К антилат. сочинениям Н. К. относится также «Ясный и краткий ответ латинянам, предназначенный как бы [в качестве] некоего руководства для тех, кто желает бороться с ними» (Απντησις σαφς τε κα σντομος πρς Λατνους σπερ γχειρδιν τι προκεμενον τος βουλομνοις γωνζεσθαι πρς κενους; известно и под др. названиями: Κατ Ιταλν πρχειρον; Λγος πρς Λατνους - Th é ophile (Kislas). 2001. P. 61; изд.: Γκλτσου. 1989. Σ. 35-46; Kislas. 1998. P. 208-213; издание Е. Гольцу основано на 4 рукописях, издание П. Кисласа - на 8, см.: Th é ophile (Kislas). 2001. P. 62). Это краткое сочинение было призвано помочь в полемике с латинянами, ставшей вновь актуальной в сер. 50-х гг. XIV в.; написано оно, по-видимому, ок. 1356 г. (Ibid. P. 61). Др. важным произведением (вероятно, также написанным во 2-й пол. 50-х гг. XIV в.) являются «Слова латинян, которыми они думают доказать, что и от Сына Дух Святой исходит» (Λγοι Λατνων ξ ν οονται δεικνναι τι κα κ το Υο τ Πνεμα τ γιον κπορεεται; изд.: Σπουρλκου. 1963. Σ. 88-109 (аргументы: Ibid. Σ. 10-49); Kislas. 1992. P. 148-168). Сочинение приписывалось также Мануилу Хрисолору , однако эта атрибуция признана неверной ( Σπουρλκου. 1963; Eadem. 1998. Σ. 661-695; Th é ophile (Kislas). 2001. P. 62). Здесь приводятся в систематизированном виде аргументы «латиномудрствующих» XIII в. (истоки латинофильства Н. К. находит в трудах патриарха Иоанна XI Векка , Константина Мелитениота и Никифора Влеммида - Thé ophile (Kislas). 2001. P. 62; Макаров, Беневич. 2009. С. 527; Макаров. Предисловие. 2013. С. 408)) и собственно латинян (Фомы Аквинского, по преимуществу из «Суммы против язычников» IV 24, в переводе Димитрия Кидониса). 34 аргумента заимствованы из Свящ. Писания, 15 являются силлогизмами, призванными доказать исхождение Св. Духа от Отца и от Сына. Иером. Феофил (Кислас) высказал предположение, что 49 аргументов латинян, приведенных Н. К. в этом сочинении, представляли собой своего рода офиц. «исповедание веры» визант. латинофилов ( Th é ophile (Kislas). 2001. P. 62), в т. ч. действовавших в К-поле в сер. XIV в. и использовавших лат. доктрину в борьбе против исихастского учения.

http://pravenc.ru/text/2577639.html

Одним из проявлений этой реакции и стала фальсификация переписки с П. Г. Акимиты представили дело так, что поводом к переписке стало послание, в к-ром П. Г. якобы потребовал от Акакия К-польского одобрить внесение в гимн теопасхитской фразы «Распныйся за ны». Мн. епископы, побуждаемые патриархом Акакием и папой Римским св. Феликсом III (II), справедливо сочли это добавление еретическим новшеством и вступили в прямую полемику с П. Г. Кроме того, папа Феликс дважды писал ему о недопустимости подобной формулы. Поскольку неоднократные предостережения, сделанные П. Г. собратьями, не возымели должного действия, понтифик был вынужден отлучить его от Церкви. Переписка сохранилась в неск. версиях: 1) древнейшей греч. версии, входящей в «Ватиканское собрание» (Collectio Vaticana; изд.: Schwartz. 1934. S. 125-150; ACO. T. 3. P. 215-231) и включающей 7 писем; 2) лат. переводе 8 писем в «Авеллановом собрании» (Collectio Avellana; CSEL. Vol. 135. Pars 1. P. 162-218), а также в «Берлинском собрании» (Collectio Berolinensis); 3) поздней греч. версии в составе «Савваитского собрания» (Collectio Sabbaitica; изд.: ACO. T. 3. P. 6-25), к-рая включает 10 писем. В своей богословской аргументации авторы переписки в целом следуют христологии умеренного дифизитства в духе Халкидонского ороса и «Томоса» свт. Льва Великого. Так, в послании, надписанном именем Квинтиана, еп. Аскульского, утверждается следующее: П. Г. искажал Евангелие Христово не тем, что прилагал слово «Распныйся» к единому Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, а тем, что именовал Распятым «Бога Крепкого и Бессмертного», т. е. единую природу Св. Троицы. Правильно говорить не о «Боге, пострадавшем плотию», а о «Христе, пострадавшем плотию», поскольку именно Христос, а не предвечный Логос , пребывает «в двух природах» (ν δο φσεσι). Соответственно автор подвергает критике формулы «из двух природ» (κ δο φσεων) и «единая природа Бога Слова и плоти» (μα φσις το Θεο Λγου κα τς σαρκς). Завершается письмо 12 анафематизмами П. Г. (ACO. T. 3. P. 227-229; CSEL. Vol. 135. Pars 1. P. 170-182; подробнее: Grillmeier. 1989. S. 265-277).

