Хотя в Священном Писании иногда говорится о «преданиях» во множественном числе (см.: 2Сол.2:15 ), Предание нельзя рассматривать как совокупность отдельных истин веры, не связанных друг с другом и различных по содержанию. Принципом единства Священного Предания является Божественное Откровение, которым обусловлено как внешнее формальное единство Предания с точки зрения его происхождения, так и внутреннее единство со стороны его предмета и содержания. Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и прочих истин. Главная цель Откровения в том, чтобы все уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). Первой и центральной истиной Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе через Святого Духа с целью спасения человеческого рода. Эта тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым ( Кол.1:26 ), выступает в Предании как источник и основание его внутреннего единства. Почему не все Божественное Откровение дано Церкви в виде Писания? Почему не все вошло в Писание, не все было записано? При ответе на этот вопрос часто упоминают обычай ранней Церкви не разглашать непосвященным (т. е. тем, кто не является членом Церкви) детали учения о таинствах и подробности совершения обрядов, существовавших в Церкви с апостольских времен. Отсюда возникла традиция преемственной устной передачи этих сведений (устное Предание). Впоследствии, когда христианство широко распространилось и стало государственной религией, практическая нужда в сокрытии этой информации отпала, и она была зафиксирована в письменном виде. Однако этот ответ нельзя признать исчерпывающим. Действительно, Предание заключает в себе некоторые знания, которые фиксируются в таких памятниках, как чинопоследования таинств, канонические правила, иконы и т. д. Однако по своей сути Предание есть нечто большее, чем просто передача информации: оно объемлет то, что в принципе не может быть записано.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Чем же, братие, можно объяснить такой успех антихриста? Ничем иным, конечно, как только попущением Божиим. Бог, как всемогущий, конечно мог бы воспрепятствовать появлению антихриста, но, как премудрый и неизменяемый, он попускает его и не отнимает свободы у человека. Господь всех призывает ко спасению и всем указал путь к достижению блаженства. Получат же блаженство те, которые правильно веруют в Бога, и в душе и на деле искренно чтут Его, не по каким-либо земным расчетам, не потому, напр., что им жить хорошо, как клеветал дьявол на Иова перед Богом, но по истинной любви к Нему. Не получат блаженства те, которые неправильно веруют в Бога и совсем не чтут, или неискренно чтут Его. Для таких-то лиц и явится антихрист. Его воздвигнет, заметьте братие, не Бог, а, как говорит слово Божие, дьявол, по допущению Божию, как последнее чрезвычайное орудие для борьбы с царством Христовым. Все неправильно верующие признают над собою власть антихриста, и явятся вместе с ним открытыми противниками Христа, беззаконие раскроется на земле во всей своей силе и объявит борьбу истинным последователям Христовым. Тогда явится Господь во славе Своей, чтобы навсегда одержать победу над дьяволом и его приверженцами, как и предсказывает Апостол Павел: подобает Ему (Иисусу Христу) царствовати, дóндеже положит вся враги под ногами Своими ( 1Кор.15:25 ). Таким образом, братие, Бог попустит явиться антихристу не потому, чтобы хотел погибели человека, но потому, что нечестивые люди сами не захотели воспользоваться помощью Божиею и исправить жизнь свою, а неправильно или даже совсем не веровали в Бога, и сами отдали себя во власть дьяволу и его антихристу. Так и учит, братие, апостол Павел. Бог попустит антихриста, говорит он, «за то, что они (нечестивые люди) не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Сол.2:10–12 ). Поэтому, братие, истинно верующие в Бога не должны смущаться и недоумевать по поводу пришествия антихриста. Те, которые погибнут чрез него, погибнут по своей воле, от своего нечестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Из многих добродетелей, которыми должна украшаться ваша жизнь, я укажу хотя бы на те, коих