Признак апостольских Преданий а) Апостольские Предания идут от апостолов: 2Сол.3:6 . б) Они согласны с апостольскими писаниями и вообще со Словом Божиим: Тит.1:7–9 . в) Апостольские Предания содержит вся Христова Церковь , ибо она устроена на основании, положенном апостолами: 1Кор.3:10 ; Еф.2:20 . Жизнеописания святых тоже есть Предание, и оно хранится потому, что Слово Божие велит записывать о Божиих милостях праведникам: Пс.43:2–4:77:3–7 . В Библии описана жизнь и ветхозаветных, ещё не искупленных праведников. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании Священного Предания Лк.1:2–4 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, Чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен». Объяснение. Если бы «очевидцы» передавали свои повествования письменно, то не было бы нужды апостолу Луке по их образцу писать ещё своё повествование; стало быть, здесь разумеется устное предание. Это Священное Предание строго хранилось и другим передавалось святыми апостолами: 1Тим.6:20 ; 2Фес.2:15:3:6 ; 2Тим.1:13:2:2 , иногда они предпочитали устную передачу – писанию: 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; и хвалили за сохранение Предания: 1Кор.11:2 . Деян.1:1–2 . «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всём, что Иисус делал и чему учил от начала. До того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал». Объяснение. Святой апостол Лука даже не был и очевидцем Иисуса Христа, поэтому всего, что делал Иисус Христос и чему учил, описать не мог, писал же по устному преданию: Лк.1:2 , а очевидец Иоанн Богослов пишет, что именно не всё учение Иисуса Христа в книгах записано: Ин.20:30:21:25 . Где, наприм., писано в Евангелии, о чём потом говорили и учили апостолы: Деян.15:24 ; 1Тим.4:14 ; Тит.1:5 . Деян.13:46 . «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Молю же вы, братие, Господом нашим Иисусе Христом и любовию Духа, споспешествуйте и вы мне в молитвах моих к Богу ( Рим.15:80 ), да будет тако, да слово Божие течет и славится, и да избавимся от злых и лукавых человек ( 2Сол.3:1–2 ). Молю вас, споспешествуйте мне в сем и делом: сами вы вместе со мною вразумляйте бесчинные, по заповеди апостола, и созидайте кийждо ближнего ( 1Сол.5:11–14 ),–созидайте и словом благим и душеполезным, а наипаче примером жития истинно христианского, честного и непорочного, исполненного дел благих, да тожде мудрствуете ecu, как внушает апостол, ту же любовь имуще; единодушии, единомудрени, ничтоже по рвению или тщеславию, и не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте ( Флп.2:2–4 ); терпяще другъ друга любовию, и тщащеся блюсти единение духа в союзе мира ( Еф.4:2–3 ). О, когда бы православные христиане все жили таким образом, являясь поистине яко светила в мире, как говорит апостол, неповинни и цели, чада Божия непорочна посреде рода строптива и развращенна ( Флп.2:15 ). Это была бы самая наилучшая и действеннейшая проповедь к вразумлению всех заблуждающих и обращению их к свету веры евангельской и в недра святой православной церкви Христовой. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами и любы моя со всеми вами о Христе Иисусе. Аминь». Слово архипастыря выслушано было с глубоким вниманием, и за тем ко кресту и под благословение к нему подходили даже некоторые бывшие в церкви, еще коснеющие в расколе. Что же касается братьев единоверцев, то они явили себя как истинные добрые чада единой матери церкви. 1 Окончательно обращение о. Пафнутия было довершено лично и непосредственным воздействием на него высокопреосвященнаго Антония, архиепископа казанского, к которому за год пред сим он, не объявляя еще своего звания н имени, явился однажды с некоторыми другими своими товарищами для разъяснения своих недоразумений, имел с ним продолжительную беседу и при прощании получил от него в дар некоторые книжки и между прочим «Догматическое богословие». Подробная биография о Пафнутия представляет в себе довольно интересного, а потому желательно, чтобы она была когда-либо сделана известною.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Самые послания апостолов показывают, что кроме того, что написано, многое сохранялось посредством предания. Так святой апостол Иоанн писал: многое имел писати вам и не восхотех хартиею и чернилом: но надеюся приити к вам, и усты ко устом глаголати (2 Ин. ст. 12). Апостол Павел, в своих посланиях, многократно напоминает о хранении преданий: хвалю вы, братие, писал он коринфским христианам, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите ( 1Кор. 11:2 ). Явно, что апостол говорит не о писанных преданиях, потому что он до этого времени не писал к коринфянам. Во втором послании к Церкви Фессалоникийской пишет: темже, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим ( 2Сол. 2:15 ). Так апостол заповедует фессалоникийским христианам с неизменным постоянством соблюдать и устно и чрез послание преданное им учение. 