Важнейшее и самое западное из поселений, известное по письменным источникам,- порт Гадес (ныне Кадис); там сохранились погребения не старше VI в. до Р. Х. О влиянии Др. Египта свидетельствуют гранитная статуя из Сарагосы (единственная в И.) и кладбище в Траямаре (пров. Малага, ок. 650-600 гг. до Р. Х.), состоящее из 5 гробниц на зап. (противоположном от селения) берегу реки. Индивидуальные прямоугольные погребальные камеры с дверными проемами выстроены из крупных отесанных блоков и врублены в склон; практиковалось как трупоположение, так и трупосожжение (останки собирали в алебастровые урны). С сер. VI в. до Р. Х., в период упадка Тира, часть его колоний была оставлена, напр. Тосканос в устье р. Велес (пров. Малага); контроль над др. колониями захватил Карфаген. После 1-й Пунической войны (264-241 гг. до Р. Х.) эти поселения начали укреплять, в 20-х гг. III в. до Р. Х. на юге был основан Нов. Карфаген (рим. Картаго Нова, ныне Картахена, пров. Мурсия). На севере карфагеняне дошли до берегов р. Эбро, осадили в 218 г. до Р. Х. союзный Риму Сагунт (ныне Сагунто, пров. Валенсия), но после поражения во 2-й Пунической войне полностью оставили полуостров (201 г. до Р. Х.). С 70-х гг. ХХ в. ведутся исследования некрополя Ла-Хоя в Уэльве, возникшего на месте финик. поселения VIII-VI вв. до Р. Х. Из 19 погребений 4 сохранилось целиком, с исключительно богатым набором золотых, бронзовых, алебастровых и др. предметов (найдена даже колесница с 2 конями); для погребений характерно отсутствие наземных сооружений. Иберийское поселение Эль-Ораль (пров. Аликанте), возникшее во 2-й пол. VI в. и оставленное к 450 г. до Р. Х., было окружено стенами с маленькими башнями и состояло из простых домов, размещенных прямоугольными кварталами. Во всех поселениях известны некрополи, где представлена аттическая керамика кон. VI-V в. до Р. Х. В Канчо-Роано (пров. Бадахос) в 1980 г. открыт уникальный иберийский комплекс с кладбищем, идентифицируемый как дворец, храм или мастерские (VI в. до Р. Х., сгорел в кон.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Особенно показательный пример религ. синкретизма дал «источник светильников» в районе гимнасия. До кон. IV в. здесь сохранялся комплекс бань, после обрушения которых возникли искусственные «пещеры», почитавшиеся священными до сер. VI в. В источнике найдены более 4 тыс. светильников (половина из них целые) сер. V - кон. VI в. (в основном кон. V - сер. VI в.). Это место обрядов, вероятнее всего, связано с культом нимф и бога Пана. Декор светильников насчитывает ок. 300 типов, почти все - позднерим. варианты, известные в К. Соответственно широко представлена и символика, в т. ч. крест и фигурки Эрота. Очевидно, это место почитали и христиане и язычники, что доказывают 4 граффити на лампах (самые выразительные: «Ангелам, живущим у сих вод») и надписи на скатанных в трубочку свинцовых табличках-заклинаниях (4 обнаружены в том же источнике). Подземный источник кон. V - нач. VI в. коринфяне, возможно, считали одновременно обителью нимф и ангелов. Воды «источника светильников», как и само святилище Асклепия, представлялись наделенными целительной силой и христианам и язычникам в V и даже в VI в. Возможно и другое объяснение: поскольку идея конфессиональной несовместимости чужда языческому сознанию, его носители возжигали лампады сначала Пану и нимфам, а затем - Богу христиан, к-рые в V в., видимо, оставались в К. в меньшинстве. Приношение лампад в святилище и возжигание светильников - один из широко распространенных обрядов древности, унаследованный христианством. II. Первые христианские базилики. Во 2-й пол. V-VI в. преподносить дары Церкви стало обязанностью правителя и его окружения, что, возможно, и послужило стимулом для строительства храмов. Лехейская базилика. План Лехейская базилика. План Базилика, возведенная западнее Лехея, на берегу Истма,- одна из самых больших христ. базилик - ее длина 223,7 м, полы выстланы мраморной мозаикой (opus sectile), а стены покрыты мраморными панелями. Это 3-нефная эллинистическая базилика с трансептом и полукруглым перистилем в атриуме, П-образной алтарной преградой, солеей и амвоном.