требуют от христиан сегодня читанные Евангелие и Апостол. Ныне – «неделя о Фоме». Апостол Фома некоторое время не был очевидцем славы воскресшего Господа и сомневался в самом воскресении Христа, но он всею душою хотел видеть воскресшего Господа и уверовать в Него, и виде и верова. По Божию попущению и вы, братие, некоторое время, находясь во мраке унии, не были очевидцами славы Православной Церкви, но Промышлением Божиим иные из вас узнали в Сан-Франциско о существовании Православной Церкви, сами заинтересовались ею, поведали о ней и остальным и, подобно Ап. Фоме, с радостию воскликнули: зде – в Православной Церкви – Господь мой и Бог мой ( Иоан.20:28 )! Но и к вам, подобно Фоме, можно сказать: не будите неверны, но верны (ст. 27). Вступив в Православную Церковь , вы вкусили и видели, яко благ Господь ( Пс.33:9 ). Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся ( 2Сол.2:15 ) в Православной Церкви. Неуклонно держитесь исповедания упования вашего, воспоминая первые дни, когда вы просветились светом православной веры, претерпев за сие немало скорбей и поношений ( Евр.10:23,32–33 ); и не оставляйте собрания своего, как есть обычай у некоторых из вас, а напротив увещевайте друг друга и поощряйте к любви и добрым делам (ст. 24, 25). По примеру первых христиан, о чем читалось ныне в Деяниях Апостольских, и вы пребывайте единодушно при Церкви Божией (5,12). Этим единодушием церковным и были сильны первые христиане: у них было одно сердце и одна душа, нередко и имения были общие ( Деян.4:32 ); между ними царствовали мир, любовь, сострадание, взаимная помощь. К таковым добродетелям должна стремиться всякая христианская община, ваша же наипаче, как старейшая среди здешних. Бог же мира, возведшй из мертвых Пастыря овцам Великого Господа нашего Иисуса Христа, да совершит вы во всяком деле блазе ( Евр.13,20–21 ) и да утвердит вас в Православии и единомыслии. Аминь. 25 апреля/7 мая 18 99 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Таким образом, апостольская, а, следовательно, и истинная православная Церковь есть та, которая сохраняет от Апостолов преданное ими учение и устройство с церковною иерархиею. Так различать истинную Церковь от ложных научают нас и св. Отцы Церкви. Св. Ириней, живший во II веке, говорит: «Кто хочет знать истину, тот во всякой церкви может усмотреть апостольское предание, возвещенное во всем мире; и мы можем наименовать тех, коих Апостолы поставили церквам епископами, и преемников их даже до нас, кои ничему такому не учили, и ничего такого не знали, что вымышляют еретики». Следовательно, он считает истинными такие церкви, которые сохраняют апостольское учение и непрерывно ведут от них свою иерархию. Тертуллиан , живший в первой половине III века, так говорит еретикам: «Пусть покажут (они) начала своих церквей и объявят ряд своих епископов, который бы продолжался с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником или предшественником кого-либо из Апостолов, или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами». Здесь он требует от еретиков, чтобы они доказали истинность их церквей непрерывным происхождением их иерархии от Апостолов. Называя Церковь Апостольскою, символ веры этим самым научает нас твердо держаться учения и преданий Апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов. Темже убо, братие, убеждает Апостол Павел, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим ( 2Сол.2:15 ). Тот же Апостол убеждает верующих удаляться от лжеучителей. Еретика человека, говорит он, по первом и втором наказании (вразумлении) отрицайся ( Тит.3:10 ). Есть много таких лжеучителей, которые неправильно понимают учение Христово, развращая писания к своей погибели ( 2Пет.3:16 ). С ними нужно поступать так, как поступал царь Давид. Не седох, говорит он, с сонмом суетным, и с законопреступными не вниду. Возненавидех церковь лукавствующих, и с нечестивыми не сяду ( Пс.25:4–5 ). Св. Отцы также убеждают нас, братие, уклоняться от лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

