Е.; здесь представлены уникальные для Е. и характерные для позднеантичной христ. архитектуры формы - тетраконх, октагональный баптистерий, атрий, крипта с гробницей. «Причащение, или благославение, Авраама Мелхиседеком». Роспись церкви мон-ря Римлян в Вади-эн-Натрун. Ок. 1200 г. «Причащение, или благославение, Авраама Мелхиседеком». Роспись церкви мон-ря Римлян в Вади-эн-Натрун. Ок. 1200 г. В VI-VII вв. архитектура христ. Е. сочетает ранее усвоенные общеимперские черты с местными особенностями. Строители придерживаются традиц., большей частью базиликальных планов. Ведущим типом для этого времени стала 3-нефная базилика с престолом, расположенным перед алтарной апсидой, и пространством бемы, окруженным низкой преградой. Полуциркульная апсида вписана в прямоугольник внешних стен, вход в одно из боковых помещений, имевших разное предназначение, всегда из наоса. Базилики обычно строились с 4-сторонним обходом и нартексом. Примеры храмов без нартекса обнаружены в результате раскопок в Мединет-Абу (мухафаза Луксор, кон. VI в.), Ком-Намруде (мухафаза Эль-Минья, сер.- 2-я пол. VI в.) и др. В главной церкви мон-ря св. Иеремии в Саккаре (мухафаза Эль-Гиза, сер. VII в.), сохранившейся до уровня оснований стен и колонн, вост. обход открывался в неф колоннадой с 3 проемами (трибелоном); более узкий трибелон соединял наос с нартексом. Лестницы из боковых компартиментов алтаря вели в 2 обширных подземных помещения. Храм в Саккаре - крупнейшая (39×20 м) постройка своего времени - сложен из прекрасно обработанных блоков известняка вторичного использования, капители и базы колонн сделаны местными мастерами из проконнесского мрамора, колонны наоса у зап. входа - из розового гранита, у южного - из белого мрамора. Пилястры на внешних стенах соответствуют расположению колонн наоса. Ряд храмов Верхнего Е. испытал влияние архитектурных форм собора мон-ря св. Шенуды. В т. н. Верхней ц. мон-ря св. Бане (Дейр-Абу-Фана, мухафаза Эль-Минья, нач. VII в.) повторены структура Г-образных боковых помещений и украшение центральной апсиды колоннадой.

http://pravenc.ru/text/187963.html

VI в., скорее всего в начале понтификата Вигилия (537-555). Текст 1-й редакции был существенно переработан, к нему добавили жизнеописания пап Бонифация II, Иоанна II и Агапита I , а также 1-ю половину биографии Сильверия (536-537). Жизнеописание Сильверия было составлено 2 авторами, к-рые по-разному оценивали деятельность папы: в 1-й части биографии Сильверий осуждается как недостойный понтифик, возведенный на престол королем готов «тираном» Теодохадом вопреки воле рим. духовенства; во 2-й части папе дана положительная характеристика. По-видимому, жизнеописания Бонифация II, Иоанна II, Агапита I и 1-я часть биографии Сильверия были созданы после неудачной осады Рима готами (537-538); их автор был противником готов и поддерживал антипапу Диоскора . Т. о., по мнению Дюшена, обе редакции L. P. были составлены в 1-й пол. VI в. Среди исследователей, поддержавших гипотезу Дюшена, были А. Леклерк (DACL. T. 9. Pt. 1. Col. 388-403, 457), О. Бертолини ( Bertolini. 1970. P. 444-450), С. Фогель ( Vogel. 1975. P. 101-108), Р. Дейвис (The Book of Pontiffs. 2000). Высказывались и др. предположения о датировке и соотношении разных версий L. P. Так, Г. Гертман выделял первоначальную редакцию (P1) и ее переработку (P2), на основе к-рой были созданы редакции fk (не сохр.; на ней основаны эпитомы Феликса и Конона) и P3, существующий текст L. P. Составление памятника было завершено при папе Иоанне II (532/3-535) или вскоре после его кончины ( Geertman H. Documenti, redattori e la formazione del testo del «Liber Pontificalis»//Il Liber Pontificalis. 2003. P. 267-272; Idem. La genesi del Liber pontificalis: Un processo di organizzazione della memoria//Liber. 2009. P. 37-107). Согласно Л. Капо, эпитома Феликса является первоначальной версией L. P.; в 30-х гг. VI в. на ее основе были созданы сокращенная редакция (эпитома Конона) и расширенный текст, сохранившийся до наст. времени ( Capo. 2009. P. 21-29; о критике этой гипотезы см.: Deliyannis. 2014. Р. 11-12). Эти исследователи согласны с мнением Дюшена о том, что первые версии L.