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Ной в ковчеге. Голубь приносит в ковчег оливковую ветвь. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра в Риме. III–IV вв. Ной в ковчеге. Голубь приносит в ковчег оливковую ветвь. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра в Риме. III–IV вв. В живописи катакомб Н. изображается в ковчеге, к к-рому возвращается голубь с оливковой ветвью, в позе оранта или протягивающим руки к птице (в катакомбах святых Марцеллина и Петра; в кубикуле О на Виа-Латина; в катакомбах на Виа-Анапо - все III-IV вв.). Эта сцена включена в обширные иконографические программы, к-рые объединены темой спасения (Греческая капелла в катакомбах св. Присциллы, см.: Milburn. 1988. P. 36); капелла Четырех сезонов в катакомбах святых Марцеллина и Петра, см.: Age of Spirituality. 1979. P. 424). История потопа может быть проиллюстрирована более подробно, напр. в кубикуле Б в катакомбах на Виа-Латина ( Ferrua. 1960. P. 118. Fig. 47) Н. представлен сидящим в ковчеге под деревом рядом с женой. В росписях катакомб также встречается сцена «Опьянение Ноя» (Быт 9. 20-27), напр. в катакомбах св. Присциллы и на Виа-Дино-Компаньи (2-я пол. IV в.; (см.: Milburn. 1988. P. 48). В рельефах саркофагов и на предметах мелкой пластики присутствует образ Н.- строителя ковчега (2 саркофага, IV в., Музей Пио-Кристиано, см.: Age of Spirituality. 1979. Cat. 31472. P. 361. 405). На саркофаге из Трира ( Hachlili. 2009. P. 70), на чаше с ветхозаветными сценами (1-я пол. IV в., Римско-Германский музей в Кёльне) Н. в позе оранта стоит в ковчеге (в виде сундука с замком), над ним вьется голубь с оливковой ветвью, возле ковчега ворон выклевывает глаз у утонувшей коровы (сцена из апокрифов) (Age of Spirituality. 1979. Cat. 377. P. 420-421). Выход из ковчега. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 1154–1166 гг. Выход из ковчега. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 1154–1166 гг. В ранневизант. время отдельные сюжеты истории Н. встречаются в монументальном искусстве (напр. на напольных мозаиках Мопсуестии, 2-я четв. V в.) - праотец представлен с атрибутом - ковчегом в руках; изображение сыновей Сима и Иафета, окруженных птицами, дают основания полагать, что это сцена принесения жертвы после спасения от потопа ( Hachlili. 2009. P. 69. Fig. IV-9). На фресках мон-ря Бауит (VI-VII вв., см.: Milburn. 1988. P. 150) Н. с семьей изображен в ковчеге. Подробные иллюстративные циклы, посвященные Н., были включены в ранние рукописи, напр., в лондонскую рукопись кн. Бытие (LondBrit, Lib. Cotton Genesis. Otho. B. VI, рубеж V и VI вв.); 11 сцен из истории Н. представлены в Венском Генезисе, среди них: «Потоп», «Принесение Ноем жертвы после потопа», «Бог заключает завет с Ноем», «Опьянение Ноя» и др. (Vindob. Theol. gr. 31, VI в. Fol. 2, 2v, 3, 3v).

