составитель Сергей Фомин Библиография Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. Париж. 1948. С.221. Отец Алексей Мечев . Воспоминания. Письма. Проповеди. Редакция, примечания и предисловие Н.А.Струве. YMCA-PRESS. Paris. 1970; 2-е изд. Paris. 1989. 389 с. Тропани Н.В. Воспоминания о храме на Солянке//Московский комсомолец. 1990. 14 сентября. Дроздов С. ЦК ВЛКСМ думает о душе//Комсомольская правда. 1990. 10 октября. Червяков А. Старинный московский приход//Московский художник. 1990. 2 ноября. Червяков А. У Николы в Кленниках//Литературная Россия. 1990. 14 декабря. С.22. Игумен Андроник (Трубачев) . Русский пастырь на приходе//Москва. 1990. 12. С.160–161. Священник Павел Флоренский . Отец Алексей Мечев //Москва. 1990. 12. С.162–165. Священник Павел Флоренский . Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева //Москва. 1990. 12. С.165–178. [Впоследствии обе эти статьи переизданы: Священник Павел Флоренский . Сочинения в четырех томах. Т.2. М. «Мысль». 1996. С.591–627.] Епископ Арсений (Жадановский) . О Батюшке старце о. Алексее Мечеве //Москва. 1990. 12. С.178–184. [Впоследствии эти воспоминания были опубликованы под наст, своим названием «Отец Алексей Мечев » в кн.: Епископ Арсений (Жадановский) . Воспоминания. М. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1995. С.14–31]. Московский приходской сборник. Вып.1. Храм Николая Чудотворца в Кленниках. Изд. «Московского журнала». М. 1991. С.207. Червяков А. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С.52–54. Добровольский А. Памяти дорогого батюшки о. Алексия//Московский журнал. 1991. 5. С.54–58. Священник Сергий Дурылин. В те дни//Московский журнал. 1991. 8. С.20–27. Бычков С. Мечевская община//Московский комсомолец. 1991. 27 ноября. Монахиня Иулиания (Соколова). Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева . Храм свт. Митрофана Воронежского [М. 1992]. 175 с. Изд. 2-е, испр. и доп. М. «Русский хронограф». 1999. 268 с. Дар московскому приходу. [О передаче М.А. и Н.А.Струве двух икон письма Т.В.Ельчаниновой (1897–1981) в храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках]//Московский журнал. 1992. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История РЦ История Русской Церкви. М., 1900-1911. 2 т. М., 1997-1998р. 4 т. История РЦ В изд. вошли: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. СПб., 1864-1886. 12 т. М., 1994-1998п. (Кн. 1-7); Смолич И. К. История Русской Церкви, 1700-1917. М., 1996-1997. Ч. 1-2. (Кн. 8); Цыпин В. А., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. М., 1997. (Кн. 9) История РЦ История Русской Церкви. Рига; М., 1847-1848. 4 т. М., 18956. 5 т. История РЦ История Русской Церкви. СПб., 1864-1886. 12 т. М., 1994-1998п. 7 кн. История РЦ История Русской Церкви, 1917-1997. М., 1997. (История РЦ; Кн. 9) Источники словаря Источники словаря русских писателей. СПб., 1900-1917. 4 т. ИФЖ Patma-Banasirakan Handes=Историко-филологический журнал АН Арм. ССР. Ереван, 1958-. ИХМ Искусство христианского мира: Сб. ст./ПСТБИ. М., 1997-. Вып. 1-. ИЧ Ucmopujcku часопис. Београд, 1948-. Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï Кабанець П. