Макарий, епископ Вологодский и Великопермский О преосвященном Макарии сведений сохранилось немного и они противоречивы. Он упоминается епископом Вологодским и Великопермским с 1571 по 1575 годы (по Строеву). Но в Вычегодско-Вымской летописи приводятся иные сведения, заметно удлиняющие срок владычества Макария: смерть его предшественника Иоасафа и поставление епископа Макария датируются 1565 годом, а о кончине епископа сообщается под 1577 годом. Хронология Вычегодско-Вымской летописи находит подтверждение в Житии митрополита Филиппа. Здесь Вологодский епископ упоминается в числе других владык, участвовавших в знаменитом Соборе 1568 года, на котором митрополит выступил против опричнины. Если сведения Вычегодско-Вымской летописи верны, то именно при владыке Макарии был воздвигнут в Вологде Софийский собор (1568–1570). Вместе с другими иерархами Вологодский епископ присутствовал на Соборе 1572 года, разрешившем царю Ивану Грозному, вопреки каноническим правилам, вступить в четвертый брак. Труды: Устав о соборной службе//Библиотека Академии наук. Архангельское собрание. – 219. – Л. 245–264. Жалованная грамота Кирилло-Белоезерскому монастырю от 24 марта 1574 года//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 1, 287. Благословенная грамота священнику Парфению Пантелеймонову от 14 сентября 1572 года//Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства. – СПб., 1838, 389. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 730. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 47. Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Историко-филологический сборник. – Сыктывкар. 1958. вып. 4. – С. 266. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. – М., 1964. – С. 251. Начертание Жития, подвигов и изречений святителя Филиппа II. митрополита Московского и всея России чудотворца. – М., 1860. Буланина Т. В. Макарий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1989. – Вып. 2, ч. 2. – С. 89. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сильвестр (Ольшевский Иустин Львович), архп. Омский и Павлодарский Родился 31 мая 1860 года в семье причетника села Косовно, Сквирского уезда, Киевской губернии. В 1883 году окончил Киевскую духовную семинарию. В 1887 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 7 марта 1889 года назначен Киевским епархиальным миссионером. С 1890 года – Полтавский епархиальный миссионер и преподаватель духовной семинарии по истории, Пастырскому богословию, Литургике и Гомилетике. 2 февр.1892 г. рукоположен в сан иерея целибата к Полтавскомукафедральному собору. С окт.1892 г. по 1896 год исп. обязанности руководителя и законоучителя женской воскресной школы г.Полтавы. С 1896 года – епархиальный наблюдатель церковных школ Полтавской епархии. 12 мая 1902 года награжден саном протоиерея. 10 декабря 1910 года пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 16 янв.1911 года хиротонисан во епископа Прилукского, вик. Полтавской епархии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Хиротонию совершали: митр. Московский Владимир и Киевский Флавиан с другими архиереями. С 13 ноября 1914 года – епископ Челябинский, вик. Оренбургской епархии. С 4 июня 1915 года – епископ Омский и Павлодарский. В 1918 году ко дню Св. Пасхи возведен в сан архиепископа. Скончался 26 февраля 1920 года. Духовный писатель. Труды: «В вере ли вы?». Полтава, 1909. «Место, идеже лежаше Господь”. Полтава, 1907, из Палест.бесед. «Путь спасения». СПБ, 1913. «Общедоступное богословское чтение». Полтава, 1913. «Обличение штундизма». Изд.2-е, Полтава, 1910. «Речь при наречении его во епископа Прилукского». «Приб. к «ЦВ” 1911, 4, стр.137–138, 158. «Миссионерская программа Закона Божия для начальных школ». (Против сектантов). Полтава, 1910. Литература: «Церк. Вед.» 1910, 51–52, стр.470. -“- 1914, 47, стр.538. -“- 1915, 24, стр.309. -“- 1918, 17–18, стр.104. «Приб. к «ЦВ» 1911, 4, стр.137, 158. -“- 1911, 28, стр.1230. -“- 1918, 11–12, стр.416. «Русск. Паломн.» 1916, 31, стр.441. Булгаков, стр. 1410. БЭС m.II, стб.2053. Каталог Тузова, стр.182, 315, 320. ФАМ II, 79, стр.8. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», стр.282–263. «Изв. Каз. Еп.» 1909, 34, стр.964–966. - " - 1914, II, стр.340. М. Pol’skij, Novye mueniki II, 278: Er starb im Gefängnis von Omsk. Regel‘son 525. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

