В сам ВЕЛИКИЙ ПОСТ мы входим через ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Или Адамово изгнание. В храмах служится «Чин прощения», вынесен в отдельную службу! Очень глубокая тема, к которой призывает нас Церковь – простить обидящих нас, попросить прощения самому у людей и у Бога. И только через прощение мы можем вступить на путь обретения утерянного рая. 1ая седмица – Торжество Православия  – 1ая неделя поста, прозрачно-строгая. С одной стороны изображена сухая земля с ее «волчцами и терниями», выросшими на ней после грехопадения, с другой стороны – осколки льда, сковывающие воды реки. Чтение Покаянного канона Андрея Критского . Чистый понедельник. И, смотря к воскресенью – мы видим, что воды оттаивают и именно там символично изображен родник «живой воды», бьющий от того места, где стоит икона. Основная тема: ПОКАЯНИЕ – ДАЕТ ЧИСТОТУ, дает возможность напитать душу «живой водой», щедро изливаемой на нас в Таинствах Церкви и Слове Божием. 2- ая седмица — вторая седмица и вторая Неделя Великого поста называются удивительно — седмицей и НЕДЕЛЕЙ СВЕТОТВОРНЫХ ПОСТОВ, во время которых Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. На календаре мы образно выходим из зимы в весну, как созвучие теме света.В богослужении этой седмицы и этой Недели Церковь, сокрушаясь о греховном состоянии человека, указывает на пост как на средство к благодатному внутреннему озарению, побуждая христиан к новым подвигам поста. Здесь отдельно мы поговорим еще раз про Свет Истины, вспоминая святителя Григоря Паламу и его учение о Свете. Вспомним и про дни творения. Основная тема: ПОКАЯНИЕ, ПОСТ, МОЛИТВА – ОСВЕЩАЮТ ДУШУ. 3- я седмица – К рестопоклонная . Символичное дерево и крест под ним продолжают тему, начатую вначале: « Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.»

http://azbyka.ru/deti/interaktivnyj-kale...

Двунадесятые праздники 1. Рождество Пресвятой Богородицы 2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4. Рождество Христово 5. Крещение Господне, или Богоявление 6. Сретение Господне 7. Благовещение Пресвятой Богородицы 8. Вход Господень в Иерусалим 9. Вознесение Господне 10. Пятидесятница (День Святой Троицы) 11. Преображение Господне 12. Успение Пресвятой Богородицы Великие Обрезание Господне Рождество Иоанна Предтечи Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла Усекновение главы Иоанна Предтечи Покров Пресвятой Богородицы Пасха Самый главный православный христианский праздник – Пасха. Пасха не относится ни к двунадесятым праздникам, ни к великим. Она занимает совершенно особое место в иерархии церковных торжеств. Воскресение Христово еще называют «праздников праздник и торжество из торжеств», подчеркивая этим исключительное значение Пасхи в жизни Церкви. Как сказал апостол Павел: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15, 14 ). Если бы не было воскресения, то не было бы и христианства. Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «песах» – «проходить мимо». В иудейской традиции празднование Пасхи связано с воспоминанием спасения от последней египетской казни и исходом евреев из египетского плена. Христианская Церковь видит в ветхозаветной Пасхе прообраз Пасхи новозаветной, христианской: тогда кровь агнца, которой по повелению Бога были отмечены двери еврейских домов, отвела от них ангела смерти, поразившего египетских первенцев. В новозаветной Пасхе Христос принес Себя в жертву, как Агнец, и Своею Кровью спас нас от вечной смерти. Празднику Пасхи предшествует самый длительный подготовительный период: уже за четыре недели до Великого поста Церковь начинает готовить верующих достойно пройти «спасительное поприще» Святой Четыредесятницы (Великого поста) 56 . Затем начинается Великий пост , который продолжается 40 дней. Но с окончанием поста не заканчивается постный период: начинается Страстная седмица – время самого строгого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если перед началом поста кого-то и смущают трудности предстоящих ограничений, то стоит лишь вступить в него, как вы сразу почувствуете его благодатное влияние. Даже некрепкий в вере человек никогда не скажет про себя, что он зря постился, но, напротив, станет