http://pravenc.ru/text/2577915.html

С VI в. до Р. Х. в зап. части территории совр. Н. о. проживали носители саргатской культуры, на востоке, в Приобье,- большереченской культуры. Эти культуры входят в обширный круг евразийских культур скифо-сарматского мира, представлены значительным количеством погребальных комплексов, в т. ч. крупными, элитными усыпальницами, откуда происходит вооружение, конское убранство, украшения, исполненные по канонам скифо-сибир. звериного стиля (Усть-Тартасский могильник, Венгерово-6, Марково-1 и др. в Венгеровском и Куйбышевском районах; Быстровка-1, Ст. Шарап в Искитимском и Ордынском районах). На северо-западе, в предтаежной зоне (Кыштовский р-н), локализованы памятники новочекенской культуры (VI-IV вв. до Р. Х.), представленной наземными постройками, курганными могильниками, тонкостенными круглодонными сосудами с гребенчато-ямочной традицией в орнаментации, бронзовые предметы в основном таежного облика). Между IV и II вв. до Р. Х. в зоне ленточных боров Приобья появились носители таежной кулайской культуры. Постепенно адаптируясь к местным условиям и продвигаясь вдоль Оби на юг, ее представители смешивались с носителями большереченской культуры. На этой основе формировались памятники верхнеобской культуры 2-й пол. I тыс. по Р. Х., в к-рой выделяется неск. этапов (для одинцовского этапа - V-VI вв.- изучались городища, трупоположения в неглубоких могилах под невысокими курганами, отмечена искусственная деформация черепов, среди находок - бляшки с изображением медвежьих голов и лап). В III-V вв. в Прииртышье, в зону позднесаргатского населения, с северо-запада, по акваториям рек Оми и Тары, проникали носители сперановского этапа потчевашской культуры. К числу уникальных памятников, связываемых с эпохой экспансии гуннов на запад, относится погребение 688 на могильнике Сопка-2 (среди находок - железный однолезвийный меч с богатым золотым навершием, в серебряных ножнах, с нефритовой портупейной скобой). Во 2-й пол. VI в. Юж. Сибирь вошла в зону влияния Тюркского каганата. У носителей верхнеобской культуры появились многочисленные изделия, связанные с тюрк.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Леопольд III, мгр. австрийский (1096–1136) II, IV–VI, 237, 240, 240–241, 251, 251, 266 Леопольд V, герц, австрийский (1177–1194) и штирийский (с 1192 г.) 292, 292, 294, 331 Лепольд VI, герц, австрийский (с 1198 г.) и штирийский (1192–1230) 291, 295, 331, 331 Леопольд (Лютпольд), мгр. Венгерской марки (уб. в 1043 г.) II, III, 338, 338 Лейбниц Г. В. 225 Лешко, с. польского кн. Болеслава IV Кудрявого, кн. мазовецкий (ум. в 1186 г.) IV, 311, 318 Лешко Белый, кн. польский (1194–1227, с перерывом) IV, V, 312, 318, 318, 321–323, 321–322, 324, 346, 346–347 Либентий I, архиеп. гамбургско-бременский (988–1013) 341, 341 Либуций, несостоявшийся миссийный еп. Руси (ум. в 961 г.) 47, 47–48, 226 Ливий Тит, римский историограф (59 до н. э. – 17 н. э.) 115 Линниченко И. А. 197, 199, 254, 309 Литаврин Г. Г. 19 Литольд, кн. зноемский (ум. в 1112 г.) VI, 201 Лиудпранд, еп. кремонский (961–970/2), историограф 24, 36–40, 47, 156, 226 Лихачев Д. С. 39 «Лицевая (иллюстрированная) хроника» («Венская иллюстрированная хроника») (втор, пол. XIV в.) 353–354, 360–361, 363, 365–367, 369 Ловмяньский X., см. owmiaski Н. Лопарев X. М. 198 Лотарь I, имп. франкский (840–855) I, 21, 21, 49, 54, 348, 348, 354 Лотарь II, кор. лотарингский (855–869) I, 38, 47, 49 Лотарь, кор. итальянский (945–950) I Лотарь III, кор. германский (1125–1137, имп. с 1133 г.) III, 201, 201, 219, 228, 232, 234–235, 234–236, 239, 253, 262, 262–263, 273, 280, 328, 328–329, 330, 339, 342, 342 Луция, ж. польского кн. Владислава III Тонконогого, д. кн. руян Яромара I IV, 309 Людвиг, гр. вартбургский, о. нижеследующего (ум. в 1123 г.) 231, 231, 342 Людвиг I, лгр. тюрингенский (1131–1140) VI, 231, 342, 342 Людвиг II Железный, лгр. тюрингенский (1140–1170) II, 342 Людвиг III Благочестивый, лгр. тюрингенский (1170–1190) VII, IXa, 342 Людвиг IV, лгр. тюрингенский (1217–1227) V, 372, 372 Людер, см. Лютар Людмила, св., ж. чешского кн. Борживоя I (ум. в 921 г.) VI Людмила, ж. бичского (лотарингского) герц. Фридриха, д. польского кн. Мешка III II, IV, 309