8 Миркович Г. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве во второй половине XVII века. Вильна, 1886. 11 Надо отдать должное западноевропейским славистам XX века, таким как Штупперих, Гертель, Л. Мюллер в Германии или П. Паскаль во Франции, которые в своих монографиях и статьях продолжили начатую российскими учеными работу (см. библиографию). 12 См.: Флоренский Павел , свящ. Философия культа//Богословские труды, 1977, No 17, и в частности: «Культура, как показывает и этимология слова cultura от cultus, ядром своим и корнем имеет культ. Cultura как причастие будущего времени, подобно natura, указывает на нечто развивающееся. Natura – то, что рождается присно, cultura – что от культа присно отщепляется, как бы прорастания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни – это первичное творчество человека; культурные ценности – это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа, подобно сухой кожице луковичного растения...» (с. 117). 16 Видимо, ее широкое обсуждение предполагали и издатели, дав в начале тома две крайне интересных статьи, но отложив окончательные выводы из них – именно по этой причине – на потом. Верховской, впрочем, отмечает, что книга Самарина дала «сильный толчок развитию специальной литературы по истории Петровской реформы в восьмидесятых годах, после ее напечатания в 1880 г., как видно из ссылок на нее в этой литературе» ( Верховской П. В., проф. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении Церкви и государства в России: Исследование в области истории русского церковного права: В 2 т. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 1. С. LXXXI). Однако, подчеркну еще раз, в этой книге речь идет об истории не учреждений, но – идей. 17 «Система, наука Церкви, невозможна и противна существу Церкви. Православная Церковь никогда не излагала своего учения в форме системы; но она постоянно имела катехизисы» (Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т. V. М., 1880. С. 23. примеч.). 34 Проницательное мнение Чаадаева, высказанное им в письме к А. И. Тургеневу, так и осталось частным мнением («Ты знаешь предмет рассуждения. Под покровом двух имен – Стефана Яворского и Феофана Прокоповича – дело идет о том, возможна ли проповедь в какой-либо иной церкви, кроме православной? По этому случаю, как тебе известно, он разрушает все западное христианство и на его обломках воздвигает свое собственное, преисполненное высоким чувством народности и в котором чудно примиряются все возможные отклонения от первоначального учения Христова» (Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989. С. 292–293). Читать далее Источник: Хондзинский П., прот. «Ныне все мы болеем теологией»: Из истории русского богословия предсинодальной эпохи/Протоиерей Павел Хондзинский. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

1 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. Эссекс, 1991. С. 20. 2 См.: Там же. С. 27. 3 Архим. Софроний. О молитве. 2-е изд. Эссекс-М., 2002. С. 101. 4 Там же. С. 103. 5 Там же. С. 106. 6 Англ.: «Не ответил ли я на все Ваши вопросы?» 7 См.: Епископ Иларион (Алфеев). Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999. С. 338. 8 См.: Завещание. Наст. изд. 9 Беседа 19 от 2 декабря 1991 г. С-16 согл. М mII ). Наст. изд. 10 Греч.: «наука о познании». 11 Беседа 12 от 6 мая 1991 г. В-33 согл. М mI ). Наст. изд. 12 Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985. С. 5. 13 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 27. 14 См.: Архим. Софроний. Подвиг богопознания: письма с Афона к Д. Бальфуру. Эссекс-М., 2002. С. 59. 15 Беседа 17 от 30 сентября 1991 г. С-4 согл. М mII ). Наст. изд. 16 Там же. 17 Беседа 15 от 1 июля 1991 г. В-42 согл. М mI ). Наст. изд. 18 Беседа 15 от 1 июля 1991 г. В-42 согл. М mI ). Наст. изд. 19 С-43 (31 августа 1992 г.) согласно нумерации М mII . 20 См.: Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 50. 21 Франц.: преобладание, господство. 22 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 181. 23 См.: «Свидетельство Духа: отец Софроний и Русская Церковь». Приложение. Наст. изд. 24 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 169—173. 25 Там же. С. 61. 26 Там же. С. 169. 27 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 87. 28 См.: Там же. С. 103. 29 См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 38//Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Перевод Еп. Феофана. Т. 1. М., 1892. С. 316. 30 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 170, 204. 31 А-13 (4 декабря 1989) согласно нумерации М mI . 32 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 198. 33 См.: Там же. С. 197. 34 Отец Софроний подразумевает традицию отцов-исихастов, «боговидцев», особенно прп. Симеона Нового Богослова (949—1022). Сей великий святой, поведав свой опыт Боговидения, неоднократно подвергался осуждению от тех, кто, цитируя Ин.1:18: «Бога не видел никто никогда» , обвиняли его в прелести. Его ответ о том, «что возможно нам видеть Бога» и «всякий чистый сердцем в настоящей еще жизни узревает Бога», см.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 63//Там же. Т. 2. М., 1890. С. 110—112. Ср.: Гимн XXXII «Где преподобный Симеон с изумлением рассказывает о том, как он видел Бога...»//Божественные гимны. Перевод иером. Пантелеимона. Сергиев Посад, 1917. С. 136 след.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3944...

