суйе (1383), арх.

http://pravenc.ru/text/1841123.html

Юстинианом были предприняты шаги для окончательного искоренения остатков язычества. В 529 году он закрыл знаменитую философскую школу в Афинах. Это имело преимущественно символическое значение, так как к моменту события эта школа утратила лидирующее положение среди образовательных учреждений империи после основания в V веке при Феодосии II Константинопольской школы. Иоанн V Палеолог – византийский император с 1341 по 1376 и с 1379 по 1391 гг. Во время правления Иоанна V турки направили все свои усилия к завоеванию Балканского полуострова. В 1357 г. они овладели Галлиполи, в 1361 г. – Адрианополем, который становится столицей турецких владений на полуострове; в 1368 г. султану Мураду I подчиняется ряд городов Малой Азии и турки оказываются под стенами Константинополя. Под давлением обстоятельств Иоанн Палеолог едет в Рим, где торжественно исповедует веру по латинскому обряду; тем не менее помощи с Запада оказано не было. Иоанн был вынужден подписать с турками унизительный договор, по которому он отказывался от оказания помощи сербам и болгарам в сопротивлении османской экспансии. Также он обязан был оказывать османам поддержку в борьбе с их турецкими соперниками в Малой Азии став, фактически, вассалом Мурада I. Новый османский султан Баязет I потребовал от Иоанна не только уничтожения вновь возведенных укреплений Константинополя, но и участия в его военных походах (византийский отряд в 12 тысяч человек) против непокорных малоазийских городов. Тамерлан (Тимур; 1336–1405 (Temür,Tmr) – железо) – один из великих мировых завоевателей, сыгравший заметную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии и Кавказа. Выдающийся полководец, эмир (с 1370). Основатель империи и династии тимуридов, со столицей в Самарканде. Предок Бабура – основателя Империи Великих Моголов. В 1400 г. Тамерлан начал войну с османским султаном Баязетом и с египетским султаном Фараджем. В 1400 г. Тимур взял Сивас в Малой Азии и Халеб (Алеппо) в Сирии (принадлежавшей египетскому султану), в 1401 г. – Дамаск. Баязет был разбит и взят в плен в знаменитой битве при Анкаре (1402). Тимур разграбил все города Малой Азии и даже Смирну, принадлежавшую иоаннитским рыцарям. В 1403 г. западная часть Малой Азии была возвращена сыновьям Баязета, в восточной были восстановлены низложенные Баязетом мелкие династии. В 1404 г. Тимур вернулся в Самарканд и тогда же предпринял поход на Китай, но неожиданно заболел и умер в начале 1405 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Как бы то ни было, только исполняя требования Витовта, Киприан снял епископский сан с Антония и послал его в Москву, в Симонов монастырь. По Никоновской летописи, митрополит не считал епископа виновным и снял с него сан, только не находя возможным отказать Витовту в его требовании. Отсылая Антония в Москву, и повелев ему жить в Симоновом монастыре, «приказа его покоити всем и никакож ни в чем не оскорбляти, точию из монастыря не исходити». Но летопись Троицкая передает дело так, что, будто, Киприан считал Антония виновным, она говорит под 1404 годом: «того же лета Киприан митрополит Антония, епископа Туровьского, сведе со владычества его по повелению Витовту и отъя от него сан епископский и ризницу его и клобук его белый, а источники и скрижали его спороти повеле, и приведе от Турова на Москву и посади его в кельи в монастыре, иже на Симонове». Во время пребывания Киприана в Литве в 1405 г. имел место съезд Ягайло и Витовта. На съезд государей явился и митрополит и, по словам наших летописей, прожил у них в великой чести две недели, «и дариша его и бояр его и слуг его». Как видно, Киприан действительно был в очень