3) Способ сохранения его Как же предание, неписанное в книгах, могло сохраниться? – Священное предание или устная проповедь апостолов сохранялась так: где апостолы проповедовали и основали Церкви; там поставляли епископов и пресвитеров, и там устно преданное от них учение верующие принимали и хранили, как истинное слово Божие; старшие члены Церкви преемственно передавали его младшим, не позволяя себе никакого отступления от преданного учения. Предстоятели Церквей, епископы и пресвитеры, бдительно заботились о соблюдении преданного от апостолов учения, также таинств и чина Богослужения в неприкосновенности. Таким образом, верующие, руководимые Духом Святым, держась одного апостольского учения, благоговейно хранили оное, как залог своего спасения, и составляли из себя здравую часть той Церкви, которая, по слову апостола, есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ). Святой Ириней, епископ Лионский, живший во втором веке по рождестве Христовом, и бывший учеником святого Поликарпа, епископа Смирнского, ученика святого Иоанна Богослова, пишет: «не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в неё, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от неё питие жизни. Она есть дверь жизни». 1 Он же свидетельствует, что в его время «еще были народы, которые, уверовав во Христа, имеют спасение, написанное в сердцах их Духом, без бумаги и чернила, и тщательно блюдут древнее предание... что они по вере весьма мудры, и угождают Богу, проводя жизнь во всякой правде, чистоте и премудрости. Если бы кто стал проповедовать им лжеучение еретическое, то они затворили бы слух свой». 2 Преемники апостолов, устно преподавших верующим Божественное учение, как пишет святой Иустин мученик , «ничему не учили по своим соображениям, и никогда не впадали во взаимные состязания; ибо чужды будучи всякого искательства и злоумышленности; как прияли от Бога, так и передали нам учение». 3

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Св. Ипполит, епископ Рима, в своем сочинении «Сказание о Христе и антихристе» (883) приводит полностию слова сего послания об антихристе. Ученый Ориген , по известию Епифания Кипрского , писал толкование на это послание. Но оно не сохранилось. Однако, в других сохранившихся писаниях Оригена находится множество ссылок на слова Апостола Павла из второго послания к Солунянам (2:11, 12; 2:4). В объяснении же на Евангелие Матфея Ориген говорит, что день Господень не настанет до тех пор, пока не придет сначала отступление и не откроется человек греха, сын погибели, причем прямо говорит, что об этом свидетельствует Павел во втором послании к Фессалоникийцам 50 . Св. Кирилл Иерусалимский приводит слова этого послания: «тайна беззакония уже в действии» ( 2Сол. 2:7 ), причем присовокупляет: «о, хотя и сказало это, но да не будет, чтобы это исполнилось над нами! Однако, будем осторожны». « Церковь предварительно сказывает об антихристе до его пришествия. При тебе ли оно будет, не знаем, или после тебя, тоже не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться». Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, дал объяснение всего послания: потому его свидетельства, как и других толковников, будут приведены далее, при изъяснении самого послания. Нельзя при этом не заметить, что великий святитель Иоанн Златоуст был вместе с тем и выразителем свидетельств многовекового предания, сохранившегося в Церкви христианской, в изъяснении Божественных писаний самом строгом, которое Иоанн Златоуст усовершенствовал глубиною своей великой души и широтою взглядов своего необыкновенно светлого ума. За церковным богослужением второе послание к Солунянам читается в таком порядке: 1 гл. ст. 1–10 в понедельник 25 недели. 10–12 и 2 гл. ст. 1–2 во вторник. 1–12 в среду. 13–17 и 3 гл. ст. 1–5 в четверток. 