с удовольствием вспоминать об этом. «Постимся постом приятным…» — поют на церковной службе Великим постом. И это не преувеличение. Пост приятен нам необыкновенным чувством духовной свободы, надежды и новых возможностей. Великим постом каждый раз удивляешься, как в первые же дни меняются лица верующих, уходит суетное, себялюбивое, надменное. Появляются мягкость, кротость. Это душа улыбается. Ведь «воздержанием начинается духовная жизнь» (свт. Василий Великий ). А к концу поста можно сделать еще одно наблюдение. В храме, на службе все держатся почти как родственники. Это значит, что мы хорошо провели пост, потрудились, стали ближе к Господу, а оттого и друг другу. Как писал апостол, уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу ( Еф. 2:19 ). Женщину в это время ждет дополнительная нагрузка — ее особенное служение ближнему. Легкая постная пища требует нелегких трудов, сил и времени на кухне уходит больше. А какая постом нужна выдумка! Про некую супругу говорили, что если бы в пост можно было есть только топор, то она трижды в день готовила бы мужу различные блюда из топора. Ведь это она, православная хозяйка, отвечает за настроение в семье, а всякий знает, что еда здесь — не последнее дело. Замечено, что постом в некоторых домах пища бывает разнообразнее и даже вкуснее. Это от того, что любовь к ближнему, пусть даже выраженная в борщах и оладьях, всегда привлекает благодать Божию. И к кушанью, и, особенно, к той, что его готовила. Но приготовлением еды не оканчивается женский подвиг поста. В самые напряженные дни Страстной седмицы, последней недели Великого поста, когда церковные службы призывают нас в церковь каждый день, именно они, женщины, после храмовой молитвы, находят еще где-то силы украсить дом к Пасхе. Они уже очистили частой исповедью свою «духовную горницу» и теперь принимаются за мытье окон, стирку штор и прочую уборку. Хлопотно? Но Спаситель обещал, что даже подавший одну чашу воды во имя ученика Его, не потеряет награды своей ( Мф. 10:42 ). Так разве оставит Он без награды ту, что потрудилась, чтобы Великий праздник Воскресения Христова вошел в сияющий чистотой дом?

http://azbyka.ru/fiction/na-vsyo-volya-b...

По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (свт. Григория). «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». Прокимен – Недели 2-й Великого поста (глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...»; стих: «Спаси мя, Господи...»), и свт. Григория (глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость...»). Аллилуиарий – воскресный рядового гласа (на основании общего устава, может быть еще второй аллилуиарий – святителя общий, глас 2-й: «Уста праведнаго поучатся премудрости...») . Апостол и Евангелие – Недели 2-й Великого поста и свт. Григория. Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется...». Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и свт. Григория: «В память вечную...». Примечание. «На трапезе же ядим, имиже и в 1-ю Неделю удоволихомся, во славу Божию» (Типикон, гл. 49, «Неделя 2-я святых постов»). 1 См.: Минея-Февраль. М., 2002. С. 755–766. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2019 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученицам Сходненским Наталии Баклановой (память 18 марта), Екатерине Константиновой (память 7 марта) и Елене Коробковой (память 25 мая). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5445882.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/460 ). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей, кондака и величания преподобномученице Наталии Баклановой. Тексты тропарей, кондака и величания размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5731610.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/521 ).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-31/