http://pravenc.ru/text/2580342.html

Симеон=Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Труды. М., 1916. Скурат=Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. Т. 2. М., 1994. Соколов=Иоанн (Соколов), епископ Смоленский. О монашестве епископов. Почаев, 1904. Социальная концепция=«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» здесь и далее цитируются с указанием главы и параграфа в самом тексте. Суворов=Суворов Н. Учебник церковного права. 5-е изд. М., 1913. Схоластик= Сократ Схоластик . Церковная история. СПб., 1850. Темниковский=Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. Ярославль, 1903. Требник ПМ=Требник ( Петра Могилы) . Киев, 1646. Троицкий=Троицкий СВ. Церковное право. Машинопись. Библиотека МДА. Трубецкой. Энциклопедия=Трубецкой E.H. Лекции по энциклопедии права. М., 1913. Тысячелетие Крещения=Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев. 21–28 июля 1986 года. Материалы. М., 1988. Фиалковский=Фиалковский А.Ф. Новый памятник законов истории Российской. Ч. 1. СПб., 1825. Филарет. Катехизис=Филарет, митрополит. Пространный христианский катехизис. Варшава, 1931. Филарет. Мнения.=Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 1–4, СПб., 1885–1886. Флоровский= Флоровский Георгий , протоиерей. Пути русского богословия. 4-е изд. Париж, 1988. Церковные Ведомости=Церковные Ведомости. 1888, N 28. Чтения Имп.=Чтения в Императорском обществе истории и древностей при Московском Университете. М., 1876. Кн. 3. Щапов. Канонические… – Щапов Я.Н. Канонические уставы и Церковь в Древней Руси 11–14 вв. М., 1972. Щапов. Наследие=Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в 11–13 вв. М., 1978. Щапов. Уставы=Щапов Я.Н. Киевские уставы и Церковь в Древней Руси 11–14 вв. М., 1972. Устав 1988=Устав об управлении Русской Православной Церковью. 1989. Устав 2000=Устав Русской Православной Церкви, изданный Архиерейским Собором 2000 г., цитируется с указанием главы и параграфа в самом тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Неверным является предположение Спасского о том, что Григорий, названный в акростихе службы блгв. кн. Всеволоду (Гавриилу) (составлена в кон. XVI - нач. XVII в.), и Г.- одно лицо ( Спасский. Рус. литург. творчество. С. 143). Автором службы св. кн. Всеволоду является Григорий Топинский . Изд.: Житие и жизнь блгв. вел. кнж. Евфросинии Суздальской/Списано иноком Григорием. СПб., 1888. (ПДП; Вып. 71); Житие прп. Евфросинии Суздальской по списку XVII в.//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1899. Кн. 1. С. 73-172; Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский жен. мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900. Прил. 2. С. 9-70 [Житие прп. Евфросинии]; Служба на прославление святых чудотворцев Российских, прославленных свт. Макарием, митр. Московским и всея Руси//Минея (МП). Июль. Ч. 2. С. 209-227; Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 132-144; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 377-404 [Житие прп. Евфросинии], 351, 374-377. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 283-286; Строев. Словарь. С. 70-72; Фёдоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. 2. С. 130; Спасский И. Св. Иоанн, еп. Суздальский//ЖМП. 1947. 9. С. 47-55; он же. Первая служба Всем русским святым и ее автор//Там же. 1949. 8. С. 50-55; Колобанов В. А. К вопросу об изучении владимиро-суздальской лит-ры XIV-XVI вв.//УЗ Владимирского пед. ин-та. Сер. лит. 1967. Вып. 2. С. 59-72; он же. Суздальская агиография: (Традиционность и эволюция)//Лит-ра Др. Руси: Сб. Л., 1981. С. 77-84; он же. Владимиро-суздальские лит. памятники XIV-XVI вв.: (Учеб. пособие). М., 1982. С. 48-167; Илиева А. «Слово за преподобните отци в Сирна събота» от Григорий Цамблак в руската ръкописна традиция//Старобългарска лит-ра. София, 1982. Кн. 12. С. 54-63; Дмитриева Р. П. Григорий//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 169-172; Макарий (Веретенников), игум. Митр. Московский Макарий и церк.-лит. деятельность его времени//Тысячелетие Крещения Руси: [Мат-лы междунар. конф.]. М., 1989. С. 281-283; Грибов Ю. А. О неизвестном комплексе лицевых рукописей 70-80-х гг. XVII в.//Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1993. С. 140-164. (Тр. ГИМ; Вып. 78); он же. Лицевые списки Жития Евфросинии Суздальской XVII в.//Русская книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 78-141. (Тр. ГИМ; Вып. 95); Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник//УЗ РПУ. 1995. Вып. 1. С. 91-101.