хороших отношениях с Ягайлом и Витовтом, но искал ли он этих очень хороших отношений для пользы православия в Литве или наоборот, потому имел их, что не слишком заботился о православии, решить это трудно и мудрено... В 1371 году был поставлен отдельный Галицкий митрополит, по просьбе короля польского, с тем, чтобы Русь, подвластная Польше, имела своего особого митрополита. А так как в 1371 году была подвластна Польше не только Галиция, но и часть Волыни, то и митрополия Галицкая, тогда открытая, обнимала не только Галицию, но и часть Волыни, именно, из этой последней к ней принадлежали тогда епископии Владимирская и Холмская. После 1371 г., с гражданским переходом этих епархий под власть Литвы, и в церковном отношении они перешли под власть митрополита московско-литовского, епископ Владимирский был подведомым Киприану в 1393 г. епископ Холмский был подведом ему в 1405 г. Положение православных в Галиции было очень печальным – католики вели деятельную и успешную пропаганду; в православном духовенстве, вследствие долговременной незамещенной митрополичьей кафедры, появились даже священники-самозванцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Этот белокаменный бесстолпный одноглавый храм с пристенными опорами мог быть по ширине 8 м. В 1404 г. рядом с ним сербом Лазарем были поставлены «часы чюдны велми и с луною» (Московский летописный свод кон. XV в.//ПСРЛ. Т. 25. Л. 325об.). Именно этот собор был расписан в 1405 г. Феофаном Греком , Прохором с Городца и прп. Андреем Рублёвым . Слова Троицкой летописи (нач. XV в.) «не ту, иже ныне стоит» считают дополнительным указанием на существование в 1405 г. каменного здания на месте собора, к-рый будет построен в 1416 г. каменная ц. Благовещения была создана (вероятно, освящена) «на Москве, на великого князя дворе», согласно Львовской летописи, 18 июля 1416 г. Если Воронин сомневался, то др. исследователи признали достоверность этого сообщения и полагали, что в 1416 г. по велению вел. кн. Василия Димитриевича бесстолпный храм был разобран по подклет, а его стены внутри и снаружи обложены новой кладкой. Мастера также разобрали апсиду, возвели подклетную часть алтаря, выкладывая основания под боковые апсиды глухой кладкой. На таком подклете возвели четырехстолпный трехапсидный храм 1416 г. (Алешковский, Альтшуллер). Его белокаменная кладка была обнаружена в основании опор существующего собора. Западная паперть Следующий этап строительной истории собора связан с внуком вел. кн. Василия I Димитриевича, вел. кн. Иоанном III. В 1482-1483 гг. собор начали разбирать и, как при строительстве здания 1416 г., разобрали «по казну и по подклет». Судя по сообщению летописи, уже до 1482-1483 гг. к собору примыкало сооружение, в к-ром хранилась великокняжеская казна. Воронин предполагал, что казна находилась под галереей собора вел. кн. Василия Димитриевича. Согласно Львовской летописи, собор в 80-х гг. XV в. строили псковичи, вызванные в Москву вел. кн. Иоанном III после падения второго Успенского собора (1472-1474). Летописная статья, следующая за рассказом о приезде псковичей в Москву, перечисляет все их московские постройки, среди к-рых ц. Св. Троицы (Св. Духа) в Троице-Сергиевом мон-ре, ц. свт. Иоанна Златоуста (Златоустовского мон-ря), ц. Сретения на Поле, ц. Ризоположения на Митрополичьем дворе и Б. с. Статья помещена под 1474 г., но указанные в ней храмы строились с 1476 по 1489 г., и в погодных записях об их возведении уже не содержатся упоминания об участии псковских зодчих. Это обстоятельство, как и особенности архитектуры построек, вызвали сомнения у П. Н. Максимова, указавшего на возможную неточность летописного рассказа о псковском строительстве в Москве.