82 . Апостол, в четвертку, неполный, 284 л., полууставом XV–XVI в.в., с заставками и разрисованными буквами, без переплета; разбит. Язык с множеством болгаризмов. 83 . Апостол , в лист, 445 лл., красивым полууставом XVI в., с цветочною рамкою (2 л.), изящными заставками (одна из них с миниатюрными изображениями Воскресения и Вознесения Господня на 2 л.) и разрисованными буквами, в кожаном переплете (без верхней доски), 1 и 443–445 листы порваны. Чистые листы: 83а, 115а, 262а, 276а, 286а и 383а. На нижней доске переплета приписка скорописью: «Сия книга глаголемая апостол Ильи пророка да Власия епископа Севастийского домовая, а подписал сию книгу апостол Федька Семенов». Состав: 1) Сказание деяний апостольских, списанных святым апостолом и евангелистом Лукою (1 л.); на л.л. 134–146 Первое слово Паула апостола книгам предчитаемо; 2) текст Деяний и Посланий Апостольских (2–383); 3) указатель апостольских чтений на все дни от недели Пасхи до Великого поста (384–400 об.); 4) указатель апостольских чтений в субботы и недели Великого поста (400 об.–403 об.); 5) указатель апостольских чтений на все дни года от сентября по август и на разные случаи (404–422 об.); 6) прокимны и апостольския чтения в службах общих святым (423–424 об.); 7) прокимны воскресные восьми гласов (424 об.–425 об.); 8) прокимны на каждый день седмицы (425 об.–426 об.); 9) апостольския и евангельския чтения заупокой на вся дни (426 об.–427); 10) антифоны по вся дни (427–428); 11) главопочитаниа чтением колико кояждо епистолиа глав имать и сведетель и гранес (429 об.–431 об.); 12) начало главам Божиих сведетелствий (цитат из Священного Писания 431 об.–442); 13) написание всем главам всякой епистолии Павла апостола имящим етером чтениа и разделениа, одно заглавие (442); 14) починаем Господи благослови сице пракас благословимый Богом о десятих словесех (442 об.–443 об.–десять заповедей); 15) в Деяних произволники – варианты текста южнославянского происхождения (443 об.–444); 16) в соборных посланиих произволники (444–445); 17) в Павловых посланих 14 произволники, без конца (445).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В соответствии с этим древним благочестивым обычаем в Православной Церкви до настоящего времени в сыропустную Неделю за вечерним богослужением совершается обряд общего прощения в храме. Вечером в сыропустное (Прощеное) воскресенье, а также в следующие пять воскресений Святой Четыредесятницы (до Недели Ваий) совершается вседневная вечерня со следующими особенностями: Вечерня предваряется чтением 9 часа (завеса закрыта). По окончании 9 часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит на солею и перед царскими вратами творит начало вечерни: «Благословен Бог наш». Ввиду пения великого прокимна совершается вход с кадилом. После входа и пения «Свете тихий» поется великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю» (с тремя стихами). Этот великий прокимен поется также во 2 и 4 Недели Великого Поста. В Недели 1, 3 и 5 на вечерне поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (с тремя стихами). После прокимна сразу читается молитва «Сподоби, Господи», как принято на вседневной вечерне (но не как на великой вечерне – ектения «Рцем вси»). Царские врата закрываются, священнослужители в это время переоблачаются в темные постовые облачения. Священник в епитрахили на солее произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву» (начинается великопостное, минорное пение). После стихир на стиховне, чтения «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря: «Богородице Дево, радуйся»; «Слава»: «Крестителю Христов»; «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли». Затем чтец читает: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую Херувим». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Чтец: «Небесный Царю». И священник читает молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. После великих поклонов священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Затем священник произносит «совершенный» (полный) отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

