Вот такой замечательный день, праздник победы над идолами, мы вместе с великомучеником Тироном сегодня празднуем. И у каждого из нас своя маленькая победа. Но главное, помнить сегодня о том, что это только начало борьбы, начало пути, и чтобы потом, как часто бывает, после первой недели Великого поста, не последовало падение, поражение. Мы не должны слишком сильно упиваться этой победой и слепо почивать на лаврах, а как воины Христовы, должны беречь благодать в своем сердце, сохранять ее, нести в этот мир и зорко следить за тем, чтобы диавол не смог приблизиться и осквернить наши души. MP3 (MP3 файл. Продолжительность 9:53 мин. Размер 7.2 Mb скрыть способы оплаты Комментарии Фаина 28 февраля 2017, 07:14 Святой великомученик Федор Тирон, моли Бога о нас грешных! Помоги нам быть с Господом и не унывать. Молюсь тебе об Андрее, Анне, Марии, Фаине. Помоги в этой жизни и в вечности. Аминь! римма 1 марта 2016, 16:41 Святой Тирон, помоги мне недостойной и грешной найти хорошую работу Фаина 29 февраля 2016, 07:44 Святой великомученик Федор Тирон, моли бора о нас грешных! Помоги нам быть с Господом и не унывать. Молюсь тебе об Андрее, Анне, Марии, Фаине. Помоги в этой жизни и в вечности. Аминь! юрий 2 апреля 2014, 14:13 Слава Богу за всё! колесников иван 9 марта 2014, 10:43 Только идущий осилит дорогу.. Стяжайте благодать святаго духа-говорил также и Серафим Саровский, Галина 8 марта 2014, 21:54 Дорогой батюшка, спасибо за проповедь. Очень глубокие, наполненные божьей благодатью слова проникли в душу, в сердце, где столько гордости, страстей, ропота. Когда это все вошло, через какие средства дьявольские? Как избавиться от этого? Хочется пройти этот пост, исповедуя, очищая свое сердце от грехов и испытать радость , пасхальную радость встречи с Христом. Всем нам желаю сил, мужества и стойкости на следующие недели поста. С уважением , Галина. Snezana Cornet 8 марта 2014, 21:03 Это правда. Слава Богу! Андрей Васильев 8 марта 2014, 11:37 Божественная благодать – вот истинная пища и питие для всех нас. Если мы лишаем себя ее, то все остальное, что мы приобретем в этом мире, не будет иметь никакого смысла, как только будет отводить все дальше и дальше нас от спасения, и от Христа, и от общения с Богом.

http://pravoslavie.ru/69050.html

дидактических Слов на время с Недели о мытаре и фарисее до 5-й недели поста включительно. Шесть редакций З., к-рые выделял Орлов, отражают, по мнению ученого, процесс постепенного складывания сборника в XIV-XVII вв. Т. В. Черторицкая высказала мысль, что З. формировался в кон. XV - нач. XVI в. на основе триодного четьего сборника (примером такого сборника может служить ркп. РГБ. Троиц. 9) за счет увеличения числа дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими торжественных гомилий, расширения календаря сборника до конца литургического года ( Черторицкая Т. В. Торжественник - памятник рус. лит-ры XIV-XVI вв.: Лит. история сб.: АКД. М., 1979. С. 22-23). В основе общего прототипа З. и триодных Торжественников, как доказала Черторицкая, лежит группа переводных визант. эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными слав. сочинениями - Словами свт. Климента Охридского, свт. Серапиона Владимирского, др. слав. авторов. Текстология Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1 (РГБ) Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1 (РГБ) Основной состав статей каждой из разновидностей З. достаточно устойчив, большинство Слов на великопостные и приготовительные к Великому посту дни одинаково в З. всех разновидностей. Однако почти в каждом списке памятника можно встретить отклонения от общего типа, выражающиеся чаще в добавлении новых текстов, реже - в пропуске статей. Самыми малочисленными являются списки З. постного. Обычно сборники этого вида содержат ок. 65 Слов: на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботу и воскресенье мясопустной седмицы, на среду, пятницу, субботу и воскресенье сыропустной седмицы, на все дни Великого поста, причем в некоторые дни (в четверг 1-й седмицы, во вторник 2-й седмицы, в понедельник и вторник 3-й седмицы, в четверг и субботу 4-й седмицы, во вторник 5-й седмицы, в четверг 6-й седмицы) читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 16.18.5; ГИМ. Увар. 43/317 и 595/313; РНБ.

