Вопрос о совершении литургии в седмичные дни поста при погребении усопшего остается, таким образом, все ещё открытым. Во 2-й заметке, помещенной в 13-м «Церковного вестника», о. протоиерей Серединский не привнес ничего нового. Он в ней говорит, что заупокойною литургиею может быть только литургия Златоустого, что в великий пост она именно и назначена для этой цели в субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого поста. Точно так; против этого никто не смеет и спорить, ибо это согласно с Церковным Уставом. Но всё-таки не разрешается вопрос тем, что и в седмичные дни поста следует при погребении совершить литургию Златоустого, так как это будет противно Уставу. А так как Устав дозволяет совершать по нуждам литургию Преждеосвященную, то и при погребении усопшего следует, согласно с ним, совершать литургию Преждеосвященную, с приложением особых молений за усопшего. Литургия Преждеосвященная не назначается для поминовения усопшего, но и литургия Златоустого в строгом смысле не всегда быть может заупокойною литургиею, например в Пасху и другие праздники: всё, стало быть, определяется нуждами верующих. Случилась нужда в пост погребать усопшего – совершайте, не отступая от Устава – литургию Преждеосвященную, с приложением о нем положенных молений; а в субботу в общее поминовение совершайте о нем же моление за литургиею Златоустовой: то и другое будет согласно с Уставом. Не называйте Преждеосвященную литургию заупокойной: дело не в слове, а в деле, действия же и силы молитв за усопшего пред освященными дарами грех отвергать. Все-таки вопрос о совершении литургии при погребении усопшего в седмичные дни поста нуждается в решительном определении его, обязательном для всех одинаково без исключения. От теперешнего состояния его приходится без нужды переносить тяжкие испытания для сердец, скорбящих о потере своих близких. Помирает бедный человек, помирает сам пастырь церкви, осиротелые семейства их остаются часто без копейки наличной, чтобы послать прошение или телеграмму ко владыке о разрешении при погребении их совершить литургию Златоустого – и она не совершается. Умирает богатый – и погребают его за литургиею Златоустого, ибо все средства для разрешения ее в руках имеются. О. Серединский допускает это разрешение каждому священнику без ведения архиерейского; а я знаю случаи, когда за это подвергали священника суду. У Церкви, как и у Бога, нет любимцев счастья; благодатные дары должны раздаваться всем с одинаковою любовью, а не по выбору. h6C Дополнение к статье о литургии в седмичные дни Великого поста (письмо в редакцию) Дополнение к статье о литургии в седмичные дни Великого поста (письмо в редакцию)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

2. Особенности поста . 1) Введение поста в субботу и, в связи с этим, сокращение Великого Поста ( Великий пост начинается с середины первой седьмицы православного Великого Поста ). После Трулльского собора Великий Пост установлен длительностью в 7 недель, или 40 дней, не считая субботних и воскресных дней. На Западе не считают во время поста только воскресных дней (суббота постная), поэтому он короче. 2) Фактическая отмена пищевых ограничений во время поста. Два раза в году католики воздерживаются только от молока и мяса — в пепельную среду ( первый день Великого Поста ) и в Великую Пятниц у. В другие дни разнообразие питания: разрешено молоко (считается не скоромным), птица (не считается мясом). Некоторые дни мясо не едят, но готовить пищу на сале разрешается. 3) Литургический пост (перед Причащением) ограничен одним часом перед мессой. 3. Особенность литургии (мессы). Литургия (месса) совершается в течение всего дня на одном Престоле одним священником по нескольку раз. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 9 февраля, 2017 20 июня, 2016 24 февраля, 2016 29 сентября, 2015 14 мая, 2015 11 мая, 2015 28 октября, 2014 20 марта, 2014 1 ноября, 2013 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/obzor-osnovnyx-otstupl...

Принося в дни Великого поста покаяние в своих грехах, будем помнить о том, что поприще Святой Четыредесятницы совершается нами в преддверии Страстной седмицы и Пасхи. Мы посвящаем это время покаяния не просто самоанализу, не просто исследованию своей жизни, не просто попыткам избавиться от своих грехов, страстей, греховных помыслов, дурных наклонностей и дурных привычек. Все это важно и необходимо. Но этот подвиг Великого поста мы приносим Самому Господу как наш смиренный дар с надеждой на то, что в течение Великого поста мы чему-то научимся от Него и что в дни Страстной седмицы вновь переживем все то, о чем мы сегодня слышали, — историю спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Мы надеемся на то, что эти переживания помогут нам исправить свою жизнь, что мы в духовной радости, очищенными и просветленными сможем встретить Пасху Господню. Надеемся, что  наш земной опыт, который мы здесь переживаем в дни Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи станет предвкушением того опыта, который уготован для каждого человека в Царстве Небесном, когда Сам Господь будет встречать человека на пороге жизни и смерти для того, чтобы человек не умер, но из одной жизни перешел в другую. Аминь». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 9 апреля, 2023 2 апреля, 2023 27 марта, 2023 19 марта, 2023 12 марта, 2023 5 марта, 2023 4 марта, 2023 28 февраля, 2023 27 февраля, 2023 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-gos...