В комментариях приняты следующие условные сокращения: ВВ – Византийский временник ВИ – Вопросы истории Древнейшие государства – Древнейшие государства на территории СССР И – Ипатьевский список Ипатьевской летописи Латиноязычные источники – Латиноязычные источники по истории Древней Руси: Германия. IX – первая половина XII в./Сост., перевод, коммент. докт. ист. наук М. Б. Свердлова. М.; Л., 1989 Л – Лаврентьевский список «Повести временных лет»//Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1. Текст и перевод Лихачев. Комментарии – Там же. Часть 2. Статьи и комментарии Д. С. Лихачева. С. 203–484 М – Летопись Московско-Академическая (разночтения подведены к тексту Радзивилловской летописи в изд. 1989 г.) Новг. перв. лет.– Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов/Под ред. и с предисловием А. Н. Насонова. М.; Л., 1950 Новосельцев. Хазарское государство – Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990 Пашуто. Внешняя политика – Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968 ПВЛ – Повесть временных лет. М.; Л., 1950 Р – Радзивилловская летопись//Полное собрание русских летописей. Л., 1989. Т. 38 Сахаров. Дипломатия Древней Руси – Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. IX – первая половина X века. М., 1980 X – Хлебниковский список Ипатьевской летописи Хроника Амартола – Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе. Пгр., 1920. Т. 1 Щапов. Государство и церковь .– Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989. ПОВЕСТЬ О МИНУВШИХ ГОДАХ ЧЕРНОРИЗЦА ФЕОДОСЬЕВА МОНАСТЫРЯ ПЕЧЕРСКОГО, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ КТО В НЕЙ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ, И ОТКУДА ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ Так начнем же повесть эту. После потопа трое сыновей Ноя разделили землю: Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, и Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елмаис, Индия, Аравия Сильная, Кулия, Коммагена, вся Финикия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Миллер Т.А. Михаил Псёлл и Дионисий Галикарнасский//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. Михаил Псёлл// Историки и история. Жизнь. Судьба. Творчество. – М.: Остожье, 1997.   Нефёдкин А.К. Введение//Para Bellum. – 1998. –  Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. –  М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1998. с.11–12. Павленко Л.В. Жанровые формы античной научно–педагогической литературы у византийских христианских писателей: (От Плутарха к Василию Великому и Михаилу Пселлу)//Христианство и мир. – Самара, 2000. Петряков Г.В. Михаил Псёлл//Историки мира. – М., 1998.  – Вып. 1 Попова Т.В. Византийская эпистолография//Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.207–212. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Самодурова З.Г. Естественнонаучные знания//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  Скабаланович Н.А. Византийское государство и церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. – СПб.: Изд–во  Олега Абышко, 2004. – Кн. I. – С. 42 – 50, 102 – 105; Кн. II. – С. 200 – 204. Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Сметанин В. А. О критериях и уровне научности энхиридия  Михаила Пселла «Синопсис законов»//Свидетель Истины: Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа/Сост. А. В. Левитский. – Екатеринбург: Инф.–изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2003. Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.396. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Сокурова Н.И. О значении имплицитной информации в средневековом энхиридии Михаила Пселла “Обозрение законов”(историко – педагогический аспект)//Историческая наука и историческое образование на рубеже XX–XXI столетий. Четвертые всероссийские историко–педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000. Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

http://bogoslov.ru/person/2993327