http://pravenc.ru/text/199907.html

«Если кто из клира или мирян будет поститься в субботу или воскресенье (исключая Великой Страстной субботы), тот да будет отлучен» (прав. 62 пост. апостол.). «Если епископ, пресвитер, диакон, чтец, певец или мирянин отказываются поститься в течение Великой Четыредесятницы и во все среды и пятки, тот да будет отлучен (даже по болезни нельзя нарушить поста)» (прав. 67 пост, апостольских). Дни поста и воздержания в настоящее время у несториан следующие 89 : «Великий пост», или святая Четыредесятница. 2. «Пост апостолов», начинающийся с 1-го понедельника по пятидесятнице и продолжающийся до 29 июля. 3. «Пост Девы» 15 дней – от 1-го до 15-го августа. 4. «Филиппов пост» – 25 дней пред Рождеством Христовым. 5. «Пост ниневитян» – 3 дня – с понедельника до четверга 3-й недели Вел. поста 90 . 6. «Пост Мар (святого Зейя» – 3 дня.) 7. «Пост дев» – 3 дня спустя три дня после праздника Богоявления. 8. «Пост Мар Илии», простирается 7 недель. 9. «Пост Моисея» продолжается от одной до 4 недель. 10. Все среды и пятки в году 91 a С. Лица, при богослужении В клире несториан находится 8 степеней: 1) патриарх, который ныне обыкновенно называется Мар Шимуном (Симеоном), 2) митрополит, 3) епископ, 4) архидиакон, 5) пресвитер, 6) диакон, 7) иподиакон и 8) чтец. Лица первых трех степеней должны быть безбрачны. Звание патриарха наследственно. Дядя передает свое служение племяннику. При таком преемстве патриаршего сана – в кругу одного только известного несторианского семейства – требуется правилами, чтобы дитя, предназначенное быть преемником дяде-патриарху, с самого своего рождения во всю жизнь не вкушало мясной пищи 92 . D. Священнодействия Отрадно для православного христианина видеть богослужение несторианское. Так много в нем заметно древнего порядка, благолепия; так полно оно знаменательности, выразительности и самостоятельности. Нет в нем ни схоластической папистической дробности в обрядах и мелочности в их объяснении 93 ; незаметно того тягостного для чувства отрицания внешних знаков при богослужении, той бессвязности и, так сказать, безотчетной подражательности протестантов, какую можно видеть в богослужении последних 94 . Богослужение несторианское носит следы глубокой древности, отличается от западных европейских служб церковных и разнообразием и смыслом, сближающим ее с богослужением церкви православной восточной, и уже этим самым обличает незаконные новизны папистов и протестантов. А поэтому оно заслуживает особенного нашего внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

