Симонов монастырь закрыли в 1923 г. В январе 1930 г. Успенский собор вместе частью других монастырских построек был взорван. Историки и реставраторы пытались спасти этот памятник, указывая на его древность и обнаруженные в соборе фрески XV в., но – безуспешно. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Успенская церковь была заложена и названа так в честь победы на р. Вожже, как справедливо полагает Л.И. Ивина. Так, в 1379 г. посредине монастырского двора началось значительное каменное строительство. Владимир Григорьевич Ховрин начал строить в Симоновом монастыре массивный каменный собор Успения Богородицы: «церковь большую каменную и кельи многие», строительство завершилось через четверть века в 1405 г. В 1379-1405 гг. в монастыре был выстроен каменный храм Успения. Он был первым храмом в Симоновым монастыре. Этот большой каменный собор, датируемый 1397-1405 гг., был редким зданием в Москве и стал главным храмом монастыря. Главный собор монастыря принадлежал к числу немногих наиболее ранних памятников московского зодчества. Он был большим, высоким, одноглавым, высился на массивном белокаменном подклете и весьма изукрашен по-итальянски. Из летописи узнаем о частичном разрушении и ремонте каменной церкви в 1476 г. Летопись указывает на архитектурное изменение, которое претерпел собор: “ Гром … сразил верх с каменной церкви по шейные окна, и по (в) церкви ходи много мосту рвало, и стену у передних дверей поразило насквозь, и иконы побило». На основании этого отрывка можно уверенно говорить, что собор в cepeдuheXV в. имел высокий иконостас. Купол собора был разрушен: произошло падение церковной главы. В 1477 г. купол был заменен новым. Собор монастыря ремонтировал итальянский зодчий, но не Аристотель Фьораванти, по образцу Успенского собора в Кремле. Строительство производилось на средства В.Г. Ховрина, видного московского боярина. Согласно записи в книге, он «в дому Пречистые Богородицы и на Симонове поставил церковь кирпичную Преображение Спасово, да в пределах Собор Архистратига Михаила, да Николы Чудотворца, с колокольницей».

http://sobory.ru/article/?object=39881

монастырь восстановлен. В 1839 г. выстроена колокольня – второе по высоте здание в Москве, в 44 сажени: храм Спасителя имеет 48 саж., а колокольня Ивана Великого 37 ½ саж. Архитектором был К. Тон, средства оставил по завещанию купец Иван Игнатьев. Церковь на колокольне освящена во имя Иоанна Цареградского и Александра Невского. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. О постройке каменного собора во имя Успения Пресвятой Богородицы в Симоновом монастыре текст с небольшими различиями помещен в нескольких летописях: «1405 г. (6913) Тоя же осени Октября 1 священа бысть церковь камена на Симанове, Успение святыа Богородица, юже основа Феодор архимандрит, а съвръши князь великии Василей Дмитриевич, асвящена по первом основании в 26-е лето». Довольно продолжительное строительство симоновского собора историк А.С. Подъяпольский, связывавший появление в 1380 году храмов - церкви св. Троицы в Серпухове и кафедрального храма Успения Богородицы в Коломне - с обетным строительством по случаю победы в битве на Куликовом поле, объясняет внезапным обрушением коломенского храма: «Незадолго до предполагавшегося освящения к празднику Успения Богородицы эта церковь в июле 1380 г. «уже свершения дошедши... падеся», как сообщает летопись. Такое могло произойти из-за ошибок и некомпетентности строителей при форсированных сроках строительства. Заложенная в том же 1380 г. «по первом основании» каменная церковь Успения на новом Симонове была строительством прекращена и достроена только через четверть века, в 1405 г.». По предположению исследователя, все три храма были одного типа - четырёхстолпными, с хорами и приделом «на полатех» во имя небесного патрона их ктитора и были построены одной артелью митрополита Киприана. В.В. Пассек, как и К. Тромонин, писал, что церковь строилась «преимущественно на иждивении вкладчика Григория Ховрина и самого Великого Князя Василия Димитриевича, свершена в 1405 году, и освящена при Архимандрите Иларионе, Московским Митрополитом Киприаном, того же года, Октября 1, в день Покрова Пресв.