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Иосселиани П. И. Краткая История Грузинской Церкви. Тифлис, 18432; Кирион (Садзагелов), еп. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и экзархата до XIX в. Тифлис, 1901; Гозалишвили Г. К. Борьба между Византией и Ираном за Иберию и Лазику//Тр. ТГУ. 1944. Т. 26. (на груз. яз.); он же. Внешние взаимоотношения Лазики в VI в. Тбилиси, 1973 (на груз. яз.); Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI-VII вв., М.; Л., 1946; Каухчишвили С. Г. Лекции из истории Византии. Кн. 1 (IV-VII вв.). Тбилиси, 1948 (на груз. яз.); Анчабадзе З. В. Из истории средневек. Абхазии, Сухуми, 1959; Лордкипанидзе М. Д. Полит. объединение феодальной Грузии. Тбилиси, 1963 (на груз. яз.); она же. История Грузии XI - нач. XIII в. Тбилиси, 1974; она же. Картли во 2-й пол. V в. Тбилиси, 1978 (на рус. яз.); она же. Из истории визант.-груз. взаимоотношений (70-е гг. XI в.)//ВВ. 1979. Т. 40. С. 92-95; Бердзенишвили Н. А. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1965-1975 [Кн. 2-8] (на груз. яз.); Ломоури Н. Ю. История Эгрисского (Лазского) царства (с возникновения до V в. н. э.). Тбилиси, 1968 (на груз. яз., с рус. и англ. рез.); он же. Очерки из истории Картлийского (Иберийского) царства в III - нач. IV в. н. э. Тбилиси, 1975 (на груз. яз., с рус. и англ. рез.); он же. Грузино-римские взаимоотношения. Тбилиси, 1981; он же. Грузино-визант. отношения в V в. Тбилиси, 1989; он же. Иранские походы имп. Ираклия и Грузия//Визант. очерки. 1991. C. 31-44; он же. Абхазия в античную и раннесредневек. эпохи. Тбилиси, 1997; он же. Визант. политика в Зап. Грузии в VI-VIII вв.//ΑΝΤΙΔΩΡΟΝ: К 75-летию акад. РАН Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 74-85; он же. Полит. положение Картли (Иберии) в 1-й пол. VI в.//Ближний Восток и Грузия. 2002. 3. (на груз. яз., с рус. и англ. рез.); Lomouri N. The History of Georgian-Byzantine Relation//Perceptions of Byzantium and its Neighbours (843-1261)/The Metropolitan Museum of Art. N. Y., 2000; Нодия И. М. Груз. материалы о визант. имп. Марфе-Марии//Визант. этюды. Тбилиси, 1978; Юзбашян К. Н. Армянские государство эпохи Багратидов и Византия. IX-XI вв. М.,1988; Метревели Р. В. Давид IV Строитель. Тб., 1990 (на груз. яз.); Очерки истории груз. дипломатии. Тбилиси, 1998. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/372678.html

У современников (Кира и Евдокии) реформа гекзаметра Н. П. отклика не нашла, но поэты следующих поколений: Пампрепий (2 пол. V в.), Мусей (ок. нач. VI в.), Коллуф (рубеж V и VI вв.), Христодор (рубеж V и VI вв.), Драконтий (кон. V в.), Павел Силенциарий (2-я пол. VI в.) - использовали нонновский гекзаметр. Возможно, в Византии сочинения Н. П. изучали в школе (Ibid. P. 672). Лит.: Golega J. Studien über die Evangeliendichtung des Nonnos von Panopolis: Ein Beitr. zur Geschichte der Bibeldichtung im Altertum. Breslau, 1930; Stegemann V. Astrologie und Universalgeschichte: Stud. und Interpr. zu den Dionysiaka des Nonnos von Panopolis. Lpz.; B., 1930; Cataudella Q. Cronologia di Nonno di Panopoli//Studi Italiani di Filologia Classica. Torino, 1934. Vol. 11. N 1. P. 15-33; Riemschneider M. Der Stil des Nonnos//BBA. 1957. Bd. 5. S. 46-70; D " Ippolito G. Studi Nonniani: L " epillio nelle Dionisiache. Palermo, 1964; Gigli Piccardi D. Dioniso e Gesu Cristo in Nonno Dionis. 45.228-239//Sileno. La Spezia, 1984. Vol. 10. P. 249-256; Livrea E. Il poeta e il vescovo: La questione nonniana e la storia//Prometheus. Firenze, 1987. Vol. 13. P. 97-123; Willers D. Dionysos und Christus: Ein archaolog. Zeugnis zur «Konfessionsangehoerigkeit» des Nonnos//Museum Helveticum. Basel, 1992. Bd. 49. S. 141-151; Аверинцев С. С. Поэтика ранневизант. литературы. М., 19972. С. 139-156; Vian F. МБСФХУ chez Nonnos de Panopolis: étude de semantique et de chronologie//REG. 1997. Vol. 110. P. 143-160; Shorrock R. The Challenge of Epic: Allusive Engagement in the «Dionysiaca» Nonnus. Leiden, 2001; Захарова А. В., Торшилов Д. О. Глобус звездного неба: Поэтическая мастерская Нонна Панополитанского. М., 2003; Fornaro S. Nonnus//Brill " s New Pauly. Leiden, 2006. Vol. 9. P. 812-815; Miguelez-Cavero L. Poems in Context: Greek Poetry in the Egyptian Thebaid 200-600 AD. B., 2008; Shorrock R. The Myth of Paganism: Nonnus, Dionysos and the World of Late Antiquity. L., 2011; Agosti G. Greek poetry//The Oxford Handbook of Late Antiquity/Ed. S. Johnson. Oxf., 2012. P. 361-405; Nonnus of Panopolis in Context: Poetry and Cultural Milieu in Late Antiquity With a Section on Nonnus and the Modern World/Ed. K. Spanoudakis. B., 2014; Brill " s Companion to Nonnus of Panopolis/Ed. D. Accorinti. Leiden; Boston, 2016; Александрова Т. Л. Евдокия - читательница Нонна?//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2018. Вып. 55. C. 9-19.

