„Когда Стефан хотел перейти чрез мост, его нога поскользнулась и он начал падать вниз, как вдруг из реки высунулись страшные люди, стали тащить его за ноги вниз, а в это время другие люди, одетые в белые одежды и благообразные видом, за плечи удерживали его и тащили вверх“... (гл. XXXVI). Таковы те эсхатологические представления, которые развиты в „Диалогах“ Григория Великого , и мы сейчас увидим какую судьбу они имели в средние века. Но здесь же, предварительно, нужно заметить, что места, подчеркнутые в нашем изложении легенд Григория Великого , можно считать общими местами средневековой легенды о загробной жизни: от VI до XIV века можно проследить их в самых разнородных легендарных рассказах – и чисто церковных и народно-поэтических... § II. Подлинность „Диалогов“ св. Григория не подлежит сомнению 12 ; время их составления – 593 или 594 год 13 . За их общеизвестность в средние века ручается прежде всего обширная популярность имени их автора. Григорий Великий и на востоке и на западе считался одним из знаменитейших римских первосвященников: „Запад видел в нем высшее олицетворение папской власти и вполне соглашался относительно его с суждением св. Ильдефонса, который был его современником и который заявлял, что Григорий В. превзошол св. Антония подвижничеством, Киприана – красноречием, бл. Августина – ученостию“ (Montalembert, Les Moines d’Occident, tom 2 pag. 182). Средневековые агиографы окружали его жизнь множеством чудес, совершенных им при жизни и после смерти 14 ; его имя сделалось легендарным 15 , его жизнь была избираема даже сюжетом для религиозных поэм 16 . Сочинения Григория Великого , как несомненно известно, имели обширный круг читателей в средние века и оказали громадное влияние на средневековую церковную литературу, – не говоря уже о церковных писателях, для которых творения св. Григория в некотором роде служили настольной книгой, – его „беседами“ пользовались такие писатели, как напр. автор знаменитой немецкой поэмы „Heliand“ (поэма начала IX в.), англо-саксонские поэты – Кэдмон (конца VII в: см. Beda, Hislor. eccles. gent. Angl. lib. IV) 17 и Киневульф (первой половины VIII в.) и др. 18 . „Диалоги“ св. Григория приобретают известность вскоре после его смерти 19 и очень рано были переведены на разные языки – на греческий (папою Захарием VIII), арабский, англо-саксонский и французский 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Туниса и Алжира). Маврусии (мавры) – население бывшей римской провинции Мавритания, в основном берберы. Воевали здесь с вандалами. Во второй половине VII в. приняли мусульманство, а в начале VIII в. вторглись на территорию Пиренейского полуострова и вместе с арабами через несколько десятков лет создали Кордовский халифат, в котором правили халифы из рода Омейадов. Магир – повар. Магистр – от лат. magister – начальник, глава, учитель; 1) М. милитум (лат. magister militum, стратилат) – в поздней Римской империи высшая военная должность, созданная Константином Великим ; глава штаба, офицер императора, главнокомандующий в том или ином регионе Империи; 2) главнокомандующий византийской армией с резиденцией в Констиантинополе (лат. magister militum in praesenti); 3) М. конницы (лат. magister eqitum), часто рассматривался как magister militum in praesenti; 4) М. пехоты (лат. magister peditum) – один из главных военных М.; 5) М. милитум Востока – главнокомандующий войсками, расположенными на значительной территории Византийской империи, простиравшейся от южного побережья Черного моря до юга Малой Азии; 6) М. милитум Фракии – главнокомандующий войсками Фракии; 7) М. милитум Армении – главнокомандующий войсками на территории Армении; пост учрежден Юстинианом I (527–565 гг.); 8) М. оффикий – начальник служб двора, первый министр в позднеримскую эпоху, руководил внешней политикой, ведал организацией посольских приемов, возглавлял дворцовую гвардию, руководил четырьмя императорскими канцелярскими отделами (скриниями), полицией, ведал государственной почтой, личной охраной императора, охранял арсеналы Константинополя, контролировал