А вот, например, копты (египетские христиане-монофизиты) до сих пор сохраняют 8недельную четыредестницу, соблюдая строгий пост в то время, когда у нас совершается «широкая» масленица Смотрим дальше… В Палестине развитие приготовительных дней к четыредестнице закончилось одной сырной седмицей, тогда как в Константинополе с течением времени количество таких дней увеличилось еще на две седмицы, известные нам как недели о блудном сыне и мытаре и фарисее. Причиной, повлиявшей на зачисление их в приготовительные дни, вероятно, было содержание подходящих к посту Евангельских чтений этих недель. Кроме того, неделя мытаря и фарисея совпадала с так называемым арцивуриевским постом, который начинается за 10 седмиц до праздника Пасхи и до сих пор строго соблюдается в Армянской церкви. Этот «первый» пост, именуемый по-армянски Арачаворк, известен еще под именем поста Ниневитян. По некоторым сведениям он был установлен между 567–578 гг. по случаю появления в Персии чумы, в связи с которой епископ Ниневии издал распоряжение о трехдневном посте для умилостивления Бога (по примеру ниневитян). И, как утверждали современники, после этого чума прекратилась. К слову сказать, об этом средстве сегодня благополучно все забыли, ибо когда начала распостраняться коновирусная инфекция, унесшая из жизни, если верить статистики, уже около 2,5 млн. людей ни одна поместная Церковь им не воспользовалась. У нас почти тут же были составлены и разосланы молитвы для чтения во время распостранения вредоносного поветрия, но при этом никто даже не заикнулся о том, что к молитве надо бы еще приложить повсеместный пост. А почему? Да потому, что забыли не только о возможных основаниях поста, но и о том, как в принципе следует поститься. Впрочем, об этом у нас был подробный разговор на 75 занятии (когда мы обсуждали забытые причины постов) и на других, посвященных теме поста. Поэтому мы не будем повторять уже сказанное, а обратим внимание на то, что вроде бы приготовительная неделя мытаря и фарисея в плане воздержания уступает даже обычным седмицам года, абсолютно освобождая нас от поста (даже в среду и пятницу в нарушение церквных правил). И делается это, по объяснению 49 главы Типикона, не в подражание мытаря и не в пику фарисея, а ради того, чтобы отвратить от ереси «треклятых армян», хотя еще Николай Грамматик полагал, что сплошной эта неделя должна быть не для всех, а лишь для тех, кто прежде держался ереси арцивуриевой, т.е. монофизитства. Ну, как говорится, делайте выводы сами!

http://azbyka.ru/video/119-velikopostnaj...

В отдельных поучениях святых отцов, сказанных в преддверии святой Четыредесятницы, звучат увещания к прощению ближних. «Кто к брату своему расположен враждебно, ненавидит его и ругается над ним, тот примирись сперва с братом и прости его; тогда уже может он приближаться ко Господу. Кто хочет предстать Богу, тот должен наперед оставить брату долг его; только такового пост и молитва угодны Богу» (прп. Ефрем Сирин) 1 . «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги» (свт. Василий Великий) 2 . «Чтобы быть сыном Божиим, для того нужна не благодать только, но и дела. А ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас» (свт. Иоанн Златоуст) 3 . «Воздадим прощение, чтобы быть прощенными; даруем прощение, о котором мы просим, и не будем жаждать возмездия, так как сами молим о прощении. Не будем проходить глухим ухом мимо стонов бедных, но будем оказывать милость нуждающимся с неизменной щедростью, чтобы заслужить милость в день суда» (свт. Лев Великий) 4 . «Но мы, братие, во время поста и молитвы, молю, если что когда и действительно имели против кого-нибудь, простим и будем полны любви; более того, будем следящими друг за другом с целью побуждения к любви и добрым делам, и говоря друг о друге хорошо, и в самих себе рассуждая и помышляя благая пред Богом и пред людьми, дабы нам поститься похвальным и непорочным постом, чтоб на основании его наши прошения были благоуслышаны Богом» (свт. Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский) 5 . Вместе с тем до нашего времени дошло немало проповедей отцов Церкви, произнесенных в преддверии Четыредесятницы, в которых отсутствуют наставления о прощении ближних 6 . Более того, ни слова о долге прощения ближних не содержится в синаксаре в Сырную неделю Никифора Каллиста Ксанфопула 7 . Следовательно, в эпоху отцов Церкви призыв к прощению перед началом Великого поста хоть и звучал в церковной проповеди, но нет никаких свидетельств о том, что он был облечен в форму общепринятого литургического обряда.