http://pravenc.ru/text/2463643.html

А. п. состоят из 8 книг, включающих материалы канонического, литургического и дисциплинарного характера, и представляют собой компиляцию из литургико-канонических памятников I-III вв.; кроме того, содержат нек-рые оригинальные тексты. Названия книг: I - О мирянах, II - О епископах, пресвитерах и диаконах, III - О вдовицах, IV - О сиротах, V - О мучениках, VI - О расколах, VII - Об образе жизни, благодарении и христ. посвящении, VIII - О дарованиях, рукоположениях и церковных канонах; содержание книг шире этих названий. Книги I-VI являются переработкой всего текста «Дидаскалии» (1-я пол. III в.); они были использованы при реконструкции греч. текста «Дидаскалии», сохранившейся в переводах на сир. и др. языки ( Funk. Didascalia). Гл. 1-32 VII кн. включают достаточно сильно переработанный (по сравнению с «Дидаскалией») текст «Дидахе» (посл. четв. I в.), в гл. 33-49 помещены различные литургические тексты (кроме гл. 46, где перечисляются первые епископы важнейших городов, поставленные апостолами), частично заимствованные из Библии, частично не встречающиеся в более ранних памятниках. Гл. 1-2 VIII кн. предположительно содержат текст литургико-канонического памятника 1-й трети III в., отождествляемого с утраченным «Апостольским преданием о харизмах [дарованиях]» (J. Magne); порядок тем в гл. 3-45 точно соответствует порядку тем в «Апостольском предании» (III в.), с к-рым тем не менее в отличие от «Дидаскалии» и «Дидахе» указанные главы А. п. редко обнаруживают текстуальное сходство; в 47-й гл. помещены 85 Апостольских правил ( Metzger. T. 1. P. 15-24); небольшая гл. 48 является заключением. Кроме библейских книг в А. п. часто цитируются различные апокрифические деяния, а также подлинные и псевдоэпиграфические послания сщмч. Климента Римского ( ок. 101) (Ibid. P. 24-30). Лит. цельность А. п. доказывает единство памятника, составитель к-рого попытался согласовать между собой все указанные источники, однако в тексте остались небольшие противоречия: согласно II кн., лобзание мира на литургии предшествует мирной ектении (57. 17), а согласно VIII - следует за ней (11. 9); об ап. Иакове, брате Господнем (см. Иаков Праведный ), в ряде мест говорится как о живом (II 55. 5; VI 12-14; VIII 4. 1), но дважды (V 8. 1; VII 46. 2) - как об умершем. Авторство и датировка

http://pravenc.ru/text/Апостольские ...

Систематическую коллекцию A. P. содержит т. н. Патерик Скитский поглавный. Его греч. прототип, предположительно восходящий к VI-VII вв., не обнаружен. Состав и происхождение Патерика были исследованы В. С. Преображенским (в нач. XX в.), Н. ван Вейком (30-е гг. ХХ в.), В. Р. Федером (70-90-е гг. ХХ в.). По мнению ван Вейка, Патерик был переведен с греч. ранее др. патериковых рассказов в IX в. в Моравии или Паннонии, возможно самим св. Мефодием (ван Вейк отождествил перевод этого Патерика с «отеческыми книгами», о к-рых упомянуто в житии св. Мефодия). Наиболее полный состав Патерика представлен только в древнерус. рукописной традиции (РНБ. Собр. Погодин. 267, XIV в.; ГИМ. Син. 3, нач. XV в.; старший из рус. списков - Сербия, б-ка мон-ря Дечаны, сер. XIII в.,- не содержит, как и ряд позднейших рукописей, 1-го разд.); южнослав. списки XIV в. (РГБ. Собр. А. Н. Попова, 93, т. 1, серб. список с болг. оригинала, 1-я треть XIV в.; Vindob. slav. 152, серб., 1-я пол. XIV в., и др.) имеют общие пропуски отдельных рассказов и изречений. В наст. время В. Р. Федер готовит критическое издание этого памятника. Скитский Патерик послужил основой для более поздних компиляций: 1) Протопатерика Скалигерова, возникшего предположительно в Болгарии в X в., где помимо извлечений из Скитского Патерика содержатся части «Лествицы» и Патерика Египетского краткого (известен только в рус. списках - Leiden, Bibl. Univ., Scal. 74, 2-я пол. XIII в.; РГАДА. Ф. 181 (РО МГАМИД), 602, ок. 1477), 2) Патерика Сводного (часто именуемого в списках Скитским), составленного в 1-й пол. XIV в. в Болгарии или на Афоне также из статей Патериков Азбучно-Иерусалимского, Египетского и Синайского (старший список - ГИМ. Хлуд. 237, болг., 2-я четв. XIV в.); 3) Патерика Систематического, составленного в XVII в. на Руси или на Афоне, куда также входят нек-рые части Патерика Азбучно-Иерусалимского. Скитский Патерик явился одним из источников для Изборника 1076 г. и Пролога. Извлечения из алфавитного собрания A. P. содержит Патерик Египетский, извлечения из патериковых рассказов разных типов содержит и Патерик Синайский. Материал Патериков Скитского и Азбучно-Иерусалимского был в XVI в. внесен в ВМЧ митр. Макария под 31 дек. Критических изданий всех вышеперечисленных Патериков не существует. Протопатерик Скалигеров издан Р. Новаком и В. Федером в 1985 г. в транскрипции и на микрофишах. Повествовательная часть Сводного Патерика опубликована в 1980 г. С. Николовой.