В самый праздник. Всенощное бдение (если праздник случится не в понедельник) начинается великим повечерием На нем после псалма «живый в помощи Вышняго» поется (а не читается) с нами Бог; затем читаются обычные тропари: День прешед... Бесплотное естество... Верую во единого.. Пресвятая Владычице Богородице. Три святое и по Отче наш тропарь святого праздничного (а седмичные тропари, напр. Невидимых врат моих и др., оставляются) По 2-м трисвятом (читаемом после молитвы Господи Вседержителю) читается кондак праздничного святого, и после него – Господи помилуй 40 (Тропари же: «Помилуй нас Господи» не читаются). После чтения «Слава в вышних Богу» бывает лития. Если праздник случится в понедельник 2-й, 3-й, 4-й и 6-й недель поста, то в неделю вечера всенощное бдение начинается великою вечернею. На ней, вместо стпхословия кафизиы, поется «Блажен муж» 1-й антифон; «Господи воззвах» поется во глас первых стихир Стихир поется 8: триоди дня 3 и празднуемого святого 5, слава святого, и ныне Богородичен – догнать по гласу славы. Вход Прокимен великий, – в недели 3-ю и 5-ю «Дал еси, достояние», а в недели 2-ю и 4-й: Не отврати лица Твоего, Партии святому празднуемому 3 Ектенья: Рцем вси., «Сподобя Господи», Ектенья «исполним вечернюю молитву» и лития. На литии стихиры и слава празднуемого святого, и ныне Богородичен по гласу славы «Спаси Боже люди Твоя» и проч. что положено на литии. Стихиры на стиховне триоди: самогласен дня и мученичен, слава – святого, и ныне – Богородичен воскресен. Ныне отпущаеши. Трисвятое, Отче наш. Тропарь святого дважды, Богородице Дево – однажды. Благословение хлебов. Буди имя Господпе Псалом: «Благословлю Господа» до – «ие лишатся всякого блага». Шестопсалмие Великая ектенья Бог господь во глас тропаря святого 2-жды, слава и ныне богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; после 1-й и 2-й кафизмы седальны триоди, и ектеньй после кафизм не бывает; 3-й кафизмы оба седальна святого и бывает ектенья. Полиелей. Величание святому. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа «От юности моея»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Для самого производства дел Консистория имеет определенную штатом Канцелярию из секретаря, в качестве ее начальника, нескольких столоначальников, казначея, регистратора, архивариуса, канцелярских чиновников и служителей, из коих секретарь определяется и увольняется Св. Синодом по предложению обер-прокурора, а прочие лица – Консисторией с утверждения епархиального архиерея. Секретарь Консистории, находясь под ближайшим начальством епархиального архиерея, состоит, вместе с тем в непосредственном ведении обер-прокурора Св. Синода и обязан исполнять все его предписания. Увольнение в отпуск зависит: секретаря от епархиального архиерея на срок до 28 дней, а на более продолжительный срок – от обер-прокурора, прочие же чиновники от Консистории – с разрешения архиерея. О награждении всех светских чинов Консистории за отличие по службе и назначение им и семействам пенсий епархиальный архиерей сносится с обер-прокурором, коему преосвященный сообщаете и о производстве секретаря в чины за выслугу лет, а о таковом производстве остальных членов епархиальный преосвященный входит непосредственно в сношение с Департаментом Герольдии Правительствующего Сената. Внешнее устройство Консистории должно быть во всем согласно с другими губернскими присутственными местами, за исключением времени присутствия членов, которые, сообразно своим священнослужительским обязанностям, собираются в Присутствие только в первые пять дней недели, а в субботу лишь по особой надобности, и вовсе не присутствуют в первую и последнюю недели и в каждую пятницу Великого Поста, а также от 24 до 29 декабря и от 4 до 9 января включительно, а по средам в течение Великого Поста собрание бывает только после литургии, время же занятий как Присутствия, так и Канцелярии определяется общими требованиями самих дел. Канцелярия разделяется на «столы», которые, представляя собою особые отделы, заведующие определенными делами, состоят под начальством столоначальников и вверяются особому наблюдению одного из членов Консистории. Ведению Консистории подлежат дела: 1) об охранении и распространении православной веры, 2) по надзору за благоустройством церквей и благолепием храмов т., 3) о представлении кандидатов на должности, наведение справок о кандидатах в священно-церковно-служители и о постригающихся в монахи, наблюдение за должностными лицами, рассылка по епархии указов и постановлений высшей власти, 4) по надзору за правильным ведением церковного хозяйства, 5) по проверке и хранению церковных документов, 6) по приведению в исполнение распоряжений Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Подобно тому как 48 глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи, 49 и 50 главы называются «триодион», оттого что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49 главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т.е. от недели мытаря и фарисея до Пасхи. В 50 главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (т.е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до недели Всех святых включительно. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40 мучеников (9 марта), Благовещения (23 марта) – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется неподвижный праздник. В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницею. Эта глава служит заключением Триодиона. III Третья часть Типикона есть как бы дополнение к 1 и 2 частям его. Она содержит: а) указания на некоторые краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы, но общий для большей части седмиц в году; б) сами молитвословия, на которые в ней есть указания, именно – восьми Гласов тропари, кондаки, ипакои, светильны, прокимны, аллилуиарии. Для того чтобы узнавать, который глас должно петь в известную неделю, для сего в 54 главе показано, с какого времени года начинается каждый столп гласов. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии (в Типиконе), в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя и который глас должен быть пет в ней (см. выше). Столпы гласов Октоиха начинают свой ряд около одного времени (т.е. после Пятидесятницы) со столпами утренних воскресных Евангелий 16 , и как гласы Октоиха, так и утренние Евангелия следуют в непрерывном порядке одни за другими; поэтому со столпами гласов печатаются вместе и столпы евангельские. Соответственно содержанию воскресных утренних Евангелий, поются на воскресной утрени 11 ексапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир; посему и они при сем (в 54 главе) излагаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