блж. Августин . В Карфагене и Гиппоне (ныне Аннаба, Алжир) Августин произнес не менее 7 проповедей в день памяти Л. Чаще всего проповедник указывал на подвиг мученика как на пример для всех христиан, говорил о необходимости почитать святых и подражать их добродетелям ( Aug. Serm. 302-305A; Idem. In Ioan. XXVII 12; см.: Benvenuti, Giannarelli. 1998. P. 46-54). В Италии св. Максим Тавринский посвятил 2 проповеди пламенной вере Л. и его горячей любви ко Христу, уподобляя мученика горчичному зерну из евангельской притчи (Мф 13. 31-32; Мк 4. 30-32; Лк 13. 18-19) ( Maxim. Taurin. Serm. 4, 24). В проповеди свт. Льва I Великого , папы Римского, также говорится о твердости мученика и его любви ко Христу; как и Пруденций, понтифик сравнивал Л. с первомч. Стефаном ( Leo Magn. Serm. 72 (85)). Среди сочинений Максима Тавринского сохранилось 5 проповедей в день памяти Л., к-рые в наст. время считаются неподлинными (PL. 57. Col. 407-414, 677-679, 681-682). Св. Петру Хрисологу ранее приписывали проповедь с кратким пересказом предания о мученичестве Л. (PL. 52. Col. 565-567). По-видимому, эти гомилии были составлены в V-VI вв., скорее всего в Италии. Блж. Августин, св. Максим, свт. Лев Великий и др. проповедники опирались в основном на трактат свт. Амвросия «Об обязанностях священнослужителей» и гимн «Apostolorum supparem» (см.: Nauroy. 1989. P. 60-78; Benvenuti, Giannarelli. 1998. P. 54-64). Самое раннее агиографическое произведение, в котором описывается подвиг Л.,- Мученичество Сикста, Л. и Ипполита, или «Passio vetus», составленное не ранее сер. V в. Автором текста скорее всего был клирик, служивший в рим. базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура ( Verrando. 1990. P. 178-179; изд.: Idem. 1991). По-видимому, до создания «Passio vetus» были распространены устные сказания о мученике, к-рые использовали Амвросий, Пруденций и др. ранние авторы, дополняя их вымышленными подробностями ( Lan é ry. 2006. P. 60; cp.: Nauroy. 1989. P. 45). Текст «Passio vetus» имеет сложную историю: в многочисленных рукописях (в издании Дж.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

Как и др. переводные сборники - «Римские деяния», «Звезда пресветлая», «Фацеции»,- «В. з.» стало для восточнослав. лит-ры источником тем и сюжетов. К «В. з.» широко обращались укр. проповедники, напр. Антоний (Радивиловский) , Иоанникий (Галятовский) , пользовавшиеся скорее всего лат. или польск. изданиями. Новеллы из «В. з.» (также, по-видимому, в польск. или лат. вариантах) послужили источником для стихотворных обработок Симеона Полоцкого . Мн. исследователи отмечали сходство между Повестью о Савве Грудцыне и рассказами «В. з.». По образцу данного сборника были составлены др. «зерцала»: мирозрительное, «Зерцало человека христианского» и др. Отдельные сюжеты из «В. з.» использовались писателями XVIII-XIX вв.: В. И. Майковым, А. П. Сумароковым , Н. М. Карамзиным , И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным , Н. А. Некрасовым, Н. С. Лесковым . Возможно, впрочем, что в новую лит-ру эти сюжеты пришли не непосредственно из сборника XVII в., а через фольклор (сказки, легенды, духовные стихи) или лубок, где использовался тот же круг тем. На рус. почве «В. з.» стало источником сюжетов в живописи, преимущественно в книжной миниатюре и фресках (напр., фрески галерей ярославских церквей - Иоанна Предтечи в Толчкове, 1694-1695, 1700 гг., и прор. Илии, 1715-1716 гг.) и лубке. У старообрядцев художественная разработка сюжетов «В. з.» продолжалась вплоть до 2-й пол. XIX в. О. А. Державина опубликовала 2-й перевод «В. з.» (по ркп. РГБ. Унд. 532), М. Н. Сперанский издал ок. 120 «примеров» из 1-го перевода (по рукописи ГИМ. Син. 100), опубликованы также отдельные статьи сборника. Изд.: Памятники старинной рус. лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1-2; Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 699-701, 720, 724, 726, 729; Семинарий по древнерус. лит-ре/Моск. высш. жен. курсы. Серг. П., б. г. Вып. 9: Из «Великого зерцала» [публ. М. Н. Сперанского]; Перетц В. Н. Из истории старинной рус. повести//Унив. изв. К., 1907. 8. С. 24-28; он же. Новые труды по источниковедению древнерус. лит-ры и палеографии//Там же. 1907. 11. С. 6-9; Державина О. А. «Великое зерцало» и его судьба на рус. почве. М., 1965; ПЛДР, XVII в. М., 1989. Кн. 2. С. 56-85, 595-597 повестей]; Древнерусская притча/Сост. Н. И. Прокофьев, Л. И. Алехина. М., 1991. С. 98-101.