оружейные мастерские; в VII в. потерял большинство этих полномочий; 9) в Византии VII-VIII вв. – один из высших титулов, как правило, не связанный с выполнением определенных функций или ответственных должностей. Чаще всего давался советникам василевса (см.: баптидион). Согласно Тактикону 899 г., могло быть одновременно несколько М., но не более 12 (в Х в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Уруские Предок этой древней фамилии владел в Галиции (Руси Чёрмной), вотчиною и замком Урош (Urosz) ещё при Данииле Романовиче, Короле Галицком и Русском, в первой половине тринадцатого века. Потомки его писались с Уроша Уруские (z Urosza Uruski). Поколенная роспись их сохранилась со времени Олехны Уруского, жившего в пятнадцатом веке, и они до семнадцатого века, оставаясь верными святой православной вере предков своих. отцовский КОЛЕНО I: Олехно Уруский КОЛЕНО II: Иван Олехнович Юрий Олехнович КОЛЕНО III: Иван Иванович КОЛЕНО IV: Дмитрий Иванович, женат на Гордынской КОЛЕНО V: Андрей Диитриевич Яков Дмитриевич Фёдор Дмитриевич Иван Дмитриевич Семён Дмитриевич, женат на Крушельницкой КОЛЕНО VI: Яков Семёнович † 1656; изменил святой православной вере и перешёл в римско-католмцизм; женат на Слупницкой КОЛЕНО VII: Христофор, женат на Анне Дуниной Ян, женат на Слугоцкой КОЛЕНО VIII: Стефан, женат на Варваре Грушецкой Констанция, за Петром Журавлевичем Ян, женат на Марианне Землинской Мартын, женат на Голашевской КОЛЕНО IX: Михайло, женат на Терезие Турчанской Бронислав, женат на Александре Влодек Франциска, за Обранпольским Стефан, женат на Минорецкой Антоний, женат на Агнесе Бржезанской Ян, женат на Констанцие Банковской Анна, за Жоховским КОЛЕНО X: Антоний, женат на Марианне Урковской Пётр, женат на Зджарской Анна, за Паславским Войцех Антоний Марфа, монахиня Франц-Ксаверий Феликс, женат на Марианне Вильчопольской Матвей, женат на Антонине Беное Елена, за Александром Василевским КОЛЕНО XI: Антоний Ян † 1837; женат на Анне Поляновской Каэтан, коронный мечник Королевства Галиции и Лодомирии; женат на графине Юлие Севериновне Потоцкой КОЛЕНО VIII: Граф Северин Каэтанович, рождение 1817, варшавский губернский предводитель дворянства; возведён Императором Австрийским, 5/17 февраля 1844 года, в Графское достоинство Королевства Галицийского; женат на девице Тизенгауз Уруские приписаны к гербу Зас (Sas): в голубом поле серебряный полумесяц рогами вверх, и на каждом рогу его золотая шестиугольная звезда, а над полумесяцем стрела, острием вверх. На гербе дворянские: шлем и корона, на коей павлиний хвост, справа налево пронзённый стрелою. Намет голубой, подложенный, справа серебром, слева золотом. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Наума. Гари Холл Исторический и культурный фон Свидетельства, которые мы находим в самой книге, определяют дату ее создания. Падение египетского города Фивы (евр. «Но-Амон») в 3:810 указывает на то, что Наум писал после 663 года до н.э., когда ассирийское войско Асиафара 1036 захватило Фивы. Предсказание о падении Ниневии (2:1 и далее 3:1, и далее) означает, что текст был составлен до падения города под натиском мидян и вавилонян. Ассирийское господство над Израилем и Иудеей началось с середины VIII века, когда ассирийский трон занял Феглаффелласар III (745727) и продолжалось до падения Израиля (722 г. до н.э.) и во времена правления иудейских парей Ахаза (735715, см. Ис.7 ), Езекии (715687, см. Ис.3637 ) и Манассии (687642). 1037 Ассирийский царь Аснафар правил в середине VIII века (668627). После войны с Египтом, в 663 году, он расширил границы своей империи на юг до самого города Фивы. Однако в 650 году египтянам удалось восстановить независимость и ассирийское господство на Ближнем Востоке стало ослабевать. Вавилоняне также восстали против брата Аснафара, но их мятеж был подавлен в 648 году. Кажется, именно в это время Манассия начал совершать самостоятельные шаги, что следует из начатой им строительной деятельности, о которой мы читаем во 2 книге Паралипоменон 33:1416. Помимо ведения военных действий, Аснафар обновил Ниневию и Вавилон и собрал огромную библиотеку в Ниневии. Повсеместно появилось чувство защищенности и материального благополучия. Но это время продолжалось недолго. После смерти Аснафара Ассирия стала слабеть с невероятной скоростью. Вавилон вскоре вернул себе независимость, и в течение последующих 15 лет Ассирия постоянно ощущала всевозрастающее давление со стороны вавилонян и мидян, и, наконец, в 612 году до н.