http://pravenc.ru/text/2577949.html

вторн.); полунощница, гл. 6, «Во юдоли плачевне» (чин 12 пс.), «Мудрых дев бодрственное даруй ми, Господи» (пол-ца Соф. 1052 ; сед. вторн.) и ,,Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене» (повеч.); IV, гл. 6, «Помысливши, душе, страшному предстояние судищу», «Грехов болезнью разслабленный» и «Многая множества моих, Богородице, прегрешений» (повеч.); V, гл. 4, «Всю мою жизнь поработих греху», «Ослаблен есмь сном уныния» и «Помрачение тяжкаго греха»; VI, гл. 2, «Помяни, Господи, яко благ, рабы Твоя» (полун-ца), «Возвесели, Госнодн, со избранными рабами Твоими», гл. 8 – «Со святыми упокой» (пол-ца) и «Тебе и стену и пристанище имамы» (3 поч. Син. 868); VII, гл. 7, «Имущи, душе моя, врачевство покаяния» (9 поч. Син. 870) и «Мытареву покаянию не поревновах» (сед. понед.); VIII, гл. 8, «Яко судии предстоящу» (пол-ца Син. 868), «Оком благоутробным» (чин 12 пс.) и «Владычице, приими молитвы раб твоих». Ватикан. 1877 для великопостной полунощницы назначает всего три тропаря: « Помилуй нас Господи, помилуй нас», «Милосердия» и «Многая множества», а в заключение повечерия, после 12-ти псалмов, приводит тропарь «Боже отец наших» и богородичен «Не умолчим». Син. 865 излагает две полунощницы – повседневную и субботне-воскресную; каждая из этих полунощниц состоит из четырех, а с предварительными, или предначинательными молитвословиями – даже из пяти частей, с тремя тропарями в каждой части. I. В начале первой полунощницы положены обычные «троичны»: глас 1 – «Воставше от сна», гл. 2 – «От одра и сна», и гл. 3 – «Напрасно судия»; II. Далее следуют обычные тропари, гл. 8: «Се жених», «День он» и «Тебе необоримую». Затем идут по «статиям» 17-ой кафизмы тропари – «седальны» и богородичны- " отпустительны», большею частию встречавшиеся уже на ночных часах: III, «Егда воспомяну множество содеянных мною зол», «Слезы ми даждь, Боже» (повечерие) и «Небесная воспевают тя, Благодатная»; IV, гл. 8, «Оком благоутробным» (см. чин 12 пс.), «Яко судии предстоящу» (Син. 868) и «Мысленная врата жизни»; V, «Царю небесный» (пол-ца эфиоп.), «Скорое и известное даждь утешение» (3-й час) и «Блажим тя» (пол-ца).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

время располагается в аббатстве, находящемся в собственности правительственного агентства исторических памятников (Historic Scotland). Культурное наследие конгрегации И. свидетельствует о большом значении «общины Колумбы» в раннесредневековой истории Ирландии и Шотландии. Особенно важными являются лит. произведения, создававшиеся в различных обителях св. Колумбы. Многие из этих сочинений содержат ценные сведения о конгрегации. Ряд произведений VII-XII вв. несомненно был связан с И., однако действительное значение конгрегации в развитии ирл. лит-ры установить сложно, из-за того что большинство памятников (сочинения по богословию, экзегезе, грамматике, поэтические произведения) не атрибутировано. Так, активное участие И. в «пасхальных спорах» дает возможность предположить, что члены конгрегации занимались компутистикой (вычислениями, связанными с пасхалией), но состояние источников не позволяет судить об уровне астрономических и математических знаний насельников И. Использование трудов по грамматике и экзегезе в ирл. сборнике канонов, одним из составителей которого был мон. Ку Кумне († 748), косвенно свидетельствует о значении И. как крупного центра лат. книжности в раннесредневековой Европе ( Ó Cr ó in í n D. Hiberno-Latin Literature to 1169//A New History of Ireland. Oxf.; N. Y., 2005. Vol. 1: Prehistoric and Early Ireland. P. 391-392). " Ковровая страница " из Евангелия из Дурроу. 