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï та cmucлi biдoмocmi про Печерських святих//Дива печер лаврських. К., 1997. С. 47-72 Календарь святыни Календарь-указатель православной святыни/Сост.: И. Савченков и В. Сергеев. СПб., 1888 Канонарь Иерусалимский Канонарь VII в.: (Груз. версия). Тифлис, 1912 Канонизация святых История канонизации святых в Русской Церкви. М., 19032, 1998р Карамзин. ИГР Карамзин Н. М. История государства Российского: В 12 т. М., 1989-1998 Карташев. Карташев А. В. КатЭ Католическая энциклопедия. М.: Изд-во Францисканцев, Т. КВНФ Кафедра византийской и новогреческой филологии/МГУ. М., 2002-. Вып. 1-. КГН Корпус грузинских надписей. Тбилиси, 1980. Т. 1: Вост. и Юж. Грузия (V-X вв.)/Сост., подгот. к печ.: Н. Ф. Шошиашвили; Т. 2: Надписи Зап. Грузии (IX-XIII вв)/Сост.: В. И. Силогава КЕ Кормчая Ефремовская. XII в. ГИМ. Син. 227: Ркп. Изд.: Бенешевич В. Н. Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906. Т. 1. С. 1-15, 40-803 Кекелидзе. Кекелидзе К. С., прот. ККНмч Календарь казахстанских новомучеников: (Прил.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=10

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН в ряде древнерус. текстов имя одного из первых Ростовских епископов. В Житии сщмч. Леонтия Ростовского (первоначальная редакция, дошедшая в списке 2-й пол. XIV в. ГИМ. Син. 246, была составлена, вероятно, в кон. XII - нач. XIII в.) И. наряду с 1-м (по Житию) Ростовским еп. Феодором упоминается как один из предшественников сщмч. Леонтия (управлял епархией ок. 70-х гг. XI в.), оставивший епархию: «Зане преже бывшии ту епископи Феодор и Ларион и збегоше, не терпяще неверьствия и многодосажения людии» ( Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 250, ср.: С. 251). Однако из Киево-Печерского патерика (послание Владимирского еп. св. Симона мон. Поликарпу , не позднее 1226) следует, что 1-м Ростовским архиереем был сщмч. Леонтий («се бысть первопрестолник» - Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21). Указание Лаврентьевской летописи под 1231 г. в связи с хиротонией Ростовского еп. св. Кирилла II подтверждает это сообщение (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 458; ср.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 46). Упоминая о предшественниках сщмч. Леонтия, агиограф, с одной стороны, подчеркивал особую роль этого архиерея в христианизации Ростовского края, с другой - акцентировал внимание на древности Ростовской кафедры. В Никоновском летописном своде 20-х гг. XVI в. приводится уникальное сообщение о том, что сгоревший в 1162 г. (по ранним летописям, в 1160) деревянный Успенский собор в Ростове был построен при И. (ПСРЛ. Т. 9. С. 230). Имя И. встречается в синодике ростовского Успенского собора 2-й четв. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 6/1083, 80-е гг. XV в.) и в перечнях Ростовских архиереев в летописях XV-XVI вв., где он указан 4-м епископом, после Феодора, Феогноста и Феодора II, а сщмч. Леонтий - 7-м (см., напр.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 18. С. 22; Т. 42. С. 165). В некоторых ростовских синодиках 2-й пол. XVII в., в большинстве синодиков XVIII в. и в «Летописи Ростовских архиереев», составленной Ростовским митр. св. Димитрием (Савичем (Туптало)) , И. назван 2-м Ростовским архиереем, перед сщмч. Леонтием. В синодике ростовского Успенского собора 2-й пол. XVII в., в синодиках Борисоглебского на Устье (посл. четв. XVII в.) и Авраамиева ростовского в честь Богоявления (1700-1701) мон-рей перечень Ростовских архиереев начинается со сщмч. Леонтия (см.: Мельник А. Г. Св. Леонтий Ростовский: Равноапостольный или мученик?//СРМ. 2003. Вып. 14. С. 86-90).