За сим мысль ваша естественно обратится к возрасту мужескому, к тому званию, которое суждено вам проходить, тому роду жизни, который довелось вести. Тут вы заметите со тщанием положение ваше в мире и круге вашей деятельности, отношение вашего характера к вашему званию и роду жизни; кто те люди, кои действуют на вашу судьбу, и те, на судьбу коих действуете вы; от чего зависели успехи и неуспехи ваши доселе, каким вы подвергались несчастьям, от каких страдали болезней, какие терпели потери, в каком отношении вы к обществу и своему семейству; кто ваши доброжелатели и друзья, кто враги и недруги, и почему те и другие в таком, а не в другом к вам отношении? Все это должно рассмотреть не поверхностно, как странникам и соглядатаям в чужой земле, а как хозяевам дома, кои хотят знать, в каком состоянии их дела и дом. И все это, однако же, есть только предварительная работа, только приступ к делу. Собрав вновь все силы ума, вооружившись всем беспристрастием, вы приступите потом к главному занятию над самими собой, постараетесь узнать, в каком состоянии находитесь вы в отношении к вашему спасению. Здесь должно иметь в виду преимущественно три предмета: 1) куда принадлежим мы – к числу людей обращенных, в коих началось уже дело спасения, или к числу людей, кои доселе вовсе не мыслили о спасении, оставались в состоянии греха и нечувствия духовного? 2) если мы не имели еще счастья прейти средостение, отделяющее малое число спасаемых от толпы людей погибающих, то в чем особенно состоит наша греховность и нечистота, какая страсть наиболее господствует в нас и что особенно питает ее и укрепляет? 3) если, напротив, по благодати Божией, в нас положено уже начало духовного обновления, то как идем мы по новому пути благодати, с той ли силой, тем ли преспеянием, как должно и если не так, то что препятствует нашему духовному возрастанию и плодоношению? – Вот, говорю, три главных вопроса, кои мы должны иметь в виду всякий раз, когда хотим знать, в каком мы состоянии по отношению к нашему спасению! Кто разрешит их, как должно, пред тем откроется образ его нравственного бытия, тот будет знать, кто и что он для неба и вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Помимо этих прощений в начале и конце дня, церковная традиция предписывает, чтобы предстоятель испрашивал прощение у сослужащих и всего народа несколько раз во время совершения Божественной литургии: в конце входных молитв, перед великим входом, перед Причащением.  Старопечатные издания Служебника прямо описывали подробное, с земными поклонами, испрашивание прощения предстоятелем перед самым началом литургии и после великого входа. Еще одна традиция, повлиявшая на формирование чина прощения вечером в Сыропустную неделю — это предписание ранних редакций Иерусалимского устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце вечерни в другие воскресенья Великого поста. Соединение этого благочестивого обычая с обязательным прощением в конце дня, по всей видимости, и привело к выделению прощения в Прощеное воскресенье в специфический чин. Он зафиксирован уже в русских монастырских Обиходниках и Чиновниках соборных храмов XVI-XVII вв. 7 , где содержатся краткие указания о том, как он происходил. Описанный выше порядок совершения чина прощения основывается на существующей в наши дни практике, с учетом указаний этих источников. 1 В тех приходах, в которых по различным причинам не бывает вечернего богослужения, чин прощения может быть совершен по окончании Божественной литургии как в соединении с вечерней, так и без нее. 2 Либо во все подготовительные воскресенья перед Великим постом, начиная с Недели о мытаре и фарисее. 3 В некоторых местах принято сначала читать молитвы на начало поста (см. ниже), а только затем испрашивать у всех прощение. 4 Более полный вариант ответа: «Бог да простит тя, честный отче. Прости и нас, отче святый, и благослови, елика согрешихом во вся дни живота нашего, и в сей день и час без числа согрешихом душею и телом, сном и леностию, помрачением бесовским, в мыслех нечистых, в забытии ума и во осуждении. Согрешихом сердцем и всеми чувствы, слухом, видом, волею и неволею, и несть того греха, егоже не сотворихом, но о всех каемся, прости ны, отче святый, и благослови, и помолися о нас грешных».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053338...