э. столица Ассирии, Ниневия, пала под натиском объединенных войск. Именно в это неспокойное время Наум предложил Иудее проповедь надежды, в которой он предсказывал падение ненавистного города Ниневии (и, как следствие, всей Ассирии). Похоже, что он писал в первой половине этого периода, а не в конце его. Падение Фив было еще свежо в памяти людей, а о его восстановлении не было и речи. Ассирийцы были сильны и все еще контролировали ситуацию (1:12). Поэтому самой разумной датой создания книги будет, примерно, 650 год до н.э. 1038 Если принять эту дату, то Наум должен был поддерживать шаги Манасии к независимости и реформы Иосии. 1039

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск, 2002. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. М., 2000 (переизд.). 2 т. Карнеев А. Материалы и заметки по литературной истории Физиолога. СПб., 1890. Карташёв А.В. Вселенские соборы. М., 1994 (переизд.). Клауде Д. История вестготов/Пер. с нем. СПб., 2002. Кобищанов Ю.М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире (VI – середина VII в.). М., 1980. Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969. Корсунский А.Р. , Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979. Кривушин И.В . История между порядком и хаосом: концепция политических конфликтов Феофилакта Симокатты. Иваново, 1996. Кривушин И.В Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. Культура Византии, [I]: IV – первая половина VII в. М., 1984. Культура раннефеодальной Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980. Курбатов Г.Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города в IV-VII вв.: (Конец античного города в Византии). Л., 1971. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л., 1991. Лазарь (Афанасьев), мон. (ред.). Аскетирион: Монашеская жизнь в Египте IV-V вв. М., 2003 (2 изд.). Лебедева Г.Е. Социальная структура ранневизантийского общества: (По данным кодексов Феодосия и Юстиниана). Л., 1980. Лебедева Г.Е. Стефан Византийский и его эпоха: (К истории византийской науки VI в.). СПб., 2003. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. Л., 1976. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987. Лурье В.М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000. Лурье В.М. , Баранов В.А. История Византийской философии: формативный период. СПб., 2006. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. Манандян Я.А. Новеллы Юстиниана о порядке наследования у армян. Ереван, 1952. Митрофанов А.Ю. История церковных соборов в Италии (IV-V вв.). М., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статер – золотая монета весом в 4,5 г. Другое название – солид (номисма). Статий, статион – 1) районная нотарильная контора, кафедра тавуллария; 2) лимен. Стафмос – мерный сосуд для вина. См.: ангии. Стеатит – мягкий камень бледно-зеленого или сероватого оттенка, на пластинах которого вырезали иконы. Ромеи называли его амиантос лифос – «камень без пятен», «незапятнанный камень» и особенно широко использовали в X-XII вв. Стела – дословно с греч. «колонна, надгробие», вертикальная, как правило, прямоугольная каменная плита, украшенная орнаментом, рельефами, иногда живописными изображениями и надписями. Вид С.: надгробная, памятная, посвящения. Стемма – священный царский венец в виде металлического обруча, украшенного золотом, драгоценными камнями и эмалями. С конца VI в. С. венчал крест, который устанавливали на золотом полусферическом перекрестии, а по бокам свисали жемчужные подвески – катасесты (пропендулии) (см.: корона). Ср.: маниак. Стемматогирон – венец деспота (см.: корона). Стефан Византиец – греческий грамматик