http://pravenc.ru/text/166628.html

Переводов на рус. язык нет Исследования Побединский-Платонов И., свящ. О Клементинах. – ПО 1860, т. 1, 2, 151–172 (Поел. ап. Петра к Иакову: 155–167, Посл. Климента к Иакову: 168–172); 397–437 (Беседы и Встречи); т. 2, 7, 339–384. Kline L.L. The sayings of Jesus in Pseudo-Clementine homilies. Missoula: Univ. of Montana Pr., 1975 (Society of Biblical Literature Diss. Ser. 14). IX, 198 p. Rius-Camps J. Las pseudo-clementinas. Bases filológicas para una nueva interpretatión. – Revista catalana de teología 1, 1976, 79–158. Strecker G. Das Judenchristentum in den Pseudoklementinen. 2. bearb. und erw. Aufl. Berlin: Akademie-Verlag, 1981 (TU 70). XIII, 326 S. Jones F.St. The Pseudo-Clementines: a History of Research. – The Second Century 2, 1982, 1–34, 63–96. Voorst Robert E. van. «The ascents of James». History and theology of a Jewish-Christian community as reflected in the pseudo-Clementine Recognitions 1, 33–71. New York Union Theol. Semin., 1988 (microfilm). 302 p. [Summary: DA 49, 1989, 2271 A]. Pouderon В. Clément, évêque de Rome: de la réalité au roman (pseudo-clémentin). Ed. Archipel Égéen, 1995. Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. М., 1996, (на с. 92–150, 176–193 адаптированный древнерусский текст Псевдо-Климентин и легенды об обретении мощей св. Климента без библиографических ссылок). Jones F.St. An Ancient Jewish Christian Source on the History of Christianity. Pseudo-Clementine recognitions 1, 27–71. Atlanta, 1996 (Texts and Translations 37. Christian Apocryphal Series 2). Литургическая традиция 1638 Житие и предание о св. Клименте. Почитание св. Климента на Руси Оболенский М.А., кн. О двух древнейших святынях Киева; мощах св. Климента и кресте великой княгини Ольги. – Киевлянин, кн. 3. М., 1850, 139–150 (русское окончание «Похвалы св. Клименту»: слав, текст «Слова на обновление Десятинной церкви» на с. 144–147). [Горский А.В.] Слово о перенесении мощей св. Климента Римского (из Макарьевских Четьих-Миней). – Кирилло-Мефодиевский сб-к, изд. М.П. Погодиным. М., 1865, 319–326 (=Лавров, Жития херсонских святых…, 127–131; Лавров, Материалы по истории…, 148–153). Слав. текст с разночтениями по Успенскому списку.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Владиславом Цыпиным по изданию: Russisches Мцпснтит: Entstehung, Entwicklung und Wesen. 988–1917. Wьrzburg, 1953. Цитаты из русских источников были выверены переводчиком и частично редакцией. Работа «Жизнь и учение старцев» публикуется в переводе высокопреосвященного Иоанна (Вендланда), митрополита Ярославского и Ростовского († 25.03.1989), который в годы своего архиерейского служения в Берлине был дружен с И. К. Смоличем . Редакция лишь стилистически поправила текст и, по возможности, сверила цитаты. Впрочем, ответственность за точность приведенной информации полностью остается на авторе. Опубликованные труды И. К. Смолича Великий старец Нил Сорский//Путь. 1929. 19. С. 57–69. Церковная уния 1596 г.//Вестник РСХД. 1930. 5. Иван Васильевич Киреевский//Путь. 1932. 33. Блаженный Августин//Вестник РСХД. 1933. 11/12. Предсоборное Присутствие 1906 г.//Путь. 1933. 38. С. 65–75. Из новой немецкой литературы о православии//Путь. 1938. 56. К столетию освобождения крестьян//Вестник РСХД. 1961. 60. Святая гора Афонская (К 1000-летию участия ее в жизни православной Церкви)//Вестник РСХД. 1963. 70/71. Архимандрит Макарий Глухарев — просветитель Алтая//Вестник РСХД. 1967. 85. Ivan Vasil’eviu Kireevskij: Leben und Weltanschauung. 1806–1856. Ein Beitrag zur Geschichte des rissischen Slavophilentums//Jahrbьcher fьr Kultur und Geschichte der Slaven. NF. 1933. 9. S. 390–427, 463–492 (часть докторской диссертации, полностью: Breslau, 1934). Westler und Slavophile in der neueren Forschung//ZSP. 1933. 10. S. 195–209; 1934. 11. S. 439–449. Die Ostkirche betet//Путь. 1935. 49; 1936/1937. 52. Leben und Lehre der Starzen. Wien, 1936. 2. Aufl. Kцln; Olten, 1952; на фр. яз.: Moines de la Sainte Russie. Tours; Paris, 1967; на русск. яз.: Жизнь и учение старцев//БТ. 31. М., 1992; 2-е изд. М., 1997 (в печати). Studien zum Klosterwesen RuЯlands. 1: Der Werdegang des russischen Starzentums//Kyrios. 1937. 2. S. 95–112; 2: Zum Problem des Klosterbesitzes im 15. und 16. Jh.//Kyrios. 1939/1940. 4. S. 29–38.