http://pravenc.ru/text/75770.html

Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас В апсиде и на внутренней (обращенной на запад) поверхности алтарной арки сохранились росписи, получившие широкую известность сразу же после офиц. открытия памятника 7 мая 1944 г. ( Bognetti, Chierici, Capitani D " Arzago. 1948). Однако первые упоминания о существовании в ц. Санта-Мария-форис-Портас древних фресок относятся еще к нач. XIX в. ( Limonta, Bertoni, De Marchi. 2003). Живописный цикл размещен на стенах в 3 регистра. В нижнем ярусе роспись сильно потерта; тем не менее по сохранившимся фрагментам можно реконструировать чередующиеся изображения престолов с лежащими на них Евангелиями (Этимасия) и архитектурно оформленных ниш. Подобные изображения встречаются, напр., в мозаиках сер. V в. в баптистерии Православных в Равенне. В верхней зоне, над окном, помещен медальон с оплечным образом Христа Пантократора. Справа и слева от него, также над окнами, вероятно, располагались медальоны с образами Богоматери и св. Иоанна Предтечи ( Weitzmann. 1951; Lazarev. 1967), все вместе они образовывали Деисус. Сцены из цикла «Детство Христа» ( Capitani D " Arzago. 1948) или, по мнению других авторов, «Боговоплощение» ( Weitzmann. 1951) занимают верхний и средний ярусы росписи. От первоначального развернутого цикла сохранились сцены «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы» (фрагментарно), «Испытание Марии водой обличения», «Сон Иосифа» и «Бегство в Египет» - в верхнем регистре в апсиде, «Сретение» и «Рождество» - в среднем регистре и «Поклонение волхвов» во 2-м ярусе на алтарной арке. На западной, обращенной в сторону наоса стене алтарной арки, непосредственно над входом в алтарь, представлены в центре - медальон с Этимасией, по сторонам от него - 2 летящих ангела со сферами, увенчанными крестами, и с длинными жезлами в руках. О времени создания росписей исследователи высказали неск. гипотез. В пользу датировки кон. VI - нач. VII в. выступали П. Тоэска ( Toesca. 1951) и А. Романини ( Romanini. 1988); VII в.- Ч. Р. Мори ( Morey. 1952), Г. Де Франкович ( De Francovich. 1955) и Ф. Болонья ( Bologna. 1961); кон. VII - нач. VIII в.- Дж. Боньетти, Ч. Кьеричи, А. де Капитани Д " Арцаго ( Bognetti, Chierici, Capitani D " Arzago. 1948) и В. Н. Лазарев ( Lazarev. 1956/1957); нач. VIII в.- П. Д " Анкона ( D " Ancona. 1949). Среди сторонников поздней датировки: М. Шапиро ( Schapiro. 1952) - 2-й пол. VIII в.; К. Вайцман ( Weitzmann. 1951) - до сер. IX в., Э. Арслан полностью разделял атрибуцию Вайцмана ( Arslan. 1954); А. Грабар ( Grabar. 1954) - VIII - 1-я пол. IX в.; Э. Китцингер ( Kitzinger. 1958) и К. Вессель ( Wessel. 1966) - VIII в.; Ж. Юбер, Ж. Порше и В. Ф. Фольбах ( Hubert, Porcher, Volbach. 1968) - между VIII и нач. IX в. К 1-й пол. IX в. отнес фрески К. Бертелли; он высказал предположение, что заказчиком росписи мог быть Джованни, правитель Милана и К. ( Bertelli. 1988).