VI в. В правление императора Юстиниана I (527–565 гг.) составил географический лексикон «Описание народов», часть которого дошла до нас в оригинале, а остальное в цитатах, использованных в произведениях других авторов. Несмотря на ограниченность познаний автора в области географии, его труд является единственным в своем роде нарративным источником сведений об античной географии, оракулах, волшебных историях и т. д. С. В. заботился о точности географических терминов; последующие географы, ученые писатели опирались на его труд (например, Константин Багрянородный). Стефан Новый (ум. 765–767 гг.) – один из убежденных монахов, лидеров иконопочитания, был растерзан константинопольской толпой. Его Житие – ценнейший памятник агиографии по истории иконоборства. Стефан Сурожский – согласно разным редакциям Жития, Стефан родился в Каппадокии около 700 г. Примерно в возрасте 15–18 лет оказался в Константинополе и через некоторое время стал монахом. В правление василевса Константина V (741–775 гг.) был назначен главой Сугдейской епархии в Крыму, где активно занимался христианизацией населения и умер приблизительно в 70 лет, в конце 60-х гг. VIII в. Первоначальный вариант Жития С. С. следует датировать временем между 770 г. и первой половиной 80-х гг. VIII в. В конце IX-X вв. появились еще две редакции Жития, а в конце Х – начале XI вв. – третья. Уже с Х в. С. С. приобрел черты покровителя и защитника Сугдеи. Его культ с XIV в. был воспринят на Руси (2), где он стал российским святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не спорю, что римско-католическое духовенство в аквилейском патриархате, во всей Иллирии, в до- и за- дунайской Панонии далеко распространило христианство римско-католического исповедания; но не могу согласиться с тем, будто бы оно прежде греческого обратило эти страны в христианскую веру, – и на это я представил выше доказательства, говоря о границах восточной церкви, простиравшихся даже до Триеста и Венеции, и представлю еще другие в описании распространяющегося между славянами христианства во времена Кирилла и Мефодия. Точное свидетельство истории, что церковная азбука изобретена Кириллом и Мефодием 65 (прежде глаголицы, как это все утверждают) и что славяне, которые издавна были подведомственны восточно-кафолической церкви, и те, которые перешли на лоно её из язычества, употребляли при божественной литургии книги, писанные одними только кирилловскими буквами, – 1 ниспровергает мнение г. Копитара. Славяне, обращенные в римско-католическую веру до Кирилла и Мефодия в Каринтии и в некоторых других местах, могли употреблять при отправлении богослужения книги, написанные другими какими-нибудь письменами; 66 но, чтобы эти письмена были глаголитския, или чтобы кирилловские от них произошли, – на это нет следа в истории, и нет никаких исторических свидетельств в подтверждение выше изложенных предположений. Происхождение глаголицы, которая, по словам г. Копитара, изобретена прежде кирилловской, не восходит выше XI века, судя по наружному её виду и начертанию букв, и, следовательно, относится, согласно с общим мнением, к тому времени, когда, вместо кирилловской азбуки, составлена новая, названная глаголицей. Ничего также не доказывают слова, которые, по замечанию их Копитара, получив начало в западной Европе, перешли при посредстве глаголицы в кирилловскую и наконец удержались, в старо-церковном наречии; потому что ясно уже доказано, 67 что эти слова напротив имеют корень в греческом языке. 2. Во время Мефодия Во второй половине VIII века учреждена на границах аквилейского патриархата миссия из римско-католических священников, для обращения закарпатских славян, миссионерам строили дома в Ретии и Норике. 68 Проповеди их были подкрепляемы прежде оружием франкских комесов; а в описываемое нами время самым Карлом Великим, который в конце того же VIII века, вторгнулся в первый раз в Панонию, или, как ее также называли, Гунию, и дошел даже до реки Рабы. 69 Ему легко было завоевать эту землю. Он нашел в ней то же положение дел, какое всего чаще указывают нам летописи в славянских государствах: раздор между вельможами и слабость правительства. Входя с одними партиями в дружественные сношения, он успешно действовал против других, и ослаблял таким образом всю вообще страну (так точно поступали позднее германцы). 