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Фрески Рождественского собора Саввина Сторожевского монастыря недостаточно обследованы; они относятся, по всей вероятности, уже к середине XV в. 25 2. Второй период жизни и творчества Андрея Рублева (1405–1425 гг.) В 1405 г. Андрей Рублев, как известный уже великому князю мастер-иконописец, привлекается к почетной работе по украшению живописью Благовещенского собора в Кремле, служившего домовой церковью Василия Дмитриевича. Собор этот, носивший в те времена название «соборной церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы на сенях», начал строиться около 1393 г. и был закончен постройкой около 1397 г. Относительно работ по его внутреннему украшению в Троицкой летописи, сгоревшей, как известно, во время московского пожара 1812 г., было записано следующее: «Тоя же весны почаша подписывати церковь каменную Святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит; а мастеры бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца да чернец Андреи Рублев, да того же лета и кончаша ю» 26 . Как указывает В.Н. Лазарев, на языке летописей «подписывать церковь » означало не только расписать стены, но и написать иконы для иконостаса. Андрей Рублев, хотя имя его и поставлено на третьем месте, принимал участие в написании икон, относящихся к деисусному чину; это очевидно из летописного свидетельства о московском пожаре, бывшем в июне 1547 г., когда «загореся церковь на царском дворе Благовещение златоверхая, деисус Андреева писма Рублева, златом обложен, и образы, украшенны златом и бисером многоценны...» 27 . Пожар этот причинил очень большой ущерб, как видим это из следующей записи: «Был по грехам нашим пожар в сем царствующем граде Москве и все освященные церкви и честные иконы и царский двор и многая стяжания и посады огнем погорели. А государь православный царь жил в Воробьеве; и разослал по городам по святыя и честные иконы в Великий Новгород, и в Смоленск, и в Дмитров, и в Звенигород, и из иных городов многия чудныя святыя иконы свозили и в Благовещенском соборе поставили на поклонение царево и всем христианам, доколе новыя иконы напишут» 28 . Мы видим отсюда, что наряду с другими московскими храмами сильно пострадал и Благовещенский собор. Однако если другие храмы совершенно «погорели», то он лишь «загореся», так что часть его икон, видимо, удалось спасти; да и самый собор, как менее других церквей пострадавший, сделали временным средоточием привезенных из других городов икон. Неудивительно поэтому, что ценнейшие иконы, написанные Феофаном, Прохором и Андреем Рублевым, удалось сохранить. «В процессе реставрации иконостаса Благовещенского собора, – пишет И.Э. Грабарь, – удалось получить целый ряд данных, не оставляющих сомнений в том, что стоящие сейчас в соборе иконы деисусного и праздничного чина, за исключением, быть может, двух, – именно те самые, которые были написаны в 1405 году» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Влияние учения святого Григория Синаита об «умном делании» на средневековое восточное монашество Учение преподобного Григория об «умном делании» оказало большое влияние на укрепление подвижнического характера средневекового монашества и особенно на развитие в нём в XIV веке созерцательного направления. Исследовать эту тему нет нужды, так как в данной области имеется достойная кандидатская диссертация послушника (ныне игумена) Петра (Пиголь) , успешно защищённая в Московкой Духовной Академии в 1988 г. 596 Можно ограничиться лишь названием имён духовных преемников Преподобного, имевших ту же великую веру, какую имел преподобный Григорий, и свято следовавших его наставлениям. Это: 1 . В Византии – преподобный Герасим (XIII-XIV вв.), преподобный Иосиф (XUUU-XIV вв.), святой Патриарх Каллист († 1364), святой Григорий Палама († 1359), инок Давид Дисипат (XUUU-XIV вв.). 2 . На Святой Горе Афон – преподобный Марк Клазоменский (XIII-XIV вв.), авва Николай (XUUU-XIV вв.), слепец Аарон (XUUU-XIV вв.), Климент Болгарин (XUUU-XIV вв.). 3 . В Болгарии – преподобный Феодосии Тырновский († 1363), преподобный Роман Тырновский († ок.1370), святитель Евфимий, Патриарх Тырновский (XIV в.). 4 . В Сербии – митрополит Серский (Серезский) Иаков († ок.1360–1365), преподобный Ромил Раванницкий († 1376), преподобный Григорий Горняцкий (XIV-XV вв.), преподобный Афанасий Метеорский († 1383), преподобный Сисой Синаит (XIV-XV вв.), инок Силуан (XIV в.). 