http://pravenc.ru/text/1681311.html

В «Хронографии» Феофана все даты приведены по Александрийской эре, ведущей летоисчисление от сотворения мира. Здесь эти даты переведены в привычные для современного читателя – «н.э.», т.е. от Р.Х. 304 По сведениям Зосима (V – начало VI в.), жили в Приазовье, откуда нападали на империю в 322 г. Аммиан Марцелин, Орозий, Иордан сообщают о сарматах за Дунаем, нападавших вместе с квадами. Готы в Северном Причерноморье – со 2-й пол. II в. Вестготы – в Валахии, Молдавии и совр. Бессарабии, остготы – на востоке от Днестра до Дона. 308 Арий – родоначальник ереси, названной по его имени арианством и осужденной на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.). Готы исповедовали арианство. 313 Савиры происходили из Западной Сибири, между Уралом и Алтаем, вытесненные аварами, расселились на севере от Кавказских гор. С VI в. воевали то на стороне империи, то на стороне сасандиского Ирана, как в данном случае. 327 Внешняя стена Константинополя, построенная ок. 512 г. императором Анастасием I (491–518). Иначе называлась Длинными стенами. 336 Предводитель одного из племенных союзов дакийских славян. Предполагается славянская этимология его имени. 347 Гепиды, восточногерманское племя, обитало в междуречье Савы, Дравы и Дуная; с 567 г. подвластны аварам, хотя ранее (с сер. V в.) были федератами империи. 375 Херсон – совр. Херсонес в Севастополе; «климаты» – Крым. На самом деле, Максим был сослан в Лазику, где и скончался 13 августа 662 г. 376 «Десять племен», или оногуры, – тюркские племена, расселившиеся в Восточном Приазовье (откуда двигались в Задунавье), в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе. Родственны праболгарам. 388 Византийский император Констант II (668–685), переведший свой двор в Сицилию и убитый в Сиракузах. 389 Хан Куврат созданного военно-племенного союза Великая Булгария в 30-е гг. в Приазовье. Умер в 650 г. 399 Славянское племя (или союз племен), родственное антам, жившим во второй половине VI в. на левобережье Дуная и среднем Днестре. 400 Договор Константина IV с Аспарухом в августе 681 г. фактически институционизировал Первое Болгарское государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дирхам, отчеканенный в Алматы. 684 г. Дирхам, отчеканенный в Алматы. 684 г. С VI-VIII вв. на юге и в центральной части совр. К. наблюдается рост городов, связанных с гос. объединениями и, как правило, с международной торговлей. В их культуре заметную роль играли местные, согдийские, тюркские, позднее араб. и др. элементы. Среди городов - Тараз, Исфиджаб (позднее Сайрам), Усбаникет, Отрар, Шавгар (г. Туркестан), Сауран, Сыгнак, Кулан, Каялык, Талгар. Число больших и малых городов на территории К. (в основном на юге) к XI-XII вв., по ряду оценок, приближалось к 200. В VIII-X вв. на юге К. утвердился ислам суннитского толка, хотя часть населения еще долго сохраняла верность вытесняемым религиям (зороастризму, буддизму, христианству); попытки исламизации кочевников в это время и позднее зачастую были неудачными. В 1-й пол. X в. в Семиречье из Вост. Туркестана вторглось тюркское племя ягма. Под его ударами распался Карлукский каганат, на базе к-рого возникло гос-во Караханидов. В кон. X - 1-й пол. XI в. Караханиды подчинили себе Кашгарию, Семиречье, Мавераннахр. Ханы жаловали вассалам икт с правом сбора в свою пользу налога с определенных территорий. Значительного уровня развития достигла культура: здесь творили Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари и другие выдающиеся мыслители и поэты. Во 2-й пол. XI в. в условиях усобиц между группами караханидской знати начались войны с сельджуками, захватившими Мавераннахр. Распад державы Караханидов завершился вторжением в Семиречье в 30-х гг. XII в. каракитаев, к-рые создали в Центр. Азии свое гос-во. В сер. XII в. от ослабевшей державы каракитаев откололся Хорезм. Раскопки усадьбы на городище Жайык. XIII–XIV вв. Раскопки усадьбы на городище Жайык. XIII–XIV вв. В 1219-1221 гг. территория К. была завоевана монголами и поделена между сыновьями Чингисхана; войны сопровождались разрушением мн. городов. Городская культура в Семиречье прекратила существование в кон. XIII-XIV в., на юге, переживая периоды расцвета и упадка, сохранялась до XVIII в. В XIII-XIV вв. крупные центры городской культуры сформировались в Прииртышье, Центр. К., на р. Урал (Сарайчик, городище Жайык и др.). В период монг. господства К. входил в Золотую Орду, а после ее ослабления и распада - в новые гос. образования (Белая Орда, Синяя Орда, Моголистан и др.). В кон. XIV - нач. XV в. на территории К. сформировались Ногайская Орда и Узбекское ханство. Ногайская Орда занимала территорию между реками Яик (Урал) и Волга, а Узбекское ханство - земли от Аральского м. до р. Урал на западе, территории по Тоболу на севере и по Иртышу на востоке. В этническом отношении эти образования объединяли тюркоязычные племена, еще не превратившиеся в единую народность. Население Узбекского ханства собирательно именовалось «узбеки-казахи» (в рус. источниках - «киргизы»).