http://pravenc.ru/text/389161.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь ...в Южной Америке 649. Sourozh: Обзор ст.: 1983. 12 (Правосл. Церковь в Чили); 1984. 16; 1985. 21 (...в Гане); 1989. 37; 1992. 48 (.на Карибских островах, Гаити)/Пер.: В. А. Кузнецова//АиО. 1994. 3. С. 194–206. Обзоры помещены в журн. «Сурож», посвященном правосл. мысли и жизни. Изд. Сурожской епархии МП; главный ред. – митр. Антоний Сурожский (f 2003). Выходит с 1980 г. ежеквартально. История Русской Православной Церкви Общие вопросы 650. Белевцев И., прот. Образование Русской Православной Церкви//БТ 1987. Сб. 28. С. 73–90. 651. Бибиков М. В. Церковные связи Руси и Византии в контексте межнациональных отношений (в свете византийских свидетельств)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 15–28. 652. Бовкало А. А., Галкин А. К. Правящие архиереи Санкт-Петербургской – Петроградской – Ленинградской епархии: Хронологический список//ХЧ. 1991. 2. С. 55–64. 653. Грюнберг П. Н., Гайда Ф. А. Схема развития епархиального устроения Русской Православной Церкви от основания древних епархий на ее современной канонической территории по настоящее время//БСб. 1999. 4. Прил. 41 с. 654. Иннокентий (Павлов), игум. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви//БТ. 1987. Сб. 28. С. 175–180. 655. Конкурс памяти митр. Макария (Булгакова) : Условия конкурса//АиО. 2000. 2(24). С. 330–331. 656. Кузьмин А. Г. «Русь» в современной исторической науке: [Докл., прочит. на Междунар. церк.-ист. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 г.]//ВРЗЕПЭ. 1989. 117. С. 223–234. 657. Макарий (Веретенников) , архим. Берестяные грамоты как источник русской церковной истории: (К постановке вопроса)/Игум. Макарий (Веретенников) //БТ. 1983. Сб. 24. С. 307–319. 658. Мусин А., диак. О распространении христианства в Древней Руси IX-XIV веков на основе данных археологии и письменных источников//ИВ. 2000. Вып. 2(6). С. 176–188. 659. Мусин А., диак. Новые источники по истории Русской Церкви эпохи средневековья//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 299–315.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Обзор Обзор русской духовной литературы. СПб., 1856-1861. М., 2000р. 6 т. 18843. 2 кн. «Обновленческий» раскол «Обновленческий» раскол: Мат-лы для церк.-ист. и канонической характеристики/Сост.: И. Соловьёв. М., 2002 Обозрение иконописания Обозрение иконописания в России до кон. XVII в. СПб., 1903 ОДБМЮ Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства юстиции. СПб., 1869-1916, 1921. Кн. 1-21 ОДДС Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868-1915. 22 т. ОИ Отечественная история. М., 1992-. ОИГ Очерки истории Грузии: В 8 т. Тбилиси, 1989. Т. 1-4; 1990. Т. 5 (на груз. яз.; изд. продолж.) Октоих Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1981. 3 ч. М.: Свято-Успенский Псково-Печер. мон-рь; Изд. отд. Моск. Патриархата, б. г.р Т. 1: Гласы 1-4; Т. 2: Гласы 5-8 Описание Киево-Печерской лавры Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1847 Описание о российских святых Книга, глаголемая Описание о российских святых/Публ. и доп.: М. В. Толстой. М., 1887, 1995р Определения Собрание определений и постановлений. М.; Пг., 1918. 4 кн. М., 1994р Основы социальной концепции РПЦ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000 Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие 1056-1957 гг. Факс. воспроизв. М.; Л., 1988 Отеч. арх. Отечественные архивы. М., 1992-. Отеч. зап. Отечественные записки. М., 1839-1884. Т. 1-273; 1992-. Т. 274-. Отзывы Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. 3 ч., т. доп. Очерки Очерки по истории Русской Церкви. П., 1959. М., 1991р, 1992п. 2 т. Очерки по истории СССР (III-IX вв.) Очерки по истории СССР: Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР, III-IX вв. М., 1958 Очерк ПЦ Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=14