http://radonezh.ru/2023/02/22/esli-ne-bu...

Потому и первый взгляд обратим к “постной весне, цвету покаяния”, как величает Церковь Святую Четыредесятницу. Наблюдаем здесь достаточно долгий — более месяца — подготовительный период. Характерна в это предпостное время точная последовательность воскресных Евангельских чтений (Зак­хей, мытарь и фарисей, блудный сын и т. д.). Заметно выделяется и само начало, первая седмица поста, — особым молитвенным духом, подчёркнутой строгостью воздержания в пище, чтениями из Ветхого Завета (прежде всего из пророка Исаии), дающими покаянный настрой душе, пока только входящей внутрь себя. Ещё одна важная сторона Великого поста видится в том, что он являет собой путь к Страстной и Пасхе, и постоянно в памяти Церкви богослужебными текстами из Постной Триоди всплывают образы Креста и Воскресения Христова. Есть ещё и малые передышки на этом пути воздержания и самоуглубления. Имеются в виду полиелейные праздники (1-е и 2-е Обретение главы Предтечи, память 40 Севастийских мучеников), практически всегда попадающие на пост, и, конечно же, всерадостный день “главизны нашего спасения” — Благовещение Пресвятой Богородицы, бывающий в большинстве случаев в конце поста и свидетельствующий близость спасения, совершившегося в Кресте и Пасхе. И сама Четыредесятница становится таким образом подготовительным периодом, предпразднством к Великим дням Страстной и Светлому Воскресению. Смысл этих дней раскрывается как приобщение спасению, даруемому Христом Распятым и Воскресшим. Подобные же темы есть и в традициях других больших постов. Постараемся в это пристальнее вглядеться. 3. Петров пост — благословение миссионерам Подвигу первых миссионеров — апостолов Христовых — посвящён Петров пост. Ученики Господа и учители вселенной, проповедники Евангелия готовили себя постом к предстоящему поприщу. И это время — от Недели всех святых до памяти первоверховных Апостолов — новое вдохновение и для нас, новых Христовых учеников, имеющих по мере сил стать жизнью своей новыми проповедниками Распятого и Воскресшего.

http://pravmir.ru/bolshie-postyi-v-sravn...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника. Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню . Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). 1 Ср.: Типикон, 1 февраля, 2-я Маркова глава. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 6-й: «Отче Благий…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397, 417). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). 7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 405. 8 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-20/

Совершать литургию может только правильно поставленный священнослужитель – епископ или пресвитер. Диакон или другой клирик не имеет на то права. Литургию не дозволяется служить в часовнях, келиях, домах; но она должна быть совершаема непременно в освященном храме, где устроен престол и где находится антиминс, освященный архиереем. На одном престоле в один и тот же день не могут быть совершены две литургии, хотя бы и разными священниками. И священник (равно и епископ) в один день не может совершить более одной литургии. В Православной Церкви совершаются три литургии, именно: святого Иоанна Златоуста , святого Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Молитвословия, песнопения, чтения и их порядок в литургиях святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста весьма сходны; литургия святого Василия Великого отличается от литургии святого Иоанна Златоуста главным образом только молитвами, читаемыми тайно иереем. Постоянные, неизменяемые молитвословия и песнопения литургии находятся для священника и диакона в Служебнике, а для певцов – в Ирмологионе; а изменяемые содержатся в Октоихе, Минее, Триодях. Чтение же из Апостола и Евангелия бывает по книгам этих названий. Литургия совершается в следующие дни: литургия Василия Великого непременно десять раз в году, а именно: пять раз в Великую Четыредесятницу – в 1, 2, 3, 4 и 5 недели (воскресения) Великого поста, дважды в Страстную седмицу – в четверток и субботу, в день памяти святого Василия Великого (1 января), в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления Господня. Но если навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня бывает в субботу или в неделю, то в навечерие совершается литургия Златоуста. Литургия же Василия Великого совершается в самый праздник. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста, и притом кроме субботы, а именно: 1) в среду и пяток седмиц Великой Четыредесятницы: 2) в четверток 5-й седмицы – в день чтения великого канона; 3) в понедельник, вторник, среду страстной седмицы. Если в указанные дни случится праздник Благовещения, то литургия тогда святого Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Елена Васильевна просит Вашего Святительского благословения и святых молитв и чтобы Вы берегли свое здоровье и не волновались. Сохрани Вас Господи! Помолитесь за нед[остойных] иерея Сергия и Елену, искр[енно] Вам преданных. Д. 25. С. 170. Подлинник. Автограф. 3. Не позднее 2 ноября 1957 г. (вместе с Е. В. Орловой) Ваше Преосвященство, Глубокоуважаемый Владыка. Благословите! Приступаю к составлению настольного Календаря на 1959 год. Прошу Вашего Святительского благословения на это дело. 1959 год своим началом будет завершать 33-ю седмицу. С 6 января до 9 февраля (5 недель) – необходимо делать отступку. С 6 янв[аря] (вернее, 7 янв[аря]) по 12 января седмичные чтения будут чтения 29 седмицы. Воскресное чтение 12 янв[аря] будет чтение Недели по Просвещению – ряд (при отступке) опускается. С 13 янв[аря] по 19 янв[аря] читаются зачала 30 седмицы и воскресное 19 янв[аря] Евангелие 30 й недели или другое, какое Вы изволите указать. С 20 янв[аря] по 26 янв[аря] читаются зачала 31 седмицы. В Воскресенье 26 янв[аря] следует читать Евангелие о жене Хананеянке (Мф. зач[ало] 62). С 27 янв[аря] по 2 февраля следует читать зачала 32 седмицы, а в Воскресенье 2 февр[аля] – Евангелие от Луки о Закхее, зач[ало] 89. И, наконец, с 3 февр[аля] по 9 февр[аля] – зачала 33 седмицы. В течение великого поста особых затруднений в установлении распорядка чтений не встречается. Совпадают – Нед[еля] Православия и Память 40 мучеников Севастийских, и чтений будут даны два. До 15-го сентября все должно пойти гладко c Божьей помощью. С понедельника по Воздвижении, когда будет седмица 14-я 177 , следует сделать преступку на 18 седмицу, т. е. опустить четыре седмицы – чтения, которые можно будет перенести на отступку 1960 года. Чтения будут указываться рядовые и святым, которым положено совершать бдения. Кроме этого, будут даны чтения и святым, с полиелеем, которым будут отмечаться юбилейные даты, а также и так наз[ываемые] характерные чтения, для отдельных святых. Указание Вашего Преосвященства о порядке расположения праздников и святых на каждый день я получил и приму к сведению и исполнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Казанской, 8 июля, 22 окт. Киевопечерской, 3 мая. Колочской, 9 июля. Коневской, 10 июля. Миасинской, 1 сент. Неопалимой Купины, 4 сент. Ржевской, 11 июля. Смоленской Одигитрии, 28 июля. Страстной, 13 авг. Тихвинской, 26 июня. Тодгской, 8 авг. Утоли моя печали, 25 янв. Фидермской, 12 окт. Феодоровской, 14 марта. Соборы вселенские события: Никейский 1,325 г. 29 мая и 7 неделя по Пасхе. Константинопольский 1, 381 г. 22 мая. Ефесский 431 г. 9 сент. Халкидонский 451 г. июля 16 (все 6 соборов). Константинопольский 2, 553 г. 25 июля. Константинопольский 3, 681 г. 23 янв. Никейский 2, 787 г. 11 окт. Возобновление иконопочитании при импер. Михаиле и матери его Феодоре, первая неделя великого поста. Обновление Царяграда в 330 г. 11 мая. Падание праха из воздуха, 6 нояб. Трусы 26 янв., 17 марта, 25 сентября, 26 окт. Избавление от врагов, акафист в субботу 5 недели Великого поста. Пожар в Царьграде, 1 сент. Чудо в Вирите, 11 окт. Полтавская победа, 27 июня. Избавление Церкви и Державы российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык в 1812 г. 25 дек. Святые Аввакум (обнятие т. е. любовь Божия. евр.) пророк, 2 дек. Аввакум муч. римский, 6 июля. Августа (священная, лат.) царица мученица, 24 нояб. Авда (слуга, хадд.) еп. персидск. 