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Среди многочисленных мигрантов, постоянно проживающих в ОАЭ, 25% составляют индуисты, 5% - буддисты, 5% - сикхи и бахаиты. Дубай - единственный эмират, где разрешено функционирование сикхской гурдвары (в Джебель-Али), индусского мандира (в Бур-Дубае) и буддийского храма (в Эль-Гархуде). Религиозное законодательство Утверждая гос. статус суннитского ислама и шариат в качестве основы юридической системы страны (95% суннитских имамов содержатся на средства из казны), законы ОАЭ (разд. VII Конституции) и офиц. практика высших лиц (публичные выступления и участие в символических мероприятиях) подчеркивают важность веротерпимости в отношении всех религ. общин, проживающих в пределах федерации, включая те, к-рые не относятся к традиционно «покровительствуемым» мусульманами религиям Писания (иудаизм и христианство). Тем не менее шариатские нормы сохраняют значимость в частно-, семейно- и уголовно-правовой сфере и в регулировании взаимоотношений между мусульм. и немусульм. частями населения: ограничения в форме одежды (хотя и менее строгие, чем в соседних монархиях), запрет на проповедь негос. религий в СМИ, строгие меры наказания за браки мусульманок с немусульманами, смертная казнь за прелюбодеяние и мужеложство, как и за отступничество от ислама, при поощрении к переходу в эту религию новообращенных. История Юж. побережье Персидского зал. между полуостровами Мусандам и Катар человек освоил в VII тыс. до Р. Х. В окрестностях Джебель-Хафит (эмират Абу-Даби) выявлены захоронения неолитических охотников и рыболовов и ранних земледельцев (V-IV тыс. до Р. Х.). Расцвет бронзового века здесь приходится на 2-ю пол. III тыс. до Р. Х.: в многочисленных погребениях на о-ве Умм-эн-Нар (эмират Абу-Даби) обнаружена керамика из долин Инда, Тигра и Евфрата и с юга Иранского нагорья. Широкие торговые связи подготовили возвышение т. н. страны Маган, откуда, согласно памятникам на аккадском языке , в Месопотамию ввозили медь, жемчуг и овощи. Во 2-й пол. II - 1-й пол. I тыс. до Р. Х. прибрежную полосу Магана и простиравшегося к западу от него Дильмуна колонизировали финикийцы. В VI-V вв. до Р. Х. на эту территорию распространялась власть Ахеменидов , а с кон. IV в. до Р. Х. завоевания Александра Великого втянули их в орбиту эллинистической цивилизации.