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 . Афоризмы. Век XIX. Век XX. М.: Рипол Классик. 1999. 2 . Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (С-ТСЛ). 1997. 3 . Варнава (Беляев) , епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 1995. т.1–3. 4 . Варнава (Беляев) , епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 2002. 5 . Василий, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Отчий дом. 1996. 6 . Великие русские старцы. М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 2001. 7 . Галкин Д., свящ. К таинствам исповеди и причастия пояснения. Спб.: Сатис. 2002. 8 . Гармаев А., свящ. Пути и ошибки новоначальных. Волгоград:ИПК «Царицын». 2001. 9 . Давыденков О. , иерей. Догматическое богословие. М.: ПСТБИ. 1997. ч.3. 10 . Давыденков О. , иерей. Катехизис. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1998. 11 . Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка М.: Рус.язык. Т.1. 1989. 12 . Дионисий Ареопагит , св. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб. 1994. 13 . Дмитрий Ростовский , епископ. Жития святых. Месяц февраль. Козельск: Введенская Оптина пустынь. 1993. 14 . Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1992. т 1–5. 15 . Дорофей, авва . Поучения. М.: Правило веры. 1995. 16 . Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб. 1907 (Репринт – М. 1996). 17 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. тт.1–2. 18 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Аскетическая проповедь . М.: Правило веры. 1993. т.4. 19 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Приношение современному монашеству. М.: Правило веры. 1993. т.5. 20 . Игнатий Брянчанинов , епископ. Письма о подвижнической жизни. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1995. 21 . Илья Шугаев, свящ. Брак, семья, дети. М.: Издательский совет РПЦ. 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Смотрова Буда. Церковь Николая Чудотворца (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1889 и 1892. Год утраты:1989 (сгорела) Адрес: Брянская область, Клинцовский район, с. Смотрова Буда Координаты: 52.67986, 32.287497 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Смотрова Буда (Смотровая Буда) - деревня Клинцовского района Брянской области, в 9 км к югу от Клинцов, при шоссе Брянск-Гомель. Центр Смотровобудского сельского поселения (включает села Мартьяновка и Павличи, деревни Кабановка и Якубовка, поселки: Зараманье, Калинин, Ляды, Овсеенков, Окоп, Раскосы, Сергеевка и Сурецкий Муравей). Упоминается с начала XVIII века как владение Рагузинских, позднее - Бороздны и других (казачьего населения не имела). В 1889-1892 была построена деревянная Николаевская церковь (действовала до 1961, сгорела в 1989). До 1781 входила в Новоместскую сотню Стародубского полка; с 1782 относилась к Суражскому уезду; с начала XIX века в Новоместском, Новозыбковском (с 1809) уезде (с 1861 - в составе Великотопальской волости), с 1923 в Клинцовской волости и уезде, с 1929 в Клинцовском районе. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012,  стр. 384 В центре села Смотрова Буда, на пригорке у речки Мирятинки, на месте, которое в народе называется Цвинтарь, в 1889-1892 гг. был возведен храм в честь святителя Николая Чудотворца. Храм был построен в характерном для конца 19 века стиле сельского деревянного храма, выполненного в псевдорусском стиле. Крещатое здание, рубленое из бревен в «лапу» и снаружи обшитое тесом. Цоколь храма кирпичный, крыши – железные. Основной объем образован четырьмя крестообразно расположенными прямоугольными срубами с двускатными кровлями, над которыми в центре поставлен низкий глухой четверик и над ним световой восьмерик, увенчанный шатром с луковичной главкой на острой «шейке». В углах между восточным и боковыми рукавами креста, по сторонам алтаря устроены пониженные квадратные прирубы дьяконника и жертвенника, а с западной стороны к рукавам прилегают крыльца боковых входов. Вертикаль храма повторяет четверик колокольни, поставленный над западной частью трапезной – папертью с крыльцом. Колокольня также завершена шатром с главкой.