И сокроет их от взоров мира, воздыхающего в страхе о грядущих великих временах и событиях. Господь да поможет Вам глаголати о сем в слух мира всего благовременно и безвременно со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим. 4:2 ). Ваш искренний почитатель и богомолец Епископ Феофан. 1915 г. Ноября 24-го». Из подчеркнутых слов сего письма Вы усмотрите, коею властию и по чьему полномочию я творю дело моей проповеди. Пишу Вам о сем не для Вас, а для сомневающихся. По выходе в свет моей книги «Близ есть, при дверех» также Богомудрый и Богопросвещенный Владыко по поводу ее писал мне следующее: «Достоуважаемый Сергей Александрович, да не будет у Вас никакого сомнения, что антихрист действительно уже существует и ожидает только времени для явления миру. Он находится недалеко от пределов России. Больше ничего не могу сказать, равно и того, как я знаю это». Письмо это было 20 Февраля сего 1917 года. 20 апреля я, по милости Божией, переселился в пределы епархии Владыки Феофана Полтавского. Перед переселением сюда мне недели две пришлось провести в Киеве в общине с людьми высокой духовной настроенности, и там в Киеве игумения предоставила мне возможность видеть старицу Ржищева монастыря (ниже Киева по Днепру) и при ней послушницу 14-тилетнюю девочку Ольгу Зосимову Бойко. Эта малограмотная деревенская девочка 21 февраля сего года во вторник Второй недели Великого Поста впала в состояние глубокого сна, продолжавшегося с небольшими перерывами до самой Великой Субботы, всего ровно сорок дней. Во время этого сна при пробуждениях, последние же две недели и во сне девочка эта питалась только одними Св. Христовыми Тайнами. В Великую Субботу Ольга проснулась окончательно, встала, умылась, оделась, помолилась Богу, пошла на свое клиросное послушание и отстояла всю Пасхальную службу, не садясь, несмотря на уговоры. Во время своего этого сна Ольга имела видение жизни загробной и сказывала сонная и когда просыпалась, что видела, а за ней записывали. В Киеве с ее слов и слов ее старицы записал я, о чем главное повествую теперь и Вам.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Не читается псалтирь. 1)На страстной неделе – в четверг и пятницу; На литургии полагаются чтения как из Апостола, так и Евангелия – рядовые на каждый день по ряду недель, начинамых с Пасхи – по месяцеслову во дни праздников. Рядовые чтения указываются в особом расписании, прилагаемом в конце Апостола и Евангелия, – а праздничный – в числах месяца. При сем наблюдаются следующие правила: а) Если в будничный день случится праздник Господень, или Богородичный, или святый со бдением, то рядовые – Апостол и Евангелие оставляются, читаются одни праздничные; рядовые же читаются за день до праздника под зачало с дневным. б) Если случится праздник Богородичный или святому в воскресенье, то сперва читаются (на литургии) воскресные – Апостол и Евангелие рядовые, а потом праздничные. в) Если на какой праздник святому в месяцеслове не указано Апостола и Евангелия, то читаются общие, указанные каждому лику святых. г) Когда в воскресенье случится двунадесятый праздник Господень или Богородичен, то на утрени читается праздничное Евангелие; если случится святый со бдением, то читается воскресное Евангелие; а если случится в воскресенье храмовой праздник, – то читается иногда воскресное, иногда храму. Храму читается в следующие недели: св. праотец и отец пред Р. Христовым, – в недели Великого поста: 2-ю, 4-ю и 5-ю, в неделю св. отец после Пасхи и в неделю всех святых после 50-цы, если храм в честь всех святых. В прочие же недели читается воскресное Евангелие. д) Более двух апостолов и евангелий не читается. Если по стечению праздников в известный день положены три зачала, то третье зачало читается за одно с другим зачалом. § 8. Богослужебные книги Богослужебными книгами называются те, по коим совершается Богослужение православной церкви. Они разделяются на два разряда: одни из них содержат неизменяемую часть Богослужения церковных служб, т.-е. когда молитвы и песнопения, входящие в состав служб, употребляются неизменно в какой бы день ни совершалась служба, таковы, напр., молитвословия вечерни (псалом – Благослови душе моя, Свете тихий), молитвы повечерия, полунощницы, утрени, псалмы часов, молитвы и песнопения литургии и ектении. Другие книги содержат изменяемую часть Богослужения. потому что молитвословия, и песнопения, содержащиеся в них, сообразно с днями седьмицы, числами года и от стечения праздников изменяются в порядке и числе и заменяются одни другими, а некоторые и вовсе оставляются; таковы, напр., стихиры, тропари, седальни, каноны, кондаки, икосы, антифоны, прокимны, задостойники