10 серпня 2006 р. 11:44 Смоленская икона Божией Матери [Стаття] 10 августа по новому стилю (28 июля ст. ст.) Православная Церковь отмечает праздник в честь одной из наиболее почитаемых на Руси икон — чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрией. 30 липня 2006 р. 19:45 Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь [Стаття] 2 августа состоится визит Святейшего Патриарха Алексия в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который отмечает 910-летие со дня своего основания. В связи с предстоящими юбилейными торжествами Пресс-служба Московской Патриархии публикует материал об истории и сегодняшнем дни жизни одного из древнейших русских монастырей. 25 2006 р. 12:52 «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая» [Стаття] Во вторник Светлой седмицы Церковь установила празднование в честь одного из наиболее почитаемых в православном мире чудотворных образов Пресвятой Богородицы — Иверской иконы. 21 2006 р. 09:00 Пасха в Дахау, 1945 г. [Стаття] Воспоминания бывшего узника «R 64923», Глеба Александровича Рара († 2006). Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора. 16 2006 р. 18:17 О Страстной седмице [Стаття] Каждый день Страстной неделивеликий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. 11 березня 2006 р. 20:19 Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника [Стаття] Статья посвящена истории установления празднования Торжества Православия в первую неделю Великого поста и рассмотрению состава богослужения в этот день 3 березня 2006 р. 18:04 4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) [Стаття] В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников — святых жен и мужей.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Вот для того чтобы вырваться из этой круговерти событий, отвлекающих нас, мешающих нам сосредоточить свое внимание на самом главном, и дается нам время Великого поста, особенно его первой седмицы. Те, у кого есть возможность, всенепременно посещайте службы и утром, и вечером. Может быть, кому-то это покажется трудным, но великопостное молитвенное поприще очень помогает нам сосредоточиться на самих себе, на своих духовных проблемах, а молитва, совершаемая вместе с теми, кто окружает нас в храме, привлекает к нам Божию благодать и дает силы избавиться от грехов наших — если не всех, то по крайней мере тех, которые отягощают нашу совесть. Действительно, время Великого поста — это время очищения. Так и в эпоху Ветхого Завета были обряды очищения, но они носили более поверхностный характер, потому что были приспособлены к мировоззрению и психологии древних людей, в основном ориентированных на внешние проявления религиозности. Нам же, людям Нового Завета, многое открыто через Господа и Спасителя. Мы знаем Евангелие, мы посещаем храмы Божии, мы причащаемся Святых Христовых Таин, и благодать Божия, конечно, касается нашего сердца и помогает нам увидеть свои прегрешения, узреть свои грехи, а зрение своих грехов является первым шагом к исправлению. Но ведь для того чтобы исправлять себя, нужно знать, что следует исправить, а для этого нужно разобраться в самих себе, в своих ошибках, в своих греховных поступках, в своих недостойных мыслях. «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит» (см. 3 Цар. 8:46; 2 Пар. 6:36), а потому для каждого человека, и глубоко воцерковленного, и время от времени посещающего храм, и даже, может быть, совсем слабо верующего, Великий пост — это время изменения самого себя к лучшему, это время глубокой духовной перемены. И эта перемена достижима! Это не какое-то сверхсложное дело — только нужно начать заботиться об этой перемене. Посещение богослужений в Великом посту, особенно в первые недели Великого поста, молитва, слушание слова Божия, несомненно, дают человеку силу и возможность увидеть свои грехи, принести покаяние, а значит, и очищение от грехов.

http://radonezh.ru/2023/02/27/patriarsha...

М. Т. является одной из редакций Студийского устава, древнейшим представителем калабро-сицилийской группы южно-италийских греч. Типиконов (см.: Ibid. P. XI). В предисловии к М. Т. его составитель архим. Лука пояснил, что он взял за основу уставы Студийского мон-ря, Св. Горы (М. Т. в богослужебной части имеет близкое сходство с афонским Георгия Мтацминдели Типиконом сер. XI в.) и Иерусалима. Очевидно, он также ориентировался на устав, принятый в обители Пресв. Богородицы «Новая Одигитрия» в Россано (насельником к-рого Лука был до того, как стал игуменом Сантиссимо-Сальваторе): вероятно, этот устав был близок к известному по рукописи Crypt. Г. а. 1, 1300 г. (т. н. Гроттаферратский Типикон, или Типикон Варфоломея Россанского) (см.: Rocchi. Codcrypt. P. 209-211; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. cxxx-cxxxix). М. Т. включает дисциплинарную (ктиторскую) и богослужебную части. Греч. оригинал его дисциплинарной части не сохранился, но он известен в переводе на итало-калабрийский диалект, к-рый был выполнен в 1571 г. Франческо Вучизано и сохранился в Типиконе мон-ря Варфоломея Тригонского. Архим. Лука, посетив находившиеся под его управлением мон-ри, остался недоволен уровнем их внутренней организации и духовной жизни монахов - это и побудило его к составлению свода дисциплинарных указаний. Дисциплинарная часть состоит из 2 разделов, включающих 33 и 10 правил соответственно: в них описаны обязанности настоятеля монастыря, требования для желающих поступить в мон-рь и принять духовный сан, монастырские должности, повседневная жизнь киновиального мон-ря, монашеские добродетели и даны указания литургического характера. Богослужебная часть М. Т. составляет основной объем рукописи Mess. 115. Первостепенное значение имеет подробное изложение богослужебных указаний на каждый день года с сент. по авг. (т. н. Синаксарь), а также для великопостного цикла и периода от Пасхи до 1-й недели по Пятидесятнице. Типикон отражает студийскую богослужебную практику; всенощных бдений и малой вечерни, характерных для Иерусалимского устава, в М. Т. нет. Суточный богослужебный круг имеет привычную структуру: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6, 9-й часы, изобразительны (последние в зависимости от периода года могут предшествовать 9-му часу). Полная Божественная литургия совершается во все дни церковного года, кроме будних дней Великого поста, а также Великих понедельника, вторника и среды; литургия Преждеосвященных Даров назначается по средам и пятницам Великого поста, в четверг 5-й седмицы Великого поста, в Великие понедельник, вторник и среду.

http://pravenc.ru/text/Мессинский ...