http://sobory.ru/article/?object=41513

Я начал свою академическую жизнь в Оксфордском университете, получив степень бакалавра (1954-7) и магистра (1957-9) по философии, а затем диплом по теологии (1959-60). Во время учебы в бакалавриате у меня развился постоянный интерес ко всем центральным проблемам философии, и особенно к вопросу о том, есть ли адекватное оправдание для веры в Бога и, в частности, доктрины христианской религии. (Я был христианином всю свою жизнь и членом Православной церкви с 1995 года.) Я считал достижения науки центральными для современного мировоззрения; и поэтому (при финансовой поддержке двух исследовательских стипендий – стипендии Фередей в колледже Святого Иоанна в Оксфорде и стипендии Леверхалма по истории и философии науки в Университете Лидса) я посвятил следующие три года изучению истории физические и биологические науки и начинающие философствовать о них. В 1963 году я стал преподавателем философии в Университете Халла. Почти вся моя работа в течение следующих девяти лет была связана с философией науки. Моя первая книга «Пространство и время» была опубликована в 1968 году и была посвящена описанию природы пространства и времени в свете подробных достижений теории относительности и космологии. Моя следующая крупномасштабная книга «Введение в теорию подтверждения» была посвящена формализации с помощью исчисления вероятностей того, что является свидетельством для чего. Мой переезд на должность профессора философии в Кильском университете в 1972 году совпал со сдвигом академического фокуса на философию религии, по которой я до сих пор опубликовал только одну небольшую книгу «Концепция чуда» (1971). В следующие двенадцать лет была опубликована моя трилогия о философии теизма – Согласованность теизма (1997 г., исправленное издание 1993 г.), Существование Бога (1979 г., 2-е издание 2004 г.) и «Вера и разум» (1981 г., 2-е издание). выпуск 2005 г.). Центральная работа, «Существование Бога», была направлена на восстановление «естественного богословия» путем предоставления вероятностных аргументов от общих черт мира к существованию Бога; и это достижение, которым я наиболее известен. Моя работа в начале 1980-х годов о взаимосвязи разума и тела впервые была опубликована в журнале Personal Identity (в соавторстве с Сидни Шумейкер, 1984); и более подробно в «Эволюции души» (1986, переработанное издание 1997 г.). В 1985 году я стал профессором философии христианской религии Ноллот в Оксфордском университете. В течение следующих восемнадцати лет моя работа была сосредоточена на значении и обосновании доктрин, которые отличают христианство от других религий, и эта работа была опубликована в четырех книгах – «Ответственность и искупление» (1989), Откровение (1992; 2-е изд., 2007 г.). ), Христианский Бог (1994) и Провидение и проблема зла (1998).

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

Митрополиты Русской Церкви Период до-монгольский Сведения о митрополитах до свт. Ионы включительно приводятся по изданию: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кн. 2. С. 633-634; Кн. 3. С. 641., где за основу взят перечень иерархов из книги: Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси X—XIII вв. М., 1989 (раздел о Киевских митрополитах составлен А.В. Поппэ). В этот перечень внесены дополнения и исправления. 1. Свт. Михаил 2. Феофилакт 988 - 992 3. Леон(тий) 992-1008 4. Иоанн I, упом. в 1020-е 5. Феопемпт, упом. в 1039 6. [Кирилл I] 7. Свт. Иларион 1051—до 1055 8. Ефрем, упом. в 1055, ум. вероятно, после 4.11.1061. 