31 марта. Авделай (Абдалаикла) пресв. муч. персидск. 17 апр. Авдикий диак. муч. персидск. 10 апр. Авдифакс персиянин, муч. рим. 6 июля. Авдиес (слуга Иисуса, евр.) муч. персидский, 9 апр. Авдий (слуга Господень, евр.) пророк, 19 ноября. Авдий , или Авид , мучен. персидский, 5 сент. Авдон , (слуга, евр.) князь персидский, муч. римский, 30 июля. Авенир , царь индийский, отец св. Иоасафа царевича, 19 ноября. Аверкий (удерживающий, удадяющий, дат.), 26 мая. Аверкий , еписк. иерапольский, 22 окт. Авив , (колос, евр.) сын Гамалиила, 2 авг. Авив , диакон, муч. александрийский, 6 сент. Авив , муч. едесский, 15 ноября. Авив , муч. персидский, 28 марта. Авив , (у грек. Авип) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Авив , муч. самосатский, 29 янв. Авид , или Авдий , муч. персидский, 5 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Относительно пения великаго славословия на утрене 23 сентября устав ссылается на какое то «от устава списание». (л. 104 об.) о котором «выше речеся». Ссылка взята из греческого печатного типика, где читается следующее: «εξεστι γαρ ως το τυπιον συγγραομενος (sic) λεγει». Какой именно устав, или его списание, здесь разумеется, остается неизвестным, а так как на него нигде выше не было сделано указания, то и прибавка «якоже выше речеся» не имеет смысла. В нынешнем уставе это место несколько исправлено: «возможно убо есть, якоже устав изъявляет». Но какой устав и где изъявляет – остается по прежнему непонятным. Правила о посте по уставам разных монастырей приводятся из Никона Черногорца без оговорки и указания на источник, откуда берутся выдержки (л. 461). На л. 463 об. оставлено без изменения следующее замечание, идущее от лица неизвестного редактора устава о службе первой недели великого поста: «се убо яко предписася един день святых постов прилежно испытавше, предложихом любви вашей». Ιδου ουν ως προγεγραπται μιαν ημεραν των αγιων νηστειων αριβως εξετασοντες παρεϑηαμεν τη αγαπη υμων. В понедельник 2-й недели говорится, что «неции чтут (в этот день) сказание о чудесех... Богородицы... яже пречистою иконою ея содеяшася, яже и римляныни нарицатися обыкши» (л. 475 об.). Приводится личное мнение Никона Черногорца об однократном освящении воды накануне богоявления, без всякой оговорки, откуда оно взято и против кого направлено. «Ныне же видим некия с вечера убо и заутра сие творящих и не обретохом о сем от писания свидетельства». Далее сказав, что пренебрежение церковных правил весьма опасно, составитель продолжает: «паче же ныне (т. е. во время Никона, в XI веке) внегда за еже не последовати божественным писанием языком предани бехом» (л. 224 об.). Не касаясь исторической судьбы этого обычая, который возбуждал много толков и излагался различно в уставах и других служебных книгах, здесь мы заметим только, что запрещение двукратного освящения воды (накануне и в самый день Богоявления) противоречит постановлению Московскаго собора (1667 года), который разрешил, разрушил, и ни во что вменил повеление и клятву, еже не разсудно ю положи Никон, бывший патриарх, о действе освященныя воды на святых богоявлений, еже действовати единощи точию в навечерии (Матер. для истор. раск т. 2, стр. 237). Но в уставе 1682 г. говорится только о водоосвящении накануне Богоявления, и в оправдание этого обычая приводится известное нам замечание из тактикона. В следующих изданиях типика эта статья исключена и положено водоосвящение двукратное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Книга Притчей есть изображение мыслей и действований человека, проникнутого истинною, небесною мудростью. По словам св. Василия Великого 81 , «книга Притчей есть образование нравов, исправление страстей и вообще учение жизни, заключающее в себе множество