70 Вскоре покорились гунны и авары, два народа неславянского происхождения, но издавна обитавшие вместе с славянами в Панонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отвергая подлинность IX-XIV гл. кн. пророка Захарии, исследователи-отрицатели в дальнейшем развитии этого положения, расходятся в разные стороны, представляя необыкновенное разнообразие взглядов на время происхождения спорных глав и на личность их автора. Одни из исследователей относят составление второй части Захарии или некоторых глав ко времени до падения царства Израильского. Другие – к Маккавейской эпохе; т. е. спорные главы, по одним, принадлежат VIII-мy веку, по другим – половине II-ro в. до Р. X.; и в этих пределах – на протяжении, следоват., шести веков – указываются самые разнообразные даты. Признавая, в большинстве случаев, анонимность Девтерозахарии, представители отрицательного взгляда, приписывают изречение и написание содержащихся здесь пророчеств и определенным лицам: пророку Иеремии, Захарии, упоминаемому во 2Пар.26:5 и в Ис.8.2 , и Урии, упоминаемому Иер.26:20–23 . Уже это одно может свидетельствовать до некоторой степени о неустойчивости тех оснований, на которых пытаются утвердить свои отрицательные суждения противники традиционного взгляда на принадлежность Захарии, современнику Зоровавеля, всех четырнадцати глав книги, надписывающейся этим именем. А при ближайшем рассмотрении, доводы противников подлинности второй части кн. Захарии вообще являются страдающими предвзятостью, преувеличениями и ложными обобщениями и, как таковые, далеко не обладающими тою степенью убедительности, какую они им приписывают. Против того, что две части книги Захарии представляют слишком резкое различие по содержанию, можно возразить, что различие это, однако, не настолько велико, чтобы можно было на этом основании исключать всякую возможность происхождения обеих частей от одного автора. Вторая часть не содержит видений; но и в первой части довольно значительный отдел, помимо вступления ко всей книге, т. е. гл. VII-VIII, представляет повествование и обыкновенную пророческую речь; символическому действию, описанному в первой части, в гл. IX-XIV соответствуют символические действия в Зах.11:4–17 . Добрые и злые духи не являются действующими и не упоминаются во второй части, но о них нет речи и в гл. VI-VIII; с другой стороны, об Ангеле Иеговы упомянуто в Зах.12:8 и под «святыми» в Зах.14:5 , по мнению большинства толкователей, можно разуметь только Ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так обстояло дело до самого начала XX столетия. В декабре 1904 г., как мы уже говорили, 1845 был открыт полный текст этого трактата архимандритом Карапетом Мкртчяном на армянском языке, вместе с IV и V книгами Contra haereses. Служебные обязанности не позволили, однако, ученому тогда же заняться переводом новонайденного труда. Он был окончен только через год после открытия при помощи Эрв. Минасьянца. Перевод этот (на немецкий язык) вместе с армянским подлинником был доставлен А. Гарнаку. Тот передал его для просмотра приват-доценту Финку. Последний нашел перевод в общем точным. Гарнак выправил стиль и разделил сочинение на 100 глав (в рукописи делений нет). В результате в 1907 г. появилось первое издание считавшегося до тех пор пропавшим сочинения Иринея на армянском (S. 1–69) и немецком (S. 1–52) языках с предисловием к нему Мкртчяна и послесловием с замечаниями А. Гарнака. В том же 1907 г. вышел русский перевод его (с немецкого); в 1908 г. – второе немецкое (только) издание; в 1909 – голландский перевод, а в 1913 – новое немецкое издание в переводе проф. Вебера. 1846 По мнению Мкртчяна, рукопись, содержащая «Доказательство», должна быть отнесена к XIII в.. 1847 2. Армянский перевод Исследование Витена, однако, показало, что армянский текст рукописи плохо сохранился. 