1–15 в пяток. Второе послание к Солунянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе 51 : 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Церковь едина, ибо един Глава ее Иисус Христос , едино и Тело Его – Церковь , хотя и состоит из многих членов ( 1Кор.12:27 ). Она свята, ибо воистину един свят ее Глава – Господь и Спаситель. Церковь соборна, то есть не ограничена ни пространством, ни временем, призвана служить всем народам ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ; Лк.24:47 ). В жизни и деятельности ее принимают участие все члены, каждому из которых дана благодать по мере дара Христова ( Еф.4:7 ), и каждая Поместная Церковь владеет всем тем, что даровано и свойственно всей Церкви. Церковь – апостольская, ибо она неизменно хранит учение и предание святых апостолов ( 2Сол.2:15 ) и через преемственность священного рукоположения от них подает верным полноту даров благодати Святого Духа. Все эти свойства Церкви имеют свое основание и завершение в единстве Церкви, составляющем сущность ее. Природные особенности, общественные и политические условия, различия в развитии культуры – все это не могло не отразиться на церковном устроении и управлении. Они сказались и на своеобразии религиозной психологии – не только в богослужебных обрядах, но и в учении, богословских взглядах на Христианском Востоке и Западе. Повлияли эти особенности и на понимание самого единства Церкви. Если на Востоке Поместные Церкви старались «сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ) и принимали единство Вселенской Церкви как единение Поместных Церквей в вере, таинствах, братском общении, то на латинском Западе впоследствии единение понимали, как единство церковной организации, единство духовного авторитета и власти, как подчинение всех Церквей юрисдикции Римского епископа. Так, например, Папа Лeb XIII в своей энциклике о единстве Церкви «Satis cognitum» от 29 июня 1896 года подчеркивает, что единство является одной из прекраснейших черт образа Церкви. Это единство, утверждает Папа, должно проявляться как в единстве веры, так и в единстве управления. Оно, как полагает Папа, согласно Божественному установлению Христа, осуществляется центральной властью Рима и высочайшей, универсальной и самостоятельной властью Римского первосвященника, «наместника» Христа и «преемника» апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостолами. Из весьма многих подобных свидетельств приведем для примера некоторые. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится, в то время как святая предлежит и страшная жертва». (Тайновод. поуч. 5, гл. 9). Святой Василий Великий в молитвах, читаемых священником в церкви за вечернею в Троицын день, говорит, что Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы о иже во аде держимых, с надеждою для них мира, ослабления, и свободы. Св. Афанасий Великий говорит: «Богоглаголивые Апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости приявшие, исполнившую их восторга, силу Его, богодухновенными устами богоугодно учредили литургию, молитвы и псалмопения, и годичные воспоминания о усопших, каковое обыкновение благодатью человеколюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется от восток солнца до запад, на север и юг, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих». Св. Иоанн Златоуст говорит: «не напрасно узаконено Апостолами творить пред страшными тайнами поминовение об усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние» (Догм. Богосл. М. М. T. И., 593–594 стр.). Учение о молитве за умерших имеет также основания и в слове Божием. Правда, в свящ. писании нет прямой заповеди о молитве за умерших. Апостолы, как мы знаем, братие, многое передавали верующим не письменем, а устным словом ( 1Кор.11:2 ; 2Сол.2:15 ). Но тем не менее свящ. Писание не только отнюдь не запрещает молитв за умерших, но даже прямо приводит и предрасполагает к ним. Все мы, братие, дети одного Отца небесного, все мы должны иметь любовь друг к другу такую, которая по слову апостола Павла николиже отпадает ( 1Кор.13:8 ). Все мы составляем единую Церковь Христову, не только живущие на земле, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. Посему и на тех, которые хотя пред смертью и не принесли плодов достойных покаяния, но умерли в вере и общении с Церковью, мы должны смотреть, как на своих сочленов, и по закону любви христианской, по которому, если страдает в церкви один член, с ним страдают и все члены, должны относиться к ним не иначе, как с состраданием и готовностью помочь им в облегчении их участи по смерти, в достижении блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Но главнейшею и важнейшею причиною было, конечно, намерение Святого Духа – дать Церкви постоянный и неизменный образ проповедуемого в ней учения и как бы письменное свидетельство ее Божественного происхождения. Сами апостолы указывают на эту внутреннюю причину, когда , напоминая христианам об устной проповеди, стараются подтвердить истинность своих преданий письменными посланиями ( 2Сол.2:15 ), или когда в этих последних предлагают образ здравых слов ( 2Тим.1:13 ), с которыми верующие должны соображаться в недоуменных случаях (1Тим.3и которые должны возбуждать в верующих чистый смысл ( 2Пет.3:1 ) к правильному пониманию