5 . В Румынии – преподобный Никодим Тисманский († 1406). На Русь влияние учения святого Григория Синаита могло проникнуть через святителя Алексия, митрополита Киевского (Московского, † 1378). Святой Алексий для возведения в митрополита ездил в Константинополь, некоторое время (1353–1354 гг.) находился там и встречался со святым Патриархом Каллистом – ближайшим учеником святого Григория и большим его почитателем. Усвоив идеи «умного делания», святитель Алексий мог повлиять на образ духовного жительства великих подвижников Святой Руси: преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского († 1392), святителя Стефана, епископа Великопермского († 1396), преподобного Афанасия Высоцкого (XIV-XV вв.)...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вол. 628) датируется нач. 80-х гг. XVI в., а сама редакция могла быть написана суздальским агиографом иноком Григорием в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVI в. ( Клосс. 2001. С. 370-372). На основании каких источников Григорий добавил в первоначальный текст Жития прп. Евфимия эпизод, где идет речь об устройстве М. м., неизвестно. Кроме того, агиограф в данном эпизоде указывает лишь на намерение («и абие помысли») прп. Евфимия основать обитель и поставить церковь, не сообщая, когда оно было осуществлено. Поэтому следует критически оценивать встречающееся в лит-ре мнение ( Тихонравов. 1857. С. 115; Сахаров. 1870. С. 15; Зверинский. Т. 2. С. 87. 690; Смирнов. 1896. С. 134; Добронравов, Березин. 1898. С. 441; Сухов. 1909. С. 335-336; Колобанов. 1976. С. 37; он же. 1982. С. 111) о том, что ц. свт. Василия Великого и мон-рь в 50-х гг. XIV в. были основаны прп. Евфимием Суздальским (на тот момент простым иноком, не имевшим сана священника) во время его путешествия в Суздаль, предпринятого по просьбе вел. кн. Нижегородско-Суздальского Бориса Константиновича для устроения Спасо-Преображенского мон-ря. Тем более что Бережецкая дорога, по к-рой должен был проходить прп. Евфимий, во 2-й пол. XIV - нач. XV в. пролегала в стороне от М. м. Об этом свидетельствует текст жалованной грамоты вел. кн. Василия II Васильевича , датируемой предположительно 30-ми гг. XV в., в к-ром дорога, проложенная через М. м., названа «непошлой», т. е. новой, в противоположность «пошлой» - прежней Бережецкой дороге, пролегавшей вдоль монастырских владений (АИ. Т. 1. 70. С. 122; АСЭИ. Т. 2. 439. С. 482). Обнаружить к.-л. сведения о существовании М. м. в кон. XIV - нач. XV в. (еще при жизни прп. Евфимия Суздальского) можно на основе анализа неск. грамот, данных суздальскому Евфимиеву мон-рю на «воды» и рыбные ловли в Гороховецком у. Две хронологически наиболее ранние грамоты, исходившие от Нижегородского кн. Даниила Борисовича (датируемые издателями периодами ок. 1394-1404 и ок. 1405-1415), не содержат прямого упоминания о М.

http://pravenc.ru/text/2564560.html

Июня 8, в село Владыкино работным людям 5 пуд соли бузуну. Июня 10, конюху Анисиму Иванову давать обиход против его братьи конюхов в то время, как он бывает на конюшенном дворе у работы. Отпускать обиход Ивану Могутову против служебных подьячих, покамест он у хлебной записки в хлебне будет и муку 130 четьи в хлебы перепекут. Июня 12, помесного приказу старому подьячему Федору Корюкину осетр, да молодому подьячему Семену Иванову осетр же, за домовые дела. Июня 13, велено кузнецу Ивашку Яковлеву отпускать рыба и икра и соль, что отпускано отцу его Ивашкову Федке Яковлеву. Июня 15, помесного приказу старому подьячему Дмитрею Иванову от долговых дел за работу белуга, 10 фунтов икры, 10 пучков вязиги. Июня 16, Василью Всеволоцкому петровского сроку чалбуш белужей, да ему же за его работу 5 фунтов икры. Приказу сыскных дел дьяку Калине Патрикееву: белуга, осетр, пол-пуда икры. Старому подьячему Якову Голубцову: белуга, пол-пуда икры, 10 пучков вязиги. Молодым подьячим, Андрею Телицыну, Осипу Карачарову, по осетру, по 10 фунтов икры. З дьяком Иваном Вешняковым на дорогу в Троицкой Сергиев монастырь: хлеб брацкой, звено косяка мякотного, осетр, 2 семги, пол-пуда икры, мерка снетков, 5 тешек межукосных. Июня 17, з дворецким с Матвеем Григорьевичем Баскаковым на дорогу, что он, по указу святейшего патриарха, послан для розводу земли в деревни Петрищево да Савенково, обиходу: 5 хлебов брацких, 2 белуги, 2 осетра, 10 тешек межукосных, косяк мякотной, пол-пуда икры паюсной