А – Богочовека и Христа и Антихриста? О, они располажу огромном, божанском силом. Слободом: да се слободно определе за Христа или Антихриста, за Богочовека или А пред сав Бог , истинити Бог са Вечном Божанском Истином, Вечном Божанском Правдом, Вечном Божанском Вечним Божанским Добром, Вечним Божанским Животом, човека, од свакога греха, од сваке смрти, од сваког и уводи их у Царство у чудесну божанску вечност кроз Богочовечност=кроз Цркву; и пред – сав са лажним истинама, лажним правдама, лажним лажним добрима, иза сав пакао, са са са сваком хулом и сваким злом. Но тебе, нема власти да примора ни Богочовек ни слобода – то врховна човече! Христа или Антихриста, Богочовека или Избор зависи од тебе, само од тебе. Веровати истини, или не веровати, зависи од тебе ( 2Сол.2:12 ). А вера у истину, она и спасава Духом Светим од зла, од греха, од од од Антихриста. Вера у истину? То живот у истини и ради истине. А истине нема мимо Истину, мимо истинитог Бога и Господа, нам Собом донео сву Истину свих светова, из се све истине у човечанском свету нису лажне. Сва Истина=сав Богочовек у Цркви „стуб и истине“ ( 1Тим.3:15 ). А живот у Цркви сав у Духу Светом, у благодати Свете Та благодат, вере и осталих светих врлина и светих удружена са слободом и свето а свето и свето као благодатни поток потекло Духом Светим на дан Свете Педесетнице, и све Христове вере носи у вечни живот, тече и отиче у живот вечни (ср. 2Сол.2:15 ; Ин.4:14, 7:38–39 ). 1:1–12 2Сол.1:1–12:1 Павле и Силуан и цркви у Богу Оцу нашем и Господу Исусу Христу: 2 благодат вам и мир од Бога Оца нашега и Господа Исуса Христа. 3 Дужни смо свагда Богу за вас, као што право, вера ваша веома расте, и множи се свакога од вас вама, 4 тако да се ми сами хвалимо вама по црквама због вашег и вере ваше у свима вашим и подносите. 5 То доказ праведнога суда да се царства за и страдате. 6 праведно у Бога да врати муке онима вас муче, 7 а вама муче с нама кад се Господ Исус с неба с силе 8 у пламеноме, да казни оне не Бога и оне не Господа нашег Исуса Христа. 9 Они бити вечном погибли од лица и од славе силе 10 кад у дан да се прослави у светима и да буде диван у свима га вероваше, сте поверовали сведочанству нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Когда апостол говорит о вере, он называет Её – вера Евангелия ( Фил. 1:37 ; ср. Деян. 16:5 ), одна вера ( Еф. 4:4 ; ср. 1Кор. 2:5 ; Кол. 2:7 ), единство веры сына Божия ( Еф. 4:13 ), тайна веры ( 1Тим. 3:9 ), вера истины ( 2Сол. 2:13 ); или же всю проповедь Евангелия называет просто верой ( Рим. 14:25, 1:8 ; Гал. 1:23, 3:23, 25 ), или верой Христовой ( Рим. 3:22 ; Фил. 3:9 ; Гал. 2:16, 3:22 ), а Господь есть Начальник и Совершитель веры ( Евр. 12:2 ). Говоря же об истине, апостол пишет: Истина Евангелия ( Гал. 2:5 ; Кол. 1:5 ), истина Христова ( 2Кор. 11:10 ; ср. Еф. 4:21 , 2Кор. 13:8 ), слово истины ( 2Тим. 2:15 ; 2Кор. 6:7 ; Еф. 1:13 ), слово истины Евангелия ( Кол. 1:5 ), любовь истины ( 2Сол. 2:10 ), истина, относящаяся к благочестию ( Тит. 1:1 ), а Церковь называет – столп и утверждение Истины ( 1Тим. 3:15 ); есть и места, где апостол связывает веру с истиной, либо отождествляя их, либо подчёркивая одну другой. Он называет себя учителем народов в вере и истине ( 1Тим. 2:7 ), говорит: да будут осуждены все, не веровавшие истине ( 2Сол. 2:12 ), или «через освящение Духа и веру истине» ( 2Сол. 2:13 ). Толкуя эти последние слова, святой Златоуст замечает следующее: «через освящение Духа и веру истине – это можно сказать: освятить Духом и верой истинной, ибо то, в чём состоит и содержится наше спасение» 725 . К тому же, Евангелие Христово, то есть Его наставления и учение, апостол называет «догматами» ( δγματα – Еф. 2:15 ; Кол. 2:14 ), которые, по святому Иоанну Златоусту и другим отцам Церкви, означают веру, точнее, «веру через догматы» 726 . Следуя за великим апостолом Павлом, святой Иоанн Златоуст очень часто отождествляет Евангелие, веру, истину, догматы и благочестие ( τν εσβειαν). Так, он называет апостола Павла «учителем небесных догматов», «учителем церковных догматов» 727 . В другом месте говорит, что апостол Павел «ясно видел, что необходимо следовать Христовым догматам» 728 . А в третьем фрагменте пишет: «Догматы священные дарованы нам Христом, некоторые Им Самим, а некоторые – через апостолов» 729 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