После исполнения соответствующих стихов следуют особые тропари, получившие название «Троичные». Основной тематикой троичных тропарей является то, что мы, подражая бесплотным силам, приносим в Троице Единому Богу трисвятую песнь. Тропаря три. По Уставу они исполняются по клиросам «велегласно и косно» . Троичные тропари регулируются текущим седмичным гласом, только окончание первого тропаря зависит от дня недели. В некоторых Типиконах студийской традиции встречается замена троичного тропаря иным – посвященному литургическому событию дня. Мессинский Типикон (1131 г.) предписывает в среду четвертой седмицы Великого поста (преполовение Четыредесятницы) вместо троичных тропарей исполнять тропарь: «Креста Твоего древу поклоняемся, Человеколюбче…» и богородичен . Аналогичная особенность встречается и в Евергетидском Типиконе (ΧΙ в.) . Она придает значение преполовению Четыредесятницы, так как пение тропаря – признак особой литургической памяти. Согласно рассматриваемому Типикону, а также Типикону прп. Георгия Мтацминдели (ΧΙ в.), указанную литургическую память, обозначенную подобным образом, имело и предпразднство Благовещения Богородицы. Особыми покаянными тропарями выделялся и четверг 5-й седмицы Великого поста – день, в который положен Великий покаянный канон . Вышеописанная замена троичных тропарей свидетельствует о том, что стихи из книги пророка Исаии, используемые за утренним богослужением вместо псаломских стихов «Бог Господь», не составляют с троичными тропарями единого блока. Рассматриваемая богослужебная особенность в прошлом не являлась особой принадлежностью постных служб, а относилось к вседневному богослужению. В частности, данный тезис подтверждает и наличие Троичных тропарей (исполняемых вместо тропаря в честь святого на аллилуарных службах) в греческом Часослове ΧΙΙ–ΧΙΙΙ века , – книге, которая содержит неизменяемые песнопения суточного круга. Также в ряде древних месяцесловов указано пение «Аллилуйя» на вседневном богослужении. В Евергетидском Типиконе (ΧΙ в.) , отражающем практику Константинопольского Богородичного монастыря, явно указанно пение «Аллилуйя» и троичного гласа (τ τραδικ το χου) в седмичные дни. Например, 2 сентября – память мч. Маманта и прп. Иоанна Постника; 17 сентября – память мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; 21 сентября – память пророка Ионы и прп. Иоанна пресвитера; 4 октября – память сщмч. Иерофея; 10 октября – память мчч. Евлампия и Евлампии и т. д .

http://bogoslov.ru/article/4484655

Таким образом, анализ акафиста заставляет искать происхождение памяти субботы пятой седмицы Великого поста в празднике Благовещения. Сюда же направляют и некоторые древние уставные предписания, которые касаются данной памяти. Раньше она не была привязана непременно к субботе пятой седмицы. Память субботы являлась как бы предпразднством Благовещения. Связь ее с Благовещением видна и из того, что многие ее песнопения берутся из службы на данный праздник. То есть в рассматриваемой памяти приходится иметь дело с перенесенным праздником Благовещения. Возобновляя разговор об историко-событийной подоплеке празднования акафиста, надо констатировать: оно, в соответствии с разнообразной аргументацией И.А. Карабинова, находится в связи не с осадой Константинополя, а со всей Персидской войной императора Ираклия, точнее, с ее финалом, благополучным для византийцев . Неслучайно данное событие по числам почти совпадает с праздником акафиста и Благовещением. Свидетельствуют об этом паримии (из пророка Исаии), читаемые как раз на четвертой и пятой неделях Великого поста, к которым, в свою очередь, содержательно примыкают чтения среды и пятка Сырной седмицы. Следовательно, исторически память окончания Персидской войны праздновалась вместе с Благовещением: с одной стороны, поскольку война кончилась почти в этот день, а с другой – поскольку Богородица считалась покровительницей Константинополя, где данный праздник был первоначально положен. Когда Трулльский Собор разрешил установить Благовещение в его собственное число, за субботой акафиста закрепилась память войны. Причем со временем произошло смещение и сужение событийно-хронологических пластов, в результате чего актуальной стала осада Константинополя 626 года, поскольку была наиболее памятным эпизодом большой войны, которая по преимуществу велась вдали от столицы. Закрепление праздника акафиста за субботой пятой недели Великого поста окончательно произошло достаточно поздно – лишь после XI века. Рейтинг: 9.7 Голосов: 436 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/34566.html