истины ( 1Ин.2:21 ). Понятно, что Святая Церковь , принимая от апостолов эти послания, смотрела на них как на чистейший источник истины, хранила и хранит их как священнейший залог живущего в нем Духа Божия и предлагает их своим чадам к постоянному руководству и наставлению, как слово Божие. В числе авторов посланий фигурируют далеко не все апостолы. Только пять из них обращались в письмах к церквам или отдельным лицам: Иаков, Петр, Иоанн, Иуда и Павел. Иакову и Иуде принадлежит по одному посланию, Петру – два, Иоанну – три, Павлу же – целых четырнадцать. Итого общим счетом двадцать одно. Семь посланий, принадлежащих первым четырем апостолам, составляют особый отдел и носят название соборных. Остальные 14 составляют другой отдел и известны под именем посланий апостола Павла; в древности они соединялись в одну книгу, называющуюся Апостольскою, или просто Апостолом. Соборные послания. Значение наименования Во всех рукописях и изданиях Нового Завета семь посланий, принадлежащих Иакову, Петру, Иоанну и Иуде, носят название соборных. Происхождение такого названия объяснить трудно. Первоначально оно принадлежало только первому посланию апостола Петра и первому посланию апостола Иоанна. С признанием подлинности посланий Иакова, Иуды и второго послания Петра это название перешло и на них, вероятно, по сходству содержания и назначения к тем же лицам. Наконец, это же название усвоено и двум малым посланиям Иоанна, которые с давнего времени считались дополнениями первого его послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

О сих-то заслугах святых отцов, как учителей святой веры, в честь их и для нашего назидания, наипаче же в прославление Христа Бога, светила на земли отцы наши основавшего, и теми ко истинной вере всех нас наставившего и наставляющего, посвятим размышлению несколько минут. 1. Прияв от самого Христа Спасителя Божественное повеление учить все народы истинам святой веры и освящать верующих спасительными таинствами, и облеченные на то силой свыше, святые Апостолы, действительно, во всех концах вселенной, повсюду насаждали Церковь Христову. Но, где только основывалась Церковь , там сряду же поставлялись и пастыри ее, служители веры. Им-то особенно отцам духовных чад, святые Апостолы вверяли все истины веры, и в особенности все учреждения о богопочитании, – не только письменно, но и лично, словесно, самым делом. В писании учение апостольское явилось не ранее, как спустя восемь лет по вознесении Господнем; являлось оно потом таким же образом, от времени до времени, и во все почти продолжение первого столетия. Но тем не менее, отнюдь не все, чему учили Апостолы Христовы, самовидцы и слуги воплощенного Слова Божия, – не все заключили они в письменах: наиболее хранилось их учение между верующими в устном священном предании. Самые писания требовали бдительного охранения и даже различения их от подложных, которые появлялись во множестве. Таким образом, для самого писания предание, которое верующие первее всего всегда могли слышать от отцов Церкви, было необходимо, – тем более, что весьма многое, что было в Церкви в непрерывном употреблении, как то: образ богослужения, правила жизни, выражение и особенно изъяснение догматов, – почти не имело и нужды в писании. Верно соблюдая заповедь апостольскую: братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим ( 2Сол. 2:15 ), – каждая из первенствующих Церквей, или всякое святое общество православно-верующих, по выражению святого апостола Павла, само было как бы живое послание апостольское, знаемое и прочитаемое от всех человек, или паче, – послание Христово, служеное Апостолами, написано не чернилом, но Духом Бога жива ( 2Кор. 3:2,3 ). Но в особенности это выражение апостольское, по преимуществу, надлежит отнести к служителям веры, к святым отцам первенствующей Церкви, которых долг был и принимать учение апостолов Христовых, и преподавать его другим, и хранить. Яже слышал еси от Мене, многими свидетели, пишет святой апостол Павел епископу ефесскому Тимофею, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити ( 2Тим. 2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