Святитель Тихон, употребляя сподручные средства к образованию духовенства, в то же время не мог равнодушно смотреть на невежество и грубость нравов в разнородных жителях области Воронежской и немало говорил проповедей и бесед. Люди простосердечные, сознававшие свои слабости и кающиеся, принимали к сердцу слова святителя и исполняли его увещания и просьбы. Такое уважение, напр., оказал народ к святителю, оставив по его внушению не христианское препровождение сырной недели или масленицы. Всем известно, как у нас на Руси проводят масленицу; но не всем, вероятно, известно, что в эту-то, в разгул проводимую, неделю и должны приготовиться люди, через особенное воздержание, к святым дням первой недели великого поста. Святитель нередко беседовал с гражданами воронежскими о масленице и безобразиях, совершаемых на ней. Наконец решился он обратиться ко всему народу в соборном храме с проповедью против масленичных праздников. «Сами вы слышали и знаете хорошо и бесспорно признаете, что масленицу ожидают как какого-нибудь праздника – говорил он. К празднованию её приготовляются заранее: варят пиво, мед, готовить закуску и вино, приготовляют хорошее кушанье, блины; зовут друг друга в гости... Собралась компания; следует опоражнивание бутылок, стаканы и рюмки никогда не иссыхают; бывают при этом поздравления, а за поздравлениями следует бесчувствие. Но зло не держится между стенами, не скрывается в одних домах, но выходит наружу: является на улицах, площадях, по дорогам, и бывает от того зло сугубое – зло от соблазнов!.. Тут разносятся клики и песни; в другом месте идут кулачные бои, а где и драки, брани, сквернословия. Страх и трепет приводят меня в содрогание, когда пред взорами моими представляю себе праведный и страшный Суд Божий». 2 Такое скорбное слово святителя подействовало на слушателей, и во все время его управления епархией масленица проводилась благоприлично, как следует по закону церковному. Достопамятным плодом проповеднической и пастырской деятельности св. Тихона в Воронеже было прекращение языческого праздника в честь Ярила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

В первую субботу мы слышим величественное вступление Послания (Евр. 1,1-12) с торжественным утверждением Творения мира, Искупления и вечного Царства Божия: Многочастне и многообразно древле Бог глаголавый отцем во проро-цех, в поел едок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори… Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил… Ты тот же и лета Твои не кончатся. Мы живем в «эти последние дни» — дни высшего подвига. Во времени мы все еще в «сегодня», но конец приближается. В субботу 2-й недели Поста читается (Евр. 3,12-14) : Блюдите, братия, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво исполнено неверия во еже отступите от Бога жива. Но утешайте себя на всяк день, дондеже днесь нарицается… причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток состава даже до конца удержим. Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне»… ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца. Борьба трудна. Ценой страданий и искушений мы достигаем «обладания лучшим и навеки пребывающим». Поэтому поучение 3-й субботы побуждает нас (Евр. 10,35-38): … Не отлагать убо дерзновения нашего еже имать мздовоздаяние велико. Терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше, примите обетование: еще бо мало елико елико, грядый приидет и не укоснит. … Не оставлять упования нашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное: ибо еще немного, очень немного и Грядущий приидет и не умедлит. Для этой борьбы мы должны вооружаться верой, надеждой и любовью, как утверждает чтение послания (Евр, 6,10-12) в четвертую субботу: Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его послуживше святым и служаше. Желаем же, да кийждо вас являет тожде тщание во извещению упования даже до конца, да не лениви будете, но подражателе наследствующих обетования верою и долготерпением.

http://pravmir.ru/velikopostnye-subboty/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010