http://sedmitza.ru/lib/text/436423/

  Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 225.   Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.222–237.   Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.236–238.   Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменоости (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. –  Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.203–218.   Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.   Смирнов А.А. Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист. – М.: Русский хронограф, 1994.   Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.      Стрельникова И.П. Иероним//Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972.     Стрельникова И.П. Иероним//Памятники средневековой латинской литературы IV – VII веков. – М.: Наследие, 1998.   Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.   Тимофеев М.А. Христианская историческая мысль в эпоху поздней Римской империи //Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. – С. 267 – 278.   Тьерри Ам. Бл. Путешествие Иеронима с Павлой к святым местам//Труды Киевской Духовной Академии. – 1869. – 1, 7.   Тьерри О. Рассказы из времен Меровингов. – СПб.: Иванов и Лещинский, 1994.   Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода " Церковной истории " Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. С. 75–82.   Уваров А.С. Христианская символика. Ч.1: Символика древнехристианского периода. – М., 1908.     Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.259–285.   Флори Ж. Идеология меча: Предыстория рыцарства/Пер. с франц. – СПб.: Евразия, 1999. С.67.

http://bogoslov.ru/person/2860735

В окт. 1761 г. по личному распоряжению имп. Елизаветы И. был уволен от управления епархией, а в Чернигов был назначен новый архиерей - Воронежский еп. Кирилл (Ляшевицкий). С 21 нояб. того же года И. проживал в новгород-северском в честь Преображения Господня мон-ре. В авг. 1762 г. И. отправился в Москву на торжества коронации имп. Екатерины II, но, по сообщению Черниговской летописи, «не успел» прибыть к 22 сент.- дню коронации. 25 окт. 1762 г. Святейший Синод ходатайствовал перед новой императрицей о назначении И. настоятелем Троицкого Ильинского мон-ря, в к-ром архиерей, будучи архимандритом более 20 лет, зарекомендовал себя деятельным пастырем. 5 нояб. того же года епископ возглавил Троицкий Ильинский мон-рь. При этом имп. Екатерина II повелела И. «исполнять должное по узаконениям со тщанием» и обещала первую свободную архиерейскую кафедру (ПСПиР. 1910. Т. 1. С. 54-55). В апр. 1763 г. И. вернулся из Москвы в Чернигов. И. был погребен в соборе Троицкого мон-ря под жертвенником, в склепе-усыпальнице Черниговских архипастырей. Ист.: ОДДС. Т. 23. С. 19-20; ПСПиР. 1912. Т. 4. С. 153-154. Лит.: Маркевич Н. А. Чернигов: Ист. и стат. описание Чернигова. Чернигов, 1852; Никодим [Алешковский], иером. Епископы Черниговские и Новгород-Северские, 18 в.//Черниговские ГВ. 1855. 41. С. 328-332; 42. С. 334-338; 43. С. 341-344; 44. С. 349-353; 45. С. 358-361 (отд. изд.: Чернигов, 1855); Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его уч-щем и Академиею. К., 1856. Ч. 2. С. 118; Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговские иерархи//ТКДА. 1860. Ч. 2. С. 169-281; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1. С. 98-99; Кн. 4. С. 57-58, 199; РБС. Т. 8. С. 129; ХЧ. 1902. Дек. С. 979; П[архомен]ко Вл. Дело еп. Черниговского Ираклия и иером. Иеремии Гусаревского//Киев. старина. 