правил для деятельности. Она различными средствами изгоняет порок, и опять многими способами вводит добродетель. Она обуздывает язык неправдивый, исправляет глаз, который смотрит лукаво, не дозволяет начинать рукам неправедным, отгоняет праздность, наказывает неуместные вожделения, учит благоразумию, учит мужеству, превозносит целомудрие». Потому каждое чтение из этой книги есть зеркало, в котором можем видеть, насколько мы в своей жизни далеки от образца жизни человека духовно мудрого, и на сколько близки мы к изображению тех безумцев, какие описываются в ней. Чтения из всех книг предлагаются здесь не в подстрочном переводе, а для краткости указывается только содержание их, с переводом некоторых только мест, к которым особенно обращается внимание слушателей. Неделя первая Главное содержание стихир великопостных не одинаково во всех неделях поста; для каждой недели есть своё особое содержание стихир, особенно стиховных самогласных на утрени и вечерни. В первую неделю предметом этих песнопений служит изложение условий истинного, богоугодного поста и многообразной пользы, происходящей от поста; убеждения с радостью и усердием начать подвиг постный. Чтения из книги пророка Исаии на первой неделе излагают сильную обличительную речь Исаии к неблагодарному народу израильскому (гл. 1), призвание язычников в благодатное царство (гл. 2) и угрозы немилосердным и надменным (гл. 3 до 14 ст.). Чтения из книги Бытия изображают творение мира и человека, блаженное состояние человека в раю и оканчиваются повествованием о падении первых людей и проклятии, наложенном на них Богом (гл. 1, 2, 3 до 20 ст.). Чтения из книги Притчей изображают происхождение мудрости, убеждения держаться её и указание на многоразличную пользу, какую доставляет мудрость человеку, исполняющему предписания её (гл. 1, 2, 3 до 34 ст.). Воскресенье сырное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Великопостной вечерни Прокимны великие, глас 8-й (Великие прокимны поются попеременно через воскресенье, начиная с Недели мясопустной до 5-й Недели Великого поста.) Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя. Вонми души моей, и избави ю. Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи. Тропари, глас 4-й Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Земной поклон.) Слава: Крестителю Христов, всех нас помяни, да избавимся от беззаконий наших: тебе бо дадеся благодать молитися за ны. (Земной поклон.) И ныне: Молите за ны святии апостоли, святии вси, да избавимся от бед и скорбей: вас бо теплыя предстатели ко Спасу стяжахом. (Земной поклон.) Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице, моления наша не презри во обстоянии: но от бед избави ны, Едина Чистая, Едина Благословенная. (Без поклона.) На Великопостной утрени Песни Троичны 8-ми гласов Глас 1-й Плотскими образовании Безплотных сил к мысленному и невещественному возводими уму и Трисвятою песнию Триипостаснаго Божества приемлюще сияние, херувимски возопиим Единому Богу: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Предстательствы Безплотных Твоих помилуй нас. [Это окончание молитвы читаем только в понедельник. Во вторник: " Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас " . В среду и пятницу: " Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи " . В четверг: " Молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая помилуй нас " . Тропари на " Слава " и " И ныне " читаются без изменения.] Слава: Со всеми Небесными силами херувимски Сущему в Вышних возопиим, Трисвятую возсылающе хвалу: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и Ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Глас 2-й Вышния силы подражающе на земли, победную песнь приносим Ти, Блаже: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Слава: Несозданное Естество, всех Зиждителю, устне наша отверзи, яко да возвестим хвалу Твою, вопиюще: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1728...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010