изернистой, четверть ведра кавардаку, 10 пучков вязиги, пол-пуда семги, 2 спинки провесные, четверик снетков, звено тешевое, четверик муки крупичатой, четверть ведра масла ореховова, пол-ведра конопляного, пол-осмины круп грешневых, пол-пуда соли, пол-фунта збитню, четверик луку, кроме сухарей. Июня 17, стряпчему Андрею Григорову, да подьячему Максиму Тиханову, что они посланы в Переславской уезд Залеского в домовое село Покров, для сыску: 2 хлеба брацких, белуга, осетр, 10 фунтов семги, 10 фунтов икры, 10 тешек межукосных, 10 пучков вязиги, четверик круп, пол-пуда соли, 4 мерки снетков, косяк хрящевой, пол-четверика луку, четверть фунта перцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книги Священного Писания и толкования на них: 1) Пятокнижие Моисеево в списке XIV–XV и другом XV в.; 2) Книги Иисуса Навина, Судей, Руфи и Есфири в списке XIV в., те же Книги и вместе Книги Царств — все четыре в списке XV в. ; 3) Псалтирь в списках 1296 г. и других XIII, XIV и XV вв. ; 4) шестнадцать пророков в списках XV в., хотя несомненно известно, что «Книги пророческие» у нас употреблялись и во 2-й половине XIII в. (в 1276 г.) ; 5) все книги Нового Завета, т. е. и Четвероевангелие, и Деяния апостольские, и Послания апостолов, и Апокалипсис, переведенные или вновь исправленные по греческому тексту святым Алексием, митрополитом Московским, в 1355 г. и сохраняющиеся доселе в его драгоценном автографе ; 6) Евангелия, расположенные по евангелистам, или Четвероевангелия, в списках 1383 г. и во многих других XIV и XV вв. Не упоминаем о Евангелиях, которые расположены по порядку церковных чтений и находились в употреблении собственно во храмах Божиих, а не в жилищах христиан: таких Евангелий сохранилось весьма много; 7) Апостол, или апостольские Деяния и Послания, в списках XIII–XIV и начала XV в. ; 8) Толкование на Шестоднев, составленное Иоанном, экзархом Болгарским, по руководству святого Василия Великого и Севериана Гавальского, в списке 1263 г. и в списке XV в. ; 9) Толкования на книги пророков, извлеченные из Феодорита и других учителей Церкви, в списках XV в. ; 10) толковая Псалтирь около 1250 г.; 11) Толкование на Песнь песней в списке XIV в. ; 12) Толкование на Евангелия Иоанна и Луки, писанное в 1434 г. в Киево-Печерской лавре; 13) Толкование на Евангелия Иоанна и Марка Феофилакта Болгарского в списке XV в. , кстати заметим, что об употреблении у нас толкового Евангелия в конце XIV и начале XV в. свидетельствует митрополит Киприан ; 14) толковый Апостол — также XV в.; 15) толковый Апокалипсис святого Андрея Кесарийского в трех экземплярах XIII–XIV вв.; 16) два сборника, содержащие в себе толкования святых отцов на разные места Священного Писания, один XIII, другой XV в. Не упоминаем о Толковании на книгу Иова Олимпиодора Александрийского и других учителей Церкви, переведенном в 1412 г. на Афоне в Хиландарской обители иноком Гавриилом, ни о беседах на книгу Бытия святого Иоанна Златоустого, переведенных в 1426 г. на Афоне иноком Иаковом, потому что, скоро ли проникли эти переводы в Россию, не знаем . Впрочем, об употреблении у нас бесед на Шестоднев святого Иоанна Златоустого, конечно в более древнем переводе, и вместе таких же бесед святого Василия Великого свидетельствует митрополит Киприан во своем послании к игумену Афанасию (1390–1405) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

Лит.: Васильевский В. Г. Обращение Гедимина в католичество//ЖМНП. 1872. 2. С. 135-197; Павлов А. С. О начале Галицкой и Литовской митрополий и о первых тамошних митрополитах по визант. док. источникам XIV в. М., 1894; Prochaska A. O prawdziwoci listów Gedymina. Kraków, 1895. (Osobne odbicie k t. 32 Rozpraw hist.-filos. oddziaa Akad. Umiejemnoci w Krakowie); Abraham W. Powstanie organizacji Kocioa aciskiego na Rusi. Lwów, 1904. T. 1; Chodynicki K. Próby zaprowadzienia chrzecijastwa na Litwie przed r. 1386//Przegld hist. 1914. N 2-3; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; он же. Лекции по рус. истории. Т. 2. Вып. 1: Зап. Русь и Литовско-Русское гос-во. М., 1939; Zaj czkowski S. Prsymierze polsko-litewskie 1325 r.//Kwartalnik hist. 1926. N 4; Paszkiewicz H. Jagiellonowie a Moskwa. T. 1: Litwa a Moskwa w XIII i XIV wieku. Warsz., 1933; owmia ski H. Agresja zakonu krzyackiego na Litw w wiekach XII-XV//Ibid. 1954. N 2-3; Пашуто В. Т. Образование Литов. гос-ва. М., 1959; Fortsreuter K. Die Bekerung Gedimins// Idem. Deutschland und Lituaen in Mittelalter. Köln; Graz, 1962; W odarski B. Polska i Ru, 1194-1340. Warsz., 1966; Батура Р. К. Оборона правобережья Н. Немана против агрессии Тевтонского ордена (XIII - нач. XIV в.)//ДГСССР, 1985. М., 1986; Rowell S. C. Lithuania Ascending: A Pagan Empire within East-Central Europe, 1295-1345. Camb., 1994. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова: ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407) КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/161885.html