1905. Т. 91. 10. Отд. 2. С. 5-7; ПС. 1909. Февр. С. 207; Ефимов А. Н., свящ. Черниговский Св.-Троицкий Ильинский мон-рь, 1064-1911 гг. Чернигов, 1911; Памятники градостроительства и архитектуры Укр. ССР. К., 1986. Т. 4. С. 272-281, 285, 289-308; Апанович О. А. Ще одне джерело з icmopii Украïни XVIII ст.//Украïна: Наука i культура: Щopiчhuk. К., 1989. Вип. 23. С. 213-231; Bipoцьkuй В. Д. Храми Чephiroba. К., 1998. С. 48, 127, 159, 174; Чephiribcьkuй Tpoiцьko-Iллihcьkuй мон-р: Icmopiя та cyчachicmь: Тези наук. читань. Чephirib, 1999; Руденок В. Я. Чephiribcьka Болдиногорська Богородична лавра//Moruляhcьki читания, 2000. К., 2001. С. 252-257; Жук В. Н., Андрушко В. О. akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 270; Коваленко О. Б., Гейда О. С. З icmopiï apxiby Чephiribcьkoï духовноï kohcucmopiï//Cmyдiï з apxibhoï справи та документознавства. К., 2004. Т. 11. С. 204-211; Прокапюк О. Б. Kaфeдpaльhi nucapi в Kuïbcьkiй, Чephiriьkiй та Nepeяcлabcьko-Бopucniльcьkiй enapxiяx у XVIII ст.//Moruляhcьki читания, 2008. К., 2009. С. 99-102.

http://pravenc.ru/text/673851.html

Владимира (Иоанна) Васильковича (1269-1288). Кн. Владимир основал мон-рь св. Апостолов под Владимиром-Волынским, а также др. «монастыря многи» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 921), сведения о к-рых не сохранились. Материальное обеспечение В.-В. е., как и др. епархий Руси того времени, должно было основываться на княжеской десятине, но конкретных сведений о ней (какие существуют, напр., применительно к Новгородской и Смоленской епархиям ) нет. Сохранилось лишь позднее (в грамоте 1443 г.) упоминание о пожаловании земельной волости владимир-волынскому кафедральному собору галицко-волынским кн. Романом Мстиславичем († 1205) (АрхЮЗР. 1883. Ч. 1. Т. 6. 3). С 1-й пол. XIII в. (первое упоминание под 1240) источникам известно о существовании во В.-В. е. такого церковного учреждения как соборный клирос при кафедральной церкви, действовавшего и в др. епископальных центрах Руси. Ист.: Успенский сб. XII-XIII вв./Изд. подгот. О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 96, прав. стб.; Darrouzès. Notitiae. P. 367.764, N 13. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 30-32; Андрияшев А. М. Очерк истории Волынской земли до кон. XIV ст. К., 1887. С. 64-65; Иванов П. А. Ист. судьбы Волынской земли с древнейших времен до кон. XIV в. Од., 1895; Голубинский. История РЦ. Т. 1/1. С. 670; Грушевський М. С. Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 19052. Т. 2. С. 375-377; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси XI-XII вв. СПб., 1913. С. 155-156 (переизд.: СПб., 2003. С. 90-92); Poppe A. Pastwo i koció na Rusi w XI wieku. Warsz., 1968. S. 175-179; он же. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. С. 464-465. Примеч. 12; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 39-42, 52-54, 127, 211. А. В. Назаренко XIV - нач. XVII в. В 1-й пол. XIV в. Владимиро-Волынские епископы поддерживали традиц. связи с переместившейся из Киева в Сев.-Вост. Русь митрополичьей кафедрой, за исключением кратких периодов существования Галицкой митрополии в нач.