http://pravenc.ru/text/150123.html

Свенцицкий В., протоиерей. Монастырь в миру. Проповеди и поучения: в 2 т. Т. 1: 1921–1926 гг. М.» 1995; Т. 2:1927–1928 гг. М.» 1996. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях очевидцев: сб./ред. Ю. М. Спасская. М., 1997. Сергий Мечёв , священномученик. Тайны богослужения. М., 2001. Сергий Радонежский: [сборник]/сост. В. А. Десятников. М., 1991. Сергий, епископ Ямбургский. Вступительная речь//Записки Петербургских религиозно-философских собраний (1901–1903 гг.). М., 2005. Смолич И. К. Русское монашество 980–1917. Жизнь и учение старцев. М., 1999. (Приложение к «Истории Русской Церкви») Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Письма к мирским особам. СПб., 1993. (Репр. воспроизведение с изд. 1862 г.) Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: в 3 ч. Ч. I: Письма к мирянам. Ч. II, III: Письма к монашествующим. М., 1995. (Репр. воспроизведение с изд.: Сергиев Посад, 1908–1909 гг.) Софроний (Сахаров) , архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. Софроний (Сахаров) , архимандрит. Духовные беседы: в 2 т. Т. 1. Эссекс; М., 2003. Софроний (Сахаров) , архимандрит. Подвиг богопознания. Письма с Афона (к Д. Бальфуру). Эссекс; М., 2003. Софроний (Сахаров) , иеромонах. Об основах православного подвижничества//Преподобный Силуан Афонский . Житие, учение и писание. Минск, 1998. Софроний (Сахаров) , иеромонах. Преподобный Силуан Афонский . Житие, учение и писание. Минск, 1998. Струве Н. А. Старец в миру//Отец Алексей Мечёв . Воспоминания. Проповеди. Письма. Париж, 1989. Тихон Задонский , святитель. Избранные труды, письма, материалы. М., 2004. Тихон Задонский , святитель. [Творения: в 5 т.]. М., 2003. Т. 1: Житие, слова. Наставления пастве, родителям и детям, священникам. Плоть и дух. Т. 3,4: Об истинном христианстве. Тревогин Г., священник. Батюшкина любовь//Пастырь добрый: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва . М., 1997. Трифон (Туркестанов) , митрополит. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Барсов Н. Очерки из истории христианской проповеди . Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV веке. Вера и разум. Харьков, 1889. Т. 1. Ч. 1. Башкиров В., прот. Сын Божий – Сын человеческий. Минская ДА, Жировичи, 2006. Бердяев Н. А. Ортодоксия и человечность (прот. Г. Флоровский . «Пути русского богословия»)//Бердяев Н. А. Собрание сочинений: YMCA-Press, 1989. Т. III. Бесирович К. Встреча с архимандритом Иустином//Журнал Московской Патриархии. М., 1996. 1. С. 66–69. Бехтерев В. М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема//Бехтерев В. М. Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности. СПб.: Алетейя, 1999 . Бобринский Б., протопр. Наследие Адама с точки зрения о. Иоанна Мейендорфа //Богословский сборник. М.: изд. ПСТГУ, 1999. Вып. 3. С. 9–20. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви/посмертное изд. под ред. проф. А. Бриллиантова. Приложение к «Христианскому Чтению» за 1913–1918 гг. Петроград: третья государственная типография, 1918. Т. II, IV. Болотов В. В. На чем основывается учение о наследственности таланта? Фрэнсис Гальтон. Наследственность таланта, ее законы и последствия//Болотов В. В. Собрание Церковно-Исторических Трудов. М. Мартис, 1999. Т. I. Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов в 8-ми томах. М.: Мартис, 1999. Т. I. Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. СПб., 1879. Бриллиантов А. И. Varia. Рукопись//РНБ. Фонд 102. Оп. 1. Ед. хр. 53. 1912–1913. Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб.: тип. Лопухина А. П., 1901. Буфеев С. В. Православное понимание личности//Развитие личности. М., 2004. 2. С. 102–107. Варнава (Дамьянович), архидиак. Жизнь и творения свт. Николая епископа Охридского и Жичского. Диссертация. СПбПДАиС, 2007. Василий (Кривошеин) , архим. Нам его не хватает больше чем когда-либо//Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата. Paris, 1979. 101–104. С. 98–99. Василий (Кривошеин) , арх. О богословии Владимира Лосского //Богословские труды. М., 1985. 26. С. 156–158.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010