http://pravenc.ru/text/149295.html

XV) Константин IV Димитриевич, восьмой и самый младший сын Димитрия Иоанновича Донского, Великого Князя Московского и святой княгини Евдокии Димитриевны Суздальской, родился 14 или 15 мая 1389 г. По завещанию Великого Князя Димитрия Донского († 19 мая 1389 г.) Углич перешел к старшему брату Константина, князю Петру Димитриевичу, который по «душевной грамоте отца» должен был наделить и наделил этим городом младшего брата своего, младенца Константина Димитриевича (значит последний владел Угличем между 1389 и 1405 годами). Великий Князь Василий II Димитриевич взял Углич у Константина и по договору 1405 г. отдал его князю Владимиру Андреевичу Храброму – Донскому († 1410 г.), который, по завещанию, передал Углич своим сыновьям («на полы»), князьям Андрею и Василию; но Великий Князь Василий II Димитриевич отнял у Владимировичей Углич и отдал его опять князю Константину, который и владел им (после 1410 г.) по 1419-й год: в сем году Углич снова отобран был в собственность Великого Князя; в 1425 г. 27 февраля Великий Князь умер и Углич перешел к князю Василию Владимировичу и состоял за ним до смерти, т. е. до 1427 г.; после сего, т. е. в 1427 г., Углич был во владении жены Василия Иулиании Михайловны; но после этого года Углич был захвачен Юрием Димитриевичем Шемякою; в 1432 г. Углич снова находился в руках князя Константина до его смерти, т. е. до 1434 года. Князь Константин Димитриевич был женат на княжне Анастасии (будто-бы Ростовской, умершей в октябре 1419 г.) и имел от нее сына, князя Симеона (о нем ничего неизвестно); † по некоторым сведениям 13 августа 1433 г., a по другим 9 мая 1434 г. в иноческом сане с именем Кассиана и погребен в Московском Симоновом монастыре. Василий II Димитриевич, Великий Князь Московский; он взял Углич у брата своего Константина Димитривича и в 1405 г. по договору передал его князю Владимиру II Андреевичу Храброму. После 1410 года вскоре взял Углич у сыновей Храброго и отдал его брату Константину, а в 1419 г. снова отобрал Углич у Константина в свою казну и владел им до своей смерти, последовавшей 27 февраля 1425 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ок. 1405 г. И. Х. обучал Марка Евгеника . Кроме него учениками И. Х. в разное время были митр. Никейский Виссарион , Георгий Палеолог Кантакузин, Мануил Палеолог Асанопул; между 1415 и 1431 гг. учеником И. Х., вероятно, был патриарх К-польский Геннадий II Схоларий ( Hunger. 1969. S. 18). В 1405-1406 гг. мон. Нафанаил, врач госпиталя при мон-ре Иоанна Предтечи в К-поле, поручил И. Х. отреставрировать рукопись VI в. медицинского трактата Диоскорида (Венский Диоскорид; Vindob. Med. 1). Ко мн. изображениям лечебных растений в рукописи И. Х. заново написал пояснения. Возможно, И. Х. был одним из учителей медицинской школы при этом госпитале (см.: Культура Византии. Т. 3. C. 405). В 1407/8 г. И. Х. приступил к составлению сочинения дневникового типа, к-рое Х. Хунгер, обнаруживший этот автограф И. Х. в Национальной б-ке Австрии (Vindob. Suppl. 75) и издавший его ( Hunger. 1969. S. 54-63, 138-242), условно назвал «домашней книгой» (Hausbuch). Это сочинение отражает многообразие интересов И. Х.: содержит фрагменты философских, риторических, математических сочинений античных авторов, среди к-рых схолии к аристотелевской «Логике», извлечения из «Начал» Евклида и различные математические задачи. Напр., для вычисления квадратуры круга И. Х. использует текст Гиппократа Хиосского, дополненный извлечениями из комментария Симпликия к аристотелевской «Физике». В «домашнюю книгу» помещены также черновики писем разным адресатам (в т. ч. имп. Мануилу II Палеологу ), среди к-рых 2 описания болезней И. Х. (в 1404 и 1407), а также стихотворения автора. Глубокое знание астрономии демонстрируют расчеты солнечного затмения 7 июня 1415 г. ( Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 256). В столице И. Х. посещал публичные «театры» имп. Мануила II Палеолога, где в присутствии образованной публики читались философские и риторические произведения. Эти мероприятия заслужили похвалы И. Х., высоко ценившего проявляемое т. о. почтение к «мудрости, сопряженной с добродетелью» ( Медведев. 1997. С. 25). Сложно точно определить время, когда И. Х. начал церковную карьеру. Его последняя подпись как нотария датируется 1415 г., а в 1431 г. он упомянут Виссарионом Никейским как Игнатий, митр. Силимврии. Существует еще одна рукопись, созданная между 1415 и 1431 гг. и подписанная иером. Игнатием Хортазменом. Как большинство архиереев того времени, И. Х. проводил больше времени в К-поле, чем в своей митрополии. Будучи уже митрополитом, И. Х. собственноручно переписывал минеи, используя для этой цели палимпсесты . В Британской б-ке хранится палимпсест, содержащий февральскую минею (Lond. Brit. Lib. Add. 31919), датированный 4 апр. 1431 г., с автографом-посвящением И. Х.: «Церкви самой бедной и самой маленькой из всех» ( Hunger. 1969. S. 18). Виссарион Никейский упомянул, что И. Х. одобрительно относился к унии Церквей.

http://pravenc.ru/text/471546.html

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIb. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми. Хотя летописных сведений о строительстве в Саввино-Сторожевском монастыре каменного Рождественского собора не сохранилось, чаще всего в литературе называется вполне " безусловная " дата освящения храм - 1405 год. В 1389 году Дмитрий Иоаннович завещал своему сыну Юрию " Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами " . В Звенигородском княжестве он затеял великое строительство. Уже в 1390-х годах здесь вырос удивительный Успенский собор на Городке. Следом настал черёд " собственного " монастыря. В это время в осиротевшей после кончины преподобного Сергия Радонежского Троицкой обители настоятельствовал Сергиев ученик и постриженник преподобный Савва Сторожевский. Князь Юрий Звенигородский, крестник " игумена земли Русской " , часто бывал в монастыре и, поражённый святостью жизни преподобного Саввы, выбрал его, как обычно утверждается, в качестве духовного отца, пожелав иметь святого всегда рядом с собой. Князь молил преподобного, " да пребудет у него, и да созиждает монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи " . Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришёл в Звенигородский удел, основав в нём обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм. Однако князя Юрия, щедро благотворившего Саввину монастырю, не устраивала маленькая, неприметная обитель; в " его " монастыре, по княжьему мнению, должна была красоваться каменная церковь. Учитывая, что преподобный Савва отошёл ко Господу в 1407 году и, согласно ряду свидетельств, был погребён уже в новом каменном храме, исследователи " выводят " 1405 год как наиболее вероятную дату освящения Рождественского собора Саввинской обители.

http://sobory.ru/article/?object=11788

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010