http://pravenc.ru/text/159136.html

И. участвовал в составе освященного Собора в земском Соборе 1621 г. В 1624 г. «был у стола» государя в с. Тайнинском во время похода Михаила Феодоровича в Троице-Сергиев мон-рь. В том же году И. удалился на покой в Спасо-Прилуцкий мон-рь под Вологдой, 12 дек. Сарским и Подонским митрополитом стал Киприан (Старорусенников) . Бывш. Крутицкий митрополит был погребен на монастырском кладбище, напротив алтаря соборной церкви, его надгробие сохранялось в нач. XX в. И. упоминается в постановлениях Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , отменившего решения Собора 1620 г. о повторном крещении католиков (ДАИ. Т. 5. С. 495-496). Арх.: РГБ. Ф. 304/I. 741, XVII в. [материалы суда над И.]. Ист.: Требник мирской. М., 1639. Л. 48 об., 97 об.; СГГД. Т. 3. 57. С. 227; ААЭ. Т. 3. С. 483-485, 330; ДАИ. Т. 2. С. 209, 215; Дворцовые разряды. СПб., 1850. Т. 1. Стб. 340, 396, 403, 405, 620; Грамота патр. Филарета Никитича Новгородскому митр. Макарию о разрешении Вологодского архиеп. Нектария, 24 мая 1521/Сообщ.: архим. Макарий (Миролюбов)//ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Отд. 5. С. 8-10. Лит.: Павел (Подлипский), архим. Описание переславского Троицкого Данилова мон-ря, из подлинных монастырских бумаг составленное в 1829 г. М., 1834. С. 34-35, 94-96; Свирелин А. И. О разорении переславского Данилова мон-ря и вотчин его поляками и литовцами (1610 г.)//ЧОИДР. 1859. Кн. 2. С. 9-13; Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 1884. С. 24; Соловьёв Н. А. Сарайская и Крутицкая епархия. М., 1894. Вып. 1; Добронравов В. Г. История Троицкого Данилова мон-ря в г. Переславле-Залесском. Серг. П., 1908; Русский провинциальный некрополь/Сост.: В. В. Шереметевский; изд.: вел. кн. Николай Михайлович. М., 1914. Т. 1. С. 363; Смирнов М. И. Смутные годы XVII ст. в Переславле-Залесском. Владимир, 1915; Левицкая Н. В. Монастырские вкладные книги Переславля-Залесского//Реализм исторического мышления: Проблемы отечеств. истории периода феодализма: (Чтения, посвящ. памяти А. Л. Станиславского). М., 1991. С. 152-154; Соловьев. История. 1990. Кн. 5. С. 299-304; Макарий. История РЦ. Кн. 6 (по указ.); Булычев А. А. О публикации постановлений церк. Собора 1620 г. в мирском и иноческом «Требниках» (М., 1639)//ГДРЛ. М., 1989. Вып. 2. С. 35-62; Опарина Т. А. Иноземцы в России XVI-XVII вв.: Очерки ист. биографии и генеалогии. М., 2007. Кн. 1. С. 248-250, 255; она же. Выбор чина приема в православие западных христиан в период междупатриаршества (1612-1619)//Рос. история. 2010. 5. С. 119-137; Тюменцев И. О. Смутное время в России нач. XVII ст.: Движение Лжедмитрия II. М., 2008. С. 331, 392, 427, 480; Лисейцев Д. В. Приказная система Московского гос-ва в эпоху Смуты. М., 2009. С. 435-437, 674-675.

http://pravenc.ru/text/578296.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010