Г. С. состоит из 3 книг, разделенных в соответствии с литургическим годом и включающих ок. 1700 молитв. 1-я книга содержит 107 глав. В нее входят молитвы для месс и служб суточного круга вигилии Рождества Христова, для дня праздника и его октавы (Гл. 1-5, 9), молитвы для месс на праздники святых Стефана (Гл. 6), Иоанна Богослова (Гл. 7), Вифлеемских младенцев (Гл. 8), Богоявления (Гл. 11-12); для месс воскресений за 3 (70-ца) (Гл. 13), за 2 (60-ца) (Гл. 14) недели и за 1 неделю перед Великим постом (Гл. 17); для 1-й седмицы Великого поста (Гл. 18-19) и воскресений Четыредесятницы (Гл. 25-28); для служб Входа Господня в Иерусалим, Страстной седмицы и Пасхи (Гл. 37, 41-43, 45-46), Светлой седмицы (tocius albae) (Гл. 47-52), октавы Пасхи (Гл. 53) с отдельным чином, совершаемым «за стенами Рима» (in parochia) (Гл. 55); для воскресений периода Пятидесятницы (Гл. 57-62, 65), для праздника Вознесения Господня (Гл. 63-64), для вигилии Пятидесятницы и дня праздника (Гл. 77-81), для октавы Пятидесятницы (Гл. 84). Также в 1-ю книгу входят крещальные чины, чины хиротоний и освящения храма, дополнительные главы. Крещальные чины включают предкрещальные чины, совершаемые в течение Великого поста: избрание и молитвы за готовящихся к принятию Крещения (pro scrutinio), объявление их имен (denuntiatio) в понедельник 3-й седмицы поста, молитву над оглашаемыми, благословение соли, экзорцизмы, толкование Евангельских чтений после совершения обряда «отверзения ушей» (in aurium apertionum), толкование Символа веры и молитвы Господней (Гл. 26-36); чин благословения елея и мира (хризмы) в Великий четверг (Гл. 40); экзорцизм и передачу Символа веры (приводится на греч. и лат. языках) утром в Великую субботу, процессию к источнику и благословение его вод вечером (Гл. 44). На октаву Пасхи празднуется годовщина Крещения на прошлую Пасху (de Pascha annotina) (Гл. 54). На вигилию Пятидесятницы выписаны предкрещальные чины без длительного оглашения для особых случаев: возложение рук на бесноватых, больных, язычников, благословение вод источника, экзорцизмы, исповедание веры, благословение елея (Гл. 64-76).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

Помните, други мои, слово Христово «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:14–15 ). Аминь. 2. Подвиг поста Поучение в 1-й день первой седмицы Великого поста «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне». Очистив себя взаимным всепрощением, мы теперь должны приступить к подвигам поста по правилам Церкви. Вот первее всего эти правила: в понедельник и вторник на первой неделе совсем не принимать пищи тем, кто здоров и может вынести такой пост. В среду после литургии преждеосвященных даров должна быть трапеза и состоять из хлеба и вареных овощей. Те же, которые не могут пробыть без пищи двух дней, и также старые, должны воздерживаться от пищи и питья, по крайней мере, первый день, а во вторник могут подкрепить себя, после вечерни, хлебом. В четверг опять не должно быть трапезы. В пяток по литургии такая же трапеза, как и в среду, с прибавлением колива – разваренной пшеницы с медом. В следующие недели, кроме суббот и воскресных дней, принимать пищу ежедневно, но не чаще как один раз в день, и то не ранее вечера, и без масла. Вино и масло разрешаются только в субботы, воскресные и праздничные дни. Рыба воспрещается во весь пост. Больным дозволяется ослаблять пост. Так жене-родильнице разрешает церковь масло и вино даже в страстную неделю, в которую до великого четвертка – даже и трапезы не поставляется, а в пятницу и субботу ниже хлеба с водой полагается, до отхода субботней литургии. – Мы не входим, братия, в рассуждение о времени происхождения великопостного устава в показанных подробностях, но то несомненно, что вообще строгое воздержание во дни великой четыредесятницы узаконено еще во времена апостольские. Одно из апостольских правил гласит, «аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, не постится во св. четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Такова воля Церкви о нашем пощении.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010