1848 Нужно поэтому полагать, что имеющийся в настоящее время кодекс есть, по крайней мере, третий по времени список первоначального текста. Таким образом, перевод данного сочинения на армянский язык следует отнести к гораздо раннеишему по отношению к XIII в. времени. В марто-апрельской книжке армянского журнала «Арарат» за 1902 г. напечатан труд некоего Стефана Философа с рукописи X в.. В нем цитируются «Против ересей» и «Доказательство апостольской проповеди». Мкртчян думает, что автором этого труда является не кто иной, как Стефан Сиунийский, известный писатель VIII в.. 1849 Но две цитаты, приведенные этим Стефаном, как оказалось, находятся в еще более раннем догматическом сочинении католикоса Сахака (Sahak) III (678–703). На этом основании Мкртчян в предисловии к первому изданию «Доказательства» относил перевод данного сочинения к раннеишему Стефана времени, а именно – ко второй половине VII или началу VIII в. Подтверждение своему мнению армянский ученый видел еще в том, что к настоящему именно периоду относится и первое известное упоминание в армянской литературе Иринея вообще. 1850

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

673 Ямния, Ябне (Jabne), Ябнеель (Jabneel), недалеко от Средиземного моря, в нескольких часах пути от Яффы. 674 Гамалиил II родился в 50 г. и умер в 116 году. Говорят, что он был учителем Акилы и Онкелоса. Гамалиил I прославился тем, что он происходил от великого Гиллела и был учиталем св. Павла, Деян.22:3 . О двух Гамалиилах см. J. Kitto, Cyclopaedia of Biblical Literatur, t. II, 3 изд. 1864, стр. 60–63. 678 Сепфорис, Сиппорис, город в верхней Галилеи, к северу от Назарета, не упоминаемый в Писании, но важный во времена нашего Господа. Он называется в настоящее время Seffurieh. Великий синедрион пребывал здесь до того времени, пока не был перенесен в Тивериаду, в половине века. 679 Секта Караитов представляет единственное исключение: она принимает лишь текст Писания и отвергает всякое предание. Об этой секте см. Dictionnaire de la Bible, t. II, col. 242–245. 680 Сл. J. H. Weiss, Studien über die Sprache der Mischnah, in-8°, Вена, 1867; A. Stein, Talmudische Terminologie, zusammengestellt und alphabetarisch geordnet, grand in-8, Прага, 1869. Сл. Jüdische Zeitschrift, т. V, 1867, стр. 154, 172–175; т. VIII, 1870, стр. 177. 681 О таннаитах и amoras см. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten, in-8, Страсбург, 1884; Id., Die Agada der palästinensischen Amoräer, in-8, Страсбург, 1892; Die Schüler Jochanans, 1896, 1899. 682 Сл. Die jerusalcmische Gemara im Gesammtorganismus der talmudischen Litteratur, в Jüdische Zeitschrift, т. VIII, 1870, стр. 278–306. 683 Пунбадита, как и Сора, находилась на берегах Евфрата, в Вавилонии. Пунбадита, или вернее Пумбадифа, заимствовала свое имя от своего положения в устье Batitha, русла между Тигром и Евфратом. См. А. Neubauer, géographie du Talmud, in-8, Paris, 1868, p. 343, 349. 685 О талмуде см. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, 2 ed., in-8°, Лейпциг, 1894; J. Hamburger, Real-Encyclopedie für Bible und Talmud, Strelitz, 1883.[На русском языке существует довольно значительная литература о Талмуде. Вот важнейшие труды: С. Диминского, „Иследование о Талмуде“, Киев, 1869; его же, „Евреи, их вероучение и нравоучение“, С.-Петербург, 1873; В. Кирасевского, „Критический разбор Талмуда. Его происхождение, характер и влияние на верование и нравы еврейского народа“, Москва, 1879; В. Мордвинова, „Тайны Талмуда и евреи в отношении к христианскому миру“, Москва, 1880; см. проф. И. Г. Троицкого, „О талмуде, его происхождении, составе и употреблении у современных иудеев; характеристика Талмуда со стороны его содержания“, Сб. 1901; его же, „Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений“, С.-Петербург, 1904; И. Лютостанского, „Талмуд и евреи. Евреи и действия, ими производимые по учению Талмуда“, С.-Петербург, 3 изд. 1905, в пяти томах с историческими гравюрами. Пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010