9. Георгий, прибытие в Киев в 1062, упом. в 1072-1073 10. Свт. Иоанн II, до 1077/1078—1089 11. Иоанн III 1090 -1091 12. Свт. Николай, упом. в 1097-1101 13. Никифор I, прибытие в Киев 6.12.1104, настолование 18.12.1104 — 04.1121 14. Никита, настолование 15.10.1122 — 9.03.1126 15. Михаил I 1130 -1145/1146 16. Климент Смолятич (признан не во всех епарх.) 27.07.1147 — 03.1159 (в 1155 —12.1158 был изгнан из Киева) 17. Свт. Константин I (не признан в Волынской и, возможно, в Туровской епархиях) рукоположен в конце 1155, прибытие в Киев летом 1156— 03.1159 18. Феодор 08.1160 -1161/1162 19. Иоанн IV 1163-1166 20. Константин II, упом. в 1167-1169 21. Михаил II, рукоположен до 24.03.1171, прибытие на Русь до 07.1171 (?) 22. Никифор II, упом. в 1183 - после 01.1198 23. Матфей, до 07.1201 (вероятно, 1200) - 26 (19 ?). 08.1220 24. Кирилл I (II?), рукоположен в 1224, настолование 6.01.1225 —1233 25. Иосиф 1236-? Период монгольского ига 26. Свт. Кирилл II (III ?), русский, поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г., † 6.12.1281. 27. Свт. Максим, грек, рукоположен в 1283 г.; прибыл на Русь в 1285 г., в 1299/1330 г. перенес резиденцию во Владимир Суздальский; † 6.12.1305. 28. Свт. Петр, русский, рукоположен в 1308 г.; † 21.12.1326, погребен в Москве. 29. Свт. Феогност, грек, прибыл в 1328 г.; † 4 (11).03.1353.

http://sedmitza.ru/lib/text/443859/

Родился: 13.12.1941, Пятигорск Окончил рус. отд-ние филол. ф-та ЛГУ в 1967 и аспирантуру Ин-та языкознания АН СССР в 1970. Там же в 1973 защитил канд. дисс. «Общественно-политическая лексика русского языка XVIII века», в 1984 в ЛГУ — докт. дисс. «Переводческое наследие Кирилла и Мефодия и его судьбы в славянской письменности». В 1970—89 — сотр. группы по под-гот. «Словаря русского языка XVIII века» в Ин-те языкознания. С 1989 ст. науч. сотр. Отдела древнерусской литературы ИРЛИ. В 1990—92 — приглашенный проф. ун-тов Амстердама, Иерусалима, Трира. С 1998 — проф. петерб. Духовной академии и с 2003 — проф. СПбГУ. В 1988 основал и возглавил Славянскую библейскую комиссию при Междунар. комитете славистов, чл. Патриаршей Синодальной Библейской комиссии (1990), Содружества православных библейских богословов (Греция, 1995), Об-ва исследователей Нового Завета (Societas Novi Testamenti Studiorum, 1997). Ныне возглавляет созданную им кафедру библеистики на факультете филологии и искусств СПбГУ. Область научных интересов: история древнерус. литературы, текстология, история рус. яз., библеистика. Ред. отдельных вып. «Словаря русского языка XVIII века» и томов ТОДРЛ; руководитель колл. тр., изданных Российским библейским общ-вом: «Евангелие от Иоанна в славянской традиции» (СПб., 1998); «Евангелие от Матфея в славянской традиции» (СПб., 2005); «Новый Завет на греческом и русском языках» (М., 2002). Авт. б. 200 науч. работ, в т. ч. кн.: Текстология славянской Библии. СПб., 1999; Песнь песней в древней славяно-русской письменности. СПб., 2002. Библиографию трудов см.: Carzanitti V. Die fitslavische Version der Evangellien. Forschungsgeschichte und zeitgenössische Forschung. Köln; Weimar; Wein, 2001. S. 268-280; Лихачев Д. С. Текстология. На материале русской литературы X—XVII веков. 3-е изд. СПб., 2001. С. 624—626; Православная энциклопедия. М., 2002. С. 621. Труды последних лет 1. Ветхий Иерусалим древнерусской хронографии//ТОДРЛ. Т. 53. 2003. С. 446—455. 2. Еще раз о книге Есфирь//Русский язык в научном освещении. 2003. Т. 1 (5). С. 185—214.

http://texts.aquaviva.ru/alekseev/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010