и причастии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Примечание 1. Употребляемая ныне форма возношения при богослужениях, как на эктениях, так и в прочих случаях, Высочайших Имен Августейшей фамилии утверждена в 27 день декабря 1875 г. (ук. Св. Син. 22 янв. 1876 г. 6). Примечание 2. Когда высокоторжественные дни случатся на первой седмице великого поста, то празднование их переносится в неделю православия, а если на страстной или на первый день Пасхи, то праздновать в светлый понедельник (см. уст. о праздн. св. велик. Георгию); празднование дня восшествия на престол Его Императорского Величества, если случится в неделю православия, то молебствие православия отправляется пред литургией, a молебствие о восшествии на престол – после литургии (ук. Св. Син. 28 янв. 1875 г. и 22 янв. 1862 г.). Если высокоторжественный день случится на сырной неделе в среду или пятницу, то накануне совершать всенощное бдение, а в самый день праздника литургию Златоустого в свое время, как в день праздника Сретения Господня (см. уст. о сем празд.). Если Высокоторжественный праздник случится на 2, 3, 4, 5 и 6 неделе великого поста – то всенощную и литургию Златоустого совершать но Марковым и Благовещенским главам; но если этот праздник случится в воскресный день 2, 3, 4 и 5 недели вел. поста – то литургия должна быть Василия Великого . По полученным телеграммам о событиях в царствующем Доме, не ожидая указа в епархиальных и уездных городах одновременно, когда подлежащие начальства обратятся с письменными в указанном порядке требованиями, совершать торжественное богослужение во всех церквах города одновременно. Требования эти должны быть с приложением копий с телеграмм надлежаще засвидетельствованных. Многолетие в сих случаях возглашать применительно к событию объявленному в телеграмме. По получении же указа о том событии уже в тех церквах, в которых богослужение совершено вследствие полученной телеграммы – не совершать в другой раз (ук. Св. Син. 23 февр. 1867 г. 10). 3 . В память чудесного спасения жизни Их Императорских Величеств и Августейшего их Семейства 17 октября 1888 г. в день сей ежегодно во всех церквах совершать торжественное служение Божественной литургии а после оной молебствие с коленопреклонением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника . Следовательно и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них Церковь установила три особых дня для молитвы о них Великим постом. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Тут важен факт возможности быть лично на Литургии и молиться за усопших. То есть не просто подать записку о упокоении или заказать сорокоуст, чтобы в храме поминали в течение сорока дней или сорока Литургии, а лично принять участие в молитве. Радоница Радоница, или Радуница, — это один из дней особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели (второй недели после Пасхи). В Фомино воскресенье христиане вспоминают, как после воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть, и Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью. На Радоницу по традиции православные идут на кладбище, и там, у могилок своих родных и близких людей, славят Христа Воскресшего. Радоница, собственно, называется так именно по слову «радость», радостная весть о Воскресении Христовом Поминовение усопших воинов — 9 мая Поминовение усопших воинов — это единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату. Это 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после литургии в храмах служат панихиду о воинах, которые отдали свою жизнь за Родину. Димитриевская родительская суббота Димитриевская родительская суббота — суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Если день памяти святого приходится тоже на субботу, родительской все равно считается предыдущая. В 2024 году Димитриевская родительская суббота 2 ноября. Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков, традиция менялась. В новгородской летописи XV века мы читаем о Димитриевской родительской субботы уже как о дне поминовения всех умерших. Заупокойное поминовение в родительскую субботу

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010