1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля» 2 августа); преподобный Савва Стромынский († 20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский († 3 декабря 1407 г.; обретение мощей 19 января 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодосий Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября9 декабря и 25 сентября» 8 октября); преподобный Мефодий Пешношский († 4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский († 11 апреля 1442 г.); преподобный Никифор Боровский († до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский († после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая/9 июня). Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димитрий Донской ( † 19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская, в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия ( † 6 июля 1407 г.); святитель Стефан, епископ Великопермский ( † 26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский ( † 6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский ( † 15 октября 1386 г.; память 26 июня» 9 июля); преподобный Евфимий Суздальский ( † 1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий ( † 11 февраля 1392 г.); преподобный Стефан Махрищский ( † 14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский ( † 22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский ( † после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный Ферапонт Можайский, Белозерский ( † 27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский ( † 9 июня 1427 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Ко 2-й пол. XIII в. исследователи относят 2 поясных образа свт. Николая Чудотворца из Византийского музея в Кастории, на одном сохранились фрагменты житийных сцен на полях. Обе иконы близки к произведениям консервативного направления в живописи этого периода, ориентированного на позднекомниновские традиции, и могут быть сопоставлены с фресками ц. свт. Николая Чудотворца в с. Манастир близ Прилепа (1271). Возможно, в кон. XIII в. были созданы небольшая икона с изображением святых Космы и Дамиана в рост, Христа Пантократора на серебряном фоне и еще один поясной образ свт. Николая Чудотворца. Из касторийского храма св. Параскевы в квартале Иконому происходит двусторонняя икона XIII в., хранящаяся в Византийском музее в Афинах. На ее лицевой стороне в технике раскрашенного рельефа изображен молящийся Спасителю вмч. Георгий Победоносец, в воинских одеждах, со щитом, поставленным на землю. У ног святого склонила колени знатная заказчица. Вокруг на полях помещены живописные житийные сцены вмч. Георгия. На обороте иконы представлены великомученицы Марина и Екатерина (или Ирина). Эта икона, как и др. произведения деревянной скульптуры из района Кастории, свидетельствует о распространенности здесь традиций, пришедших с Запада. Христос Пантократор. Икона. 2-я пол. XIV в. (Византийский музей в Кастории) Христос Пантократор. Икона. 2-я пол. XIV в. (Византийский музей в Кастории) Иконопись XIV в. в Византийском музее в Кастории представлена в основном произведениями 2-й пол. XIV в., многие из которых еще не опубликованы. Замечательные по художественному уровню 2 иконы Христа Пантократора и образ Божией Матери «Одигитрия» можно отнести к произведениям одного из крупных художественных центров 2-й пол. XIV в., возможно Фессалоники. Одна икона Христа Пантократора происходит из ц. свт. Николая Чудотворца «ту Кирици» и может быть более точно датирована 3-й четв. XIV в. Ближайшими стилистическими аналогами являются росписи того же храма и др. касторийские фрески этого круга. На нижнем поле этой иконы сохранилась ктиторская надпись с именем мон.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010