1) свидетельством Апостола Петра, который довольно ясно упоминает о Павловом послании к евреям; именно во втором своем послании к пришельцам рассеяния Ап. Петр говорит: якоже и возлюбленный наш брат Павел по данной ему премудрости написал вам ( 2Петр. 3:15 ); а из всех посланий Павловых известно только одно послание к евреям; 2) Свидетельством восемьдесят пятого правила апостольского, в котором принимается Павловых посланий четырнадцать, а свидетельством св. Климента Римского , который в первом своем послании к коринфянам приводит весьма много мест из послания к евреям; 3) Свидетельством Оригена , который говорит:«если какая церковь послание к евреям принимает за Павлово, в этой уверенности пусть и остается; ибо древние мужи не без причины предали нам сие послание, как послание Павла» (у Евсевия Hist. Lib. vi. сар. 25); 4) Свидетельством блаженного Иеронима, который вопреки господствовавшему в его время мнению римской Церкви говорит следующее:»послание, известное под надписью: к евреям, признается Павловым посланием не только в церквах восточных, но и во всех западных и у греческих писателей. Хотя латиняне не принимают оного в число писаний канонических, однако я принимаю, следуя в этом не обычаю нынешнего времени, но авторитету древних писателей, которые весьма часто заимствуют свидетельства из сего послания и притом не так как обыкновенно делают, заимствуя свидетельства из апокрифов, но как из канонических и принятых Церковью писаний (in Jesa, сар. 8); 5) Внутренними признаками, находящимися в самом послании; а именно а ) писатель упоминает о своих узах ( Евр. 10:34 ); а это любимая похвала Апостола Павла во всех его посланиях, писанных из Рима; б) Тимофея представляет своим спутником ( Евр. 13:23 ); а он был спутником одного Апостола Павла; в ) сущность учения в сем послании одинакова с учением, излагаемым в прочих Павловых посланиях; ибо все здесь сосредоточивается в той главной мысли, что христианство несравненно превосходнее иудейства и само но себе совершенно достаточно для спасения, не имея надобности в пособии обрядов ветхого закона; а это существенный и отличный предмет учения Павлова во всех его посланиях; г ) состав послания из двух частей (вероучительный и нравоучительный), ясно отделенных одна от другой, и образ изложения мыслей в послании к евреям совершенно одинаков с прочими посланиями Павла, и д. в конце послания к евреям содержатся слова: благодать со всеми вами ( Евр. 13:25 ), а эти слова, по свидетельству самого Апостола Павла, суть отличительный признак его посланий: целование моею рукою Павлею, еже есть знамение во всяком послании, сице пишу; благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами ( 2Сол.3:17 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

III. Продолжительность царствования антихриста. Вопреки учению раскольников (беспоповцев), что царствование антихриста будет продолжаться неопределенное время, православная церковь учит, что антихрист будет царствовать определенное время, именно только три года с половиною. Основания для такого учения она находить и в слове Божием и в писаниях отцов и учителей церкви. Св. Иоанн Златоуст , в 76 беседе на Евангелие от Матфея, объясняет, что Спаситель, говоря о бедствиях Иерусалима, говорил и о последних днях мира, которые сократятся избранных ради. Мысль эта выражается и в 105 сл. св. Ефрема Сирина и в слове Ипполитовом: «Царство антихриста вскоре разорится». Кроме этих неясных указаний на кратковременность царствования антихриста есть указания вполне ясные и определенные. Так, в кн. пророка Даниила читаем: «и дастся в руку его даже до времене и времен и полувремене» ( Дан. 7:25 ; сн. Дан. 12:7 ). Св. Кирилл Иерусалимский в объяснение этих слов пишет: «Царствовати имать антихрист три и пол лета точию. Не от сумнительных книг, но от Даниила глаголем, рече бо: «дастся в руку его даже до времене и времен и полувремене». Время убо едино есть лето, времена же прочая два лета беззаконии его... а пол времене шесть месяцев есть» (15 оглас. поуч. л. 149 об. и 150, чл. 16, сн. Кир. кн. л. 52). Яснее время царствования антихриста определено в Апокалипсисе, где сказано: «И дана... быст ему область творити месяц четыредесят два» ( Апок. 13:5 ). Св. Андрей Кесарийский в пояснение этих слов говорит: „четыредесять же и два месяца являют, яко по попущению Божию полчетверта лета область имети будет» (антихрист). («Толк. Апок.» стр. 59). В другом месте он же пишет: «Три лета и пол, являемая днями тысяща двесте и шестедесятми... державствовати будет отступление» («Толк. на Апок.» стр. 55, сн. Апок. XII, 6). Точно так же учат о времени царствования антихриста и уважаемые раскольниками старопечатные книги. Так в «Кирил. книге» читаем: «Полчетверта лета тако будет люто царствовати, дóндеже вторым с небесе славным пришествием Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа истинного, помрачится: " егоже убив Духом уст Своих» ( 2Сол. 2:8 ), родству огненному предаст» (л. 47 об, сн. л. 48 об., см. также в Кн. о вер. л. 270 и в Б. Кат. л, 102) (Сост. по кн.: «Руководство по обличению русского раскола». Изд. 2. К. Плотникова , стр. 230 – 250).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010