http://pravenc.ru/text/2578117.html

26 Очерк Ист. Р. Ц. в период до Татарский соч. А. М. 1847 г., стр. 180. Ист. России Соловьева т. 3, стр. 79. Это известие очень вероятное основано на предании и записано в рукописном Патерике Печерском (ibid. стр. 79 и пр. 181); но акты, составленные для его доказательства, подозрительны (Боголюбов соч. Добран. в приб.). 27 Когда в 1169 г. Марта 8 войска Князя Боголюбского взяли Киев и ограбили не только жителей, но даже церкви и монастыри. Русские с ужасом смотрели на это святотатство. И летописец северный оставил нам свидетельство о том, как смотрели на это его современники. «Се же сдеяся», пишет он, «за грехи их, паче же за Митрополичю неправду; в то бо время запретил бе Поликарпа, Игумена Печерьскаго» (Полное Соб. Р. Лет. т. 1, стр. 151). 31 Ник. Лет. 2, стр. 206–207. На некоторые черты характера, как то: льстивость, пронырливость указывают и древние летописи (Пол. Соб. Р. Лет. т. 1, стр. 151; т. 2, стр. 102; т. 4, стр. 12). 33 К Митрополиту Константину приходил за благословением Нестор Епископ Ростовский (Ник.11:156). Нифонт Еп. Новгородский спешил также встретить этого Митрополита, чтобы ирннять от него благословение (Пол. Соб. Р. Лет. II, 79; Дер. Росс. Ист. Преосв. Платона ч. 1, стр. 85). Все епископы собрались в Киеве, чтобы принять благословение от новоприбывшего Митрополита Максима в 1283 г. (Ник. Лет. под 1284 г.). Самое ясное свидетельство того, что только принявшие благословение от Митрополита Епископы могли вступить в управление своими епископиями, находится в Ник. IV, 193. Когда Митрополит Киприян возвратился в 1390 г. из Константинополя с благословением на всю Митрополию Русскую, все епископы явились к нему как своему Митрополиту «и прияша каждо свою епископию». 34 Тат. кн. 3, стр. 167; Ник. II, 206; это подтверждается и древнейшими летописями: не въсхоте благословения, удалися от него... и сьи нечьстивый не въсхоте послушати христолюбиваго князя Андрея, велящу ему ити ставиться к Митрополиту Киеву не въсхоте (Пол. Соб. Р. Лет. 1, 151; 11, 102). 39 Так думает Соловьев; высказывая свое мнение он говорит: «в этом мнении утверждает меня сличение приведенного места летописи с изданными посланиями Митрополитов и других духовных лиц. (Чт. Имп. Общ. Ист. и Древ. 1847 г. кн. VI, отд. 1 стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Богоматерь Одигитрия с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Мозаика ц. Панагии Ангелоктисты в Кити. 2-я пол.-кон. VI в. Екатерины на Синае (550-565). Композицию в конхе обрамляют растительные орнаменты с символическими изображениями зверей, пьющих из «источников жизни», представленных в виде фонтанов. Подобные мотивы известны и по др. памятникам доиконоборческой эпохи: мозаики ц. Богоматери Ахиропиитос в Фессалонике, 3-я четв. V в.; собора Св. Софии в К-поле , VI в. По поводу датировки мозаики существовали различные т. зр. Я. И. Смирнов считал возможным отнести ее создание к V-VI вв.; к этой дате присоединились Ш. М. Диль, Г. Милле, О. Дальтон; А. Миго и А. Стилиану датировали памятник VI в. или эпохой Юстиниана. Ф. И. Шмит относил мозаику к IX в., М. Сотириу - к X в. Н. П. Кондаков датировал ее временем не позднее сер. VII в., В. Н. Лазарев также отнес ее к 1-й пол. VII в. и сопоставлял с мозаиками базилики вмч. Димитрия в Фессалонике , ок. 650 г. Принятой в наст. время датировкой является 2-я пол.- кон. VI в. (С. Софоклеос, Н. Хадзидакис). Иконографический тип Богоматери Одигитрии, представленный в мозаике, не мог быть создан ранее 2-й пол. VI в., в эту эпоху он уже известен в Евангелии Раввулы, 586 г., и в арм. рельефе из Алагеза. Стиль мозаики высочайшего качества исполнения также свидетельствует о ее принадлежности к этому периоду. Строго симметричная геральдическая композиция, бесплотные образы, геометрический рисунок, вытянутые пропорции родственны памятникам времени развития отвлеченного, мистического стиля 2-й пол. VI - 1-й пол. VII в. Этот стиль распространялся из К-поля в провинции, согласно периодизации Э. Китцингера, начиная от мозаики базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае, созданной столичными мастерами, и далее в ансамблях 2-й четв.- сер. VII в.: мозаиках базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура в Риме, 625-638 гг.; капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия, 642-649 гг.; базилики св. Димитрия в Фессалонике, ок. 650 г. Вместе с тем сохранение элементов, восходящих к классическому наследию, в трактовке фигур архангелов не позволяет отодвигать памятник за пределы VI в.

http://pravenc.ru/text/115090.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010