14 . При Священном Предании дано Священное Писание для того, чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно, так как Предание легко может подвергаться изменению. В Священном Писании мы читаем слова Пророков и Апостолов точно так, как бы мы с ними жили и их слышали, несмотря на то, что Священные книги писаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени. 15 . И Священное Предание, и Священное Писание одинаково важны, посему и Предание должно соблюдать, хотя имеется и Писание, потому что оно содержит одно и то же Божественное Откровение. Только должно соблюдаться такое Предание, которое согласно с Священным Писанием. Соблюдать Предание повелевает само Слово Божие. Апостол Павел пишет: братие , держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Сол.2:15 ). Предание должно соблюдать и потому, что многое не записано в Писании, а находится в Предании, например, о крестном знамении и др. 16 . Лютеране отвергают Священное Предание, почему во многом и уклонились от истинной Церкви Христовой и впали в разные заблуждения. 17 . Священное Предание записано учениками, так называемыми мужами Апостольскими и Святыми Отцами Церкви и еще хранится в ее правилах, постановлениях и Богослужебных обрядах. III. О священных книгах 1. Время написания священных книг и разделение их по сему времени. – 2. Понятие о Ветхом и Новом Завете. – 3. Сущность Ветхого Завета. – 4. Способ приготовления людей к принятию Спасителя. – 5. Примеры на Откровения, пророчества и прообразования. – 6. Сущность Нового Завета. – 7. Число книг Ветхого Завета. – 8. Перечень сих книг с указанием их писателей и краткого содержания. – 9. Причина, по которой нет некоторых книг в этом исчислении. Название сих книг неканоническими, а прочих каноническими. – 10. Язык, на котором написаны книги канонические и неканонические, и время перевода канонических на греческий язык. – 11. Чтение канонических книг в храме. 1 . Священные книги написаны в разные времена: одни в ветхозаветное время, т. е. прежде Рождества Христова, другие в новозаветное, – после Рождества Христова; и те, которые написаны до Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета , а те, которые после, – книгами Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит дерзнет отступити от общения с своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол; таковому Святый Собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в своем беззаконии. Впрочем, сие определение и утверждено о тех, кто под предлогом обвинений отступают от своих Предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви... " (15 правило Двукратного Собора). Если кто из братьев проклянёт свою родную мать, захотят ли другие братья с ним общаться?! Униатские лжеепископы дважды (в Риме и Бресте) предали анафеме свою Духовную Мать - Святую Православную Церковь, сами отлучили себя от общения с Ней: " От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не суть все от нас " (I Иоан. 2, 18-19). Мы сознательно придерживаемся того течения Православного Богословия, в котором римо-католики не называются раскольниками или еретиками. Однако в отношении униатов (греко-католиков) справедливо и то, и другое. Они являются раскольниками, ибо отступили от молитвенного общения со своим Первоиерархом - Святейшим Патриархом Константинопольским. Они также являются еретиками, ибо самочинно приняли мнения, не принятые Православной Церковью: " Темже убо, братие, стойте и держите Предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим " (2Сол.2, 15). " Но и аще и мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет " (Гал.1, 8, 9). Таким образом, благодать Апостольского Преемства прекратилась на тех епископах, которые перешли в унию, ибо Православная Церковь не признаёт за ними и их преемниками никакого священнического достоинства, как справедливо лишёнными сана судом Церкви. Проще сказать они сами отлучили себя от Святой Соборной и Апостольской Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2009/02/11/...