2-я пол. VII в. (Trinity College, Dublin. A. 4. 5/57. Fol. 3v) " Ковровая страница " из Евангелия из Дурроу. 2-я пол. VII в. (Trinity College, Dublin. A. 4. 5/57. Fol. 3v) С И. связано происхождение важнейшего исторического источника - «Хроники Ирландии», ставшей основой средневек. ирл. анналов. В наст. время признанным считается факт начала ирл. летописания на о-ве Иона во 2-й пол. VI в. ( Smyth A. P. The Earliest Irish Annals: Their First Contemporary Entries, and the Earliest Centres of Recording//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. Dublin, 1972. Vol. 72. P. 33-36; The Chronicle of Ireland. 2006. P. 7-9) или во 2-й пол. VII в. ( Hughes K. Early Christian Ireland: Introd. to the Sources. L., 1972. P. 142). Сохранившиеся версии анналов восходят к экземпляру летописи, доставленному ок. 740 г. в Ирландию (в Ард-Маху или Беннхор). В погодных записях VI-VIII вв., составленных на о-ве Иона, заметен интерес к событиям не только в Ирландии и в шотл. Дал-Риаде, но и в стране пиктов и Нортумбрии, что соответствует данным о широком распространении «общины Колумбы» на Британских о-вах.

http://pravenc.ru/text/578330.html

Возможно, ко 2-й пол. V в. относятся и мозаики капеллы Сан-Витторе-ин-Чель-д " Оро, входящей в ансамбль базилики Сант-Амброджо в Милане. В куполе на золотом фоне, в венке из колосьев, цветов и побегов лозы, помещено погрудное изображение мч. Виктора. В правой руке он держит раскрытую книгу с надписью: «VICTOR», в левой - большой, необычной формы крест; еще один крест помещен с левой стороны от фигуры святого. Над головой мч. Виктора - десница, возлагающая на его голову мученический венец. На боковых стенах капеллы представлены в рост 6 святых: слева от входа - Амвросий, Гервасий и Протасий; справа - Матерн, Феликс и Навор. Они изображены стоящими на зеленом поземе, на темно-синем фоне; намечены даже тени, отбрасываемые фигурами. Но фигуры кажутся уплощенными, непрочно стоящими на земле, почти воспаряющими. В выражениях лиц - сосредоточенность и погруженность в себя. Заметно проявившееся к кон. V в. усиление в образах ирреальности, которое подчеркивает их связь с духовным миром. VI - сер. VIII в. Апостолы. Мозаика свода Арианского баптистерия в Равенне. Кон. V — нач. VI в. Апостолы. Мозаика свода Арианского баптистерия в Равенне. Кон. V — нач. VI в. Первые десятилетия VI в. считают началом нового, средневекового этапа в искусстве Византии, в орбиту влияния которого входила тогда территория И. Стилистические черты, отличающие искусство этого периода от античного (уплощение фигур и изображение их словно застывшими в торжественном предстоянии; упрощение колористической моделировки, нарушение пропорций и объемно-пространственных отношений ради усиления выразительности образов, показанных в состоянии сильного эмоционального напряжения, вдохновения или, напротив, погруженности в духовное созерцание в противоположность характерному для классики спокойствию и нейтральности) становились все заметнее. Христос-воин. Мозаика люнета вестибюля Архиепископской капеллы в Равенне. Кон. V — нач. VI в. Христос-воин. Мозаика люнета вестибюля Архиепископской капеллы в Равенне. Кон. V — нач.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010