Под гнетом гнева Божия „кости ветшают“, как говорит Давид ( Пс. 31:3 ); с возвратом милости Божией, сердце человека раскрывается радости, и он чувствует себя обновленным даже в плотя своей (ср. Ис. 58:11 ), ибо в земной жизни дух воздействует могущественно на тело, хотя и тело часто противится духу (ср. Рим. 7:24 : „Бедный я человек“!), но оба просветляются вместе, когда благодать коснется человека, и он преобразуется из душевного в духовного по указанию Апостола Павла в 1Кор. 15:44–46; 53 . Это обновление и тела и духа и изображено в 14 стихе пророчества. Этим созданием „нового человека во Христе“ ( 2Кор. 5:17 ; Еф. 2:15 ) и может быть только объяснен факт, перед которым приходили в изумление Римские правители, видевшие умирающими в страшных мучениях, но с радостью в глазах, мучеников, не хотящих отказаться от Христа. „Господня рука была открыта рабам Его“; мучения плоти были для них ничто перед тою радостью, которая наполняла их сердце и укрепляла их плоть и кости в земной жизни, и открывала им за гробом еще величайшую радость – увидеть возлюбленного Господа. Но в ст. 14 есть повидимому и дальнейшее откровение о воскресении мертвых, связующееся с пророчеством Иезекииля ( Иез. 37:10–11 ) и Даниила ( Дан. 12:2 ) и с новозаветными откровениями: Ин. 11:25 ; 1Кор. 15:51–57 ; Откр. 20:12–13 , с Мф. 25:31–46 . В следующих стихах изображен гнев Господень на врагов Его, о котором говорит конец стиха 14-го. „А на врагов Своих он разгневается“. 15 . Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. В 4 т. Св. Лет. ч. II, стр. 96 и 145 в объяснении нашем на 4Цар. 2и 4Цар. 6мы говорили, что огненная колесница, уносившая пророка Илию на небо, и огненные колесницы, виденные Елисеем и слугою его близ Дофана, доказывают, что мы окружены невидимыми духовными силами, бодрствующими непрестанно над верными Господу, но и карающими, по повелению Его, грешников 1854 . С этим связуется и указание Пс. 103:4 : „Ты творишь Ангелов Своих духами и служителей Своих пламенеющим огнем“. Поэтому и Апостол ( 2Сол. 1:6–10 ), говоря об отмщении беззаконным, указывает на „явление Господа Иисуса с неба с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

креста; что при молитве следует обращаться лицом к востоку, то есть к той стороне, откуда восходит солнце; какими словами нужно взывать к Богу, чтобы Он освятил и пресуществил дары хлеба и вина; как должна освящаться вода и прочее. Поэтому и апостол Павел также напоминал христианам в Солуни: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Сол.2:15). То, чему учил св. апостол Павел в своих словах или в своих речах, это было изустным преданием, Священным Преданием; то, чему он учил своими посланиями, это является учением письменным и является частью Священного Писания. То, что христианская вера распространялась главным образом посредством устного Предания, весьма понятно. Это ясно из Второго послания апостола Павла к Тимофею, где говорится: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2). Почти полных двадцать лет по Вознесении Господа Иисуса Христа Церковь еще не имела ни одной книги Нового Завета и принуждена была пользоваться только устным Преданием, но несмотря на это она жила, совершала богослужения, трудилась и распространялась повсюду, придерживаясь устного Предания, храня его как небесное сокровище. Весьма убедительно пишет о Священном изустном Предании святой Василий Великий в своем 91-м правиле. II. В Священном Писании Ветхого Завета содержатся следующие книги: 1. Книга Бытия. В ней говорится о сотворении мира и людей, о жизни первых людей, об их грехопадении и о жизни и трудах их потомков, вплоть до смерти Иосифа в Египте (сокращенное название этой книги: Быт.). 2. Книга Исхода. В ней описывается тяжелая жизнь евреев в Египте, борьба Моисея с фараоном, исход евреев из Египта под предводительством Моисея, их жизнь в пустыне, получение скрижалей Завета на горе Синае и сооружение скинии (Исх.). 3. Книга Левит. В ней написано об обязанностях старозаветных священников и левитов, о богослужениях и о нравственном и гражданском законе (Лев.). 4. Книга Чисел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010